Статья "Современные формы взаимодействия семьи и школы".
статья по теме

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

В статье рассказывается о формах взаимодействия классного руководителя и родителей в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия семьи и школы

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой  общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот  общества к проблемам и нуждам  семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост  числа разводов, отрицательно влияющих на психику  детей, по нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих  одного ребенка семей. Часть  подростков отдаляется  от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно  успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителя.

В течение всей своей практической деятельности мы пытаются сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха.

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.

Эти задачи определены статусом классного руководителя. 
Нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся.

Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным). 

В таблице представлены формы работы с родителями, согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи,   через пять основных функций классного руководителя.

Формы работы с родителями

Основные функции  классного руководителя

ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой

психолого-педагогическое

просвещение  родителей

вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся

взаимодействие с общественными

организациями

родителей

  • Родительские собрания
  • конференции
  • народные Университеты
  •  школьный лекторий; 
  • школьные и классные тематические конференции для родителей;
  •  родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов; 
  •  поклассное просвещение родителей; 
  • Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические);
  • читательские конференции, обзоры, и выставки литературы для родителей. 
  • походы,
  • экскурсии,
  • вечера,
  • праздники; турниры, состязания,
  • ремонт и благоустройство школы,
  • профориентации
  • профконсультации,
  • ведение факультативов и кружков,
  • участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов
  • оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности);
  •  оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания
  • оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся; 
  • связь с административными и правоохранительными органами; 
  • коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы; 
  •  помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися; 
  •   участие в работе с родителями учащихся

Раскроем более подробно каждую из этих функции. 
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями изыскиваются возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании. Все проблемы классный руководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями. 

Психолого-педагогическое просвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности. Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка и школьных лагерей труда и отдуха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации. Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности.

Участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов. Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами.

Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья». 

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся – первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек.

Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи профилактика правонарушений. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей – эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования. 

Взаимодействие с общественными организациями родителей- с родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетентность может входить: оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся; 
связь с административными и правоохранительными органами; 
·    коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы; 
·    помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися; 
·    участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей). 

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса. 

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся

Традиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы работы с родителями

  • Родительские  собрания.
  • Общешкольные и общественные конференции.
  • Индивидуальные консультации педагога.
  • Посещение на дому.

  • Тематические  консультации.
  •  Родительские  чтения.
  •  Родительские вечера.

Рассмотрим традиционные формы работы с родителями. 

Рекомендации по проведению родительских собраний

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  • Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
  •  Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

Родительские конференции

     Имеют огромное значение в системе воспитательной школы. Родительские конференции должны обсуждать проблемы общества, активными членами которого станут дети.

      Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.   Родительские   конференции   должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе.

      В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а  также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

      Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации

     Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

     Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.

     Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выявить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтение в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

    В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителями:

1.     Когда он родился, то …

2.     Самым интересным в первые годы жизни в нем было ….

3.     О здоровье можно сказать следующее ...

4.     Когда вопрос встал о подготовке к школе, то мы …

5.     Его отношение к школе было …

6.     В первые годы учебы он учился в основном …

7.     Ему нравились такие предметы, как …

8.     Отношения с первой учительницей были …

9.     Общаясь с одноклассниками …

10.    Трудности в воспитании связаны с …

11.    Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на …

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьёй. Использовать беседу в работе с родителями для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

         Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.

        Рассмотрим нетрадиционные формы работы с родителями.    В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

    Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

 

          Примерная тематика консультаций для родителей

1.     Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2.     Плохая память ребенка. Как ее развить?

3.     Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4.     Наказания детей. Какими им быть?

5.     Тревожность детей. К чему она может привести?

6.     Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7.     Грубость и непонимание в семье.

8.     Талантливый ребенок в семье.

9.     Друзья детей - друзья дома или враги?

10.Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

  Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

 Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми, тематические вечера). Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка,   это   праздник   воспоминаний   младенчества   и   детства

собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров

1.     Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?

2.     Первые книжки ребенка.

3.     Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4.     Друзья моего ребенка.

5.     Праздники нашей семьи.

6.     «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7.     День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8.     Песни, которые пели мы и поют наши дети.

 

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Концовка о взаимодействии ,Необходимо школе в лице кл руководителя и ..родителям смотреть в одном направлении…цитата по поводу совместного продукта труда…..а также одна цель …единомышленники…приоритет…духовная связь. Взаимодествие трех сторон…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

"Взаимодействие семьи и школы"

Материал по обобщению педагогического опыта....

Выпускная квалификационная работа на тему "Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе"

Вашему вниманию предоставоена выпускная квалификационная работа на тему "Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе".  Достоинство...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...

Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья – это первый и главный социальный институт в жизни каждого ребенка. Основная функция семьи – воспитательная – социализация молодого поколения, поддержания воспроизводства культ...