Учебно-исследовательская деятельность на занятиях по изобразительному искусству.
статья

Коровкина Светлана Аркадьевна

В статья будет полезна педагогам, котрые мчпользуют учебно-исследовательскую деятельность, как образовательную технологию. В статье опианы методы обучения, в процессе применения которых учащиеся смогут получить исследовательский опыт, процесс формирования исследовательских навыков у учащихся на занятиях по изобразительному искусству,  классификация учебных исследований, виды учебно-исследовательских работ, примерные темами и возможные результаты учебно-исследовательской деятельности на занятиях по изобразительному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность на занятиях по изобразительному искусству.

Введение

В течении веков школа, в широком понимании, накопила достаточно огромный опыт обучения изобразительному искусству. Процесс обучения многоаспектное явление, и его не стоит представлять, как элементарную передачу знаний и умений от педагога учащимся, которые этими знаниями и умениями ещё не обладают. В современном процессе обучения педагогу постоянно приходится решать множество стереотипных и нестандартных образовательно-воспитательных задач. Но это всегда задачи социального управления, их решение направлено на всестороннее развитие личности учащихся. Для того чтобы точно прогнозировать результат решаемых задач и находить как можно более оптимальные пути их решения, педагогу надо профессионально владеть методами формами и приёмами обучения.

Динамика преобразований в современном мире такова, что люди все чаще оказываются в новых для себя ситуациях, где знакомые всем способы действия не эффективны. Образовательный процесс не исключение. С начала 21 века в обществе также произошли значительные трансформации в представлении о целеполагании образования и путях их достижения. От признания «знаний, умений и навыков» как главных результатов полученного образования, произошло смещение к пониманию образования, как процесса подготовки подрастающего поколения к реальной, взрослой жизни.

Ещё в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано, что одной из целей преобразования российской системы образования является формирование исследовательских компетенций. Следовательно, в образовательном процессе на первый план выходит ориентация на применение знаний в практической деятельности и выработку практических навыков, получение опыта в принятии решений, на способность реализовать учащимися собственные проекты. И одним из ведущих методов обучения становится проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Извечные вопросы дидактики: «Чему учить?», «Для чего учить?», «Где учить?» и «С помощью чего учить?». В исторической ретроспективе сложились различные точки зрения на понимание эффективности применения различных методов и принципов обучения. К основным дидактическим функциям учебно-исследовательской деятельности относят следующие:

  • функцию открытия новых, неизвестных ученику;
  • выявление закономерностей;
  • отыскание доказательств;
  • функцию углубления изучаемых знаний;
  • функцию систематизации изученных знаний, т.е. установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между объектами; структурирование учебного материала и т.п.;
  • функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению, то есть к самообразованию, самовоспитанию, самореализации; функцию обучения учащихся способам деятельности.

Исследовательская деятельность на занятиях по изобразительному искусству одна из актуальных проблем системы художественного образования. Применение исследовательской деятельности делает учебное занятие современным, более занимательным для учащихся, следовательно, положительно влияет на качество обучения.

Применение проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения и их элементов делает образовательный процесс более плодотворным. Полученные исследовательские умения и навыки развивают у современных учащихся интерес к учению и повышают их мотивацию на достижение более высоких результатов в учёбе, а значит выводит учащихся на ситуацию успеха.

В результате анализа педагогической литературы можно сделать вывод, что в науке сформировались теоретические предпосылки для проектирования работы образовательных учреждений по организации исследовательской деятельности учащихся. Этой проблеме посвящены труды таких философов, психологов и педагогов как, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, П.Я. Гальперин, А. М. Матюшкин, А. П. Тряпицына, Н. Ф. Талызина и др.

Учебно-исследовательская деятельность как образовательная технология

Е.А. Шашенкова дала следующее определение, исследовательской деятельности – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели.

Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы, предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвидение и прогнозирование, как результатов решения, так и способов, и процессов деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. По мнению Н.А Разагатовой, организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе природного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать формированию и развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать и применять знания.

Из выше указанных определений учебно-исследовательской деятельности можно заключить, что учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, основной целью которой является приобретение учащимися знаний через решение поставленных перед ними задач, самостоятельного поиска различных путей и способов их решения, результатом чего становится развитие у учащихся исследовательского типа мышления.

Следовательно, учебно-исследовательская деятельность в современных образовательных учреждениях – это одна из прогрессивных форм обучения, том числе и на занятиях по изобразительному искусству. Она позволяет педагогам открыть склонности учащихся к разным предметам и побуждает самораскрытие учащимися своих собственных способностей и потенциалов.

Таким образом учебно-исследовательская деятельность становится первой ступенью к самореализации личности. Она помогает формировать у учащихся способности независимо мыслить, получать знания и сразу применять их на практике, повышению интеллектуального и творческого потенциала, формированию коммуникативной культуры и как следствие воспитанию подлинно свободной личности. Всё вышеперечисленное соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.

Исследовательская деятельность учащихся — это образовательная технология, которая в качестве основного средства достижения образовательных задач использует учебное исследование.

Эффективное использование исследовательской деятельности при обучении изобразительному искусству предполагает работу учащихся, связанную с решением творческой или исследовательской задачи, проходящую в соответствии с основными этапами, типичными для исследований в научной среде:

  • выбор темы,
  • постановка проблемы,
  • работа с источниками информации,
  • выдвижение гипотезы,
  • сбор фактического материала,
  • систематизация и обобщение полученных данных,
  • проверка гипотезы,
  • подготовка и защита проекта.

Из анализа этапов учебных исследований, выделенных различными авторами, можно сделать вывод, что четыре и них являются обязательными и образуют структуру учебного исследования: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, вывод.

По сути, это первый «научный труд» учащегося. Знания умения и навыки, приобретённые учащимися в работе над проектом, рефератом, исследованием, в будущем помогут им с выбором профессиональной деятельности и с умением защитить свою точку зрения. А совместная работа учителя и учащихся дает большой вклад в пополнении методической копилки учителя. Занимаясь исследовательской деятельностью, ученики чувствуют себя полноценными членами общества, способными найти свое место в будущей самостоятельной жизни.

В ходе исследовательской деятельности в образовательном процессе решаются две основные учебные задачи – это изучение предметного материала и одновременно изучение норм исследовательской деятельности. То есть предметный материал осваивается средствами исследовательской деятельности.

Можно сделать вывод, что сущность учебно-исследовательской деятельности заключается в деятельной познавательной позиции, которая связанна с постоянным и длительным внутренним поиском, глубокой сознательной и творческой переработкой вновь полученной и знакомой ранее информации.

Методы обучения, в процессе применения которых учащиеся могут получить исследовательский опыт

Поэтапное построение образовательного процесса и пространства, в котором учащимися ведется исследовательская и проектная деятельность, может значительным образом поменять в положительную сторону отношение учащихся к процессу получения знаний. Постепенное вырабатывание исследовательского опыта учащихся достигается расширением осуществляемых операционных действий при решении учебно-исследовательских и творческих задач и усложнением деятельности по средству постепенного перехода от фронтальной под руководством педагога к индивидуальной и самостоятельной деятельности.

Этот процесс должен быть гибким, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского навыка учащихся.

Для этого процесса подойдёт постепенное введение в процесс обучения методов, классифицированных, в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся и по усвоению изучаемого материала. М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, основываясь на данном критерии, выделяют следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковые (эвристические);
  • исследовательские.

Первые два метода можно охарактеризовать тем, что они обогащают знания, умения, формируют некоторые мыслительные операции, но ещё не развивают творческие способности. Третий, метод проблемного изложения – это более высокий уровень познавательной деятельности учащихся выводит частично поисковый или эвристический метод. Метод проблемного изложения развивает творческие способности учащихся. Творческое же усвоение знаний учащимися предусматривает исследовательский метод обучения.

Формирование исследовательских навыков у учащихся на занятиях по изобразительному искусству

Применять исследовательскую деятельность можно на протяжении всего процесса образования и использовать при этом потенциал всех образовательных компонентов: основного образования, внеурочной деятельности, дополнительного образования, предпрофессионального и самообразования.

Проведение учебных исследований, а также и реализация исследовательских проектов в рамках деятельности образовательного учреждения осуществляются:

  • в ситуации, специально спроектированной педагогом в рамках учебной: урочной и внеурочной деятельности;
  • в пространстве клубных детско-взрослых сообществ, ориентированных на совместную исследовательскую или проектную деятельность (внеурочная деятельность и дополнительное образование);
  • через участие подростков в исследованиях и проектах, проводимых взрослыми людьми в соответствии с собственными целями и задачами (дополнительное образования и самообразование);
  • самостоятельно самими учащимися.

Овладевая техникой исследовательского поиска, учащиеся учатся добывать знания. Найти что-то особенное в обычном – это главная задача, так же, как и увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется обычным, простым и ясным. Развить у учащихся умение видеть проблемы можно научив их смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Формирование исследовательских навыков у учащихся на занятиях по изобразительному искусству может осуществляться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Обобщённо процесс формирования исследовательских навыков представлен в таблице. [Приложение 1 таб.1]

В ходе работы над своими темами учащиеся развивают следующие дидактические и исследовательские умения:

  • осваивают материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносят коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • творчески применяют знания в новых условиях, проводят опытную работу;
  • работают с несколькими источниками сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
  • делают выводы из фактов, совокупности фактов;
  • конструируют знания, положив в основу принцип созидания;
  • высказывают содержательно свою мысль, идею;
  • решают самостоятельно творческие задания, усложняя их, и многие другие, возникающие в ходе работ над выбранной или предложенной темой.

Классификации учебных исследований

В педагогике классификации учебных исследований разрабатывают такие ученые, как Н.И. Запрудский, А.И. Савенков, А.П. Тряпицина и др. Н.И. Запрудский, дифференцировал учебные исследования школьников по различным основаниям: целям, объекту, используемым методам, времени и месту проведения, продолжительности, количеству участников и др.

По целям: исследования разделяют на инновационное, в котором предполагается получение объективно новых научных результатов и репродуктивные к которым, относятся учебные исследования учащихся (результаты были ранее кем-то получены).

Учебные исследования можно классифицировать по источникам познания и содержанию на теоретические, эмпирические и смешанные.

Теоретические исследования основаны на изучении и обобщении фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Эмпирические исследования ориентированы ка проведение учащимися собственных наблюдений и экспериментов.

Смешанные исследования сочетают в себе оба указанных типа и их виды. А.П. Тряпицына выделяет такие три группы учебных исследований: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

Монопредметные исследования проводятся по одному предмету и рассчитывают использование знаний для решения проблемы именно по этому предмету. Результаты исследования касаются только данного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Эти исследования углубляют знания только по данному предмету. Мотив исследования возникает при определенных трудностях в усвоении изучаемого материала, с которыми сталкивается учащийся. Изучение дополнительной литературы позволяет учащемуся разобраться в проблеме и приводит его к монопредметному исследованию.

Межпредметные исследования требуют использования знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Мотивом межпредметного исследования, может стать глубокий интерес учащегося к проблеме, которую он рассматривает в различных образовательных областях и с разных точек зрения.

Надпредметные исследования строятся на совместной деятельности учителя и учащегося. Результаты выходят за рамки учебной программы.

Надпредметное исследование, по мнению Н.И. Дереклеевой, не всегда связано с собственно интересом учащегося к ее исследованию, но заинтересованность к ней педагога, умелая постановка проблемы, способность заинтересовать ею ученика приводит к тому, что ученик увлекается ею и с интересом участвует в исследовании данной проблемы.

Надпредметные исследования имеют следующие преимущества:

  • помогают преодолеть фрагментарность знаний учащихся, формируют общеучебные умения и навыки;
  • способствуют преодолению узости мыслительной деятельности ученика;
  • объединяют не только учеников, но и педагогов;
  • изменяют отношение учащегося к отдельным учебным предметам.

У исследовательских задач есть способы решения в науке их принято называть методами. Выбор методов исследования определяется поставленной задачей. Достоверность фактов и выводов, полученных при исследовании, зависит от выбранных методов познавательной деятельности.

Методы теоретического исследования – это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся разнообразные виды анализа и обработки научных текстов.

Методы эмпирического исследования – это методы сбора первичных данных, репрезентативной информации о фактах, событиях, состояниях.

Краткие характеристики теоретических и эмпирических методов исследования даны в Словаре по курсу «Научно- исследовательская работа».

Методы сбора первичной информации – это опросные и не опросные методы. Опросные методы исследования: анкетирование и интервью. Не опросные методы: наблюдение, анализ документов, в том числе биографический метод, эксперимент, изучение случая, например, кейс-стади.

Виды учебно-исследовательских работ

Реферат – это письменная работа учащегося на заданную тему, выполненная на основе анализа и синтеза данных из одного или множества литературных источников. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но не как её оригинал.

В проблемно-реферативных творческих работах сравниваются сведения из разных источников и на основе этого описывается собственное видение проблемы. Проблемно-реферативные – творческие работы, выполняются на основе большого количества литературных источников. Написание рефератов учащимися решает такие учебные задачи, как получение умения делать грамотный обзор литературы, сопоставляя различные

точки зрения по проблеме.

Экспериментальные - творческие работы, учащиеся выполняют на основе, уже описанного в литературных источниках эксперимента и имеющих известный результат. Экспериментально-творческие работы являются иллюстративными и предполагают самостоятельную трактовку результата в зависимости от изменения исходных условий.

Описательные - творческие работы, выполняются на основе наблюдения. Они описывают какое - либо явление и могут иметь научную новизну.

Исследовательский проект – выполняется учащимся по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Этот промежуток времени нельзя установить. Работа над исследованием может быть один год, а может быть и более. Исследовательский проект учащихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты.

С точки зрения учащегося учебный исследовательский проект — это возможность делать нечто интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Пробуя свои силы, учащийся прилагает свои знания, принося пользу и показывает публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели и задач, а результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы, носящий практический характер, имеющий важное прикладное значение, для самих учащихся в том числе.

В примерной образовательной программе основного среднего образования представлены такие организационно-содержательные типы проектов по следующим основаниям: по видам проектов; по содержанию проектов; по количеству участников; длительности; дидактическим целям.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  • Элементы исследования в рамках учебных предметов
  • Группы дополнительного образования
  • Поход или экспедиция
  • Публичная защита творческих и исследовательских работ
  • Конференция или конкурс.

Учебно-исследовательская работа — это творческая работа, выполненная

учащимся под руководством педагога. Учащиеся, выполняя учебно-исследовательскую работу получают возможность примерить на себя роль ученого, ощутить весь комплекс требований к научному исследованию еще до поступления в учебное заведение высшего образования. Педагог, как руководитель должен учитывать интересы учащегося.

Применяя исследовательские методы обучения, современный педагог достигает важной цели обучения – формирование у учащегося умения творчески осознавать и применять изученные способы деятельности в любой области человеческой культуры и развитие у учащихся научно-познавательного интереса, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру.

Примерные темы и возможные результаты для учебно-исследовательской деятельности на занятиях по изобразительному искусству

Выбор тематики в разных ситуациях разных возрастных группах может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться педагогами с учетом учебной ситуации по учебному предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из самопроизвольных проявлений любопытства ребёнка. Естественная познавательная активность пробуждается в период раннего детства: маленький ребёнок экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — бросает, ударяет, кусает, постукивает. Малыши 3 – 5 лет любознательны, играя они с удовольствием познают предметы и явления окружающего мира. А уже у старших дошкольников вырабатывается интерес непосредственно к исследованию, и мотивация к выполнению опытных действий. Ещё в 2014 году нами опубликована статья «Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами», в которой содержатся полезные советы по применению элементов исследовательской деятельность в рамках занятий изобразительным искусством для родителей, начинающих воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования по освоению детьми «технологии» изобразительного искусства. Первые мазки – каракули красками – это тоже для ребенка эксперимент. Эксперимент и игра одновременно!

При рисовании зимней метели, с детьми среднего дошкольном возраста, можно исследовать с технический прием «набрызг». Для них занимательно вместо кисточки использовать нестандартные изобразительные инструменты, а именно зубную щетку и расческу. На рисунок ложатся мельчайшие точки – снежинки при «причесывании» расческой зубной щетки с жидкой краской.

Детям средней и старшей группы групп очень интересно сравнивать свойства фломастера и перманентного маркера. Оказывается, фломастер от воды и водорастворимой краски расплывается, и изображение смазывается, а чернила перманентного маркера, спиртового, не только не расплывается от воды и акварели, но еще и промачивает насквозь лист бумаги и изображение получается с обеих сторон листа.

Кляксография и монотипия – это и игра, и, эксперимент одновременно. Здесь подспудно развиваются фантазия и образное мышление ребенка, что особенно важно. Главное, чтобы, наблюдая и экспериментируя, дети под руководством педагога формулировали выводы. Рассматривая кляксы, дети пытаются по-своему интерпретировать случайные детали рисунка (пятна, линии, штрихи). А если провести разноцветные полосы гуашью и сложить лист пополам, постучать и погладить сложенный пополам лист бумаги, а затем развернуть его, то можно увидеть затейливую бабочку. Или нарисовать только половинку рисунка и опять сложить пополам, то на листе получится симметричное изображение.

В этом же ряду стоит и знакомство детей с гравюрой, например, по аппликации из толстого картона. Каждый оттиск отличается от предыдущего, и, в тоже время, похож на предыдущий. Все зависит от количества нанесенной краски и того, чем краску наносили. В подготовительной группе дети уже сами могут изготовить и аппликацию, и, сделать оттиски, например, для изготовления подарков – открыток к праздникам. Здесь уже может получиться целый исследовательский проект.

В школе творческие учебно-исследовательская работы на занятиях по изобразительному искусству приобретает уже более осмысленный вид и достаточно серьёзную тематику. В сети интернет можно найти тому подтверждение в виде опубликованных творческих исследовательских проектов учащихся. Например, на сайте «Творческие проекты и работы учащихся». Мы предлагаем ознакомиться с краткими аннотациями на некоторые творческие исследовательские проекты учащихся. Большим подспорьем для педагога, желающего ввести в свой педагогический арсенал исследовательскую деятельность учащихся, может стать сайт «Обучонок». На нём опубликованы исследовательские работы и проекты учащихся с полным оформлением, предложен список тем исследовательских работ и проектов по всем предметам, в том числе и по изобразительному искусству, и по МХК (мировой художественной культуре), а также даны краткие описания типов исследовательских работ и проектов учащихся и правила оформления всех разделов исследовательской работы и, в частности, исследовательского проекта школьника.

В программе детской художественной школе есть учебный предмет «История искусств» – абсолютно подходящий для использования учебно–исследовательской деятельности учащихся. Эта теоретическая дисциплина решает просветительские задачи. Она тесно связанным с изобразительными предметами: рисунком, живописью, станковой и декоративной композициями, дизайном, и нуждается во внедрении активных методов и технологий обучения.

Исследовательский и проектные методы обучения органично вписываются в процесс преподавания этого предмета.

Учащихся ДХШ и ДШИ достаточно часто принимают участие в конкурсах детских проектов. Основными целями и задачами этих конкурсов является содействие развитию творческой активности, мышления и воображения, творческих способностей учащихся ДХШ и ДШИ выявление и поддержка талантливой молодёжи в области творческой деятельности.

Например, в Петербурге ежегодно проходит открытый городской конкурс детских исследовательских работ по направлению «искусствоведение» учреждений и отделений дополнительного образования Санкт-Петербурга «Искусство – видеть, знать, любить». Этот конкурс выявляет и поддерживает талантливых детей и творчески работающих педагогов; популяризирует детское исследовательское творчество; аккумулирует творческий опыт по созданию инновационного пространства, объединяющего педагогов по общим педагогическим проблемам; организует взаимодействие и творческое общение педагогов, учащихся и родителей; распространяет интересный и продуктивной опыт работы образовательных учреждений города.

Темы исследований очень различны: «Жанры живописи», «Музыка, живопись, поэзия», это могут быть исследования любого стиля и направления в искусства, музыкального течения и направления - венский классицизм, романтизм, содружество художников, например, «Передвижники». Можно взять творчество художника любой эпохи, того, кто близок к пониманию учащегося, проявившего интерес к более глубокому изучению исследуемого предмета.

Чтобы заинтересовывать учащихся исследовательской деятельностью у педагога должно быть приготовлена интересная информация, которую он может подать в краткой форме. В ходе её обсуждения могут быть совместно разработаны темы для исследовательских работ, например, «Каждый народ - художник», «Как родился Новый год», «День художника». Учащиеся, иногда фантазируя, придумывают настолько оригинальные и увлекательные темы, что педагогу остается всего лишь помочь грамотно их сформулировать.

Важным результатом учебно-исследовательской деятельности учащихся следует считать интеллектуальный или творческий продукт, определяющий ту или иную истину в итоге проведённого исследования и представленный в стандартном виде. Одним из главных продуктов исследования следует отметить достижения истины как ценности.

Освоение учащимися в любом образовательном учреждении предмета изобразительное искусство происходит через творческую деятельность. Она позволяет учащимся реализовать свои художественно-творческие способности и интересы, а также повысить мотивацию к обучению. Этому же способствуют исследовательская и проектная деятельность в учреждениях дошкольного образования в процессе непосредственно образовательной деятельности, на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности в школе, на занятиях в учреждениях дополнительного и предпрофессионального образования, и т.д.

Заключение

На сегодняшний день можно отметить, что многие вопросы, касающиеся методов и организации учебно-исследовательской деятельности до сих пор недостаточно ясны и разработаны, находятся в стадии становления представляют собой большое пространство для педагогического поиска.

Успех учебно-исследовательской деятельности зависит как от учащегося, так и от педагога. Можно отметить, что процесс освоения учебно-исследовательской деятельности учащимися проходит неоднозначно. Но если мы декларируем, что, воспитывая российскую молодёжь как осознающую свою ответственность, активных и инициативных людей, не опасающихся трудностей, верящих в собственные возможности и видящих способы к их рациональному использованию, то так или иначе необходимо включать учебное проектирование и исследовательскую деятельность в процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

«Проектная деятельность в обучении обучающихся изобразительному искусству»

 Программа «Социальное творчество детей» ориентирована на детей различных групп, ибо каждый ребенок является, прежде всего,      рождающейс...

Календарно-тематический план по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа на 2019-2020 уч.гг.

Календарно-тематический план по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа на 2019-2020 уч.гг....

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Методические указания к проведению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания к проведению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Фонд оценочных средств по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Фонд оценочных средств по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...