Доклад "Формирование умений и навыков на занятиях производственного обучения по профессии электрогазосварщик."
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 66.
Доклад на педагогические чтения
Тема: Формирование умений и навыков на занятиях производственного обучения по профессии электрогазосварщик.
Разработал: мастер п/о
Бобырева И.В.
Шатура 2009
Формирование умений и навыков на занятиях производственного обучения по профессии электрогазосварщик.
В современных условиях гарантом успеха молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки, уровень профессионального мастерства. А это еще раз ставит перед профессиональными учебными заведениями задачи по коренному улучшению постановки производственного; обучения учащихся, рабочих и специалистов, повышения эффективности методов его осуществления.
Основной целью производственного обучения учащихся является формирова ние у них профессионального мастерства в области определенной
профессии, специальности.
Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство»:
— качество выполнения работы — выполнение технических тре бований (условий) к результатам работы; соответствие ее установ ленным показателям и нормативам, параметрам; получение устой чивых положительных результатов;
— производительность труда — выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводи тельной техники и технологии, наиболее экономных и производи тельных способов выполнения работы и организации труда;
— профессиональная самостоятельность — умение самосто ятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое каче ство и производительность труда; способность самостоятельно раз бираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;
— культура труда — способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;
— творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершен ствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способ ности к рационализации и изобретательству;
Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся.
В ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, глубину и осознанность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике в различных учебных, производственных и жизненных ситуациях. Вот почему в акте усвоения знаний обязательно должен присутствовать элемент их применения. Оно осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания учебного материала.
Применение знаний в том или ином виде происходит в каждом звене учебного процесса и определяется непосредственной логикой усвоения знаний. Применение знаний можно организовать путем выполнения упражнений, лабораторных и практических работ и т.д. Основным способом применения знаний, полученных учащимися при изучении специальных и общетехнических предметов, является производственное обучение учащихся. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, действенными и оттого реально осмысленными.
Применяя знания в различных учебных и производственных ситуациях, учащиеся тем самым осваивают способы деятельности, хотя овладение ими может выступать и самостоятельной целью обучения. Особенно это характерно для производственного обучения учащихся.
Способы деятельности бывают практические и интеллектуальные. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке – практические действия. Выполнение расчетов, сравнение, классификация – интеллектуальные способы деятельности. К ним относятся также и способы оперирования различным знаниями в уме, т. е. мышление, осуществляемое на каком- либо предметном содержании. Среди интеллектуальных способов следует различать способы действия учащихся по усвоению знаний, по применению усвоенных знаний, получению (самостоятельному добыванию) знаний, по организации своей познавательной деятельности.
Результатом применения знаний и освоения способов деятельности является формирование у учащихся умений и навыков. Умение – это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих большую цель. Умение может быть освоено с разной степенью совершенства, но его выполнение всегда контролируется сознанием. Вместе с тем человек никогда не создает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности.
Такие умения формируются при проведении упражнений. Одним из типичных творческих упражнений является решение продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки, настройки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, эффективности применения инструментов, приспособлений, процессов); на объяснение различных технических явлений и процессов.
При изучении специальных предметов большое применение находят упражнения в планировании (проектировании) технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки, регулировки и т.п. Основная дидактическая цель таких упражнений — формирование у учащихся, прежде всего, обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов, типовых алгоритмов действия, способов самопроверки), используя которые они смогут уве ренно разрабатывать конкретные технологические процессы.
Характерный вид упражнений этого типа — составление принципиальных схем изучаемых машин, механизмов, установок и т.п. Учащиеся при этом должны выделить основное, главное, отвлечься от второстепенного, мысленно представить взаимосвязанные звенья и от пространственных представлений перейти к плоскостному схематическому изображению.
На уроках производственного обучения по сварочному делу учащимся предоставляется возможность проявить себя. На спецтехнологии они получают теоретические знания по выбранной профессии, а, работая в мастерской, они должны научиться применять эти знания на практике, т.е. у них формируются определенные навыки и умения.
Реализация поставленных задач, т.е. формирование умений и навыков, обеспечивается системой закрепления. Одним из средств закрепления является их воспроизведение. Вначале, при изучении приемов и операций — это отработка правильности трудовых действий, далее — достижение точности, скорости, сноровки. Постоянными, сквозными, все более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего безграничное множество своих специфических проявлений и уровней.
Мастер разрабатывает задания, планирует порядок их выполнения, регулирует сложность и трудность, а во время работы наблюдает за учащимися и в необходимых случаях консультирует их, помогая самостоятельному решению поставленной задачи. В конце каждого года обучения мастер проводит проверочные квалификационные работы – это самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа – это форма познавательной деятельности учащегося, его памяти, мышления, воображения. Такие работы показывают, как учащиеся научились применять полученные теоретические знания на практике.
Последним этапом формирования умений и навыков можно считать производственную практику в условиях конкретного предприятия. Здесь ребята в условиях производства укрепляют свои умения и навыки, учатся производственной дисциплине, ответственности, самосто ятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое каче ство и производительность труда; способность самостоятельно раз бираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе.
Формирование умений и навыков происходит на следующих уровнях:
I уровень — репродуктивная, несамостоятельная работа – деятельность выполняется под непос редственным наблюдением и руковод ством мастера. Первоначальное освоение трудовых приемов и операции, способов выполнения несложных работ комплексного характера.
II уровень — репродуктивная, самостоятельная работа – деятельность выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов (технологической последовательности выполнения работы, чередования эта пов, элементов, процедуры), воспроизводимых по памяти.
III уровень — продуктивная, самостоятельная работа. Выполнение работ комплексного характера средней сложности; освоение новых технологии.
IV уровень — самостоятельная, творческая работа. Деятельность выполняется на основе самостоятельно созданных алгоритмов. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и си туациях деятельности творчески используются усвоенные знания и умения, предлагает и реализует на практике оригинальные решения в области орудии, средств и способов труда.
Литература
- Скакун В.А. Преподавание курса « Организация и методика производственного обучения»: Метод. пособие. – М.:Высш.шк.,1990
- Фоминых В.П. Методика практического обучения сварщиков ручной дуговой сварки: Метод. пособие. – М.:Высш.шк.,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения технического состояния кривошипно-шатунного механизма с помощью приборов и устранение основных его неисправностей.Задачи занятия:Обучающие:Форми...
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование газораспределительного механизма УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам обнаружения неисправностей газораспределительного механизма, устранения простейших неисправностей, выполнения регулировки теплового зазора в газораспределите...
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы смазки двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в смазочной системе двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов проведе...
План занятия производственного обучения: Техническое обслуживание и диагностирование системы охлаждения двигателя УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии СПО 190631.01 Автомеханик
Цель занятия:Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в системе охлаждения двигателей. Задачи занятия:Обучающие:Формирование и усвоение приемов ...
Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»
Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....
Формирование исследовательских умений и навыков на занятиях и во внеаудиторной работе в цикле специальных дисциплин
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
Доклад на тему: «Формирование у обучающихся умений и навыков на уроках производственного обучения»
Понятия умений и навыков. Формирование умений и навыков в процессе профессионального обучения....