Рабочая программа учебной дисциплины ОП .02 «Электротехника и электроника»
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektrotehnika_i_elektronika_441.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Структурное подразделение-4
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий по УПР
_______________ Е.В.Рябошапко
«______»______________2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Электротехника и электроника»
для студентов очной формы обучения
Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям)
Наименование профиля: технический
Сургут 2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Организация-разработчик: Автономное учреждение среднего профессионального
образования
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский профессиональный колледж»
Разработчики:
Филиппов Андриян Сергеевич, преподаватель ______
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована профессионально – методическим объединением «Энергетика и автоматика»,
протокол № ____ от «_______»__________20____г.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
в части освоения основных видов профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников нефтегазовой отрасли при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Электротехника и электроника» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
- снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлений;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
- основные законы электротехники;
- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- параметры электрических схем и единицы их измерения;
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электрических и электронных устройств и приборов;
- способы получения, передачи и использования электрической энергии.
3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторно – практические работы | 76 |
контрольные работы | 2 |
итоговый зачет | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. Выполнение индивидуальных заданий. Подготовка к контрольной работе. Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника»
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Электротехника | |||
Тема 1.1 Электрическое поле | Содержание учебного материала | 2 | |
Предмет и задачи дисциплины, его значение. Литература для изучения дисциплины. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии электротехники. Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. | 2 | ||
Практические работы | 4 | ||
1. Решение задач. Расчёт взаимодействия точечных зарядов 2. Включение и отключение цепей с конденсатором. Расчёт ёмкости конденсаторов при последовательном и параллельном соединениях | |||
Самостоятельная работа № 1 | 2 | ||
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов | |||
Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 4 | |
Электрическая цепь и ее элементы. Электродвижущая сила. Электрическое сопротивление и проводимость, энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей. Основы расчета электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Чтение принципиальных, электрических и монтажных схем. | 2 | ||
Лабораторно-практические работы | 24 8 10 2 2 2 | ||
1. Решение задач. Расчёт простых электрических цепей постоянного тока по законам Ома 2. Расчёт электрических цепей постоянного тока по законам Кирхгофа. Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений. 3. Исследование линейной электрической цепи постоянного тока с последовательным соединением резисторов. 4. Исследование линейной электрической цепи постоянного тока с параллельным соединением резисторов. 5. Измерение номинального напряжения (U), мощности (Р), силы тока (I) в различных электроустановках. | |||
Самостоятельная работа №2 | 6 | ||
Решение задач по цепям постоянного тока с использованием законов Ома и Кирхгофа | |||
Тема 1.3 Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 4 | |
Характеристика цепей переменного тока. Векторные диаграммы. Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями. Резонанс напряжений и токов. Принцип получения трехфазной электродвижущей силы. Схемы соединения трехфазных цепей. Соединение трехфазной сети звездой. Четырех – и трехпроводные сети. Назначение нулевого провода. Соединение нагрузки треугольником. | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 24 | ||
1. Решение задач. Расчет электрических цепей переменного тока 2. Расчёт параметров трёхфазных сетей переменного тока, соединённых по схеме «треугольник» («звезда») 3.Цепь синусоидального тока при последовательном соединении R, L и С. 4. Параллельное соединение катушки индуктивности и конденсатора. 5.Исследование трёхфазной цепи при соединении нагрузки в звезду. 6.Исследование трёхфазной цепи при соединении нагрузки в треугольник. | |||
Самостоятельная работа №3 | 6 | ||
Мощность переменного тока | |||
Тема 1.4 Магнитные цепи. | Содержание учебного материала | 4 | |
Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет. Магнитное поле: понятие, характеристики, единицы измерения. Магнитные свойства веществ: классификация, строение, характеристики, единицы измерения. | 2 | ||
Практические работы | 2 | ||
1 Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи. | |||
Самостоятельная работа №4 | 4 | ||
Электромагниты- область применения | |||
Тема 1.5 Электрические машины. | Содержание учебного материала | 6 | |
Основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск вход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. Регулирование частоты вращения ротора. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия машин постоянного тока. Генераторы и двигатели постоянного тока. Пуск в ход и регулирование частоты вращения. Однофазные и трехфазные трансформаторы. Назначение, устройство и рабочий процесс. | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 4 | ||
1. Решение задач. 2. Исследование работы электрической машины. | |||
Самостоятельная работа №5 | 6 | ||
Синхронные двигатели и коллекторные машины | |||
Тема 1.6 Основы электропривода | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей и выбор их мощности. Правила эксплуатации электрооборудования | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 4 | ||
1. Решение задач. 2. Выбор режимов работы и мощности электродвигателей. | |||
Самостоятельная работа №6 | 4 | ||
Применение приводов в быту | |||
Тема 1.7 Передача и распределение электрической энергии | Содержание учебного материала | 2 | |
Способы получения, передачи и использования электрической энергии. Устройство понижающей трансформаторной подстанции ТП 10/04 кВ. Защитное заземление, защитное зануление. | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 2 | ||
1. Решение задач. 2. Расчет заземлителей. | |||
Самостоятельная работа №7 | 8 | ||
ВЛЭП 1150кВ - назначение | |||
Контрольная работа по разделу 1 | 2 | ||
Раздел 2. Электроника | |||
Тема 2.1. Полупроводниковые приборы
| Содержание учебного материала | 2 | |
Электрические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые диоды и транзисторы, область применения и маркировка. | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 4 | ||
| |||
Самостоятельная работа №8 | 6 | ||
Стабилитроны и тиристоры | |||
Тема 2.2. Фотоэлектронные приборы | Содержание учебного материала | 2 | |
Классификация фотоэлектронных приборов. Их устройство, работа и область применения. Маркировка фотоэлектронных приборов. | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 0 | ||
Самостоятельная работа №9 | 4 | ||
Маркировка фотоэлектронных приборов. | |||
Тема 2.3. Электронные выпрямители | Содержание учебного материала | 2 | |
Классификация электронных выпрямителей. Устройство, работа и область применения. | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 4 | ||
1. Решение задач. 2. Выпрямители | |||
Самостоятельная работа №10 | 4 | ||
Выпрямители на тиристорах | |||
Тема 24. Электронные усилители | Содержание учебного материала | 2 | |
Классификация и принцип работы электронных усилителей. Обратные связи в усилителях низкой частоты, их типы и способы построения. | 2 | ||
Лабораторно - практические работы | 2 | ||
1. Решение задач. 2. Двухкаскадный полупроводниковый усилитель. | |||
Самостоятельная работа №11 | 4 | ||
Операционные усилители | |||
Зачет за курс | 2 | ||
Всего: | 108 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Электротехники и электронной техники».
