Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника
рабочая программа по теме


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. Электротехника и электроника

специальность 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Группа ОМ-1701

г. Южно-Сахалинск, 2018 г.


Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) базовой подготовки, утвержденным Министерством образования и науки РФ приказом от 22 апреля 2014 г. №386 и зарегистрированным в Минюсте России 29 мая 2014 г. № 32500 по специальности среднего профессионального образования 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) и на основе примерной программы.

Рассмотрено на заседании ПЦК ТД

Протокол № 9 от 03.05.2018 г.

ППЦК __________ О.С. Скрыпченкова

Рассмотрено на заседании

Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»

Протокол № 6 от 06.06.2018 г.

Председатель МС ________ С.А. Блохина

Составитель: Зубова Н.Ф., преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «СПЭТ»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        15
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;
  • собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;
  • пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;
  • принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;
  • методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;
  • способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ.

ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.

ПК 2.1. Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.

ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося — 222 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 148 часов; самостоятельной работы обучающегося — 74 часа. 

Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника, по семестрам:

№ п\п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1.

ОП.03. Электротехника и электроника

144

78

222

  1. Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

96

52

148

В том  числе:

Занятий на уроках

-

-

86

42

128

Лабораторных работ

-

-

Практических занятий

-

-

10

10

20

  1. Самостоятельной работы обучающегося

-

-

48

26

74

Промежуточная аттестация в форме экзамена

экзамен


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

222

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

148

в том числе:

лабораторные работы

12

практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:

проработка конспекта занятий;

выполнение домашнего задания, решение задач и упражнений

по образцу;

подготовка рефератов, сообщений, докладов

Промежуточная аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника

Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная

Объем

Уровень

разделов и тем

работа обучающихся

часов

освоения

1

2

3

4

2 курс, 3 семестр

теор-86ч, п/р-10ч. с/р-48ч

Введение

Содержание учебного материала:

8

2

Основные задачи и содержание дисциплины «Электротехника и электроника», взаимосвязь с другими дисциплинами. Значение электротехнической подготовки в формировании специалистов среднего звена и в освоении ими современной техники и передовой технологии. Электромагнитное поле.

Характеристики электрического поля: напряженность, напряжение, потенциал, единицы их измерения. Проводники, диэлектрики.

Основные параметры, характеризующие магнитное поле. Единицы измерения магнитных величин. Физика ферромагнитных материалов. Общие сведения об электрических машинах. Принципы, положенные в основу работы электрических машин

Тематика теоретических занятий:

Тематика теоретических занятий:

  1. Основные задачи и содержание дисциплины «Электротехника и электроника».

2

  1. Основные  характеристики электрического и магнитного полей.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме «Характеристика электрического поля»

4

Раздел 1. Электротехника

158

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала:

32

2

Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения. Физические

основы работы источника электродвижущей силы (ЭДС). Способы соединения приемников и источников электрической энергии.

Закон Ома для участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и электрическая проводимость, единицы измерения. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Законы Кирхгофа.

Расчет простой и сложной электрической цепи.

Преобразование электрической энергии в тепловую, закон Джоуля-Ленца. Использование электронагревательных приборов. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Расчет проводов на потерю напряжения и на нагревание

Тематика теоретических занятий:

16

  1. Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток.

2

  1. Источники электродвижущей силы (ЭДС). Способы соединения приемников и источников электрической энергии.

2

  1. Закон Ома для участка и полной цепи. Зависимость электрического сопротивления от температуры.

2

  1. Законы Кирхгофа. Расчет простой электрической цепи.

2

  1. Расчет сложной электрической цепи.

2

  1. Закон Джоуля-Ленца. Использование электронагревательных приборов.

2

  1. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок.

2

  1. Расчет проводов на потерю напряжения и на нагревание

2

Тематика лабораторных работ:

4

  1. Лабораторная работа №1

Устройство лабораторного стенда. Правила ТБ. Сборка простейших схем

2

  1. Лабораторная работа №2

Изучение соединений резисторов и проверка законов Ома и Кирхгофа

2

Тематика практических занятий:

2

  1. Практическое занятие №1

Расчет электрических цепей постоянного тока

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Расчет параметров неразветвленной электрической цепи», «Расчет параметров разветвленной электрической цепи».

Подготовка рефератов по темам: «Методы расчета линейных электрических цепей постоянного тока», «Расчет нелинейных электрических цепей постоянного тока»

10

Тема 1.2. Электромагнетизм и электромагнитная индукция

Содержание учебного материала:

16

3

Общие сведения о магнитных цепях. Закон полного тока. Закон Ампера. Сила взаимодействия параллельных прово-

дов с токами. Электромагниты и их применение.

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Понятие о потокосцеплении. Принципы преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую.

Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимная индукция. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах. Аналогия магнитных и электрических цепей. Задачи, алгоритм и особенности расчета магнитных цепей

Тематика теоретических занятий:

10

  1. Общие сведения о магнитных цепях.

2

  1. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

2

  1. Принципы преобразования механической энергии в электрическую.

2

  1. Индуктивность и явление самоиндукции.

2

  1. Аналогия магнитных и электрических цепей. Особенности расчета магнитных цепей.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Расчет магнитной цепи электромагнита», «Расчет параметров

обмотки электромагнита»

6

Тема 1.3. Электрческие цепи пере-

менного тока

Содержание учебного материала:

38

3

Переменный синусоидальный ток: основные понятия и определения. Векторные диаграммы. Мощность в цепи сину-

соидального тока. Элементы и параметры цепи переменного тока.   Особенности электрических процессов в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и емкостным элементом. Закон Ома для этих цепей. Несинусоидальные токи. Электрические цепи переменного тока с нелинейными элементами: основные понятия и определения.

Неразветвленные и разветвленные цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным элементами. Условия возникновения и особенности резонанса напряжения. Активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока. Резонанс токов. Коэффициент мощности. Электрические цепи переменного тока с магнитосвязанными элементами.

Комплексы электрических величин, комплексное сопротивление. Закон Ома в комплексной форме. Определение мгновенных напряжений и токов по известным комплексам. Закон Кирхгофа в комплексной форме. Уравнение баланса мощностей в комплексной форме.

Понятие о трехфазных электрических цепях, их сравнение с однофазными. Основные элементы трехфазной системы. Получение трехфазной ЭДС.

Соединение обмоток генератора и потребителя трехфазного тока «звездой», «треугольником». Основные расчетные уравнения. Соотношения между линейными и фазными величинами. Векторная диаграмма напряжений и токов. Симметричная и несимметричная нагрузка. Нейтральный провод и его значение. Мощность трехфазной системы

Тематика теоретических занятий:

22

  1. Переменный синусоидальный ток: элементы и параметры цепи переменного тока.

2

  1. Электрические процессы в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и емкостным элементом.

2

  1. Электрические цепи переменного тока с нелинейными элементами.

2

  1. Неразветвленные цепи переменного тока. Условия возникновения  резонанса напряжения.

2

  1. Разветвленные цепи переменного тока. Условия возникновения  резонанса токов.

2

  1. Коэффициент мощности. Электрические цепи переменного тока с магнитосвязанными элементами.

2

  1. Комплексы электрических величин, закон Ома в комплексной форме.

2

  1. Закон Кирхгофа в комплексной форме. Уравнение баланса мощностей в комплексной форме.

2

  1. Понятие о трехфазных электрических цепях.  Получение трехфазной ЭДС.

2

  1. Соединение обмоток генератора и потребителя трехфазного тока «звездой», «треугольником».

2

  1. Симметричная и несимметричная нагрузка. Нейтральный провод и его значение.

2

Тематика лабораторных работ:

4

  1. Исследование разветвленной или неразветвленной цепи переменного тока.

2

  1. Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «звездой» или «треугольником»

2

Тематика практических занятий:

2

  1. Практическое занятие №2

Расчет разветвленной или неразветвленной цепи переменного тока.

Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «звездой» или «треугольником»

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Определение параметров одного из элементов цепи однофазного переменного тока», «Оценка последствия обрыва одного из проводников в цепи трехфазного переменного тока». Подготовка рефератов по теме «Последовательный и параллельный резонанс в электрических цепях»

10

Тема 1.4. Электри-

Содержание учебного материала:

22

2

ческие измерения и

Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкалах

электроизмери-

электроизмерительных приборов. Погрешности измерений. Класс точности электроизмерительных приборов. Ис-

тельные приборы

пользование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей. Магнитоэлектрические, электромагнитные, индукционные измерительные механизмы, конструктивные схемы и принцип действия. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров.  Измерение мощности и энергии.

Электродинамический и ферродинамический измерительные механизмы. Схемы включения ваттметров.   Индукционные счетчики. Аналоговые электронные измерительные приборы. Измерение тока, напряжения, мощности и энергии, сопротивления, индуктивности, емкости, неэлектрических величин.

Тематика теоретических занятий:

10

  1. Классификация электроизмерительных приборов. Обозначения на шкалах электроизмерительных приборов.

2

  1. Погрешности измерений. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при обслуживании автомобилей

2

  1. Магнитоэлектрические, электромагнитные, индукционные измерительные механизмы.

2

  1. Электродинамический и ферродинамический измерительные механизмы.

2

  1. Аналоговые электронные измерительные приборы.

2

Тематика практических занятий:

2

  1. Расширение пределов измерения электромеханических измерительных приборов

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

10

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Подготовка рефератов по темам: «Основные особенности электронных цифровых и аналоговых измерительных приборов», «Применение информационно-измерительных комплексов»

Тема 1.5. Электри-

Содержание учебного материала:

50

3

ческие машины

Обязательная контрольная работа №2. Назначение, классификация трансформаторов. Режимы работы трансформатора. Потери энергии. КПД трансформатора. Трехфазные трансформаторы.

Понятие о трансформаторах специального назначения. Получение вращающегося электромагнитного поля. Принцип действия и общее устройство коллекторных машин постоянного тока. Принцип действия и общее устройство коллекторных машин переменного тока. Классификация генераторов постоянного тока. Классификация электродвигателей постоянного тока. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение. Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя. Вращающий момент асинхронного электродвигателя. Механическая характеристика. Потери энергии и КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные асинхронные электродвигатели, их устройство, принцип действия и область применения. Пускорегулирующая и защитная аппаратура: классификация, устройство, принцип действия, область применения. Релейно-контакторные системы управления электродвигателями. Использование релейно - контакторных систем для управления машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей.

Тематика теоретических занятий:

32

  1. Назначение, классификация трансформаторов.

2

  1. Режимы работы трансформатора. Потери энергии. КПД трансформатора.

2

  1. Трехфазные трансформаторы. Понятие о трансформаторах специального назначения.

2

  1. Получение вращающегося электромагнитного поля

2

  1. Принцип действия и общее устройство коллекторных машин постоянного тока.

2

  1. Принцип действия и общее устройство коллекторных машин переменного тока.

2

  1. Классификация генераторов постоянного тока.

2

  1. Классификация электродвигателей постоянного тока.

2

  1. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение.

2

  1. Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя.

2

2 курс, 4 семестр

теор-42ч, п/р-10ч, с/р-26ч

  1. Вращающий момент асинхронного электродвигателя.

2

  1. Механическая характеристика. Потери энергии и КПД асинхронного электродвигателя

2

  1. Однофазные асинхронные электродвигатели, их устройство, принцип действия и область применения.

2

  1. Пускорегулирующая и защитная аппаратура: классификация, устройство, принцип действия, область применения.

2

  1. Релейно-контакторные системы управления электродвигателями.

2

  1. Использование релейно - контакторных систем для управления машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей

2

Тематика лабораторных работ:        

2

  1. Лабораторная работа №5

Экспериментальное определение коэффициента трансформации трансформатора.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Решение задач и упражнений по образцу по темам: «Расчет параметров трансформатора», «Расчет ЭДС генератора постоянного тока», «Расчет выходной мощности асинхронного двигателя при различных схемах подключения». Подготовка рефератов по темам: «Применение машин переменного тока в отрасли», «Виды потерь в двигателях постоянного тока и пути их снижения»

16

Раздел 2. Электроника

56

Тема 2.1. Полупро- водниковые приборы

Содержание учебного материала:

22

2

Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-n-перехода, прямое и обратное включение p-n-перехода. Виды пробоя.

Выпрямительные диоды и стабилитроны: условные обозначения, устройство, принцип действия, вольт-амперные характеристики, параметры, маркировка и применение.

Биполярные и полевые транзисторы: условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка. Область применения. Тиристоры: устройство, принцип действия, область применения.

Сведения об интегральных схемах микроэлектроники. Гибридные, тонкопленочные, полупроводниковые интегральные схемы. Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и оформление микросхем

Тематика теоретических занятий:

12

  1. Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-n-перехода.

2

  1. Виды пробоя. Выпрямительные диоды и стабилитроны.

2

  1. Биполярные и полевые транзисторы: условные обозначения. Область применения.

2

  1. Тиристоры: устройство, принцип действия, область применения.

2

  1. Сведения об интегральных схемах микроэлектроники.

2

  1. Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и оформление микросхем

2

Тематика лабораторных работ:

  2

  1. Снятие вольтамперной характеристики полупроводникового диода. 

  2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Подготовка рефератов по темам «Область применения биполярных, полевых транзисторов и транзисторов в отрасли»; «Область применения микросхем в отрасли», «Передовые технологии изготовления микросхем»

   8

Тема 2.2. Электрон-

Содержание учебного материала

24

2

ные  устройства

Классификация оптоэлектронных индикаторных приборов.

Газоразрядные индикаторы. Полупроводниковые индикаторы. Жидкокристаллические индикаторы. Основные сведения о выпрямителях; их назначение, классификация, обобщенная структурная схема. Однофазные и трехфазные выпрямители; схемы, принцип действия, графическая иллюстрация работы, основные соотношения между электрическими величинами. Сглаживающие фильтры, их назначение, виды.

Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение, простейшие принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент стабилизации.

Назначение и классификация электронных усилителей. Основные параметры и показатели усилителей. Принцип построения и режимы работы усилителей переменного напряжения. Усилители постоянного тока. Операционные усилители.

Основные понятия об электронном генераторе, условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы синусоидальных колебаний типа RC и LC (электрическая схема, принцип работы). Мультивибраторы. Триггеры.

Общие сведения об электронных измерительных приборах. Электронно-лучевая трубка, ее устройство, принцип действия. Электронный осциллограф, его назначение, структурная схема, принцип действия. Электронный вольтметр, его назначение, структурная схема, принцип измерения напряжения

Тематика теоретических занятий:

16

  1. Классификация оптоэлектронных индикаторных приборов. Газоразрядные индикаторы.

2

  1. Основные сведения о выпрямителях.  Сглаживающие фильтры, их назначение, виды.

2

  1. Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение.

2

  1. Назначение и классификация электронных усилителей.

2

  1. Усилители постоянного тока. Операционные усилители.

2

  1. Основные понятия об электронном генераторе.

2

  1. Мультивибраторы. Триггеры.

2

  1. Общие сведения об электронных измерительных приборах. Электронно-лучевая трубка, ее устройство, принцип действия.

2

Тематика практических занятий:

2

  1. Выбор схемы выпрямителя и расчет основных его элементов.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Подготовка сообщений по темам: «Инверторы», «Электронные контрольно-измерительные приборы»

6

Тема 2.3. Элек-

тронные устройства

автоматики и вы-

числительной тех-

ники

Содержание учебного материала:

4

3

Тематика теоретических занятий:

2

  1. Общие сведения об электронных устройствах автоматики и вычислительной техники.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей)

2

Тема 2.4 Микропроцессоры и микроЭВМ

Содержание учебного материала:

6

2

Тематика теоретических занятий:

  1. Микропроцессоры и микроЭВМ. Архитектура и функции микропроцессоров

2

  1. Применение микропроцессоров и микроЭВМ для комплексной автоматизации управления производством.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Проработка конспекта занятий, выполнение домашнего задания по теме.

Подготовка рефератов по теме «Применение микропроцессоров и микроЭВМ для комплексной автоматизации

управления производством на предприятиях отрасли»

2

Всего

222

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехника и электроника».

Оборудование лаборатории:

  • посадочные места по количеству студентов;
  • рабочее место преподавателя.

Учебно-методическая документация:

  • - учебно-методический комплекс
  • - методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
  • - контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины

Технические средства обучения:

  •  проектор
  •  экран
  •  компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

  1. Бутырин, П. А. Электротехника : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / П. А. Бутырин, О. В. Толчеева, Ф. Н. Шакирзянов; под. ред. П. А. Бутырина. - 11-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2015. - 272 с.

Дополнительная литература:

  1. Евдокимов, Ф. Е. Теоретические основы электротехники : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Ф. Е. Евдокимов. - 9-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2004. - 560 с.
  2. Лоторейчук, Е. А. Теоретические основы электротехники : учебник / Е. А. Лоторейчук. - Москва : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008. - 320 с. - (Профессиональное образование).
  3. Полещук, В. И. Задачник по электротехнике и электронике / учебное пособие / В. И. Полещук. – Москва : Издательский центр Академия, 2006. - 256 с.
  4. Прошин, В. М. Электротехника : учебник для студ. учреждений сред.

проф. образования / В. М. Прошин. - 6-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2017. - 288 с.

  1. Прошин, В. М. Лабораторно-практические работы по электротехнике : учебное пособие для нач. проф. образования / В. М. Прошин. - Москва : Издательский центр Академия, 2004. - 192 с.
  2. Прошин, В. М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике : учебное пособие для нач. проф. образования / В. М. Прошин. - Москва : Издательский центр Академия, 2006. - 80 с.
  3. Синдеев, Ю. Г. Электротехника с основами электроники : учебное пособие / Ю. Г. Синдеев. - 12-е изд., доп. и пер. - Ростов на Дону : Феникс, 2010. - 407 с.
  4. Электротехника и электроника : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б. И. Петленко, Ю. М. Иньков, А. В. Крашенинников ; под ред. Б. И. Петленко. - 10-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2014. - 368 с.
  5. Ярочкина, Г. В. Основы электротехники : учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. В. Ярочкина,. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательский центр Академия, 2016. - 240 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Видеокурс «Электротехника и электроника». www.eltray.com

3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине ОП.03. Электротехника и электроника.

Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю преподаваемой учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. Электротехника и электроника.

4.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.03. Электротехника и электроника, включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме устного опроса, тестирования, подготовки сообщений, решения задач.

В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.

К рабочей программе УД Основы философии разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.

Промежуточная аттестация (экзамена) осуществляется в форме устного опроса по билетам.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

умения:

рассчитывать основные параметры про-

стых электрических и магнитных цепей;

собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;

пользоваться   современными   электро-

измерительными приборами и аппаратами

для диагностики электрических цепей

экспертное наблюдение и оценка выполнения заданий на практических занятиях и лабораторных работах, решение задач, выполнение рефератов

знания:

сущности физических процессов, протекающих в электрических и магнитных

цепях;

принципов, лежащих в основе функ-

ционирования   электрических   машин   и электронной техники;

методики   построения   электрических цепей, порядка расчета их параметров;

