Рабочая программа
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Среднее профессиональное образование
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: Материаловедение
код, специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Москва
2016
Составители (авторы): ________________Кошкина Лидия Степановна__________________
ФИО, преподаватель ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ______________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе примерной программы в соответствии с базовой подготовки ФГОС СПО по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
- Место дисциплины в структуре ППССЗ: Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации.
ПК 1.2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления.
ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
- способы получения материалов с заданным комплексом свойств;
- правила улучшение свойств материалов;
- особенности испытания материалов.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 26 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 86 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 38 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего) | 26 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ||
Значение предмета, его связь с другими специальными предметами. Задачи предмета и порядок его изучения. Классификация электротехнических и конструкционных материалов, область применения. Современные достижения в материаловедении. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 1. | ОСНОВЫ МЕТАЛЛОВЕДЕНИЯ | 12 | ||
Тема 1.1. Строение и свойства металлов, сплавов | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Понятие металловедения. Структура металлов. Типы кристаллических решеток, дефекты их строения. Процесс кристаллизации чистых металлов и сплавов. Кривые нагревания и охлаждения чистого железа. Физические и технологические свойства металлов. Методы механических испытаний металлических и неметаллических материалов. Классификация сплавов и их свойства. Понятие о диаграммах состояния сплавов. Связь между структурой сплава и его механическими, физическими и технологическими свойствами. | 1 | ||
Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Сплавы железа. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов и их свойства. Упрощенная диаграмма железо-цементит. Превращения в сплавах при медленном охлаждении. Деление железоуглеродистых сплавов на стали и чугуны. Обзор современных способов получения чугуна и стали. Углеродистые стали. Влияние примесей на качество сталей. Классификация. Легированные стали, применение. Маркировка. Легированные стали с особыми свойствами: нержавеющие, жаропрочные, кислостойкие, применение. Чугун, его свойства. Влияние примесей на структуру и свойства. Серые и белые чугуны, их свойства, область применения. Твердые сплавы, их свойства и применение. Металлокерамические твердые сплавы и сплавы, получаемые методом порошковой металлургии. | 2 | ||
Практическое занятие №1. Изучение сплавов. | 2 | |||
Практическое занятие №2. Контрольная работа № 1. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение сплавов | 2 | |||
Тема 1.3. Основы термической и химико-термической обработки металлов | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Понятие о термической обработке металлов, ее назначение. Изменения, происходящие в структуре стали при ее нагревании и охлаждении. Основные виды термической обработки стали. Закалка стали. Отпуск, отжиг и нормализация. Сведения о поверхностной закалке стали. Химико-термическая обработка стали: цементирование, азотирование и цианирование. Понятие о коррозии металлов. Виды коррозии – химическая и электрохимическая. Способы борьбы с коррозией. | 1 | ||
Практическая работа №3. Изучение режимов термической обработки. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка докладов | 2 | |||
РАЗДЕЛ 2. | ПРОВОДНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 12 | ||
Тема 2.1. Общие свойства проводников | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Классификация проводниковых материалов. Электрические характеристики проводниковых материалов. Факторы, влияющие на величину удельного сопротивления. | 1 | ||
Тема 2.2. Проводниковые материалы | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. 3. 4. | Материалы высокой проводимости. Серебро, медь, алюминий. Сплавы меди и алюминия. Их свойства и применение. Сверхпроводники и криопроводники: химический состав, электромагнитные свойства, применение. Сплавы с большим удельным сопротивлением. Их назначение. Сплавы для измерительных приборов, резисторов, нагревательных приборов и термопар. Их свойства и состав. Контактные материалы. Требования, предъявляемые к контактам. Материалы на основе благородных и неблагородных металлов. Металлокерамика. Их свойства и применения. Электрический уголь и изделия из него. | 2 | ||
Практическое занятие №4. Изучение проводниковых сплавов. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение проводниковых сплавов, подготовка сообщений | 2 | |||
Тема 2.3. Провода и кабели | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Обмоточные провода и их виды. Установочные и монтажные провода. Провода для воздушных линий электропередач. Назначение, сортамент стальных, медных и алюминиевых шин. Силовые кабели. Классификация силовых кабелей по числу жил, роду оболочки, конструкции защитной оболочки и назначению. Маркировка силовых кабелей. Контрольные кабели и их маркировка. Специальные кабели, их классификация и их маркировка. | 3 | ||
Практическое занятие №5. Выбор проводов и кабелей по заданным условиям эксплуатации. | 2 | |||
Практическое занятие №6. Контрольная работа № 2. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка докладов, индивидуальных сообщений | 2 | |||
РАЗДЕЛ 3. | ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 40 | ||
Тема 3.1. Физика диэлектриков | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. 2. 3. | Электрические характеристики диэлектриков. Относительная диэлектрическая проницаемость. Удельное сопротивление. Электрическая прочность. Угол диэлектрических потерь. Единицы и методы измерения удельных сопротивлений диэлектриков. Векторная диаграмма распределения токов в диэлектрике. Тангенс угла диэлектрических потерь и значение этой характеристики для определения потерь в диэлектрике. Оценка качества диэлектрика. Диэлектрическая проницаемость диэлектрика. Нейтральные и полярные диэлектрики. Электрическая прочность электрических изоляционных материалов и методы ее изменения. Виды пробоя диэлектриков: тепловой, электрический, электрохимический и смешанный. | |||
Тема 3.2. Механические, тепловые и физико-химические характеристики диэлектриков | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Механические характеристики: прочность при растяжении, сжатии и изгибе. Ударная вязкость. Вибропрочность. Тепловые характеристики: температура плавления, вспышки и размягчения материалов, теплостойкость, морозостойкость, температурные коэффициенты. Физико-химические характеристики: вязкость жидких диэлектриков, кислотное число, химическая стойкость, влагостойкость, радиационная стойкость, тропическая стойкость. | 3 | ||
Тема 3.3. Газообразные диэлектрики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Роль газообразных диэлектриков в электротехнических установках. Основные электрические характеристики газов. Электропроводимость газов. Вольт-амперная характеристика. Пробой газов в однородном и неоднородном поле. Типы электродов, создающие однородные и неоднородные поля. «Корона» при постоянном и переменном напряжении. Применение газообразных диэлектриков в электротехнических устройствах (воздух, азот, водород, элегаз, фреон). | 1 | ||
Тема 3.4. Жидкие диэлектрики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Электропроводность и пробой жидких диэлектриков. Влияние степени чистоты жидкости на ее электрическую прочность. Применение жидких диэлектриков. Нефтяные масла, их получение. Виды и свойства нефтяных масел. Методы очистки. Синтетические жидкие диэлектрики. Свойства и применение совола, совтола, гексола. Кремний и фтороорганические соединения. Их применение, достоинство и недостатки. | 1 | ||
Тема 3.5. Полимеры | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. 3. | Значение полимеров в промышленности. Классификация полимеров. Основные свойства и получение полимеров. Природные смолы и их применение. Синтетические полимеры: полимеризационные и поликонденсационные. Полистирол и его разновидности. Полиэтилен, полихлорвинил, фторопласты, их состав, основные свойства, виды и применение. Поликонденсационные смолы. Фенолформальдегидные смолы. Бакелит, новолак. Полиэфирные смолы. Эпоксидные полимеры. Кремнийорганические смолы, их получение и применение. | 2 | ||
Практическое занятие №7. Изучение видов полимеров. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов полимеров, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.6. Пластмассы, пленочные материалы | Содержание учебного материала | - | ||
1. | Понятие о пластмассах. Основные особенности пластмасс. Состав. Методы получения пластмасс. Классификация пластмасс. Слоистые пластики и особенности их получения. Древесно-слоистые пластики. Общие сведения о получении и применении пленочных материалов. | 2 | ||
Практическое занятие №8. Изучение видов пластмасс. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов пластмасс, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.7. Резина | Содержание учебного материала | - | ||
1. | Натуральные и синтетические каучуки, их недостатки. Полученные резины. Процесс вулканизации. Состав резины, влияние составляющих на электрические, механические и тепловые свойства. Эбонит. Свойства и применение. Применение резины в электротехнике. | 1 | ||
Практическое занятие №9. Изучение видов резин. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов резин, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.8. Лаки, эмали, компаунды | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Понятие о лаках. Состав и классификация лаков. Требования, предъявляемые к лакам. Область применения лаков. Эмали, их состав. Роль пигментов. Классификация эмалей. Понятие о компаунах. Эпоксидные компаунды. Применение компаундов в электротехнике. | 2 | ||
Практическое занятие №10. Изучение видов компаундов. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов компаундов, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.9. Волокнистые материалы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. 4. | Виды волокон, применяемых в электротехнике: природные, синтетические, искусственные. Неорганические волокна: асбест, стекловолокно, основные характеристики и применение. Дерево. Основные характеристики. Механические свойства. Бумага: применение, производство, виды. Фибра. Картоны: получение, виды, применение. Лакоткани: получение, виды, применение. Электроизоляционные линоксиновые и стекловолокнистые трубки. | 3 | ||
