статья "Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе".
статья на тему

Пивоварова Наталья Васильевна

Здоровье - главная ценность в жизни человека. Оно, как известно,  зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. Нестабильность жизни в России в последние 100 лет сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pivovarova_n.v._statya_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Современные пути решения проблем правильного питания в начальной школе.

Пивоварова Н.В.

«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым».

        Эммануил Кант

Здоровье - главная ценность в жизни человека. Оно, как известно,  зависит от многих факторов, и в первую очередь от правильного здорового питания.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. Нестабильность жизни в России в последние 100 лет сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.

    Школа и общество – неотделимы одно от другого: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержанию образования. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.

   В системной работе по формированию культуры здорового питания нами было выделено три направления работы: рациональная организация питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы позволяет  создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

   В любой школе важно применение активных форм и приемов работы, направленных на формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила.

Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно

изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в

организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых

клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют

нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению

работоспособности, успешности в обучении.

У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по формированию культуры питания. Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.

Немаловажное значение имеет для детей режим питания. Принимать пищу желательно в определенные часы – лучше всего установить четырехразовое питание. Ещё гениальные работы И.П. Павлова показали, что у животных выделение пищеварительного сока происходит рефлекторно на определенное время. То же самое бывает у человека, привыкшего есть всегда в одни и те же часы, это помогает организму лучше усваивать пищу. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общего объёма пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак – 25%; обед – 35%; полдник – 15%; ужин – 25%. Режим питания зависит и от состояния здоровья ребенка. В каждом конкретном случае, как правило, врачи рекомендуют индивидуальное меню.

Наша школьная столовая обеспечена современным многофункциональным оборудованием для совершенствования качества организации школьного питания: пароконвектоматом, гастроемкостями, комплектом водоподготовки, конвекционной печью, модулем для приборов, мармитом тепловых вторых и первых блюд, диспенсером для заваривания и раздачи напитков и др. Питание в столовой осуществляется в форме завтраков, обедов и полдников. Само помещение обеденного зала, его оформление оказывает благоприятное эстетическое воздействие, способствует аппетиту детей.

Учителями начальной школы на классных часах, в индивидуальных беседах, внеклассных мероприятиях, на уроках «Самосовершенствование личности» формируются культурно-гигиенические навыки, связанные с приёмом пищи, направленные на предупреждение желудочно – кишечных заболеваний, лучшее усвоение пищи, повышение аппетита. Учитывая, что ещё не в каждой семье уделяется достаточное внимание формированию культуры питания, учителю приходится обращать внимание на формирование у детей культурно – гигиенических навыков в стенах школа с тем, чтобы они применялись дома. Прежде всего детям объясняется, что недопустимо входить в школьную столовую с грязными руками. Наличие нескольких умывальников и электросушилок в коридоре перед входом в школьную столовую позволяет всем детям тщательно мыть руки.

Во время еды дежурный учитель и классные руководители следят за правильной посадкой детей за столом. Дежурные класса перед приемом пищи раздают детям салфетки для индивидуального использования, после приёма пищи убирают грязную посуду.

На уроках и внеурочных занятиях в начальной школе в игровой форме педагоги обучает детей этикету за столом и основным правилам правильного питания, сервировки стола. Формируют представление о роли регулярного питания для здоровья и основных требованиях к режиму питания. Должное внимание учителя уделяют формированию представлений о роли витаминов для здоровья человека, растительной пищи.

За счёт интеграции в содержании базовых учебных курсов (математика, чтение, окружающий мир, технология) обобщаются имеющиеся у школьников представления о культуре правильного питания. Развиваются представления о важности для здоровья занятий спортом, соблюдении режима дня.

Для расширения представлений о кулинарных традициях и обычаях разных народов проводятся праздники национальных блюд с дегустацией. Учителями начальной школы организуются витаминные ярмарки, игры «Золотая осень», «Праздник урожая», «День именинника», «Хозяюшка» и др. В интересной форме проходят беседы с врачом общей практики и детской медсестрой. Они являются частыми гостями на общешкольных и классных родительских собраниях.

Школа практикует социологические исследования (анкетирование) учащихся, родителей по темам «Здоровый образ жизни», «Как питается ваш ребенок?», «Культура правильного питания».

По нашему мнению, педагоги не могут и не должны ставить перед собой задачи оздоровления или улучшения здоровья. Это задача медицинских работников. У образовательных учреждений есть своя не менее важная задача - формирование культуры здоровья. Это очень сложная и комплексная задача, решение которой возможно только в рамках комплексной системной работы.

Литература. 

1.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. М: Олма, 2009. – С. 2-4.

2.Боровская Э. Здоровое питание школьника. М.: Эксмо, 2010. –С. 15 – 20.

3.Коростелёв Н.Б.. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1992. – С. 54 -58.

4.Токарева Т.В.. Программа формирования и оценки гигиенической грамотности и культуры питания учащихся. Интернет ресурс http://school61-tlt.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс методик реализации программы «Разговор о правильном питании». Сценарий классного часа «Правильное питание – залог здоровья». Возрастная группа 7-10 лет. (Подготовила: Зырянова Наталья Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории)

Конкурс методик реализации программы «Разговор о правильном питании». Сценарий классного часа «Правильное питание – залог здоровья». Возрастная группа 7-10 лет. (Подготовила: Зырянова Наталья Петровна...

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-ученик 5«А» класса, Савочкина Дина Владимировна-воспитатель)

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-учени...

Статья "Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте"

Деятельность человека приводит к исчезновению отдельных видов растений и животных. Появилась «Красная книга», в которую заносятся исчезающие виды животного и растительного мира с целью их ...

Проблема безопасности на автотранспорте, связанная с иллюзиями и галлюцинациями. Пути решения этих проблем.

В данной статье рассмотрены основные случаи возникновения галлюцинаций и иллюзий возникающие у водителя. Причины возникновения и пути решения этих проблем....

Пути решения проблем обучающихся из неблагополучных семей.

Данная статья  описывает проблемы возникающие при обучении детей из неблагополучных семей....