Игра в ансамбле и его роль в воспитании пианиста
материал

Ведрова Ольга Петровна

Концертные выступления детских ансамблей, пользующиеся успехом у слушателей, способствуют приобретению у исполнителей чувства сценической свободы, что подтверждает мысль о необходимости занятий ансамблевым музицированием на уроках обучения игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_ansamble.docx10.73 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

 

Тема: Игра в ансамбле и его роль в воспитании пианиста

 

 

 

 

 

 

 

      Фортепианным ансамблем называется ансамбль пианистов, чаще – фортепианный четырехручный дуэт, в котором два человека исполняют музыкальное произведение на одном или двух инструментах. В учебной процессе практикуется также ансамблевое исполнение в составе трёх (в 6 рук) и четырёх участников (в 8 рук).

       В системе дополнительного образования ансамблевое музицирование с успехом применяется как один из способов обучения игре на фортепиано. При исполнении ансамблевого произведения очень важно научить ребенка слушать себя, партнера и играть с полным вниманием и самоконтролем. Ансамблевая игра, при которой педагог принимает на себя исполнение трудных элементов текста, а ребёнок исполняет легкую партию, заставляет играть ритмично, в определенном темпе. Нетрудные пьесы в исполнении ансамбля звучат насыщенно, и ладовая гармоническая окраска помогают ученику быстро выучить нотный текст.

   Особенностью обучения игре на фортепиано в учреждении дополнительного образования является работа с детьми разного возраста, включая и начинающих обучение подростков 12-14 лет, с которыми, к примеру, можно использовать ансамблевое музицирование для выработки навыка чтения с листа, подбирая репертуар из облегченных переложений популярных классических и современных мелодий (ученик – первая партия). Для освоения навыков гармонизации мелодии (знакомство с основными гармоническими функциями), а также для знакомства с педалью, ученику может быть предложено исполнение второй партии. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию центра музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение исполнителя.

      В результате совместного музицирования с педагогом ученик получает полное представление о музыке в целом и чувствует себя полноправным участником исполнения, испытывая моральное удовлетворение от процесса совместной игры.

Работа над фортепианным ансамблем имеет свою специфику. Исполняя свою партию, ученик учится воспринимать произведение как единое целое, хорошо ориентироваться в нотном тексте не только своей партии, но и партии второго исполнителя. Перед участниками ансамбля встают новые исполнительские задачи: синхронности при взятии и снятии звука, равновесия звучания в разделенных между партнерами удвоениях и аккордах, согласование приемов звукоизвлечения, передача голоса от партнера к партнеру, соразмерность в сочетании исполняемых разными партнерами голосов, соблюдение общности ритмического пульса и др.

    Ансамблевое музицирование не только оказывает благотворное влияние на детей в плане освоения навыков игры на фортепиано, но и формирует человеческие качества – чувство взаимного уважения, такта, партнерства. В процессе работы над ансамблевым произведением у ребёнка постепенно формируется умение слышать и ощущать «плечо» партнёра, а также чувство ответственности не только за собственное исполнение, но и за общий результат: не «Я», а «МЫ».

       Ансамблевая игра развивает чувство ритма, слуховое внимание, но более ценным является то, что именно коллективные переживания воспитывают личную ответственность в общей работе и способствуют созданию уверенности в себе во время выступлений. Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование на занятиях по обучению игры на фортепиано способно значительно повысить заинтересованность учащихся, помочь установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

  Современная система музыкального образования позволяет использовать на уроках и нестандартные формы совместного музицирования, включающие ансамбли со скрипачами, флейтистами, саксофонистами и другими инструменталистами. Это могут быть как детские камерные дуэты, так и трио, квартеты и т.д. с привлечением педагогов в качестве участников ансамбля. Старшие учащиеся могут получить навыки концертмейстерского класса, аккомпанируя юным певцам из класса сольного пения.

       Эти формы ансамблевого музицирования в процессе обучения игре на фортепиано эффективно развивают весь комплекс музыкальных способностей учащихся, знакомят подростков с особенностями звучания других инструментов и человеческого голоса, с организующим значением пианиста в этих ансамблях, формируют устойчивый интерес к занятиям музыкой, максимально способствуют удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека – потребности в общении со сверстниками.

   Таким образом, широкое использование средств ансамблевого музицирования способствует реализации принципов педагогики сотрудничества и направлено на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка.

   Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей исполнителя – музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков, в процессе чего воспитывается и формируется его художественный вкус, понимание им стиля и формы произведения. Совместное исполнение пьес расширяет музыкальный кругозор учащихся, знакомит их с симфоническими произведениями и лучшими образцами мировой музыкальной культуры.

       Концертные выступления детских ансамблей, пользующиеся успехом у слушателей, способствуют приобретению у исполнителей чувства сценической свободы, что подтверждает мысль о необходимости занятий ансамблевым музицированием на уроках обучения игре на фортепиано.

Методическая литература

  1. Соркина А.И. АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 69-70;

          URL:  https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5794


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"

Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....

«Воспитание пианиста – концертмейстера»

Воспитание концертмейсера с разносторонними напвыкам....

Методическая работа на тему "Роль позиционной игры в техническом развитии начинающих пианистов"

В методической работе отражена проблема: техническое развитие начинающих пианистов. Большое внимание уделяется конкретному применению позиционной игры в изучении гамм, затрагиваются разные вопросы пиа...

План-конспект занятия (класс гитары) "Игра в ансамбле как средство изучения простых музыкальных форм", авторская разработка учебного модуля

Занятие разработано в рамках авторского учебного модуля "Ансамблевая деятельность как средство изучения простых музыкальных форм". Данный модуль предполагает свою реализацию в рамках освоени...

Роль эстетического воспитания в развитии культуры обучающихся

Роль создания комфортной, открытой культурно-образовательной среды, основанной на лучших традициях академического  образования, для развития творческих способностей обучающихся и п...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Музыкальные занятия с умственно отсталыми обучающимися относятся к сфере эстетического воспитани...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25710675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 414px; width: 310px;"}}]]...