РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья

Петракова Наталия Викторовна

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 Музыкальные занятия с умственно отсталыми обучающимися относятся к сфере эстетического воспитания. Вокально-исполнительская деятельность, танец, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, безусловно, - важная часть всего образовательного процесса. Принято выделять в разделе по эстетическому развитию три основных направления работы: «музыкальное воспитание и театрализованная деятельность; ознакомление с художественной литературой; эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства» [6, с. 81]. Кроме этого эстетическое воспитание предполагает и коррекционную работу, которая включает «музыкальное воспитание и ритмику; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованную деятельность» [6, с. 81]. Эти принципы являются общими не только для дошкольного – младшего школьного возраста, но также и для обучающихся среднего школьного возраста. Занятия музыкой как неотъемлемая часть эстетического развития детей испытывает влияние таких научных областей, как психотерапия, специальная педагогика, специальная психология, клиника умственной отсталости и др.  Это означает, что у музыкального развития обучающихся с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников есть общие цели и задачи, потому что это эстетическая деятельность, но есть и особые, направленные на развитие, коррекцию конкретных отклонений в развитии учащихся. 

Ребенок, поступающий в образовательную организацию для умственно отсталых обучающихся, как правило, помимо нарушений познавательной деятельности имеет целый ряд сопутствующих отклонений в области речи, центральной нервной системы.  

Однако стоит обратить внимание на такие важнейшие функции познавательной деятельности, как воображение, память, мышление и внимание, отклонения в которых удается скорректировать специфическими средствами музыкального и других видов эстетического воспитания.

В развитии личности человека мотивационный компонент играет важнейшую роль: он определяет эффективность восприятия, памяти, воображения, внимания. С.Л. Рубинштейн считал, что «в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности» [3, с. 58].  Музыка, по мнению И.В. Евтушенко, обладает особыми возможностями влияния на человека: «…моделирование различных настроений становится реальным при специальном использовании средств музыки» [1, с. 51].  То есть стимулирование посредством музыкального воспитания мотивационного компонента будет способствовать коррекции отклонений в развитии высших психических функций ребенка.

Память помогает нам сохранять и передавать накопленный опыт, ориентироваться в пространстве, приобретать новые знания, мыслить. В литературе пишут, что эта высшая психическая функция «является сложно организованной деятельностью, зависящей от многих факторов: уровня познавательных процессов, мотивации, динамических процессов» [3, с. 63]. Дети с диагнозом умеренная умственная отсталость, которые обучаются и в специальном классе в школе VIII вида, нередко страдают нарушением динамики мнестической деятельности. Таким обучающимся сложно ровно запоминать и исполнять текст песни, они запоминают только, как правило, первый куплет. По данным И.Ю. Левченко, «нарушения динамики мнестической деятельности следует рассматривать… как индикатор неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости, а не как нарушение памяти в узком смысле слова. Понятие «работоспособность» включает в себя ряд аспектов, определяющих отношение к окружающему миру и к себе, способность к регуляции собственного поведения, целенаправленность собственных усилий, возможность бороться с истощаемостью и пресыщаемостью» [3, с. 63].

Мышление является важнейшей функцией человека, а нарушения мышления «являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях» [3, с. 66]. Иногда наблюдается нарушение динамики мыслительной деятельности. Обучающиеся на занятиях музыкой могут легко перевозбуждаться, слишком активно реагировать на мелодию, вопрос по содержанию музыки. Такое поведение в литературе называют нарушением лабильности: «У больных возникает повышенная «откликаемость» - чуткое реагирование на любой раздражитель, не направленный на них. Одновременно характерно появление «вплетений», т.е. введение в контекст заданий слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы. Любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности» [3, с. 71]. Приходится сталкиваться и с инертностью мышления, когда обучающимся бывает трудно переключиться на другую тему, обобщить образ, они обнаруживают «тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения» [3, с. 71]. 

Согласно современной психолого-педагогической литературе внимание – «психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте… Внимание вместе с восприятием и памятью, является так называемым предвестником мышления. Внимание характеризуется как динамическая сторона сознания» [3, с. 74]. Основные проблемы с внимание у детей с умственной отсталостью характеризуются:

-снижением устойчивости;

-уменьшением объема;

-нарушением переключаемости.

У умственно отсталых обучающихся снижается концентрация внимания, что и приводит к снижению его устойчивости. Им трудно сосредоточиться на разучивании конкретного текста песни, исполнении песни, слушании музыки и т.д. В литературе справедливо пишут, что «У больных с нездоровой психикой, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание» [3, с. 74].

Другая важная черта нарушения внимания – уменьшение объема внимания: «У умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и, особенно в малознакомых местах» [3, с. 77]. Поэтому при разборе текста песни, обсуждения поведения героев, приходится делать специальный акцент на их черты, специфические особенности (какой он? «добрый»). Педагог приводит конкретные данные, подтверждающие характеристику «добрый». Коррекции объема внимания помогает постановка танца, как индивидуального, так и коллективного. Обучающиеся учатся ориентироваться в пространстве, взаимодействовать не вербально, общаться в форме жеста.

Третья черта нарушений внимания – это трудности переключаемости внимания, когда ребенок переключается с одного вида деятельности на другой. «Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например, рисовать и рассказывать стихотворение» [3, с. 78].

Основной формой музыкального воспитания являются уроки музыки.

Внеклассная работа - дополнительная часть образовательного процесса, она призвана углублять знания, умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях по основной программе. Особо эта функция актуальна для учебных предметов, связанных с эстетическим развитием ребенка. «Среди направлений внеклассной работы художественно-эстетический блок выделяется как самостоятельный. Он призван углублять, обобщать художественно-эстетические знания учащихся. Вместе с тем он образует с процессом обучения единый неразрывный коррекционно-развивающий и воспитательный комплекс» [4, с. 155]. В специальной литературе принято делить организацию внеклассной работы на такие виды:

- культурно- досуговая общешкольная деятельность;

- индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства;

- художественно-факультативная, кружковая работа.

Культурно- досуговая общешкольная деятельность проходит обычно в форме посещения учащимися различных культурно-общественных мероприятий (театр, художественная галерея, музей и т.д.). Эта форма способствует обогащению ребенка новыми впечатлениями, созданию эмоционально благоприятного настроя.

Индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства – это индивидуальная форма работы, позволяющая уделить особое внимание тем детям, которые, к примеру, имеют отклонения, которые сильно препятствуют их общению со сверстниками (аутистические). Как правило, такие занятия организуются в тесном контакте с педагогом- психологом. 

Художественно-факультативная, кружковая работа относится к одной из наиболее распространенных форм внеклассной работы. К ней относят обычно театр, вокально-хоровую деятельность, танцевальное искусство [4, с. 63]. Театр в специальной школе дает большие возможности развить у детей воображение, мотивационный компонент, «предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей» [4, с. 157]. 

Музыка занимает важное место в рамках внеклассной работы. Занятия помимо основной программы нужны для развития эстетических чувств ребенка с умственной отсталостью. Музыкальное развитие благотворно воздействует на такие важнейшие высшие психические функции, как воображение, память, мышление, внимание и др. Обучающийся учится воспринимать метроритм, определять характер мелодии. При пении, игре на музыкальных инструментах, танце развиваются двигательная память, способность к ориентировке в пространстве, снимаются локальные мышечные зажимы, развивается речь. Ребенок, при помощи педагога постоянно представляя при исполнении песни или исполнении танца яркие, эмоционально насыщенные образы, начинает воспринимать себя   как целостную личность. «Воздействуя на слушателя мелодическими средствами и содержанием текста, песня помогает не только выразить свои чувства, но и вызвать соответствующие эмоциональные переживания, сочувствие, отклик. В этом заключается особая значимость песни для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, ритмичность, яркость сценического оформления, костюмы исполнителей очень привлекательны для умственно отсталых воспитанников» [2, с. 47].

Но не меньшее значение играет обучение игре на музыкальных инструментах, а также и слушание музыки. В специальных коррекционных школах VIII вида программа по музыке не предусматривает занятий с ребенком по принципу музыкальной школы (то есть углубленное изучение игры на каком-либо инструменте). Однако, внеклассная работа позволяет дополнить и расширить работу детей с музыкальными инструментами. «Игре на музыкальных инструментах должно уделяться особое внимание, так как именно музыкальное исполнительство повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, эмоциональному реагированию, воспитывает навыки коллективной деятельности» [2, с. 48], - пишет И.В. Евтушенко. Такие занятия во многом носят игровую направленность. В практике образовательных организаций для умственно отсталых обучающихся широко используются (ударные, бубны, ксилофоны, ложки, трещотки), духовые (дудки) инструменты, то есть те, которые способны дать четкий ритмический рисунок, необычные, не похожие на бытовые звуки, которые легко превращаются в мелодию. Поэтому, если подобрать для учащихся интересные, действенные задания (шумовой оркестр, например, исполняющий какую-либо простую мелодию, возможно, под ведущее фортепиано, гитару педагога), то дети охотно включаются в игру.  В этих занятиях развивает мелкая моторика, память, внимание, тренируется дыхание, воспитывается чувство ритма.

По мнению И.В. Евтушенко, «основой музыкального восприятия ребенка является направленность на мелодию» [2, с. 48].  Но обучающиеся воспринимают ее вместе с ритмом, тембром, гармоническим строением, что «обусловлено единством музыкального мышления» [2, с. 48].  Также в научно-педагогической литературе (Б.В. Афанасьев, И.В. Евтушенко) указано, что наиболее благотворным является не пассивное слушание музыки, а включение ученика в сотворчество, «специфический вид музыкальной деятельности, способствующий развитию и совершенствованию личности» [2, с. 48].  Прослушивание ребятами классического или народного музыкального произведения в записи или в живом исполнении должно быть подготовлено педагогом. Текст песни нужно разобрать с детьми: объяснить непонятные слова, но главное – активизировать обучающихся, добиться, чтобы дети задействовали свое воображение, создали образ, представили происходящее в песне. Классическая музыка легче понимается детьми, если они осознали характер, темп, инструменты, представили с помощью педагога яркие образы, ассоциативно связанные с этим произведением. Такая активная деятельность помогает вовлечь ребенка в эстетическую работу, повысить работоспособность, интерес, что усилит память, создаст положительный эмоциональный фон.

Помимо вокально-исполнительского искусства, слушания и игры на музыкальных инструментах внеклассная музыкальная работа должна включать, на наш взгляд, двигательную активность. «Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты» [5, с. 171], - пишет Г.Р. Шашкина. Эти рассуждения ученого можно отнести и к постановке танца, который включает целый комплекс действий, которые помогают эстетическому развитию умственно отсталого ребенка.  Выделенные И.В. Евтушенко три фазы формирования вокальных навыков у умственно отсталых детей можно применить и для формирования танцевальных умений.

Учащиеся при подготовке танца многократно прослушивают мелодию, определяя ее характер, ритм и так далее. Затем вместе со всем коллективом обучающихся, а также с каждым исполнителем определяются сюжет, дается характеристика главного героя. В работе используется демонстрационный материал (карточки с изображением цветов, реки, фонтана; видеоизображение со «смартфона», имеющего хорошее качество картинки и интересное детям).  Эта вторая фаза называется «знакомством с используемыми в произведении средствами музыкальной выразительности, жанрами, названиями музыкальных инструментов» [1, с. 56].

Когда обучающиеся начинают разучивать движения, осуществляют совместную деятельность на сцене в коллективе, им предстоит соединить образы, после прослушивания мелодии, с танцевальным рисунком. Эта обычно сложная задача облегчается, когда ребятам объясняешь «походку пирата», «как летят на ветру цветы», то есть находишь конкретные яркие движения, близкие юным исполнителям. На этом этапе происходит «определение, как с помощью конкретных средств музыкальной выразительности создан музыкальный образ» [1, с. 56].

Таким образом, музыкальные занятия как очень важная часть эстетического воспитания способствуют коррекции и развитию таких процессов, как:

- у детей складываются музыкальные представления о характере мелодии, жанре музыкального произведения, расширяется кругозор;

- развивается эмоциональная сфера, появляется интерес, дети становятся более отзывчивыми на музыку. При занятиях танцем, хоровым пением юные исполнители учатся помогать, сочувствовать друг другу;

-  ребенок лучше понимает себя как личность, целое, осознавая себя в движении, пении, слушании музыки, представлении разных образов, что улучшает его «положительную мотивацию поведения» [1, с. 52].

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2015 - 142 с.

2. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М.: Академия, 2017.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология (Теория и практика). Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных учреждений. М.: Академия, 2015.

4. Левченко И. Ю., Медведева Е. А., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательство «Академия/Academia», 2015.

5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2016.

6. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 Музыкальные занятия с умственно отсталыми обучающимися относятся к сфере эстетического воспитания. Вокально-исполнительская деятельность, танец, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, безусловно, - важная часть всего образовательного процесса. Принято выделять в разделе по эстетическому развитию три основных направления работы: «музыкальное воспитание и театрализованная деятельность; ознакомление с художественной литературой; эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства» [6, с. 81]. Кроме этого эстетическое воспитание предполагает и коррекционную работу, которая включает «музыкальное воспитание и ритмику; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованную деятельность» [6, с. 81]. Эти принципы являются общими не только для дошкольного – младшего школьного возраста, но также и для обучающихся среднего школьного возраста. Занятия музыкой как неотъемлемая часть эстетического развития детей испытывает влияние таких научных областей, как психотерапия, специальная педагогика, специальная психология, клиника умственной отсталости и др.  Это означает, что у музыкального развития обучающихся с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников есть общие цели и задачи, потому что это эстетическая деятельность, но есть и особые, направленные на развитие, коррекцию конкретных отклонений в развитии учащихся.  

Ребенок, поступающий в образовательную организацию для умственно отсталых обучающихся, как правило, помимо нарушений познавательной деятельности имеет целый ряд сопутствующих отклонений в области речи, центральной нервной системы.  

Однако стоит обратить внимание на такие важнейшие функции познавательной деятельности, как воображение, память, мышление и внимание, отклонения в которых удается скорректировать специфическими средствами музыкального и других видов эстетического воспитания.

В развитии личности человека мотивационный компонент играет важнейшую роль: он определяет эффективность восприятия, памяти, воображения, внимания. С.Л. Рубинштейн считал, что «в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности» [3, с. 58].  Музыка, по мнению И.В. Евтушенко, обладает особыми возможностями влияния на человека: «…моделирование различных настроений становится реальным при специальном использовании средств музыки» [1, с. 51].  То есть стимулирование посредством музыкального воспитания мотивационного компонента будет способствовать коррекции отклонений в развитии высших психических функций ребенка.

Память помогает нам сохранять и передавать накопленный опыт, ориентироваться в пространстве, приобретать новые знания, мыслить. В литературе пишут, что эта высшая психическая функция «является сложно организованной деятельностью, зависящей от многих факторов: уровня познавательных процессов, мотивации, динамических процессов» [3, с. 63]. Дети с диагнозом умеренная умственная отсталость, которые обучаются и в специальном классе в школе VIII вида, нередко страдают нарушением динамики мнестической деятельности. Таким обучающимся сложно ровно запоминать и исполнять текст песни, они запоминают только, как правило, первый куплет. По данным И.Ю. Левченко, «нарушения динамики мнестической деятельности следует рассматривать… как индикатор неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости, а не как нарушение памяти в узком смысле слова. Понятие «работоспособность» включает в себя ряд аспектов, определяющих отношение к окружающему миру и к себе, способность к регуляции собственного поведения, целенаправленность собственных усилий, возможность бороться с истощаемостью и пресыщаемостью» [3, с. 63].

Мышление является важнейшей функцией человека, а нарушения мышления «являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях» [3, с. 66]. Иногда наблюдается нарушение динамики мыслительной деятельности. Обучающиеся на занятиях музыкой могут легко перевозбуждаться, слишком активно реагировать на мелодию, вопрос по содержанию музыки. Такое поведение в литературе называют нарушением лабильности: «У больных возникает повышенная «откликаемость» - чуткое реагирование на любой раздражитель, не направленный на них. Одновременно характерно появление «вплетений», т.е. введение в контекст заданий слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы. Любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности» [3, с. 71]. Приходится сталкиваться и с инертностью мышления, когда обучающимся бывает трудно переключиться на другую тему, обобщить образ, они обнаруживают «тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения» [3, с. 71].  

Согласно современной психолого-педагогической литературе внимание – «психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте… Внимание вместе с восприятием и памятью, является так называемым предвестником мышления. Внимание характеризуется как динамическая сторона сознания» [3, с. 74]. Основные проблемы с внимание у детей с умственной отсталостью характеризуются:

-снижением устойчивости;

-уменьшением объема;

-нарушением переключаемости.

У умственно отсталых обучающихся снижается концентрация внимания, что и приводит к снижению его устойчивости. Им трудно сосредоточиться на разучивании конкретного текста песни, исполнении песни, слушании музыки и т.д. В литературе справедливо пишут, что «У больных с нездоровой психикой, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание» [3, с. 74].

Другая важная черта нарушения внимания – уменьшение объема внимания: «У умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и, особенно в малознакомых местах» [3, с. 77]. Поэтому при разборе текста песни, обсуждения поведения героев, приходится делать специальный акцент на их черты, специфические особенности (какой он? «добрый»). Педагог приводит конкретные данные, подтверждающие характеристику «добрый». Коррекции объема внимания помогает постановка танца, как индивидуального, так и коллективного. Обучающиеся учатся ориентироваться в пространстве, взаимодействовать не вербально, общаться в форме жеста.

Третья черта нарушений внимания – это трудности переключаемости внимания, когда ребенок переключается с одного вида деятельности на другой. «Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например, рисовать и рассказывать стихотворение» [3, с. 78].

Основной формой музыкального воспитания являются уроки музыки.

Внеклассная работа - дополнительная часть образовательного процесса, она призвана углублять знания, умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях по основной программе. Особо эта функция актуальна для учебных предметов, связанных с эстетическим развитием ребенка. «Среди направлений внеклассной работы художественно-эстетический блок выделяется как самостоятельный. Он призван углублять, обобщать художественно-эстетические знания учащихся. Вместе с тем он образует с процессом обучения единый неразрывный коррекционно-развивающий и воспитательный комплекс» [4, с. 155]. В специальной литературе принято делить организацию внеклассной работы на такие виды:

- культурно- досуговая общешкольная деятельность;

- индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства;

- художественно-факультативная, кружковая работа.

Культурно- досуговая общешкольная деятельность проходит обычно в форме посещения учащимися различных культурно-общественных мероприятий (театр, художественная галерея, музей и т.д.). Эта форма способствует обогащению ребенка новыми впечатлениями, созданию эмоционально благоприятного настроя.

Индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства – это индивидуальная форма работы, позволяющая уделить особое внимание тем детям, которые, к примеру, имеют отклонения, которые сильно препятствуют их общению со сверстниками (аутистические). Как правило, такие занятия организуются в тесном контакте с педагогом- психологом.  

Художественно-факультативная, кружковая работа относится к одной из наиболее распространенных форм внеклассной работы. К ней относят обычно театр, вокально-хоровую деятельность, танцевальное искусство [4, с. 63]. Театр в специальной школе дает большие возможности развить у детей воображение, мотивационный компонент, «предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей» [4, с. 157].  

Музыка занимает важное место в рамках внеклассной работы. Занятия помимо основной программы нужны для развития эстетических чувств ребенка с умственной отсталостью. Музыкальное развитие благотворно воздействует на такие важнейшие высшие психические функции, как воображение, память, мышление, внимание и др. Обучающийся учится воспринимать метроритм, определять характер мелодии. При пении, игре на музыкальных инструментах, танце развиваются двигательная память, способность к ориентировке в пространстве, снимаются локальные мышечные зажимы, развивается речь. Ребенок, при помощи педагога постоянно представляя при исполнении песни или исполнении танца яркие, эмоционально насыщенные образы, начинает воспринимать себя   как целостную личность. «Воздействуя на слушателя мелодическими средствами и содержанием текста, песня помогает не только выразить свои чувства, но и вызвать соответствующие эмоциональные переживания, сочувствие, отклик. В этом заключается особая значимость песни для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, ритмичность, яркость сценического оформления, костюмы исполнителей очень привлекательны для умственно отсталых воспитанников» [2, с. 47].

Но не меньшее значение играет обучение игре на музыкальных инструментах, а также и слушание музыки. В специальных коррекционных школах VIII вида программа по музыке не предусматривает занятий с ребенком по принципу музыкальной школы (то есть углубленное изучение игры на каком-либо инструменте). Однако, внеклассная работа позволяет дополнить и расширить работу детей с музыкальными инструментами. «Игре на музыкальных инструментах должно уделяться особое внимание, так как именно музыкальное исполнительство повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, эмоциональному реагированию, воспитывает навыки коллективной деятельности» [2, с. 48], - пишет И.В. Евтушенко. Такие занятия во многом носят игровую направленность. В практике образовательных организаций для умственно отсталых обучающихся широко используются (ударные, бубны, ксилофоны, ложки, трещотки), духовые (дудки) инструменты, то есть те, которые способны дать четкий ритмический рисунок, необычные, не похожие на бытовые звуки, которые легко превращаются в мелодию. Поэтому, если подобрать для учащихся интересные, действенные задания (шумовой оркестр, например, исполняющий какую-либо простую мелодию, возможно, под ведущее фортепиано, гитару педагога), то дети охотно включаются в игру.  В этих занятиях развивает мелкая моторика, память, внимание, тренируется дыхание, воспитывается чувство ритма.

По мнению И.В. Евтушенко, «основой музыкального восприятия ребенка является направленность на мелодию» [2, с. 48].  Но обучающиеся воспринимают ее вместе с ритмом, тембром, гармоническим строением, что «обусловлено единством музыкального мышления» [2, с. 48].  Также в научно-педагогической литературе (Б.В. Афанасьев, И.В. Евтушенко) указано, что наиболее благотворным является не пассивное слушание музыки, а включение ученика в сотворчество, «специфический вид музыкальной деятельности, способствующий развитию и совершенствованию личности» [2, с. 48].  Прослушивание ребятами классического или народного музыкального произведения в записи или в живом исполнении должно быть подготовлено педагогом. Текст песни нужно разобрать с детьми: объяснить непонятные слова, но главное – активизировать обучающихся, добиться, чтобы дети задействовали свое воображение, создали образ, представили происходящее в песне. Классическая музыка легче понимается детьми, если они осознали характер, темп, инструменты, представили с помощью педагога яркие образы, ассоциативно связанные с этим произведением. Такая активная деятельность помогает вовлечь ребенка в эстетическую работу, повысить работоспособность, интерес, что усилит память, создаст положительный эмоциональный фон.

Помимо вокально-исполнительского искусства, слушания и игры на музыкальных инструментах внеклассная музыкальная работа должна включать, на наш взгляд, двигательную активность. «Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты» [5, с. 171], - пишет Г.Р. Шашкина. Эти рассуждения ученого можно отнести и к постановке танца, который включает целый комплекс действий, которые помогают эстетическому развитию умственно отсталого ребенка.  Выделенные И.В. Евтушенко три фазы формирования вокальных навыков у умственно отсталых детей можно применить и для формирования танцевальных умений.

Учащиеся при подготовке танца многократно прослушивают мелодию, определяя ее характер, ритм и так далее. Затем вместе со всем коллективом обучающихся, а также с каждым исполнителем определяются сюжет, дается характеристика главного героя. В работе используется демонстрационный материал (карточки с изображением цветов, реки, фонтана; видеоизображение со «смартфона», имеющего хорошее качество картинки и интересное детям).  Эта вторая фаза называется «знакомством с используемыми в произведении средствами музыкальной выразительности, жанрами, названиями музыкальных инструментов» [1, с. 56].

Когда обучающиеся начинают разучивать движения, осуществляют совместную деятельность на сцене в коллективе, им предстоит соединить образы, после прослушивания мелодии, с танцевальным рисунком. Эта обычно сложная задача облегчается, когда ребятам объясняешь «походку пирата», «как летят на ветру цветы», то есть находишь конкретные яркие движения, близкие юным исполнителям. На этом этапе происходит «определение, как с помощью конкретных средств музыкальной выразительности создан музыкальный образ» [1, с. 56].

Таким образом, музыкальные занятия как очень важная часть эстетического воспитания способствуют коррекции и развитию таких процессов, как:

- у детей складываются музыкальные представления о характере мелодии, жанре музыкального произведения, расширяется кругозор;

- развивается эмоциональная сфера, появляется интерес, дети становятся более отзывчивыми на музыку. При занятиях танцем, хоровым пением юные исполнители учатся помогать, сочувствовать друг другу;

-  ребенок лучше понимает себя как личность, целое, осознавая себя в движении, пении, слушании музыки, представлении разных образов, что улучшает его «положительную мотивацию поведения» [1, с. 52].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2015 - 142 с.

2. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М.: Академия, 2017.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология (Теория и практика). Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных учреждений. М.: Академия, 2015.

4. Левченко И. Ю., Медведева Е. А., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательство «Академия/Academia», 2015.

5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2016.

6. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Издательский центр «Академия», 2015.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 Музыкальные занятия с умственно отсталыми обучающимися относятся к сфере эстетического воспитания. Вокально-исполнительская деятельность, танец, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, безусловно, - важная часть всего образовательного процесса. Принято выделять в разделе по эстетическому развитию три основных направления работы: «музыкальное воспитание и театрализованная деятельность; ознакомление с художественной литературой; эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства» [6, с. 81]. Кроме этого эстетическое воспитание предполагает и коррекционную работу, которая включает «музыкальное воспитание и ритмику; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованную деятельность» [6, с. 81]. Эти принципы являются общими не только для дошкольного – младшего школьного возраста, но также и для обучающихся среднего школьного возраста. Занятия музыкой как неотъемлемая часть эстетического развития детей испытывает влияние таких научных областей, как психотерапия, специальная педагогика, специальная психология, клиника умственной отсталости и др.  Это означает, что у музыкального развития обучающихся с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников есть общие цели и задачи, потому что это эстетическая деятельность, но есть и особые, направленные на развитие, коррекцию конкретных отклонений в развитии учащихся.  

Ребенок, поступающий в образовательную организацию для умственно отсталых обучающихся, как правило, помимо нарушений познавательной деятельности имеет целый ряд сопутствующих отклонений в области речи, центральной нервной системы.  

Однако стоит обратить внимание на такие важнейшие функции познавательной деятельности, как воображение, память, мышление и внимание, отклонения в которых удается скорректировать специфическими средствами музыкального и других видов эстетического воспитания.

В развитии личности человека мотивационный компонент играет важнейшую роль: он определяет эффективность восприятия, памяти, воображения, внимания. С.Л. Рубинштейн считал, что «в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности» [3, с. 58].  Музыка, по мнению И.В. Евтушенко, обладает особыми возможностями влияния на человека: «…моделирование различных настроений становится реальным при специальном использовании средств музыки» [1, с. 51].  То есть стимулирование посредством музыкального воспитания мотивационного компонента будет способствовать коррекции отклонений в развитии высших психических функций ребенка.

Память помогает нам сохранять и передавать накопленный опыт, ориентироваться в пространстве, приобретать новые знания, мыслить. В литературе пишут, что эта высшая психическая функция «является сложно организованной деятельностью, зависящей от многих факторов: уровня познавательных процессов, мотивации, динамических процессов» [3, с. 63]. Дети с диагнозом умеренная умственная отсталость, которые обучаются и в специальном классе в школе VIII вида, нередко страдают нарушением динамики мнестической деятельности. Таким обучающимся сложно ровно запоминать и исполнять текст песни, они запоминают только, как правило, первый куплет. По данным И.Ю. Левченко, «нарушения динамики мнестической деятельности следует рассматривать… как индикатор неустойчивости умственной работоспособности, ее истощаемости, а не как нарушение памяти в узком смысле слова. Понятие «работоспособность» включает в себя ряд аспектов, определяющих отношение к окружающему миру и к себе, способность к регуляции собственного поведения, целенаправленность собственных усилий, возможность бороться с истощаемостью и пресыщаемостью» [3, с. 63].

Мышление является важнейшей функцией человека, а нарушения мышления «являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях» [3, с. 66]. Иногда наблюдается нарушение динамики мыслительной деятельности. Обучающиеся на занятиях музыкой могут легко перевозбуждаться, слишком активно реагировать на мелодию, вопрос по содержанию музыки. Такое поведение в литературе называют нарушением лабильности: «У больных возникает повышенная «откликаемость» - чуткое реагирование на любой раздражитель, не направленный на них. Одновременно характерно появление «вплетений», т.е. введение в контекст заданий слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы. Любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности» [3, с. 71]. Приходится сталкиваться и с инертностью мышления, когда обучающимся бывает трудно переключиться на другую тему, обобщить образ, они обнаруживают «тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения» [3, с. 71].  

