РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op._05_metrologiya_standartizatsiya_i_sertifikatsiya.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.Ф.МОРОЗОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
с. Слобода
2020 г.
Одобрено МО профессионального цикла УГ спец. 15.00.00 «Машиностроение» 38.00.00 «Экономика и управление» Председатель ______________М.А.Кащенко «01» сентября 2020 г. | Утверждаю заместитель директора по учебной работе
__________Т.Г. Круподерова «_01_» сентября 2020 г. |
| |
Согласовано Методист Е.В. Хрулева «_01_» сентября 2020 г |
Разработчик:
Баталин А.Н.. преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова»
Программа рекомендована методическим объединением профессионального цикла укрупненных групп специальностей 15.00.00 «Машиностроение», 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова».
».
Протокол № « 1 » от « 01 » сентября 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов | стр. |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» входит в состав профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
-применять документацию систем качества;
-применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-документацию систем качества;
-единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
-основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
-основы повышения качества продукции.
Вариативная часть введена с целью реализации требований работодателей и углубления знаний в области формы оценки соответствия, понятия подтверждения соответствия, формы и схемы подтверждения соответствия, сущности сертификации продукции, обязательная и добровольная сертификация (Тема 3.2).
В результате освоения вариативной части дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять в профессиональной деятельности документацию по подтверждению соответствия и схемы подтверждения соответствия согласно действующим нормативным документам по сертификации.
В результате освоения вариативной части дисциплины обучающийся должен знать:
- виды документов, регламентирующих проведение оценки соответствия, обязательную и добровольную сертификацию продукции.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей;
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования;
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции;
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей;
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения;
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения;
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения;
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей;
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции(ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения, в стандартных и в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -78 часов;
практические занятия 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося -39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем у дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
лабораторные работы | Не предусмотрено |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | Не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 39 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | Э |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1 Основы метрологии. | ||||
Тема 1.1 Цели и задачи метрологии | 12 | |||
1 | Основные понятия по метрологии. | 2 2 2 2 2 2 | ||
2 | Взаимозаменяемость продукции. Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции. | |||
3 | Понятие о физической величине. Система физических величин. Система единиц физических величин. Определение и эталоны основных и дополнительных величин | |||
4 | Способы измерения физических величин. | |||
5 | Виды измерительных инструментов для контроля физических величин. | |||
6 | Способы проведения измерений различными инструментами | |||
Практическое занятие №1: 1. Изучение видов инструментов для контроля геометрических параметров. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению практического задания, ознакомление с нормативными документами, регламентирующими проведение измерений геометрических параметров изделия. | 7 | |||
Раздел 2 Стандартизация. Виды нормативных документов. | ||||
Тема 2.1. Основы стандартизации | 10 | |||
1 | Основные понятия в области стандартизации, стандартизация, объект стандартизации, нормативно-технический документ, стандарт | 2 2 2 2 2 | ||
2 | Органы и службы стандартизации. Государственный контроль и надзор | |||
3 | Принципы и методы стандартизации. Предпочтительные числа. Параметрические ряды. | |||
4 | Порядок разработки, внедрение и обновление нормативных документов. | |||
5 | Информационное обеспечение в области стандартизации, обязанности, права и ответственность нормоконтролера | |||
Практическое занятие № 2 Нормоконтроль технологической документации. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению практического задания, ознакомление с нормативными документами, регламентирующими организацию и проведение нормоконтроля | 6 | |||
Раздел 3. Качество продукции. | ||||
Тема 3.1. Основные понятия по качеству | 6 | |||
1 | Основные понятия в области качества продукции. Требования к качеству продукции. | 2 2 2 | ||
2 | Оценка качества. Методы определения показателей качества. | |||
3 | Управление качеством продукции. Основные принципы и методы управления качеством продукции. Система качества. Международная система стандартов по обеспечению качества. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение нормативных документов по контролю качества продукции | 4 | |||
Тема 3.2 Основы сертификации. | 6 | |||
1 | Сущность сертификации продукции Обязательная и добровольная сертификация | 2 2 2 | ||
2 | Формы оценки соответствия. | |||
3 | Понятие подтверждения соответствия. Формы и схемы подтверждения соответствия. | |||
Практическое занятие № 3 Изучение ГОСТ по формам оценки соответствия. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению практического задания, | 4 | |||
Раздел 4. Нормативные документы к основным видам продукции. | ||||
Тема 4.1. Системы допусков и посадок гладких элементов деталей. | 14 | |||
1 | Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности. Основные термины. | 2 2 2 2 2 2 2 | ||
2 | Графическое изображение размеров и отклонений. Графическое изображение полей допусков. | |||
3 | Основные понятия о посадках. Понятия о посадках в системе отверстия и в системе вала. | |||
