Организационная деятельность обучающихся ( методы, формы, средства)
рабочая программа
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (по видам), входящей в укрупненную группу 072601 "Культура и искусство", по направлению подготовки 54.00.00 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы". Целями преподавания курса являются: овладение знаниями по основам теории декоративно-прикладного искусства, формирование и развитие умений и навыков, творческого подхода к проектированию и изготовлению изделий по отдельным видам декоративно-прикладного искусства; развитие и формирование духовной культуры личности студентов, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование национального самосознания через овладение национальным культурным наследием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ud_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_i_narodnye_promysly_138chas.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
2020г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладного искусство и народные промыслы (по видам).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Разработчик:
Жабуева Очирма Жамсуевна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы (по видам), входящей в укрупненную группу 070000 Культура и искусство, по направлению подготовки 54.00.00 Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять вид и давать характеристику изделиям народных художественных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-виды народных художественных промыслов и их национально-культурные традиции и стилистические особенности;
-основы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов;
-меры государственной поддержки народных художественных промыслов.
Формируемые ОК:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 11. | Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. |
Формируемые ПК:
ПК1.2. | Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале. |
ПК1.3. | Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства. |
ПК 1.6. | Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства. |
ПК 1.7. | Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. |
ПК 2.2. | Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями. |
ПК 2.3. | Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства. |
ПК 2.6. | Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -158 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -106 часов;
самостоятельной работы обучающегося -52 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 158 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 106 |
в том числе: | |
практические занятия | 52 |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
в том числе: | |
| |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, место в искусстве и народном творчестве. | 158 = 52срс+106(46+8кр+52 лпз) | 42 (20 + 18 +4) | ||
Содержание учебного материала | 20 | 1 | ||
1 | Введение. Декоративно-прикладное искусство. Предмет, задачи и содержание дисциплины. Роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни.Профессиональная терминология. Современное состояние, достижения и перспективы развития декоративно-прикладного искусства | |||
2 | Художественная роспись по эмали. Основные виды росписи по эмали. Художественная роспись по эмали. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью по эмали. | 2 | ||
3 | Художественная роспись ткани. История возникновения батика. Художественная роспись ткани. Виды художественной росписи ткани. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью ткани. | 2 | ||
4 | Художественная роспись по дереву. Виды народных промыслов по росписи по дереву. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью по дереву. Художественная резьба по дереву. Народные промыслы резьбы по дереву. | 2 | ||
5 | Художественная резьба по кости. Косторезное искусство. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественной росписью по кости. | 2 | ||
6 | Художественная резьба по камню. Художественная резьба по камню. Основные виды резьбы по камню. Развитие камнерезного искусства. | 3 | ||
7 | Художественное ткачество и ковроткачество. Виды художественного ткачества. История ковроткачества. Художественно-технические приемы изготовления изделий с художественным ткачеством и ковроткачеством. Художественно-технические приемы изготовления изделий. Художественное кружевоплетение. | 3 | ||
8 | Художественная керамика. Виды художественной керамики. История развития керамического искусства у разных народов. Художественно-технические приемы изготовления керамики. Художественное стекло. Художественно-технические приемы изготовления художественного стекла. | 3 | ||
9 | Художественный металл. История возникновения художественного металла. Художественно-технические приемы изготовления художественного металла. | 3 | ||
10 | Современные изделия декоративно-прикладного искусства. Современные виды декоративно-прикладного искусства. Технологические и эстетические традиции при изготовлении современных изделий декоративно-прикладного искусства | 3 | ||
Практические занятия | 18 | |||
1 | Определение видов декоративно-прикладного искусства. | |||
2 | Выполнение зарисовок с натуры изделий декоративно-прикладного искусства. | |||
3 | Экскурсия в местный художественный (краеведческий) музей. | |||
4 | Ознакомление с экспозицией по истории и культуре родного края. | |||
5 | Овладение приемами росписи цветов в городецкой росписи. | |||
6 | Овладение приемами росписи листьев в городецкой росписи. | |||
7 | Выполнение гирлянды в городецкой росписи. | |||
8 | Выполнение росписи коня в городецкой росписи. | |||
9 | Выполнение травного орнамента в хохломской росписи | |||
Контрольная работа по теме «Декоративно-прикладное искусство» | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Определить виды декоративно-прикладного искусства по образцам. Написание рефератов на темы: «Виды декоративно-прикладного искусства», «Декоративно-прикладное искусство». Подготовка к практической работе. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. Выполнение презентаций. | 20 | |||
Тема 2. Народные художественные промыслы | Содержание учебного материала | 38 (16+22) | ||
11 | Виды и жанры национального искусства. Современное состояние, достижения и перспективы развития народных промыслов. Особенности ручного творческого труда. Художественные промыслы как одна из форм народного искусства. Исторический обзор развития народного искусства. Взаимосвязь различных видов искусства. Влияние соседних культур. | 16 | 2 | |
12 | Природный поделочный материал-солома. Художественное плетение из лозы. История возникновения. Декоративная соломка, виды изделий из соломы. Виды изделий из лозы, их технологические и художественные особенности. Ажурная лоза. История развития промысла. Изделия с различными формами. | 2 | ||
13 | Народные промыслы по ткачеству и вышивке. Возникновение ручного узорного ткачества. Центры народного промысла узорного ткачества, производство художественных изделий. Традиционные центры ручной узорной вышивки и их особенности. Вышивка - один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Характер орнамента его колорит. Обогащение и развитие. Центры народного искусства вышивки. Аппликация из ткани - разновидность вышивки. Национальная одежда у разных народов. Основные центры народного искусства аппликации. | 2 | ||
14 | Народная керамика. Возникновение и развитие керамического искусства в России. Классификация изделий и центры художественной керамики в России. Керамическая игрушка. | 2 | ||
15 | Центры народных художественных промыслов по художественной росписи по металлу. Центры русской культуры: Жостово, Нижний Тагил, Красноярск и т. д. Виды росписи, история развития промыслов. | 3 | ||
16 | Центры народных художественных промыслов по художественной резьбе и росписи по дереву Характеристика изделий Архангельской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Вологодской областей. Центры народного искусства резьбы по дереву в Росcии. Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Загорская резьба и т.д. | 3 | ||
17 | Центры народных художественных промыслов по художественной обработке металла. Центры народного декоративно- прикладного искусства художественной обработки металла в Росcии. Виды обработки металла, развитие промысла у разных народов. | 3 | ||
18 | Народные промыслы по Папье маше. Лаковая миниатюра- Федоскино, Палех, Мстёра. История развития промыслов, отличительные особенности. Манеры письма лаковой миниатюры. | 3 | ||
19 | Народные центры по изготовлению изделий из меха и кожи. Искусство художественной обработки кожи и меха как один из видов народного творчества. Изделия из меха и кожи, виды и приёмы художественных отделок. Народные обычаи, обряды, прикладное искусство. | 3 | ||
Практические занятия | 22 | |||
10 | Овладение приемами плетения из лозы | |||
11 | Овладение приемами плетения из лозы | |||
12 | Выполнение керамической игрушки | |||
13 | Выполнение керамической игрушки | |||
14 | Выполнение керамической игрушки | |||
15 | Выполнение городецкой росписи на деревянных изделиях | |||
16 | Выполнение городецкой росписи на деревянных изделиях | |||
17 | Выполнение хохломской росписи на деревянных изделиях | |||
18 | Выполнение хохломской росписи на деревянных изделиях | |||
19 | Изготовление сувенира из кожи и меха | |||
20 | Изготовление сувенира из кожи и меха | |||
Самостоятельная работа обучающихся Разработка проектов по темам: «Хохлома», «Городецкая роспись», «Жостовские подносы». Изготовление карнавальной маски по изготовленному слепку методом папье-маше. Карандашные зарисовки и цветные наброски. Изготовление сувениров из кожи и меха Роспись игрушки-сувенира в национальном стиле Составление композиции с видами орнаментов Жостовской росписи. Освоение технических приемов работы кистью основных элементов Жостовской росписи. Подготовка к практической работе. Подготовка к контрольной работе. Выполнение домашнего задания. Изучение основной и дополнительной литературы. Поиск информации в сети Интернет. Выполнение презентаций. | 20 | |||
Тема 3. Традиционные народные промыслы и декоративно-прикладное искусство региона. | Содержание учебного материала | 24 (10+12+4) | ||
20 | Особенности народных художественных промыслов региона Особенности стиля народных художественных промыслов. Роль традиций искусства народного промысла, их современное преломление. Специфика различных видов художественных промыслов. Меры государственной поддержки народных художественных промыслов. Нормативные документы. Закон о художественных промыслах РФ. | 10 | 2 | |
21 | Художественная резьба и роспись по дереву. Центры народного декоративно-прикладного искусства резьбы по дереву в регионе. Виды резьбы по дереву; их характеристика, особенности и применение. Знакомство с творчеством народных мастеров региона по резьбе по дереву. Художественная береста. История развития. Роспись по дереву в Бурятии. Художники и мастера по работе с берестяными изделиями. | 3 | ||
22 | Художественная обработка изделий из мягких материалов. Шитьё и вышивка. Основные виды развития шитья и вышивки. Войлочные ковры. Гобелены. Войлочные ковры «шэрдэг». Гобелены из конского волоса. | 3 | ||
23 | Художественный металл. История развития. Виды художественной обработки металла. Народные мастера-ювелиры Бурятии. | 3 | ||
24 | Художественное стекло и керамика Бурятии. Художественное стекло. Керамика Бурятии. Художники-прикладники Бурятии. | |||
Практические занятия | 12 | |||
21 | Определение видов народных художественных промыслов по изделиям. | |||
22 | Выполнение зарисовок художественных изделий из металла. | |||
23 | Выполнение зарисовок художественных изделий из дерева. | |||
24 | Овладение приемами росписи на стекле | |||
25 | Овладение приемами росписи на стекле | |||
26 | Изготовление макета ажурной резьбы по дереву. | |||
Контрольная работа по теме «Народные промыслы» | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания. Написание рефератов на темы: «Искусство глухой и ажурной резьбы по дереву» «Искусство объёмной резьбы по дереву» «Художественная береста в Бурятии» «Бурятские ковры» «Художественное стекло» | 12 | |||
Всего: | 158 = 52срс+106(46то+8кр+52 лпз) |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета изобразительных искусств.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект плакатов и таблиц по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;
- диск с электронными плакатами по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам (презентации, электронные учебники);
-инструменты и материалы;
- образцы и репродукции изделий декоративно-прикладного искусства, образцы изделий народных промыслов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. - М., Издательство «ФОРУМ», 2012.
- Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. - М., Издательство «ФОРУМ», 2013.
- Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В двух томах - М., Издательский центр « Академия», 2012.
Дополнительные источники:
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. - Издательский центр « Академия», 2009.
- Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2009.
- Вешкина О. Декупаж. Стекло.Фарфор.Керамика. – М.: ЭКСМО, 2010.
- Воронина Г. Оригинальные подарки в техниках скрапбукинга.- М.: ЭКСМО, 2011.
- Глаголев О.Б. Лепим из глины. – М.: Профиздат, 2009.
- Жабинский В.И., Винтова А.В.Рисунок. - М., Издательский Дом «ИНФРА-М», 2012.
- Зайцева А.А. Роспись по стеклу. – М.: Эксмо,2010.
- Кокарева И.А. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
- Лер О., Шапер К.Акриловая живопись.- М.:Издательство АРТ-РОДНИК,2010.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
- Осипенко В. Резьба по дереву. – М.: Профиздат,2010.
- Скворцов К.А.Художественная обработка металла, стекла, пластмассы.-М.:Профиздат, 2010.
- Серикова Г.А. Секреты резьбы по дереву: 200новых узоров, технология и техника резьбы. –М.: Издательство Центрполиграф, 2011.
- Сухарева О. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – М.: Астрель, 2010.
- Фишер Д. Расписываем керамику. – М.: АСТ-Астрель, 2010.
Интернет-ресурсы:
- Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.Decor. ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
- Декоративно -прикладное искусство и народные промыслы [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Заглавие с экрана.
- Официальный сайт издательства «Народное искусство». Журналы «Народное искусство» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.Narodnoe Iskvstvo ..ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
определять вид и давать характеристику изделиям народных художественных промыслов | Наблюдение за выполнением практических работ |
Знания: | |
виды народных художественных промыслов и их национально- культурные традиции и стилистические особенности | Оценка результатов практических и контрольной работ |
основы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов | Оценка результатов практических и контрольной работ |
меры государственной поддержки народных художественных промыслов | Оценка результатов практических и контрольной работ |
ПК1.2. | Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале. | Наблюдение за деятельностью во время практической работы. |
ПК1.3. | Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства. | Наблюдение за деятельностью во время практической работы. |
ПК 1.6. | Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства. | Наблюдение за деятельностью во время практической работы. |
ПК 1.7. | Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией. | Наблюдение за деятельностью во время практической работы. |
ПК 2.2. | Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями. | Наблюдение за деятельностью во время практических работ. |
ПК 2.3. | Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства. | Оценка результатов практических работ. |
ПК 2.6. | Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства. | Наблюдение за деятельностью во время практических работ. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Наблюдение за деятельностью во время образовательного процесса. Оценка проектов, исследовательских работ. Наблюдение за деятельностью во время конкурсов, олимпиад, в профориентационной работе. Результаты конкурсов, олимпиад, конференций, выставок. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Наблюдение за деятельностью во время практической работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Наблюдение за выполнением исследовательской и проектной работ. Наблюдение за деятельностью выполнения рефератов, докладов, использования электронных источников. Оценка защиты рефератов, докладов. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Наблюдение за деятельностью во время образовательного процесса. |
ОК 11. | Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. | Наблюдение за деятельностью во время образовательного процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам
Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...
Методы, формы организации деятельности обучающихся
Формы и методы проведения уроков учебной практики. Процесс проведения занятий учебной практики (далее УП) осуществляется в различных формах и методах об...
Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"
В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...
Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. Технологические карты
Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. (технологические карты)...
Методы и формы организации деятельности обучающихся. Методическая разработка практического занятия
Практическое занятие тема: Проведение обследования пациентов с инфекциями дыхательных путей...
Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства
1.Конпект открытого занятия,технологическая карта, презентация. ОБЖ, 1 курс 2. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях .3.Оказание первой медицинской помощи при травмах4.Орган...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Термин «метод» (от греческого methodos) означает «путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату».Понятие «метод обучения» отражает:1) способы...