Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Электротехника и электроника
специальность 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
Группа ОМ-1701
г. Южно-Сахалинск, 2018 г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 22 апреля 2014 г. №386 и зарегистрированным в Минюсте России 29 мая 2014 г. № 32500 по специальности среднего профессионального образования 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) и на основе примерной программы.
Рассмотрено на заседании ПЦК ТД
Протокол № 9 от 03.05.2018 г.
ППЦК __________ О.С. Скрыпченкова
Рассмотрено на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 6 от 06.06.2018 г.
Председатель МС ________ С.А. Блохина
Составитель: Зубова Н.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;
- собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;
- пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;
- принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;
- методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;
- способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ.
ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.
ПК 2.1. Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.
ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 222 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 148 часов; самостоятельной работы обучающегося — 74 часа.
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника, по семестрам:
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОП.03. Электротехника и электроника | 144 | 78 | 222 | |||||
| 96 | 52 | 148 | ||||||
В том числе: | Занятий на уроках | - | - | 86 | 42 | 128 | |||
Лабораторных работ | - | - | |||||||
Практических занятий | - | - | 10 | 10 | 20 | ||||
| - | - | 48 | 26 | 74 | ||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | экзамен |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 222 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 148 |
в том числе: лабораторные работы | 12 |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 74 |
в том числе: проработка конспекта занятий; выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений по образцу; подготовка рефератов, сообщений, докладов | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника
Наименование | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная | Объем | Уровень | |||||
разделов и тем | работа обучающихся | часов | освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
2 курс, 3 семестр | ||||||||
теор-86ч, п/р-10ч. с/р-48ч | ||||||||
Введение | Содержание учебного материала: | 8 | 2 | |||||
Основные задачи и содержание дисциплины «Электротехника и электроника», взаимосвязь с другими дисциплинами. Значение электротехнической подготовки в формировании специалистов среднего звена и в освоении ими современной техники и передовой технологии. Электромагнитное поле. Характеристики электрического поля: напряженность, напряжение, потенциал, единицы их измерения. Проводники, диэлектрики. Основные параметры, характеризующие магнитное поле. Единицы измерения магнитных величин. Физика ферромагнитных материалов. Общие сведения об электрических машинах. Принципы, положенные в основу работы электрических машин Тематика теоретических занятий: | ||||||||
Тематика теоретических занятий: | ||||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме «Характеристика электрического поля» | 4 | |||||||
Раздел 1. Электротехника | 158 | |||||||
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала: | 32 | 2 | |||||
Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения. Физические основы работы источника электродвижущей силы (ЭДС). Способы соединения приемников и источников электрической энергии. Закон Ома для участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая проводимость, единицы измерения. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Законы Кирхгофа. Расчет простой и сложной электрической цепи. Преобразование электрической энергии в тепловую, закон Джоуля-Ленца. Использование электронагревательных приборов. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Расчет проводов на потерю напряжения и на нагревание | ||||||||
Тематика теоретических занятий: | 16 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Тематика лабораторных работ: | 4 | |||||||
Устройство лабораторного стенда. Правила ТБ. Сборка простейших схем | 2 | |||||||
Изучение соединений резисторов и проверка законов Ома и Кирхгофа | 2 | |||||||
Тематика практических занятий: | 2 | |||||||
Расчет электрических цепей постоянного тока | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Расчет параметров неразветвленной электрической цепи», «Расчет параметров разветвленной электрической цепи». Подготовка рефератов по темам: «Методы расчета линейных электрических цепей постоянного тока», «Расчет нелинейных электрических цепей постоянного тока» | 10 | |||||||
Тема 1.2. Электромагнетизм и электромагнитная индукция | Содержание учебного материала: | 16 | 3 | |||||
Общие сведения о магнитных цепях. Закон полного тока. Закон Ампера. Сила взаимодействия параллельных прово- дов с токами. Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Понятие о потокосцеплении. Принципы преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую. Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах. Аналогия магнитных и электрических цепей. Задачи, алгоритм и особенности расчета магнитных цепей | ||||||||
Тематика теоретических занятий: | 10 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Расчет магнитной цепи электромагнита», «Расчет параметров обмотки электромагнита» | 6 | |||||||
Тема 1.3. Электрческие цепи пере- менного тока | Содержание учебного материала: | 38 | 3 | |||||
Переменный синусоидальный ток: основные понятия и определения. Векторные диаграммы. Мощность в цепи сину- соидального тока. Элементы и параметры цепи переменного тока. Особенности электрических процессов в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и емкостным элементом. Закон Ома для этих цепей. Несинусоидальные токи. Электрические цепи переменного тока с нелинейными элементами: основные понятия и определения. Неразветвленные и разветвленные цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным элементами. Условия возникновения и особенности резонанса напряжения. Активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока. Резонанс токов. Коэффициент мощности. Электрические цепи переменного тока с магнитосвязанными элементами. Комплексы электрических величин, комплексное сопротивление. Закон Ома в комплексной форме. Определение мгновенных напряжений и токов по известным комплексам. Закон Кирхгофа в комплексной форме. Уравнение баланса мощностей в комплексной форме. Понятие о трехфазных электрических цепях, их сравнение с однофазными. Основные элементы трехфазной системы. Получение трехфазной ЭДС. Соединение обмоток генератора и потребителя трехфазного тока «звездой», «треугольником». Основные расчетные уравнения. Соотношения между линейными и фазными величинами. Векторная диаграмма напряжений и токов. Симметричная и несимметричная нагрузка. Нейтральный провод и его значение. Мощность трехфазной системы | ||||||||
Тематика теоретических занятий: | 22 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Тематика лабораторных работ: | 4 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Тематика практических занятий: | 2 | |||||||
Расчет разветвленной или неразветвленной цепи переменного тока. Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «звездой» или «треугольником» | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Определение параметров одного из элементов цепи однофазного переменного тока», «Оценка последствия обрыва одного из проводников в цепи трехфазного переменного тока». Подготовка рефератов по теме «Последовательный и параллельный резонанс в электрических цепях» | 10 | |||||||
Тема 1.4. Электри- | Содержание учебного материала: | 22 | 2 | |||||
ческие измерения и | Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкалах | |||||||
электроизмери- | электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Класс точности электроизмерительных приборов. Ис- | |||||||
тельные приборы | пользование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей. Магнитоэлектрические, электромагнитные, индукционные измерительные механизмы, конструктивные схемы и принцип действия. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение мощности и энергии. | |||||||
Электродинамический и ферродинамический измерительные механизмы. Схемы включения ваттметров. Индукционные счетчики. Аналоговые электронные измерительные приборы. Измерение тока, напряжения, мощности и энергии, сопротивления, индуктивности, емкости, неэлектрических величин. | ||||||||
Тематика теоретических занятий: | 10 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Тематика практических занятий: | 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: | 10 | |||||||
Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Подготовка рефератов по темам: «Основные особенности электронных цифровых и аналоговых измерительных приборов», «Применение информационно-измерительных комплексов» | ||||||||
Тема 1.5. Электри- | Содержание учебного материала: | 50 | 3 | |||||
ческие машины | Обязательная контрольная работа №2. Назначение, классификация трансформаторов. Режимы работы трансформатора. Потери энергии. КПД трансформатора. Трехфазные трансформаторы. Понятие о трансформаторах специального назначения. Получение вращающегося электромагнитного поля. Принцип действия и общее устройство коллекторных машин постоянного тока. Принцип действия и общее устройство коллекторных машин переменного тока. Классификация генераторов постоянного тока. Классификация электродвигателей постоянного тока. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение. Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя. Вращающий момент асинхронного электродвигателя. Механическая характеристика. Потери энергии и КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные асинхронные электродвигатели, их устройство, принцип действия и область применения. Пускорегулирующая и защитная аппаратура: классификация, устройство, принцип действия, область применения. Релейно-контакторные системы управления электродвигателями. Использование релейно - контакторных систем для управления машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей. | |||||||
Тематика теоретических занятий: | 32 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
2 курс, 4 семестр | ||||||||
теор-42ч, п/р-10ч, с/р-26ч | ||||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Тематика лабораторных работ: | 2 | |||||||
