ОП.07 Рабочая программа "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты" для спец. 210112
рабочая программа на тему
Для специальности 210112 "Электронные приборы и устройства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15._rp._materialovedenie_erm_i_rk_dlya_210112.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОП.07. Материаловедение, электрорадиоматериалы и
радиокомпоненты
по специальности
210112 Электронные приборы и устройства
Москва
2015
ОДОБРЕНА кафедрой технических дисциплин Протокол № _____ от «__»__________ 20___ г. | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 210112 Электронные приборы и устройства ОП.07 Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты |
Заведующий кафедрой технических дисциплин __________ В.М. Левченко | Зам. директора по координации учебных программ и проектов ___________ О.В.Фомина |
Составитель (автор):
Штыкова С.А., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», высшая квалификационная категория
Рецензент: Соколов В.Н., зам. Генерального директора и Главного конструктора МОКБ «Марс»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 | |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11 | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 210112 Электронные приборы и устройства (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина общепрофессионального цикла.
Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение сборки, монтажа и демонтажа электронных приборов и устройств
ПК 1.1. Использовать технологии сборки электронных приборов и устройств
ПК1.2. Использовать технологии монтажа электронных приборов и устройств
ПК1.3. Использовать технологии демонтажа электронных приборов и устройств
5.2.3. Проведение технического обслуживания и ремонта электронных приборов и устройств
ПК.3.1. Эксплуатировать электронные приборы и устройства
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты» студент
должен знать:
- особенности строения кристаллических и аморфных тел,
- основные виды электрорадиоматериалов: проводники, полупроводники, диэлектрики, магнитные материалы;
- особенности физических явлений в электрорадиоматериалах;
классификацию, свойства, маркировку и область применения электрорадиоматериалов и радиокомпонентов, принципы их выбора для применения в производстве;
- основные сведения о назначении и свойствах электрорадиоматериалов, о технологии их производства
- параметры и характеристики типовых радиокомпонентов.
должен уметь:
- распознавать и классифицировать электрорадиоматериалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в радиоэлектронных устройствах;
- подбирать по справочным материалам радиокомпоненты для электронных устройств;
- расшифровывать и читать маркировку радиокомпонентов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения профессиональных задач;
- выбора материалов для узлов и функциональных блоков радиоэлектронной техники;
- выбора материалов для электронных приборов и устройств с целью обеспечения необходимых эксплуатационных характеристик, а также с точки зрения обеспечения минимальных размеров и массы, максимальных надежности, прочности и экономичности.
- участия в разработке и моделировании радиоэлектронных устройств.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 129 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 86 часов,
из них обязательной аудиторной практической работы – 28 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 129 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
Итоговая аттестация: II семестр – экзамен. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Краткое содержание и задачи учебной дисциплины "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты". Основные требования к материалам, применяемым в радиоэлектронике, микроэлектронике, в современных электронных приборах и устройствах с точки зрения обеспечения необходимых характерристик, минимальных габаритов и массы конструкции электронного оборудования, его прочности, надежности и экономичности. Сведения о новейших технологиях и роли отечественных и зарубежных ученых в разработке и методах производства электрорадиоматериалов. Перспективы развития качества производимых электрорадиоматериалов. | 2 | 1 |
Тема 1. Основы материаловедения. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов | 23 | 1 | |
Содержание учебного материала: | 12 | 1 | |
Общие сведения о строении вещества. Виды связей в веществе. Кристаллические и аморфные тела. Процессы кристаллизации и плавления. | |||
Анализ структуры материалов; тонкая структура, микро- и макроструктура. | |||
Строение металлов, виды кристаллических решеток и кристаллов. | |||
Анизотропия и квазиизотропия свойств кристаллов и поликристаллов. Дефекты кристаллов. | |||
Полиморфизм или аллотропия в различных видах материалов. | |||
Классификация электрорадиоматериалов по электрическим свойствам | |||
Практические занятия: | 4 | 2 | |
№ 1. Ознакомление с методами анализа структуры кристаллических и аморфных тел. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в Интернете. | 7 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 2. Проводниковые материалы | 26 | ||
Содержание учебного материала: | 10 | 1 | |
Классификация проводников. Физические процессы в проводниках. | |||
Материалы высокой проводимости, требования. Сверхпроводники и криопроводники. | |||
Материалы высокого сопротивления. Пленочные резистивные материалы. | |||
Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Материалы для подвижных контактов. | |||
Припои. Флюсы. Контактолы. Состав. Применение. | |||
Практические занятия: | 8 | 2 | |
№ 2. Расчет параметров термоэлектрических чувствительных элементов (термопар) | |||
№ 3. Расчет параметров металлических тензорезисторов. | |||
Самостоятельная работа: Выполнение конспекта по теме «Проводниковые материалы». Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 8 | 2 | |
Тема 3. Диэлектрические материалы |
| 29 |
|
Содержание учебного материала: | 12 | 1 | |
Физические процессы в диэлектриках. Поляризация диэлектриков, основные виды поляризации. Электропроводность диэлектриков. Диэлектрические потери. Физико-химические свойства диэлектриков. | |||
Твердые органические диэлектрики. Полимеризационные и поликонденсационные синтетические полимеры. Электроизоляционные пластмассы. | |||
Слоистые пластики и фольгированные материалы. Пленочные электроизоляционные материалы. Электроизоляционные лаки и эмали. | |||
Твердые неорганические диэлектрики. Стекла, ситаллы, оксидные пленки, керамика. | |||
Активные диэлектрики. Жидкие и газообразные диэлектрики. | |||
Практические занятия: | |||
№ 4. Расчет основных характеристик пьезоэлектрических элементов. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа: Выполнение реферата по теме «Электрооптические материалы», работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы. | 11 | 2 |
Тема 4. Полупроводниковые материалы | 26 | ||
Содержание учебного материала: | 12 | 1 | |
Физические процессы в полупроводниках. Собственная и примесная электропроводность полупроводников. | |||
Влияние внешних факторов на электропроводность полупроводников. | |||
Эффект поля. Контакт полупроводника с металлом. Контакт электронного и дырочного полупроводников. | |||
Простые полупроводники. Кремний, германий, получение и очистка. | |||
Простые полупроводники IV группы. Легирующие элементы III и V групп. | |||
Сложные полупроводники типа АmВn. Получение соединений АmВn и их применение в радиотехнике. | |||
Практические занятия: | |||
№ 5. Расчет основных параметров фотоэлементов с внешним и внутренним фотоэффектом и элементов Холла. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа: Выполнение конспекта по теме «Халькогениды и их применение в электронной технике», работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы. | 8 | 2 | |
Тема 5. Магнитные материалы | 23 | ||
Содержание учебного материала: | 10 | 1 | |
Физические процессы в магнитных материалах. Магнитные свойства материалов. Классификация магнитных материалов. | |||
Магнитомягкие материалы для низкочастотных магнитных полей. Электротехнические стали, железоникелевые сплавы с высокой магнитной проницаемостью. | |||
Магнитомягкие материалы для радиочастот. Ферриты, магнитодиэлектрики. | |||
Магнитотвердые материалы, классификация, требования. Порошковые магнитотвердые материалы. | |||
Магнитные материалы специального назначения. | |||
Практические занятия: | 4 | 2 | |
№ 6. Расчет коэффициента магниточувствительности магнитоупругих чувствительных элементов. | |||
Самостоятельная работа: Выполнение реферата по теме «Материалы для магнитных носителей информации». Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы. | 9 | 2 | |
Экзамен. | |||
ВСЕГО: | 129 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета материаловедения
3.1.1. Оборудование кабинета материаловедения:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочники по конструкционным и электрорадиоматериалам, плакаты, стенды, образцы материалов и раздаточный материал, комплекты практических работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- Оборудование, расходные материалы и методика структурных исследований;
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете материаловедения.
- Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows 7;
- ПО, позволяющее проводить различные виды испытаний материалов с целью определения их качества, микроструктуры и фазового состава, а также для исследования дефектов и причин поломок различных деталей и конструкций.
- антивирусная программа Kaspersky;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Тарасенко Л.В., Пахомова С.А. «Материаловедение» М.: Машиностроение, 2012;
- Калинин Н.Н. и др. «Электрорадиоматериалы», (reprint), М.: Высшая школа, 2011.
