Уроки по музыке и пению для коррекционной школы
план-конспект урока

Камнева Елена Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3 класс

Тема урока  «Элементы музыкальной речи. Лад, А.Дворжак «Юмореска»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: звуковоспроизводящая аппаратура: музыкальный центр с записью аудиодисков, МР3, CD-RW, карточки с изображением мажора и минора, музыкальные раскраски.

Цель урока: знакомство с понятием лад, как средством музыкальной выразительности и элементом музыкальной речи, приобщение к классическим произведениям музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и минором, формирование умения слушать произведение композитора А.Дворжака «Юмореска».

Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУД

Основные методы, технологии

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд).

Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравия весело, бодро.

А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).

Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении.

дети поют «Здравствуйте».

( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)

ЛУУД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

Формирование готовности восприятия учебного материала 

2.Вхождение в урок.

Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

-Я хочу с вами поделиться улыбкой. Дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте

своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Надо улыбнуться

КУУД: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Вопросительно-ответный метод

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности)

3.2.1.Восприятие

 (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)

3.2.2. Индивидуальное задание

3.2.3. Вокальная работа

4. Первичное закрепление новых знаний

Сегодня мы продолжаем изучать средства музыкальной выразительности.

А конкретнее, темой нашего урока сегодня будет: «Элементы музыкальной речи. Лад». Как вы думаете, что такое лад в музыке?

Какую цель вы перед собой поставите?


Художник настроение картины передает с помощью красок, а композиторы с помощью средств музыкальной выразительности. Ребята, как вы думаете с помощью, каких средств музыкальной выразительности музыка передает настроение человека?

Хорошо, есть еще такое средство музыкальной выразительности как лад.

Как вы думаете, что такое лад?

Да ребята, вы правы. Хочется обобщить ваши ответы. Лад в переводе со славянского означает мир, порядок, согласие, дружбу, любовь.

ЛАД  в музыке – это не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает дружбу, взаимосвязь звуков между собой. Без лада нет мелодии. Сейчас я расскажу вам одну сказку. Слушайте внимательно. Сказка про «Мажор и Минор». Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу. «Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники. – Ребята, каким был мажор? Хорошо! А каким был минор?

Мажор- светло, празднично, весело.

Минор- грустно, задумчиво.

Сейчас вы будете в роли экспертов, у вас на столе есть две карточки «Солнышко» и «Тучка». Солнышко - это мажор, а тучка- это минор. После прослушанного произведения вам нужно будет поднять ту карточку которая подходит к настроению музыки, тучка - минорное – грустное, солнышко- мажор- радостное, светлое .

Чешский классик Антонин Дворжак (1841-1904) написал красивое произведение «Юмореска». Музыка его, раскрывающая красоту и богатство чешской национальной культуры, известна во всем мире.

 «Юмореска» - это небольшая пьеса юмористического, причудливого характера. От немецкого слова Humor-

юмор.

Музыка в «Юмореске» добродушная, мягкая, изящная, шутливая. Мелодия легко подпрыгивает, порхает – она игривая, грациозная. В средней части- более напевная и ласковая. Давайте движениями рук покажем, как меняется характер музыки: в крайних частях пьесы движения будут острыми, короткими, а в средней - более плавными, размашистыми.

Для следующих учащихся (Кости Харченко, Чаюкова Романа, Душиной Дарьи) я подобрала интересные раскраски. Нужно выбрать раскраски, которые подходят к настроению произведения.

Физкультминутка

        «Ладошки»

И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей паузой 3 -4 секунды.

Хорошо! Ребята, какое же настроение может передавать музыка?

Ребята, когда у нас хорошее настроение, у нас все отлично, что у нас появляется на лице? Совершенное верно! Есть замечательный композитор Владимир Яковлевич Шаинский. Он написал множество песен и в то числе песни для детей – Кузнечик, Вместе весело шагать, Антошка, Чунга-чанга и другие. Владимир Шаинский был жизнерадостным человекам, и дарил свою улыбку всем. Он тоже подарил, нам свою улыбку в песне которая так и называется «Улыбка». Сейчас, мы с вами прослушаем и разучим песню «Улыбка». При прослушивание подумайте, о чём песня и какое у неё настроение, какой лад использовал композитор, когда писал эту песню?

Слушают  и исполняют «Улыбку»

Теперь мы с вами её разучим.

-Сейчас я прочту две первые строчки, а затем мы повторим их вместе. Хорошо!

-Послушайте следующие строки. Теперь давайте повторим их. Замечательно! Теперь давайте соединим все вместе и пропоём под музыку. Хорошо ребята!

-Теперь послушайте первую строчку припева. Теперь давайте повторим вместе. Отлично! Послушайте следующую строчку припева. Повторим все вместе. Теперь соединим 1 куплет и припев. Хорошо! Теперь споем под музыку. Примите певческую установку сядьте прямо, плечи расправьте, руки на парты. Приготовились, ии..

-Хорошо теперь послушайте слова 2 куплет. Первая строка. Теперь повторим вместе. Теперь послушайте следующую строчку. Повторим её вместе. Теперь соединим 2 куплет и припев. Теперь соединим 1 куплет припев, 2 куплет и припев и споём под музыку. Сядьте ровно, спинки прямые, плечи расправлены. Приготовились, иии..

-Хорошо ребята! Теперь послушайте 3 куплет, первую строчка. Теперь повторим вместе. Хорошо, послушайте вторую строчку. Теперь повторим вместе. Сейчас давайте соединим все 3 куплета и припев вместе и споём под музыку. Хорошо ребята! Сейчас мы закрепим наше исполнение, 1 ряд- поёт 1 куплет, 2- ряд поёт 2 куплет, 3-ряд поёт 3 куплет, а припев поём все вместе. Сядьте ровно. Приготовились, иии..

Сейчас мы немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы будете говорить какое настроение у вас. - Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение? - Если вы получили в школе «5»? - Если у вас день рождения и вам дарят подарки? - Если вы лакомитесь сладостями? 
- Если вы болеете? - Если вам дают горькое лекарство? - А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?

Ребята, чем на уроке мы сегодня занимались? Что мы узнали о мажоре и миноре? Какое произведение  слушали и какого композитора? Какую песню разучили?

Предположения детей

Научиться различать лады в музыкальных произведениях

Слушают учителя

С помощью скорости движения музыки, голоса инструмента или человека.

Дружба, умение не ссориться друг с другом, понимать друг друга, жить мирно.

Слушают учителя

Мажор был веселым, жизнерадостным; Минор был грустным, печальным

Слушают произведение

Показ руками

характера музыки

(Ульянов Н., Папаков М., Жердев К., Бражников Я.)

Ученики изображают настроение произведения в раскрасках (выполняют задание)

Слушают учителя

На лице появляется улыбка

Слушают песню

Композитор использовал мажорный лад

Разучивают песню вместе с учителем

Поют по рядам

Ответы:

Мажорном

Минорном

Мы узнали, что минор – это грустное, печальное, задумчивое настроение в музыке, а мажор- это радостное, веселое.

Слушали:

А.Дворжака

«Юмореску»,

песню В.Шаинского

«Улыбка»

КУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

РУУД: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу

ЛУУД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

КУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

ЛУУД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

ПУУД: Развивать умение проводить сравнение по заданным критериям;

ЛУУД: Формировать музыкально-эстетические чувства посредством музыки;

ПУУД: Развивать умение проводить сравнение по заданным критериям;

КУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

КУУД: Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

Беседа

Рассказ

Занимательный сюжет

Занимательный сюжет

Метод восприятия музыки

Индивидуально-деференцированный  подход

Практический метод (передача настроения музыки в рисунке)

Метод музыкального интонирования

Наглядно-практический метод

Устный опрос

5. Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подходит к концу.

Предлагаю вам закончить предложения:

-Сегодня я узнал(а) …..

-Больше всего мне запомнилось ……

-Самым интересным для меня сегодня было …

Мне очень понравилось сегодня работать с вами

на уроке! Наш урок окончен. До свидания!

Оценивают себя

Прощаются учителем.

РУУД: Развивать позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей

Самооценка





Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока музыки и пения

3 класс

Тема урока: «Плавное и отрывистое звучание мелодии. С.Рахманинов «Итальянская полька».

Тип урока: комбинированный

Цель:  овладение детьми музыкальной культурой.

Задачи:

Образовательная: формирование знаний о выразительности мелодии.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к музыке.

Коррекционно-развивающая: развитие музыкальной памяти и способности реагирования на музыку;

 корригировать отклонения в интеллектуальном развитии.

Средства обучения: музыкальный центр; диски с записью музыкальных произведений

     ударно-шумовые инструменты (деревянные ложки, колокольчик, погремушки, маракас, дудочки), электронное детское пианино.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые    БУД

Основные методы, технологии

Орг. момент и

мотивация

(4 мин.)




Организация учебной

деятельности.

Добрый день, садитесь.

За правильные ответы я буду положительно оценивать вашу работу на уроке при подведении итога. Поэтому будьте внимательными.

Сегодня мы будем учиться слушать музыкальные  произведения и называть его звучание.

- входят в класс

- приветствуют учителя;

-эмоционально настраиваются на урок;

 Л1- Осознать необходимость учения.

Л2-Формирование мотивации к учебной деятельности.

Р2- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Наглядный,

Словесный (объяснение, вопросы-ответы),

Практический

(показ педагогом),

Здоровьесберегающая технол.

Индивидуал.-диффер.подход

Осмысление учебной задачи.

(4 мин.)

Повторение изученных  музыкальных терминов: какие вы помните средства музыкальной выразительности мелодии?

Да, правильно лад – это когда звуки музыкальные живут в согласии, не ссорятся друг с другом. Различаются (мажорный и минорный). Мажор - светло, празднично, весело.

Минор - грустно, задумчиво.

- отвечают на вопросы учителя;

- выдвигают аргументы, учатся размышлять и говорить развернуто.

П1- отвечать на простые и сложные вопросы учителя

Пр2-

Использовать в самостоятельной речи музыкальные термины

Открытие нового знания. (2 мин.)






Без лада нет мелодии. Лад выражает настроение, а мелодия может  иметь своеобразный характер, например: спокойный и звучать плавно и легко или, наоборот, неспокойный  и звучать отрывисто, резко. Приведу примеры изученных песен.

Как звучит песня «Во поле берёза стояла» русская народная песня.

Конечно, плавно, спокойно - это хороводная песня.

«Артиллеристы» - маршевая песня звучит отрывисто, резко.

Давайте их вспомним, споём,

Но  сначала подготовим голосовой аппарат к пению.

Распевание (подготовка голосового аппарата)

Распевание на звуки: ла, на, но, а, о, у.

Попевки: «Василек», «Как под горкой», «Как у наших у ворот».

Физминутка

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

знакомятся с новыми понятиями;

Ответы.

- учатся слушать других и добавлять в речевых высказываниях недостающую информацию;

- выполняют подготовитель-ное распевание

Выполняют дыхательную гимнастику.

П1- отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Пр- особенности плавной и отрывистой мелодии

Л1- Осознать необходимость учения

К- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Закрепление нового материала

(7 мин.)

Самореализация (5 мин.)

Музыкальное задание.

Исполнение песен: «Во поле берёза стояла», «Улыбка», «Артиллеристы».

Сегодня мы будем слушать музыку Сергея Васильевича Рахманинова «Итальянскую польку». С.Рахманинов-

русский композитор, выдающийся пианист - виртуоз и дирижёр. Создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую так и на мировую музыку XX века.

Многие думают, что полька относится к польским народным танцам. Своим происхождением танец обязан чешскому слову «пулька», означающему «половина». Основным движением польки являются полушаги, соединенные приставкой. Бальная полька появилась благодаря народному чешскому танцу. Именно поэтому известна дата появления этого весёлого танца.

Считается, что своему появлению полька обязана пению и легкому танцу крестьянской девушки, которую чешский педагог Неруда встретил в августе 1835 года. После того, как была записана понравившаяся мелодия и движения танца, полька приобрела огромную популярность в танцевальных салонах.

Шаг с подскоком для польки служит визитной карточкой. Исполняют это движение легко и весело. Одним из наиболее повторяемых движений является па галопа. Его исполняют, стремительно продвигаясь по линии танца.

С течением времени полька не теряет свою популярность, элементы ее движений можно заметить в разных народных и бальных танцах. Нередко детские бальные хореографические коллективы включают польку в свой репертуар.

Рахманинов написал Итальянскую польку в 1906 году, будучи с женой и дочкой в Италии. На фортепиано Итальянская полька исполняется в четыре руки.

Давайте послушаем это произведение.

Как вы думаете, мелодия здесь исполняется плавно или отрывисто?

Да, правильно, отрывисто, мелодия скачет, прыгает.

А теперь, давайте сравним звучание пианино (детского) и ударно – шумовых инструментов.

На пианино может мелодия звучать плавно и отрывисто, а на ударных  получится только отрывисто.

Поиграем и изобразим на инструментах плавное и отрывистое звучание мелодии.

Проверка  выполненных индивидуальных заданий.

 -вокально-хоровое исполнение

Слушают рассказ учителя

Уч-ся слушают фонограмму в исполнении С.Рахманинова

Ответы  учеников

Уч-ся исполняют (разные штрихи: легато, стаккато) под лёгкий аккомпанемент песни В. Шаинского «Улыбка» на разных инструментах.

Индивидуальн.

задания:

Нарисовать штрихи мелодии (легато, стаккато) разным цветом цветом:

Душина Д.

Харченко К.

Чаюков Р.

Пр- особенности плавной и отрывистой мелодии

Р1- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

К- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

П2- использовать логические действия (сравнение на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

Итог урока. Рефлексия.

(3 мин.)

Оценка деятельности уч-ся на уроке

Выставление оценок в дневники.

Обратить внимание на очень хорошие ответы уч-ся

- оценивают свою деятельность, благодарят за урок, прощаются

Р2- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки и пения

5 класс

Тема урока: «Длительности нот».

Тема раздела: «Рождение звуков» понятие о музыкальной грамоте».

Задачи урока - планируемые образовательные результаты:

Личностные: Осознать необходимость учения. (Л-1)

Формирование мотивации к учебной деятельности. (Л-2)

Предметные: Познакомить с особенностями музыкальной грамоты и новыми понятиями. (Пр-1)

Использовать в самостоятельной речи музыкальные термины (Пр-2)

Метапредметные:

Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя (П-1)

использовать логические действия (сравнение на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями (П-2)

Регулятивные: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач (Р-1)

Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность (Р-2)

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности (К)

Учебный предмет: музыка и пение

Ф.И.О. учителя Камнева Елена Александровна

Класс 5

Тип урока комбинированный

Вид урока: повторение изученных  и открытие новых знаний

Средства обучения: электронное детское пианино, раздаточные карточки, дидактический материал: «Музыкальные инструменты», схема «Длительности нот» (подсказка), пособие «Где живут нотки», нотки-призы

Цель урока: формировать представление об особенностях нотной грамоты (музыкальной азбуки)

Задачи урока:

Образовательная: вспомнить долгие длительности нот (целые и половинные), дать понятие о коротких нотах (четвертях)

Воспитательная: воспитание позитивного отношения к музыке

Коррекционно-развивающая: корригировать имеющиеся отклонения эмоционально - волевой сферы;

развивать музыкально-практические умения и навыки в выполнении разных заданий

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые    БУД

Основные методы, технологии

Орг. момент и

мотивация

(4 мин.)




Организация учебной

деятельности.

Добрый день, садитесь.

За правильные ответы я буду раздавать вам нотки.

Зачем нужны ноты? (чтобы уметь записывать музыку и её исполнять)

Так чему будет посвящён наш урок? (Музыкальной грамоте)

- входят в класс

- приветствуют учителя;

-эмоционально настраиваются на урок;

- отвечают на вопросы учителя;

- определяют и формулируют тему урока.

Л-1

Л-2

Р-2

П-1

Пр-2

Наглядный,

Словесный (объяснение, вопросы-ответы),

Практический

(показ педагогом),

Здоровьесберегающие,

Индивидуально-дифференцированный

Осмысление учебной задачи.

(4 мин.)

Кто из вас уже знает ноты? (отв.)

Сколько всего нот?

Кто сможет назвать все нотки? (ответы уч-ся)

Вы согласны с тем:

- что для того, чтобы знать ноты нужно обязательно быть взрослым? (нет)

-чтобы петь по нотам нужно знать названия нот? (да)

- ноты имеют округлую форму? (да)

-можно ли записать ноты в тетради в клетку? (нет)

- а в специальной тетради - нотной? (да)

Ваши мнения разделились, значит, нам всем необходимо познакомиться с музыкальной азбукой.

- отвечают на вопросы учителя;

- выдвигают аргументы, учатся размышлять и говорить развернуто;

- слушают и анализируют

П-1

Пр-2

Открытие нового знания. (2 мин.)






Повторение изученных  музыкальных терминов (нотный стан, звукоряд, скрипичный ключ, клавиатура, нотная запись, названия нот).

Объяснение новых понятий.

Что нам необходимо сделать для того, чтобы пропеть звукоряд? (голосовая разминка)

Сколько нот в музыке? (Семь)

Пение звукоряда.

Распевание (подготовка голосового аппарата)

Физминутка

Давайте перенесём наши знания в тетрадь, как настоящие композиторы. Найдите ноты  долгие и короткие.

-знакомятся с понятиями;

- учатся слушать других и добавлять в речевых высказываниях недостающую информацию;

- выполняют подготовительное распевание

- выполняют движения

Работают в нотных тетрадях

П-1

К

Пр-1

Л-1

Пр-2

К

Закрепление нового материала

(7 мин.)

Самореализация (5 мин.)

Даётся задание ученикам на дидактической карточке с изображением целых, половинных, четвертных нот. Мы сейчас закрепим, месторасположение на нотном стане, как называются длительности, которые изучили и о которых сегодня услышали.

Давайте найдём в изученной песне

половинные ноты – отметим  их хлопками

Исполнение песни «Ты не бойся мама»

Проверка  выполненных индивидуальных заданий.

Вот видите, благодаря сегодняшнему уроку  нам удалось пополнить свои знания о нотной грамоте.

- выполняют на дидактических карточках

-слушают и определяют

-вокально-хоровое исполнение

Индивидуальные задания:

Найти отдельные инструменты и разукрасить

определённым цветом:

Афончина К., Висхаджиева С., Кулешова В., Завгородний В., Кравченко А. (списывание

текста песни, выполнение определённых заданий).

П-2

Р-1

П-2

Итог урока. Рефлексия.

(3 мин.)

Те, кто активно работал на уроке и всё запомнил, получили много ноток, а те, кто редко поднимал руку -получил мало ноток.

Подсчитывание ноток.

Количество бумажных ноток – это оценка деятельности уч-ся на уроке

Выставление оценок в дневники.

Прощаюсь.

- оценивают свою деятельность.

- благодарят за урок, прощаются и

- выходят из класса

Р-2

Л-2



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  по теме: «Руслан и Людмила» 

поэма А.С. Пушкина (интеграция с предметами чтение и развитие речи, рисование), музыкальное сопровождение – опера  композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила»,  слушание фрагментов  из оперы «Руслан и Людмила»,  кадры из фильма-сказки «Руслан и Людмила» режиссёр В. Птушко, картины В. Васнецова)

Цель: повышение интереса обучающихся к творчеству великого русского композитора  М.И Глинки.

Задачи.

Образовательные: формирование знаний  об  опере М.И.Глинки.

Коррекционно-развивающие: развивать музыкальную память и эмоциональную отзывчивость музыку; корригировать отклонения в интеллектуальном развитии.

Воспитальные: воспитывать умение слушать классическую музыку.

Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор, основоположник русской оперы, балета, симфонии и романса.

     Творчество Глинки - гордость русского искусства. Он первым среди композиторов сумел выразить в своих сочинениях душу русского народа. Это произошло потому, что с детства композитор имел возможность слушать народные песни, запоминая и осмысляя их особенности - мелодию, голосоведение.  

В истории русского искусства гений  М.И. Глинки стоит в одном ряду с гением А.С. Пушкина.

     Они были современниками, жили в одну эпоху, и оба стали родоначальниками новых направлений в художественном творчестве, Александр Сергеевич Пушкин - в литературе, а Михаил Иванович Глинка - в музыке. Подобно Пушкину, Глинка мог бы о себе сказать: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой».

     М.И.Глинка родился на берегу реки Десны, недалеко от села Новоспасское Смоленской губернии  в  1804 году. Он прожил недолгую жизнь, всего 53 года (умер в 1857 г.), но талант гениального композитора

19 века заставил признать высокую ценность русского музыкального искусства. Произведения Глинки:  народно-героическая опера «Иван Сусанин», сказочная опера «Руслан и Людмила», оркестровые произведения «Вальс - фантазия», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», знаменитые романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», «Не искушай»  снискали любовь миллионов слушателей  и стали золотым фондом  мировой  музыкальной культуры.

Сегодня мы будем слушать музыку волшебной оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

А что же такое опера?

    Опера - жанр вокального музыкально - драматического искусства

 (ит. «opera» буквально - труд, дело, сочинение), важнейший вид музыкального  театра.      Объединяет в едином театральном действии различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию (балет), изобразительное искусство (декорации, костюмы). Главное в опере - музыка, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героев, раскрывает нам их характеры.

    В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы - это либретто, итальянское слово libretto, означает книжечка: полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы.

    В основе либретто  оперы легла поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Трудно назвать другую оперу, в которой сразу соединилось бы столько прекрасного, так же гармонично была показана жизнь: героические, богатырские подвиги людей и сокровенные лирические раздумья человека о радостях и утратах; мир чудесного, сказочного и картины обычной реальной жизни; песни, танцы, обряды, не только русского, но и других народов.

И всё  воплощено в таких ярких образах, что можно представить себе каждую картину, каждую сцену, даже не видя спектакля, а только внимательно вслушиваясь в музыку.

     Пушкин в своей поэме и  Глинка в опере  раскрыли, мудрую истину многих народных сказок и преданий: тот побеждает зло, кто честен и смел, не страшится опасности и беззаветно любит  родину.

    Один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр. Он исполняет увертюру,  симфонические антракты. Оркестр звучит во время всего действия, создаёт яркие картины. Большую роль в опере играет хор.  С его помощью  композитор изображает картины народной  жизни. Начинается опера с увертюры.

    Увертюра( от латинского  - «открытие», «начало») - инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой - опере, балету, оперетте, драме, и т.д.  В увертюре  к опере «Руслан и Людмила» очень кратко передано содержание оперы.

Увертюра  звучит энергично и ликующе. Это настроение праздника, торжества, в котором участвует много людей. Из громких аккордов всего оркестра в остром ритме и гаммообразных взлётов струнных инструментов  возникает первая (главная) тема увертюры - образ света, радости, богатырской удали.

Она ещё прозвучит в финале оперы.  После короткого перехода появляется вторая (побочная) тема - очень певучая, тоже радостная, хотя и с некоторыми печальными минорными интонациями. Звучит мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы её ещё услышим в арии Руслана, в сцене «На поле битвы».

    На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Напряжённые созвучия, страшные пугающие аккорды, характеризуют  злого карла Черномора  (сцена похищения Людмилы). Сквозь многие преграды и трудности Руслан старается прорваться к свету и развеивает, наконец, злое наваждение.

Первая тема - образ Руслана,  вторая - образ его любви к Людмиле. Первая часть увертюры, включающая вступление, первую и вторую основные темы, называется экспозицией. (т.е. показом  важнейшего музыкального материала всего сочинения).

В конце увертюры, подобно зловещему призраку, проносится ещё одна мелодия Черномора:  жёсткое передвижение звуков сверху вниз. После этой «гаммы Черномора», как её называют музыканты, ещё ярче, победней звучит музыка радости и торжества.

Она прославляет мужество и стойкость людей, не боящихся борьбы с насилием и вероломством.

Ария - очень важная составная часть оперы. Её можно сравнить с монологом в драматической пьесе.

«Ария Людмилы» это живое воплощение молодости и счастья. Струится звонкая чистая мелодия, и всё отчётливей проступает облик очень юной девушки, нежной, грациозной, лукавой.

В арии Людмилы много вокальных украшений, героиня словно пронизана светом, она излучает сияние. Ей весело, она любит Руслана. Расставаясь с отвергнутыми женихами, девушка не скрывает переполняющей её радости, но для каждого находит слова утешения. Арию исполняет Белла Руденко - сопрано.

«Рондо Фарлафа»  ария-скороговорка. (Исполняет  академический певец  Гмыря - баритон).

Сначала, кажется, будто витязь полон готовности помчаться, вслед за похищенной княжной и умертвить колдуна своим мячом. Но что это? Движения нет, герой всё время топчется на месте. Сделает шаг вперёд  и опять возвращается. В музыке периодически возобновляется одна и та же мелодия,  повторяются те же слова:

«Близок уж час торжества моего,
Ненавистный соперник не уйдёт далеко от нас…».

Становится ясно: Фарлаф труслив, суетлив, нерешителен и Людмилу ему не спасти.

«Ария Руслана» (Исполняет Борис Штоколов  - бас).

Совсем по-иному звучит музыка, характеризующая Руслана. Она полна благородной сдержанности и мужественности. Его ария на поле битвы начинается с инструментального вступления. По настроению она напоминает картину, описанную Пушкиным:

   Вдали всё пусто; здесь и там

   Желтеют кости; по холмам

   Разбросаны колчаны, латы,

   Где сбруя, где заржавый  щит…

Эта строка легла в основу вступления арии Руслана:

Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами.

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мёртвыми костями?...»

Сначала вступление звучит в замедленном темпе, музыкальные фразы прерываются паузами, остановками; мрачные аккорды напоминают отголоски похоронных напевов. Всё это вместе с мелодией, то взлетающей вверх, к высоким звукам, то бессильно падающей к низкому тёмному регистру, полно глубокой печали. Герой предаётся  размышлениям о смерти, о бессмысленности жизни, в которой не было подвига. Быть может, и ему, Руслану, суждено погибнуть бесславно « и струны звонкие баянов не будут говорить о нём»?

В оркестре  в это время звенит, переливается наигрыш, напоминающий гусельные перезвоны…

Но Руслан преодолевает мрачные сомнения. С именем Людмилы он снова устремляется вперёд, навстречу новым опасностям.

Марш «Черномора»

Черномор не произносит ни одного слова. Глинка решил изобразить Черномора только средствами инструментальной музыки. Это лишний раз подчёркивает его фантастический образ.

    Фанфары труб  возвещают о появлении властелина волшебного царства. В окружении рабов выступает карлик с бородой до пят. Музыка марша Черномора создаёт яркое представление  о причудливом, изменчивом облике похитителя Людмилы. Угловатая поступь марша, мощная звучность оркестра сменяются прозрачным звоном колокольчиков.

Чередуются какие-то необычные, призрачные созвучия. Сады Черномора - это заколдованное царство, где всё застыло, замерло, всё подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия: шествие Черномора, окружённого свитой  покорных рабов продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...

Открытый урок истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме " Укрепление Власти Князя"

Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремлюсь точно сформировать задачи, логически связать их между собой с темой и содержанием урока....

Эстетическое воспитание на уроках художественной обработки швейных изделий в коррекционной школе VIII вида

 Уроки художественной обработки швейных изделий удовлетворяют не только образовательной потребности, но и решению задач духовного, в частности, эстетического становления личности....

Рабочая программа музыка и пение коррекционная школа

Рабочие программы по предметам музыка и пение, музыка и движение для коррекционной школы...

Проблемы формирования музыкальных навыков и эстетических чувств у обучающихся с синдромом Дауна на уроках музыки и пения.

Уроки музыки и пения являются самыми приятными для детей способами обучения. Именно, занятия музыкой формируют эстетические чувства, музыкальные навыки, развивают и закрепляют навыки счета и письма, ...

Урок литературного чтения в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Занятие предназначено для учащихся 4 класса. Тема урока "Нанайская народная сказка "Айога"...

Доклад на тему: "Хоровое пение в детской школе искусств. Роль хорового пения в воспитании личности"

Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности. Пение в хоре оказывает самое положительное влияние на развитие личности, выполняет важнейшую социальную функцию. Хоровой коллектив становится д...