Познаем играя
проект

Гребенюк Вера Михайловна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

Проект                                                                                             во второй младшей группе

на тему: «Познаем, играя»

ОО «Познавательное развитие»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познаем играя173.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

Проект                                                                                             во второй младшей группе

на тему: «Познаем, играя»

ОО «Познавательное развитие»

https://micolock.ru/wp-content/uploads/7/3/2/7327af1db90c4054a1dd418954bce3fb.jpeg

                                                                                               Руководитель проекта

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Гребенюк Вера Михайловна

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители

                                                                                       

                                                     пос. Светлый

                                                   сентябрь - ноябрь, 2023г.                            

Информационная карта проекта

Тема: «Познаем играя.»

Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи:

Обучающие.

- Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорики;

 -Пробудить интерес к дидактическим играм по сенсорики детей дошкольного возраста

- Формировать знания и представления детей о цвете, форме, величине.

- Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;

Развивающие.

- развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение, мышление.)                                                                                                                                            -- развивать связную речь.

- развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.

Воспитательные.

- воспитывать умение у детей группировать предметы по форме, величине, цвету.

- воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей деятельности. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать, что – то новое.

Тип проекта:

  • по методу – познавательно – игровой;
  • по количеству участников – групповой, дети второй младшей группы, их родители, музыкальный работник, воспитатель.
  • по продолжительности – среднесрочный (сентябрь – ноябрь 2023г.)

Актуальность:

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.

Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно на детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.

Итак, актуальна эта тема потому что:

успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;

дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;

дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.

Проблема.                                                                                                                                                                    Недостаточный уровень знаний детей о форме, величине, цвете.

                       

                                 Интеграция образовательных областей

Обеспечение проекта:

  • Материально техническое – подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, сюжетно ролевых, подвижных игр, анкеты, памятки;
  • Учебно – методическое – дидактический материал, иллюстрации, картинки, альбомы.

подбор литературного материала: книжки, песенки, сказки, стихи.

Продукт деятельности: Инсценировка сказки «По следам Колобка»

Презентация проекта: Фотоотчет проекта.

Этапы работы над проектом:

  • I этап - Организационно – проектировочный

 -создание методического обеспечения по сенсорному развитию младших дошкольников;

-изучение литературы для постановки проблемы и актуальности; 

- обсуждение темы проекта, задач с родителями;

- помещение информации в родительский уголок.

  • II этап – Основной

- реализация проекта согласно плану;

- информационная деятельность;

- беседы с родителями по теме проекта;

- пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей;

- работа с детьми.

  • III этап – Заключительный

- подведение результатов проекта.

- создание сенсорного стенда.                                                                                       - развлечение для детей инсценировка русской народной сказки «Колобок»

Планируемые результаты:

Для детей:

  • Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
  • Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
  • Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).

Для педагогов:

  • Конспекты занятий.
  • Сценарии досугов.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.
  • Консультации для родителей и педагогов.

Для родителей:

Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей.





                           Этапы реализации проекта

Мероприятие

Задачи

Ответственные

Сроки реализации мероприятия

I этап

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

 родители

1неделя сентября

2

Разработка плана реализации проекта.

Спланировать работу над проектом по этапам.

Воспитатель

 

2 – неделя сентября

3

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Создать методическое обеспечение проекта.

Воспитатель

2- неделя сентября

4

Консультации для родителей, через папки передвижки

«Сенсорное развитие детей 3-4 лет»

«Сенсорное развитие с помощью дидактических игр»

Помочь родителям понять, какое влияние оказывает сенсорное воспитание на развитие детей.

Воспитатель, родители

На протяжении проекта

5

6

Памятка для родителей «Читаем сказки детям»

Консультация для педагогов.

Сенсорное развитие детей вторая младшая группа

Привлечь родителей к постоянному чтению сказок детям.

Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитание младших дошкольников.

Воспитатель

Воспитатель

На протяжении проекта

II этап

1

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций

«Дети играют в кубики». «Составные картинки» «Овощи»

Приобщать детей рассматривать иллюстрации, сюжетные картинки по сенсорному развитию.

Воспитатель, дети

 На протяжении всего проекта

2

Игра – забава «Разноцветные воздушные шарики» «Разноцветные мячи»

Формировать знание к дидактическим играм по сеносорике.

Воспитатель, дети

 1-2 неделя сентября.

3

Игры с мозаикой: настольная, напольная.

Способствовать познавательному развитию детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Воспитатель, дети

На протяжении всего проекта

4

Чтение

Русские народные сказки.   Потешка «Петушок, петушок.»     Стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Сказка «Три медведя»

    Просмотр мультфильма «Разные  колеса»  «Колобок»

Формировать интерес    к книгам.  

                                                   

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

5

Игра на фланелеграфе «Подбери одежду мальчикам нужного размера.»

«Украсим дерево в разноцветные листочки»

Развивать зрительное восприятие, глазомер, дифференцировать предметы по одинаковой величине. цвету.

Воспитатель, дети

На протяжении всего проекта

6

Настольно – печатная дидактическая игра «Найди нужные краски.»   «Геометрическое                лото»                                      «Собери бусы» «Подбери клубки по цвету»                        «Сортировка кирпичик - кубик»

Развивать наблюдательность, восприятие цвета.

Воспитатель, дети

4- неделя октября

7

Дидактические игры.                             «Длинный - короткий».           «Вкладыши.»                «Разноцветные моточки» «Разноцветные прищепки»                     «Зашнуруй сапожок» «Чудесный мешочек» «Где круг, а где квадрат»        

Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

8

С/ролевая игра.           «Напечем оладушки для любимой бабушки».

«Едем в гости»

Обучение детей реализации игрового замысла.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

9

Продуктивная деятельность

Рисование.   «Лучики для солнышка.»  «Украсим тарелочку для Мишутки.»  «Цветные мячики.»             Лепка.                      «Зернышки для Петушка.»                                «Витамины.»    «Бусы» «Палочки» «Мандарины»

  Аппликация:

«Укрась Матрешек геометрическими фигурами»

Конструирование.

Конструктор разноцветный, настольный с круглыми деталями.

Способствовать формированию продуктивной деятельности детей.

Умение различать основные цвета, развивать мелкую моторику рук.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

10

Сенсорный тренинг «День рождения»

 Закреплять знания цветов (красный, желтый, оранжевый); побуждать называть цвета; закреплять понятия "большой", "маленький".

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

На протяжении проекта

11

Музыкально  - дидактические игры                       «Тихие и громкие звоночки»  «Послушные погремушки» «Гром и дождик»

Обогащать музыкальные впечатления детей, упражнять в развитии чувства ритма. Развивать тембровый и динамический слух.

Воспитатель, дети.

На протяжении проекта

12

Подвижные игры:

«Листопад.»           «Гуси- лебеди.»      «У медведя во бору» «Лиса в курятнике» «Зайцы и волк» «Теремок»    

Пальчиковые игры:

«Урожай», «Краски осени», «Город мастеров»

Хороводная игра: «Заинька попляши» Подражательные движения, жесты характерные животным: ходьба, бег, прыжки, (заяц, волк, медведь, лиса)

Игры – драматизации по сказкам «Теремок» «Колобок»

Игры на музыкальных инструментах      Д/и «Угадай на чем играет зайчик» «Оркестр»

Упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.

Привить детям первичные навыки в области театрального искусства.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

III этап

1

Инсценировка сказки                             «По следам Колобка»

 Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Воспитатель, дети

3– неделя ноября

 

2

Фотоотчет итогового мероприятия

Вовлечь родителей в проектную деятельность

Воспитатель

3 – неделя ноября

Результаты проекта.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

Дополнен уголок по сенсорному развитию дидактическими играми и материалами;

Приложение №1

Консультация для родителей

Сенсорное развитие детей 3-4 лет.

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

сенсорное развитие детей 2 3 лет

Лепка

Малыши любят подолгу возиться с пластилином, вылепливая различных зверюшек и предметы интерьера. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Занятие надо проводить таким образом, чтобы дети умели выполнять несложные действия, соответствующие возрасту, по заданию воспитателя. Что можно лепить из пластилина? Да все что угодно! Например, предложите ребенку самому соорудить настоящий зоопарк с множеством самых разнообразных зверей. Количество животных может ограничиваться только тем обстоятельством, насколько много или мало у вас осталось пластилина. Позвольте ребенку пофантазировать, проявить свой интерес и выразить в полной мере индивидуальность характера. По нескольким поделкам, которые ребенок изготовит собственноручно, можно судить о том, какие у него предпочтения.

Развивающие коврики

Эти игрушки относятся к типу всем известных пазл. Ребенок может буквально часами заниматься с ними. И, что самое интересное, они надолго приковывают его внимание. Сенсорное развитие детей младшего возраста начинается с подлинного интереса. Замечено, что если ребенку что-то не нравится, то его практически невозможно заставить это сделать. Маленькие дети от двух до пяти лет находятся в позиции эгоцентризма, то есть им кажется, что весь мир вращается вокруг них, а они пребывают в центре.

Чем полезны развивающие коврики? Они дают ребенку знания о целостной картине, которую от сам складывают по кусочкам. Вместе с тем развивается усидчивость, внимательность, воображение, умение доводить начатое до конца. Забавные изображения обязательно понравятся малышу, и он станет складывать такие мозаики неоднократно. Материалы ковриков чрезвычайно приятны на ощупь. Особенности развития детей в этом возрасте такие, что они приобретают навыки тогда, когда что-то яркое и красивое привлечет их внимание, поэтому малышей нужно всячески заинтересовывать различными предметами. Коврики, сделанные из гипоаллергенного материала, станут прекрасными помощниками в развитии вашего малыша.

Собирание пирамидок

Пожалуй, этот вариант является самым известным и приемлемым. Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, конечно, невозможно без наличия логических игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.

Конструкторы «Лего»

Хотя считается, что этот вид игрушек предназначен для детей как минимум с четырех-пяти лет, ограничений здесь нет. Конструкторы «Лего» - совершенно уникальная и неповторимая игра, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Если из обычного конструктора можно построить всего несколько предметов, то из «Лего» получится целый зоопарк различных зверей или дом для кукол. Вовсе не обязательно строить только то, что нарисовано на коробочке. Вполне можно дать волю фантазии и придумать свои уникальные модели. Сенсорное развитие детей 3-34лет будет идти вперед гораздо быстрее, если позволить ребенку сооружать здания и выстраивать именно те конструкции, которые хочет он сам.

Вашему ребенку обязательно понравится строить из конструктора «Лего». При первом вручении игрушки следует показать малышу, как все устроено, и построить с ним вместе хотя бы несколько предметов. Научите, покажите, как надо играть – малыш будет вам благодарен.

Рисование

Этот вид деятельности современная психологическая наука, в свою очередь, назвала арт-терапией. Преимущества ее огромныразвитие мелкой моторики, воображения, внимания, памяти. Сенсорное развитие детей 3-4 лет не может обходиться без отображения эмоций и чувств, которые накапливаются за день. А что может лучше с этим справиться, как не прорисовывание тревожащих ситуаций и отображение особенно ярких впечатлений?

Достаточно дать малышу в руки цветные карандаши и бумагу, как он с интересом станет создавать свои первые «картины». Эти замечательные «шедевры» было бы нелишним увековечить на стене или хотя бы сохранить в отдельной папке. Когда-нибудь потом, когда кроха вырастет, вам будет весьма забавно посмотреть на его первые творения. Кто знает, а вдруг его будущее связано с живописью.

Увлекательная гимнастика

Дети от природы своей обладают потрясающей гибкостью и замечательным чувством ритма. Сенсорное развитие детей 3-4 лет обязательно включает в себя занятия по физической культуре. Умение выполнять полезные упражнения, поддерживать свой организм в форме, укрепление здоровья – вот несколько самых главных критериев. Кроме того, маленькие ребятишки сами по себе достаточно подвижны, а потому с радостью освоят гимнастические упражнения, которые вы им предложите. В конце концов, движение - это жизнь!

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.

Приложение№2

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»

ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат,

треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель

сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как

надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур

- круг, квадрат, треугольник.

Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности,

умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных

цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям

большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти

цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их,

предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты

 геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель

показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом,

как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам

наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание

цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что

котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку

нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по

величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать

основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор

геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает

показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру

можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой

круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение

фантазии воспитателя. 

Таким же изображением и цветом.

  Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру

кистей рук, развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из

другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет

действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Приложение №3

Консультация для педагогов                                                                               «Сенсорное развитие детей вторая младшая группа»

Хочу рассказать Вам о сенсорном развитии детей раннего возраста. Сейчас очень мало внимания родители уделяют воспитанию детей раннего возраста. Они считают, что их ребенок еще успеет, зачем загружать ребенка, и вообще обучать ребенка должен воспитатель, по их мнению, а дома заниматься с ребенком им некогда. Но как хорошо, что таких людей единица! Многие родители с удовольствием занимаются с детьми, и я этому очень рада, ведь мы воспитатели всегда видим, как развивается ребенок и это безусловно зависит от того, занимаются ли детьми дома. Итак начнем:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений  представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Тему: «Познаем, играя» я выбрала, потому что для младшего  возраста детей восприятие является одной из главных линий умственного развития:
1. Чувственное восприятие и познание окружающей действительности осуществляется за счет включения системы анализаторов: (цвет, величина предметов, слуха (голос человека, звуки музыки, природы, осязания (воздействие предметов на тактильные и температурные рецепторы, обоняния (разнообразные запахи, вкуса (сладкое, кислое и др.)
2. Усвоение сенсорно – перцептивных действий и эталонов – длительный процесс, действенность которого предполагает активное включение детей в познание путем сравнения, установления сходства и различия предметов и объектов ближайшего окружения.
3. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается чувственный опыт ребенка, совершенствуется его восприятие, движения кисти руки и пальцев, развивается речь, мышление, внимание, память.
4. Дети быстрее всего начинают ориентироваться в величине предметов, т. к. в ближайшем окружении постоянно встречаются с большими и маленькими образцами обуви, посуды и т. д. Взрослый интонацией выделяет: «большая кровать и маленькая – маленькая кроватка» и т. д. Для облегчения ознакомления с формой он соотносит ее с различными предметами: круглое – яблоко, овальное – яичко и др. При ознакомлении с цветом взрослый предлагает детям сравнения: красный – как ягодка, зеленый – как огурец и др.
Задачи сенсорного воспитания
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети учатся изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач – выполнять собственно практические действия конструирования, рисования, лепки и т. д. Вместе с тем воспринимать и анализировать предмет, на основе которого создается, например, постройка, рисунок.
Уважаемые воспитатели  внушите эту мысль родителям, так как все начинается с семьи
– “Играйте, играйте, занимайтесь с детьми по утрам и вечерам! Ведь сенсорное (умственное) развитие – это залог успеха для становления личности сегодня, завтра и навсегда!

Приложение №4

Конспект музыкально -  сенсорного занятия с элементами ТРИЗ — технологий во второй младшей группе    

 Тема: «По следам колобка».

Цель: Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку 3-4 лет всесторонне воспринимать окружающий мир. Упражнять в развитии чувства ритма, в способности точно, ловко, выразительно двигаться.

Методы и приемы:

- Наглядный,

- Словесный,

- Практический.

Оборудование и материалы: сундучок сказок, книга «Колобок», макет деревьев «Берёзка», «Ёлка»; мультимидийная доска.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций, заучивание музыкальных игр:

«Пляска зайчиков» муз.А. Филиппенко, сл.Е.Макшанцевой.

«Вот как мы умеем» муз.Е.Тиличеевой, сл.Н.Френкель.

Упражнение: «Мишутка» сл.О.Боромыкиной.

Индивидуальная работа: Закрепить в речи, знание цветов, помочь в называние геометрических форм.  Выполнять движения под музыку в соответствии с тексом, доставить удовольствие, радость от совместных действий.

Ход НОД:

Дети вместе с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети здороваются и садятся на стульчики.

Муз.рук.: - Ребята, смотрите, что у меня есть. Это сундучок сказок. Давайте откроем и посмотрим, что там лежит.

Открывает сундучок.

Дети: - В сундучке лежит книжка.

Муз.рук.: - Как называется сказка?

Дети: - Колобок.

Муз.рук.: - Я предлагаю вам, отправиться в сказку. Но с собой я возьму только тех, кто назовёт героев сказки колобок

Дети называют: дед, бабка, заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Муз.рук.: - Молодцы. Что бы попасть в сказку, давайте произнесём волшебные слова

Дети вместе с воспитателем произносят и выполняют действие по тексту.

- Вокруг себя ты повернись и в тут же в сказке окажись.

Муз.рук.: - Вот мы и в сказке, но колобка не видно. Смотрите, следы колобка. Давайте пойдём по ним и найдём колобка. По дороге будем петь песенку веселую песенку.

Дети поют песенку «Вот как мы умеем».

Муз.рук.: - Следы нас привели к берёзке. Ребята, кто там под берёзкой сидит?

Дети: - Зайка.

Муз.рук.: - Он очень грустный. Давайте поиграем с ним и развеселим.

Дети исполняют хороводную пляску: «Пляска зайчиков».

Муз.рук.: - Зайке очень понравилась игра. Мы его развеселили. А нам пора идти дальше.

Дети вместе с воспитателем идут по следам, которые ведут к ёлке и поют песенку.

Муз.рук.: - Смотрите, кто под ёлочкой сидит?

Дети: - Волк.

Воспитатель: - Правильно. Волк злой и голодный. Его нужно накормить. Вот корзинка. Давайте посмотрим, что в ней лежит, разложив по разным корзинам: большие, поменьше и маленькие. Дети сортируют мячики по размеру.

Проводится игра: «Разложи по корзинам».

Дети продолжают идти по следам и поют песенку.

Следы заканчиваются возле домика.

Муз.рук.: - Интересно, кто в этом домике живёт?

Дети: - Медведь.

Муз.рук.: - Давайте спросим у него, куда пошёл колобок!

Дети: Медведь, куда пошёл колобок?

Воспитатель.: - Мишка покажет, куда пошёл колобок, если мы ему поможем. Он хочет нарисовать овощи, но подходящих красок у него нет.

Воспитатель показывает краски, которые есть у мишки, дети называют цвет: оранжевый, жёлтый, красный.

Затем показывает овощи, которые хочет нарисовать мишка, дети называют овощ и цвет: морковка – оранжевая, репка – жёлтая, огурец – зелёный.

Воспитатель: - Молодцы. Теперь мишка сможет нарисовать овощи.

Ребята, мишка хочет с вами поиграть.

Музыкально - пальчиковая игра: «Мишутка».

Муз.рук. - Пора нам дальше идти по следам.

Дети идут дальше и поют песню.

Дети видят лису.

Воспитатель: - Лиса хочет съесть колобка. Ему нужно помочь.

Дидактическая игра «Спрячь колобка в домик».

Цель: закреплять знания геометрических форм.

Воспитатель: - Молодцы! Хорошо справились с заданиями и смогли спрятать колобка в домике. Колобок рад, что его не съели, а нам пора возвращаться из сказки. Садитесь на стульчики. Что бы вернуться, нам нужно вспомнить, в какой мы сказке, кого мы встретили и где.

Дети называют сказку и героев, рассказывают, где с ними встретились, глядя на слайды на мультимедийной доске.

Воспитатель: - Молодцы. Мы с вами вернулись из сказки. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пойдем, расскажем другим ребятам, где мы были, кого встретил.

Приложение №5

Конспект занятия по сенсорному развитию

 во второй младшей группе  

«Веселое путешествие».

Задачи: закреплять умение называть цвета (красный, синий, зеленый), соотносить по цвету; закрепить умение различать и называть круг и квадрат; закрепить понятия много, один, ни одного, понимать вопрос «сколько?»; развивать умение различать пространственные направления и обозначать их словами на- за -, под-; упражнять в умении сравнивать два предмета по высоте. Воспитывать интерес к занятию и совместной деятельности, самостоятельность, активность.

Организационный момент.

Воспитатель берет колокольчик и звонит им, дети сразу обращают внимание и подходят, встают в круг.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

друг другу улыбнемся.

 К нам сегодня пришли гости, давайте и им подарим наши улыбки!

 От улыбок стало светлее и радостнее вокруг. (слайд приглашение).

Дети, нам из волшебного леса пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? (ответы детей). От белочки. Она приглашает нас в гости и прислал нам вот такие приглашения. (раздаю детям приглашения)
 Какого цвета у тебя приглашение?(синее) Какой фигуры? (квадрат). 
Игра «Найди пару»
 А теперь внимательно посмотрите друг на друга и найдите приглашение такого же цвета, как и у вас. Молодцы!
Ну, что, отправляемся в веселое путешествие? (слайд журчащий ручей).

Послушайте, как журчит ручей. Ручей журчит тихо.
Нужно через нее перебраться, не намочив ноги. Как это сделать? Перебираться мы будем вот по таким камешкам-фигурам. Что это за фигура? Правильно, квадрат. Сколько у меня на тарелочке? (много). Возьмите себе по одной. Все взяли? Сколько у вас камешков-квадратов? (по одной). А сколько осталось на тарелочке? (ни одной). Какого цвета? (спрашиваю каждого ребенка). Молодцы, правильно назвали все цвета. 
Мы будем строить дорожку. Я кладу квадрат синего цвета. Какого цвета квадрат я положила? (ответы детей: синего). А рядом кладу квадрат какого цвета? (ответы детей: синего). И еще один квадрат кладу какого цвета? (синего). Какого цвета получилась дорожка? (синего) Из каких фигур? (из квадратов).
А какого цвета еще остались камушки-фигуры?

  Теперь беру квадрат красного цвета. Кладу его. Где еще квадраты красного цвета? Помогайте мне, пожалуйста. (делаем дорожку по типу предыдущей). Какого цвета мы сделали дорожку? (красного). Из каких фигур? (из квадратов)
 А теперь будем делать зеленую дорожку. (предполагается деятельность детей при помощи воспитателя). Берем зеленый квадрат, рядом кладем еще один, рядом еще одни. Какого цвета мы построили дорожку? (зеленого).из каких фигур? (из квадратов).
Теперь мы можем переправляться через речку. 
Вот мы и перебрались через речку.

Ну, что же идем дальше.

Мы к лесной полянке вышли

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

Посмотрите на экран, что там появилось? Весенний лес. И кто-то там спрятался. Хотите узнать, но для этого нужно отгадать загадку. (слайд весеннего леса, белочки на пеньке).

«Хожу в пушистой шубке,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

орешки я грызу».

- Конечно же, это белка. (Появляется белка)

 Где сидит белка?

Дети: на пеньке.

Воспитатель: а белочка не одна нас встречает, а с друзьями. (слайд лисы). Посмотрите, куда спряталась лиса?

Дети: за дерево.

Воспитатель: а зайка где сидит? (слайд зайца).

Дети: под елкой.

Воспитатель: молодцы. А птичка куда села? (слайд птички).

Дети: на дерево.

Воспитатель: вот молодцы, всех нашли.

А теперь предлагаю поиграть с шишками.

1, 2, 3, 4, 5!

Будем с шишкой мы играть!  (загибают и разгибают пальчики на обеих руках).

Будем с шишкой мы играть,

Между ручками катать!  (прокатывание шишки между ладонями).

В ручку правую возьмем

И сильней ее сожмем! (сильно сжимаем в правой руке).

В ручку левую возьмем

И легонечко сожмем! (легонько сжимаем в левой руке).

Полезно для здоровья,

Ведь собраны с любовью! (катаем на тыльной стороне рук).

Они для наших деток

В корзиночке лежат. (кладут в корзинку).

1,2,3,4,5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнем

И немного отдохнем!

Ребята, давайте подарим белочке шишки. (слайд белочки)

Белка: Спасибо, ребята, за шишки! За доброту вашу я вам помогу добраться обратно в детский сад. У меня есть поезд, но его нужно починить и тогда он доставит вас в детский сад. (слайд поезда без колес и окон).

Дидактическая игра «Почини поезд».

 Ну, что, ребятки попробуем починить поезд? Чего здесь не хватает? (Колёс)

- Из чего можно сделать колёса? (Из кругов)

(На столе разложены круги и квадраты).

Какого цвета круги? Что с ними можно делать?  (Катать.)

-А чего ещё не хватает? Если ребята затрудняются ответить, спросить: а интересно ли будет ехать в вагоне, из которого ничего не видно).

- Что нужно сделать, чтобы мы могли видеть места, по которым нас повезёт поезд? (окна)

- Из чего мы можем сделать окна? (Из квадратов)

Затем по заданию воспитателя ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Воспитатель напоминает, что квадрату мешают углы, и просит детей показать их.

Ну, что же, давайте отремонтируем наш поезд и отправимся в путь.

(Дети «чинят» поезд, комментируя свои действия: круги кладут вместо колес, квадраты — вместо окошек)

Молодцы! Отправляемся в путь, становитесь за мной, я буду паровозом, а вы вагончики. Паровоз гудит «Ту-ту» (слайд шум паровоза).

А тут еще одна непредвиденная остановка. (слайд леса, елочка высокая и низкая).

  Оглянитесь вокруг и скажите, что растёт в лесу? (Деревья).

- Посмотрите. Что это? (Ёлочки.)

- Они одинаковые, как вы думаете? (Нет) Чем же они отличаются? (Одна высокая, другая низкая.)

- А как можно узнать, какая – выше, а какая – ниже? Давайте вспомним, как это можно узнать? (Надо поставить их рядом.)

- Какая ёлочка выше, а какая ниже? (Ёлочка справа выше, а слева ниже.)

Отлично! Поехали дальше. Ну, вот мы и приехали в детский сад.

 Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня вы были смышленые, добрые, находчивые.

Наше занятие подошло к концу. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой.           (Все топают ногой)

Посмотрели, улыбнулись.      (Смотрят друг на друга и улыбаются)

До свидания всем сказали.     (Все машут рукой)

Отправляемся домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация "Мир общения. Мы познаем, узнаем и понимаем".

Электронная презентация, классный час, открытое мероприятие....

Педагогическое исследование: «Духовно – нравственное и физическое воспитание человека - это возможность познать себя и помочь Отечеству»

Уважаемый читатель, эта работа  рекомендована  всем, тем, кто хочет жить полноценной жизнью, радоваться жизни, а это значит думать о завтрашнем дне. Потому, что победив лень сегодня, станешь...

Внеклассное мероприятие:"Познай себя"

Данное мероприятие помогает ребятам лучше узнать самого себя увидеть свои достоинства, развить уверенность в себе, а так же понять индивидуальные особенности других людей....

Классный час по личностному и профессиональному самоопределению «Познай себя в профессии».

Классный час по личностному и профессиональному самоопределению для студентов педагогических колледжей. Разнообразные виды деятельности, все студенты включены в работу. есть материалы тестов, рекоменд...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Познай свою профессию» для специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Данное мероприятие предназначено для знакомства студентов с бедующей профессией, развитие интереса к выбранной профессии.Тема данного внеклассного мероприятия актуальна т.к. главная цель воспитать люб...

Я познаю мир / World around us

Проект "Я познаю мир / World around us" направлен на решение проблемы - отсутствие возможности получения дополнительного образования на соответствующем уровне, путём решения задач: заинтерес...

Проект Познаем мир играя 1мл.грноябрь-май 2022-2023г

              Проект по сенсорному развитию              детей первой младшей группы. на тему...