РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.Ф.МОРОЗОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

профессионального цикла

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

с. Слобода

2020 г.

Одобрено

МО профессионального цикла

УГ спец. 15.00.00 «Машиностроение»

38.00.00 «Экономика и управление»

Председатель

______________М.А.Кащенко

«01» сентября 2020 г.

Утверждаю

заместитель директора

по учебной работе

 

__________Т.Г. Круподерова

«_01_» сентября 2020 г.

 

Согласовано

Методист

                                Е.В. Хрулева

«_01_» сентября 2020 г

Разработчик:

Баталин А.Н.. преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова»

Программа рекомендована методическим объединением профессионального цикла укрупненных групп специальностей 15.00.00 «Машиностроение», 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова».

».

Протокол № «  1  » от « 01  » сентября 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины

4

  1. Структура и содержание дисциплины

6

  1. Условия реализации рабочей программы дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

11

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и сертификация

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» входит в состав профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Базовая часть:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

-применять документацию систем качества;

-применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-документацию систем качества;

-единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

-основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

-основы повышения качества продукции.

Вариативная часть введена с целью реализации требований работодателей и углубления знаний в области формы оценки соответствия, понятия подтверждения соответствия, формы и схемы подтверждения соответствия, сущности сертификации продукции, обязательная и добровольная сертификация (Тема 3.2).

В результате освоения вариативной части дисциплины обучающийся должен уметь:

-применять в профессиональной деятельности документацию по подтверждению соответствия и схемы подтверждения соответствия согласно действующим нормативным документам по сертификации.

В результате освоения вариативной части дисциплины обучающийся должен знать:

- виды документов, регламентирующих проведение оценки соответствия, обязательную и добровольную сертификацию продукции.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей;

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования;

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции;

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей;

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;

ПК 2.1. Участвовать в  планировании и организации работы структурного подразделения;

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения;

ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения;

ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей;

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции(ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения, в стандартных и  в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск, и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -117 часов, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -78 часов;

        практические занятия 10 часов;

        самостоятельной работы обучающегося -39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем у дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

лабораторные  работы

Не предусмотрено

практические занятия

12

контрольные работы

Не предусмотрено

курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

внеаудиторная самостоятельная работа

39

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Э

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

1

2

3

Раздел 1 Основы метрологии.

Тема 1.1

Цели и задачи метрологии

12

1

Основные понятия по метрологии.

2

2

2

2

2

2

2

Взаимозаменяемость продукции. Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции.

3

Понятие о физической величине. Система физических величин. Система единиц физических величин. Определение и эталоны основных и дополнительных величин

4

Способы измерения физических величин.

5

Виды измерительных инструментов для контроля физических величин.

6

Способы проведения измерений различными инструментами

Практическое занятие №1:

1. Изучение видов инструментов для контроля геометрических параметров.

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению практического задания, ознакомление с нормативными документами, регламентирующими проведение измерений геометрических параметров изделия.

7

Раздел 2 Стандартизация. Виды нормативных документов.

Тема 2.1. Основы стандартизации

10

1

Основные понятия в области стандартизации, стандартизация, объект стандартизации, нормативно-технический документ, стандарт

2

2

2

2

2

2

Органы и службы стандартизации. Государственный контроль и надзор

3

Принципы и методы стандартизации. Предпочтительные числа. Параметрические ряды.

4

Порядок разработки, внедрение и обновление нормативных документов.

5

Информационное обеспечение в области стандартизации, обязанности, права и ответственность нормоконтролера

Практическое занятие № 2

Нормоконтроль технологической документации.

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению практического задания, ознакомление с нормативными документами, регламентирующими организацию и проведение нормоконтроля

6

Раздел 3. Качество продукции.

Тема 3.1. Основные понятия по качеству

6

1

Основные понятия в области качества продукции. Требования к качеству продукции.

2

2

2

2

Оценка качества. Методы определения показателей качества.

3

Управление качеством продукции. Основные принципы и методы управления качеством продукции. Система качества. Международная система стандартов по обеспечению качества.

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение нормативных документов по контролю качества продукции

4

Тема 3.2 Основы сертификации.

6

1

Сущность сертификации продукции Обязательная и добровольная сертификация

2

2

2

2

Формы оценки соответствия.

3

Понятие подтверждения соответствия. Формы и схемы подтверждения соответствия.

Практическое занятие № 3 Изучение ГОСТ по формам оценки соответствия.

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению практического задания,

4

Раздел 4. Нормативные документы к основным видам продукции.

Тема 4.1. Системы допусков и посадок гладких элементов деталей.

14

1

Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности. Основные термины.

2

2

2

2

2

2

2

2

Графическое изображение размеров и отклонений. Графическое изображение полей допусков.

3

Основные понятия о посадках. Понятия о посадках в системе отверстия и в системе вала.

4

Расчёт посадок с зазором

5

Расчет посадок с натягом и переходных посадок

6

Единая система допусков и посадок (ЕСДП) для гладких цилиндрических соединений.

7

Интервалы размеров, единицы допуска, квалитеты. Образование посадок в ЕСДП

Практическое занятие № 4

«Расчёт параметров посадок гладких сопрягаемых элементов деталей».

2

Самостоятельная работа обучающихся: Расчет посадок гладких цилиндрических сопрягаемых элементов конструкции.

7

Тема 4.2. Нормирование точности типовых элементов, элементов деталей и соединений

6

1

Поверхности (профили)  прилегающие и реальные.

2

2

2

2

Отклонения и допуски формы расположения поверхностей: терминология виды, условные знаки.

3

Шероховатость поверхности. Взаимосвязь значения допуска и шероховатости

Практическое занятие № 5

Изучение всех видов знаков шероховатостей. Изучение ГОСТ на шероховатость поверхности

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к проведению практического занятия. Изучение документов по нормированию шероховатости поверхности

3

Тема 4.3. Нормирование точности формы и расположения поверхностей

14

1

Нормирование точности резьб.

2

2

2

2

2

2

2

2

Нормирование точности резьбовых соединений.

3

Нормирование точности углов. Способы измерения и контроля размеров углов.

4

Нормирование точности конических соединений.

5

Нормирование точности шпоночных и шлицевых  соединений.

6

Нормирование точности зубчатых колёс.

7

Нормирование точности зубчатых передач.

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение документов по нормированию точности и формы расположения поверхностей.

8

Всего:

117

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины осуществляется в лаборатории метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия.

Технические средства обучения: мультимедиа проектор, типовой учебный комплекс, координатно-измерительная машина АЛК с ЧПУ, персональный компьютер, комплект плакатов.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

контрольно-измерительный инструмент: штанген инструмент, микрометрический инструмент, рычажно-механические приборы, гладкие калибры;

комплект образцов шероховатости;

комплект деталей;

комплект чертежей;

комплект нормативно-технологической документации;

комплект учебно-методической документации;

наглядные пособия (стенды).

  1. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники:

  1. Метрология, стандартизация и сертификация в 3-х частях: учебник для СПО / Я. М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе. – 5-е издание . М: Издательство Юрайт, 2019.
  2. Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация ч.2.: Стандартизация: учебник для СПО/ А.Г. Гоцеридзе.- 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 481с. - (электронное издание)
  3. Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация ч.3.: Сертификация: учебник для СПО/ А.Г. Гоцеридзе.- 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 132с. - (электронное издание)

Дополнительные источники:

  1. С.А. Зайцев Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.

Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении : учебник. –/. С.А. Зайцев, А.Н. Толстов. Д.Д. Грибанов, А.Н. Толстов. 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

  1. Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования / Т.А. Богдасарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 64 с.
  2. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов / М.: Логос, 2000. – 248 с.: ил.
  3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – М.: Высш. школа, 2002. – 422 с.: ил.
  4. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г №4871-1.
  5. Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27.12.02, действует с 01.07.03.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.complexdoc.ru/
  2. http://www.gost.ru/wps/portal/
  3. http://www.rostest.ru/
  4. http://www.rosstandart.ru/tag/gosstandart/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности

Проверка и оценка письменной работы

Проверка и оценка тестового задания

Оценка устного ответа

экзамен

Уметь применять документацию систем качества;

Проверка и оценка письменной работы

Оценка устного ответа

экзамен

Уметь применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

Проверка и оценка тестового задания

Проверка и оценка письменной работы

экзамен

Уметь применять в профессиональной деятельности документацию по подтверждению соответствия и схемы подтверждения соответствия согласно действующим нормативным документам по сертификации

Оценка устного ответа

экзамен

Знать документацию систем качества;

Проверка и оценка тестового задания

Оценка устного ответа

экзамен

Знать единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах

Проверка и оценка тестового задания

Оценка устного ответа

экзамен

Знать основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

Проверка и оценка письменной работы

Оценка устного ответа

экзамен

Знать основы повышения качества продукции.

Проверка и оценка письменной работы

Оценка устного ответа

экзамен

Знать виды документов, регламентирующих проведение оценки соответствия, обязательную и добровольную сертификацию продукции.

Проверка и оценка письменной работы

Оценка устного ответа

экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" для специальности СПО

Одобрена цикловой  комиссиейтехнических дисциплинПротокол №__ от  «___»____________2012г.Председатель комиссии:__________________ Г.М. Мосунов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация» (2 курс СПО)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Аннотация на рабочие программы по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация"

Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для специальностей: 11.02.09 - Многоканальные телекоммуникационные системы, 230113 - Компьютерные системы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.03. «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа   ОП.03. «Метрология, стандартизация и сертификация»для специальности:13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» программы подготовки спе...

Рабочая программа по дисциплине: метрология, стандартизация и сертификация

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫметрология, стандартизация и сертификация 1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образ...

Рабочая программа ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильног...