План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"
методическая разработка по теме
Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_rnp_.docx | 31.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО
«Орехово – Зуевский социально – гуманитарный колледж»
План - конспект открытого урока по предмету «Музыка, ритмика»
На тему «Русская народная песня»
в 33 группе ( специальность 050705 «Специальное дошкольное образование»)
Разработала преподаватель
спец. дисциплин – Терентьева М. А.
2012
Тема урока – « Русская народная песня».
Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества. (Ушинский Н. Д., Макаренко А. С.)
- Проблемное обучение ( Осборн А., Дьюи Д.)
- Технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.( Медкова Е. С.)
- ИКТ( информационно – коммуникационные технологии).
- Проектные технологии.
Цель урока: повышение уровня музыкальной культуры студентов в области знания основных жанровых направлений в музыке.
Задачи урока:
- Выяснить степень самостоятельности студентов при подготовке проекта на тему «Русская народная песня», стимулировать их поисковую деятельность.
- Формировать самостоятельность словесно – логического мышления студентов, обогащать эмоционально – образный словарь музыкальных характеристик.
- Расширять знание студентов о разновидностях русской народной песни и ее значении в жизни ребенка.
- Воспитывать музыкально – эстетический вкус студентов, эмоциональный отклик на музыку, потребность и активность в восприятии прекрасного в жизни и искусстве.
- Развивать творческие способности ( певческие и в игре на русских народных инструментах) студентов с учетом потенциальных возможностей каждого.
Тип занятия: семинарско – практическое.
Форма проведения
Просмотр и обсуждение подготовленных студентами презентаций; закрепление практических умений и навыков игры на ударных русских народных инструментах;
Материалы и оборудование:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, СД – диски; русские народные инструменты : деревянные ложки, рубель, трещотки, бубны, бубенчики; карточки с изображением русских народных инструментов.
№п/п | Время | Ход урока | Материал | Методы и приемы педагога | Деятельность студентов |
1. | 5 мин | Организационный момент | Запись на доске | Сообщение темы и цели урока. Вводное слово педагога | Запись темы в тетрадь |
2. | 40 мин. | Основная часть. Выступление студентов по вопросам семинара в форме показа презентаций с последующим их обсуждением. | Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, МР -3, СД- диски. | Просмотр презентаций, иллюстрирование музыкальными номерами : исполнение дуэтом со студенткой, сольное исполнение студентов ,слушание РНП в записи. Сориентировать студентов на работу в тетради: кратко изложить основную мысль презентации. Вопросы студентам : 1.Как РНП влияет на формирование внутреннего мира ребенка, его духовность, нравственность. 2. Как называется короткая 4- строчная песня шутливого или сатирического содержания, ( муз. иллюстрация-частушка). | Показ презентаций с музыкальными вставками. Ответы на вопросы после просмотра. Исполнение студентами нескольких музыкальных номеров(рнп «Реченька», «Тонкая рябина», потешки, дразнилки, колыбельные.) Запись в рабочие тетради основных положений из каждой презентации: разновидность рнп, содержание, эмоциональная направленность, примеры песен. |
3. | 30 мин | Практическая часть. Формирование навыков игры на русских народных ударных инструментах, умений делать простейшие аранжировки рнп на ударных ДМИ. | Русские народные ударные инструменты: ложки, бубны, трещотки, рубель; карточки с изображением рни; СД – диски. | Вопросы студентам: -какие вы знаете русские народные инструменты. -какие из них относятся к ударным. Использование наглядных карточек. Наглядный показ различных способов игры на деревянных ложках, бубнах, рубеле, трещотках, бубенчиках. | Ответы на вопросы педагога. Отработка навыка игры на ложках (2-х, 3-х, 4-х), бубнах, трещотках, рубеле. Самостоятельная аранжировка плясовых рнп: «Светит месяц», «Во саду ли, в огороде» |
4. | 4 мин. | Итог урока. Рефлексия: какие разновидности рнп существуют. С какого возраста ребенка можно знакомить с рнп. Задание на дом.
| Запись д/з на доске. | Общая и дифференцированная оценка работы студентов. Домашнее задание: назвать современные группы, создающие эклектичные обработки рнп. ( фолк-рок, фолк – рэп и др, сформулировать свое личное отношение к данного вида аранжировкам ). | Ответы на итоговые вопросы педагога. Запись домашнего задания. |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Педагог сообщает тему урока: « Русская народная песня». ( написана на доске).
Вступительное слово педагога.
Перед воспитателем ДОУ стоят задачи приобщения детей к основам своей родной культуры, с одной стороны, и решение задач музыкально – эстетического воспитания, с другой. Неоценимое значение в этом имеет знакомство детей с русским музыкальным фольклором « Народ без народности - тело без души» говорил К. Д. Ушинский. Ценность народных традиций огромна и их утрата невосполнима никакими материальными благами. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, обязательно проявится позднее, станет частью его и нашей жизни.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствует чувство патриотизма, гуманистическая жизненная позиция;
- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.
- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;
- девочки, носительницы родового уклада, зачастую равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.
Русская народная песня в этом отношении - кладезь для формирования основ нравственности, морали, культуры поведения, светлого отношения к окружающему миру. Русская песня в своем жанровом разнообразии – это энциклопедия жизни наших предков. «У нас народ, - писал Добролюбов,- сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль.»
Сейчас мы с вами убедимся в разноликости РНП , ее красоте и многообразности. Семинарская часть занятия пройдет в форме презентаций по разновидностям русской народной песни.
2. Основная часть – просмотр презентаций, подготовленных студентами по вопросам семинара. Перед просмотром студентам- зрителям дается задание:
Запись в рабочие тетради основных положений из каждой презентации: разновидность рнп, содержание, эмоциональная направленность, примеры песен.(3-4 предложения - тезисно)
- детский потешный фольклор: потешки, прибаутки, пестушки, дразнилки, колыбельные, считалочки, небылицы;( муз. иллюстрации в исполнении студентов: « Котя, котенька, коток», « Барашеньки», «Антошка», « Как у бабушки козел» - запись).
Вопрос педагога: Особенности мелодики.( Несложная мелодия, маленький диапазон, часто пение на 1-2 звуках, четкий ритм, образы животных, игрушек).
- хороводные и игровые песни; (« Порушка, Параня» - СД-запись ).
Вопрос педагога: Каковы возможности хороводного и игрового фольклора в развитии коммуникативных качеств ребенка.
- календарные песни ( муз. номера включены в презентацию: колядки, заклички, подблюдные, семицкие, пасхальные и т. д. )
Вопрос педагога: Календарные песни, связь с православным календарем, духовное воспитание ребенка.
- рекрутские (солдатские) песни ( «Солдатушки», «Как родная меня мать провожала»).
- исторические, былинные песни ( «Былина об Илье Муромце», « Как за речкою, да за Дарьею», «Как во городе было, во Казани»)
Вопрос педагога: Роль солдатских, исторических, былинных песен в формировании патриотических качеств личности ребенка.
- лирическая протяжная песня ( исполнение студентами рнп «Тонкая рябина», « Ты, река ли, моя реченька», « Лучина»- СД-запись).
Вопрос педагога: Какие образы свойственны лирической протяжной песне и почему.(образы природы). Что такое «кантилена», «мелизмы».
- трудовые песни, связь с календарно – земледельческим циклом, бурлацкие, песни лесорубов;( «Дубинушка», «Эй, ухнем!»- запись.)
- плясовые песни ( «Светит месяц», «Ой, со вечора, с полуночи», «Валенки» - запись).
Вопрос педагога: особенности ритмики плясовых песен, образное содержание.
- семейно – бытовые песни, знакомство с бытовым укладом русской семьи («Где был, Иванушка»- СД – запись, муз. иллюстрации из презентации).
- обрядовые песни ( свадебные, родинные, крестильные, сватовские, величальные, причитания) - муз. иллюстрации из презентации. «Вьюн над водой»- СД – запись.
Педагог предлагает прослушать запись еще одной РНП и определить ее жанровую разновидность. ( звучит РНП « А я чайничала», «Елочки»)
Частушка - короткая 4-х строчная песня шутливого, часто сатирического содержания ; высмеивалась лень, жадность, ветреность, непостоянство в любви, склочный характер хозяйки или хозяина и т.д. У частушки сольный запев и веселый хоровой припев. В каждой волости складывались свои частушечные напевы, были свои особенности.
Педагог дает оценку самостоятельной работе студентов, делая акцент на работу в группе и ее продуктивность, отмечает исполнение песен самими студентами.
3. Практическая часть.
На доске расположены карточки с изображением русских народных инструментов.( балалайка, гармонь, гусли, трещотки, ложки, бубен, рубель).
Вступительное слово педагога.
Часто РНП звучит а капела( студенты дают определение: пение без сопровождения), но сочные тембры русских народных инструментов лишь делают песню ярче, выразительнее.Одним из направлений в ознакомлении детей с музыкальным фольклором является обучение игре на ударных русских народных инструментах.
Назовите и покажите на доске ударные РНИ. (Бубен, ложки, рубель, трещотки, бубенчики).
Для аранжировки предлагаются РНП « Русская плясовая», « Во саду ли, в огороде». Студенты делятся на 2 большие подгруппы: ложки/ бубны; 3- маленькие : бубенчики, рубель, трещотки; На доске схематично расписан порядок вступления инструментов; каждый инструмент обозначен символом.
Схема аранжировки «Русской плясовой»
1 куплет 2 3 4 5 6
ложки бубны рубель бубенчики ложки ложки бубны
трещотки рубель рубель бубенцы
трещотки трещотки
Схема аранжировки РНП «Во саду ли в огороде».
Припев Запев
Бубенчики ложки, трещотки
бубны рубель
Педагог показывает способы игры на 3-х ложках. ( прием « лягушка - комар») Закрепление 1-й этап: на речевом материале:
Детская прибаутка : Жил сапожник, жил, жил.
Шил сапожки, шил, шил.
Для кого сапожки?
Для соседской кошки.
Закрепление 2-й этап: на музыкальном материале ( плясовая песня «Светит месяц»). Педагог дает общую и дифференцированную оценку исполнительству студентов.
4. Итог урока
Рефлексия: какие разновидности рнп существуют. С какого возраста ребенка можно знакомить с рнп. Общая и дифференцированная оценка работы студентов на уроке.
Домашнее задание: назвать современные группы, создающие обработки рнп. на основе эклектики стилей ( фолк-рок, фолк – рэп и др, сформулировать свое личное отношение к данного вида аранжировкам ).
Педагог благодарит студентов за интересные работы по подготовке проекта, за творческие номера, активность и заинтересованность.
При подготовке к уроку использованы следующие источники:
Литература:
- Аникина В.П. «Живая вода». М.: Детская литература, 1981.
- Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М.: Просвещение, 1982.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки. М., 1998.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Народные праздники в д/саду. М.: Мозаика-Синтез,2006.
- Науменко ГМ. «Жаворонушки». Вып.1-2. М.: Советский композитор, 1981.
- Бекина С.И. Сельский хоровод. М.: Советский композитор, 1987.
- Музыкальные интернет- сайты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"
План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока: Учебна...
План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»
Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....
План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»
Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:· Повтори...
План открытого урока для специальности 38.02.01 МДК 01.1 Тема "Принципы и цели разработки рабочего плана счетов "
По результатам проведенного исследования, а также изучения научно-методической литературы разработана методика изложения теоретического материала в качестве педагога профессионального обучения. Предме...
Методическая разработка к открытому уроку "Донотный период обученияигры на народных инструментах (баян, гармонь, аккордеон)"
Методическая разработка к открытому уроку "Донотный период обучения на народных инструментах (баян, гармонь, аккордеон)"...
Открытый урок "Наполним музыкой сердца"
Разработка открытого урока -урок аналитическая беседа.Развивать аналитическое мышление, умение концентрировать внимание,отстаивать свою точку зрения....