способа    включения    электроизмерительных приборов и методов измерения

электрических величин

экспертное наблюдение на тестовом контроле, защита практических и лабораторных заданий, оценка ответов на контрольные вопросы, выполнение рефератов


4.2. Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
ОП.03. Электротехника и электроника

  1. Характеристики электрического поля: напряженность, напряжение, потенциал, единицы их измерения.
  2. Проводники, диэлектрики в электрическом поле.
  3. Основные параметры, характеризующие магнитное поле. Единицы измерения магнитных величин. Физика ферромагнитных материалов.
  4. Общие сведения об электрических машинах. Принципы, положенные в основу работы электрических машин
  5. Электрическая цепь и ее элементы. Электрический ток, его величина, направление, единицы измерения.
  6. Физические основы работы источника электродвижущей силы (ЭДС).
  7. Способы соединения приемников и источников электрической энергии.
  8. Закон Ома для участка и полной цепи.
  9.  Электрическое сопротивление и электрическая проводимость, единицы измерения. Зависимость электрического сопротивления от температуры.
  10. Законы Кирхгофа.
  11. Расчет простой и сложной электрической цепи.
  12. Преобразование электрической энергии в тепловую, закон Джоуля-Ленца. Использование электронагревательных приборов.
  13. Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Расчет проводов на потерю напряжения и на нагревание.
  14. Общие сведения о магнитных цепях. Закон полного тока.
  15. Закон Ампера. Сила взаимодействия параллельных проводов с токами. Электромагниты и их применение.
  16. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
  17. Принципы преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую.
  18. Понятие о потокосцеплении. Индуктивность и явление самоиндукции. Взаимная индукция.
  19. Использование закона электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах.
  20. Аналогия магнитных и электрических цепей. Задачи, алгоритм и особенности расчета магнитных цепей.
  21. Переменный синусоидальный ток: основные понятия и определения. Векторные диаграммы.
  22. Мощность в цепи синусоидального тока.
  23. Элементы и параметры цепи переменного тока.  
  24. Особенности электрических процессов в простейших электрических цепях с активным, индуктивным и емкостным элементом. Закон Ома для этих цепей.
  25. Несинусоидальные токи. Электрические цепи переменного тока с нелинейными элементами: основные понятия и определения.
  26. Неразветвленные и разветвленные цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным элементами.
  27. Условия возникновения и особенности резонанса напряжения. Активная, реактивная и полная мощность в цепи переменного тока.
  28. Резонанс токов. Условия возникновения и особенности резонанса.  Коэффициент мощности.
  29. Электрические цепи переменного тока с магнитосвязанными элементами.
  30. Комплексы электрических величин, комплексное сопротивление.
  31. Закон Ома в комплексной форме. Определение мгновенных напряжений и токов по известным комплексам. Закон Кирхгофа в комплексной форме. Уравнение баланса мощностей в комплексной форме.
  32. Понятие о трехфазных электрических цепях, их сравнение с однофазными. Основные элементы трехфазной системы. Получение трехфазной ЭДС.
  33. Соединение обмоток генератора и потребителя трехфазного тока «звездой», «треугольником».
  34. Основные расчетные уравнения в трехфазных электрических цепях. Соотношения между линейными и фазными величинами. Векторная диаграмма напряжений и токов.
  35. Симметричная и несимметричная нагрузка. Нейтральный провод и его значение. Мощность трехфазной системы
  36. Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов.
  37. Погрешности измерений. Класс точности электроизмерительных приборов
  38. Использование электрических методов для измерения неэлектрических величин при эксплуатации и обслуживании автомобилей.
  39. Магнитоэлектрические, электромагнитные, индукционные измерительные механизмы, конструктивные схемы и принцип действия.
  40. Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров.
  41. Измерение мощности и энергии.
  42. Электродинамический и ферродинамический измерительные механизмы. Схемы включения ваттметров.
  43. Индукционные счетчики. Схемы включения счетчиков электрической энергии.
  44. Аналоговые электронные измерительные приборы. Структурная схема, технические характеристики.
