Программа - «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
рабочая программа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов ГАПОУ РБ «ТСиГХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 311.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов
ГАПОУ РБ «ТСиГХ» «Мир, в котором я живу»
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся и студентов направлена на воспитание в каждом обучающимся гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся и студентов, с другими субъектами социализации – социальными партнерами техникума.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих обучающихся искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень подростковой преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Программа «Мир, в котором я живу» позволит объединить проводимые в техникуме социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Целевая программа духовно-нравственного воспитания «Мир в котором я живу» призвана систематизировать и углубить всю деятельность техникума по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных многонационального народа Российской Федерации. Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Духовно-нравственное развитие – осуществление в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Цель Программы: создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности обучающегося, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам образования и предусматривают:
-формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия;
- воспитание духовно - нравственных чувств и этического сознания; обучающихся;
-формирование ценностного отношения обучающего к здоровью и здоровому образу жизни, природе, окружающей среде;
-формирование у обучающихся и системы знаний о географическом положении, природном, экологическом и экономическом потенциале, важнейших культурно-исторических процессах;
-формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
-формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности в общении.
-профилактика негативных явлений в подростковой среде.
- развитие интереса у обучающихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
- создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации обучающегося;
- формирование системы традиционных досуговых мероприятий;
Программа подразумевает три уровня общетехникумовских форм организации воспитательной деятельности:
Первый уровень - массовые мероприятия ( общие собрания и мероприятия, акции и линейки, праздники, спартакиады);
Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа в научно-исследовательском обществе, работа кружков по интересам, студий творческого направления, работа общественных студенческих объединений.
Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в различных формах (беседы, поручения и т.п.).
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов техникума согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- воспитание в соответствии с этическими нормами духовности;
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных учреждениях, ценности традиционных российских религий принимаются обучающимися и студентами в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, памятники культуры и природы РБ);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения обучающихся и студентов в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Патриотизм, культурно-историческая преемственность поколений.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни (уважение к родителям; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое).
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник техникума, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и подростков в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и подростка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся и студентов ;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере обучающимся и студентам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся и студентов: учебную, внеучебную, и общественно полезную;
- социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках, внеучебной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
Проекты
В техникуме реализуются следующие проекты:
1. «ТСиГХ – Территория здоровья» - проект предлагает организацию мероприятий по укрепления здоровья обучающихся;
2. «Будущее за нами» - проект предполагает организацию мероприятий по развитию студенческого самоуправления.
Средовое проектирование
Создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся и студентов является важнейшей задачей деятельности техникума. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В техникуме организованы подпространства, позволяющие обучающимся и студентам:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные праздники; историю, культурные традиции, достижения обучающихся и студентов и педагогов техникума; связи техникума с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими обучающимися, студентами и педагогами (читальный зал библиотеки, комната актива); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве техникума; ценности здорового образа жизни (спортивный зал, спортивная площадка);
- демонстрировать опыт нравственных отношений в учебной и внеучебной деятельности (актовый зал).
Совместная деятельность техникума, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся и студентов.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия техникума и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов в следующих направлениях:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся путем проведения тематических родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов (оформление стенда «Для вас, родители»).
- Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций, совместные походы и экскурсии.
- Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета техникума, активизации деятельности родительских комитетов, организации работы родительского патруля.
Техникум активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования техникумом реализуются программы совместной деятельности:
Партнёр | Основные направления взаимодействия |
Администрация г. Улан – Удэ Комитет по социальной политике Управление по делам молодёжи | Художественное, нравственное развитие учащихся, развитие самоуправленческих инициатив обучающихся и студентов. |
Государство бюджетное учреждение здравоохранение «Городской центр медицинской профилактики» | Совместная работа по профилактики здоровья студентов |
Национальная родительская Ассоциация региональное отделение РБ | Совместная организация праздников, благотворительных концертов |
ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека им. Д. Батожабая» | Выставки, мероприятия культурной и нравственной направленности (встречи, беседы и т.д.) |
Центральная городская библиотека им. И. Колашникова» филиал №13 «Геликон» | Выставки, мероприятия культурной и нравственной направленности (встречи, беседы и т.д.) |
«Библиотека базового медицинского колледжа им. Э.Раднаева» | Выставки, мероприятия культурной и нравственной направленности (встречи, беседы и т.д.) |
Благотворительный фонд «Подари жизнь» при Улан – Удэнской и Бурятской Епархии Русской Првославной Церкви и Министерством образования и науки РБ | Совместная организация праздников, благотворительных концертов |
Бурятская региональная организация общероссийской общественной организации «Российский союз» ветеранов Афганистана | Проведение мероприятий, посвящённых Дню памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Отечества. |
Совет ГОО «Ветеран ПТО» | Проведение вечеров-встреч с ветеранами ВОВ, тыла и профтехобразования. |
Центр Допризывной подготовки Республики Бурятия | Проведение совместных мероприятий патриотической направленности |
«Республиканский центр профилактики борьбы со СПИДом» | Проведение лекций, семинаров-тренингов , размещение наглядной информации, участие в акциях мероприятих. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Бурятская республиканская станция переливания крови МЗ РБ» | Проведение лекций, семинаров-тренингов , размещение наглядной информации, участие в акциях, мероприятиях. |
ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер», | Проведение лекций, семинаров-тренингов , размещение наглядной информации, участие в акциях, мероприятиях. |
«Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова» | Посещение театра |
Сроки реализации программы: 2022-2025гг.
Этапы реализации программы:
- й этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (январь – июль 2022)
Цель: Подготовка условий для реализации программы.
Задачи:
Содержание основных видов работ | Показатели выполнения |
Изучение требований Минобразования по постановке воспитательной работы в ОУ. Организация воспитательной работы в соответствии с требованиями; | Изучение и разработка нормативных документов по совершенствованию работы в ГАПОУ РБ «ТСиГХ» на основе постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013г. №662(5) |
Совершенствование материально – технической базы для внеурочной работы с обучающимися; | Наличие актового зала, спортивного, помещения для клубов, студий, кружков. Наличие костюмов худ. Самодеятельности. Наличие комплекта аппаратуры. |
Организация единого информационного пространства; | Оформление стенда по воспитательной работе, размещение информации, размещение информации о воспитательной деятельности на сайте техникума |
Разработка внутренней нормативной документации; | Разработка методического материала |
Совершенствование студенческого самоуправления. Организационно – подготовительная работа; | Проектная деятельность Положение о студенческом совете. |
Организация информациооно – методического кабинета; | Информационно – методическое наполнение кабинета |
Разработка перспективного плана работы | Перспективны план работы |
- й этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (август – сентябрь 2022г.)
Цель: воплощение модели программы в техникуме
Задачи:
Содержание основных видов работ | Показатели выполнения |
Организация внеклассных мероприятий по плану | Положения о конкурсах, сценарии к мероприятиям. |
Организация общетехникумовских смотров, конкурсов. | Положения о конкурсах, сценариев |
Развитие студенческого самоуправления | Проведение конференций, выборов, Избрание органов студенческого самоуправления. |
Организация работы студенческого Совета. | Реализация проекта «Будущее за нами» Планы, протоколы, отчеты |
Организационная работа для участие в мероприятиях городского, республиканского, межрегионального, всероссийского, международного значения. | Подготовка методического материала для подготовки творческих групп учащихся, номеров художественной самодеятельности с учащимися. |
Разработать и утвердить занятость обучающихся в кружках, секциях, клубах по интересам | Разработка программ, графиков работы, журналов посещаемости. |
- й этап – СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ (октябрь 2022г. – октябрь 2025г.)
Цель: реализация программы духовно – нравственного развития и воспитания «Мир, в котором я живу».
Задачи:
Содержание основных видов работ | Показатели выполнения |
Развитие и организация работы студенческого самоуправления в техникума | Проведение конференций обучающихся. Избрание и утверждение органов студенческого самоуправления Реализация проекта «Будущее за нами» Планы, протоколы, отчеты |
Развитие культурно – массовой и творческой деятельности обучающихся | Система творческих объединений, смотров, концертов. Фестивалей, выставок |
Совершенствование системы мониторинга реализации программы. Планов работы. | Получение и обработка данных, создание и ведение базы данных |
Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей | Включение в различные виды занятий и заданий по социально – гуманитарным, естественнонаучным, специалистам дисциплинам разделов, раскрывающих проблемы, особенности развития современного общества, социальных, экономических, политических, конфессиональных, национальных, естественнонаучных, технических, проблем, проведения, занятий, встреч, бесед по вопросам прав и обязанностей обучающихся; организация торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам, важнейшим историческим событиям, памятным датам в истории России. |
Воспитание духовно – нравственное ценностей | Раскрытие содержания нравственных ценностей при изучении социально – гуманитарных, естественнонаучных, специальных дисциплин; организация и проведение мероприятий, направленных на эстетическое развитие, посещение театров, музеев, выставок. |
Формирование здоровья, сберегающей среды и здорового образа жизни | Формирование у обучающих навыков физической культуры и организации здорового образа жизни; пропоганда физической культуры и спорта, проведение спортивных состязаний, мероприятий, направленных на профилактику «вредных привычек», наркозависимости, ВИЧ – инфекций. |
Организация занятости обучающихся в кружках, секциях, клубах по интересам | Получение и обработка данных, создание и ведение базы данных. Корректировка программ. |
- й этап – МОНИТОРИНГ И КОРРИКТИРОВКА ПРОГРАММЫ(октябрь 2025г.- декабрь 2025г.)
Цель: Отследить результаты программы, сделать выводы.
Задачи:
Содержание основных видов работ | Показатели выполнения |
Провести анализ деятельности образовательного учреждения в рамках реализации программы | Критерии эффективности программы |
Провести корректировка программы | Критерии эффективности программы |
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов на ступени начального и среднего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- представления о различных профессиях;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- опыт участия в природоохранной деятельности в техникме , на участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умения видеть красоту в окружающем мире;
- умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров техникума); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения обучающихся и студентов.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускника техникума относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся и студентов осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей обучающихся и студентов.
Список литературы:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Программа модернизации образования в Российской Федерации.
3. Программа развития воспитания детей и учащихся молодежи в системе образования РТ (Вестник МО РТ №1-2001).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Край в котором мы живем
Классный час "Край в котором мы живем"Подготовка будущего специалиста педагога дошкольного учреждения к воспитанию у детей важных качеств, как любовь к Родине, гражданственности, национального самосоз...
презентация "Город в котором я живу"
Цель: Формирование у воспитанников основ гражданской культуры, а также социально-нравственного развития личности посредством получения знаний о родном городе.Задачи: 1.Познакомить с историей...
Познавательно-игровая программа «Край, в котором я живу»,
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на познавательно- игровой программе "Край в котором я живу", посвященной 80- летию Ямало-Ненецкого автономного округа. Первые сведения о ямаль...
Дом в котором мы живем, или то, что можно изменить.
Классный час экологической направленности...
Рабочая программа учебного курса «Мир, в котором я живу»
Рабочая программа учебного курса «Мир, в котором я живу»...
Статья на тему : Внеклассное мероприятие "Мир , в котором я живу"
В данном материале представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного вопросам: каков мир вокруг нас? Чем он хорош или плох? Как его можно изменить или не стоит ничего менять? Каково наше мес...
Методическая разработка разноуровневых заданий на тему: "Край, в котором я живу"!!!
пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...