Рабочая программа
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.05_materialovedenie_15.02.07.docx | 68.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Среднее профессиональное образование
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: Материаловедение
код, специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Москва
2016
Составители (авторы): ________________Кошкина Лидия Степановна__________________
ФИО, преподаватель ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ______________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе примерной программы в соответствии с базовой подготовки ФГОС СПО по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
- Место дисциплины в структуре ППССЗ: Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации.
ПК 1.2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления.
ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
- способы получения материалов с заданным комплексом свойств;
- правила улучшение свойств материалов;
- особенности испытания материалов.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 26 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 86 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 38 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего) | 26 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||
Значение предмета, его связь с другими специальными предметами. Задачи предмета и порядок его изучения. Классификация электротехнических и конструкционных материалов, область применения. Современные достижения в материаловедении. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 1. | ОСНОВЫ МЕТАЛЛОВЕДЕНИЯ | 12 | ||
Тема 1.1. Строение и свойства металлов, сплавов | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Понятие металловедения. Структура металлов. Типы кристаллических решеток, дефекты их строения. Процесс кристаллизации чистых металлов и сплавов. Кривые нагревания и охлаждения чистого железа. Физические и технологические свойства металлов. Методы механических испытаний металлических и неметаллических материалов. Классификация сплавов и их свойства. Понятие о диаграммах состояния сплавов. Связь между структурой сплава и его механическими, физическими и технологическими свойствами. | 1 | ||
Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Сплавы железа. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов и их свойства. Упрощенная диаграмма железо-цементит. Превращения в сплавах при медленном охлаждении. Деление железоуглеродистых сплавов на стали и чугуны. Обзор современных способов получения чугуна и стали. Углеродистые стали. Влияние примесей на качество сталей. Классификация. Легированные стали, применение. Маркировка. Легированные стали с особыми свойствами: нержавеющие, жаропрочные, кислостойкие, применение. Чугун, его свойства. Влияние примесей на структуру и свойства. Серые и белые чугуны, их свойства, область применения. Твердые сплавы, их свойства и применение. Металлокерамические твердые сплавы и сплавы, получаемые методом порошковой металлургии. | 2 | ||
Практическое занятие №1. Изучение сплавов. | 2 | |||
Практическое занятие №2. Контрольная работа № 1. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение сплавов | 2 | |||
Тема 1.3. Основы термической и химико-термической обработки металлов | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Понятие о термической обработке металлов, ее назначение. Изменения, происходящие в структуре стали при ее нагревании и охлаждении. Основные виды термической обработки стали. Закалка стали. Отпуск, отжиг и нормализация. Сведения о поверхностной закалке стали. Химико-термическая обработка стали: цементирование, азотирование и цианирование. Понятие о коррозии металлов. Виды коррозии – химическая и электрохимическая. Способы борьбы с коррозией. | 1 | ||
Практическая работа №3. Изучение режимов термической обработки. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка докладов | 2 | |||
РАЗДЕЛ 2. | ПРОВОДНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 12 | ||
Тема 2.1. Общие свойства проводников | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Классификация проводниковых материалов. Электрические характеристики проводниковых материалов. Факторы, влияющие на величину удельного сопротивления. | 1 | ||
Тема 2.2. Проводниковые материалы | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. 3. 4. | Материалы высокой проводимости. Серебро, медь, алюминий. Сплавы меди и алюминия. Их свойства и применение. Сверхпроводники и криопроводники: химический состав, электромагнитные свойства, применение. Сплавы с большим удельным сопротивлением. Их назначение. Сплавы для измерительных приборов, резисторов, нагревательных приборов и термопар. Их свойства и состав. Контактные материалы. Требования, предъявляемые к контактам. Материалы на основе благородных и неблагородных металлов. Металлокерамика. Их свойства и применения. Электрический уголь и изделия из него. | 2 | ||
Практическое занятие №4. Изучение проводниковых сплавов. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение проводниковых сплавов, подготовка сообщений | 2 | |||
Тема 2.3. Провода и кабели | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Обмоточные провода и их виды. Установочные и монтажные провода. Провода для воздушных линий электропередач. Назначение, сортамент стальных, медных и алюминиевых шин. Силовые кабели. Классификация силовых кабелей по числу жил, роду оболочки, конструкции защитной оболочки и назначению. Маркировка силовых кабелей. Контрольные кабели и их маркировка. Специальные кабели, их классификация и их маркировка. | 3 | ||
Практическое занятие №5. Выбор проводов и кабелей по заданным условиям эксплуатации. | 2 | |||
Практическое занятие №6. Контрольная работа № 2. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка докладов, индивидуальных сообщений | 2 | |||
РАЗДЕЛ 3. | ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 40 | ||
Тема 3.1. Физика диэлектриков | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. 2. 3. | Электрические характеристики диэлектриков. Относительная диэлектрическая проницаемость. Удельное сопротивление. Электрическая прочность. Угол диэлектрических потерь. Единицы и методы измерения удельных сопротивлений диэлектриков. Векторная диаграмма распределения токов в диэлектрике. Тангенс угла диэлектрических потерь и значение этой характеристики для определения потерь в диэлектрике. Оценка качества диэлектрика. Диэлектрическая проницаемость диэлектрика. Нейтральные и полярные диэлектрики. Электрическая прочность электрических изоляционных материалов и методы ее изменения. Виды пробоя диэлектриков: тепловой, электрический, электрохимический и смешанный. | |||
Тема 3.2. Механические, тепловые и физико-химические характеристики диэлектриков | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Механические характеристики: прочность при растяжении, сжатии и изгибе. Ударная вязкость. Вибропрочность. Тепловые характеристики: температура плавления, вспышки и размягчения материалов, теплостойкость, морозостойкость, температурные коэффициенты. Физико-химические характеристики: вязкость жидких диэлектриков, кислотное число, химическая стойкость, влагостойкость, радиационная стойкость, тропическая стойкость. | 3 | ||
Тема 3.3. Газообразные диэлектрики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Роль газообразных диэлектриков в электротехнических установках. Основные электрические характеристики газов. Электропроводимость газов. Вольт-амперная характеристика. Пробой газов в однородном и неоднородном поле. Типы электродов, создающие однородные и неоднородные поля. «Корона» при постоянном и переменном напряжении. Применение газообразных диэлектриков в электротехнических устройствах (воздух, азот, водород, элегаз, фреон). | 1 | ||
Тема 3.4. Жидкие диэлектрики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Электропроводность и пробой жидких диэлектриков. Влияние степени чистоты жидкости на ее электрическую прочность. Применение жидких диэлектриков. Нефтяные масла, их получение. Виды и свойства нефтяных масел. Методы очистки. Синтетические жидкие диэлектрики. Свойства и применение совола, совтола, гексола. Кремний и фтороорганические соединения. Их применение, достоинство и недостатки. | 1 | ||
Тема 3.5. Полимеры | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. 3. | Значение полимеров в промышленности. Классификация полимеров. Основные свойства и получение полимеров. Природные смолы и их применение. Синтетические полимеры: полимеризационные и поликонденсационные. Полистирол и его разновидности. Полиэтилен, полихлорвинил, фторопласты, их состав, основные свойства, виды и применение. Поликонденсационные смолы. Фенолформальдегидные смолы. Бакелит, новолак. Полиэфирные смолы. Эпоксидные полимеры. Кремнийорганические смолы, их получение и применение. | 2 | ||
Практическое занятие №7. Изучение видов полимеров. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов полимеров, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.6. Пластмассы, пленочные материалы | Содержание учебного материала | - | ||
1. | Понятие о пластмассах. Основные особенности пластмасс. Состав. Методы получения пластмасс. Классификация пластмасс. Слоистые пластики и особенности их получения. Древесно-слоистые пластики. Общие сведения о получении и применении пленочных материалов. | 2 | ||
Практическое занятие №8. Изучение видов пластмасс. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов пластмасс, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.7. Резина | Содержание учебного материала | - | ||
1. | Натуральные и синтетические каучуки, их недостатки. Полученные резины. Процесс вулканизации. Состав резины, влияние составляющих на электрические, механические и тепловые свойства. Эбонит. Свойства и применение. Применение резины в электротехнике. | 1 | ||
Практическое занятие №9. Изучение видов резин. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов резин, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.8. Лаки, эмали, компаунды | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Понятие о лаках. Состав и классификация лаков. Требования, предъявляемые к лакам. Область применения лаков. Эмали, их состав. Роль пигментов. Классификация эмалей. Понятие о компаунах. Эпоксидные компаунды. Применение компаундов в электротехнике. | 2 | ||
Практическое занятие №10. Изучение видов компаундов. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов компаундов, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.9. Волокнистые материалы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. | Виды волокон, применяемых в электротехнике: природные, синтетические, искусственные. Неорганические волокна: асбест, стекловолокно, основные характеристики и применение. Дерево. Основные характеристики. Механические свойства. Бумага: применение, производство, виды. Фибра. Картоны: получение, виды, применение. Лакоткани: получение, виды, применение. Электроизоляционные линоксиновые и стекловолокнистые трубки. | 3 | ||
Практическое занятие №11. Изучение видов волокнистых материалов. | 2 | |||
Практическое занятие №12. Контрольная работа № 3. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов волокнистых материалов, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.10. Минеральные диэлектрики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Слюда. Ее состав и область применения. Изоляционные материалы на основе слюды: макиниты, микафолий, микаленты, слюдиниты. Применение в электротехнике. Искусственная слюда-фторфлогопит, ее свойства, применение. | 1 | ||
Тема 3.11. Стекло и керамика | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Состав стекла, способ получения, характеристика. Кварц. Керамика, фарфор: состав, назначение каждого компонента. Способы получения керамических изделий. Основные электрические, механические и тепловые свойства фарфора, применение. Виды изоляторов. Стеатит. Состав стеатитовых масс. Конденсаторная керамика. Материалы с высокой диэлектрической проницаемостью. | 1 | ||
Практическое занятие №13. Изучение видов керамики. | 2 | |||
Практическое занятие №14. Контрольная работа № 4. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: работа с учебником | 2 | |||
РАЗДЕЛ 4. | ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 8 | ||
Тема 4.1. Основные свойства полупроводников | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Общие сведения о полупроводниках. Электронная и дырочная проводимости. Собственная и примесная проводимости. Эффект Холла. Влияние факторов на электропроводимость полупроводников. Влияние примесей на электропроводимость. Образование электронно-дырочных переходов. | 3 | ||
Тема 4.2. Полупроводниковые материалы и их параметры | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Классификация полупроводниковых материалов. Основные характеристики и применение германия, кремния, селена, карбида кремния | 3 | ||
Практическое занятие №15. Изучение типов полупроводниковых материалов. | 2 | |||
Практическое занятие №16. Контрольная работа №5. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение конспекта лекции | 2 | |||
РАЗДЕЛ 5. | МАГНИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 12 | ||
Тема 5.1. Основные характеристики магнитных материалов | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Основные характеристики магнитных материалов и процессы, протекающие в них под действием магнитного поля. Области применения магнитных материалов в электротехнике и требования, предъявляемые к ним. Понятия о потерях в стали. Способы уменьшения потерь. Классификация магнитных материалов по их магнитным свойствам. | 1 | ||
Тема 5.2. Металлические магнитные материалы | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Металлические магнитные материалы; требования, предъявляемые к ним. Техническое максимально чистое железо, его магнитные характеристики, применение. Электротехническая сталь, ее состав, основные характеристики. Магнито-мягкие сплавы – пермаллой, альсифер. Их состав, магнитные характеристик, применение. Магнитодиэлектрики. Сплавы с особыми свойствами. Металлические магнито-твердые материалы. Легированные стали мартенситной структуры; их состав и магнитные характеристики. Тройные сплавы; их состав и характеристики. Магниты из порошков. Их виды и получение, свойства. Пластически деформируемые сплавы. | 3 | ||
Практическое занятие № 17. Изучение типов магнитных материалов. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение конспекта лекции, работа с дополнительной литературой | 2 | |||
Тема 5.3. Неметаллические магнитные материалы | Содержание учебного материала | - | 3 | |
1. 2. | Ферриты. Характерные свойства ферритов. Их состав, структура. Магнитные и электрические характеристики ферритов. Классификация ферритов. Магнитомягкие ферриты. Ферриты с прямоугольной петлей гистерезиса. Магнитотвердые ферриты; их свойства и применение. | |||
Практическое занятие №18, 19. Контрольная работа № 6. | 4 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка к контрольной работе | 2 | |||
Всего: | 86 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение», образцы металлов и неметаллических материалов.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Кузьмин Б.А. и др. Технология металлов и конструкционные материалы – М.: Машиностроение, 2012.
- Корицкий Ю.В. Электротехнические материалы – М.: Энергия, 2012.
Дополнительные источники:
- Никифиров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы – М. Высшая школа, 2012.
- Никулин Н.В. Электроматериаловедение – М.: Высшая школа, 2012.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве. | Контрольная работа, практическая работа Устный опрос Письменный опрос Технический диктант Тестирование Дифференцируемый зачет. |
В результате освоения дисциплины студент должен знать: - область применения, методы измерения параметров и свойств материалов; - способы получения материалов с заданным комплексом свойств; - правила улучшение свойств материалов; - особенности испытания материалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...