4 | Расчёт посадок с зазором | |||
5 | Расчет посадок с натягом и переходных посадок | |||
6 | Единая система допусков и посадок (ЕСДП) для гладких цилиндрических соединений. | |||
7 | Интервалы размеров, единицы допуска, квалитеты. Образование посадок в ЕСДП | |||
Практическое занятие № 4 «Расчёт параметров посадок гладких сопрягаемых элементов деталей». | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Расчет посадок гладких цилиндрических сопрягаемых элементов конструкции. | 7 | |||
Тема 4.2. Нормирование точности типовых элементов, элементов деталей и соединений | 6 | |||
1 | Поверхности (профили) прилегающие и реальные. | 2 2 2 | ||
2 | Отклонения и допуски формы расположения поверхностей: терминология виды, условные знаки. | |||
3 | Шероховатость поверхности. Взаимосвязь значения допуска и шероховатости | |||
Практическое занятие № 5 Изучение всех видов знаков шероховатостей. Изучение ГОСТ на шероховатость поверхности | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к проведению практического занятия. Изучение документов по нормированию шероховатости поверхности | 3 | |||
Тема 4.3. Нормирование точности формы и расположения поверхностей | 14 | |||
1 | Нормирование точности резьб. | 2 2 2 2 2 2 2 | ||
2 | Нормирование точности резьбовых соединений. | |||
3 | Нормирование точности углов. Способы измерения и контроля размеров углов. | |||
4 | Нормирование точности конических соединений. | |||
5 | Нормирование точности шпоночных и шлицевых соединений. | |||
6 | Нормирование точности зубчатых колёс. | |||
7 | Нормирование точности зубчатых передач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение документов по нормированию точности и формы расположения поверхностей. | 8 | |||
Всего: | 117 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины осуществляется в лаборатории метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, типовой учебный комплекс, координатно-измерительная машина АЛК с ЧПУ, персональный компьютер, комплект плакатов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
контрольно-измерительный инструмент: штанген инструмент, микрометрический инструмент, рычажно-механические приборы, гладкие калибры;
комплект образцов шероховатости;
комплект деталей;
комплект чертежей;
комплект нормативно-технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (стенды).
- Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники:
- Метрология, стандартизация и сертификация в 3-х частях: учебник для СПО / Я. М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе. – 5-е издание . М: Издательство Юрайт, 2019.
- Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация ч.2.: Стандартизация: учебник для СПО/ А.Г. Гоцеридзе.- 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 481с. - (электронное издание)
- Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация ч.3.: Сертификация: учебник для СПО/ А.Г. Гоцеридзе.- 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 132с. - (электронное издание)
Дополнительные источники:
- С.А. Зайцев Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.
Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении : учебник. –/. С.А. Зайцев, А.Н. Толстов. Д.Д. Грибанов, А.Н. Толстов. 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
- Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования / Т.А. Богдасарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 64 с.
- Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов / М.: Логос, 2000. – 248 с.: ил.
- Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – М.: Высш. школа, 2002. – 422 с.: ил.
- Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г №4871-1.
- Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27.12.02, действует с 01.07.03.
Интернет – ресурсы:
- http://www.complexdoc.ru/
- http://www.gost.ru/wps/portal/
- http://www.rostest.ru/
- http://www.rosstandart.ru/tag/gosstandart/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности | Проверка и оценка письменной работы Проверка и оценка тестового задания Оценка устного ответа экзамен |
Уметь применять документацию систем качества; | Проверка и оценка письменной работы Оценка устного ответа экзамен |
Уметь применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | Проверка и оценка тестового задания Проверка и оценка письменной работы экзамен |
Уметь применять в профессиональной деятельности документацию по подтверждению соответствия и схемы подтверждения соответствия согласно действующим нормативным документам по сертификации | Оценка устного ответа экзамен |
Знать документацию систем качества; | Проверка и оценка тестового задания Оценка устного ответа экзамен |
Знать единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах | Проверка и оценка тестового задания Оценка устного ответа экзамен |
Знать основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; | Проверка и оценка письменной работы Оценка устного ответа экзамен |
Знать основы повышения качества продукции. | Проверка и оценка письменной работы Оценка устного ответа экзамен |
Знать виды документов, регламентирующих проведение оценки соответствия, обязательную и добровольную сертификацию продукции. | Проверка и оценка письменной работы Оценка устного ответа экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" для специальности СПО
Одобрена цикловой комиссиейтехнических дисциплинПротокол №__ от «___»____________2012г.Председатель комиссии:__________________ Г.М. Мосунов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация» (2 курс СПО)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Аннотация на рабочие программы по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"
Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальностей: 11.02.09 - Многоканальные телекоммуникационные системы, 230113 - Компьютерные системы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.03. «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ОП.03. «Метрология, стандартизация и сертификация»для специальности:13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» программы подготовки спе...
Рабочая программа по дисциплине: метрология, стандартизация и сертификация
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫметрология, стандартизация и сертификация 1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образ...
Рабочая программа ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленная подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильног...