Статья "«Современные музейные реалии в период ограничений людей по перемещению.»"
статья

Абрамова Ольга Дмитриевна

В данной статье рассматривается специфика современного очного и виртуального музея, его изменения и необходимость изменения под условия современности. Основой служит музейная педагогика, критическая музеология и ее культурологическо-социальное обоснование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_abramova_o.d.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные музейные реалии в период ограничений людей по перемещению.»

Абрамова Ольга Дмитриевна,

Искусствовед, преподаватель СГБПОУ «ХПЛ им. Карла Фаберже»

Аннотация: В данной статье рассматривается специфика современного очного и виртуального музея, его изменения и необходимость изменения под условия современности. Основой служит музейная педагогика, критическая музеология и ее культурологическо-социальное обоснование.

Ключевые слова: музейная педагогика, музеология, формирование современного музея, современные реалии в экспонировании, музейный контекст.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Областью профессиональной деятельности выпускников Лицея им. Карла Фаберже является: организация и проведение работ по проектированию художественно-технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, максимально приспособленной к нуждам различных категорий потребителей.

В учебном процессе широко используется образовательный ресурс виртуальных музеев «музейная педагогика». Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

С помощью музейной педагогики появляется возможность для творческой работы преподавателей. Благодаря развитию компьютерных инновационных технологий и сети Интернет, можно проводить удивительные виртуальные экскурсии, которые схожи по форме представления со слайд-показами или видеопрезентацией.

Потенциал музеев широко используется для формирования у обучающихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций по профессиональному модулю: «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов».

На сегодняшний день вопрос эстетического насыщения посетителей музея приобрел иную, более интересную плоскость. Наиболее верным является предположение того, что эстетическое наслаждение целевой аудитории современных искусств на сегодняшний день находится в дополненной, трехмерной реальности. В современном искусстве процентное соотношение между классическими видами искусства (скульптура, театр, архитектура) смещено, больший процент занимают диджитал-искусства (виртуальная живопись, онлайн-показы, трехмерные визуализации и даже виртуальные музеи).

В настоящее время музей существует в культуре не только реально, но и виртуально. Виртуальные музеи очень популярны, об этом говорят многочисленные посетители сайтов, где есть возможность с помощью трехмерной реальности перенестись в то место, которое не доступно посетителю или туристу из-за ограничений по перемещению. Музей осваивает не только пространство персональных компьютеров, но и всевозможных мобильных (переносных) платформ. Сегодня не обязательно личное присутствие в музее, музей может быть в смартфоне, планшете. Эта реальность создает новые возможности для зрителей, увеличивается потенциальная аудитория потребителей. Однако для музея важны и реальные посетители. Современное техническое оснащение позволяет зрителю в полной мере сымитировать нахождение в виртуальном пространстве, но доступ к таким технологическим достижениям есть у малого процента населения. Современный музей не обязательно должен быть зависим от художественного музея в классическом понимании. В XXI в. художник сам входит в существующий контекст художественного музея.Музейный контекст- процесс переработки информации зрителем, которую хочет до него донести автор. В рамках музейного контекста поднимается вопрос различности произведений искусства от таковых не являющимися. Необходимость формирования музейного контекста была основополагающей еще со времен первых попыток экспонирования. Каждый автор желает того, что бы его творческая деятельность вызывала мыслительный процесс, итогом которого будет служить та идея, которую до зрителя хотел донести автор.

В виду появления и постоянного изменения музейного контекста возникает новая форма музея- виртуальный музей. На сегодняшний день виртуальный музей становится наиболее значимым, наравне с художественным музеем, особенно это стало актуально с текущей пандемией коронавируса. Музеефикация современного искусства происходит стремительным путем в параллель с действующей компьютеризацией общности. Искусство стало фрагментарным, на сегодняшний день деталь становится ведущей, составляющей общее впечатление. Сегмент формирует полную картину, сегментарность искусства – новый виток для современного музееведения. Экспонат становится не привязанным к историческому и принципиальному основанию, он становится самостоятельным и ироничным. Интерес к классической подаче экспозиции стремительно падает и музей вынужден подстраиваться по изменчивые желания зрителей. Статистика 2020 года по посещаемости музейных экспозиций Российской Федерации говорит о стремительном падении уровня посещения музеев. В некоторые музейные комплексы (Например ГМ «Эрмитаж») уровень посещаемости снизился на 80% по сравнению с предыдущим годом. (Рейтинг thenewspaper.ru) Современное искусство курируется идеей-единица во главе всего. Современности противостоит предшествующая эпоха модернизма со своими четкими правилами, этичностью и строгими каноническими рамками. Искусство стало метаннарративным, со своей сигнальной системой, метафоричным и аллегоричным, оно стремится к единому описанию, систематизированной общности. Эпоха постиндустриализма изменяет статус общего знания в сторону единичного. Знание становится товаром в общей информационной цепочке, знание необходимо для усиления внутренней мощи производительности, оно является инструментом в мировом конфликте правящей верхушки. В XXI-ом в. общество идет по пути разрушения этики, человек становится атомизированным (разобщенным), в виду этого неудивительно стремления зрителя посещать экспозицию музея отдельно от экскурсионной группы.  В индивидуальных случаях предпринимаются попытки к возвращению прошлой системы сплочённого общества, движимого общей идеей. Но данная позиция вновь претерпевает крах ввиду смены мировоззрения индивидуума из-за постиндустриального окружения. И новых реалий.Появление интернет-сети не заставляет человека двигаться под единой идеей, вседозволенность в сети и общедоступность знаний формирует в человеке новую идею мысли. Этика заключена индивидуумом, отдельным от общества в рамки разрозненной концептуальности. На сегодняшний день существует различные идеологии, и ввиду вседоступности получения информации к ним, общество становится не главенствующим, данный пьедестал занимает господство разума, возможно в будущем, синтетического. Общество само формирует этот разум, который не привязан ни языковыми рамками, ни идеологией, ни вероисповеданием. Современное музейное пространство должно отвечать этим канонам, оно не должно быть историчным и направленным в сторону одного стиля, эпохи, мировоззрения, оно не должно стремиться к охвату аудитории одной языковой группы. Современная музейная экспозиция должна охватывать максимальную аудиторию, возможно даже с потерей уровня эстетизма в угоду разрозненности социальных единиц-потребителей искусства. Продукт творчества должен быть понятен для синтетически сформированной касты атомизированных людей. Современное искусство переживает кризис всеобщей идеи и двигается в сторону индивидуализма и самоценности, музейное пространство должно двигаться в след за этой идеей.

Особенностью современной культуры является расширяющаяся роль ее массовой составляющей, которая влияет на все области деятельности. В музейном деле контакт с массовой аудиторией предъявляет определенные требования к экспозиции, особенно виртуальной. Современная виртуальная экспозиция должна быть с четкой подачей информации, яркой и интересной даже для не искушенной аудитории посетителей, так как основной аудиторией музея становится поколение X и Y.Современный виртуальный музей должен первостепенно считаться с мироощущением человека- зрителя, учитывать его предпочтения в потреблении информации. Стоит учесть, что музейный посетитель в современных реалиях — это человек претерпевающий огромный психологический стресс, травмированный длительными ограничениями человеческих прав и свобод. В виду такой эмоциональной нагрузки человек, как еще никогда прежде, нуждается в эстетическом насыщении. Один из источников эстетики в современных реалиях- виртуальный музей с экспозицией, где отсутствие экскурсовода позволяет получить более чистую эмоцию, без привязки к мнению работника музея.

В прошлом веке окончательно были сформированы социальные формы культуры. Главенствующим становится понятие универсальности всего, к чему имеет какое-либо отношение человек. Музей должен отвечать современным требованиям, а значит быть универсальным. Фрактальность музея на сегодняшний день выражается в структурированной общности, повторения малого в большом, в этом и заключается одна из важных составляющих новизны современного подхода к формированию музея.

Можно сделать вывод, что современная виртуальная музеология должна учитывать потребности и отвечать на вопросы не только универсальных, но и узконаправленных музеев. Помимо типологии музеев стоит также учитывать формы деятельности, осуществляемые музейной организацией для увеличения потока виртуальных посетителей.

Возрастная категория посетителей музея сместилась в сторону поколения Y (1981-1995 года рождения) и поколения Z (рожденные после 1995 года), а это значит, что современная музейная экспозиция должна подстраиваться под целевую аудиторию и находить новые, мультимедийные технологии для формирования и подачи экспозиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные формы взаимодействия семьи и школы".

В статье рассказывается о формах взаимодействия классного руководителя и родителей в современной школе....

статья Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.

Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе....

статья "Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе".

Здоровье - главная ценность в жизни человека. Оно, как известно,  зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.Здоровье детей и подростков в любом обществе, в л...

статья "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

                 В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образован...

Статья: "Современный урок - проблемы, подходы, решения"

Методологической основой нового ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование в образовательном процессе профессионал...

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...

Статья "Современное течение сифилиса"

Сифилис (Syphilis, Lues) – общее инфекционное заболевание, вызываемое бледной трепонемой и поражающее все органы и ткани человека, среди которых наиболее часто – кожу и сли...


 

Комментарии