Согласно современной психолого-педагогической литературе внимание – «психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте… Внимание вместе с восприятием и памятью, является так называемым предвестником мышления. Внимание характеризуется как динамическая сторона сознания» [3, с. 74]. Основные проблемы с внимание у детей с умственной отсталостью характеризуются:

-снижением устойчивости;

-уменьшением объема;

-нарушением переключаемости.

У умственно отсталых обучающихся снижается концентрация внимания, что и приводит к снижению его устойчивости. Им трудно сосредоточиться на разучивании конкретного текста песни, исполнении песни, слушании музыки и т.д. В литературе справедливо пишут, что «У больных с нездоровой психикой, как правило, нарушено и зрительное, и слуховое внимание» [3, с. 74].

Другая важная черта нарушения внимания – уменьшение объема внимания: «У умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и, особенно в малознакомых местах» [3, с. 77]. Поэтому при разборе текста песни, обсуждения поведения героев, приходится делать специальный акцент на их черты, специфические особенности (какой он? «добрый»). Педагог приводит конкретные данные, подтверждающие характеристику «добрый». Коррекции объема внимания помогает постановка танца, как индивидуального, так и коллективного. Обучающиеся учатся ориентироваться в пространстве, взаимодействовать не вербально, общаться в форме жеста.

Третья черта нарушений внимания – это трудности переключаемости внимания, когда ребенок переключается с одного вида деятельности на другой. «Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например, рисовать и рассказывать стихотворение» [3, с. 78].

Основной формой музыкального воспитания являются уроки музыки.

Внеклассная работа - дополнительная часть образовательного процесса, она призвана углублять знания, умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях по основной программе. Особо эта функция актуальна для учебных предметов, связанных с эстетическим развитием ребенка. «Среди направлений внеклассной работы художественно-эстетический блок выделяется как самостоятельный. Он призван углублять, обобщать художественно-эстетические знания учащихся. Вместе с тем он образует с процессом обучения единый неразрывный коррекционно-развивающий и воспитательный комплекс» [4, с. 155]. В специальной литературе принято делить организацию внеклассной работы на такие виды:

- культурно- досуговая общешкольная деятельность;

- индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства;

- художественно-факультативная, кружковая работа.

Культурно- досуговая общешкольная деятельность проходит обычно в форме посещения учащимися различных культурно-общественных мероприятий (театр, художественная галерея, музей и т.д.). Эта форма способствует обогащению ребенка новыми впечатлениями, созданию эмоционально благоприятного настроя.

Индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства – это индивидуальная форма работы, позволяющая уделить особое внимание тем детям, которые, к примеру, имеют отклонения, которые сильно препятствуют их общению со сверстниками (аутистические). Как правило, такие занятия организуются в тесном контакте с педагогом- психологом.  

Художественно-факультативная, кружковая работа относится к одной из наиболее распространенных форм внеклассной работы. К ней относят обычно театр, вокально-хоровую деятельность, танцевальное искусство [4, с. 63]. Театр в специальной школе дает большие возможности развить у детей воображение, мотивационный компонент, «предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей» [4, с. 157].  

Музыка занимает важное место в рамках внеклассной работы. Занятия помимо основной программы нужны для развития эстетических чувств ребенка с умственной отсталостью. Музыкальное развитие благотворно воздействует на такие важнейшие высшие психические функции, как воображение, память, мышление, внимание и др. Обучающийся учится воспринимать метроритм, определять характер мелодии. При пении, игре на музыкальных инструментах, танце развиваются двигательная память, способность к ориентировке в пространстве, снимаются локальные мышечные зажимы, развивается речь. Ребенок, при помощи педагога постоянно представляя при исполнении песни или исполнении танца яркие, эмоционально насыщенные образы, начинает воспринимать себя   как целостную личность. «Воздействуя на слушателя мелодическими средствами и содержанием текста, песня помогает не только выразить свои чувства, но и вызвать соответствующие эмоциональные переживания, сочувствие, отклик. В этом заключается особая значимость песни для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, ритмичность, яркость сценического оформления, костюмы исполнителей очень привлекательны для умственно отсталых воспитанников» [2, с. 47].

Но не меньшее значение играет обучение игре на музыкальных инструментах, а также и слушание музыки. В специальных коррекционных школах VIII вида программа по музыке не предусматривает занятий с ребенком по принципу музыкальной школы (то есть углубленное изучение игры на каком-либо инструменте). Однако, внеклассная работа позволяет дополнить и расширить работу детей с музыкальными инструментами. «Игре на музыкальных инструментах должно уделяться особое внимание, так как именно музыкальное исполнительство повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, эмоциональному реагированию, воспитывает навыки коллективной деятельности» [2, с. 48], - пишет И.В. Евтушенко. Такие занятия во многом носят игровую направленность. В практике образовательных организаций для умственно отсталых обучающихся широко используются (ударные, бубны, ксилофоны, ложки, трещотки), духовые (дудки) инструменты, то есть те, которые способны дать четкий ритмический рисунок, необычные, не похожие на бытовые звуки, которые легко превращаются в мелодию. Поэтому, если подобрать для учащихся интересные, действенные задания (шумовой оркестр, например, исполняющий какую-либо простую мелодию, возможно, под ведущее фортепиано, гитару педагога), то дети охотно включаются в игру.  В этих занятиях развивает мелкая моторика, память, внимание, тренируется дыхание, воспитывается чувство ритма.

