Выступление на методической комиссии структурного подразделения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Доклад
по теме:
«Личность современного педагога»
Преподавателя Ю.Н. Кукушкина
Педагогика определяет учебный процесс как целенаправленное взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и всестороннего развития личности обучающегося. В контексте гуманистической парадигмы образования цели обучения триедины и включают в себя образовательный, развивающий воспитывающий компоненты. Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию в профессиональных учебных заведениях будущих квалифицированных рабочих и специалистов в решающей степени зависит от преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации, личностных качеств, общей эрудиции и культуры, от организации и постановки системы становления и развития их педагогического мастерства. Особенно это актуально для преподавателей специальных дисциплин, большинство из которых, будучи квалифицированными специалистами в области соответствующей профессии, не имеют педагогического образования, являются фактически педагогами-самоучками. Для преподавания любого предмета, а специального и общетехнического в особенности, главнейшим качеством является глубокое знание своего предмета, широкий технический кругозор. Только свободное владение предметом может пробудить у обучающегося интерес к знаниям, уважение к преподавателю, его требованиям. Никогда не сможет увлечь своим предметом ребят преподаватель, который знает только то, что ему полагается дать обучающемуся по программе, не может ответить на их многочисленные и самые неожиданные вопросы. В. А. Сухомлинский, педагог, обладающий высочайшим педагогическим мастерством и разносторонней педагогической эрудицией, по этому вопросу говорил, что школьная проблема должна быть альфой, а не омегой профессионального кругозора учителя. Хороший преподаватель всегда знает намного больше того, что ему нужно дать обучающему по программе, свободно ориентируется в содержании не только своего предмета, но и других предметах учебного плана, в сложных вопросах науки, техники и технологии, которые он преподает. Это позволяет ему вести обучение на основе тесных межпредметных и внутрипредметных связей, знакомить обучающихся с историей перспективами развития соответствующей техники и технологии, быть свободным в подборе примеров и иллюстраций к изучаемому предмету. В основе успехов в обучении, и воспитании обучающихся лежит любовь к педагогической деятельности преподавателя. Педагога – мастера своего дела отличает «эмпатия» - развитая способность понимать трудности обучающихся, способность уметь посмотреть на себя их глазами, понять пути их мышления, и механизм познания.
Преподаватель должен обладать высокими моральными качествами – честность, правдивость, справедливость, незлопамятность, доброта. Для моделирования учебного процесса педагогу необходимо иметь высокий уровень педагогического воображения, способность импровизировать в конкретных условиях, с учетом подготовленности обучающихся. Он не привязан к составленному плану урока, может менять его построение, структуру, методику и организацию проведения в зависимости от складывающихся условий. Успеху учебно-воспитательной работы в значительной степени содействует высокий уровень общей культуры преподавателя, широкий кругозор, так как значительно повысился культурный и общеобразовательный уровень молодежи, расширился круг ее интересов. Педагог постоянно должен стараться быть в курсе достижений педагогической науки, передовой педагогической практики, интересоваться педагогической литературой, стараться искать новое, и использовать в своей работе.
Педагог, довольствующийся тем, чего он достиг, не стремящийся к совершенствованию, никогда не станет мастером педагогического труда, даже если внешне у него все благополучно.
Здоровая неудовлетворенность своими успехами – это верный признак движения к овладению педагогическим мастерством, под которым понимается синтез разнообразных качеств личности преподавателя, его научных, технических, педагогических знаний и умений, позволяющих ему добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Педагогическое мастерство нельзя расценивать по отдельным урокам, оно проявляется в системе работы преподавателя в целом. Такое мастерство – не природный дар человека, хотя природные задатки к педагогической деятельности во многом облегчает и способствует овладению им.
Педагогическое мастерство формируется в активном, творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних знаний по преподаваемому предмету, педагогики, психологии, методики в организации обучения. Преподаватель, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать, разумно спланировать и реализовать педагогический процесс. Он тщательно подбирает наиболее целесообразные учебные задания, учитывая при этом особенности восприятия обучающихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения, заблаговременно готовит необходимые средства обучения, учебную документацию. Умелый преподаватель владеет системой разнообразных методов и методических приемов обучения в комплексе, в совершенстве владеет педагогической техникой. Каждый преподаватель имеет свой, характерный для него, «педагогический подчерк», по-своему организует работу, добиваясь осуществления целей обучения и воспитания. С помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль. Стиль работы педагога во многом определяет стиль учебной работы учащихся, цели и мотивации их учения, характер их познавательной деятельности. Основные черты стиля работы педагога:
- Цельность;
- Насыщенность содержательным материалом;
- Большая плотность знаний;
- Интерес учащихся к учебной деятельности;
- Высокая активность на протяжении всего урока;
- Эмоциональный тонус, деловая атмосфера в сочетании непринужденностью и естественностью.
