Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю 02 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
учебно-методическое пособие на тему
Комплект контрольно – оценочных материалов предназначен для оценки уровня сформированности компетенций, готовности обучающихся к выполнению профессиональной деятельности в результате освоения профессионального модуля ПМ 02. Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольно-оценочные материалы | 976.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от №
Комплект
контрольно-оценочных средств
ПМ 02. Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт
по профессии
15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Срок обучения - 2 года 10 мес.
Профессии (ОК 016) - Машинист трелевочной машины
- Тракторист на подготовке лесосек,
трелевке и вывозке леса
Усть-Илимск, 2016
Комплект контрольно – оценочных материалов предназначен для оценки уровня сформированности компетенций, готовности обучающихся к выполнению профессиональной деятельности в результате освоения профессионального модуля ПМ 02. Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин.
Разработчик:
Зоркольцева Альбина Казисовна – мастер производственного обучения, преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии «Лесозаготовитель»
Протокол № 1 от «01» сентября 2016 года.
Общие положения
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности.
Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Экзамен проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя и службы Гостехнадзора.
Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен,/не освоен».
Решение о результатах оформляется протоколом заседания Комиссии по комплексной оценке уровня освоения профессионального модуля.
1. Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля
Элемент модуля | Форма контроля и оценивания | |
Промежуточная аттестация | Текущий контроль | |
МДК .02.01. Устройство трелевочных машин | Дифференцированный зачет - ДЗ | Решение ситуационных задач; оценка за лабораторно-практические работы; устный опрос; оценка за самостоятельную работу; |
МДК 02.02 Основы управления трелевочными машинами и безопасность движения | Дифференцированный зачет - ДЗ | Тестирование; решение ситуационных задач; оценка за лабораторно-практические работы; устный опрос; оценка за самостоятельную работу; |
МДК 02.03 Техническое обслуживание и ремонт трелевочных машин | Дифференцированный зачет - ДЗ | Тестирование; решение ситуационных задач; оценка за лабораторно-практические работы; устный опрос; оценка за самостоятельную работу; |
УП. Отработка навыков практического вождения, выполнения лесосечных операций на трактородроме, учебной лесосеке, выполнение технического обслуживания: - Подготовка машины к работе; - трогание с места; - выполнение поворота; - разворот на месте; - остановка машины; - трелевка сортиментов с формированием штабеля на погрузочной площадке с сортировкой сортиментов по породам; - техническое обслуживание машины, выявление и устранение неисправностей. | Дифференцированный зачет - ДЗ | Оценка за индивидуальное вождение трелевочной машины; оценка за выполнение лесосечных работ в условиях приближенных к рабочей ситуации на производстве; оценка за выполнение технического обслуживания. |
ПП – выполнение цикла работ на лесозаготовительных участках предприятия: - подготовка машины к работе; - валка деревьев валочно-пакетирующими машинами с формированием пачки сваленных деревьев; - трелевка сваленных деревьев тросочекерными машинами с формирование штабеля на погрузочной площадке; - трелевка сваленных деревьев трелевочными машинами с манипулятором с формирование штабеля на погрузочной площадке; - трелевка сваленных деревьев пачкоподборщиками с формирование штабеля на погрузочной площадке; - трелевка сортиментов с формирование штабеля на погрузочной площадке; - трелевка сваленных деревьев тросочекерными машинами с формирование штабеля на погрузочной площадке; - выполнение работ сучкорезными машинами; - выполнение работ сучкорезно-раскряжевочными машинами; - выполнение работ валочно-сучкорезно-раскряжевочными машинами; - выполнение работ по техническому обслуживанию лесозаготовительных машин, участие в выявлении и устранении неисправностей. | Дифференцированный зачет - ДЗ | Оценка руководителя практики за выполненные работ, результаты пробной квалификационной работы, производственная характеристика (данные из дневника производственной практики); табель посещаемости; отчет по практике. |
2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене (квалификационном)
2.1. В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:
Таблица 2.1
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки | Показатели оценки результата |
ПК 1. Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении отдельных работ или комплекса операций по валке леса. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - выполнение работ по валке в соответствии с технологической картой; - выбор эффективных приёмов работ по валке деревьев; - выполнение установленной нормы выработки; - соблюдение норм техники безопасности, правил пожарной безопасности, сохранение экологического фона при выполнении отдельных работ или комплекса операций по валке леса. Результативность самостоятельного осуществления деятельности, цели которой определены руководителем; -результативность самостоятельного выбора эффективных способов деятельности для получения максимального эффекта. Адекватность анализа рабочей ситуации; -умение корректировать и оценивать собственную деятельность; -своевременность и целесообразность коррекции собственной деятельности; -ответственное отношение к выполнению работы и ее результатам; Оперативность и самостоятельность в поиске информации; -целесообразность выбора источников информации; -эффективное выполнение профессиональных задач с использованием найденной информации. Самостоятельность и активность в применении ресурсов сети Интернет и электронных учебных материалов для решения профессиональных задач; -правильность выбора и применения лицензионного программного обеспечения при оформлении документации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности; -использование новых информационных продуктов для совершенствования профессиональной деятельности; -оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Заинтересованность в достижении общего результата групповой деятельности; - активность и эффективность выполнения обязанностей в группе; -владение способами бесконфликтного общения, саморегуляции в коллективе; -соблюдение правил профессиональной этики. |
ПК 2. Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении работ по пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках и верхних лесоскладах. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Выполнение работ по трелевке пакетов деревьев и пакетированию лесопродукции с соблюдением технологии; - выбор приёмов по пакетированию, подбору, трелевке лесопродукции на лесосеке с получением максимального эффекта при применении; - выполнение нормы выработки по трелевке пакетов деревьев и пакетированию лесопродукции; -выполнение работ лесосечных работ с соблюдением правил безопасного движения, управления машиной; Результативность самостоятельного осуществления деятельности, цели которой определены руководителем; -результативность самостоятельного выбора эффективных способов деятельности для получения максимального эффекта. Адекватность анализа рабочей ситуации; -умение корректировать и оценивать собственную деятельность; -своевременность и целесообразность коррекции собственной деятельности; -ответственное отношение к выполнению работы и ее результатам; Оперативность и самостоятельность в поиске информации; -целесообразность выбора источников информации; -эффективное выполнение профессиональных задач с использованием найденной информации. Самостоятельность и активность в применении ресурсов сети Интернет и электронных учебных материалов для решения профессиональных задач; -правильность выбора и применения лицензионного программного обеспечения при оформлении документации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности; -использование новых информационных продуктов для совершенствования профессиональной деятельности; -оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Заинтересованность в достижении общего результата групповой деятельности; - активность и эффективность выполнения обязанностей в группе; -владение способами бесконфликтного общения, саморегуляции в коллективе; -соблюдение правил профессиональной этики. |
ПК 3. Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении работ по корчевке и подборе пней на лесосеках, верхних и промежуточных лесоскладах, трелевочных волоках с выравниванием и подготовкой площадей. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Выполнение отдельных работ или комплекса операций по валке леса с соблюдением технологии; - выбор рациональных приёмов работ по корчевке и подбору пней на лесосеках в соответствии технологической картой; - выполнение нормы выработки при корчевке и подбору пней на лесосеках; - соблюдение правил техники безопасности, норм охраны труда, сохранение экологического фона при выполнении работ по корчевке и подбору пней и подготовке площадей на лесосеках. Результативность самостоятельного осуществления деятельности, цели которой определены руководителем; -результативность самостоятельного выбора эффективных способов деятельности для получения максимального эффекта. Адекватность анализа рабочей ситуации; -умение корректировать и оценивать собственную деятельность; -своевременность и целесообразность коррекции собственной деятельности; -ответственное отношение к выполнению работы и ее результатам. Оперативность и самостоятельность в поиске информации; -целесообразность выбора источников информации; -эффективное выполнение профессиональных задач с использованием найденной информации. Самостоятельность и активность в применении ресурсов сети Интернет и электронных учебных материалов для решения профессиональных задач; -правильность выбора и применения лицензионного программного обеспечения при оформлении документации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности; -использование новых информационных продуктов для совершенствования профессиональной деятельности; -оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Заинтересованность в достижении общего результата групповой деятельности; - активность и эффективность выполнения обязанностей в группе; -владение способами бесконфликтного общения, саморегуляции в коллективе; -соблюдение правил профессиональной этики. |
ПК 4. Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте трелевочных машин ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Выбор инструмента в соответствии с выполняемой работой по техническому обслуживанию и ремонту; - соблюдение техники безопасности и использование безопасных приемов при выполнении ТО и ремонта; - рациональное использование материалов используемых при проведении технического обслуживания; - верность и точность по определению неисправностей и способов их устранения. Результативность самостоятельного осуществления деятельности, цели которой определены руководителем; -результативность самостоятельного выбора эффективных способов деятельности для получения максимального эффекта. Адекватность анализа рабочей ситуации; -умение корректировать и оценивать собственную деятельность; -своевременность и целесообразность коррекции собственной деятельности; -ответственное отношение к выполнению работы и ее результатам. Оперативность и самостоятельность в поиске информации; -целесообразность выбора источников информации; -эффективное выполнение профессиональных задач с использованием найденной информации. Самостоятельность и активность в применении ресурсов сети Интернет и электронных учебных материалов для решения профессиональных задач; -правильность выбора и применения лицензионного программного обеспечения при оформлении документации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности; -использование новых информационных продуктов для совершенствования профессиональной деятельности; -оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Заинтересованность в достижении общего результата групповой деятельности; - активность и эффективность выполнения обязанностей в группе; -владение способами бесконфликтного общения, саморегуляции в коллективе; -соблюдение правил профессиональной этики. |
2.2. Требования к портфолио
Тип портфолио: портфолио документов
Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио:
Общие компетенции, | Показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; - успешность и результативность в освоении профессионального модуля; - активность, инициативность в решении профессиональных задач; - участие в конкурсах профессионального мастерства; - получение дополнительной смежной профессии в рамках программы дополнительного образования; - участие в олимпиадах по дисциплинам профессионального цикла; - участие в круглых столах с представителями социальных партнеров; - активность в профориентационной работе. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Активное и успешное участие в мероприятиях связанных с подготовкой к воинской службе: - военные сборы; - соревнования по общефизической подготовке; - соревнования по стрельбе из пневматического оружия; - мероприятия, посвященные Дню защитника отечества. Ориентация на воинскую службу с учетом профессиональных знаний, навыков. |
Состав портфолио:
Грамоты, сертификаты за участие в мероприятиях, экспертные листы, акты пробных работ, характеристики с производственной практики, приказы о награждениях, поощрениях и т.д.
На окончательную оценку по профессиональному модулю не влияет отсутствие, каких – либо документов (грамот за призовые места, дипломов, сертификатов и т.д.).
3. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля
3.1. Типовые задания для оценки освоения МДК 1 Устройство трелевочных машин:
Вариант 1
Задание № 1
Опишите порядок установки распределительных шестерен по меткам.
1 – шестерня коленчатого вала;
2 – шестерня распределительного вала;
3 – промежуточная шестерня;
4 – шестерня привода гидронасоса;
5 – шестерня топливного насоса;
6 – ведущая шестерня масляного насоса;
7 – ведомые шестерни масляного насоса;
8 – ведущая шестерня привода топливного насоса;
9 – штанга.
Задание № 2
Допишите недостающие названия
Толкатели: а) – традиционные толкатели; б) – 1 – 2 – грибовидный толкатель; 3 – 4 – толкатель с выпуклым днищем; 5 – 6 – толкатель в виде стаканчика с плоским днищем; 7 – грибовидный толкатель с кольцевой выемкой; 8 – 9 – ролик; 10 – 11 – 12 – корпус толкателя. |
Вариант 2
Задание № 1
Определите название компонентов машины
1-20
Задание № 2
Опишите функции кнопок.
1-23
Всего 25 заданий
Вариант 3
Электронный тест.
2.2. Типовые задания для оценки освоения МДК 2 Основы управления трелевочными машинами и безопасность движения:
Вариант 1
Задание № 1
Опишите процедуру запуска двигателя при температуре
ниже -5
Задание № 2
Опишите процедуру прогрева гидравлического масла при низких температурах согласно руководству JOHN DEERE.
Задание № 3
Опишите процедуру замены масла и укажите, через какое время меняются масляные фильтра.
Задание № 4
Опишите процедуру и периодичность замены топливных фильтров
Задание № 5
Опишите процедуру обслуживания машины после окончания смены
Задание № 6
Опишите процедуру ТО-250
Задание №7
Укажите, какие из параметров могут повлиять на снижение мощности двигателя
- Низкое качество топлива
- Перегрузка двигателя
- Низкое напряжение в бортовой сети
- Неподходящее масло в картере.
- Неисправность блока управления двигателем
Задание № 8
Определите влияние, каких параметров может вызвать перегрев гидравлического масла
- Низкий уровень масла
- Масло имеет слишком низкую вязкость
- Фильтры возвратной линии забиты
- Чрезмерная нагрузка
Задание № 9
Определите, что означает уровень протяжки
При протяжки уровень 1 - это
уровень 2 - это
уровень 3 - это
При пилении уровень 0 - это
- - это
- - это
Задание №10
Определите, что означают эти данные
10W-30 _________________________________
10W-40 _________________________________
32S 46S
Всего 25 карточек с заданиями.
Вариант 2
Вопрос № 1
На каком склоне должен удерживать самоходную машину с прицепом стояночный тормоз?
- 16%
- 31%
- 40%
Всего 25 карточек с заданиями.
3.3. Типовые задания для оценки освоения МДК 3 Техническое обслуживание и ремонт трелевочных машин:
Вариант 1
На каждый вопрос найдите один наиболее полный и правильный ответ:
Задание №1
Какие жидкости проверяют и при необходимости доливают при заправке трелевочной машины перед началом работы?
а) Бензин, смешанный с дизельным маслом, в бачок и воду в радиатор;
б) Дизельное топливо в бак, бензин с маслом в бачок и воду в радиатор;
в) Дизельное топливо в бак основного двигателя, воду в водяной радиатор и масло в задний мост;
Задание №2
Где проверяют и при необходимости доливают моторное масло при ежесменном ТО
трелевочных машин?
а) В корпусе топливного насоса и регулятора, в банке гидросистемы;
б) В корпусе топливного насоса;
в) В картере дизельного двигателя;
Задание №3
Где проверяют и при необходимости доливают моторное масло при ежесменном ТО ?
а) В корпусе топливного насоса и регулятора, в картере двигателя и в баке рулевого управления;
б) В картере двигателя, в коробке передач и в баке рулевого управления;
в) В корпусе топливного насоса и регулятора, в баке гидросистемы, в коробке передач;
Задание №4
Где и кем проводится техническое обслуживание лесосечных машин?
а) На магистральном волоке;
б) На пункте технического обслуживания;
в) На погрузочном пункте;
Задание №5
Какие жидкости проверяет машинист валочно-пакетирующей машины на подтекание в соединениях деталей машины?
а) Охлаждающая жидкость;
б) Дизельное топливо, бензин и масло;
в) Топливо, масло, электролит и вода;
Задание №6
Что необходимо проверить на слух сразу же после остановки двигателя?
а) Утечку воздуха из пневматической системы тормозов;
б) Длительность вращения ротора центрофуги;
в) Работу вентилятора кабины;
Задание №7
Работу, каких приборов и их показания необходимо проверить при проведении Ежесменного ТО?
а) Работу приборов освещения, звукового сигнала и показания контрольных приборов;
б) Показания амперметра, манометра, термометра и всех остальных контрольных приборов на щитке и в кабине;
в) Работу приборов освещения, сигнализации и звукового сигнала;
Задание №8
Исправность, каких органов управления проверяет машинист лесосечной машины перед началом работы?
а) Работу и свободный ход педалей, рычагов управления;
б) Свободный ход педалей муфты сцепления и педали тормозов;
в) Работу гидравлической навесной системы и рулевого управления;
Задание №9
Какие операции необходимо выполнять после окончания смены и остановки трелевочной машины ЛП-18А?
а) Выключить выключатель массы аккумулятора;
б) Настроить предохранительные клапаны гидрораспределителей;
в) Очистить машину от порубочных остатков;
Задание №10
Когда проводится ежесменное ТО лесосечной машины?
а) После окончания смены и на стоянке машины;
б) Во время работы;
в) Перед началом работы или в перерыве между сменами;
Всего 25 карточек с заданиями.
4. Требования к дифференцированному зачету по учебной и (или) производственной практике
Дифференцированный зачет по учебной и производственной практике выставляется на основании данных аттестационных документов:
- аттестационного листа (УП);
- дневника производственной практики (ПП);
4.1. Форма аттестационного листа
Учебная практика
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
_________________________________________________________________,
ФИО
обучающийся на _____ курсе по профессии СПО
15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
успешно прошел учебную практику по профессиональному модулю
ПМ. 02 Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт
в объеме __ часов:
Дата «_____» ____________201 год
В организации _____________________________
Виды и качество выполненных работ
Подпись мастера производственного обучения, инструктора по вождению _______ФИО
Производственная практика
Документ 1.Дневник производственной практики
5. Структура контрольно-оценочных материалов для экзамена (квалификационного)
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения
профессионального модуля Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт.
по профессии Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Профессиональные, общие компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении отдельных работ или комплекса операций по валке леса |
ПК 2 | Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении работ по пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках и верхних лесоскладах |
ПК 3 | Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении работ по корчевке и подборе пней на лесосеках, верхних и промежуточных лесоскладах, трелевочных волоках с выравниванием и подготовкой площадей |
ПК 4 | Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте трелевочных машин |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ.
Задания для проверки практических навыков на трактородроме
Задание 1,2. Габаритный коридор, габаритный полукруг, разгон-торможение (рис.1).
Экзаменуемый выполняет следующие операции:
Трогание с места;
Движение в габаритном коридоре;
Движение по траектории «габаритный полукруг»;
Движение по прямой, переключение передач с низшей на высшую и наоборот;
Плавное торможение и остановка на расстоянии не более 0,5 м перед линией «СТОП».
После выполнения задания и остановки вне дорожного мототранспортного средства экзаменуемый должен:Поставить его в предстартовую зону;
Включить нейтраль после останова;
Разметочное оборудование:
-- покрышка разметочная;
--стойка разметочная;
Ш—ширина вне дорожного транспортного средства (размеры указаны в метрах).
ШКАЛА ОШИБОК ЗАДАНИЙ № 1.
- Грубые--- 5 штрафных баллов за каждую ошибку.
Сбил элементы разметочного оборудования.
Не включил указатель поворота при трогании с места.
При трогании с места не пользовался зеркалом заднего вида.
После выполнения задания и остановки машины не поставил её на нейтраль после останова.
- Средние---3 штрафных балла за каждую ошибку.
Отклонился от заданной траектории движения за пределы разметки.
Пересёк линию «СТОП».
Не переключил передачу с низшей на высшую и наоборот.
Остановился на расстоянии более 0,5 м перед линией «СТОП».
Мелкие--- 1 штрафной балл за каждую ошибкуПроизвёл резкое торможение перед линией «СТОП».
Не поставил машину в предстартовую зону.
Инструкция
1. Прочитайте задание.
2. Внимательно ознакомитесь со схемой трактородрома.
3. Спланируйте свою деятельность.
Задания для проверки практических навыков на учебной лесосеке
1. Передвижение машины по деляне с преодолением препятствий, допустимых уклонов.
3. Настройка манипулятора в реальных условиях.
4. Валка деревьев в заданном направлении.
5. Проведение ТО 10 и 50 моточасов, с нахождением всех точек смазки и уровней проверки жидкостей и масел.
6. Выполнение операций по штабелевке леса.
7. Выполнение разработки лесосеки согласно технологической карте.
8. Погрузка сортиментов со штабеля.
9. Выполнение пакетирования деревьев.
10. Сортировка деревьев.
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Условия проведения экзамена
Общие положения
Процедура экзамена, проводится в два этапа (в соответствии с требованиями ГОСТЕХНАДЗОРА).
Первый этап – проверка теоретических знаний осуществляется на этапе проверки знаний по МДК:
- устройство трелевочных машин различных систем, навесного и прицепного оборудования;
- принцип работы двигателей трелевочных машин и правила их регулирования;
- агрегатные лесосечные машины, выполняемые операции, рабочее оборудование, правила эксплуатации, базовые трактора для монтажа рабочего оборудования;
- устройство пневмо -, гидро- и электрооборудования трелевочной машины, технические условия на регулирование узлов и механизмов трелевочных машин, их эксплуатационные данные;
- способы выполнения лесосечных работ, правила движения и транспортировки на промежуточных лесоскладах, на лесосеках, трелевочных волоках с выравниванием и подготовкой площадей, основные виды топлива и сорта горючесмазочных материалов.
Материалы для проверки теоретических знаний:
Задания, тесты, где содержатся вопросы по междисциплинарным курсам «Устройство трелевочных машин», «Основы управления трелевочными машинами и безопасность движения», «Техническое обслуживание и ремонт трелевочных машин».
Результаты проверки знаний по МДК являются основанием для допуска обучающегося ко второму этапу - проверке умений и практических навыков
- осуществлять пуск и остановку механизмов и оборудования трелевочных машин;
- выявлять и устранять неисправности трелевочных машин;
- осуществлять техническое обслуживание и ремонт трелевочной машины и применяемого оборудования.
Умения и практические навыки проверяются на трактородроме и учебной лесосеке или в условиях приближенных к рабочей обстановке.
При оценке умений и практических навыков учитываются результаты (оценки) учебной и производственной практик (на основании установленных документов).
Решение об итогах квалификационного экзамена принимается коллегиально на закрытом заседании аттестационной комиссии. Результаты объявляются на открытом заседании итоговой аттестационной комиссии после сдачи экзамена всеми обучающимися.
При проведении экзаменов учитываются требования изложенные в методических рекомендациях разработанных в соответствии с Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 и Инструкцией о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. №807.
Экзамены проводятся с целью определения возможности допуска обучающихся управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
1.2. Последовательность сдачи экзаменов:
1) теоретические экзамены:
по безопасной эксплуатации самоходных машин;
2) комплексный экзамен (по практическому вождению самоходных машин, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения).
При проведении экзамена проводится оценка знаний и определяется возможность допуска экзаменуемых к управлению трелевочными машинами.
На экзамене по безопасной эксплуатации самоходных машин проверяются знания:
- законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и имущества, |охраны окружающей среды при эксплуатации самоходных машин, а также уголовной, административной и иной ответственности при управлении самоходными машинами;
- факторов, способствующих возникновению аварий, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий;
- элементов конструкций самоходных машин, состояние которых влияет на безопасность жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
- безопасных приемов управления самоходными машинами;
- методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при авариях, несчастных случаях и в дорожно-транспортных происшествиях; правил дорожного движения.
На экзамене по эксплуатации машин и оборудования (для категории "F' и для лиц, получающих квалификации тракториста - машиниста и тракториста, выполняющего специальные технологические работы) определяют знания по безопасности труда на самоходных машинах, техническому обслуживанию, приемам управления самоходными машинами.
Лица, не сдавшие экзамен по проверке знаний, к практическому экзамену не допускаются. Повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней.
Таблица для проверки уровня профессиональной компетентности обучающегося
Уровень усвоения | % правильных ответов, | Компетентность | Допуск к практическому вождению |
Высокий | 70– 100 % | Компетентен | Допущен |
Низкий | Менее 70 % | Не компетентен | Не допущен |
Таблица оценивания практических навыков на учебной лесосеке
№ | Ф.И.О экзаменующегося | Показатели оценки | Оценка (интегративная) | ||||||
выполнение работ по валке леса в соответствии с технологической картой | выполнение работ по трелевке пакетов пакетированию в соответствии с технологической картой | выполнение работ по корчевке и подбору пней | соблюдение правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, экологических требований | ||||||
Оценка за показатель | |||||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 |
Оборудование:
кабинет:
- «Оборудование лесозаготовительных машин и механизмов»;
лаборатории:
- «Устройство, техническое обслуживание и ремонт лесозаготовительных машин;
- «Технические средства измерения и диагностики»;
полигоны:
- трактородром;
- учебная лесосека;
мастерские:
- «Слесарная»;
Технические средства:
- стенд для ремонта и регулировки агрегатов топливной системы;
- набор слесарных инструментов;
- набор ключей и головок;
- набор измерительных инструментов;
- комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- комплект бланков технологической документации;
- наглядные пособия (по устройству лесозаготовительных и трелевочных машин);
Технические средства измерения и диагностики:
- стенды для испытания двигателей внутреннего сгорания;
- комплект диагностического оборудования;
- набор слесарных инструментов;
- набор ключей и головок;
- набор измерительных инструментов;
Полигоны:
1. Трактородром:
- Оснащение основным и вспомогательным технологическим оборудованием;
- согласно требований, предъявляемым к подготовке трактористов.
2. Учебная лесосека:
Основное и вспомогательное технологическое оборудование, инструмент, приспособления, принадлежности, инвентарь на 10 рабочих мест.
Литература для обучающегося
Учебники
1. Котиков В.М. Лесозаготовительные и трелевочные машины: учебник для НПО. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2. Техническое обслуживание и ремонт тракторов. Учебник для НПО/ Е.А. Пучин и др. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
Дополнительные источники
1. Бит Ю.А. Лесозаготовка: практическое руководство. – СПб.: ПРОФИКС, 2007. – 272 с.
2. Родичев В.А. Тракторы: Учеб. пособие для НПО. - 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
3. Шегельман И.Р., Скрыпкин В.И., Галактинов О.Н. Техническое оснащение современных лесозаготовок. – СПб.: Профи-Информ, 2005. – 385 с.
Методические пособия:
- Комментарии к Материалам для проверки знаний по правилам дорожного движения для водителей самоходных машин, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (2-е изд., исправл. и доп.). – М., ФГНУ «Росинформагротех», 2008 г. – 204 с.
- Комментарии к Материалам для проверки знаний по правилам дорожного движения для водителей самоходных машин, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (2-е изд., исправл. и доп.). – М., ФГНУ «Росинформагротех», 2011г. – 124 с.
- Материалы для проверки знаний по правилам дорожного движения для водителей самоходных машин, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (2-е изд., перераб. и доп.). – М., ФГНУ «Росинформагротех», 2014 г. – 216 с.
- Материалы для проверки знаний по правилам дорожного движения для водителей самоходных машин, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (2-е изд., перераб. и доп.). – М., ФГНУ «Росинформагротех», 2009 г. – 92 с.
- Технические параметры двигателей, установленных на машинах регистрируемых Органами гостехнадзора. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 20014 г. – 207 с
Электронные ресурсы:
Интернет-ресурсы: доступ
1. http//www.tehlit.ru – Техническая литература.
2. http//www.pntdoc.ru – Портал нормативно-технической документации.
3. http//www.bookivedi.ru – Книжный портал. Техника.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Показатели для оценивания | Освоен | Не освоен |
1.Качество работы (выполнение технических требований). | Отличное и хорошее в соответствии с нормативными требованиями | Нарушения основных технических условий (брак в работе). |
2.Выполнение нормы времени. | Выполнение и перевыполнение установленной нормы времени | Невыполнение установленной нормы. |
3.Организация труда и рабочего места. | Организация труда и рабочего места в соответствии с установленными требованиями; уверенное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций и безошибочное применение их в различных видах работ; полная самостоятельность в планировании и выполнении задания или при несущественной помощи мастера. | Слабое усвоение основных приемов, систематическое нарушение требований организации труда и рабочего места; неумение самостоятельно планировать и выполнять работу; нарушение правил техники безопасности. |
Подготовленный продукт:
лесопродукция.
Осуществленный процесс:
управление трелевочной машиной
Таблица 1
Освоенные ПК | Показатель оценки результата | Оценка |
ПК 1. Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении отдельных работ или комплекса операций по валке леса. | Выполнение работ по валке в соответствии с технологической картой; - выбор эффективных приёмов работ по валке деревьев; - выполнение установленной нормы выработки; - соблюдение норм техники безопасности, правил пожарной безопасности, сохранение экологического фона при выполнении отдельных работ или комплекса операций по валке леса; | Да Нет |
ПК 2. Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении работ по пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках, обрезке сучьев и раскряжевке на лесосеках и верхних лесоскладах. | Выполнение работ по трелевке пакетов деревьев и пакетированию лесопродукции с соблюдением технологии; -выбор приёмов по пакетированию, подбору, трелевке лесопродукции на лесосеке с получением максимального эффекта при применении; - выполнение нормы выработки по трелевке пакетов деревьев и пакетированию лесопродукции; -выполнение лесосечных работ с соблюдением правил безопасного движения, управления машиной; | Да Нет |
ПК 3. Управлять трелевочными машинами, оснащенными навесным или прицепным технологическим оборудованием, при выполнении работ по корчевке и подборе пней на лесосеках, верхних и промежуточных лесоскладах, трелевочных волоках с выравниванием и подготовкой площадей. | Выполнение отдельных работ или комплекса операций по валке леса с соблюдением технологии; - выбор рациональных приёмов работ по корчевке и подбору пней на лесосеках в соответствии технологической картой; - выполнение нормы выработки при корчевке и подбору пней на лесосеках; - соблюдение правил техники безопасности, норм охраны труда, сохранение экологического фона при выполнении работ по корчевке и подбору пней и подготовке площадей на лесосеках; | Да Нет |
ПК 4. Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте трелевочных машин. | Выбор инструмента в соответствии с выполняемой работой по техническому обслуживанию и ремонту; - соблюдение техники безопасности и использование безопасных приемов при выполнении ТО и ремонта; - рациональное использование материалов используемых при проведении технического обслуживания; - верность и точность по определению неисправностей и способов их устранения. | Да Нет |
Таблица 2
Освоенные ОК | Показатель оценки результата | Оценка |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | Результативность самостоятельного осуществления деятельности, цели которой определены руководителем; -результативность самостоятельного выбора рациональных способов деятельности для получения максимального эффекта. | Да Нет |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Адекватность анализа рабочей ситуации, её предсказуемых результатов; -умение оценивать и корректировать собственную деятельность; -ответственное отношение к выполнению работы и заинтересованность в конечном результате. | Да Нет |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Оперативность и самостоятельность в поиске информации; -целесообразность выбора источников информации; -эффективное выполнение профессиональных задач с использованием найденной информации. | Да Нет |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Самостоятельность и активность в применении ресурсов сети Интернет и электронных учебных материалов для решения профессиональных задач; -правильность выбора и применения лицензионного программного обеспечения при оформлении документации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности; -использование новых информационных продуктов для совершенствования профессиональной деятельности; -оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. | Да Нет |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | Заинтересованность в достижении общего результата групповой деятельности; - активность и эффективность выполнения обязанностей в группе; -владение способами бесконфликтного общения, саморегуляции в коллективе; -соблюдение правил профессиональной этики. | Да Нет |
5.4. Защита портфолио
5.4.1. Тип портфолио - портфолио документов
5.4.2. Проверяемые результаты обучения:
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
- Критерии оценки:
Грамоты, дипломы, благодарности, сертификаты за участие в мероприятиях, экспертные листы, акты пробных работ, характеристики с производственной практики, приказы о награждениях, поощрениях и т.д.
На итоговую оценку по профессиональному модулю не влияет отсутствие, каких – либо документов (грамот за призовые места, дипломов, сертификатов и т.д.).
Оценка портфолио
Коды проверяемых компетенций | Показатели оценки результата | Оценка (да/нет) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; - успешность и результативность в освоении профессионального модуля; - активность, инициативность в решении профессиональных задач; - участие в конкурсах профессионального мастерства; - получение дополнительной смежной профессии в рамках программы дополнительного образования; - участие в олимпиадах по дисциплинам профессионального цикла; - участие в круглых столах с представителями социальных партнеров; - активность в профориентационной работе. | да |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Активное и успешное участие в мероприятиях связанных с подготовкой к воинской службе: - военные сборы; - соревнования по общефизической подготовке; - соревнования по стрельбе из пневматического оружия; - мероприятия, посвященные Дню защитника отечества. Ориентация на воинскую службу с учетом профессиональных знаний, навыков. | да |
ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии по комплексной оценке уровня освоения профессионального модуля
по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
_______ № ___
На основании приказа № ____ от _______ Комиссия в составе: председателя – государственного инженера-инспектора службы Гостехнадзора Иркутской области по Усть-Илимскому району _____________________________________ и членов: зам.директора по УПР ______________________________, старшего мастера ____________________________, мастера производственного обучения вождению ЛЗТ ____________________________, председателя МК «Лесозаготовитель» ________________________________________, мастер производственного обучения (руководитель группы) ______________________
проверила уровень освоения ПМ-02 «Управление трелевочными машинами различных конструкций, их техническое обслуживание и ремонт» обучающимися группы № _____
Комиссия решила:
На основании результатов освоения профессионального модуля присвоить соответствующую квалификацию обучающимся:
№ п/п | ФИО обучающегося | Этапы освоения модуля | Результат освоения модуля (освоен, не освоен) | Присвоенная квалификация | |||||
МДК 03.01 (оценка) | МДК 03.02 (оценка) | МДК 03.03 (оценка) | Практическое вождение трелевочной машины (сдал/не сдал) | Учебная практика (оценка) | Производственная практика (оценка ) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Машинист трелевочной машины 6 разряда | ||||||||
2 |
Председатель комиссии: _________________
Члены комиссии: ______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОУД.07 Информатика по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Рабочая программа предназначена для изучения информатики при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 19.01.17 Повар, кондитер...
Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю 02 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Комплект контрольно – оценочных материалов предназначен для оценки уровня сформированности компетенций, готовности обучающихся к выполнению профессиональной деятельности в результате освоения ...
Рабочая программа УП по ПМ 03 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, с...
Программа ГИА по профессии Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Программа государственной итоговой аттестации выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин разработана в...
программа кружка технического творчества по профессии "Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин" "Харвестер"
В данной методической разработке представлена программа и тематический план кружка технического творчества по профессии "Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин" Харвестер....
Комплект контрольно-оценочных средств ОУД 07. Информаттика по профессиям 23.01.03 Автомеханик, 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 43.01.09 Повар, кондитер
Комплект контрольно-оценочных средств (далее – КОС) разработан на основании рабочей программы в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования по пр...
Контрольно-оценочные средства по ОУД.02 Иностранный язык по профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по ОУД 02. Иностранный язык предназначен для реализации основной профессиональной образ...