Классный час по личностному и профессиональному самоопределению «Познай себя в профессии».
классный час на тему
Классный час по личностному и профессиональному самоопределению для студентов педагогических колледжей. Разнообразные виды деятельности, все студенты включены в работу. есть материалы тестов, рекомендации к их применению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_professionalnom_samoopredelenii_uchitel.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по личностному и профессиональному самоопределению
«Познай себя в профессии».
Слайд №1
Цель: Формирование личности будущего педагога.
Задачи: расширить представление обучающихся о профессии учителя; формировать доброе, уважительное отношения к учительскому труду; способствовать личностному и профессиональному самоопределению, расширить представление обучающихся о самопознании, саморазвитии; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать к анализу своих поступков, мыслей, к самопознанию и самосовершенствованию.
Дидактическое оснащение: тесты, карточки, интерактивная доска, видеоролики, видеопрезентация.
Ход занятия.
1. Организация начала занятия.
2. Основная часть.
Учащиеся: Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки:
Когда сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется ваша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Бессмертными идеями очерчен,
Пусть будет труд ваш честен до конца,
И вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.
И пронесут они, как эстафету,
Как память об учителе своем,
Стремленье – краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живем.
Учитель — это уникальная профессия. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день.
Учитель: Уважаемые студенты!
Почему же важна и нужна профессия учителя?
Вы сделали свой выбор – приняли решение овладеть профессией педагога. Профессией интересной, благородной творческой, но самой ответственной и самой сложной. Почему же важна и нужна профессия учителя? Попробуем найти ответ после просмотра небольшого видеоролика.
(Просмотр видеоролика «Притча о важности учителя».)
Так почему же важна и нужна профессия учителя? (ответы студентов)
Сегодня попробуем разобраться в правильности вашего выбора, увидеть себя в роли педагога.
2 слайд
Не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».
Конечно, педагогический труд должен быть любимым делом
Для того чтобы стать настоящим учителем, вам предстоит пройти долгую дорогу, а начинаете свой путь по ней вы в нашем учебном заведении.
Изменяется наша страна – изменяются и требования к педагогам. Какой же учитель нужен современной школе? (Ответы учащихся) Все они нашли отражения в документе, с выдержками из которого нас познакомит Виктория Дугина.
Слайд 3
В 2013 году нашей стране принят ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА, действие которого начнется в экспериментальном режиме 1 января 2015 года
Слайд 4
Согласно новым стандартам каждый педагог должен:
- уметь преподавать всем категориям детей: от особо одаренных до отстающих в развитии
- уметь работать с учениками, для которых русский язык не является родным, с социально-запущенными детьми
- прекрасно владеет компьютером, проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу
- разбираться в социальных сетях
- владеть иностранным языком, чтобы следить за публикациями новых научных исследований, мнений, рецензий о предмете, которые появляются в мире
Спасибо, это только минимальный набор требований к учителю. И я надеюсь, что они вас не испугают.
Современный учитель - высококлассный профессионал, владеющий своим предметом , имеющий глубокую психолого – педагогическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер – коммуникатор.
Для того, чтобы стать таким учителем, вам предстоит много работать над собой , над своей личностью.
.Сегодня мы поговорим о некоторых аспектах готовности к овладению профессией педагога, о самооценке, постараемся определить мотивацию выбора вами профессии педагога, о самооценке,
В конце классного часа попробуем сделать вывод: готовы ли вы к овладению профессией учителя и не ошиблись ли в своём выборе?
.
2. Тест «Профпригодность».
Слайд 5
Я предлагаю вам пройти тест, который поможет убедиться в правильности вашего выбора или засомневаться в нем
Необходимо ответить на 5 предложенных вопросов и посчитать количество набранных баллов.
Вопрос 1: Праздники для вас – лучшее время, чтобы…
А) Выспаться………………………………………………… 1балл
Б) Побыть в кругу семьи или с друзьями…………………… 2балла
В) Пойти на поиски приключений………………………….. 3 балла
Вопрос 2: Из трех подарков вас больше всего обрадовало бы…
А) Удочка или набор для вышивания…………………………. 1балл
Б) Коньки или лыжи……………………………………………… 2балла
В) Турпутевка или билет на интересный концерт на одного……..3 балла
Вопрос 3: Отправляться в путешествие лучше всего…
А) В одиночестве……………………………………………………. 1балл
Б) С семьей или друзьями………………………………………………2балла.
