Открытый урок ”Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано”
план-конспект урока

 Галина Владимировна Федорова

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

“ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА”

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  УРОКА

“РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО”

                                                 

                                                               Преподаватель  Федорова Г.В.

г.Кашира-8

2018 г.

КОНСПЕКТ УРОКА  

Тема урока:«Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»  

Место проведения: МАУДО «Каширская детская школа искусств» 

Ф.И.О. преподавателя: Федорова Галина Владимировна

Дата проведения:  12.12.2018 г

Предмет: ансамбль                                                                                                       

 Тема урока: Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано»  

Сведения о преподавателе:  Федорова  Галина Владимировна
Цель урока» показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля.                                                                                                                      Обучающие задачи:                                                                                                                       -  формирование умений и навыков игры в ансамбле.                                           - приобщение к музицированию,   

 --формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике,                                                                                                                     -  - -закрепление умения слушать и слышать себя в комплексе музыкальной ткани в процессе исполнения.      

                  Развивающие задачи:  

 - развитие навыка игры в ансамбле, развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля учащегося ,              - формирование  общего кругозора,  формирование коммуникативной компетенции обучающегося,                                                                                              - развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал,                                                                                                                                  - развитие мотивации и интереса к получению новых знаний,            Воспитательные:                                                                                                     -   воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением.                                                                                                          - развитие эстетического вкуса,                                                                                         - развитие воли и управления своим поведением,                                                      - воспитание настойчивости и целеустремленности в процессе практической деятельности.                                                                                                      Здоровьесберегающие задачи:                                                                               - снятие мышечных зажимов,                                                                                            - правильная организация пианистического аппарата.

Методы обучения: 

 1.Метод показа

 2.Метод сравнения и сопоставления фрагментов произведения.

Содержание урока: 

1.Введение 

Музыкальное ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Приступая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках фортепиано,  проанализируем сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит два понятия: музицирование и ансамбль. 

Актуальность данной темы определяется в том, что каждый ребенок  становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность,ответственность,дисциплинированность,целеустремленность и коллективизм. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по музыкальной литературе способствует формированию их музыкального кругозора. 

Ансамблем нужно заниматься на всех стадиях обучения, начиная с самой ранней. Игра в 4 руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать, слушать паузы, «пустые» такты, вступать вовремя; совершенствует навык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрения выработки технических навыков. 

И ещё важнее то, что игра в 4 руки учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению и учит тому, что выходит за границы музицирования и имеет психологический и этический смысл (совместная ответственность, взаимная поддержка). Кроме того, искусство игры в 4 руки– это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать партнёра, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство (или мудрость) в процессе обучения хотя бы частично постигается учеником, можно надеяться, что юный музыкант состоялся.  

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь: 

  • синхронность при взятии и снятии звука; 
  • равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных
  • между партнерами; 
  • согласование приемов звукоизвлечения; 
  • передача голоса от партнера к партнеру; 
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов,
  • исполняемых разными партнерами; 
  • соблюдение общности ритмического пульса; 
  • единство динамики, фразировки. 

  

Одновременное вступление  обычно достигается незаметным жестом одного из участников

ансамбля. В данном случае технически обусловлен прием дирижерского замаха, ауфтакта – легким движением кисти, кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение. 

     Одновременность окончания звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не одновременно  снятый аккорд

производит такое же неприятное впечатление,  как и неодновременно взятый. Конечно,  в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей.  Синхронность вступления и снятия звука

достигается значительно легче,  если вы правильно чувствуюте темп еще до начала игры. 

  

       Посадка при четырёхручной игре за одним инструментом отличается тем, что  каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры.  Партнёры должны так её «поделить»  чтобы не мешать друг

другу. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти,  чтобы не мешать друг другу,  особенно при сближающемся, или перекрещивающемся голосоведении (один локоть под другим)

            Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Ансамбль (фр. ensemble) –согласованность. 

2. Организационный момент 

Сегодня на нашем открытом уроке 3 учащихся нашего класса:ученик  2 класса Доровских Владислав, ученик  3 класса Кобышев Кирилл, ученик 3 класса  и ученик 5 класса Куманцов Александр. 

3.Основная часть

II Основной.                                                                                      

     Организация и проведение практического занятия.

Доровских Владислав,  ансамбль «Мороженое» Э.Градески.            

   Произведение выучено, работа направлена на совершенствование исполнения. Работа над синхронностью исполнения ( игра с чередованием фраз), работа над  четким исполнением синкоп ( проговаривание и прохлопывание ритмического рисунка).  Проигрывание партий с контрастной динамикой, обсуждение динамического плана. Исполнение в характере.

. Кобышев Кирилл( 3 кл) и Куманцов Александр (5кл). Р.Лехтинен «Летка-енка».

  Ребята уже имеют опыт игры в ансамбле. Они обладают хорошим чувством ритма, в

 прошлом году играли ансамбли М.Невина «Армейский радиопередатчик», М.Шмитц

 «Оранжевые буги». 

Рассказ о популярном в 50 –е  годы танце, просмотр видеозаписи.

Вопросы  

1.     Какая композиция по характеру? 

2.     Из скольких частей она состоит? 

3.     В каких частях  солирующая партия в верхнем регистре? В нижнем?

 4.     Каким основной штрих в произведении? Почему?

5.Какие тембральные особенности танца? Назовите инструменты оркестра, которые 

 исполнили соло в разных частях.

6. Какой ритмический рисунок преобладает в  мелодии?(пунктирный ритм)

 В аккомпанименте?(ритмический каркас, четверти)

  Произведение выученно, работа над исполнением ансамбля в характере, работа над 

ауфтактом, динамическим соотношением партий. 

Исполнение  с минусовой фонограммой-  пока удается выдержать темп  только в первой

 части.                                                       

 Фонограмма звучит в быстром темпе, пока у ребят не получается исполнить всю пьесу без ошибок.  Уверенно, в темпе и характере звучит только первая часть. 

      4. Заключение 

        Приобретённые навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных

произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. 

         

Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художест-венной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием. 

Литература. 

1.    Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 

2.     Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969. 

3.    Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.

Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. 

4.    Коган Г. Работа пианиста. М., 1979. 

5.    Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982. 

6.     Перельман Н. В классе рояля. М., 2002. 

7.    Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988. 

8.    Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. 

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...

СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ  ФОРТЕПИАНО....

Открытый урок : "Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано"

Вид урока: урок – концерт с элементами доклада и музыкальными иллюстрациями.Цель открытого урока – формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выра...

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...

«Воспитание навыков ансамблевого музицирования учащихся ДШИ в классе духовых инструментов»

Обобщение опыта преподавателя по классу духовых инструментов.Будет полезно преподавателя музыкальных школ и школ искусств. В работе рассмотрены этапы, приёмы, возможные трудности работы над пьесо...

Конспект урока «Развитие навыков полифонического мышления на уроках фортепиано»

Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навык...