Открытый урок на тему: «Формирование дикции в работе с детским ансамблем народной песни»
план-конспект урока

Комарова-Малиновская Ольга Геннадьевна

Данный урок посвящен работе над формированием и развитием дикции у детей всех классов, обучающихся на музыкальном отделении ДШИ, в классе сольного народного пения. Певческая артикуляция значительно активнее речевой. В речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата: губы, нижняя челюсть, а в певческом – внутренние: язык, глотка, мягкое нёбо. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации.Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми младшего и среднего школьного возраста (8-12 лет).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ansambl._diktsiya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Детская школа искусств  им. А. Караманова»

Открытый урок

«Формирование дикции в работе с детским ансамблем народной песни»

Преподаватель: Комарова-Малиновская Ольга Геннадьевна

Обучающиеся: средние и старшие классы сольного народного пения

Г. Гурьевск

19 марта 2019 г.

Данный урок посвящен работе над формированием и развитием дикции у детей всех классов, обучающихся на музыкальном отделении ДШИ, в классе сольного народного пения.

Певческая артикуляция значительно активнее речевой. В речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата: губы, нижняя челюсть, а в певческом – внутренние: язык, глотка, мягкое нёбо. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации.

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми младшего и среднего школьного возраста (8-12 лет).

  1. Тема урока: «Формирование дикции в работе с детским ансамблем народной песни».
  2. Тип урока: комбинированный.
  3. Цель: добиться внятности и четкости произношения текста во время исполнения музыкального произведения (песни).
  4. Задачи:

Обучающие: 

  • Дать основы навыка вокального артикулирования.
  • Научить применять полученные навыки на практике.
  • Ознакомить с понятием «артикуляция».

Развивающие: 

  • Развитие дыхательного и артикуляционного аппарата.
  • Развитие вокально - хоровых навыков и умений.
  • Развитие гармонического слуха.
  • Развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять.

Воспитательные: 

  • Воспитание интереса и любви к народному творчеству.
  • Воспитание художественно - эстетического вкуса обучающихся.
  • Воспитание внимательности, добросовестного отношения к труду.
  • Воспитание осознанного подхода к обучению.
  • Формирование доброжелательного отношения к окружающим, воспитание отзывчивости, общительности, положительной самооценки, потребности в самоорганизации (аккуратность, основы самоконтроля), умения доводить начатое дело до конца (настойчивость, выдержка).
  1. Форма работы:  групповая.
  2. Оборудование: просторное помещение, стулья (лавки), фортепиано, баян, текст (ноты) песни.
  3. Методы обучения: 

Наглядный (слуховой, зрительный);

Словесный (рассказ, объяснение, диалог);

Иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ преподавателя и воспроизведением услышанного учеником).

  1. Структура урока:
  • Организационный момент: приветствие, подготовка к уроку, объяснение темы (3 минуты).
  • Основная часть:

Дыхательные и артикуляционные упражнения (7 минут)

Распевание (7 минут)

Игра (7 минут)

Работа над произведением (15 минут).

  • Заключительная часть: подведение итогов занятия, задание на дом (1 минута).

Ход урока:

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами поработаем над очень важной частью вокального искусства – над дикцией. Вокальные ансамбли, как и мы с вами, постоянно принимают участие в концертах, исполняя песни на сцене. Чтобы слушателям, сидящим в зрительном зале, было понятно все, о чем поет коллектив, как артисты должны пропевать слова? (Громко, четко). Каким словом мы называем четкость (или не четкость – тогда она будет плохая) произношения слов? (Дикция). А с помощью каких органов  мы произносим звуки? (Губы, зубы, язык, небо, нижняя челюсть). Эти органы трудятся вместе, взаимодействуя друг с другом они формируют звуки. Совокупность работ этих произносительных органов называется «артикуляция» (просим повторить детей это слово).

Итак, дети, сегодня мы поработаем над артикуляцией и наш сегодняшний урок пройдет не совсем обычно. Я расскажу вам сказку, и мы все примем в ней участие:

Жила-была девушка Марья.  Не было у Марьи ни папки, ни мамки – одна одинешенька жила одна на краю леса, в саду да на огородике своем работала, чтобы прокормиться. Сама дрова колола, сама грядки копала, трудилась с утра до ночи - белого свету не видела. И вот однажды совсем затосковала душа ее, захотела она научиться петь – ведь с песней и работа спорится, и беда легчает и радость радостнее становится. А народ у нас в деревнях так поет, что заслушаться можно. Решила Марья походить по свету белому, чтобы у людей поучиться делу, такому как пение. Собрала свою котомку, да и отправилась в путь. Шла она, шла и пришла за темно в деревню. Отыскала заброшенную избушку да в ней и остановилась. Избушка старая была, не жил в ней давно никто и решила Марья сначала ее проветрить.

Упражнения «Гимнастика Стрельникова»

Пока проветривала, заметила Марья, что окна то в избушки грязные-прегрязные. Стала она окна мыть, сначала одно, потом другое.

Упр. (Языком «моем» щеки вверх-вниз (по очереди)

Помыла Марья окна, прилегла на кушетку и видит – потолок весь паутиной зарос. Стала Маша паутину с потолка снимать.

Упр. (Языком «чистим» верхнее небо от зубов к глотке и обратно)

Почистила Марья потолок да спать легла. А ночью холодно стало – она в перину вжалась. Согреется – расслабится. Замерзнет – снова вожмется.

Упр. (Язык прижимаем к нижнему небу, затем расслабляем)

Утром проснулась Марья и услышала, как за окном дудочка играет – пастух скотину на луга пастись гонит.

Упр. (Губы вытягиваем в трубочку, потом «улыбка»)

Вышла Марья на двор, дудочку послушать, да увидала, что забор совсем грязный – надо воды в колодце набрать, чтобы забор помыть.

Упр. (Губы вытягиваем в «о», потом улыбка)

Набрала Марья воды в колодце, стала забор мыть и со двора, и с улицы.

Упр. (Языком проводим по зубам изнутри, потом снаружи (круг))

Помыла забор Марья и решила теста замесить на пироги.

Упр. (Сжимаем губы и покусываем их, затем покусываем кончик языка)

Замесила Марья тесто и пошла гулять. Идет по деревне, с людьми общается и узнет, что деревня эта называется «Скороговоркино». Люди здесь чудно говорят: слова выговаривают, как орешки щелкают, да еще и на распев.

Распевание:

«Ёлочки-сосёночки колючие, зеленые»

«Дробью по перепелам»

 «И е я ё ю»

«Я во двор вела вола»

«Заря»

«У боярина бобра»

Прошлась Марья дальше по улице, слышит – песня незатейливая да смех озорной. Это ребятишки деревенские развлеченье затеяли – в «Тетеру» играют. «От чего бы и мне с ними не сыграть?» - подумала Марья.

Игра «Тетёра»

Наигралась с ребятишками, притомилась Марья, присела и вдруг слышит, поют где-то. Пошла она за звуками песни. Зашла в избу, а там девчата песню спевают. Обрадовалась Марья, новые силы у нее появились, присоединилась она к ним и стала песню учить.  

Разучивание песни «Затопила дева печку»

Преподаватель: Выучила Марья песню, да так понравилось ей с девушками петь, что решила она навсегда остаться в этой деревне, узнала еще много-много прекрасных песен, нашла замечательных друзей и каждый вечер собирались они то в горенке, то в садике, где беседовали, играли и, конечно же, плясали и пели задушевные и веселые русские песни. Тут и сказки конец!

Давайте подведем итоги. Над чем мы сегодня работали? (Над дикцией). Зачем певцу владеть этим навыком? (Чтобы петь четко внятно. Чтобы слушатели понимали, о чем поет исполнитель). Правильно. Дома каждый день повторяйте упражнения и чистоговорки.  Выучите 4 куплета песни «Затопила дева печку». Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

Открытый урок по теме "Работа в Великобритании и России"

Видео-урок для проведения занятия со студентами 1 курса при изучении темы "Профессии" Содержит сведения о популярных в настоящее время профессиях, разнообразную лексику по теме и набор упражнений на о...

Развитие навыков многоголосного пения в работе над произведением в детском ансамбле народной песни

Данный материал представляет собой вариант работы над новым произведением, а также предоставляет некоторые вспомогательные методы для развития навыков многоголосного пения....

Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует ф...

Открытый урок на тему: "Формирование ассортимента матрицы магазина"

Открытый урок на тему: "Формирование ассортимента матрицы магазина"...

ПЛАН открытого урока по теме: «Устройство и принцип работы сварочного трансформатора»

Методическая разработка урока составлена с целью проведения открытого урока по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», с учетом возрастных и психологических особенн...