3.2.2. Дополнительная
- Головин Ю. «Основы нанотехнологий» М.: Машиностроение, 2012;
- Богодухов С.И. «Курс материаловедения в вопросах и ответах», Машиностроение, 2010;
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
Научно-исследовательская фирма «STRUERS» (Дания) | struers.com | |
Учебное оборудование «ПРОФИСТЕНД» | profistend.ru | |
Лабораторное оборудование «МИЛАФОРМ» | lab-tech.ru | |
|
| |
|
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Зависимость свойств материалов от их строения; дефекты кристаллического строения; методы исследования структуры материалов и применение этих методов для обнаружения внешних и внутренних дефектов материалов; основные механические свойства материалов и методы их определения; | Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Электронное строение материалов, их свойства; сущность процесса кристаллизации и плавления металлов; | |
Основные свойства и классификацию проводников; сущность физических процессов, протекающих в проводниках; основные проводники высокой проводимости и высокого сопротивления; материалы для термопар, припои, их свойства и применение; различные виды проводников, ферромагнитные металлы, их сплавы и применение в радиоэлектронике | Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы |
Виды диэлектриков, сущность процессов, протекающих в диэлектриках; тепловые и физико-химические свойства диэлектриков; зависимость диэлектрической проницаемости от вида диэлектрика и его структуры; органические и неорганические полимеры, электроизоляционные материалы, способы их получения и область применения; состав, свойства и применение термореактивных и термопластичных пластмасс; классификацию стекол, их состав и свойства; основные активные диэлектрики: сегнетоэлектрики, электреты, материалы для лазеров и др., их основные свойства и область применения; основные жидкие и газообразные диэлектрики, их применение в качестве электроизоляционных материалов. | Поиск информации в сети Интернет, составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Основные полупроводники, их структуру и свойства; сущность физических процессов, протекающих в полупроводниках; основные свойства кремния и его соединений; германия и его соединений; основные свойства селенидов, теллуридов, карбида кремния, халькогенидов | Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы |
Сущность процессов намагничивания материала постоянным и переменным полем. | Поиск информации в сети Интернет, составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Основные свойства магнитных материалов, их классификацию; основные требования, предъявляемые к магнитным материалам; основные виды магнитомягких материалов и область их применения; | |
Основные виды материалов с ППГ, свойства и виды этих материалов, применение в радиоаппаратостроении; свойства термомагнитных материалов и область их применения | |
Умения: | |
классифицировать материалы по свойствам и внешнему виду; |
Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы
|
расшифровывать марки меди и медных сплавов; расшифровывать марки алюминия и его сплавов; расшифровывать марки магниевых сплавов; выбирать материалы с малой плотностью в зависимости от предъявляемых требований; расшифровывать марки титановых и бериллиевых сплавов | |
отличать электроизоляционные материалы по их внешнему виду; рассчитывать основные параметры диэлектрических материалов; классифицировать диэлектрики по виду поляризации | |
рассчитывать параметры активных диэлектриков и строить их характеристики. | |
определять тип электропроводности полупроводников по методу Холла; определять тип электропроводности полупроводников по методу Холла |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
различать сильномагнитные и слабомагнитные вещества; рассчитывать основные параметры магнитомягких материалов, используемых в магнитных усилителях, трансформаторах, радиоприборах; рассчитывать параметры магнитотвердых материалов и материалов с ППГ. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании ТСО. | Индивидуальный инструктаж по ТБ. |
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
Составитель рабочей программы Штыкова Светлана Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология машиностроения
Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология машиностроения...
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности спец. 080114
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности спец. 080114углубленной подготовки...
Рабочая программа по спец.дисциплине "Основы агрономии"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...
ОП.07 Рабочая программа "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты" для спец. 210413
Для спец. 210413 «Радиоаппаратостроение»...
Рабочая программа по дисциплине Материаловедение спец.27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Данная рабочая программа разработана мной для преподавания дисциплины Материаловедение. Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам ППССЗ спец.27.02.02 Техническое регулирование и у...
Рабочая программа по ПМ04 для спец.140102
Рабочая программа по профессиональному модулю 04 для специальности 140102...
Рабочая программа по ПМ01 по спец. 08.02.07 МЭВСУКВиВ
Рабочая программа по ПМ01 по спец. 08.02.07 МЭВСУКВиВ...