Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,
статья по теме
В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов. | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие художественно-творческих
способностей будущих педагогов.
Грязнова З.Х., преподаватель БГОУ СПО
Иркутской области
Ангарский педагогический колледж
Современные подходы к подготовке специалистов в области дошкольного образования требуют проявления у будущих педагогов таких профессиональных и личностных качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях.
Главной задачей методики развития детского изобразительного творчества является подготовка будущих педагогов, хорошо ориентирующихся в проблеме детского изобразительного творчества, умеющих видеть конкретные проявления творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, а также гибко, вариативно, творчески использовать знания для решения частных методических вопросов.
В процессе обучения студенты овладевают профессиональными компетенциями, необходимыми в будущей работе с детьми. Студент должен уметь:
- организовывать занятия по изобразительной деятельности и конструированию с детьми в дошкольных учреждениях;
- использовать выразительные средства различных материалов в работе с детьми;
- использовать методы и приемы, направленные на развитие творческого потенциала детей.
- создавать образцы изображений в разных видах изобразительной деятельности.
Поэтому немаловажно уделять внимание развитию художественно-творческих способностей самих студентов.
Проблема формирования художественно-творческих способностей личности была объектом изучения философов, педагогов, психологов (Б.М. Теплов, Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, А.Л.Готсдинер. А.А. Мелик-Пашаева). Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Художественно-творческие способности - это способности, имеющие универсальный характер, обеспечивающие успешность занятий различными видами художественного творчества, формирующие эмоционально-ценностное отношение человека к окружающей действительности и способствующие его самореализации. Практический опыт показал, что существует прямая связь между уровнем развития художественно - творческих способностей личности и успешностью выполнения любой учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
Творческие проявления в учебной деятельности студентов выступают как многофункциональный компонент развития качеств творческой личности:
- Увлеченность творческим процессом, выражающееся в стремлении получить интересную работу, отличающуюся от других.
- Способность находить альтернативные решения предложенных творческих задач
- Способность творчески интерпретировать уже известные способы действий.
- Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в самостоятельной деятельности.
В изучении проблемы художественно - творческих способностей выделяют содержание способностей, их структуру, условия развития.
В качестве содержания художественно - творческих способностей рассматривают содержание той деятельности, в которой они проявляются, в нашем случае это изобразительная деятельность.
Структура художественно - творческих способностей характеризуется как многоуровневая, многокомпонентная система, в которой приоритетную роль играет творческое воображение, образно-эмоциональная сфера и особенности личностных качеств человека (Н.П.Сакулина, А.Г.Ковалев, В.И. Кириенко, Т.С.Комарова). В качестве структурных компонентов художественно - творческих способностей выделяют также познавательные способности, которые в свою очередь делятся на интеллектуальные (мышление, воображение, память), сенсорные (зрительное восприятие) и частные (сенсомоторные свойства руки, ручная умелость).
Немаловажным вопросом является создание условий для развития художественно - творческих способностей студентов. Эстетическая среда это важное условие, стержнем которого является искусство. Многие выдающиеся деятели культуры признавали, что побуждением к творчеству может стать общение с искусством (Ф.М.Достоевский Стендаль и др). В качестве условий выделяют также создание мотивации для творческой деятельности, формы педагогической деятельности в условиях колледжа, создание атмосферы творчества, учет индивидуальных особенностей студентов, материальное обеспечение (Г.Г.Григорьева, Комарова Т.С.).
Развитие художественно - творческих способностей студентов происходит на занятиях лабораторно – практического цикла методики развития детского изобразительного творчества. Содержание этих занятий строиться на основе знаний полученных в ходе лекционных занятий.
Студентам предлагаются творческие задания, в ходе которых они создают образцы, технологические карты по разным видам изобразительной деятельности (аппликация, лепка, рисование, конструирование). Важным критерием оценки работ студентов является соответствие образца возрасту детей. Например, рисование дерева требует знание особенностей технических приемов изображения в разных возрастных группах. Выполнение работы требует не только технических умений в создании изображений, но и творческого выполнения предложенного условия. Например, рисование стилизованного декоративного узора с использованием элементов дымковской росписи для детей средней группы.
Работа в творческих группах развивает умение договариваться находить неожиданные решения поставленной задачи. Этому способствует работа над совместными проектами, например: разработка и создание альбома по мотивам декоративно-прикладной росписи; разработка и создание выпуска журнала для родителей, посвященного детскому изобразительному творчеству; дизайн-проект коллективной композиции с использованием разных художественных техник.
Для реализации проекта студентам представляется возможность стать редакторами журнала, дизайнерами, экспертами, художниками. Такая работа призвана заинтересовать студентов в поиске творческих идей, в реализации замыслов.
Работа над проектом предполагает использование информационно - компьютерных технологий, что значительно расширит возможности в реализации своих идей.
Для работы над проектом, необходимо четко обозначить студентам шаги его реализации:
- Изучить источники по теме работы;
- Распределить роли и соответствующие им обязанности;
- Продумать название, содержание своего проекта;
- Оформить представить презентацию работы.
Таким образом, понимание сущности художественно-творческих способностей, знание их структурных компонентов, условий их развития, позволяет использовать формы обучения студентов, которые будут способствовать развитию комплекса свойств и качеств личности студентов, обеспечивающих успешность ее творческого развития. Художественно - творческие способности необходимы для человека во всех областях общественной деятельности, в том числе и в педагогической, следовательно их развитие является непременной составляющей подготовки будущего педагога.
Список литературы
1.Выготский Л.С. Психология искусства. [текст]/ Л.С. Выготский - М.: Изд-во «Искусство», 1986 – 574 с.
2.Волосатова И.Ю. Особенности проявления художественно-творческих способностей младших школьников [электронный ресурс] сайт «Образовательная школа 2100»/ И.Ю. Волосатова – Режим доступа - http://www.school2100.ru/upload/iblock/48b/48ba6968c23b2ba52dc485bb31627dbc.pdf
3.Григорьева Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [текст] учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Г.Г. Григорьева – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344с.
4.Погодина С.В.Теория и методика развития детского изобразительного творчества [текст].учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования/ С.В. Погодина – М., Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с. [8] вкл.л.
5.Теплов Б.М. Избранные труды: [текст] В 2 т., т.1./Б.М. Теплов; под ред. Н.С.Лейтес, И.А.Равич-Щербо.– М.: Изд-во «Педагогика», 1985 – с.328.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ГПОУ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УОР» КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Статья, в которой описывается система оценки результатов реализации образовательных программ в условиях училища олимпийского резерва...
Презентация доклада "Электронные технологии как один из факторов в подготовке специалистов в системе СПО" на Республиканском семинаре
Презентация доклада на Республиканском семинаре "Педагогические инновайии как фактор подготовкивостребованных, конкуретоспособных на рынке труда специалистов в условиях модеонизации професс...
Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы деятельности средних медицинских работников:опыт прошлого, взгляд в будущее" 2020г. г.Ставрополь
Содержание публикаций отражает актуальные вопросы в различных областях медицины....
Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...
Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "3d-технологии в ресторанной индустрии"
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...
Сборник: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Материалы III республиканской научно-практической конференции с международным участием
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...
Статья в педагогическом колледже №2 II Межрегиональной научно-практической конференции молодых специалистов «Современная система образования в контексте непрерывной подготовки педагога» Челябинск, 2022
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е.В. Муратова, М.Н. Стародубова воспитатель МКДОУ Детский сад № 5 Педагогическая деятельность в дошколь...