Экспериментальное определение коэффициента трансформации трансформатора. | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Расчет параметров трансформатора», «Расчет ЭДС генератора постоянного тока», «Расчет выходной мощности асинхронного двигателя при различных схемах подключения». Подготовка рефератов по темам: «Применение машин переменного тока в отрасли», «Виды потерь в двигателях постоянного тока и пути их снижения» | 16 | |||||||
Раздел 2. Электроника | 56 | |||||||
Тема 2.1. Полупро- водниковые приборы | Содержание учебного материала: | 22 | 2 | |||||
Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-n-перехода, прямое и обратное включение p-n-перехода. Виды пробоя. Выпрямительные диоды и стабилитроны: условные обозначения, устройство, принцип действия, вольт-амперные характеристики, параметры, маркировка и применение. Биполярные и полевые транзисторы: условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка. Область применения. Тиристоры: устройство, принцип действия, область применения. Сведения об интегральных схемах микроэлектроники. Гибридные, тонкопленочные, полупроводниковые интегральные схемы. Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и оформление микросхем | ||||||||
Тематика теоретических занятий: | 12 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Тематика лабораторных работ: | 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Подготовка рефератов по темам «Область применения биполярных, полевых транзисторов и транзисторов в отрасли»; «Область применения микросхем в отрасли», «Передовые технологии изготовления микросхем» | 8 | |||||||
Тема 2.2. Электрон- | Содержание учебного материала | 24 | 2 | |||||
ные устройства | Классификация оптоэлектронных индикаторных приборов. Газоразрядные индикаторы. Полупроводниковые индикаторы. Жидкокристаллические индикаторы. Основные сведения о выпрямителях; их назначение, классификация, обобщенная структурная схема. Однофазные и трехфазные выпрямители; схемы, принцип действия, графическая иллюстрация работы, основные соотношения между электрическими величинами. Сглаживающие фильтры, их назначение, виды. Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение, простейшие принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент стабилизации. Назначение и классификация электронных усилителей. Основные параметры и показатели усилителей. Принцип построения и режимы работы усилителей переменного напряжения. Усилители постоянного тока. Операционные усилители. Основные понятия об электронном генераторе, условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы синусоидальных колебаний типа RC и LC (электрическая схема, принцип работы). Мультивибраторы. Триггеры. Общие сведения об электронных измерительных приборах. Электронно-лучевая трубка, ее устройство, принцип действия. Электронный осциллограф, его назначение, структурная схема, принцип действия. Электронный вольтметр, его назначение, структурная схема, принцип измерения напряжения | |||||||
Тематика теоретических занятий: | 16 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Тематика практических занятий: | 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Подготовка сообщений по темам: «Инверторы», «Электронные контрольно-измерительные приборы» | 6 | |||||||
Тема 2.3. Элек- тронные устройства автоматики и вы- числительной тех- ники | Содержание учебного материала: | 4 | 3 | |||||
Тематика теоретических занятий: | 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей) | 2 | |||||||
Тема 2.4 Микропроцессоры и микроЭВМ | Содержание учебного материала: | 6 | 2 | |||||
Тематика теоретических занятий: | ||||||||
| 2 | |||||||
| 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме. Подготовка рефератов по теме «Применение микропроцессоров и микроЭВМ для комплексной автоматизации управления производством на предприятиях отрасли» | 2 | |||||||
Всего | 222 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехника и электроника».
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Учебно-методическая документация:
- - учебно-методический комплекс
- - методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- - контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины
Технические средства обучения:
- проектор
- экран
- компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
- Бутырин, П. А. Электротехника : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / П. А. Бутырин, О. В. Толчеева, Ф. Н. Шакирзянов; под. ред. П. А. Бутырина. - 11-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2015. - 272 с.
Дополнительная литература:
- Евдокимов, Ф. Е. Теоретические основы электротехники : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Ф. Е. Евдокимов. - 9-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2004. - 560 с.
- Лоторейчук, Е. А. Теоретические основы электротехники : учебник / Е. А. Лоторейчук. - Москва : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008. - 320 с. - (Профессиональное образование).
- Полещук, В. И. Задачник по электротехнике и электронике / учебное пособие / В. И. Полещук. – Москва : Издательский центр Академия, 2006. - 256 с.
- Прошин, В. М. Электротехника : учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / В. М. Прошин. - 6-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2017. - 288 с.
- Прошин, В. М. Лабораторно-практические работы по электротехнике : учебное пособие для нач. проф. образования / В. М. Прошин. - Москва : Издательский центр Академия, 2004. - 192 с.
- Прошин, В. М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике : учебное пособие для нач. проф. образования / В. М. Прошин. - Москва : Издательский центр Академия, 2006. - 80 с.
- Синдеев, Ю. Г. Электротехника с основами электроники : учебное пособие / Ю. Г. Синдеев. - 12-е изд., доп. и пер. - Ростов на Дону : Феникс, 2010. - 407 с.
- Электротехника и электроника : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б. И. Петленко, Ю. М. Иньков, А. В. Крашенинников ; под ред. Б. И. Петленко. - 10-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2014. - 368 с.
- Ярочкина, Г. В. Основы электротехники : учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. В. Ярочкина,. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2016. - 240 с.
Интернет-ресурсы:
- Видеокурс «Электротехника и электроника». www.eltray.com
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине ОП.03. Электротехника и электроника.
Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю преподаваемой учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Электротехника и электроника.
4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника, включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме устного опроса, тестирования, подготовки сообщений, решения задач.
В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.
К рабочей программе УД Основы философии разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.
Промежуточная аттестация (экзамена) осуществляется в форме устного опроса по билетам.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: рассчитывать основные параметры про- стых электрических и магнитных цепей; собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу; пользоваться современными электро- измерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей | экспертное наблюдение и оценка выполнения заданий на практических занятиях и лабораторных работах, решение задач, выполнение рефератов |
знания: сущности физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях; принципов, лежащих в основе функ- ционирования электрических машин и электронной техники; методики построения электрических цепей, порядка расчета их параметров; способа включения электроизмерительных приборов и методов измерения электрических величин | экспертное наблюдение на тестовом контроле, защита практических и лабораторных заданий, оценка ответов на контрольные вопросы, выполнение рефератов |
4.2. Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
ОП.03. Электротехника и электроника
- Характеристики электрического поля: напряженность, напряжение, потенциал, единицы их измерения.
- Проводники, диэлектрики в электрическом поле.
- Основные параметры, характеризующие магнитное поле. Единицы измерения магнитных величин. Физика ферромагнитных материалов.
- Общие сведения об электрических машинах. Принципы, положенные в основу работы электрических машин
- Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения.
- Физические основы работы источника электродвижущей силы (ЭДС).
- Способы соединения приемников и источников электрической энергии.
- Закон Ома для участка и полной цепи.
- Электрическое сопротивление и электрическая проводимость, единицы измерения. Зависимость электрического сопротивления от температуры.
- Законы Кирхгофа.
- Расчет простой и сложной электрической цепи.
- Преобразование электрической энергии в тепловую, закон Джоуля-Ленца. Использование электронагревательных приборов.
- Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Расчет проводов на потерю напряжения и на нагревание.
- Общие сведения о магнитных цепях. Закон полного тока.
- Закон Ампера. Сила взаимодействия параллельных проводов с токами. Электромагниты и их применение.
- Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
- Принципы преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую.
- Понятие о потокосцеплении. Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимная индукция.
- Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах.
- Аналогия магнитных и электрических цепей. Задачи, алгоритм и особенности расчета магнитных цепей.
- Переменный синусоидальный ток: основные понятия и определения. Векторные диаграммы.
- Мощность в цепи синусоидального тока.
- Элементы и параметры цепи переменного тока.
- Особенности электрических процессов в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и емкостным элементом. Закон Ома для этих цепей.
- Несинусоидальные токи. Электрические цепи переменного тока с нелинейными элементами: основные понятия и определения.
- Неразветвленные и разветвленные цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным элементами.
- Условия возникновения и особенности резонанса напряжения. Активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока.
- Резонанс токов. Условия возникновения и особенности резонанса. Коэффициент мощности.
- Электрические цепи переменного тока с магнитосвязанными элементами.
- Комплексы электрических величин, комплексное сопротивление.
- Закон Ома в комплексной форме. Определение мгновенных напряжений и токов по известным комплексам. Закон Кирхгофа в комплексной форме. Уравнение баланса мощностей в комплексной форме.
- Понятие о трехфазных электрических цепях, их сравнение с однофазными. Основные элементы трехфазной системы. Получение трехфазной ЭДС.
- Соединение обмоток генератора и потребителя трехфазного тока «звездой», «треугольником».