  45. Измерение тока, напряжения, мощности и энергии, сопротивления, индуктивности, емкости, неэлектрических величин
  46. Получение вращающегося магнитного поля.
  47. Принцип действия и общее устройство коллекторных машин постоянного тока.
  48. Классификация генераторов постоянного тока, схема включения обмотки возбуждения, внешняя и регулировочная характеристики, эксплуатационные свойства.
  49. Классификация электродвигателей постоянного тока, схема включения обмотки возбуждения, механические и рабочие характеристики. Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение.
  50. Устройство и принцип действия трехфазного асинхронного электродвигателя. Понятие о скольжении. ЭДС, сопротивление и токи в обмотках статора и ротора.
  51. Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс  асинхронного электродвигателя. Механическая характеристика. Потери энергии и КПД асинхронного электродвигателя.
  52. Однофазные асинхронные электродвигатели, их устройство, принцип действия и область применения.
  53. Понятие о синхронном электродвигателе.
  54. Назначение, классификация трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
  55. Уравнения и схемы замещения трансформатора.
  56. Режимы работы трансформатора. Потери энергии. КПД трансформатора.
  57. Трехфазные трансформаторы. Понятие о трансформаторах специального назначения
  58. Пускорегулирующая и защитная аппаратура: классификация, устройство, принцип действия, область применения.
  59. Релейно-контакторные системы управления электродвигателями. Использование этих систем для управления машинами и механизмами в процессе технического обслуживания автомобилей
  60. Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-n-перехода, прямое и обратное включение p-n-перехода. Виды пробоя.
  61. Выпрямительные диоды и стабилитроны: условные обозначения, устройство, принцип действия, вольт-амперные характеристики, параметры, маркировка и применение.
  62. Биполярные и полевые транзисторы: условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения, характеристики, параметры, маркировка. Область применения.
  63. Тиристоры: устройство, принцип действия, область применения.
  64. Сведения об интегральных схемах микроэлектроники. Гибридные, тонкопленочные, полупроводниковые интегральные схемы. Технология изготовления микросхем
  65.  Соединение элементов и оформление микросхем. Классификация оптоэлектронных индикаторных приборов.
  66. Газоразрядные индикаторы. Полупроводниковые индикаторы. Жидкокристаллические индикаторы.
  67. Основные сведения о выпрямителях; их назначение, классификация, обобщенная структурная схема.
  68. Однофазные и трехфазные выпрямители; схемы, принцип действия, графическая иллюстрация работы, основные соотношения между электрическими величинами.
  69. Сглаживающие фильтры, их назначение, виды.
  70. Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение, простейшие принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент стабилизации.
  71. Назначение и классификация электронных усилителей. Основные параметры и показатели усилителей.
  72. Принцип построения и режимы работы усилителей переменного напряжения.
  73. Усилители постоянного тока. Операционные усилители.
  74. Основные понятия об электронном генераторе, условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы синусоидальных колебаний типа RC и LC (электрическая схема, принцип работы).
  75. Мультивибраторы. Триггеры.
  76. Общие сведения об электронных измерительных приборах.
  77. Электронно-лучевая трубка, ее устройство, принцип действия. Электронный осциллограф, его назначение, структурная схема, принцип действия.
  78. Электронный вольтметр, его назначение, структурная схема, принцип измерения напряжения
  79. Общие сведения об электронных устройствах автоматики и вычислительной техники. Основные элементы и особенности работы электрических аппаратов.
  80.  Коммутирующие аппараты распределительных устройств и передающих линий.
  81. Аппараты управления режимом работы различных электротехнических устройств
  82. Применение микропроцессоров и микроЭВМ для комплексной автоматизации управления производством, в информационно-измерительных системах, в технологическом оборудовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП .02 «Электротехника и электроника»

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициони

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...