Оборудование учебной лаборатории:
- Рабочее место преподавателя: 1.
- Рабочие места обучающихся: 15.
- Учебная документация.
- Комплект плакатов (стендов) для оформления лаборатории.
- Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.
- Доска маркерная.
- Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).
- Оборудование для практических работ.
- Лабораторное оборудование:
- образцы электрических машин, приборов, диэлектриков, проводников, конденсаторов, сопротивлений, катушек индуктивности, трансформаторов, магнитных пускателей, аппаратов защиты и автоматического управления;
- измерительные приборы;
- электронная аппаратура.
- Средства обучения для учащихся:
- Учебники, учебные пособия;
- Сборники задач, заданий, упражнений;
- Руководство по выполнению практических заданий и упражнений.
- Учебно-методическая литература для преподавателя.
- Электронные учебники.
Технические средства обучения:
- Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
- Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.
- Диапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование. Справочник [Текст] : учебное пособие для вузов / И. И. Алиев. - М. : Высшая школа, 2010. - 1199 с. : ил.
Башарин, С. А. Теоретические основы электротехники [Текст] : учебник высш. проф. образования / С. А. Башарин, В. В. Федоров. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 376, [2] с. : ил., табл. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Электротехника).
Бутырин, П. А. Электротехника [Текст] : учебник для образовательных учреждений НПО / П. А. Бутырин, О. В. Толчеев, Ф. Н. Шакирзянов. - 7-е изд., испр. - М. : Академия, 2010. - 266, [2] с. : ил. - (Начальное профессиональное образование).
Данилов, И. А. Общая электротехника с основами электроники [Текст] : учебное пособие для СПО / И. А. Данилов. - М. : Высшая школа, 2008. - 662, [2] с. : ил.
Лобзин, С.А. Электротехника. Лабораторный практикум : учебное пособие для СПО / С.А. Лобзин. – Академия, 2010. – 192 с.
Лоторейчук, Е. А. Теоретические основы электротехники : учебник для СПО. – М. : ИД Форум: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.: ил. – (Профессиональное образование).
Морозова, Н. Ю. Электротехника и электроника : учебник для СПО / Н.Ю. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2010. – 288 с.
Новиков, П. Н. Задачник по электротехнике [Текст] : практикум для НПО / П. Н. Новиков, О. В. Толчеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2008. - 376, [2] с. : ил. - (Начальное профессиональное образование).
Ярочкина, Г. В. Контрольные материалы по электротехнике [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. В. Ярочкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2013. - 101, [3] c. - (Начальное профессиональное образование).
Ярочкина, Г. В. Основы электротехники [Текст] : учебное пособие для СПО / Г. В. Ярочкина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2015. - 232, [2] с. : ил., табл. - (Профессиональное образование).
Прошин В. М. Электротехника. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
Прошин В. М. Лабораторно – практические работы по электротехнике. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.-192 с.
Электронные издания:
Электротехника и электроника [Электронный ресурс] : учебно-методический компьютерный комплекс : [версия 1.0 для работы в мультимедийном классе] : [для студентов СПО]. - Саратов : Диполь : Академия, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Профессиональное образование).
Дополнительные источники:
- Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. - Ростов на Дону: «Феникс», 2010
2.ru.wikipedia.org
4.http://mikro-elektronika.ru/
5.www.bibliofond.ru
6.http://electrono.ru/
7.www.eleczon.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно-практических и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельной работы.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание классификации электронных приборов, их устройства и области применения. | Оценка результата контрольной работы. |
Знание основных законов электротехники. | Оценка устного ответа. |
Знание основных правил эксплуатации электрооборудования и методов измерения электрических величин. | Оценка результата контрольной работы. |
Знание основ теории электрических машин, принципа работы типовых электрических устройств. | Оценка выполнения индивидуальных заданий. |
Знание параметров электрических схем и единиц их измерения. | Оценка выполнения самостоятельной работы. |
Знание принципов выбора электрических и электронных устройств и приборов. | Оценка устного ответа. Оценка выполнения самостоятельной работы. |
Знание принципов действия, устройства, основных характеристик электрических и электронных устройств и приборов. | Оценка результатов индивидуальной работы. |
Знание способов получения, передачи и использования электрической энергии. | Оценка результатов самостоятельной работы. |
Умение подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками. | Оценка прохождения учебной и производственной практики. |
Умение правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов. | Оценка прохождения учебной и производственной практики. |
Умение снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими. | Оценка прохождения учебной и производственной практики. |
Умение читать принципиальные, электрические и монтажные схемы. | Оценка выполнения практической работы на определение умения читать принципиальные, электрические и монтажные схемы. Оценка итогового зачета по дисциплине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Электротехника и электроника
РП ОП.02"Электротехника и электроника"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондициони
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...