Практическое занятие №11. Изучение видов волокнистых материалов. | 2 | |||
Практическое занятие №12. Контрольная работа № 3. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение видов волокнистых материалов, подготовка докладов | 2 | |||
Тема 3.10. Минеральные диэлектрики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Слюда. Ее состав и область применения. Изоляционные материалы на основе слюды: макиниты, микафолий, микаленты, слюдиниты. Применение в электротехнике. Искусственная слюда-фторфлогопит, ее свойства, применение. | 1 | ||
Тема 3.11. Стекло и керамика | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Состав стекла, способ получения, характеристика. Кварц. Керамика, фарфор: состав, назначение каждого компонента. Способы получения керамических изделий. Основные электрические, механические и тепловые свойства фарфора, применение. Виды изоляторов. Стеатит. Состав стеатитовых масс. Конденсаторная керамика. Материалы с высокой диэлектрической проницаемостью. | 1 | ||
Практическое занятие №13. Изучение видов керамики. | 2 | |||
Практическое занятие №14. Контрольная работа № 4. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: работа с учебником | 2 | |||
РАЗДЕЛ 4. | ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 8 | ||
Тема 4.1. Основные свойства полупроводников | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Общие сведения о полупроводниках. Электронная и дырочная проводимости. Собственная и примесная проводимости. Эффект Холла. Влияние факторов на электропроводимость полупроводников. Влияние примесей на электропроводимость. Образование электронно-дырочных переходов. | 3 | ||
Тема 4.2. Полупроводниковые материалы и их параметры | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Классификация полупроводниковых материалов. Основные характеристики и применение германия, кремния, селена, карбида кремния | 3 | ||
Практическое занятие №15. Изучение типов полупроводниковых материалов. | 2 | |||
Практическое занятие №16. Контрольная работа №5. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение конспекта лекции | 2 | |||
РАЗДЕЛ 5. | МАГНИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 12 | ||
Тема 5.1. Основные характеристики магнитных материалов | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. 3. | Основные характеристики магнитных материалов и процессы, протекающие в них под действием магнитного поля. Области применения магнитных материалов в электротехнике и требования, предъявляемые к ним. Понятия о потерях в стали. Способы уменьшения потерь. Классификация магнитных материалов по их магнитным свойствам. | 1 | ||
Тема 5.2. Металлические магнитные материалы | Содержание учебного материала | - | ||
1. 2. | Металлические магнитные материалы; требования, предъявляемые к ним. Техническое максимально чистое железо, его магнитные характеристики, применение. Электротехническая сталь, ее состав, основные характеристики. Магнито-мягкие сплавы – пермаллой, альсифер. Их состав, магнитные характеристик, применение. Магнитодиэлектрики. Сплавы с особыми свойствами. Металлические магнито-твердые материалы. Легированные стали мартенситной структуры; их состав и магнитные характеристики. Тройные сплавы; их состав и характеристики. Магниты из порошков. Их виды и получение, свойства. Пластически деформируемые сплавы. | 3 | ||
Практическое занятие № 17. Изучение типов магнитных материалов. | 2 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: изучение конспекта лекции, работа с дополнительной литературой | 2 | |||
Тема 5.3. Неметаллические магнитные материалы | Содержание учебного материала | - | 3 | |
1. 2. | Ферриты. Характерные свойства ферритов. Их состав, структура. Магнитные и электрические характеристики ферритов. Классификация ферритов. Магнитомягкие ферриты. Ферриты с прямоугольной петлей гистерезиса. Магнитотвердые ферриты; их свойства и применение. | |||
Практическое занятие №18, 19. Контрольная работа № 6. | 4 | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка к контрольной работе | 2 | |||
Всего: | 86 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение», образцы металлов и неметаллических материалов.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Кузьмин Б.А. и др. Технология металлов и конструкционные материалы – М.: Машиностроение, 2012.
- Корицкий Ю.В. Электротехнические материалы – М.: Энергия, 2012.
Дополнительные источники:
- Никифиров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы – М. Высшая школа, 2012.
- Никулин Н.В. Электроматериаловедение – М.: Высшая школа, 2012.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве. | Контрольная работа, практическая работа Устный опрос Письменный опрос Технический диктант Тестирование Дифференцируемый зачет. |
В результате освоения дисциплины студент должен знать: - область применения, методы измерения параметров и свойств материалов; - способы получения материалов с заданным комплексом свойств; - правила улучшение свойств материалов; - особенности испытания материалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...