В) С незнакомой компанией………………………………………………3 балла
Вопрос 4: Что бы вы почувствовали/сделали, внезапно оказавшись в одиночестве?
А) Почувствовали бы полную свободу ото всех……………………………1балл ….
Б) Занялись бы поиском компании или интересным делом……………………2балла …
В) Ощутили бы неприкаянность, ненужность и тоску. ………………………3 балла
Вопрос 5: В свободное время вы больше всего любите.
А)Читать, играть в шахматы,сидеть в интернете,ловить рыбу, ходить в лес, мечтать.1балл
Б) Рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, рукоделием, ходить в походы, смотреть телевизор, болтать по телефону. ……………………………………2балла
В) Ходить в кино, заниматься спортом или танцами, играть в команде, участвовать в художественной самодеятельности, устраивать вечеринки……………………3 балла
слайд 6
Если вы набрали5-8 баллов
Вы тяготеете к самостоятельной деятельности. Подумайте о профессии, не требующей постоянного взаимодействия с большим количеством людей. Исследовательская деятельность, программирование, рабочие специальности (слесарь, сантехник и прочее), бухгалтерское дело подойдут вам как нельзя лучше. Обеспечьте себе покой и тишину в профессиональной сфере, и только тогда вы сможете достичь действительно значительных успехов в работе.
Если вы набрали9-12 баллов
Вы относитесь к тому типу людей, которые могут работать как в одиночестве, так и в команде. Поэтому для вас выбор профессии практически не ограничен. Просто прислушайтесь к своим желаниям и идите устраиваться на работу своей мечты.
Если вы набрали12-15 баллов Вы не сможете работать в социальной изоляции. Работа менеджера, психолога, агента по рекламе, продавца, учителя и многие другие профессии, связанные с постоянным общением, принесут вам наибольшее удовлетворение.
Как вы уже поняли. Чем большее количество баллов вы набрали, тем больше профессия учителя вам соответствует.
3. . Мотивация выбора профессии.
Слайд 7
Учитель: Во время подготовки к нашему классному часу студентами группы был проведён опрос одноклассников для определения мотивации к овладению профессией педагога. С результатами вас познакомит…………………….(фамилия, имя студента).
Учащиеся: В группе проведено анкетирование, по результатам которого сделаны следующие выводы: Среди внутренних устремлений, мотивов выбора профессии, названы такие, как любовь к детям, стать похожим на любимого школьного учителя, ощутить себя личностью, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т. д..На вопрос о том, есть ли у вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан правильно – 15 человек, а это 87 % опрошенных, ответили – да, 0 человек – нет и 3 – не вполне уверены в выборе, категорически разочарованных поступлением в колледж так же не оказалось.. Доминирующий мотив в группе – принести пользу школе, детям.
Учитель: Спасибо. Результаты показывают, что большая часть студентов группы не разочаровалась в выборе, а, значит то, о чём мы сегодня с вами говорили, должно найти у вас практическое применение.
4. Учитель- мастер и творец
Слайд 8
Одним из названных вами мотивов выбора профессии учителя было желание стать похожими на своего любимого школьного учителя, что много лет перед вашими глазами были образы замечательных педагогов. О своих впечатлениях нам расскажет
Н. Татьяна
Слайд 9
Д. Татьяна
Слайд 10
Учитель: Я очень рада, что вы с таким теплом отзываетесь о своих учителях и надеюсь, что вы уже успели оценить профессионализм, душевную теплоту преподавателей колледжа. Поверьте, это мастера своего дела, творцы человеческих душ, которые помогут вам стать настоящими учителями. Уважаемые педагоги, студенты группы хотят подарить вам песню……..
Слайд 10-а
5. Зачем нужна самооценка?
Слайд11
.
Учитель: Один из аспектов психологической готовности к овладению выбранной вами профессии – это самооценка.
Узнаем, зачем человеку нужна самооценка.
Слайд 12
Великий немецкий поэт И. В. Гёте утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
Можете ли вы в таком случае считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)
Что можно узнать о себе? (Свои физические возможности, состояние здоровья; Свои таланты, способности ( умственные, творческие); Свой характер, темперамент, волю; , Свои вкусы , привычки; Свои сильные и слабые стороны).-примерные ответы детей.
Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности.
А что это даст?
Зачем вообще нужна правильная самооценка? (Узнать призвание, выбрать профессию; Избежать ошибок и разочарований; Правильно вести себя с окружающими; Не браться за невыполнимые дела; Правильно определить цель в жизни). - примерные ответы детей.
Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать своё призвание, определить цель в жизни.
Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
А как же можно узнать человека с правильной самооценкой?
Работаем с карточками №2.
Перед вами таблицы с признаками людей с разной самооценкой. Вам надо подобрать по 4 признака к каждой самооценке.
Пожалуйста, прочитайте свои ответы и постарайтесь обосновать свой выбор.
А теперь проверьте свои ответы.
Слайд 13
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Учитель: Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. д.)
Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. д.)
Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достижениями и т. д.)
Игра: «Маска, я тебя знаю»
Слайд14
Учитель: Некоторых студентов нашей группы я заранее попросила составить самохарактеристики. С их разрешения я сейчас их зачитаю, а вы постарайтесь определить автора. (Чтение характеристик студентами).
Какие изменения вы внесли бы в эти характеристики? С чем вы согласны? Какова , по - вашему , самооценка у этих студентов? Какие советы вы можете им дать?
Слайд 15
У Дейла Карнеги есть замечательные слова: «Знаете ли вы кого-нибудь, кого вам хотелось бы переделать, исправить и усовершенствовать? Хорошо! Прекрасно! Я сам целиком стою за это. Но почему не начать с самого себя? С чисто эгоистической точки зрения это намного полезнее, чем пытаться усовершенствовать других. И к тому же намного безопаснее.»
Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. И конечно же ,кому, как не учителю, необходимо разбираться в себе, научиться правильной самооценке. Именно с познания самого себя начинается и ваш путь в профессию.
Я хочу посоветовать вам попытаться разобраться в себе и может быть кому – то что – то исправить в своей личности.
Для этого вам нужно заняться самовоспитанием.
3. Методика побуждения к самовоспитанию.
Слайд 16
Учитель: В жизни каждого может возникнуть ситуация, когда нужно быстро и самостоятельно действовать. Пусть подобное случается не каждый день, но учиться находить решения различных проблем нужно уже сейчас. Профессия учителя требует умения быстро принимать решение.
Сейчас с помощью теста «Мой запас прочности» каждый из вас сможет проверить, насколько реально высоки его готовность к внезапным изменениям в жизни, способность понимать, чувствовать новую обстановку и приспосабливаться к ней.
Перед вами двадцать пять предложений. Прочитайте их. Если прочитанное предложение, на ваш взгляд, относится к вам, помечайте его крестиком, если нет- ноликом.
Тест
- Когда я выполняю какое-либо дело, я быстро устаю.
- Я с огромным трудом сосредотачиваюсь на чём-нибудь одном.
- Я имею склонность беспокоиться по всякому поводу.
- Часто я чувствую себя так нехорошо, что тошнота подступает к горлу.
- Нередко, когда я делаю что-нибудь ответственное, мои руки прямо-таки трясутся.
- Вообще я часто волнуюсь.
- Мне частенько снятся кошмары.
- Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду.
- Мне всё время хочется тянуть в рот что-нибудь съестное. Я ужасно люблю семечки, леденцы, ириски.
- Часто бывает, что я чувствую боль в животе.
- Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть.
- Я знаю про себя, что я человек крайне раздражительный.
- Наверняка я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди.
- В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я всё время о чём-нибудь беспокоюсь.
- Жаль, конечно, что мне достаётся не так много счастья, как другим.
- По правде говоря, я довольно легко могу заплакать.
- Я терпеть не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать.
- Периодами я чувствую, что чересчур суетливо веду себя, просто на месте усидеть не могу.
- Я терпеть не могу преодолевать трудности.
- Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому.
- Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью.
- Мне всё даётся с трудом.
- Большую часть времени я нахожусь в напряжении.
- Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии.
- Трудности следует не преодолевать, а по возможности обходить или избегать их. Это моё глубокое убеждение.
Далее учитель просит подсчитать количество крестиков.
С интерпретацией полученных результатов теста вас познакомит …………………..
Первая группа: 0-5 крестиков. Если в итоге тобой набрано не больше пяти крестиков - значит , твоя готовность к внезапным неприятностям и резким изменениям в жизни порой настолько высока, что нередко ты недооцениваешь всю серьёзность новой для тебя ситуации.
Вторая группа: 6-10 крестиков. Если крестиков набралось от шести до десяти - твоя готовность к внезапным переменам и приспособляемость к ним нормальная.
Третья группа: 11-20 крестиков. Если получилось от одиннадцати до двадцати, готовность к переменам и умение быстро ориентироваться в новых условиях жизни у тебя немного низковаты.
Четвёртая группа: 21-25 крестиков. Если крестиков больше двадцати, ты имеешь склонность слишком уж сильно переживать, чрезмерно беспокоиться не только из-за чего-то серьёзного, но и по пустякам.
Вывод:
Проанализировав то, в какую группу вы попали, можно составить план работы над собой.
Первым можно посоветовать: не принимать слишком поспешных решений.
Вторым – помнить, что продуманные действия приводят к лучшему результату.
Третьим и четвёртым – справиться со своим волнением, не пугаться сложившейся ситуации.
Занимайтесь самовоспитанием – и вы сами не заметите, как станете лучше, как сделаете ещё 1 шаг на пути к тому, чтобы стать учителем.
Очень часто учителя называют мастером и творцом..Сейчас вам кажется, что время , когда и о вас так скажут где –то в далеком будущем, Но я уверяю вас, к этому надо стремиться уже сейчас. Что вы, студенты 1 курса уже можете сделать, чтобы начать свой путь к мастерству? (Ответы: учиться хорошо, не пропускать занятия, быть ответственными, беречь своё здоровье и т. д. )
Поставьте перед собой цель – стать настоящим педагогом и, я уверена, всё у вас получится.
Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд17
А сейчас я попрошу вас продолжить предложения
Уверена, что могу состояться в профессии, потому что……..
Не уверена, но буду работать над своими личностными качествами……….
Классный час мне понравился (не понравился), потому………………………………………………..
Правильная самооценка нужна для………………………………………………………………….
На классном часе я узнала, что……………………………………………………………………..
Учитель: А сейчас я хочу показать вам ещё один ролик .(Об учителе)Я попрошу вас дома подумать над этими высказываниями.
А закончить наш классный час я хочу словами
.
Учитель классный… Звание высокое неся,
Ответственность берете на себя большую.
Ни в коем случае не уронить себя,
Иначе – выбирать профессию другую.
Благодарю всех за участие в классном часе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование: «Духовно – нравственное и физическое воспитание человека - это возможность познать себя и помочь Отечеству»
Уважаемый читатель, эта работа рекомендована всем, тем, кто хочет жить полноценной жизнью, радоваться жизни, а это значит думать о завтрашнем дне. Потому, что победив лень сегодня, станешь...
Внеклассное мероприятие:"Познай себя"
Данное мероприятие помогает ребятам лучше узнать самого себя увидеть свои достоинства, развить уверенность в себе, а так же понять индивидуальные особенности других людей....
Достижение профессионального мастерства как личностный результат профессионального самоопределения в рамках реализации проекта "Путь к успеху"
Идея эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся, раюотодателей, родителей....
Классный час с психологом. hello_html_m6c36e76f.jpg Тема: «Познай себя»
Цели:акцентировать внимание студентов на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;дать возможность ...
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ "СОТВОРИ СЕБЯ САМ!" ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ МЕРЕНКОВА ВИКТОРА ИВАНОВИЧА
Целью своей педагогической деятельности я считаю выявление и поддержка юных дарований и их профессиональное ориентирование. Программа направлена на создание условий эффективного развития одаренных обу...
Программа тьюторского сопровождения профессионально самоопределения учащихся «Моя будущая профессия»
Программа тьюторского сопровождения учащихся...
Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, а также в помощь мастеру производственного обучения в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в опр...