статья Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.
статья на тему
Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslennikova.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.
Резкое усиление влияния математики на прогресс науки и производств, расширение сферы применения математических знаний и умений усиливают значение полноценного математического образования для каждого студента образовательного учреждения. Обучать – значит вооружить знаниями и в то же время учить мыслить, диалектически подходить к предметам и явлениям, воспитывать у студентов любовь к познанию, стремление применять теорию на практике. Учебный материал математики дает большие возможности для формирования умения анализировать, устанавливать следственные связи, логически строить рассуждение, находить практическое применение полученным знаниям.
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен учебного заведения. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в изменяющихся гигантских информационных потоках. Сегодня запрос мира труда в первую очередь сосредоточен на этих универсальных способностях. Новое понимание результата образования подразумевает использование новых технологий, позволяющих сформировать у студентов общеучебных умений и навыков.
Как создать благоприятную атмосферу для работы студента? Как решить проблему мотивации учения, престижности оценки, преодоления противоречий между педагогом и студентом? Мечтой большинства педагогических коллективов и моей как педагога является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого студента, развитие его неповторимой индивидуальности. Этому способствуют идеи личностно- ориентированного подхода как методологической ориентации педагогической деятельности. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Основные задачи личностно-ориентированного обучения, реализуемые мною на уроках математики:
- инициирование развития субъектного опыта студента;
- раскрытие субъектных ценностей студентов и их использование в качестве мотивационных механизмов;
- содействие реализации личностной познавательной траектории
обучаемых в процессе изучения математики.
Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?
- Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.
- Использование субъектного опыта студентов.
Актуализация субъектного опыта студентов способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
- Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с групповыми формами деятельности.
- Использование разноуровневых заданий.
- Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
- Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: студенты осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
Личностно-ориентированная технология тесно переплетается с дифференциацией обучения математике. Проблема дифференцированного подхода не является новой для современного образования. Однако выдвижение и развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что перед различными категориями студентов ставятся различные цели: одни студенты должны достичь определенного объективно-условленного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим задания для самостоятельных работ подбираю таким образом, чтобы каждый студент смог справиться с предложенным заданием. Разноуровневые работы способствуют развитию самостоятельности, а выбор уровня – повышения качества образования. Современный способ диагностирования уровня обученности – тестирование – результат совместного успеха преподавателя и студента.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Надо также иметь в виду, что целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым студентом на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов студентов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Не стоит забывать, что первокурсники – вчерашние школьники. И иногда обучение математике можно проводить в игровой форме. Игра считается одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес студентов к математике, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность студентов. В игре осуществляется личностное становление студентов. В своей педагогической работе я обращаюсь к играм на уроках-путешествиях, уроках-лабиринтах, КВНах и т.д., так же при закреплении нового материала, повторении и обобщении ранее изученного: «Расшифруй слово», «Найди ошибку» и др. Данная технология, на мой взгляд, создает особый тип взаимоотношений между педагогом и студентами – партнерский.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у студентов появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение студентами новых знаний и умений. При организации контроля знаний, умений и навыков студентов использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому студенты могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю студентам выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование студентами информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед студентами группы, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения, выставляются на выставку технического творчества в техникуме. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения студентов: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд преподавателя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Личностный подход становится ведущим и в воспитательном процессе. В своей работе, как классного руководителя, я использую следующие технологи:
- технология планирования воспитательной работы классного руководителя и группы;
- технология персонифицированного воспитания;
- технология педагогической поддержки;
- технология вербального воздействия на личность;
- технология организации групповой деятельности;
- технология разрешения конфликта;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированная технология;
- технология «Портфолио»;
Главная цель воспитания – становление Гражданина и Патриота России; духовно-нравственной и творческой личности, способной строить демократическое общество, жить в нем и быть полезной ему; формирование эстетического и физического совершенства. Эту цель можно достичь путем решения ряда задач. К ним можно отнести – развитие духовно-нравственного потенциала каждой личности; становление у студентов гражданских позиций по отношению к своей Родине, в том числе и малой, к окружающей природе, к другим людям, себе; пропаганда здорового образа жизни; формирование культуры взаимодействий с представителями других наций и народностей, слоев населения, конфессий с позиции мира и ненасилия, уважения права каждого на жизнь и деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникационных в образовательном процессе»
Основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является: формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социальн...
Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья».
Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья»....
статья "Игровая педагогическая технология в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))» "
В статье представлена разработка методики проведения уроков с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))&r...
Современные педагогические технологии в образовательном процессе
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшен...
Статья " Прогрессивные педагогические технологии в образовательном процессе"
Интерес к изучению проблемы психологической готовности вызван тем, что это одна из ключевых проблем психологии - становления личности, в которой "психологическая готовность" рассматривается:...
Современные педагогические технологии в процессе подготовки специалистов со средним медицинским образованием в области обучения иностранным языкам
Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранных языков. Все больше и больше преподаватели обращаются в процессе обучения инос...
Статья "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в колледже", 2020 г.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффек...