Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».
план-конспект урока на тему

Панова Валентина Николаевна

Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины   XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 19vek.zip1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Калужской области

«Калужский колледж сервиса и дизайна»

Повторительно – обобщающий урок по теме

«История России 1 половины 19 века»

Автор -

Панова Валентина Николаевна-

преподаватель истории и английского языка

 

                                           

Калуга 2015

                Повторительно – обобщающий урок по теме

«История России 1 половины 19 века»

Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме, проверить знания учеников и степень усвоения материала, проследить причинно-следственные связи событий 1 половины XIX века.

Задачи:

- обучающие

-повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины   XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени.

-развивающие

формировать способность аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы;

формировать умения работать с учебным материалом  и Интернет- ресурсами,

-воспитательные:

воспитывать способности самостоятельно добывать знания;

ответственность при работе с компьютером и учебником.

Оборудование:  Презентация, карточки, тесты, сообщения учащихся.

Класс делиться на 3 группы.  Каждая группа зарабатывает за выполнение заданий определенное количество баллов. В конце урока подсчитывается общее количество и определяется оценка группы.   Эксперт из числа учащихся фиксирует правильность ответов.   Каждая группа готовит 1 сообщение о великом полководце и короткое сообщение об одном из царей.  (Не более 5минут  на каждую группу).

1)        Павел I,   М.Б. Барклай-де-Толли

2)        Александр I,  А.П. Ермолов

3)        Николай I,   П.С. Нахимов

Ход урока:

 Организационный момент.   Сегодня мы с вами в течение 2 уроков повторим пройденный материал по истории России  1 половины 19 века.

1-ое задание.

Учитель. Какие императоры правили в 1 половине 19 века? Учащиеся отвечают.

 Давайте попробуем отгадать о ком идёт речь?  

Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда. (Пушкин А.С. об Александр I.)

2. «В области культуры и просвещения из-за страха перед революцией во Франции, сократилось количество типографий и изданий книг, печатались только учебники..».                (О Павле I)

3.  Он мало царствовал, но много начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь сослал

И пятерых – повесил!

(Эпиграмма Пушкина А.С.  на Николая I.)

4. «Не богу ты служил и не России. Служил лишь суете своей. И все дела твои – и добрые и злые, - всё было ложь в тебе, все призраки пустые! Ты был не царь, а лицедей».  (Царствование  Николая Первого, крах в Крымской компании. Ф.И. Тютчев.)

5. «Гроза 12года настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?»   (Пушкин А.С.   о войне 1812 года.)

 6. Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

        (Пушкин А.С. Друзьям  (стихотворение о Императоре Николае I)

7. «Он человек! Им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомненья и страстей.

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей».

(Пушкин А.С.   об Александре  I.)

 8. Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал…   (Пушкин А.С.  об Александре I.)

9.   «В нём не было и смягчающих необузданные порывы власти милосердия или жалости. Ни в чём не повинные или виноватые лишь в юношеском легкомыслии молодые люди в течение многих лет подвергались самым суровым наказаниям. Декабристов он гнал до конца, не выпуская их из ссылки и не позволяя им даже воспитывать своих детей в России». (Б.Н. Чичерин — юрист, историк, профессор государственного     права     Московского     университета.  О Николае  I).

1-ое задание. Сообщение.

Презентация. Слайды №2-4.

А) Павел I.  1группа на фоне слайда рассказывают о нём коротко.

Б) Александр I.  Сообщение 2 группы.

В) Николай I.     Сообщение 3 группы.

 

2-ое задание.

Работа над основными понятиями.  Соотнесите понятия и определения.

На столах учащихся листочки  - определения понятий. Учитель называет термин, учащиеся отвечают на скорость (1 балл за правильный ответ).

Определения.

1. Переход  от мануфактурного к крупному фабричному и заводскому производству.

2. Неофициальный совещательный орган при Александре 1, созданный в 1801г. для подготовки государственных реформ.

3.Союз, заключенный 26 сентября 1815г. Россией, Пруссией и Австрией в Париже после падения империи Наполеона.

4.Особая организация войск Российской империи в 1810-1857гг., при которой воинская служба совмещалась с обработкой земли.

5.Государственное устройство, при котором абсолютная власть монарха ограничена системой выборных представительных учреждений.

6.Члены тайных обществ 1816-1825гг. Объединяли революционного настроенных дворян, поднявших 14 декабря, 1825г. восстание против самодержавного устройства России и крепостничества.

7.Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

8. Исполнительный орган Третьего отделения, существовал в России с 1827г., выполняя функции политической полиции.

9.Охранительная политика периода царствования Николая 1. Основа теории - триединая формула: православия, самодержавие, народность.

10. Идеология рабочего движения, провозгласившего главной целью утверждение социальной справедливости.

Термины:

А.        Промышленный переворот

Б.        «Негласный комитет»

В.        «Священный союз»

Г.        Военные поселения

Д.        Конституционная монархия

Е.        Декабристы

Ж.        Цензура

З.        Жандармский корпус

И.        Теория « официальной народности»

К.        Социализм

3-е задание.  Знаешь ли ты даты?

На партах - карточка каждой группе.  Отвечают письменно и сдают эксперту. Время -5 минут.

Найти соответствия события - даты.  

1) Министерская реформа                                              А)1803г

2)Указ о «вольных хлебопашцах»                                 Б)1802г

3)   Аустерлицкое сражение                                           В)12 июня 1812г

4) Начало Отечественной войны                                   Г)1830г

5) «Государственная уставная грамота

 Российской империи»                                                    Д)1805г

6)Выступление на Сенатской площади                        И) 1833г

7) Первое издание  «Свода законов»

 Российской империи                                                      К)1849г

8)Суд и инсценировка расстрела петрашевцев            л)14 декабря 1825г

9)Крымская война                                                           м)1839-1883гг

10)Храм Христа Спасителя в Москве                           н)1853-1856гг

4-е задание.   Выдающиеся личности

Каждая группа делает задание на листочке. Сдает эксперту.

Найти соответствие личности – заслугам.

 

1) М.М. Сперанский                А) Составитель «Конституции», член        

                                                   «Северного  общества».

2)М.Б. Барклай де Толли         Б) Осуществил реформу управления                                                                                                              

                                                        государственной деревней .

3)А.П. Ермолов                         В) министр народного просвещения, разработчик

                                                       теории «официальной народности».

4)Н.М. Муравьев                      Г) Полководец, командовавший русскими

                                                      войсками в1812 г., после соединения

                                                      армий в Смоленске.

5)С.С. Уваров                           Д) Полководец, участник войны 1812 г..,

                                                       «покоритель Кавказа».

6)П.Д. Киселев                         Е) Приближенный Александра 1,  автор

                                                       проекта государственного    

                                                       переустройства России.

7)Е.Ф. Канкрин                         Ж) Адмирал, руководивший защитой

                                                        Севастополя.

8)Т.Н. Грановский                    З) Представитель славянофильства.

9)А.С. Хомяков                         И) Министр финансов при Николае 1,

                                                     автор денежной реформы.

10)П.С. Нахимов                       К) Западник.

5 -е задание.   Великие полководцы.  Слайд №5-8.

1)        М.Б. Барклай-де-Толли – сообщение 1 группы

2)        А.П. Ермолов – сообщение 2 группы

3) П.С. Нахимов – сообщение 3 группы

6 -е задание.   Отечественная война 1812 г. Отвечают на скорость. Слайды  №9-10.

Каждая группа делает задание на листочке. Сдаёт эксперту.

  1. Какова была численность русских армий в начале войны с Наполеоном? Кто ими командовал?
  2. При каких обстоятельствах и когда М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим?
  3. Какова была численность армий и соотношение сил воюющих сторон накануне Бородинского сражения?
  4. Какие планы дальнейшего ведения войны предлагал Кутузов на Совете в Филях?
  5. Когда Наполеоновская армия покинула пределы России?

7-е задание Тестирование.

Вариант-1.

1. Ирбит, Нижний Новгород, Ростов Великий – что объединяет эти города?

А) они были крупнейшими российскими ярмарками;

Б) между ними была построена первая российская железная дорога;

В) в них при Александре I были открыты первые университеты;

Г) они были  фабричными центрами страны.

2.Что предлагал М.М. Сперанский в своем проекте реформ?

А) установить в России конституционную монархию;

Б) сохранить самодержавие с небольшими политическими уступками аристократии;

В) установить в России конституционную республику;

Г) установить в России аристократическую (дворянскую) республику.

3.В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах?

А) 1800г.;                В) 1803 г.;

Б) 1801 г.;                Г) 1812 г.

4. Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) М.М. Сперанский;                 В) А.А. Аракчеев;

Б) А.Х. Бенкендорф;                    Г) А.Н. Радищев.

5. В.Кожина,   Г.Курин,  Е.Четвертаков,  Д.Давыдов   известны тем, что

А) спасли Кремль от взрыва при отступлении из Москвы армии Наполеона,

Б) они первыми записались в Петербургское ополчение под командованием  М.Кутузова,      

В) они возглавляли партизанские отряды,

Г) первыми получили медали «Народное ополчение».

6.Какой орган власти, задуманный М.М. Сперанским, так и не был открыт в России в первой половине XIX века?

А) Совет министров;                 В) Государственная дума;

Б) Государственный совет;       Г) Государственное собрание.

7. Когда произошла битва под Аустерлицем?

А) в 1805 г.;       В) в 1813 г.;

Б) в 1807 г.;        Г) в 1812 г.

8. После какого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге?

А) под Малоярославцем;         В) под Тарутиным;

Б) под Смоленском;                  Г) после Бородинского сражения.

9.Восстание на Сенатской площади произошло:

А) 4 декабря 1800 г.;                     В) 14 декабря 1825 г.;

Б) 5 декабря 1815 г.;                      Г) 15 декабря 1864 г

10.Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и разработанными ими программными документами, проектами:

А) П.А.Пестель;                      1) «Введение к уложению государственных законов»

Б) М.М. Сперанский;              2) «Уставная грамота Российской империи»

В) А.А. Аракчеев;                    3) «Русская правда»

Г) Н.М. Муравьев;                   4) «Конституция»

                                                   5) «Указ об учреждении военных поселений»

Вариант -2.

1.Указ о вольных хлебопашцах:

А) даровал личную свободу  государственным крестьянам;

Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев;

В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян на волю за выкуп;

Г) наделил крестьян землей.

2.Какая ярмарка была крупнейшей в России?

А) Ирбитская;             В) Нижегородская;

Б) Харьковская;          Г) Московская.

3. На военном совете в Филях было принято решение

А) создавать войска народного ополчения ;                        

 Б) издать манифест об окончании войны;

В) назначить Главнокомандующим армией М. Кутузова;

Г) Оставить Москву и отступить на юг.

 4. Важнейшим вопросом внешней политики России во второй четверти XIX века был: А) «восточный вопрос»; Б) отношения с Англией; В) борьба за безопасность России на Балтике; Г) борьба за влияние России на Дальнем Востоке.

5.Первая в России железная дорога связала:

А) Москву и Петербург;                              В) Петербург и Царское Село;

Б) Петербург и Варшаву;                             Г) Киев.

6. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был членом декабристских организаций:

А) Н.М. Муравьев;          Г) К.Ф. Рылеев;

Б) П.И. Пестель;               Д) Ф.Ф. Беллингсгаузен;

В) А.А. Аракчеев;            Е) Н.Н. Раевский.

Укажите правильный ответ: 1) АДЕ;    2) АБД;    3) БВГ;    4) АБГ.

7. Учреждение министерств  в   России произошло

 А) 8 сентября 1802 г.       Б) 12 марта 1801 г.         В) 4 апреля 1826 г.               Г)1 января 1810 г.

8. Политический строй в России в XIX веке – это:

А) парламентская монархия;

Б) конституционная монархия;

В) республика;

Г) самодержавие.

9. Кто из нижеперечисленных государственных деятелей был инициатором и организатором введения военных поселений

А) Н.Н.Новосельцев.       Б) А.А. Аракчеев.             В) Г.Г.Орлов.              Г) А.Х. Бенкендорф.

10. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) изгнание наполеоновских войск из России;

Б) учреждение Государственного совета;

В) указ о «вольных хлебопашцах»;

Г) создание Южного и Северного общества.

Подведение итогов.    

Ключи к заданиям.

3-е задание.  Знаешь ли ты даты?

1-Б,  2-А, 3-Д, 4-В,5-Г,   6-Л,  7- И, 8-К, 9-Н, 10-М.

4-е задание.   Выдающиеся личности

1-Е,  2-Г, 3-Д, 4-А, 5-В, 6-Б, 7-И, 8-К, 9-З, 10-Ж.

6 -е задание.   Отечественная война 1812 г.

  1. 590 тыс. человек; 3 армии; М.Б.Барклай де Толли, П.И.Багратион, А.П.Тормасов.
  2. После того как в начале августа 1812 г. Московское и Петербургское ополчение избрали М.И.Кутузова своим начальником.
  3. Русских – 132 тыс., французов – 135 тыс. человек.
  4. Настаивал на сражении, Барклай де Толли предлагал отступать к Волге.
  5. В ноябре 1812 г.

7-е задание. Тестирование.

Вариант-1.

1-А, 2-А, 3-В,4-В, 5-В, 6-Г, 7-А, 8-Б, 9-В, 10. А-3,Б-1, В-5, Г-4.

Вариант-2.

1-В, 2 - В, 3 - Г, 4 – А, 5 - В,  6-4, 7- А, 8- Г, 9 - Б, 10 - В, Б, А, Г.

Список использованной литературы:

Поурочные разработки по истории России. Серов  Б.Н., Лескинен М.В. Москва. 2003г.

Игры и занимательные задания по истории, Дрофа, Москва,2003.

Г.А.Кулагина.  Сто игр по истории. Пособие для учителя. Москва.  Просвещение, 1983.

Тесты по истории России. XX - начало XXI века. 9 класс. К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. - Симонова Е.В.

История. 10-11 классы. Редактор тестов. Компакт-диск для компьютера: Тематические тесты.

http://www.history-illustrated.ru/article_231.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_I_%E2_%EB%E8%F2%E5%F0%E0%F2%F3%F0%E5

http://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/tss/tss-1931.htm

http://www.imperialhouse.ru/rus/history/dynasty/literature/poetry/2480.html

http://www.gumfak.ru/otech_html/pushkin/tekst/391.html

http://az.lib.ru/c/chicherin_b_n/text_1904_vospomimania.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Древнерусское государство в IX- XII веках"

Конспект направлен на развивающее повторение  и обобщение знаний учащихся, используются дифференцированные задания, тестовый материал, работа с картой....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Право»

методическая разработка включает в себя презентацию для проведения викторины и методическую разработку урока...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Газы и их свойства»

Данная методическая разработка урока подготовлена как повтортельно-обощащий урок по теме "Газы и их свойства". (учебник А.Е.Гуревич "Физика 7 класс")...

Методическое пособие на тему: Повторительно-обобщающий урок по дисциплине "Основы проектирования строительных конструкций"

Необходимость решать важнейшую проблему активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения привела меня к решению проводить повторительно-обобщающий урок по дисциплине «Основы...

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)

Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихс...

Методическая разработка урока - викторины по истории по теме: "История России с древнейших времён до XVII века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Методические рекомендации урока по истории на тему «История России с древнейших времён до XVII века» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с у...