- Основные расчетные уравнения в трехфазных электрических цепях. Соотношения между линейными и фазными величинами. Векторная диаграмма напряжений и токов.
- Симметричная и несимметричная нагрузка. Нейтральный провод и его значение. Мощность трехфазной системы
- Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов.
- Погрешности измерений. Класс точности электроизмерительных приборов
- Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей.
- Магнитоэлектрические, электромагнитные, индукционные измерительные механизмы, конструктивные схемы и принцип действия.
- Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров.
- Измерение мощности и энергии.
- Электродинамический и ферродинамический измерительные механизмы. Схемы включения ваттметров.
- Индукционные счетчики. Схемы включения счетчиков электрической энергии.
- Аналоговые электронные измерительные приборы. Структурная схема, технические характеристики.
- Измерение тока, напряжения, мощности и энергии, сопротивления, индуктивности, емкости, неэлектрических величин
- Получение вращающегося магнитного поля.
- Принцип действия и общее устройство коллекторных машин постоянного тока.
- Классификация генераторов постоянного тока, схема включения обмотки возбуждения, внешняя и регулировочная характеристики, эксплуатационные свойства.
- Классификация электродвигателей постоянного тока, схема включения обмотки возбуждения, механические и рабочие характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение.
- Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя. Понятие о скольжении. ЭДС, сопротивление и токи в обмотках статора и ротора.
- Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс асинхронного электродвигателя. Механическая характеристика. Потери энергии и КПД асинхронного электродвигателя.
- Однофазные асинхронные электродвигатели, их устройство, принцип действия и область применения.
- Понятие о синхронном электродвигателе.
- Назначение, классификация трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
- Уравнения и схемы замещения трансформатора.
- Режимы работы трансформатора. Потери энергии. КПД трансформатора.
- Трехфазные трансформаторы. Понятие о трансформаторах специального назначения
- Пускорегулирующая и защитная аппаратура: классификация, устройство, принцип действия, область применения.
- Релейно-контакторные системы управления электродвигателями. Использование этих систем для управления машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей
- Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-n-перехода, прямое и обратное включение p-n-перехода. Виды пробоя.
- Выпрямительные диоды и стабилитроны: условные обозначения, устройство, принцип действия, вольт-амперные характеристики, параметры, маркировка и применение.
- Биполярные и полевые транзисторы: условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка. Область применения.
- Тиристоры: устройство, принцип действия, область применения.
- Сведения об интегральных схемах микроэлектроники. Гибридные, тонкопленочные, полупроводниковые интегральные схемы. Технология изготовления микросхем
- Соединение элементов и оформление микросхем. Классификация оптоэлектронных индикаторных приборов.
- Газоразрядные индикаторы. Полупроводниковые индикаторы. Жидкокристаллические индикаторы.
- Основные сведения о выпрямителях; их назначение, классификация, обобщенная структурная схема.
- Однофазные и трехфазные выпрямители; схемы, принцип действия, графическая иллюстрация работы, основные соотношения между электрическими величинами.
- Сглаживающие фильтры, их назначение, виды.
- Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение, простейшие принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент стабилизации.
- Назначение и классификация электронных усилителей. Основные параметры и показатели усилителей.
- Принцип построения и режимы работы усилителей переменного напряжения.
- Усилители постоянного тока. Операционные усилители.
- Основные понятия об электронном генераторе, условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы синусоидальных колебаний типа RC и LC (электрическая схема, принцип работы).
- Мультивибраторы. Триггеры.
- Общие сведения об электронных измерительных приборах.
- Электронно-лучевая трубка, ее устройство, принцип действия. Электронный осциллограф, его назначение, структурная схема, принцип действия.
- Электронный вольтметр, его назначение, структурная схема, принцип измерения напряжения
- Общие сведения об электронных устройствах автоматики и вычислительной техники. Основные элементы и особенности работы электрических аппаратов.
- Коммутирующие аппараты распределительных устройств и передающих линий.
- Аппараты управления режимом работы различных электротехнических устройств
- Применение микропроцессоров и микроЭВМ для комплексной автоматизации управления производством, в информационно-измерительных системах, в технологическом оборудовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП .02 «Электротехника и электроника»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Электротехника и электроника
РП ОП.02"Электротехника и электроника"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициони
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...