Одним из показателей высокого педагогического мастерства является педагогический такт преподавателя, основанный на знании и понимании внутреннего мира учащихся, вдумчивости, внимательности доброжелательном отношении к ним. Велика роль преподавателя в воспитании обучающихся. Это достигается не только отличной организацией и эффективным проведением воспитательных мероприятий, не только личным примером педагога, но и рациональной организацией и методикой учебного процесса. Когда преподаватель сообщает знания на уроке обучающимся догматически, удовлетворяется только механическим воспроизведением изложенного материала, воспитательное значение таких уроков весьма мало. Когда же до обучающихся доносятся не только факты, но и идеи, сущность, а обучающиеся не только запоминают материал, но и вдумываются в него, «докапываются» до истины, задают вопросы, высказывают свои суждения, воспитательный эффект урока значительно повышается. Одной из важных черт педагогического мастерства является умение преподавателя устанавливать и поддерживать с обучающимися отношения доверия, доброжелательности, когда уважение сочетается с требовательностью. Мастера производственного обучения во взаимоотношениях с обучающимися отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Он больше советует, показывает, меньше понукает, приказывает, выговаривает, одергивает. Такие отношения, с одной стороны, создают возможности для положительного воздействия на обучающихся, с другой стороны являются условием нормального педагогического процесса. Современному педагогу необходимо постоянно изучать и использовать передовой педагогический опыт путем самообразования и обучения в системе повышения квалификации.
Заимствование самого лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идеи, которую развивать нужно самостоятельно, с учетом своих конкретных возможностей. Эффективное изучение передового педагогического опыта обеспечивается комплексным применением таких способов, как посещение уроков опытных педагогов – «носителей» передового опыта, посещение и анализ открытых уроков, изучение педагогической литературы, освещающий передовой педагогический опыт.
Изучающему опыт мастера производственного обучения, особенно начинающему педагогическую деятельность, важно проникнуть в его «творческую лабораторию», разобраться в системе подготовки к занятиям, изучить перспективно-тематические планы, конспекты и тезисы, методические разработки, планы уроков, их оснащение, карточки- задания, систему упражнений, характер и содержание самообразования.
Но основной путь изучения передового педагогического опыта – посещение уроков опытного преподавателя. На уроке, как нигде раскрываются возможности педагога, степень его подготовки, мастерство, эрудиция, педагогическая техника. Объектами изучения при таких посещениях могут быть;
- Способы актуализации знаний и опыту обучающегося:
- Организация и методика проверки выполнения обучающимися домашних заданий;
- Построение изложения учебного материала;
- Способы осуществления «обратной связи»;
- Способы внешней и внутренней активизации обучающихся на уроке;
- Стиль и такт общения с учащимися перед уроком, на уроке и после;
- Руководство упражнениями и самостоятельной работой обучающихся;
- Способы установления межпредметных и внутрипредметных связей, связей с производственным обучением;
- Методика и организация ведения проверочных, обобщающих, эвристических бесед с обучающимися;
- Способы применения наглядных пособий;
- Способы индивидуализации учебного процесса на различных его этапах;
- Организация и методика проверки и оценки усвоения обучающимися материала урока;
- Педагогическая техника преподавателя.
Изучение передового опыта – важный, но не основной этап этой формы повышения педагогической квалификации преподавателей.
Изученный опыт только тогда дает ожидаемый эффект, когда он будет применен, освоен, использован.
Не умоляя роли и значения системы «стационарных» форм повышения педагогической квалификации необходимо отметить, что настоящее педагогическое мастерство развивается и поддерживается на соответствующем уровне только при условии эффективного педагогического самообразования преподавателя. К.Д. Ушинский в свое время подчеркивал, что «учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель». Проблема педагогического самообразования должна решаться не попутно с основным делом, не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически, как одна из важнейших форм формирования и развития педагогической квалификации, мастерства, эрудиции.
Педагогическое самообразование – процесс сугубо индивидуальный, добровольный, осуществляемый на основе осознанной потребности в этом. Педагогическое самообразование охватывает многие стороны педагогической деятельности: Это и индивидуальная самостоятельная работа при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, и участие в обсуждении «открытых уроков», и подготовка докладов на педагогические чтения, и участие в коллективной методической работе, проводимой в учебном заведении, участие работе педагогических конференций, где педагог получает для себя важные сведения, делится с коллегами опытом. Особое влияние на самообразование оказывает чтение педагогической литературы, педагогической периодики, материалов педагогической информатики, методических разработок. Ведь как в обучении в целом, в педагогическом самообразовании «качество приходит через количество» прочитанных педагогических книг, статей, прослушанных лекций, через их продумывание, через выделение мыслей и идей, полезных для своей практической работы.
К педагогическому самообразованию следует отнести и самоанализ собственного опыта, путем ведения «педагогических дневников», где педагог фиксирует свои собственные педагогические находки при проведении занятий, равно, как и свои промахи и недоработки. Ведение таких «дневников» во многом способствует развитию способностей к самоанализу, к самокритике, что является непременным качеством педагога серьезно относящегося к своему «педагогическому багажу».
Современный педагог ставит в центр образовательной системы личностно-ориентированный подход к «педагогическим технологиям», то есть развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития является главным результатом образования, критерием качества работы педагога. Приоритетными качествами в таком новом взгляде на личность являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность. Личностно-ориентированное обучение предполагает отказ от прямого принуждения к учению, формирование у обучающегося положительной «Я-концепции», которая предполагает видеть в каждом обучающемся уникальную личность -«Все дети талантливы». Такой подход обусловлен также новой трактовкой индивидуализации процесса обучения, заключающегося в том, что в системе образования следует идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, учить его с учетом его потенциальных возможностей. Содержание обучения (формирование знаний, умений и навыков) в концепции личностно-ориентированного подхода к процессу обучения рассматривается как средство развития личности.
Формирование личностных качеств обучающихся было и остается важнейшей составной частью процесса образования, обучения. Но провозглашение меры развития главным критерием качества работы преподавателя являются не совсем корректным. Если это в определенной степени справедливо для общеобразовательной школы, готовящей молодежь в «широкую жизнь», то для профессиональных училищ, основной целью которых является подготовка всесторонне развитых, конкурентоспособных, квалифицированных рабочих и специалистов, приоритетным должен быть предметно-ориентированный подход к «педагогическим технологиям, в которых, не умаляя «целостной совокупности личностных качеств», главной целью является формирование и развитие знаний, умений, навыков, которые являются важнейшими личностными качествами человека вообще, а профессионала – в особенности.
Дорог к сердцам и умам обучающихся множество. Поэтому педагогическое мастерство педагога заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми дорогами сразу, искать все новые и новые.
Литература
- В.А. Скакун - Методическое пособие для преподавателя специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений, Москва, 2004 г.
- А.Н. Новиков - Российское образование в новой эпохе, Москва, 2000г.
- С.Я. Батышев - Профессиональная педагогика, Москва,1999г.
- Ю.А. Якуба - Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию, Москва, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации
для специальности СПО "Агрономия"...
Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации
Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....
Проект учебного занятия по ПМ.02 «Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» МДК 02.01 «Планирование и организация работы структурного подразделения
Область применения программыПрограмма профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности сред...
Учебно-методическое пособие для выполнения практической работы по междисциплинарному курсу МДК.02.01 "Планирование и организация работы структурного подразделения" и МДК.03.01 "Основы управления подразделением организации" студентам.
Данное учебно-методическое пособие предназначено как для аудиторной работы студентов, так и для самостоятельной. Выполняя практическую работу с помощью пособия, студент занимается самопознанием своей ...
Методические указания по выполнению курсовой работы Профессиональный модуль 03 «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ» МДК 03. 01 Управление структурным подразделением организации и организацией в целом.
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих курсовые работы по Профессиональному модулю 03 Организация работ в подразделе...
Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности
Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного по...
Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю ПМ.03 Организация работы структурного подразделения УП. 03 Управление структурным подразделением организации ПП.03 Управление структурным подразделеним
Рабочая программаучебной и производственной практики по профессиональному модулю ПМ.03 Организация работы структурного подразделенияУП. 03 Управление структурным подразделением орган...