Как преподавателю колледжа контролировать знания обучающихся на уроках МХК Предмет МХК является комплексным, интеграционным, поэтому система проверки знаний впитала в себя различные методы контроля и самоконтроля, которые встречаются в практике российских колледжей. Мне представляется важным назвать наиболее часто встречающиеся формы и методы, проанализировать их связь с другими предметами в колледже, а также возможность их использования не только в МХК. Методы опроса обучающихся многообразны, но в литературе встречаются в основном материалы по конкретному наполнению тестов или вопросников. Однако, поскольку программы не унифицированы, интерес представляет не наполнение проверочной работы, а ее форма, причем с учетом психологических возможностей обучающихся. Думая над этой проблемой, я попыталась найти пути ее решения с помощью реальных практических разработок для контроля знаний студентов, которые интересны им по форме, представляют собой повторение пройденного материала и дают возможность его творчески переосмыслить. Среди наиболее часто встречающихся форм опроса (или заданий) — задачи. расшифровка фамилий, логические пары, кроссворды, загадки, глоссарий, логические задания на соответствие и «выбор лишнего», а также творческие самостоятельные задания. Прежде чем приступить к рассмотрению перечисленных выше заданий, хотелось бы отметить, что мировая художественная культура является предметом области «Искусство», поэтому необходимо оперировать в первую очередь образами, а не понятиями или словами. В связи с этим обучающиеся должны иметь перед глазами образ (картинку) даже во время проведения контроля знаний. В своей практике я преимущественно использую специально подготовленные компьютерные презентации. Картинка на экране позволяет студентам вспомнить или повторить материал. При фронтальном опросе ребята иногда подсказывают друг другу, но задача преподавателя не в том, чтобы выяснить, чего не знает обучающийся, а в том, чтобы помочь ему запомнить, понять, освоить тот материал, который предлагается к изучению. Задачи. Обучающиеся должны составить алгебраическое выражение, решить его и понять, как полученное число связано с ответом на заданный вопрос. Этот блок вопросов непосредственно использует математический аппарат. Числа в алгебраическом выражении имеют непосредственное отношение к произведениям искусства или их авторам. При решении задачи получается новое число, которое должно натолкнуть ученика на главный вопрос задачи. • Определить, какое знаменательное событие произошло на Руси в век, который можно рассчитать так: от века, когда творил автор знаменитой «Троицы», вычесть количество куполов в храме, символизирующих Иисуса Христа и евангелистов. • От века, когда был придуман иконостас, вычесть число букв в слове, обозначающем кусочки стекла для мозаики, затем вычесть число нефов Софийского собора в Киеве (число куполов, символизирующее Иисуса Христа и евангелистов). Назовите, в какую геометрическую фигуру вписана композиция иконы А. Рублева, число персонажей которой соответствует полученному числу. Особенно интересно, когда студенты сами начинают придумывать такие задачи. Связь с русским языком можно проследить в заданиях на расшифровку фамилий (или каких-либо названий). Ребятам они нравятся, так как в них есть элемент игры, но при этом они приучаются правильно писать имена или термины. • Расшифруйте: Аввееинноц, Еиийккнпрс, Бвллорю, Деинрщ, Аввино, Ииннопрт – русские художники первой половины XIX века. (В данном случае использован способ выстраивания всех букв фамилии по алфавиту.) Кроме зашифрованных слов, можно использовать в качестве заданий ребусы и загадки. В теме, посвященной творчеству У. Хогарта или Просвещению в целом, я придумала вопрос, использующий анаграмму, поэтому слова надо обязательно писать друг под другом. Сам же вопрос звучит следующим образом: • Как связать эти понятия с творчеством У. Хогарта и словом «модный»: • Барокко • Рококо • Ампир • Классицизм («Модный брак») Обучающиеся, которые хорошо помнят самую известную серию автора, практически сразу понимают, о чем идет речь. Те, кто плохо слушал на уроках, начинают искать соотношения между стилем и названным автором, хотя многих смущает то, что ампир они еще не проходили. Из вопросов-загадок могу привести еще один. Здесь можно проверить знание лексики по теме «Египет», напомнить, как устроен храм, а также, если обучающийся не знает, что обелиск из Луксора был вывезен в Париж и там установлен на площади Согласия, то предложить рассуждать логически. У преподавателя здесь большие возможности для творчества при составлении новых заданий, при этом можно опираться также на знания, полученные на других уроках. Очень важны вопросы, которые позволяют проверить теоретические знания обучающихся по предмету. При анализе живописных работ я часто оперирую такими понятиями, как композиция. Известно, что при диагональном построении картины зритель ощущает движение из-за неустойчивой композиции. Можно попросить ребят проанализировать с этой точки зрения картину К. Коровина «Зимой», где отчетливо прослеживается пересечение двух диагоналей, но благодаря черному пятну в центре их пересечения композиция становится устойчивой. Ответ на вопрос преподавателя даст двойной эффект: во-первых, запоминается картина, во-вторых, они учатся анализировать, что и как расположено на живописном полотне. Вопросы на анализ художественного произведения могут опираться на язык разных видов искусства. Картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» позволяет показать связь живописи и литературы. Как можно изобразить, что говорит человек? Ведь это только в комиксах можно написать слова во вставках. Живопись должна использовать свой язык, свои средства художественной выразительности. Обучающиеся часто после небольшой подсказки приходят к правильному решению. И церковь, на фоне которой изображен отрок, и шкатулка в руках старца в виде храма помогают найти верный ответ. Следующая форма задания — логические пары. Ребятам предлагается алгоритм решения. Это позволяет проверить фактические знания обучающихся, активизирует их мыслительные способности. Пример: Россия — Москва; Италия — … (алгоритм решения делается вместе с учениками). • Мазаччо — живопись; Брунеллески — … • Тициан — Венеция; Джотто — … • Тициан — колорит; Микеланджело — … • Донателло — раннее Возрождение, Микеланджело — … Очевидно, что такой алгоритм может активно использоваться в заданиях по различным предметам. Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее название «выбрать лишнего». Преподаватель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить обучающимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет стимулировать не очень успешных студентов высказывать собственные суждения. Задание может быть основано не на визуальном восприятии, а на сравнении понятий. 1. Движение 2. Яркие краски 3. Строгая композиция 4. Контрасты (тема «Романтизм») Далее мне бы хотелось остановиться на выполнении творческих работ. Такой вид деятельности обучающихся сложнее оценить, но он позволяет показать те знания и умения, которые были приобретены в курсе МХК, а также других смежных дисциплин. Творческие задания более всего отвечают задачам предмета МХК и придумываются (составляются) преподавателем в рамках именно этой учебной дисциплины. Работа может быть основана на поиске каких-то признаков или деталей на одной картине. Так, например, по теме, связанной с творчеством П.П. Рубенса, ребятам было предложено объяснить, почему эта картина относится к стилю барокко. В теме «Модерн» можно также каждому обучающемуся дать фотографию здания и получить ответ на аналогичный вопрос (почему модерн), в искусстве XVII века (классицизм) важно научиться по картине находить признаки этого стиля. На первый взгляд, такая работа — это еще одна форма контроля знаний обучающегося, но, если студент выполняет его не формально, пытается найти детали, которые могут быть не сразу видны, можно сказать, что он становится активным зрителем, и знания, полученные на предшествующих уроках, дают ему возможность анализировать картину и делать правильные выводы. Здесь задача преподавателясводится к подбору репродукций или фотографий. Значительно интереснее с точки зрения методической разработки опроса подобрать пары, которые можно сравнивать. Так, в теме по постимпрессионизму ребятам надо было показать особенности того художника (В. Ван Гог, П. Гоген, П. Сезанн), чья репродукция ему досталась. При этом я старалась подобрать картины, сравнение с которыми давало возможность ответить на заданный вопрос. Например, «Подсолнухи» К. Моне и В. Ван Гога. Совсем не обязательно сравнивать с только что пройденным материалом на уроках. Есть пары, составленные из картин совершенно разных периодов: «Пейзаж с оливами» Ван Гога и «Оливы на кладбище в Альбано» А. Иванова; «Пьеро и Арлекин» П. Сезанна и «Жиль» А. Ватто и др. Самые интересные ответы я получила при сравнении работ В. Ван Гога с другими авторами. Иногда одна фраза может показать, насколько глубоко прочувствовали ребята творчество художника. Так, например, по поводу картины В. Ван Гога «Пейзаж с оливами» одна девочка сказала, что там очень жарко. На вопрос, почему она так думает, студентка заметила, что там «все плавится». Несколько вышеперечисленных заданий выполняются индивидуально или малыми группами (зависит от количества обучающихся и заготовленного раздаточного материала). Однако можно предложить каждому студенту в аудитории ответить на один и тот же вопрос самостоятельно письменно. Примерные задания: «Показать реформу живописи раннего Возрождения на примере сравнительного анализа двух картин «Поклонение волхвов» Джотто и Боттичелли» или «В чем разница между реализмом критическим и просветительским на примере картин «Прачки» Ж.Б.Шардена и О. Домье». Каждый преподаватель может подобрать картины к подобным вопросам из других тем. При проверке практических (творческих) заданий перед преподавателем возникает самая большая проблема: как оценить выполненную работу. По-моему, если обучающиеся пытаются рассуждать, показывают свое отношение к предложенным им к рассмотрению произведениям искусства, можно иногда и завысить оценку, ведь наша задача — научить их высказывать свое мнение, чувствовать и переживать, а проверить знания можно и другими, представленными выше заданиями. Не ставить совсем отметку за творческое задание тоже нельзя, ведь ребята с нетерпением ждут ее. В работе по русской живописи конца XIX — начала XX века есть вопрос о русском художнике-импрессионисте, а через два-три вопроса дается задание выбрать, какая из двух работ «Бульвар капуцинок» принадлежит кисти К. Коровина. Если обучающийся забыл фамилию Коровина, но знает, что такое импрессионизм и знаком с творчеством К. Моне, то может правильно ответить и на первый вопрос. Такой процесс более эффективен, чем простое заучивание фамилий. Кроме того, очень важно, чтобы вопросы и задания не были однотипными, что исключит автоматизм при их выполнении. Смена ритма и постоянное ожидание нового позволяют преподавателю сохранять интерес у сильных обучающихся даже при выполнении несложных заданий. |