Статья: "Современный урок - проблемы, подходы, решения"
статья на тему

Высоцкая Лариса Викторовна

Методологической основой нового ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование в образовательном процессе профессиональных и общих компетенций. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высоцкая Л.В.

Современный урок - проблемы, подходы, решения

Высоцкая Лариса Викторовна,

преподаватель спецдисциплин

АУ «Сургутский политехнический

колледж» г. Сургут

Методологической основой нового ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование в образовательном процессе профессиональных и общих компетенций. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность

Б.Шоу

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов осуществляется в образовательном процессе на учебных занятиях, в лабораториях, в период учебной и производственной практики.

Урок в учреждениях СПО на сегодняшний день является основной формой организации образовательного процесса, и требования, связанные с реализацией ФГОС, относятся, прежде всего к уроку, так как на нем осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений формирование компетенций, развитие способностей, опыта деятельности, общения и отношений.

Урок является наиболее динамичной и вариативной формой организации образовательного процесса, он гибко реагирует на новые требования, изменяется. Чтобы обеспечивать ресурсы для формирования общих и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов, современный урок должен отвечать следующим требованиям:

  1. Компетентностный подход в целеполагании, проведении и оценке результатов, единство формирования и развития профессиональных и общих компетенций.
  2. Формирование компетенций возможно только в деятельности, поэтому на современном уроке должны быть обеспечены условия для полноценной учебной деятельности обучающихся (мотивация, создание учебных ситуаций, рефлексия) и проявления их субъективности.
  3. Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения на современном уроке должны максимально учитываться индивидуальные особенности, возможности обучающихся для того чтобы он стремился решать учебные задачи собственными силами.
  4. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся, упор должен делаться на взаимодействии обучающихся и преподавателя, а также на взаимодействии самих обучающихся в микрогруппах.
  5. Обеспечение оперативной обратной связи обучающихся о ходе и промежуточных результатах обучения. Обучающийся должен самостоятельно анализировать свою учебную деятельность и вносить в нее коррективы.
  6. Использование современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов (компьютеров, проекторов, интерактивной доски).
  7. Формирование отношений сотрудничества преподавателя и обучающихся; создание благоприятного психологического микроклимата.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам:

- урок усвоения новых знаний;

- урок усвоения навыков и умений;

- урок комплексного применения знаний;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений.

Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать обучающихся на успешное их решение.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир обучающегося - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении.

Самореализация студентов  в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие преподавателя  и студентов, и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации студентов.

Возможно, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию студента.

Задачей обучения  на моих уроках является не только сообщение определенных  знаний студентам, но и развитие у них познавательного  интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Компьютерные технологии на уроке МДК 05.03. «Технология электромонтажных работ» экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, наглядно и красочно представляют материал.

На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках информационные технологии при изучении новой темы. Прежде всего, это позволит заинтересовать студентов и способствует активизации восприятия данных.

При изучении новой темы  я провожу урок-лекцию с использованием мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание студентов на главных моментах излагаемой информации. Очень удобно использовать презентации для устного опроса, позволяет сократить массу времени и лучше закрепить изученный материал.  И  конечно, после изучения нового материала  удобно осуществлять контроль знаний с помощью выполнения различных заданий, используя электронные презентации.

Преимущества использования ИКТ

  • Индивидуализация обучения.
  • Возможность выполнять больше самостоятельной работы.
  • Увеличение объема выполненных заданий на уроке.
  • Расширение информационных потоков при использовании интернета.
  • Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность. Это актуализирует потребность разработки новых технологий работы со студентами и выбора из них наиболее эффективных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения студентов и готовность их к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических производственных задач.

Условия применения технологии проектирования сводятся к следующему:

• существованию некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска, путем применения интегрированных знаний;

• значимости предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

• применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; • структурирование этапов выполнения проекта;

• самостоятельная деятельность студентов в ситуации выбора.

Проектная деятельность выступает основой, необходимым условием для формирования проектной культуры, проектного мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов:

• развитие познавательных способностей студентов;

• повышение мотивации к обучению;

• совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;

• развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

• обучение студентов рефлексии;

• обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;

• развитие критического мышления.

Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО. Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

При планировании компетентностно-ориентированного урока, нацеленного на результат, целесообразнее использовать технологическую карту урока

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с ФГОС нового поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку.  Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта позволяет:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить общие и профессиональные компетенции, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у студентов общие и профессиональные компетенции;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов студентами на каждом этапе освоения темы;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между дисциплинами и результатами обучения).

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы со студентами на уроке, согласовать действия педагога  и студентов, организовать самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Список литературы

  1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.
  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Москва. Академия. 2012.-192 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе".

Здоровье - главная ценность в жизни человека. Оно, как известно,  зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.Здоровье детей и подростков в любом обществе, в л...

Статья "Проблемы старые - решения новые"

В данной статье раскрываются основные проблемы и пути их решения, с которыми могут встретиться многие педагоги....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНФЕРЕНЦИИ "ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ - ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ - ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ"...

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Проблема выбора профессии является одной из самых актуальных в обществе на протяжении нескольких столетий. Она все чаще становится предметом исследования ученых, к ней проявляют интерес специалисты ра...

СТАТЬЯ «Современные подходы в преподавании математики»

Статья "Современные подходы в преподавании математики"...


 

Комментарии

Полякова Екатерина Александровна

Спасибо за полезную информацию!