Ансамблевое музицирование как форма развития мотивации к обучению учащихся в классе фортепиано
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_konferents.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ансамблевое музицирование как форма развития мотивации к обучению учащихся в классе фортепиано
Ансамблевое музицирование на фортепиано является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, полезные необходимые навыки и умения, способствует сохранению и развитию интереса к фортепианной игре, выступает активной формой развития мотивации к обучению учащихся в классе фортепиано.
Человека характеризуют прежде всего мотивы его действий. Есть побудительные силы, которые движут человеком, есть внутренние и внешние стимулы, которыми он руководствуется. Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности. Чтобы правильно оценить действия, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Цель и мотив -это не одно и то же. Цель-это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком, мотив же - побуждение к достижению цели, это то, что побуждает человека к действию. Деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у ученика сформировано положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, ответственность, потребность в получении знаний, умений и другие мотивы. Мотивы можно разделить на группы: познавательные и социальные, внешние и внутренние. Мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью называются внутренними. Это: интерес к процессу деятельности, к результатам деятельности, стремление к саморазвитию, развитие каких-либо качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, из-за давления родных и близких и т.д. Если ученик решает задачу, то внешним мотивом этого действия будет стремление получить хорошую отметку, добиться похвалы учителя. Внутренними мотивами в этом случае будут интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения. В ходе обучения перед учителем встает важная задача - формирование у учащихся прежде всего внутренних мотивов. Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя учащиеся, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом не уверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Конечно, преподавателю нужно развивать у учащихся стремление к успеху, оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи. Нужно стремиться к формированию и развитию познавательных и социальных мотивов на высшем уровне, внутренних мотивов и мотивов направленных на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высший уровень развития учебной мотивации учащихся. Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным участником учебного процесса. Педагогические методы должны быть направлены на то, чтобы ученик не был пассивным потребителем знаний, а в процессе работы научился понимать истинное назначение учения-научиться думать, применять знания.
Мотивация-это создание и поддержание у ученика интереса к изучаемому материалу. Чтобы обучение было сознательным и успешным, ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал, чтобы не возникало вопросов ,,а зачем мне это нужно?,, Важно то, что осознание мотивов человеком совершается не автоматически, а в результате особой активности, когда осознанные мотивы приобретают личностный смысл. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающих музыкантов сложнее, чем в других отраслях искусства, например, в танцах, рисовании, где ребенку легче проявить творческое начало и где он сразу видит конкретные результаты своего труда. Обучение и воспитание надо строить так, чтобы добиться наибольшей эффективности развития активности детей. Познавательная активность рассматривается как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Быть активным, значит находиться в состоянии действования, так как только в действии совершается упражнение, а значит развитие тех органов и систем, которых эта деятельность требует и тех свойств и способностей человека, которые в этой деятельности упражняются.
Ансамбль ( от фр. «созвучие») – одна из наиболее доступных, развивающих и увлекательных форм музицирования, с которой ребенок знакомится с самых первых уроков обучения игре на фортепиано. Ансамблевое музицирование представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления учеников с различной музыкальной литературой, постоянную и быструю смену новых музыкальных впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Уже с момента первого прикосновения к клавиатуре, извлекая отдельные звуки, маленький ученик играет в дуэте со своим преподавателем, в партии которого звучит мелодия знакомой песенки, музыка из мультфильма, телепередачи или просто фрагмент популярного классического произведения. В эти моменты сам ребенок чувствует себя музыкантом-исполнителем, равным преподавателю, так как от совместного с ним музицирования рождается настоящая музыка. В результате совместной игры начинающий музыкант получает полное представление о музыке в целом. Работа в ансамбле, начинаясь с первых шагов обучения юного музыканта, продолжается всю его творческую жизнь. Совместное исполнительство всегда вызывает у учащегося огромный интерес, создает благоприятную психологическую атмосферу, повышает заинтересованность учащегося предметом фортепиано. Музыкальные интересы, закрепленные в соответствующей деятельности, являются одной из главных побудительных сил к формированию знаний, умений, музыкальных способностей и общего развития личности ребенка. Интерес является одним из центральных звеньев обучения. Устойчивый интерес обучающихся к ансамблевому музицированию, сформированный с самых первых шагов обучения игре на фортепиано, позволяет эффективно совершенствовать игровые навыки, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений, репертуарный план позволяет решать проблемы общего и музыкального развития. Испытав радость успешного выступления в ансамбле, учащийся более комфортно и увлеченно чувствует себя и в качестве солиста. Особенно актуален этот вид деятельности в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростков, к таковым относятся потребность в общении со сверстниками, повышенная возрастная эмоциональность, ситуативность самооценки, способность к абстрактному мышлению.
Ансамблевое музицирование имеет ряд очевидных преимуществ. Личность учащегося не может формироваться целостно только на индивидуальных занятиях, ей нужно общение со своими сверстниками. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. В коллективе юный музыкант может полнее раскрыться, развить лучшие стороны своего дарования, проявить целеустремленность, работоспособность. Детям интереснее заниматься вместе, т.к. они с рождения коллективисты. Выход на эстраду вдвоем не так страшен, сценическое волнение преодолевается быстрее, легче достигается результат. Для учащихся скромных способностей игра в ансамбле становится единственной возможностью участвовать в концертном выступлении. Публичные выступления учащихся на разных концертах, фестивалях и конкурсах способствуют реализации возможностей и способностей учащихся, активизации их творческого потенциала. Дети выражают свое отношение к исполняемой музыке, внутренне раскрепощаются, каждый может найти себе место по способностям Участие в концертах является одним из мощных стимулов развития интереса к дальнейшему обучению. Полученные удовлетворение и удовольствие от выступления в концерте формируют вкус концертной деятельности. Ансамблевое музицирование-это творческая деятельность, где переживания и чувства одного исполнителя сочетаются с переживаниями и чувствами другого, объединяются в одном художественно-эстетическом направлении. Умение быть чуткими партнерами, слушать друг друга и слышать целостность исполняемого материала развивают и сольные возможности учащихся. Но более ценным является то, что именно коллективные переживания воспитывают личную ответственность в общей работе и способствуют созданию уверенности в себе во время выступлений. Ансамблевое музицирование формирует чувство взаимного уважения, такта, партнерства. В процессе работы над ансамблевым произведением ребенок постепенно научается ощущать ,,плечо,, партнера, а так же личную ответственность не только за собственное исполнение, но и за общий результат. Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей исполнителя – музыкального слуха, ритма, памяти, двигательно-моторных навыков, в процессе чего воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля и формы произведения.
Умелое педагогическое руководство, рациональная методика работы в классе фортепианного ансамбля, четкое знание специфики ансамблевой игры, - условия, необходимые для развития мотивации к обучению. В процессе обучения педагог передает учащимся частицу себя. Чем значительнее масштаб личности учителя, тем более положительное влияние он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, его профессиональными знаниями, навыками, мерой человеческого такта в поведении. Учитель занимает в процессе обучения промежуточное место между учеником и изучаемым материалом, и ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главенствующими оказываются коммуникативные и организаторские способности. Мощным средством воздействия на ученика является слово педагога, которое несет рациональную и эмоциональную нагрузку. Речь педагога должна быть образной, яркой, богатой лексически. Надо найти нужное слово, донести его до ученика так, чтобы заразить его желанием результативной работы. Меткое слово способно и выразить сущность технического приема, передать характер движения, навести на нужные ощущения в руках. Умение говорить о музыке помогает постичь ее непростой язык. Регулярно и последовательно повышая требования к детям, соответственно к их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи, сравнительно с теми, которые ему удавалось решить ранее. Направления в деятельности педагога: создание ситуации успеха; учет возрастных особенностей детей; формирование адекватной самооценки учеником; выбор действия, в соответствии с возможностями ученика; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; эмоциональная речь; нестандартная форма проведения уроков; отход от только репертуарного обучения с увеличением творческой работы, конкурсных мероприятий; общность классной и внеурочной работы; формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося; формирование отношения к домашнему труду не как к тяжелой непосильной работе, а как к хобби, к увлечению.
Составляющие повышения учебной мотивации учащегося: интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности; уверенность в себе; направленность на достижение успеха; интерес к людям, организующим процесс обучения; потребность и возможность самовыражения; принятие и одобрение значимыми людьми; осознание значимости происходящего для себя и для других; потребность в социальном признании; положительный опыт; изменение отношения к музыке не как к непосильному труду, а как к источнику богатых положительных эмоций, великих мыслей и широкого воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамблевое музицирование в классе фортепиано
Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В.А.МОЦАРТА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
В работе описываются методы работы над артикуляцией, штриахми, динамикой, педалью при исполнении произведения В. Моцарта....
Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов ДШИ
1) творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;2) творче...
Особенности игрового аппарата учащихся в классе фортепиано
Успех обучения игре на фортепиано в огромной мере определяется начальным этапом. Очень важно как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик. На уроке необходимо создать радостную, приятную ...
Методическая разработка «Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления»»
Методическая разработка «Основные недостатки в обучении учащихся в классе баяна (гармони) и пути их исправления»»...
Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"
Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...