Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе
статья
В настоящее время актуальным становится дистанционное обучение, которое включает в себя видеокурсы, электронные учебники, заочную форму обучения, а также онлайн-занятия с выходом через социальные сети. Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Онлайн-обучение — это обучение в режиме «здесь и сейчас», когда знания и навыки можно получить при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Такой формат является логическим продолжением в сфере традиционного обучения с применением интернета и цифровых технологий. Но как это сказывается на процессе и результатах обучения в музыкальной школе, изложено в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plyusy_i_minusy_distatsionnogo_obucheniya.docx | 28.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе
Автор статьи – концертмейстер
колледжа им. В. К. Мержанова при
ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
и преподаватель ДМШ
им. С. М. Старикова
при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
Клеймёнов Борис Борисович
Дистанционное обучение включает в себя все виды обучения на расстоянии: сюда входит и заочная форма обучения, и видеокурсы, и электронные учебники, в том числе и интерактивные, и общение через онлайн-занятия и социальные сети. Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме “здесь и сейчас”, опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий.
Виды дистанционного обучения к каждому учащемуся подбираются индивидуально. В основе дистанционного обучения могут лежать как самостоятельные занятия ученика по разработанной программе с дальнейшими видеоотчётами учащихся и видео-инструкциями преподавателя, так и онлайн-уроки, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения. Подобный формат обретает популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов.
Дистанционное обучение имеет свои, ярко выраженные характерные черты, которые несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительные черты дистанционного обучения:
- гибкость — учащиеся в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, на своём компьютере, в удобном месте и в удобном темпе, в спокойной обстановке;
- низкая себестоимость - экономия денег на проезд и питание;
Отрицательные черты дистанционного обучения:
невозможность непосредственного контакта «ученик-учитель»;
недостаточная разработанность системы обратной связи (контроля учебного процесса);
сложность получения практического опыта;
- невысокое качество выполняемого задания;
задание на дистанционном обучении максимально вырастает в объёме, на детей ложится колоссальная нагрузка, что пагубно отражается на их здоровье;
основная доля нагрузки автоматически ложится на родителей учащихся, родители объясняют, проверяют и контролируют степень и качество выполнения задания ребёнком.
В данных условиях встаёт вопрос не только о возможности приобретения новых знаний, умений и навыков, но и закреплении старого материала. Осуществить контроль за выполнением заданий невероятно тяжело. Разрабатывая концепцию дистанционного обучения с применением онлайн-технологий необходимо учитывать объём и качество задания, временные и технические ресурсы, степень подготовки и т.д.
С марта 2020 года, в связи с эпидемией коронавируса и переходом на дистанционное обучение, в ряде регионов России ввелась цифровая образовательная среда для проведения онлайн-занятий. Чтобы онлайн-занятие проходило наиболее качественно, возникла необходимость подготовки электронных платформ, создания базы для дистанционного обучения. На сегодняшний день существует ряд популярных онлайн-платформ, о которых речь пойдёт ниже.
Учи.Ру – хорошая и удобная платформа, в которой присутствует бесплатный вариант использования, что даёт возможность использовать её во многих школах в период введения режима самоизоляции. Также есть вариант ведения группового онлайн-обучения с несколькими участниками. В число преимуществ этой платформы входят также повышение качества образовательных материалов, доступность и освоение материала без пробелов, лёгкость в использовании, рост интереса к обучению. Единственный недостаток – платформа не готова к большому наплыву участников и может ''зависать”.
Zoom – это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников. Эта онлайн-платфрма имеет много преимуществ. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Но бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию или видеоурок только 40 минут. Остальное затраченное время следует доплачивать.
Skype – самая популярная и удобная платформа для организации онлайн обучения. Это напоминает вариант интернет-телефонии, когда можно звонить собеседнику и общаться с ним на интересующую тему. На экран можно вывести себя или рабочий стол с подготовленным заранее материалом. Минусом этой платформы является то, что в Skype нельзя отправить большой текст или презентацию и курсовую с рефератом.
Большой популярностью стали пользоваться платформы «Одноклассники» и «В контакте».
С одной стороны, эти сайты выглядят не столь солидно и убедительно и скорее подходят для личного общения, чем для удалённой работы, как вышеописанные предыдущие системы, с другой, у них есть масса преимуществ:
– доступность, популярность и массовая распространённость практически среди всех слоёв населения;
– невысокая стоимость и мобильность (можно использовать просто гаджет);
– возможности онлайн-показов, выход на разнообразные мастер-классы, различные аудиозаписи, видеоуроки со стационарного компьютера, переписка, аудио- и видеозаписи, фото- и видеоотчёты, нотный материал, большие тексты, презентации и т.д.;
– возможности для индивидуальной и коллективной работы с помощью бесед;
– лёгкий контроль и неограниченность во времени.
Облегчённой версией можно также считать создание бесед в телефонном приложении Вайбер и WhatsApp. Минусами можно считать короткий объём информации, невозможность текстового документа и ограниченность видеоматериала.
Собственный личный опыт в проведении онлайн-уроков – это создание бесед на базе платформы Skype и «Одноклассники». При обучении в музыкальной школе практикуются различные методики преподавания, поэтому при ведении занятий в режиме онлайн пришлось скорректировать курс. В классе баяна за основу был взят принцип показа на инструменте. Соответственно время на выполнение задания также было увеличено, чтобы не допустить перегрузки учащихся. Наибольшую сложность вызвала работа с детьми младшего школьного возраста, для них пришлось сократить часть программы и упростить задание.
Безусловно, дистанционное обучение, тем более в музыкальной школе или школе искусств несёт в себе много проблем – это психологическая неготовность учащихся и родителей к таким занятиям, недостаток свободного времени, сильный стресс как для педагога, так и для учащегося и его родителей, не совсем серьёзное отношение к онлайн-обучению как со стороны учащихся, так и со стороны родителей, отсутствие дорогих качественных инструментов у учащихся дома, невозможность работать со звуком (динамикой, филировкой) из-за технических проблем зависающего интернета. Тем не менее, можно повторно возвратиться к изученному материалу. В случае если учащийся не разобрался в изучаемом материале, можно несколько раз просмотреть запись видео-урока, а также посмотреть интересующее видео или презентацию.
Таким образом, положительные моменты от дистанционного обучения есть, но именно минусы в этом периоде наиболее ощутимо сказались на процессе обучения в музыкальной школе. Поэтому, наиболее предпочтительной всё-таки остаётся форма очного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное обучение, его плюсы и минусы
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путе...
Опыт внедрения элементов дуального обучения на примере специальности СПО «Гостиничный сервис»: плюсы и минусы.
В статье рассмотрен и описан опыт сотрудничества Санкт-Петербургского технического колледжа и социального партнера гостиницы ООО «Виктория-Охтинская», этапы внедрения в учебный процесс эле...
Дистанционное обучение: плюсы и минусы
статья на тему дистанционного обучения...
Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".
Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....
Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"
Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...
Дистанционное обучение: плюсы и минусы
Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством....
Рассуждения об эмоциях в процессе обучения в музыкальной школе
Статья о влиянии музыки на психофизическое развитие детей....