По мнению И.В. Евтушенко, «основой музыкального восприятия ребенка является направленность на мелодию» [2, с. 48].  Но обучающиеся воспринимают ее вместе с ритмом, тембром, гармоническим строением, что «обусловлено единством музыкального мышления» [2, с. 48].  Также в научно-педагогической литературе (Б.В. Афанасьев, И.В. Евтушенко) указано, что наиболее благотворным является не пассивное слушание музыки, а включение ученика в сотворчество, «специфический вид музыкальной деятельности, способствующий развитию и совершенствованию личности» [2, с. 48].  Прослушивание ребятами классического или народного музыкального произведения в записи или в живом исполнении должно быть подготовлено педагогом. Текст песни нужно разобрать с детьми: объяснить непонятные слова, но главное – активизировать обучающихся, добиться, чтобы дети задействовали свое воображение, создали образ, представили происходящее в песне. Классическая музыка легче понимается детьми, если они осознали характер, темп, инструменты, представили с помощью педагога яркие образы, ассоциативно связанные с этим произведением. Такая активная деятельность помогает вовлечь ребенка в эстетическую работу, повысить работоспособность, интерес, что усилит память, создаст положительный эмоциональный фон.

Помимо вокально-исполнительского искусства, слушания и игры на музыкальных инструментах внеклассная музыкальная работа должна включать, на наш взгляд, двигательную активность. «Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты» [5, с. 171], - пишет Г.Р. Шашкина. Эти рассуждения ученого можно отнести и к постановке танца, который включает целый комплекс действий, которые помогают эстетическому развитию умственно отсталого ребенка.  Выделенные И.В. Евтушенко три фазы формирования вокальных навыков у умственно отсталых детей можно применить и для формирования танцевальных умений.

Учащиеся при подготовке танца многократно прослушивают мелодию, определяя ее характер, ритм и так далее. Затем вместе со всем коллективом обучающихся, а также с каждым исполнителем определяются сюжет, дается характеристика главного героя. В работе используется демонстрационный материал (карточки с изображением цветов, реки, фонтана; видеоизображение со «смартфона», имеющего хорошее качество картинки и интересное детям).  Эта вторая фаза называется «знакомством с используемыми в произведении средствами музыкальной выразительности, жанрами, названиями музыкальных инструментов» [1, с. 56].

Когда обучающиеся начинают разучивать движения, осуществляют совместную деятельность на сцене в коллективе, им предстоит соединить образы, после прослушивания мелодии, с танцевальным рисунком. Эта обычно сложная задача облегчается, когда ребятам объясняешь «походку пирата», «как летят на ветру цветы», то есть находишь конкретные яркие движения, близкие юным исполнителям. На этом этапе происходит «определение, как с помощью конкретных средств музыкальной выразительности создан музыкальный образ» [1, с. 56].

Таким образом, музыкальные занятия как очень важная часть эстетического воспитания способствуют коррекции и развитию таких процессов, как:

- у детей складываются музыкальные представления о характере мелодии, жанре музыкального произведения, расширяется кругозор;

- развивается эмоциональная сфера, появляется интерес, дети становятся более отзывчивыми на музыку. При занятиях танцем, хоровым пением юные исполнители учатся помогать, сочувствовать друг другу;

-  ребенок лучше понимает себя как личность, целое, осознавая себя в движении, пении, слушании музыки, представлении разных образов, что улучшает его «положительную мотивацию поведения» [1, с. 52].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2015 - 142 с.

2. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М.: Академия, 2017.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология (Теория и практика). Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных учреждений. М.: Академия, 2015.

4. Левченко И. Ю., Медведева Е. А., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательство «Академия/Academia», 2015.

5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2016.

6. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Издательский центр «Академия», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА Нарушение интеллекта ребенка существенно изменяет ход психофизического развития. Отклонения в развитии моторики ум...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25710675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 414px; width: 310px;"}}]]...

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возрастаАвтор: Петракова Наталья ВикторовнаОрганизация: ЦССВ им. Россоли...

Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 класса по теме "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"

Конспект урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 7 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по теме "Умножение и дел...

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой степени, осложненные РАС.

Практические аспекты в работе с обучающимися, имеющие интеллектуальные нарушения легкой  степени, осложненные РАС....

Система оценивания обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения в коррекционной школе 8 вида

В системе специальной (коррекционной) школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Валентина Васильевна Воронкова   считает, что оценка знаний учащихся коррекционной шк...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по развитию коммуникативных компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития и направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным...