План-конспект занятия (класс гитары) "Игра в ансамбле как средство изучения простых музыкальных форм", авторская разработка учебного модуля
методическая разработка на тему
Занятие разработано в рамках авторского учебного модуля "Ансамблевая деятельность как средство изучения простых музыкальных форм". Данный модуль предполагает свою реализацию в рамках освоения основной образовательной программы предпрофессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, в том числе за счет вариативной части, предусмотренной для углубления и расширения подготовки обучающихся, определямой содержанием обязательной части. Урок-введение в тему, знакомство с понятием "музыкальная форма".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект "игра в ансамбле как средство изучения музыкальных форм" | 67.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
План-конспект занятия
по специальному инструменту (гитара классическая)
в условиях предпрофессиональной подготовки учащегося в соответствии с требованиями ФГТ
в МКУДО ДШИ
ИГРА В АНСАМБЛЕ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ
ПРОСТЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ
Разработал: Мурашев Юрий Игоревич
Педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория
Проверил: Голощапова В.В., заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Жигалово, 2017
Тема занятия: Введение. Знакомство с понятием «музыкальная форма» на примере анализа ансамблевых пьес.
Дата проведения: 24.10.17.
Состав учебной группы: 1 ученик – Руслан А., 2-ой класс музыкальной школы (возраст – 11лет).
Цель учебного занятия: познакомить учащегося с понятием «музыкальная форма», заложить теоретические знания основ формообразования в музыке.
Задачи:
Образовательные (обучающие): 1) уточнить понятие – музыкальная форма, период, предложение; 2) формирование умения применения данных знаний при анализе произведений в музыкальной практике.
Развивающие: 1) формирование навыка чтения с нот (умение читать с листа несложные музыкальные произведения); 2) формирование навыка игры в ансамбле.
Воспитательные: 1) формирование у обучающегося в процессе исполнения ценностного отношения к музыке эпохи барокко, классицизма; 2) формирование культуры звука, воспитание слухового контроля.
Форма учебного занятия: (урок-40мин) практическое занятие с элементами лекционной подачи теоретического материала (диалог, беседа).
Форма организации работы: индивидуально-групповая (коллективная, парная, диалоговая).
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения, технология деятельностного подхода.
Материально-техническое оснащение занятия
- учебная аудитория для индивидуальных занятий;
- две концертных гитары (для педагога и ученика);
- стулья: для педагога и ученика;
- пюпитр для нот;
- подставка для ног.
- нотный материал (Гуркин, В.В; 1 класс, раздел «Ансамбль»; Зубченко О., 1-3 класс, раздел «Ансамбли»).
План занятия
- организационный этап (1-2 мин)
- подготовительный этап 2-3 мин)
- этап актуализации имеющихся у детей знаний (2-3 мин)
- этап работы по новому материалу (10 мин)
- этап обобщения пройденного материала 5 мин)
- этап закрепления новых знаний, умений и навыков (5мин)
- итоговый этап (2-3 мин)
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Методы обучения |
организационный этап (1-2 мин) | Организация начала занятия, создание психологически благоприятного климата и настроя на учебную деятельность | Подготовка к работе (проверка настройки инструмента, установка нот на пюпитр), активизация внимания | |
подготовительный этап 2-3 мин) | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей путем создания актуальности данной темы и ее новизны. | Восприятие. Осмысление возможной актуальности темы в плоскости ее практического применения. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности |
этап работы по новому материалу (15 мин) этап актуализации имеющихся общеучебных и специальных знаний | Использует задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей, создавая возможность применения имеющихся у учащегося знаний. | Принимает активное участие в беседе, актуализируя имеющиеся знания, применяя метод ассоциативного мышления, метод сравнения, обобщения. Игра на инструменте. | Метод беседы, частично проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный. |
этап обобщения пройденного материала 5 мин) | Педагог совместно с учащимся формирует целостное представление по изученной теме | Совместная деятельность с педагогом | Метод обобщения, метод активного взаимодействия с педагогом |
этап закрепления новых знаний, умений и навыков (10 мин) | Дает пробные практические задания (пьесы), которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | Самостоятельно определяет форму произведения. Проигрывание на инструменте. | Метод практического применения освоенных (полученных) знаний |
Итоговый этап (5 мин) | Совместная деятельность: анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Совместная деятельность: рефлексия, подводит итог занятия, формулирует теоретические и практические знания, полученные в ходе занятия | Обобщение, систематизация полученных теоретических знаний, практических навыков. Перспективный метод. |
- организационный этап (1-2 мин)
- подготовительный этап (2-3 мин)
Педагог: Здравствуй! Сегодня на занятии мы познакомимся с новым понятием – «музыкальные формы». Эти знания в дальнейшем помогут тебе при разборе музыкального материала и разучивании новых пьес, как в ансамблевой деятельности, так и в сольном исполнении, потому что существуют некоторые секреты, которые открываются именно при изучении формы произведения.
- этап работы по новому материалу (15 мин)
этап актуализации имеющихся общеучебных и специальных знаний
Итак, что же такое – форма? К примеру, твоя школьная форма, что ты можешь о ней сказать? Учащийся: «Она определенного цвета, покроя»… Педагог: «Т.е. это ее внешние признаки. Но, часто бывает, что форма объединяет определенные общности людей (Полиция, МЧС, врачи), школьные классы, наконец, т.е. она является носителем какого-то внутреннего содержания (права, обязанности, предпочтения, интересы). Из этого можно сделать вывод, что форма – это понятие, которое предполагает, как внутреннее, так и внешнее содержание какого-либо объекта.
Объектом нашего сегодняшнего исследования будет являться «форма» музыкального произведения, где мы будем определять – из чего же состоит (в чем ее внешнее проявление) и, что в данном случае является внутренним содержанием и наполнением музыкальной формы. Исследователи (И. Способин) музыкальной формой называют строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени [4, с 9].
Понятие «музыкальная форма» применяется также в смысле общего композиционного плана произведения, т.е. соотношения его частей [5, с 21].
Сущность музыкальной формы – протекая во времени, всегда представляет собой процесс, то есть развитие с той или иной степенью интенсивности, иногда постоянной, но чаще, меняющейся.
Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой.
Педагог: «Итак, глядя на эту пьесу («Бурре», Л. Моцарт), что ты видишь? Учащийся: «Ноты, такты, разделы, части». Педагог: «Т.е. это внешние признаки формы, А, что может быть внутренним содержанием произведения»? Учащийся: «Может быть, мелодия»?
Педагог: «Безусловно, это мелодия, т.е. это будет определенная музыкальная мысль, идея, заложенная в ней. Скажи, а как ты выражаешь свои мысли, идеи, когда хочешь ими с кем-то поделиться»?
Учащийся: «Я выражаю их с помощью слов». П.: «А, слова ты во что объединяешь»? Уч.: «Я объединяю их в предложения». П.: «Так вот, в музыке тоже есть такое понятие – предложение, которое используется при изложении музыкальной мысли. Ведь предложения предполагают объединение нескольких слов. В музыке это будут /такты/ (внешнее проявление формы), в которых с помощью нот идет изложение муз. мысли. Т.е. такты – это своеобразный строительный материал, как кирпичики, которые применяются в строительстве при возведении зданий (одно-двух-трехэтажных и т.д.)».
Очень часто в музыке (особенно, начиная с творчества венских классиков – Моцарт, Гайдн, Бетховен) используется понятие – квадратность, т.е. выражение муз. мысли обличается в квадратную структуру (предложения по 4, 8, 16 тактов). Давай рассмотрим это на примере этой пьесы («Лодка» П. Саратэ; Зубченко В.В. 1-3класс, раздел «Ансамбли»): В этом примере четко прослеживается квадратная структура (4+4) в изложении муз. мысли. (Проигрываем мелодию).
Эти четырехтактовые построения и есть предложения, которые в купе (4+4) образуют так называемый «период». Музыка, как нам известно, это искусство временное (разворачивающееся во времени), однако, и «период», к примеру, в хоккее означает определенный временной промежуток времени.
- этап обобщения пройденного материала (5 мин)
Так, мы сегодня познакомились с понятием «музыкальная форма», которое имеет как внешнее проявление (структуру), так и внутреннее содержание (музыкальную мысль, идею), узнали наименьшее структурное образование формы – «период». Узнали, что «период» образуют предложения, которые могут состоять из определенного количества тактов (квадратность), являющимися «строительным материалом» для предложений (как слова в разговорной речи, несущие определенный смысл, идею). Давая определение «периоду», его можно озвучить так: «Период» – это наименьшая форма изложения относительно законченной муз. мысли.
- этап закрепления новых знаний, умений и навыков (10 мин)
А сейчас, на этих несложных примерах, ты попробуешь сам определить – как идет изложение музыкальной мысли, сколько тактов образуют предложение, сколько предложений, и образуют ли они период. Можно, а на первых порах даже нужно проиграть мелодию. (Игра с педагогом, где учащийся играет I–ю партию, как правило, это мелодия. Произведения – Телеман, «Менуэт», Л. Моцарт, «Бурре» В. Гуркин стр. 45-46, раздел «Ансамбли»)
- Итоговый этап (5 мин)
А теперь, давай подведем итоги: «Скажи, что интересного и полезного ты вынес для себя из сегодняшнего занятия»?
Я узнал, что музыка строится по определенным законам, что в ней, как и в разговорной речи, есть предложения, которые образуют наименьшую музыкальную форму – период. Играя новые пьесы, я обратил внимание, что в первом произведении предложения как бы повторяются. П.: «Молодец, правильно! Эти предложения образуют период так называемого повторного строения, потому что предложения (т.е. музыкальная тематика) в нем повторяются. Скажи, а на что ты еще обратил внимание»?
Уч.: Мне показалось, что стало легче играть, потому что как бы предугадываешь, что будет дальше, можно охватить всю пьесу целиком, если она небольшая, конечно. А во втором произведении было как бы две части: в первой части два предложения, которые похожи, а во второй – сначала было что-то новое, а потом, кажется было несколько тактов из первой части, это что – два периода?
П.: Да, правильно, молодец! Ты очень точно все подметил! Это было музыкальное построение из двух периодов, которые вместе образуют простую двухчастную форму (репризную), только это тема уже следующего нашего занятия!
Список литературы
- В. Гуркин. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. Подготовительный, 1-5 классы. Изд. Феникс. Ростов-на-Дону, 2000.
- В. Гуркин. Шестиструнная гитара. 1 класс, Изд. Феникс. Ростов-на-Дону, 1999 г. – 50 с.
- Г. Фетисов. Хрестоматия гитариста. Изд. В. Катанского. Москва, 2002.
- И.В. Способин Музыкальная форма: Учебник. – 7-е изд. – М.: Музыка, 1984 г. – 400 с., нот.
- Л. Мазель. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Музыка, 1979.— 536 с., нот.
- М.И. Ройтерштейн. Основы музыкального анализа. M.: Владос, 2001. — 114 с.
- О. Зубченко. Хрестоматия гитариста для учащихся ДМШ 1-3 классы. Изд. Феникс. Ростов-на-Дону, 2007.
- П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. Музыка. Москва, 1986.
- С.Н. Матохин Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре, методические рекомендации Волгоград, 2005г.– 29 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)
План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...
"Элементы импровизация и умение строить простейшие музыкальные формы - необходимые навыки концертмейстера хореографии"
Обучение навыкам импровизации обогащает пианиста-исполнителя и концертмейстера, развивает слух, расширяет кругозор, позволяет ему приблизиться к тайнам композиторского ремесла....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия учебного предмета «Композиция» ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»
Представленное занятие предмета «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса ...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс
На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими русскими народными сказками...
Методическая разработка «План-конспект практического занятия «Действия водителя на маршруте при возникновении нештатных ситуаций»»
Методическая разработка «План-конспект практического занятия»Мастер производственного обучения Старунь В.С.Учебная практика: «Обучение практическому вождению автомобиля категории &la...
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....