Программа - «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
рабочая программа

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов ГАПОУ РБ «ТСиГХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx311.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов

ГАПОУ РБ «ТСиГХ» «Мир, в котором я живу»

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся и студентов направлена на воспитание в каждом обучающимся  гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями  обучающихся и студентов, с другими субъектами социализации – социальными партнерами техникума.

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.   Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих обучающихся искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень подростковой  преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих  отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Программа «Мир, в котором я живу» позволит объединить проводимые в техникуме социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Целевая программа духовно-нравственного воспитания «Мир в котором я живу» призвана систематизировать и углубить всю деятельность техникума по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

               Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися   базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных  многонационального народа Российской Федерации. Сохранение духовно-нравственного здоровья  обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

              Духовно-нравственное развитие – осуществление в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Цель Программы: создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности обучающегося, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.

Задачи духовно-нравственного развития и  воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам   образования и предусматривают:

      -формирование у обучающихся  гражданственности, патриотизма, трудолюбия;

     - воспитание духовно - нравственных чувств и этического сознания; обучающихся;

      -формирование ценностного отношения обучающего к здоровью и здоровому образу жизни, природе, окружающей среде;

     -формирование у обучающихся и  системы знаний о географическом  положении, природном, экологическом и экономическом         потенциале, важнейших культурно-исторических процессах;

      -формирование у обучающихся  сознательного и ответственного отношения к  личной безопасности и безопасности окружающих;

     -формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности в общении.
     -профилактика негативных явлений в подростковой среде.

    - развитие интереса у обучающихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
   - создание психологически-комфортной атмосферы для творчества и самореализации обучающегося;
  - формирование системы традиционных досуговых мероприятий;

Программа подразумевает три уровня общетехникумовских форм организации воспитательной деятельности:                 

         Первый уровень - массовые мероприятия ( общие собрания и мероприятия, акции и линейки, праздники, спартакиады);

Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа в научно-исследовательском обществе, работа кружков по интересам, студий творческого направления, работа общественных студенческих объединений.

Третий уровень - индивидуальная  личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в различных  формах (беседы, поручения и т.п.).

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся и студентов.   

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся и студентов техникума согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

-        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

-        воспитание в соответствии с этическими нормами духовности;

-        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

-        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

-        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

-        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

-        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

-        традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных учреждениях, ценности традиционных российских религий принимаются  обучающимися и студентами  в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

-        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, памятники культуры и природы РБ);

-        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

-        человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения обучающихся и студентов  в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

 

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов. 

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов  отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Патриотизм, культурно-историческая преемственность поколений.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни (уважение к родителям; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое).

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 

  Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов.  

        

         Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник техникума, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

-  в содержании и построении уроков;

-  в способах организации совместной деятельности взрослых и подростков в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и подростка;

-  в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся и студентов ;

-  в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

-  в личном  примере обучающимся  и студентам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций,   учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

-        нравственного примера педагога – нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам;

-        социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

-        индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

-        интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся и студентов:  учебную, внеучебную,   и общественно полезную;

-        социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках, внеучебной  деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

 

 Проекты

 

В техникуме  реализуются следующие  проекты:

1. «ТСиГХ – Территория здоровья» - проект предлагает организацию мероприятий по укрепления здоровья обучающихся;

2. «Будущее за нами» - проект предполагает организацию мероприятий по развитию студенческого самоуправления.

 

Средовое проектирование

 

Создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития  обучающихся и студентов является важнейшей задачей деятельности техникума. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В техникуме  организованы подпространства, позволяющие обучающимся и студентам:

-        изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные   праздники; историю, культурные традиции, достижения  обучающихся и студентов и педагогов техникума; связи техникума с социальными партнерами;

-        осваивать культуру общения и взаимодействия с другими  обучающимися, студентами и педагогами (читальный зал библиотеки, комната актива); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве техникума; ценности здорового образа жизни (спортивный зал, спортивная площадка);

-        демонстрировать опыт нравственных отношений в учебной и внеучебной деятельности (актовый зал).

 

 

    Совместная деятельность техникума, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся и студентов.

 

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия техникума  и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов  в следующих направлениях:

-                                Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) обучающихся путем проведения   тематических родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов (оформление стенда «Для вас, родители»).

-                                Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций,   совместные походы и экскурсии.

-                                Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета техникума,  активизации деятельности   родительских комитетов,    организации работы родительского патруля.

Техникум  активно взаимодействует  с  социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования техникумом  реализуются программы совместной деятельности: 

 

Партнёр

Основные направления взаимодействия

 

Администрация г. Улан – Удэ Комитет  по социальной политике Управление по делам молодёжи 

Художественное, нравственное  развитие учащихся,  развитие самоуправленческих инициатив обучающихся и студентов.

Государство бюджетное учреждение здравоохранение «Городской центр медицинской профилактики»

Совместная работа по профилактики здоровья студентов

Национальная  родительская Ассоциация региональное отделение РБ

Совместная организация праздников, благотворительных концертов

ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека им. Д. Батожабая»

Выставки, мероприятия культурной и нравственной направленности (встречи, беседы и т.д.)

Центральная городская библиотека им. И. Колашникова» филиал №13 «Геликон»

Выставки, мероприятия культурной и нравственной направленности (встречи, беседы и т.д.)

«Библиотека базового медицинского колледжа  им. Э.Раднаева»

Выставки, мероприятия культурной и нравственной направленности (встречи, беседы и т.д.)

Благотворительный фонд «Подари жизнь» при Улан – Удэнской и Бурятской Епархии Русской Првославной Церкви и Министерством образования и науки РБ

Совместная организация праздников, благотворительных концертов

Бурятская региональная организация общероссийской общественной организации «Российский союз» ветеранов Афганистана

Проведение мероприятий, посвящённых Дню памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами  Отечества.

Совет ГОО «Ветеран ПТО»

Проведение вечеров-встреч с ветеранами ВОВ,  тыла и профтехобразования.

Центр Допризывной подготовки Республики Бурятия

Проведение совместных мероприятий патриотической направленности

«Республиканский центр профилактики борьбы со СПИДом»

 Проведение лекций, семинаров-тренингов , размещение наглядной информации, участие в акциях мероприятих.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Бурятская республиканская станция переливания крови МЗ РБ»

Проведение лекций, семинаров-тренингов , размещение наглядной информации, участие в акциях, мероприятиях.

ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер»,

Проведение лекций, семинаров-тренингов , размещение наглядной информации, участие в акциях, мероприятиях.

«Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова»

Посещение театра

Сроки реализации программы: 2022-2025гг.

Этапы реализации программы:

  1. й этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (январь – июль 2022)

Цель: Подготовка условий для реализации программы.

Задачи:

Содержание основных видов работ

Показатели выполнения

Изучение требований Минобразования по постановке воспитательной работы в ОУ. Организация воспитательной работы в соответствии с требованиями;

Изучение и разработка  нормативных документов по совершенствованию работы в ГАПОУ РБ «ТСиГХ» на основе постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013г. №662(5)

Совершенствование материально – технической базы для внеурочной  работы с обучающимися;

Наличие актового зала, спортивного, помещения для клубов, студий, кружков. Наличие костюмов худ. Самодеятельности. Наличие комплекта аппаратуры.

Организация единого информационного пространства;

Оформление стенда по воспитательной работе, размещение информации, размещение информации о воспитательной деятельности на сайте техникума

Разработка внутренней нормативной документации;

Разработка методического материала

Совершенствование студенческого самоуправления. Организационно – подготовительная работа;

Проектная деятельность Положение о студенческом совете.

Организация информациооно – методического кабинета;

Информационно – методическое наполнение кабинета

Разработка перспективного плана работы

Перспективны план работы

  1. й этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (август  – сентябрь 2022г.)

Цель: воплощение модели программы  в техникуме

Задачи:

Содержание основных видов работ

Показатели выполнения

Организация внеклассных мероприятий по плану

Положения о конкурсах, сценарии к мероприятиям.

Организация общетехникумовских смотров, конкурсов.

Положения о конкурсах, сценариев

Развитие студенческого самоуправления

Проведение конференций, выборов, Избрание органов студенческого самоуправления.

Организация работы студенческого Совета.

Реализация проекта «Будущее за нами» Планы, протоколы, отчеты

Организационная работа для  участие  в мероприятиях городского, республиканского, межрегионального, всероссийского, международного значения.

Подготовка методического материала для подготовки  творческих групп учащихся,  номеров художественной самодеятельности с учащимися.

Разработать и утвердить занятость обучающихся в кружках, секциях, клубах по интересам

Разработка программ, графиков работы, журналов посещаемости.

  1. й этап – СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ (октябрь 2022г. – октябрь 2025г.)

Цель: реализация программы духовно – нравственного развития и воспитания «Мир, в котором я живу».

Задачи:

Содержание основных видов работ

Показатели выполнения

Развитие и организация работы студенческого самоуправления в техникума

Проведение конференций обучающихся. Избрание и утверждение органов студенческого самоуправления

Реализация проекта «Будущее за нами» Планы, протоколы, отчеты

Развитие культурно – массовой и творческой деятельности обучающихся

Система творческих объединений, смотров, концертов. Фестивалей, выставок

Совершенствование системы мониторинга реализации программы. Планов работы.

Получение и обработка данных, создание и ведение базы данных

Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей

Включение в различные виды занятий и заданий по социально – гуманитарным, естественнонаучным, специалистам дисциплинам разделов, раскрывающих проблемы, особенности развития современного общества, социальных, экономических, политических, конфессиональных, национальных, естественнонаучных, технических, проблем, проведения, занятий, встреч, бесед по вопросам прав и  обязанностей обучающихся; организация торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам, важнейшим историческим событиям, памятным датам в истории России.

Воспитание  духовно – нравственное ценностей

Раскрытие содержания нравственных ценностей при изучении социально – гуманитарных, естественнонаучных, специальных дисциплин; организация и проведение мероприятий, направленных на эстетическое развитие, посещение театров, музеев, выставок.

Формирование здоровья, сберегающей среды и здорового образа жизни

Формирование у обучающих навыков физической культуры и организации здорового образа жизни; пропоганда физической культуры и спорта, проведение спортивных состязаний,  мероприятий, направленных на профилактику «вредных привычек», наркозависимости, ВИЧ – инфекций.

Организация  занятости обучающихся в кружках, секциях, клубах по интересам

Получение и обработка данных, создание и ведение базы данных. Корректировка программ.

  1. й этап – МОНИТОРИНГ И КОРРИКТИРОВКА ПРОГРАММЫ(октябрь 2025г.- декабрь 2025г.)

Цель: Отследить результаты программы, сделать выводы.

Задачи:

Содержание основных видов работ

Показатели выполнения

Провести анализ деятельности образовательного учреждения в рамках реализации программы

Критерии эффективности программы

Провести корректировка программы

Критерии эффективности программы

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов

 

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и студентов на ступени начального и  среднего  образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-  ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

-  представления об институтах гражданского общества, о государственном  устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

-  опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-  опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-  уважительное отношение к традиционным религиям;

-  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в   обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-  уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-  знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

-  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

-  ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-   представления о различных профессиях;

- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,   и взрослыми;

-   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;

-  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

-  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-   представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

-  личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-  представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о  негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

-  ценностное отношение к природе;

-  опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

-  знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

-  опыт участия в природоохранной деятельности в  техникме , на  участке, по месту жительства;

-   личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

-  умения видеть красоту в окружающем мире;

-  умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-  опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-   опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

-   опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

-  мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся и студентов оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров техникума); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения обучающихся и студентов.   

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений  выпускника техникума  относятся:

-  ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

-  индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся и студентов  осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей обучающихся и студентов. 

Список литературы:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Программа модернизации образования в Российской Федерации.

3. Программа развития воспитания детей и учащихся молодежи в системе образования РТ (Вестник МО РТ №1-2001).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Край в котором мы живем

Классный час "Край в котором мы живем"Подготовка будущего специалиста педагога дошкольного учреждения к воспитанию у детей важных качеств, как любовь к Родине, гражданственности, национального самосоз...

презентация "Город в котором я живу"

Цель: Формирование у воспитанников основ гражданской культуры, а также социально-нравственного развития личности посредством получения знаний о родном городе.Задачи: 1.Познакомить с историей...

Познавательно-игровая программа «Край, в котором я живу»,

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на познавательно- игровой программе "Край в котором я живу", посвященной 80- летию Ямало-Ненецкого автономного округа. Первые сведения о ямаль...

Дом в котором мы живем, или то, что можно изменить.

Классный час экологической направленности...

Рабочая программа учебного курса «Мир, в котором я живу»

Рабочая программа учебного курса «Мир, в котором я живу»...

Статья на тему : Внеклассное мероприятие "Мир , в котором я живу"

В данном материале представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного вопросам: каков мир вокруг нас? Чем он хорош или плох? Как его можно изменить или не стоит ничего менять? Каково наше мес...

Методическая разработка разноуровневых заданий на тему: "Край, в котором я живу"!!!

пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп...