Личные границы педагога в учебно-воспитательной работе
статья

Берникова Светлана Владимировна

Личные границы педагога в учебно-воспитательной работе
 

В практике начинающего педагога нередки ситуации, когда ученики принимают свободу самовыражения за вседозволенность, демократичность – за возможность игнорировать дисциплину, а готовность учителя оказывать помощь – за приглашение к безделью. Чтобы исключить такие моменты, необходимы правила общения и поведения. Они должны быть простыми, понятными и выполнимыми.

У каждого педагога свой стиль преподавания, свой характер и мировоззрение. Между тем пожелания к взаимодействию с учениками у всех одинаковы – всех хотелось бы готовности слушать, прилежного поведения и дисциплины на занятиях.

Крайне редко бывает так, что все эти пожелания исполняются сами собою – педагогу попадается класс, мотивированный на учебу и не требующий коррекции поведения. В большинстве случаев всё строго наоборот: в классе есть один или несколько негативных лидеров, которые создают нерабочую обстановку и дурно влияют на остальных. Чтобы добиться порядка и дисциплины, нужно проявить немало терпения и вложить много сил.

В этом помогут правила, которые являются обязательными для всего класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_granitsy_pedagoga_v_uchebno.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Личные границы педагога в учебно-воспитательной работе

В практике начинающего педагога нередки ситуации, когда ученики принимают свободу самовыражения за вседозволенность, демократичность – за возможность игнорировать дисциплину, а готовность учителя оказывать помощь – за приглашение к безделью. Чтобы исключить такие моменты, необходимы правила общения и поведения. Они должны быть простыми, понятными и выполнимыми.

У каждого педагога свой стиль преподавания, свой характер и мировоззрение. Между тем пожелания к взаимодействию с учениками у всех одинаковы – всех хотелось бы готовности слушать, прилежного поведения и дисциплины на занятиях.

Крайне редко бывает так, что все эти пожелания исполняются сами собою – педагогу попадается класс, мотивированный на учебу и не требующий коррекции поведения. В большинстве случаев всё строго наоборот: в классе есть один или несколько негативных лидеров, которые создают нерабочую обстановку и дурно влияют на остальных. Чтобы добиться порядка и дисциплины, нужно проявить немало терпения и вложить много сил.

В этом помогут правила, которые являются обязательными для всего класса.

Правило №1 Ученики уважают учителя, а учитель уважает учеников

Это первая и самая главная заповедь в общении педагога и его воспитанников. Уважение ребят к учителю выражается в следующем:

Они молчат, когда говорит учитель

Кажется простым, но современных младших школьников это крайне сложная задача. Поначалу они даже не понимают, почему от них требуют не перебивать учителя, не выкрикивать с места, не разговаривать друг с другом. У многих из них отсутствует уважение к взрослым и понимание роли педагога. Они воспринимают его, как няньку, у которой много обязанностей, но нет никаких прав. Можно было бы многое рассказать о причинах такого явления, но факт остаётся фактом – поколению Z к 7-8 годам сложно контролировать своё речевое поведение на уроках.

Приём пищи – только в столовой

С поощрения родителей часть учеников младших классов используют учебное время для приёма пищи, питья соков и других напитков. Если учитель не препятствует такому поведению, со временем это начинает казаться нормальным и для всех остальных членов класса.

Они не дёргают учителя по пустякам

Для любого педагога в современной младшей школе это больной вопрос. На уроках и переменах на него обрушивается шквал вопросов и просьб – «посмотрите, а у меня правильно?», ««а где писать, в тетради?», «а когда перемена?», «а у меня нет карандаша!», «а что сегодня будут давать в столовой? Я гречку не буду!», «а я не успеваю, можно медленнее?», «а какой урок будет следующий?» и так далее. На 99% всех этих вопросов ученики могут ответить самостоятельно, но из-за отсутствия пиетета перед взрослыми они будут задавать их, пока учитель это не оставит.

Бесцеремонность и эгоцентризм детей – беда нашего времени. Должны быть железные правила: влезать в разговор учителей – нельзя, на уроках обращаться к учителю с места, не поднимая руку – нельзя.

Учитель относится к ученикам, как к личностям

При взаимодействии с учениками важно с самого начала дать понять – обоюдное уважение ценно само по себе. Любому ребенку хочется, чтобы к нему относились серьёзно, без снисходительности, уважали его, как личность. При этом уважение не должно быть предметом торга, его нельзя использовать в качестве поощрения: это касается как учителя, так и учеников.

Правило №2 Ученики уважают друг друга

Выполнения этого правила учителю добиться сложнее, чем уважения детей. Дело в том, что школьная модель восприятия себя и своей роли в классе за последние 20-30 лет претерпела значительные изменения. Раньше дети считали свой класс большой командой, практически семьёй. Одноклассники всегда входили в ближний круг общения, класс был местом зарождения и испытания большой дружбы.

В современных классах дети могут годами (!) не знать и не запоминать имен и фамилий одноклассников, не говоря уже о личном общении. При таком уровне разобщенности, индивидуализма сложно убедить детей уважать друг друга. Сложно, но выполнимо.

Это всего два правила – но их важность невозможно переоценить: это основа конструктивного общения учителя и детей. Отсутствие внятных правил всегда приводит к взаимному недовольству и конфликтам. На самом деле дети сами хотят установления правил, хотят, чтобы взрослые (в том числе и учитель) контролировали ситуацию, а не предоставляли их самим себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа воспитания обучающихся "Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно воспитательном процессе техникума"

Данная программа позволит классным руководителям проводить работу с группой с целью создания условий  развития и самореализации творческий личности, для личностно- професионального становления ст...

Программа "Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания".

Технологии обучения на уроках истории, права и обществознания....

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДЕЛ ПЕДАГОГОВ И СОТРУДНИКОВ

В положении представлен порядок формирования, ведения, учета и хранения личных дел педагогов и сотрудников, а также порядок  выдачи личных дел во временное пользование.Данное положение предназнач...

Материалы для урока по предмету "Психология общения" "Личные границы"

Цель:Определить понятие «психологической границы» с целью выяснения своих границ и правильного разграничения во взаимодействии с другими.  Задачи:1. Определить понятие «пси...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

 Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях  рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главн...

"Рекомендации педагогам, работающим с мальчиками и девочками, по организации учебно-воспитательного процесса"

В теории и практике воспитания гендерная проблема является одной из наиболее актуальных. В презентации представлены советы по организации гендерного воспитания в системе образования....

Методическая разработка семинара-практикума на тему: «Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Методическая разработка семинара-практикума на тему:«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса&raqu...