Рабочая программа учебной дисциплины "История дизайна"
учебно-методический материал
Учебно-метадичесий комплекс дисциплины разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1391 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 « Дизайн (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34861), входящей в состав укрупненной группы профессий 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств», специальность 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» и учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования СПб ГБП ОУ «Реставрационно-художественный колледж», утвержденного 28 августа 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriyadizayna_dizayn_2020.docx | 41.91 КБ |
mr_prakrab_istoriyadizayna_2020.docx | 1.45 МБ |
mr_samrab_istoriyadizayna_2020.docx | 53.68 КБ |
kkos_istoriyadizayna_2020.docx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСТАВРАЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ »
ОБСУЖДЕНО и ПРИНЯТО: Педагогическим советом СПбГБПОУ РХК
Протокол № ________ «______»_______________20____ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор СПбГБПОУ РХК
___________/О.Ю.Добрынина «_____»______________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО: ___________/ _________________ «_____»______________ 20____г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директор по НМР СПбГБПОУ РХК
___________/С.В.Минеева «_____»______________ 20____г |
История дизайна
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1391 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 « Дизайн (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34861), входящей в состав укрупненной группы профессий 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств», специальность 54.02.01
«Дизайн (по отраслям)» и учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования СПб ГБП ОУ «Реставрационно-художественный колледж», утвержденного 28 августа 2020 г.
Специальность СПО | 54.02.01 «Дизайн по отраслям» |
Квалификация | -Дизайнер -ОКПР12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ», 3 разряд |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 2 года 10 месяцев |
На базе | среднего общего образования
|
Учебное заведение разработчик | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Реставрационно-художественный колледж» |
Количество часов (максимальное) | 103 часа |
Составители |
Преподаватели: Банкова А.М. |
Рассмотрено на заседании Методического совета Колледжа
Протокол № __1__ от «_28__» _августа___ 2020г.
Рассмотрено на заседании методической комиссии
«ИХОР»
протокол № 1 от « 28 » августа 2020
Председатель МК _________________/ К.А. Маслакова
СОДЕРЖАНИЕ
| 5 |
| 5 |
| 8 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История дизайна
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный учебный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель: освоение теоретических знаний об истории развития дизайна; приобретение умений применять эти знания в профессиональной деятельности; формирование необходимых компетенций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
- проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования;
знать:
- основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;
- современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности;
В процессе изучения учебной дисциплины формируются следующие компетенции:
общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов 102, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 69 часов;
практической работы обучающегося 7 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 103 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 69 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические работы | 7 |
Самостоятельная работа студента (всего): Работа с источниками информации (подготовка эссе, подготовка докладов, сообщений, презентаций, выполнение таблиц, кроссвордов) | 34 |
Итоговая аттестация по дисциплине (промежуточная аттестация) в форме – экзамена |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины история дизайна
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
103 | |||
Раздел 1. Исторические предпосылки дизайна. | |||
Тема 1. Введение. Дизайн. | Содержание | 4 | 1-2 |
1. Предмет дизайна (Различные представления о дизайне сегодня). 2. Дизайн и ремесло (Дизайн и искусство. Дизайн и декоративное искусство. Классификация дизайна по видам детальности. Отдельные аспекты дизайна: «Функция», «конструкция», «технологии», «форма», «образ» в дизайне. Различная природа образности в традиционных искусствах и дизайне. 3. Появление дизайна в середине XIX - начале XX века как нового вида проектной деятельности. (Мебель фирмы «Тонет». Хрустальный дворец Д. Пакстона). 4. У. Моррис и английские социальные идеи второй половины XIX века. (Теория автономных эстетических ценностей. Прерафаэлиты. Кризис во взглядах на архитектуру и предметное окружение. Социальные идеи этого времени. Развитие технологий и производства. Общественные концепции Морриса и его художественная практика. Деятельность фирмы «Моррис и Ко»). | 4 | ||
Самостоятельная работа 1. Семинарское занятие на тему: «Первые теории дизайна: Джон Рескин, Уильям Моррис, Берн-Джонс». | 3 | ||
Тема 2.Дизайн во второй половине XIX – первой половине ХХ века. | Содержание | 5 | 1-2 |
1. Промышленная революция конца XIX века. Научные и технические открытия (дискретность материи и электричество, радио, кино, воздухоплавание, автомобиль, телевидение и цветная фотография). 2. Модерн в Европе как преддизайн. 3. Развитие идей Морриса в Германии. Веркбунд.(Социальные эксперименты немецких архитекторов круга Веркбунда (Г. Мутезиус)) 4. П. Беренс и его работа на фирме «АЭГ». (В. де Вельде: архитектура, проекты, Высшая школа декоративных искусств и ремесел в Веймаре. Различия проектных методов П. Беренса и прикладников). | 4 | ||
Практические занятия 1. Выполнение тестового задания на тему: «Модерн». | 1 | ||
Самостоятельная работа 2. Составление презентации на тему «Мастера модерна». | 3 | ||
Тема 3. Школа Баухауз. | Содержание | 4 | 1-2 |
1. Социальные и творческие взгляды В. Гропиуса. Концепция подготовки проектировщиков в Баухаузе (единство творческих устремлений, сотрудничество специалистов разных профессий, социально-критический подход к проектированию, функционализм и честное отношение к материалу). 2. Работы Баухауза веймарского периода (детская качалка П. Келлера, текстиль, керамика). 3. «Хаус ам Херн» как первый образец нового метода проектирования («искусство и техника – новое единство»). | 3 | ||
Практические занятия 2. Выполнение теста на тему: «Влияние Ле Корбюзье на архитектуру ХХ века». | 1 | ||
Самостоятельная работа 3. Составление презентации на тему «Мастера Баухауза» | 3 | ||
Тема 4. Производственное искусство 1910-х — 1920-х годов в России. | Содержание | 4 | 1-2 |
1. Производственное искусство 1910-х — 1920-х годов в России. (Идея «искусства-жизнестроения». Кризис в станковых искусствах в 10-е годы). 2. Обращение станковистов к пространственным и проектным жанрам: контррельефам, проунам. Проектность русского литературы, социальных доктрин, гуманитарных наук в 10-е – 20-е годы. «Приказы по армии искусств» В. Маяковского, футуристическая поэзия. 3. Аналитизм живописи кубофутуризма. Зарождение социологии, создание Института труда (А. Богданов), ИНХУКа и ГАХН, журнал «ВЕЩЬ». 4. Создание и генезис ВХУТЕМАСа. Архитектурно-функционалистские, «вещнические» и дизайнерские идеи 20-х годов (А. Ган, Б. Арватов, А. Гастев, И. Тарабукин и др.) | 4 | ||
Самостоятельная работа 4. Подготовка к семинарскому занятию на тему: «Вхутемасовская модель дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика». | 3 | ||
Тема 5. Работы «производственников» 1920-х годов. | Содержание | 5 | 1-2 |
1. В. Татлин и его место в искусстве ХХ века. (Башня III Интернационала, Летатлин, сценографии В. Татлина, посуда, бандуры, печка и др). 2. Стул из гнутого дерева. (Один из первых бионичных и «интерактивных» объектов. Сочетание в татлинском методе образного и рационального начал. Интегральность формы. Личность Татлина). 3. А. Родченко. Композиции 1910-х — 1920-х годов. (Пространственные структуры 1920-х). 4. Фотомонтажи и фотоиллюстрации. Реклама. (Сценографические работы. Рабочий клуб, шахматный столик и проч. Типографика, фотография. Работы братьев Стенбергов: типографика, пространственное оформление, вагоны метро. Работы Г. Клуциса). | 4 | ||
Практические занятия 3. Составление технологической карты на тему: «Проекты и постройки И. Леонидова, И. Голосова, К. Мельникова. Проекты Л. Лисицкого (типографика, выставки и др.)». | 1 | ||
Самостоятельная работа 5. Подготовка презентации на тему: «Дизайн и архитектура в России 1920-х годов. А. Родченко. Путь в дизайн. В. Татлин. Особенности проектной деятельности». | 4 | ||
Тема 6. Американский дизайн 20х годов ХХ века. | Содержание | 5 | 1-2 |
1. Возникновение американского дизайна в конце 1920-х годов (первой прагматичной модели-инструмента экономической эффективности). 2. Экономический кризис 1929 года и его роль в развитии дизайна. (Деятельность американских музеев по «привитию» дизайна. Феномен Р. Лоуи). 3. История холодильника «Колдспот». (Разработки локомотивов, автомобилей, оргтехники, радиоприборов и космического корабля. Г. Дрейфус). 4. Феномен и механизм действия американского коммерческого дизайна. (Проблемы идентификации американского дизайна. Д. Нельсон: личность, книга «Проблемы дизайна»). | 4 | ||
Практические занятия 4. Составление технологической карты на тему: «Промышленная эстетика США», павильон США в Монреале в 1967 году: концепция выставки». | 1 | ||
Самостоятельная работа 6. Подготовка презентации на тему: «Работы Д. Нельсона и его бюро: конторская мебель, выставка «Промышленная эстетика США», павильон США в Монреале в 1967 году: концепция выставки». | 3 | ||
Раздел 2. Послевоенный дизайн. | |||
Тема 7. Американский дизайн как эффективная рыночная и социальная модель. | Содержание | 4 | 1-2 |
1. Философия и практика стайлинга. 2. Система подготовки дизайнеров в США. 3. Механизмы воздействия на потребителя. Характеристика общества потребления. Книга «Восстание масс» Ортеги-и-Гассета. 4. Дизайн и социум. Прогнозы перспектив современного общества. Понятие «альтернативной цивилизации». | 4 | ||
Самостоятельная работа 7.Подготовка доклада на тему: «Альтернативные движения в американском дизайне», «Хай-тек». | 3 | ||
Тема 8. Роль теоретических аспектов в дизайне. | Содержание | 4 | 1-2 |
1. Дизайн как третья культура. (Б. Арчер). «Новый дизайн» в различных странах. 2. Новый английский дизайн конца 1980-х — 1990-х годов (интерьеры, мебель, миникомпьютеры, графика). 3. Синтезирование различных методологий. 4. Теоретическое осмысление проблем дизайна в 80-х – 90-х годах. Социальная ответственность дизайнера. | 4 | ||
Тема 9. Дизайн в послевоенной Германии. | Содержание | 4 | 1-2 |
1. Ульмская школа. Социологический и функционалистский метод Ульма. 2. «Браунстиль». Мебельный и приборный стили "Браун". 3. Влияние развеществленного образа брауновских проектов на мировой дизайн 1960-х – 1970-х годов. 4. Новейшие явления германского дизайна, его тотальный характер. И. Маурер. Фирма «Лёве» и др. | 4 | ||
Самостоятельная работа 8. Подготовка информации с помощью дополнительных источников: «Взаимосвязь внешней и внутренней форм в дизайне», «Проблема долговечности и морального старения в дизайне». | 3 | ||
Тема 10. Советский промышленный, арт-дизайн, концептуальный дизайн 1940-х -1990-х годов | Содержание | 3 | 1-2 |
1. Послевоенный дизайн в СССР. (АКБ транспортного машиностроения. Работы Ю. Долматовского. Возрождение интереса к проектированию). 2. Понятия художественного конструирования, технической эстетики. (Украсительный и проектный подходы в 1950-е годы). 3. Постановление Совмина СССР от 1962 года и создание системы промышленного и экспериментального (ЦУЭС СХ СССР) проектирования. (Дизайн в 1960-е – 1980-е годы в СССР. Автомобиль-такси ВНИИТЭ, автобус ПАЗ-Турист-Люкс М. Демидовцева и пр.). | 3 | ||
Самостоятельная работа 9. Составление презентации на тему: «Отечественный печатно-графический дизайн. Мастера. Работы. Книжная иллюстрация и книжный дизайн». | 3 | ||
Тема 11. «Художественное проектирование». | Содержание | 3 | 1-2 |
1. Проекты Сенежской студии. (ТУ - 144, Музей Пушкина, Музей Революции, церковь Спаса на Ковалеве поле, Олимпиада-80 и др. 2. Проекты Старого города в Баку, выставка «Художники – народу», музей Г. Тукая, культурный центр «Космос». 3. Появление концептуального дизайна в конце 1970-х годов. Концептуальный дизайн. Экспо-дизайн Е. Богданова и И. Березовского, А. Власовой и др.), | 3 | ||
Тема 12. Отечественный дизайн 1970-1990х годов. | Содержание | 2 | 1-2 |
1. Отечественный печатно-графический дизайн 1970-х — 1990-х годов. М. Аникст. Б. Трофимов, А. Троянкер, М. Жуков, И. Березовский и др. 2. Поп-культура. Радикальный дизайн. Анти-дизайн. | 2 | ||
Тема 13. Финский дизайн. | Содержание | 4 | 1-2 |
1. Финский дизайн. 2. Протестантская этика. Алвар Аалто и его социально-творческие концепции. Философия вещей в работах 30-х годов: мебель, рельефы, светильники. Связь с философией социума, чувство материала. Финский дизайн как философская и теоретическая модель. Т. Сарпанева и «органические» проекты: посуда, стекло, текстиль. Т. Вирккала: «дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев». Методология проектирования бытовых предметов («методология создания непреходящих ценностей»). 3. Проекты стекла, фарфора; инструменты Т. Вирккалы. Человеческое содержание финского дизайна. Дизайнер и традиции быта, дизайн и современные технологии на примере финского дизайна. Понятие «финского офиса», его внесословная и социальная направленность. Сочетание функционализма, этики и метафорической образности в финском дизайне. | 3 | ||
Практические занятия 5. Написание эссе на тему: «Алвар Аалто и идеология финского дизайна. Отношение к человеку, природе, материалу, современным факторам жизни общества». | 1 | ||
Тема 14. Дизайн во Франции в середине 60х годов. | Содержание | 2 | 1-2 |
1. Развитие дизайна во Франции в середине 60-х годов. Государственная поддержка дизайна. 2. Организации и журналы, продвигающие дизайн. Р. Талон: мебель, транспорт, фотоскульптуры, проект французского павильона в «Осаке-70» и др. Французский институт цвета, средовые работы. Связь с искусством авангарда. | 2 | ||
Раздел 3. Современный дизайн | |||
Тема 15. Дизайн Японии. | Содержание | 5 | 1-2 |
1. Изучение мирового опыта и возобновление собственных ремесленных традиций. 2. Взгляды на традицию и методику дизайнерского творчества К. Экуана. Его работы для фирмы «Ямаха» и пр. 3. Японская модель организации дизайна (сочетание государственного регулирования и общественного интереса). Подготовка дизайнеров в Японии, круг изучаемых предметов. Культурная и эстетическая наполненность японского дизайна. 4.Философия японского дизайна. (Теоретические основы японского дизайна. Концептуальные разработки последних лет (жилище, предметы, средства транспорт)). | 4 | ||
Практические занятия 6. Составление кроссворда на тему: «Организация дизайна в Японии. Кендзи Экуан». | 1 | ||
Самостоятельная работа 10. Подготовка информации по дополнительным источникам на темы: «Глобалистские устремления японских дизайнеров», «Сочетание национальной культурной традиции и интернациональных черт». | 3 | ||
Тема 16. Концептуальный дизайн. | Содержание | 3 | 1-2 |
1. Социальный и духовный кризис в Европе в шестидесятые годы и концептуальный дизайн. 2. Старый и новый венский дизайны. Понятие «Новая венская школа» (группы «Хаусрюккер», «Химмельб(л)ау»). 3. Итальянские группы «Суперстудия», «Аркизум», «Мемфис», «Алхимия» и т. п. Классификация альтернативных моделей дизайна 1970-х годов. Характеристика их социально-творческих программ. | 3 | ||
Тема 17. Итальянская модель дизайна. | Содержание | 5 | 1-2 |
1. Журнал «Домус». Д. Понти как теоретик и практик дизайна, создатель «Домуса». Манифест Д. Понти 1965 года. 2. Итальянская полиграфия. Подготовка дизайнеров в Италии в 1960-е – 1970-е годы. Фирма «Оливетти». Реформы А. Оливетти: социализм на отдельно взятом предприятии». Организация проектирования. Стиль «Оливетти». Сотрудничество «Оливетти» с М. Ниццоли, работы Э. Соттсасса и М. Беллини. 3. Э. Соттсасс – лицо итальянского дизайна. Керамика, компьютеры, пишущие машинки, оргтехника, мебель, архитектурные и интерьерные работы. Гуманитарная и культурная проблематика творчества Соттсасса. Философия творчества. Письмо Э. Соттсасса «Потому что опоздал самолет». 4. Стиль «Мемфис». М. Беллини. Мебель для интерьеров («развеществленные» мебель и бытовые приборы), конторское оборудование. Обзор отдельных явлении итальянского дизайна. Работы Д. Джуджаро, А. Манджаротти, А. Кастильони, А. Мендини, М. де Луки, А. Бранци и др | 4 | ||
Практические занятия 7. Выполнение тестового задания на тему: «Образ итальянского дизайна». | 1 | ||
Самостоятельная работа 11. Подготовка информации по дополнительным источникам. «Оливетти - формула итальянского дизайна? Этика и эстетика в деятельности фирмы Оливетти». | 3 | ||
Тема 18. Альтернативные и новейшие концепции дизайна. | Содержание | 2 | 1-2 |
1. Дизайн и перспективы цивилизации. 2. Современное общество и тенденции развития дизайна. | |||
Экзамен. | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дизайна.
Оборудование учебного кабинета:
- Посадочные места по количеству обучающихся;
- Рабочее место преподавателя;
3. Комплект учебно-методической документации;
4. Наглядные образцы изучаемых материалов
Технические средства обучения:
1. Мультимедийный проектор;
2. Компьютер;
3. Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, семинаров, выполнения обучающимися рефератов, отчетов о посещении музея.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- ориентироваться в исторических эпохах и стилях; | - наблюдение за выполнением практических заданий; - анализ выполнения и результатов практических работ (Практическое занятие №1,2, 3, 4, 5,6, 7.); - анализ результатов выполнения внеаудиторных самостоятельных работ (Самостоятельная внеаудиторная работа № 1, 2, 3, 7, 10.) - итог дифференцированного зачета. Экспертная оценка результатов выполнения реферата. Экспертная оценка результатов посещения музея. Экспертная оценка результатов тестирования. |
- проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования. | - наблюдение за выполнением практических заданий; - анализ выполнения и результатов практических работ (Практическое занятие № 1,2, 3, 4, 5,6, 7.); - анализ результатов выполнения внеаудиторных самостоятельных работ (Самостоятельная внеаудиторная работа № 3, 4, 5,6, 8, 11.) - итог дифференцированного зачета. Экспертная оценка освоения профессиональной компетенции. Экспертная оценка результатов проведения семинара. Экспертная оценка результатов посещения музея. |
Знания: | |
- основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; | - наблюдение за выполнением практических заданий; - анализ выполнения и результатов практических работ (Практическое занятие №1,2, 3, 4, 5,6, 7.); - анализ результатов выполнения внеаудиторных самостоятельных работ (Самостоятельная внеаудиторная работа №1, 2, 4, 6, 7, 9) - итог дифференцированного зачета Экспертная оценка результатов тестирования. Экспертная оценка результатов проведения семинара. |
- современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности. | - наблюдение за выполнением практических заданий; - анализ выполнения и результатов практических работ (Практическое занятие №1,2, 3, 4, 5,6, 7.); - анализ результатов выполнения внеаудиторных самостоятельных работ (Самостоятельная внеаудиторная работа № 3, 8, 9, 10) - итог дифференцированного зачета Экспертная оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения реферата. Экспертная оценка результатов проведения семинара. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСТАВРАЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ »
ОБСУЖДЕНО и ПРИНЯТО: Педагогическим советом СПбГБПОУ РХК
Протокол № ________ «______»_______________20____ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор СПбГБПОУ РХК
___________/О.Ю.Добрынина «_____»______________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО: ___________/ _________________ «_____»______________ 20____г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директор по НМР СПбГБПОУ РХК
___________/С.В.Минеева «_____»______________ 20____г |
Методические рекомендации
по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
ПМ.02 История дизайна
2020 г.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1391 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 « Дизайн (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34861), входящей в состав укрупненной группы профессий 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств», специальность 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» и учебного плана основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования СПб ГБП ОУ «Реставрационно-художественный колледж», утвержденного 28 августа 2020г
Специальность СПО | 54.02.01 «Дизайн по отраслям» |
Квалификация | -Дизайнер -ОКПР12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ», 3 разряд |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 2 года 10 месяцев |
На базе | среднего общего образования
|
Учебное заведение разработчик | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Реставрационно-художественный колледж» |
Количество часов (максимальное) | 155 часов |
Количество внеаудиторной самостоятельной работы | 52 часа |
Составители |
Банкова А.М. |
Рассмотрено на заседании Методического совета Колледжа
Протокол № 3_от «_28__» августа 2020г.
Рассмотрено на заседании методической комиссии
«Исполнитель художественно-оформительских работ»
протокол № 5 от « 28 » августа 2020г.
Председатель МК _________________/ К.А. Щипанкова
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………….…..…4
- Планирование внеаудиторной самостоятельной работы……………………………………………………………………6
- Самостоятельные работы……………………………….……..…9
Методические рекомендации по подготовке доклада……...….20
Методические рекомендации по выполнению реферата……...21
Методические рекомендации по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения ………………………....24
- Методические рекомендации по подготовке презентации …..25
- Пояснительная записка
Требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: освоение теоретических знаний об истории развития дизайна; приобретение умений применять эти знания в профессиональной деятельности; формирование необходимых компетенций.
В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
- проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования;
знать:
- основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;
- современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности;
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы должно способствовать дальнейшему формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций:
общих:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
профессиональных:
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.
Методические рекомендации включают:
- Планирование внеаудиторной самостоятельной работы;
- Задания к самостоятельной внеаудиторной работе, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
- Критерии оценки выполнения работ, форму предоставления работы и степени овладения обучающимися запланированных умений (освоенных компетенций).
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется: сдал/не сдал
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Номер самостоятельной работы |
Умения: | |
- ориентироваться в исторических эпохах и стилях; | СР№ 1, 2, 3, 7, 10. |
- проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | СР№ 3, 4, 5,6, 8, 11. |
Знания: | |
- основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; | СР№ 1, 2, 4, 6, 7, 9. |
- современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; | СР№ 3, 8, 9, 10. |
- Планирование внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование раздела, темы | Номер, название самостоятельной внеаудиторной работы | Количество часов, отведенных на ВСР | Форма контроля |
МДК 02.01. История дизайна | |||
Тема 1. Введение. Дизайн. | 1. Семинарское занятие на тему: «Первые теории дизайна: Джон Рескин, Уильям Моррис, Берн-Джонс». | 4 | Информационное сообщение |
Тема 2.Дизайн во второй половине XIX – первой половине ХХ века. | 2. 2. Составление презентации на тему «Мастера модерна». | 4 | Презентация |
Тема 3. Баухауз | 3. Составление презентации на тему: Мастера Баухауза: | 4 | Презентация |
Тема 4. Производственное искусство 1910-х — 1920-х годов в России. | 4. Подготовка к семинарскому занятию на тему: «Вхутемасовская модель дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика». | 4 | Информационное сообщение |
Тема 5. Работы «производственников» 1920-х годов | 5. Подготовка презентации на тему: «Дизайн и архитектура в России 1920-х годов. А. Родченко. Путь в дизайн. В. Татлин. Особенности проектной деятельности». | 4 | Презентация |
Тема 6. Американский дизайн 20х годов ХХ века. | 6. Подготовка презентации. Работы Д. Нельсона и его бюро: конторская мебель, выставка «Промышленная эстетика США», павильон США в Монреале в 1967 году: концепция выставки». | 4 | Презентация |
Тема 7. Американский дизайн как эффективная рыночная и социальная модель. | 7. Подготовка доклада на тему: «Альтернативные движения в американском дизайне», «Хай-тек». | 4 | Индивидуально на уроке. |
Тема 9. Дизайн в послевоенной Германии. | 8. Подготовка информации с помощью дополнительных источников: «Взаимосвязь внешней и внутренней форм в дизайне», «Проблема долговечности и морального старения в дизайне». | 4 | Информационное сообщение |
Тема 10. Советский промышленный, арт-дизайн, концептуальный дизайн 1940-х -1990-х годов. | 9. Составление презентации на тему: «Отечественный печатно-графический дизайн. Мастера. Работы. Книжная иллюстрация и книжный дизайн». | 8 | Презентация |
Тема 15. Дизайн Японии. | 10. Подготовка информации по дополнительным источникам на темы: «Глобалистские устремления японских дизайнеров», «Сочетание национальной культурной традиции и интернациональных черт». | 6 | Информационное сообщение |
Тема 17. Итальянская модель дизайна. | 11. Подготовка информации по дополнительным источникам. «Оливетти - формула итальянского дизайна? Этика и эстетика в деятельности фирмы Оливетти». | 6 | Информационное сообщение |
- Самостоятельная работа №1.
Тема 1. Введение. Дизайн.
Подготовка сообщения к семинарскому занятию на тему:
«Первые теории дизайна: Джон Рескин, Уильям Моррис, Берн-Джонс»
Задание: Подготовьте ответы на вопросы по теме.
1) Идеи Джона Рескина.
2) Уильям Моррис и Ко.
3) Совместное творчество с Берн-Джонсом.
Цели: знать различные представления о дизайне сегодня.
закрепление изученного материала.
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.
Порядок выполнения работы:
- Повторите изученный материал.
- Обсудите в группе предложенные вопросы, проанализируйте ответы.
Критерии оценивания
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу).
2. Работа выполнена аккуратно.
5 сдал | 2 не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №2
Тема 2. Дизайн во второй половине XIX – первой половине ХХ века.
Задание: Составление презентации на тему: «Мастера модерна».
Цели: знание об истоках возникновения модерна;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: компьютер.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить презентацию по теме.
Вопросы для проверки:
1) Промышленная революция конца XIX века.
2) Модерн в Европе как преддизайн.
3) Развитие идей Морриса в Германии.
Критерии оценивания
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу).
2. Работа выполнена аккуратно.
Темы для презентаций:
1) Анри Ван де Вельде
2) Чарльз Макинтош.
3) Эйлин Грей
4) Ле Корбюзье
5) Пьер Жаннере
6) Шарлотта Перьян
7) Жан Пруве
8) Алвар Аалто
9) Де Стейл
10) Петер Беренс
11) Артур Макмердо
12) Уильям Моррис
13) Берн-Джонс
14) Джон Рескин
15) Виктор Орта
16) Эктор Гимар
17) Антонио Гауди
18) Рене Лалик
19) Огюст Роден
20) Альфонс Муха
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №3.
Тема 3. Школа Баухауз.
Задание: Составление презентации на тему: Мастера Баухауза.
Цели: Знание о вкладе мастеров Баухауза в развитие дизайна;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: компьютер.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить презентацию по теме.
Вопросы для проверки:
1) Где и в какое время жил архитектор?
2) В какой группе состоял архитектор?
3) Вклад в развитие дизайна.
Критерии оценивания
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу).
2. Работа выполнена аккуратно.
Темы для презентаций:
1) Анри Ванде Вельде
2) Чарльз Макинтош.
3) Эйлин Грей
4) Ле Корбюзье
5) Пьер Жаннере
6) Шарлотта Перьян
7) Жан Пруве
8) Алвар Аалто
9) Де Стейл
10) Петер Беренс
11) Артур Макмердо
12) Уильям Моррис
13) Берн-Джонс
14) Джон Рескин
15) Виктор Орта
16) Эктор Гимар
17) Антонио Гауди
18) Рене Лалик
19) Огюст Роден
20) Альфонс Муха
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №4.
Тема 4. Производственное искусство 1910-х — 1920-х годов в России.
Задача: Подготовка сообщения на тему: «Вхутемасовская модель дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика».
Цели: Знание вклада ВХУТЕМАСа в развитие дизайна;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить сообщение по теме.
Вопросы для проверки:
1) Расшифруйте название ВХУТЕМАС.
2) Вследствие чего появилось это объединение?
3)Деятельность ВХУТЕМАСа.
4) Основные деятели.
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №5.
Тема 5. Работы «производственников» 1920-х годов.
Задание: Подготовка презентации на тему: «Дизайн и архитектура в России 1920-х годов. А. Родченко. Путь в дизайн. В. Татлин. Особенности проектной деятельности».
Цели: Знание работы «производственников» 1920-х годов;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить сообщение по теме.
Вопросы для проверки:
1) В. Татлин, Летатлин, Стул из гнутого дерева.
2) А. Родченко.
3) Фотомонтажи и фотоиллюстрации. Реклама.
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №6.
Тема 6. Американский дизайн 20х годов ХХ века.
Задание: Подготовка презентации. Работы Д. Нельсона и его бюро: конторская мебель, выставка «Промышленная эстетика США», павильон США в Монреале в 1967 году: концепция выставки.
Цели: Знание концепции развития американского дизайна 20х годов ХХ века;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты:компьютер.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить презентацию по теме.
Вопросы для проверки:
1) Деятельность американских музеев по «привитию» дизайна. Феномен Р. Лоуи.
2) История холодильника «Колдспот».
3) Проблемы идентификации американского дизайна.
сдал | несдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
- Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №7.
Тема 7. Американский дизайн как эффективная рыночная и социальная модель.
Задание: Подготовка доклада на тему: «Альтернативные движения в американском дизайне», «Хай-тек».
Цели: Знание философии и практики стайлинга;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить доклад по теме.
Вопросы для проверки:
1) Стайлинг. Хай-тек.
2) Механизмы воздействия на потребителя.
3) Понятие «альтернативной цивилизации».
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №8.
Тема 9. Дизайн в послевоенной Германии.
Задание: Подготовка сообщения с помощью дополнительных источников информации: «Взаимосвязь внешней и внутренней форм в дизайне», «Проблема долговечности и морального старения в дизайне».
Цели: Знание особенностей послевоенного дизайна Германии;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить сообщение по теме.
Вопросы для проверки:
1) Социологический и функционалистский метод Ульма.
2) Мебельный и приборный стили "Браун".
3) Фирма «Лёве» и др.
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №9.
Тема 10. Советский промышленный, арт-дизайн, концептуальный дизайн 1940-х -1990-х годов.
Задание: Составление презентации на тему: «Отечественный печатно-графический дизайн. Мастера.
Цели: Знание мастеров отечественного печатно-графического дизайна;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: компьютер.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить презентацию по теме.
Вопросы для проверки:
1) Журнал «РТ».
2) АКБ транспортного машиностроения.
3) Автобус ПАЗ-Турист-Люкс М. Демидовцева.
3. Литература подбирается индивидуально.
Рекомендованная литература:
1. Литература подбирается самостоятельно.
Темы презентаций:
1) А.А.Сидоров,
2) В.К.Охочинский,
3) Я.А.Тугендхольд,
4) В.П.Полонский,
5) Б.С.Земенков,
6) Н.М.Тарабукин,
7) П.М.Дульский,
8) М.Г.Шерешевский,
9) Р.Г.Дрюбин,
10) Г.Т.Горощенко,
11) Б.В.Лушников
12) И.Я. Билибин,
13) Ю.А. Васнецов,
14) Н.А. Соколов,
15) П.Н. Крылов
16) Н.Ф. Лапши́н
17) М. А. Фа́ббри
18) Я.М. Гуминер
19) Д.С. Орлов (Д. Моор)
20) Н.Н. Ватолина
Самостоятельная работа №10.
Раздел 3. Современный дизайн
Тема 15. Дизайн Японии.
Задание: Подготовка сообщения по дополнительным источникам на темы: «Глобалистские устремления японских дизайнеров», «Сочетание национальной культурной традиции и интернациональных черт».
Цели: Знание философии японского дизайна;
закрепление изученного материала;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить сообщение по теме.
Вопросы для проверки:
1) Изучение мирового опыта и возобновление собственных ремесленных традиций.
2) Подготовка дизайнеров в Японии.
3) Теоретические основы японского дизайна.
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
Самостоятельная работа №11.
Тема 17. Итальянская модель дизайна.
Задание: Подготовка сообщения по дополнительным источникам. «Оливетти- формула итальянского дизайна? Этика и эстетика в деятельности фирмы Оливетти».
Цели: Закрепление знаний о развитии итальянского дизайна;
развитие аналитических способностей.
ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов. | - ориентироваться в исторических эпохах и стилях; - проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования; | - основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; - современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности; |
Форма выполнения: творческая работа.
Материалы и инструменты: тетрадь, ручка.
Порядок выполнения работы:
1. Повторите изученный материал.
2. Ответить на вопросы для проверки.
3. Подготовить сообщение по теме.
Вопросы для проверки:
1) Д. Понти как теоретик и практик дизайна, создатель «Домуса».
2) Реформы А. Оливетти: социализм на отдельно взятом предприятии».
3) Стиль «Мемфис».
сдал | Не сдал |
1. Творческая работа выполнена полностью и правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена аккуратно. | 1. Творческая работа выполнена не полностью и не правильно (согласно изученному материалу). 2. Работа выполнена неаккуратно. |
Рекомендованная литература:
1. Сокольникова Н.М. История дизайна : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240 с., [32] с. цв. вкл. : ил. ISBN 978-5-4468-1565-4
4.Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада:
1. Определение цели доклада.
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6. Композиционное оформление доклада.
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8. Выступление с докладом.
9. Обсуждение доклада.
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
- название доклада;
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- интересную для слушателей форму изложения;
- акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
5.Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой обучающийсяа.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 1-2 |
Основная часть | 7-10 |
Заключение | 1-2 |
Список использованных источников | 1-2 |
Приложения | Без ограничений |
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
- обосновывается актуальность выбранной темы;
- определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
- описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
- кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел обучающийся в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающийсяом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 5. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4 (210х297 мм). Выполнение работы ОБЯЗАТЕЛЬНО осуществлять печатным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала.
Для работ, выполненных на компьютере, используется шрифт Times New Roman, размер – 14 pt[1]. По ГОСТу к работе предъявляются следующие требования:
- на странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания;
- в каждой строке содержится до 60 знаков;
- количество строк на каждом листе не должно превышать 30.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее - 20 мм, верхнее – 20 мм.
Заголовки структурных элементов работы («Содержание», «Введение», «Заключение», «Список литературы») следует располагать в середине строки (по центру), без точки в конце. Заголовки должны быть набраны маленькими (строчными) буквами, первая буква – заглавная (прописная). От текста заголовки разделяются сверху и снизу пустой строкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (внизу страницы, от центра). Номер страницы проставляют единообразно без точки в конце. Титульный лист, включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
- специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
6.Методические рекомендации по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающийсяа и определяются преподавателем.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Этапы подготовки сообщения:
- собрать и изучить литературу по теме;
- составить план или графическую структуру сообщения;
- выделить основные понятия;
- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- оформить текст письменно;
- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- наличие элементов наглядности.
7.Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Примерная структура презентации
Титульный лист | 1 слайд |
Описание объекта и предмета исследования, целей и задач проводимой работы, анализ проведенной работы | 1-2 слайда |
Основная часть | Необходимое количество слайдов |
Краткие выводы | 1-2 слайда |
При подготовке презентации необходимо учитывать, что на один слайд необходимо от 50 секунд до 1 минуты.
Этапы подготовки презентации:
- Сбор и анализ информации для презентации. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- Установить логическую связь между элементами темы.
- Создать проект презентации на бумажном носителе.
- Создать электронную презентацию в программе MS Power Point.
- Настроить анимации, подготовить слайд-фильма к показу.
- Оформить работу и предоставить к установленному сроку.
- Репетиционная демонстрация презентации. Настройка времени показа и управления презентации. Устранение возможных технических неполадок.
- Демонстрация презентации
Критерии оценки:
- актуальность темы;
- соответствие содержания презентации теме;
- глубина проработки материала;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
[1] Размер шрифта (кегль), его высота задается в пунктах. Пункт – единица, принятая в полиграфии. Обозначается буквами pt (пт). 1 pt – 0,352 мм.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 05 География гуманитарного профиля для специальности 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)
Настоящая программа учебной дисциплины География ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Естествознание название учебной дисциплины 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.02 "Обществознание" по специальности 54.02.01 "Дизайн (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС), Учебного плана по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экономика организации» для специальности 54.02.01 "Дизайн (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 5...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальности 09.02.05 Прикладная информатика (в дизайне)
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)» предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательн...
Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна"
Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна" по ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных для студентов СПО специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах....