Технологическая карта для урока в 4 классе "Времена года"
план-конспект урока

Бильченко Дарья Сергеевна

Разработка урока для уроков изобразительного искусства в 4 классе по пейзажной живописи "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx702.43 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока: Времена года. Тематическое рисование.

Тип и вид урока: комбинированный урок, направленный на проверку знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Форма урока: фронтальная и индивидуальная.

Область применения: занятия с детьми 9-10 лет на занятиях изобразительного искусства.

Цель урока – наблюдение природных явлений и передача в рисунке особенностей объектов природы, их разнообразие цвета, форм и настроений.

Задачи:

Образовательные:

  • показать детям красоту родной природы в живописи на примере произведений русских художников;
  • систематизировать и обогатить знания учащихся о временах года, учить видеть характерные признаки времён года.

Развивающие: 

  • развить у детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость;
  • развить у детей умение самостоятельной работы;
  • развить мышление, умение наблюдать, сравнивать.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к природе;
  • воспитание аккуратности при работе с различными материалами и инструментами.

УУД:

Личностные: понимание красоты окружающего мира и бережного отношения к природным явлениям.

Регулятивные: умение выбирать цветовую гамму для определённого времени года, оценивание результата своего труда.

Познавательные: получение знаний о видах пейзажа, самостоятельное создание алгоритма деятельности, создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные: желание поделиться своими наблюдениями, инициатива при выполнении и выборе задания.

Материалы и оборудование:

        Ученики: лист бумаги формата А4, акварель или гуашь.

Учитель: примеры пейзажей известных художников, компьютер, проектор, презентация «Времена года».

Этапы урока:

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Изложение нового материала – 12 мин.
  3. Практическая часть – 20 мин.
  4. Анализ работ. Рефлексия – 6 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

УУД

Учителя

ученика

1

Организационная часть

Вступление. Мотивация учащихся

Представиться.

Проверка готовности учеников к уроку.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Дорогие ребята, сегодня мы совершим необычное путешествие. Я приглашаю вас в гости... (играет музыка Вивальди «Времена года»). Но путешествие наше не простое, его цель – тема сегодняшнего урока.

Учитель: Пришла весна на место встречи,

Накинув бережно на плечи

Платок в сиреневых цветах

Дорога детства так знакома:

Сиренью улицы цветут,

И тороплюсь к родному дому,

Где так тепло, когда там ждут.

(Н. Веденеева)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото, одетые леса.

(А.С.Пушкин)

- Ребята, о чём эти стихотворения?

-Тема природы звучит в музыке, в стихах, в картинах.

- А теперь обратите внимание на доску, что здесь лишнее? (Необходимо убрать картины, не относящееся к пейзажам).

- Кто догадался, какая сегодня тема урока?

Проверяют готовность к уроку. Получив целевую установку, слушают учителя, эмоционально выражают своё отношение к происходящему.

Отвечают, поднимая руку.

- О весне и осени.

- Натюрморты.

По поднятой руке по очереди выходят и убирают лишее.

- Времена года.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению.

2

Изложение нового материала

- Правильно, тема сегодняшнего урока – времена года! А именно, природные пейзажи. И сегодня каждый из вас нарисует любимое время года. Для этого нужно будет определить характерные особенности каждого из сезонов. Но для начала, кто мне скажет, что такое пейзаж?

- Да, молодцы.

-  Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

В: - Ребята, кто может назвать отечественных художников, рисующих в этом жанре?

 Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник-пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, своё отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

- А какое время года для вас самое любимое для наблюдения? Что вы наблюдали?

 Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим, на какие виды делится жанр пейзажа (просмотр презентации).

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.

- Пейзаж-это изображение окружающей природы.

Называют разных художников-пейзажистов.

 Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.

Личностные: актуализировать свои знания для выделения места затруднения.

Регулятивные: формировать устные алгоритмы выполнения, распределять роли, умение делать собственные выводы;

3

Практическая часть

- Как правильно построить пейзаж?

Конечно же с выбора самой композиции с разных углов и в разной цветовой гамме. Но так как времени у нас не очень много, мы сразу начнём работу с нашей темой.

- Закройте глаза и представьте, что бы вы хотели нарисовать.

Чтобы правильно изобразить окружающий мир, установим некоторые правила:

  1. По своим представлениям делаем набросок карандашом. Для этого делим плоскость на 2 части линией горизонта. Эта линия никогда не должна быть ровно по центру листа – так как указывает на пространство, в котором происходит основное действие. Если это лесные массивы, то линия горизонта будет находиться выше центра, если это стая улетающих птиц, то линия горизонта будет лежать ниже центра.
  2. Затем намечаем объекты природы – деревья, ручей, цветы, животные.
  3. Закончив набросок в карандаше, мы приступаем к работе в цвете. Для этого надо учитывать: все ближние предметы воспринимаются подробно, а удалённые обобщённо. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а удалённые – неопределённо. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объёмными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.
  4. В зависимости от времени года или суток меняется и цветовая палитра.

Составляют план работы. Рисуют эскизы и наброски. По лучшим наброскам выполняют работу в цвете.

Развивающие: самостоятельность мышления.

Регулятивные: контролировать свою деятельность, проверять правильность выполнения заданий.

4

Анализ работ

Рефлексия

Проговаривание критериев оценивания. Выставка, анализ и оценка работ.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Что было самым трудным и над чем нужно ещё поработать?

Что было самым интересным на уроке?

Сегодня я узнал …

Мне еще нужно отработать…

Для меня самым трудным было…

Сегодня на уроке мне было…

Для меня самым интересным было…

Уборка рабочих мест

Личностные: приведение рабочего места в порядок.

Регулятивные: способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения.

Коммуникативные: желание поделиться результатом своей работы с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....

Технологическая карта, паспорт урока и презентация к открытому уроку "Электролитическая диссоциация "

Представлен учебно-методический материал к открытому уроку по химии в 8 классе...

Технологическая карта открытого урока "Традиции празднования Нового года в Великобритании и России"

Технологическая карта открытого урока, направленного на профессиональное развитие студентов специальности "Дошкольное образование"...