Открытое занятие на тему "РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ И ЗВУКОВЕДЕНИЕМ В РАЗНОЖАНРОВЫХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ"
план-конспект занятия
Преподаватель: Хохлова Татьяна Александровна
Концертмейстер: Дудник Владимир Геннадиевич
Группа ОКНВ-2
ШАПОВАЛОВА ВАРВАРА
МУДЖРИШВИЛИ ЛАНА
8 ноября, 11.00 и 16.25
отделение культуры Колледжа Академии Матусовского
Луганск, ЛНР, РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shapovalova_otkrytoe_zanyatie_8_noyabrya_20-23.doc | 44.5 КБ |
mudzhrishvili_otkrytoe_zanyatie_8_noyabrya_20-23_-_kopiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
преподавателя Хохловой Татьяны Александровны
по дисциплине «Исполнительское мастерство»
группа ОКНВ-II
Дата 08.11.2023
Тема занятия: «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях»
Место проведения: ауд. 312, корпус 2.
Цели занятия:
Методическая – системное и последовательное освоение певческой дикции и звуковедения на разные штрихи и динамические оттенки в исполнении разножанровых народных песен, развитие артикуляционного аппарата с помощью дикционных упражнений (авторские тавтограммы) и голосового аппарата с помощью вокальных упражнений
Образовательная: комплексное формирование чёткой и ясной дикции и разновидностей звуковедения в работе над репертуаром, использование инновационных педагогических технологий
Воспитательная: создание устойчивых исполнительских представлений
,воспитание вокальной культуры, чувства целостности и образности исполняемых произведений
Развивающая: приобретение умения правильно использовать вокальные приёмы, усовершенствовать технику исполнения упражнений и репертаура, активизация музыкально-образного и критического мышления (приём технологии «Кубик Блума»)
Методическое обеспечение:
1. УМК.
2. Дидактические средства обучения: словесный и образный
3. Литература:
Асафьев Б. О русской песенности. - «Советская музыка», 1948, №3
Аспелунд Д. «Основные вопросы вокально-речевой культуры» М., Музгиз, 1933
Беляева В. Воспитание голоса в народной манере певца. Методическая разработка для преподавателей музыкальных училищ. Москва, 1980
Далецкий О. Народное звукообразование. - «Клуб и художественная самодеятельность», 1972, №14
Русланова Л. Жизнь моя - песня. - «Советская эстрада и цирк», 1969, №7
Садовников В. Орфоэпия в песне. М., Музгиз, 1958
Христиансен Л. Работа с народными певцами. Вопросы вокальной педагогики, вып.5 под ред. Л.Б. Дмитриева М., Музыка, 1963
Вид занятия: практическое, индивидуальное занятие.
Тип занятия: отработка умений и навыков.
Методы и формы проведения занятия и контроль знаний: индивидуальная, практическая работа с использованием методов: словесный(объяснение, показ), практический (упражнения, исполнение) и игровой (выполнение заданий кубика Блума)
Межпредметные связи: учебные дисциплины «Ансамбль» и «Ансамблевое исполнительство и дирижерская практика»
Технические средства обучения: фортепиано, аккордеон, пюпитр, стол, стулья, ноты, кубик Блума
Ход занятия:
I.Организационный момент. Объявление темы.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.
IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен
V. Анализ и оценка
VI. Рефлексия (игровой момент)
VII. Подведение итогов, обобщение занятия
I.Организационный момент. Объявление темы.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня открытое занятие на тему «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях» я провожу с участием студентки группы ОКНВ-II Шаповаловой Варварой.
Вообще формированию певческих навыков посвящён весь год обучения у второкурсников этой специальсноти. Начиная от певческой установки и заканчивая звуковедением. Сегодня мы акцентируем своё внимание на дикции и звуковедении.
II. Актуализация опорных знаний.
Хотелось напомнить, что певческие навыки - это совокупность навыков и умений, необходимых для успешной исполнительской деятельности. Согласно тематическому планированию учебной программы в неё входят:
- певческая установка,
- певческое дыхание,
- дикция,
- артикуляция,
- звукообразование,
- звуковедение.
Но мне бы хотелось дополнить этот перечень ещё и звукоизвлечением, так как я считаю, что на трёх китах стоит голосоведение в целом,- это звукообразование, звукоизвлечение и звуковедение. А также всегда берём во внимание чистоту интонации и образность восприятия для продуктивной и результативной работы над народной песней.
Навык - это деятельность сформированная путём повторения доведённая до автоматизма.
Певческая дикция - это степень отчётливости произнесения звуков во время пения. Она является частью вокальной техники и постановки певческого голоса, напрямую связана с правильным дыханием, подачей и посылом звука, а также с певческими позициями.
Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. Штрихи - это приёмы исполнения музыки легато-связно, нонлегато - раздельно, стаккато - отрывисто.
III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.
- распевание по системе В.И.Царегородцева, закрытым ртом на 1 ноте, «мычание» шаг распевки полтона в восходящем и низходящем движении,
- распевка на 1 ноте «ма-мэ-ми-мо-му», «ма-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, му» в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (легато и стаккато)шаг распевки полтона в восходящем движении,
- распевка на 2 нотах в 2 вариантах: «раяраяра» и «еоеая» в восходящем и низходящем движении,
- распевка на 3 нотах в 2 вариантах с опеванием основных ступеней звукоряда: «дудуду» и «я пою, дворец строю, вижу солнце»,
- распевание в терцово-квартовой рамке «виноградие моё», «зелёная травушка»..., «травка с подкошоном»
- распевка на 4 нотах в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (стаккато «как по горкам по горам» и легато «не летай соловей») шаг распевки полтона в восходящем движении,
- распевание в кварто-квинтовой рамке «посею лебеду», «лазоревый цветок» и по системе В.И. Царегородцева «Особенности локальной традиции» а-е-е-Е-а-о.
Самыми распространёнными дикционными упражнениями являются скороговорки, но в моей практической вокально-хоровой работе, после проговаривания студентами определённого комплеска артикуляционной гимнастики, всё равно не хватало подвижности их артикуляционного аппарата и я придумала тавтограммы:
- дрозд дробит другое древо,
- скачет сквозь скалу скакалка,
- звонко звать звезду нам нужно
Тавтограмма - это литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы.
Для усиления эффекта я придумала слова с двумя первыми согласными. Конечно же, учитывая все составляющие при формировании певческих навыков всегда нужно помнить о единой вокальной позиции, о мягкой атаке звука и о использовании резонаторов:
- грудного,
- лицевого,
- головного.
Все гласные априори акцентированные и исполняются в единой позиции и вот тут находится та грань между артикуляционной и голосовой позицией. При пении низких звуков - гортань находится высоко, а при пении высоких - низко. Нельзя забывать и о работе с певческим диалектом.
IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен
- донская казачья лирическая «Ляти пташка, канарейкя»
- русская народная песня «Молодая канарейка»
- стихи А.Вельтмана, музыка В.Осипова (19 век) «Что затуманилась, зоренька ясная...» (из репертуара Л.А.Руслановой)
- Саратовские частушки «Расцвела я как цветочек»
- современная народная песня «Под окном черёмуха колышется» (фрагмент) или
песня на сл. В.Семернина, муз.А.Шелепнева «Гармонь» (фрагмент)
Комментарии по исполнению: Звуковедение близкое к речевому «как говорю - так и пою», в единой манере звукообразования, ровность звучания песни во всех регистрах. Продолжать работу над кантиленным звуком с учётом особенностей певческого диалекта. Самоконтроль вокальной позиции и певческого дыхания, вокальный зевок, мягкое нёбо, изменение силы звука, высоты голоса, тембральной окраски в зависимости от характера и содержания песни.
V. Анализ и оценка
Критериями оценки результативности работы студентки на открытом занятии могут быть следующие уровни:
- высокий - студентка проявила творческий подход в решении возникающих задач, самостоятельна, с активным музыкально-образным и критическим мышлением, инициативна, точна в выполнении целей и задач, быстро осмысливает задания,
- средний - студентка проявляет интерес в работе над певческими навыками, имеет желание освоить и точно исполнить произведение, упражнение или задание, доводит все к успешному результату, однако не всегда хватает настойчивости и терпения, не совсем самостоятельна в подходе к работе над материалом, требует постоянного контроля преподавателя и направленности действий,
- низкий - студентка пассивна в исполнительской деятельности, не проявляет фактического интереса к занятиям, демонстрирует равнодушное отношение к подготовке.
VI. Рефлексия (игровой момент)
Всем известно, что в словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к моему открытому занятию, я хочу предложить Варе поиграть с этим кубиком Блума и самостоятельно оценить свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею".
Варианты заданий и вопросов:
- Назови
- Почему
- Объясни
- Придумай
- Поделись
- Предложи
VII. Подведение итогов, обобщение занятия
Подводя итоги открытого занятия можно сказать что, поставленные цели достигнуты, задачи решены, студентка показала высокий уровень владения материалом вокального тренажа и сольного исполнительского мастерства, отчётливо просматривается дальнейшая успешная перспектива для реализации её певческих навыков. Всем спасибо, на этом урок окончен, до свидания.
Предварительный просмотр:
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
преподавателя Хохловой Татьяны Александровны
по дисциплине «Исполнительское мастерство»
группа ОКНВ-II
Дата 08.11.2023
Тема занятия: «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях»
Место проведения: ауд. 312, корпус 2.
Цели занятия:
Методическая – системное и последовательное освоение певческой дикции и звуковедения на разные штрихи и динамические оттенки в исполнении разножанровых народных песен, развитие артикуляционного аппарата с помощью дикционных упражнений (авторские тавтограммы) и голосового аппарата с помощью вокальных упражнений
Образовательная: комплексное формирование чёткой и ясной дикции и разновидностей звуковедения в работе над репертуаром, использование инновационных педагогических технологий
Воспитательная: создание устойчивых исполнительских представлений
,воспитание вокальной культуры, чувства целостности и образности исполняемых произведений
Развивающая: приобретение умения правильно использовать вокальные приёмы, усовершенствовать технику исполнения упражнений и репертаура, активизация музыкально-образного и критического мышления (приём технологии «Кубик Блума»)
Методическое обеспечение:
1. УМК.
2. Дидактические средства обучения: словесный и образный
3. Литература:
Асафьев Б. О русской песенности. - «Советская музыка», 1948, №3
Аспелунд Д. «Основные вопросы вокально-речевой культуры» М., Музгиз, 1933
Беляева В. Воспитание голоса в народной манере певца. Методическая разработка для преподавателей музыкальных училищ. Москва, 1980
Далецкий О. Народное звукообразование. - «Клуб и художественная самодеятельность», 1972, №14
Русланова Л. Жизнь моя - песня. - «Советская эстрада и цирк», 1969, №7
Садовников В. Орфоэпия в песне. М., Музгиз, 1958
Христиансен Л. Работа с народными певцами. Вопросы вокальной педагогики, вып.5 под ред. Л.Б. Дмитриева М., Музыка, 1963
Вид занятия: практическое, индивидуальное занятие.
Тип занятия: отработка умений и навыков.
Методы и формы проведения занятия и контроль знаний: индивидуальная, практическая работа с использованием методов: словесный(объяснение, показ), практический (упражнения, исполнение) и игровой (выполнение заданий кубика Блума)
Межпредметные связи: учебные дисциплины «Ансамбль» и «Ансамблевое исполнительство и дирижёрская практика»
Технические средства обучения: фортепиано, аккордеон, пюпитр, стол, стулья, ноты, кубик Блума
Ход занятия:
I.Организационный момент. Объявление темы.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.
IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен
V. Анализ и оценка
VI. Рефлексия (игровой момент)
VII. Подведение итогов, обобщение занятия
I.Организационный момент. Объявление темы.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня открытое занятие на тему «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях» я провожу с участием студентки группы ОКНВ-II Муджришвили Ланой.
Вообще формированию певческих навыков посвящён весь год обучения у второкурсников этой специальсноти. Начиная от певческой установки и заканчивая звуковедением. Сегодня мы акцентируем своё внимание на дикции и звуковедении.
II. Актуализация опорных знаний.
Хотелось напомнить, что певческие навыки - это совокупность навыков и умений, необходимых для успешной исполнительской деятельности. Согласно тематическому планированию учебной программы в неё входят:
- певческая установка,
- певческое дыхание,
- дикция,
- артикуляция,
- звукообразование,
- звуковедение.
Но мне бы хотелось дополнить этот перечень ещё и звукоизвлечением, так как я считаю, что на трёх китах стоит голосоведение в целом,- это звукообразование, звукоизвлечение и звуковедение. А также всегда берём во внимание чистоту интонации и образность восприятия для продуктивной и результативной работы над народной песней.
Навык - это деятельность сформированная путём повторения доведённая до автоматизма.
Певческая дикция - это степень отчётливости произнесения звуков во время пения. Она является частью вокальной техники и постановки певческого голоса, напрямую связана с правильным дыханием, подачей и посылом звука, а также с певческими позициями.
Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. Штрихи - это приёмы исполнения музыки легато-связно, нонлегато - раздельно, стаккато - отрывисто.
III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.
- распевание по системе В.И.Царегородцева, закрытым ртом на 1 ноте, «мычание» шаг распевки полтона в восходящем и низходящем движении,
- распевка на 1 ноте «ма-мэ-ми-мо-му», «ма-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, му» в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (легато и стаккато)шаг распевки полтона в восходящем движении,
- распевка на 2 нотах в 2 вариантах: «раяраяра» и «еоеая» в восходящем и низходящем движении,
- распевка на 3 нотах в 2 вариантах с опеванием основных ступеней звукоряда: «дудуду» и «я пою, дворец строю, вижу солнце»,
- распевание в терцово-квартовой рамке «виноградие моё», «зелёная травушка»..., «травка с подкошоном»
- распевка на 4 нотах в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (стаккато «как по горкам по горам» и легато «не летай соловей») шаг распевки полтона в восходящем движении,
- распевание в кварто-квинтовой рамке «посею лебеду», «лазоревый цветок» и по системе В.И. Царегородцева «Особенности локальной традиции» а-е-е-Е-а-о.
Самыми распространёнными дикционными упражнениями являются скороговорки, но как показывают занятия только скороговорок недостаточно и после проговаривания студентами определённого комплеска артикуляционной гимнастики, всё равно не хватало подвижности их артикуляционного аппарата и я придумала тавтограммы:
- дрозд дробит другое древо,
- скачет сквозь скалу скакалка,
- звонко звать звезду нам нужно
Тавтограмма - это литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы.
Для усиления эффекта я придумала слова с двумя первыми согласными. Конечно же, учитывая все составляющие при формировании певческих навыков всегда нужно помнить о единой вокальной позиции, о мягкой атаке звука и о использовании резонаторов:
- грудного,
- лицевого,
- головного.
Все гласные априори акцентированные и исполняются в единой позиции и вот тут находится та грань между артикуляционной и голосовой позицией. При пении низких звуков - гортань находится высоко, а при пении высоких - низко. Нельзя забывать и о работе с певческим диалектом.
IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен
- историческая песня некрасовских казаков «Ой, да ты погодь-ка, солнце красное»
- русская народная песня «Садики мои»
- стихи М.Матусовского, муз.А.Бекирова «Я бедовая»
- Волжские припевки «Пересохни Волга-речка» (из репертуара Л.А.Руслановой)
- сл.А.Щербань, муз. Н.Кудрина «Сапожки русские» (фрагмент) или
песня на сл. В.Цыбина, муз.Б.Киселева «Гармонь» (фрагмент)
Комментарии по исполнению: Звуковедение близкое к речевому «как говорю - так и пою», в единой манере звукообразования, ровность звучания песни во всех регистрах. Продолжать работу над кантиленным звуком с учётом особенностей певческого диалекта. Самоконтроль вокальной позиции и певческого дыхания, вокальный зевок, мягкое нёбо, изменение силы звука, высоты голоса, тембральной окраски в зависимости от характера и содержания песни.
V. Анализ и оценка
Критериями оценки результативности работы студентки на открытом занятии могут быть следующие уровни:
- высокий - студентка проявила творческий подход в решении возникающих задач, самостоятельна, с активным музыкально-образным и критическим мышлением, инициативна, точна в выполнении целей и задач, быстро осмысливает задания,
- средний - студентка проявляет интерес в работе над певческими навыками, имеет желание освоить и точно исполнить произведение, упражнение или задание, доводит все к успешному результату, однако не всегда хватает настойчивости и терпения, не совсем самостоятельна в подходе к работе над материалом, требует постоянного контроля преподавателя и направленности действий,
- низкий - студентка пассивна в исполнительской деятельности, не проявляет фактического интереса к занятиям, демонстрирует равнодушное отношение к подготовке.
VI. Рефлексия (игровой момент)
Всем известно, что в словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к моему открытому занятию, я хочу предложить Лане поиграть с этим кубиком Блума и самостоятельно оценить свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею".
Варианты заданий и вопросов:
- Назови
- Почему
- Объясни
- Придумай
- Поделись
- Предложи
VII. Подведение итогов, обобщение занятия
Подводя итоги открытого занятия можно сказать что, поставленные цели достигнуты, задачи решены, студентка показала высокий уровень владения материалом вокального тренажа и сольного исполнительского мастерства, отчётливо просматривается дальнейшая успешная перспектива для реализации её певческих навыков. Всем спасибо, на этом урок окончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"
Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...
Методическая разработка открытого занятия "А мы ходим-походим колядовщички" руководителя коллектива "Народная песня", педагога дополнительного образования Кисловой И.А.
Документ представляет собой разработку педагогом открытого занятия для своего коллектива "Народная песня", состоящего из детей начальных и средних классов общеобразовательной школы. Направленность кол...
Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)
Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...
Разработка открытого урока "Народная песня живет в наших душах"
ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО УРОКА:Обучающие:Закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;Овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дик...
Открытый урок на тему: «Формирование дикции в работе с детским ансамблем народной песни»
Данный урок посвящен работе над формированием и развитием дикции у детей всех классов, обучающихся на музыкальном отделении ДШИ, в классе сольного народного пения. Певческая артикуляция значительно ак...
Исполнение народной песни в сопровождении народных инструментов
Участие в онлайн-фестивале Русский стиль август-сентябрь 2021г.РЦНТ ЛНРСвадебная песня "Кудрявчик" записана в Славяносербском районе, 1980г. https://disk.yandex.ua/i/wExAO4ZUHBb0bw...
Презентация по УД ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни
Презентация по УД ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни...