Разработка урока "Власть и реформы в России первой половины XIX века. Николай I Павлович".
учебно-методическое пособие по теме
Разработка урока, посвященного личности Николая I Павловича и реформам в России второй половины ХIХ века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 17.05 КБ |
istoriya_1.pptx | 882.9 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Власть и реформы в России первой половины XIX века. Николай I Павлович».
Цель: - сформировать у учащихся представление о личности и мероприятиях в области государственного управления императора Николая I.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся представление об особенности личности императора Николая 1 сравнивая его и предшествующего императора Александра 1.
- Познакомить с основными указами и реформами императора и связанными с ними именами выдающихся деятелей.
- Попытаться проследить различия и сходства внутренней политики Николая 1 и его предшественника Александра 1.
Развивающие:
- Развить умение, обобщая и систематизируя пройденный материал, подвести итог правления императора.
- Проделать сравнительный анализ правлений императоров Николая 1 и Александра 1.
- Сформулировать собственную точку зрения, ответив на вопрос : «Какой царь и какая политика все же более подходящая для России?»
Воспитательные:
- Способствовать оживлению интереса к истории России; воспитать чувство патриотизма, размышляя об идее и судьбе декабристов, анализируя либеральные идеи Александра 1 и жесткий курс Николая 1.
Тип урока: урок-лекция.
Методы:
- Устные – с элементами объяснения, рассуждения.
- Наглядные – с использованием видеозаписи и слайдов.
- Сравнительные – анализируя правление Николая 1 с его предшественником.
Технические средства (оборудование): Доска, проектор и слайды, фрагмент видеозаписи-передачи о декабристах, раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент (Приветствие, объявление темы)
- Письменный опрос-повторение ранее изученного материала (Правление Александра 1, восстание декабристов)
- Основная часть – изучение нового материала.
- Личность императора Николая 1
- Мероприятия по укреплению самодержавия
- Идеология и образование
- Крестьянский вопрос
- Самостоятельная работа на закрепление материала – 1)анализируя правление Александра 1 и Николая 1 заполнить сравнительную таблицу;
2) попытаться сформулировать свое мнение об идеальном строе и идеальном правителе – высказать и обсудить его в классе.
5. Обратная связь – впечатления учеников об уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Как звали родителей Александра 1? 2. Как в истории называется событие, в результате которого Александр 1 пришел к власти? 3. Как назывался неофициальный кружок, членом которого был сам Александр 1? 4.Какому сподвижнику Александра принадлежала идея появления Государственной Думы и Государственного Совета? 5.С каким государством Александр 1 заключил Тильзитский мир? 6 .Назовите дату битвы при Аустерлице. 7 .Против какого государства Наполеон организовал континентальную блокаду? 8 .С именем какого сподвижника Александра 1 связаны «военные поселения»? 9.Какой вопрос обсуждали на совете в Филях? 10. В какой социальной среде возникло движение декабристов? 11. Вспомните хотя бы одно название первых тайных организаций? 12. Какая форма правления должна быть в России согласно «Русской правде» Пестеля 13. Назовите дату восстания декабристов. Вопросы для самопроверки
1. Павел 1 и Мария Федоровна. 2. Дворцовый переворот. 3. Негласный комитет 4.М. М. Сперанский 5. Франция 6.1805 7.Великобритания 8. А. А. Аракчеев 9. Отдавать ли Москву войскам Наполеона. 10. В дворянской среде. 11. «Союз спасения», «Союз благоденствия». 12. Республика 13. 14 декабря 1825 год О тветы
Кодификация законов М.М. Сперанским были собраны и расположены в хронологическом порядке все законы, изданные с 1649 года (45 томов). 1832 – издан 15-и томный Свод Законов Российской империи.
Корпус жандармов Во главе с А. Х. Бенкендорфом был создан корпус жандармов с целью следить за настроениями в обществе, выявлять и пресекать крамолу.
Создание официальной идеологии , творцом которой стал С. С. Уваров. Её основа - « уваровская » троица: - Православие – русский народ глубоко религиозен; - Самодержавие – русский народ предан престолу; - Народность – русский народ придерживается собственных традиций и отвергает иностранное влияние Теория официальной народности была положена в основу преподавания в школах и университетах. Теория официальной народности
- Запрет принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. 1835 – Университетский устав, который лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Существенно пересмотрены программы учебных заведений. Система образования
Александр I «Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную навсегда запретил» « Крепостное право есть зло… но прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным ». Крестьянский вопрос Николай I
Было изменено управление государственной деревней. Значительно увеличились земельные наделы государственных крестьян, были сформулированы права и обязанности крестьян. 1842 – (вторая часть реформы) появляется указ об обязанных крестьянах , который несколько расширил возможности помещиков освобождать крепостных. 1835-1837 – реформа государственной деревни П. Д. Киселева
1837 – открыта первая железная дорога протяженностью 27 км, связавшая Петербург с Царским селом. Железная дорога
Александр I Характер и личность (интересы, образование, воспитание); Отношение к самодержавию; Отношение к «тайным обществам» Отношение к крепостному праву. Ваше отношение. Характер и личность (интересы, образование, воспитание ); Отношение к самодержавию; Отношение к «тайным обществам» Отношение к крепостному праву . Ваше отношение. Сравнительная таблица Николай I
Александр I Блестящее образование, характер мягкий и обходительный; воспитатель Фридрих Лагарп – республиканец и сторонник идей Просвещения. Курс на ограничение самодержавия. Политический сыск, строгая цензура. «Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную навсегда запретил» Интересовало лишь военное дело и «техника»; непокорный характер. «Самодержавие – единственно возможная форма правления для России» Не воспринимал всерьез. «Крепостное право есть зло… но прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным». Сравнительная таблица Николай I
Ваши чувства Удовольствие Радость Восторг Гордость Уверенность Симпатия Благодарность Спокойная совесть Жизнелюбие Вдохновение Любопытство Удивление Безразличие Спокойствие Интерес Неудовольствие Печаль Тревога Растерянность Обида Разочарование Возмущение Скука Неуверенность Неудовлетворенность собой Равнодушие Жалость Стыд Лень Неловкость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».
Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....
Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв.
Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв....
Тема: « Культура и искусство первой половины XX века»
на прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии культуры, познакомимся с основными направлениями развития кул...
Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"
Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"...
Экономисемкое и социальное развитие России первой половины ХIХ века.
Краткий конспект занятия....
Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей
Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины 19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....
Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»
В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...