Программа УД Материаловедение
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), входящего в состав укрупненной группы профессий 15.00.00. «Машиностроение» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_materialovedeniyu.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГА ПОУ БОРОВИЧСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ЭКОНОМИКИ
Согласовано на заседании предметной цикловой комиссии технолого-механических дисциплин Протокол №_______ от «____»____________2016 г. Председатель ПЦК Коновец М.Г.___________ «____»_____________2016 г | Согласовано на заседании методического совета Протокол №_______ от «____»____________2016 г. Председатель методического совета ОГА ПОУ БТСИиЭ Молчанова Н.Н. «____»____________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОГА ПОУ БТСИиЭ Николаева В.А.___________ «____»_____________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Программа подготовки специалистов среднего звена
по специальности
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»,
входящей в укрупнённую группу специальностей 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ
Согласовано:
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), входящего в состав укрупненной группы профессий 15.00.00. «Машиностроение» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Организация-разработчик: ОГА ПОУ Боровичский техникум строительной индустрии и экономики.
Разработчики:
Филиппова М.Н. преподаватель технолого-механических дисциплин ОГА ПОУ Боровичского техникума строительной индустрии и экономики
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 15.00.00. «Машиностроение», по направлению подготовки 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования отрасли.»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
определять виды конструкционных материалов;
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
проводить исследования и испытания материалов;
рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания
знать:
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
строение и свойства металлов, методы их исследования;
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются
общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 15.02.01. и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъёмных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.
ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.
ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.
ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лекции | 44 |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
| |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов(макс. уч. нагрузка) | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Закономерности формирования структуры материалов | 34 | ||
Введение | Роль материалов в современной технике | 1 | 2 |
Тема 1.1. Строение и свойства материалов. | Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия, влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов; фазовый состав сплавов; диффузия в металлам и сплавах, жидкие кристаллы; структура полимеров, стекла, керамики, древесины: строение и свойства. Практическая работа № 1: Изучение кристаллической решетки металлов Самостоятельная работа.: Связь между составом, строением и свойствами сплавов | 1 2 4 | 2 |
Тема1.2. Свойства материалов | Физические и химические свойства. Плотность, температура плавления, теплопроводность, тепловое расширение, удельная теплоемкость, электропроводность, магнитные свойства. Химические свойства. Механические свойства: виды деформации. Плотность. Пластичность. Ударная вязкость. Твердость. Усталость. Технологические свойства: обрабатываемость, свариваемость, ковкость, прокаливаемость, жидкотекучесть. Технологические пробы, общие сведения, пробы на изгиб, перегиб, осадку, искру, свариваемость Практическая работа № 2: Изучение физических и технологических свойств металлов (на примере железо-углеродистых сплавов). Самостоятельная работа.: Виды ликвации и методы их устранения. Испытания на твердость, ударную вязкость, кручение. | 2 2 2 | 2 2 2 |
Тема 1.3. Формирование структуры литых материалов | Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение монокристаллов. Аморфное состояние материалов. Самостоятельная работа: Форма кристаллов и влияние реальной среды на процесс кристаллизации | 2
2 | 2 |
Тема 1.4. Диаграммы состояния металлов и сплавов | Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов. Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов. Физические и механические свойства сплавов в равновесном состоянии. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей Практическая работа № 3: Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. | 2 2 |
Тема 1.5. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов | Пластическая деформация моно- и поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Пластическая деформация поликристаллических металлов. Деформирование двухфазных сплавов. Свойства пластически деформированных металлов. Возврат и рекристаллизация. Самостоятельная работа: Испытания материалов на растяжение и сжатие. | 2 2 | 2 |
Тема 1.6. Термическая обработка металлов и сплавов. | Определение и классификация видов термической обработки . Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Основное оборудование для термической обработки. Виды термической обработки стали, отжиг, нормализация, закалка, отпуск закаленных сталей. Поверхностная закалка сталей. Дефекты термической обработки и методы их предупреждения и устранения. Термомеханическая обработка, виды, сущность, область применения Самостоятельная работа. Улучшаемые стали. Термическая обработка улучшаемых сталей. | 2 2 | 2 |
Тема 1.7. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. | Определение и классификация основных видов химикотермической обра-ботки металлов и сплавов. Цементация стали. Азотирование стали. Ионное (плазменное) азотирование и цементация. Диффузионное насыщение сплавов металлами и неметаллами. \ Самостоятельная работа: Химикотермическая обработка металлов и сплавов.
| 2 2 | 2 |
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино - и приборостроении. | 32 | ||
Тема 2.1. Конструкционные материалы | Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструктивной прочности материалов. Классификация конструкционных материалов. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. Углеродистые стали: обыкновенного качества и качественные стали. Легированные стали.
Практическая работа № 4: Сортамент сталей. Маркировка сталей и сплавов. | 2 2 | 2 |
Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами | Стали с улучшенной обрабатываемостью резанием. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами. Чугуны . Медные сплавы: общая характеристика и классификация; латуни, бронзы. Практическая работа № 5: Классификация чугунов. Практическая работа № 6: Медь. Медные сплавы. Самостоятельная работа : Микроанализ чугунов. | 2 2 2 2 | 2 |
Тема 2.3. Износостойкие материалы | Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Материалы с высокими упругими свойствами | Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы приборостроения. Самостоятельная работа.: Основные принципы выбора для различного назначения цементуемых, улучшаемых, пружинно-рессорных, износостойких сталей. | 2 2 | 2 |
Тема 2.5. Материалы с малой плотностью | Сплавы на основе алюминия: свойства алюминия; общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния: свойства магния: общая характеристика и классификация магниевых сплавов. Особенности алюминиевых и магниевых сплавов. | 2 | 2 |
Тема 2.6. Материалы с высокой удельной прочностью | Титан и сплавы на его основе; свойства титана, общая характеристика и классификация титановых сплавов; особенности обработки. Бериллий и сплавы на его основе; общая характеристика, классификация, применение бериллиевых сплавов; особенности обработки. Самостоятельная работа: Области применения титановых, алюминиевых, медных сплавов, сплавов на основе цинка, свинца и олова. | 2 2 | 2 |
Тема 2.7. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Жаростойкие материалы. Жаропрочные материалы. Хладостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы. Практическая работа № 7: Жаростойкие материалы. Жаропрочные материалы. | 2 2 | 2 |
Тема 2.8. Неметаллические материалы | Неметаллические материалы, их классификация, свойства, Достоинства и недостатки, применение в промышленности. Пластмассы. Простые и термопластичные пластмассы: полиэтилен, полистирол, полихлорвинил, фторопласты и др. Сложные пластмассы: гетинакс, текстолит, стеклотекстолит. Каучук. Процесс вулканизации. Резиновые материалы. Состав и общие свойства стекла. Ситаллы: структура и применение Древесина, ее основные свойства Разновидности древесных материалов. Практическая работа № 8: Неметаллические материалы: пластмасса, резина Самостоятельная работа.:
| 2 2 | 2 |
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами | 8 | ||
Тема 3 1 Материалы с особыми магнитными свойствами | Общие сведения о ферромагнетиках. Магнитно-мягкие материалы. Низкочастотные магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные магнитно-мягкие материалы. Материалы со специальными магнитными свойствами. Магнитно-твердые материалы: общие требования, литые материалы, порошковые материалы, деформируемые сплавы. | 2 | 2 |
Тема 3 2 Материалы с особыми тепловыми свойствами | Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. Сплавы с заданным температурным коэффициентом модуля упругости. | 2 | 2 |
Тема 3.3 Материалы с особыми электрическими свойствами | Материалы высокой электрической проходимости: электрические свойства проводниковых материалов, провод никовые материалы. Полупроводниковые материалы: строение и свойства, методы получения, легирование полупроводников и получение р-п переходов. Диэлектрики, электроизоляционные лаки, эмали и компаунды. Самостоятельная работа: Полупроводниковые материалы. | 2 2 | 2 |
Раздел 4. Инструментальные материалы | 8 | ||
Тема 4.1 Материалы для режущих и измерительных инструментов | Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченные твердые сплавы, сверхтвердые материалы стали для измерительных инструментов. Спеченные твердые сплавы. Самостоятельная работа. Карбидообразующие легирующие элементы | 2 2
2 | 2 |
Тема 4.2 Стали для инструментов обработки металлов давлением | Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением: стали для молотовых штампов, стали для штампов горизонтально ковочных машин и прессов. | 2 | 2 |
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы | 8 | ||
Тема 5.1. Порошковые материалы | Получение изделий из порошков. Метод порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности. Самостоятельная работа.: Отличие технической керамики от обычной. | 2 2 | 2 |
Тема 5 2 Композиционные материалы | Композиционные материалы, классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. Самостоятельная работа. Основные перспективы развития композиционных и аморфных материалов. | 2 2 | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения» .
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- оборудование(или модели, стенды) для проведения лабораторных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.Адаскин А.М. Материаловедение (Металлообработка) Учебное пос.для СПО 7-е изд. – М(Академия),2014г. – 288с.
Дополнительная
1.Арзамасов Б.Н. Материаловедение — М.: Машиностроение, 1986
2Богородицкий Н.П. , Пасынков В. В. , Тареев Б. М. Электротехнические материалы.-Л.: Энергоатомиздат, 1985
3Кузьмин Б. А. - Технология металлов и конструкционные материалы М.: Высшая школа, 1989
4Лахтин Ю. М., Леонтьева В.П. Материаловедение- М.: Машиностроение, 1990
5Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов М.: Металлургия, 1994 (4 с издание)
6Лахтин Ю.М. Основы металловедения — М.: Металлургия, 1988
7Самохоцкий А.И., Кунявский М.Н. Лабораторные работы по металловедению и термообработке, М.: Машиностроение 1981
2.Интернет- ресурсы имеются.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
1 | 2 | 3 |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы ,внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | определять виды конструкционных материалов; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.4 | Знания: закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | классификацию и способы получения композиционных материалов; | Устные и письменные опросы в течении обучения , внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.- 3.4 | принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | Методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...
Рабочая программа по материаловедению
Рабочая программа по материаловедению...
примерная программа дисциплины "Материаловедение"
примерная программа дисциплины "Материаловедение" сомтавленна на основании ФГОС СПО по специальности 270831...
ОП.04 Рабочая программа "Электронное материаловедение" для специальности 210109
Для спец. 210109 "Твердотельная электроника"...
Рабочая программа по материаловедению
Рабочая программа по материаловедению...
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...