Доклад на тему: "Хоровое пение в детской школе искусств. Роль хорового пения в воспитании личности"
учебно-методический материал
Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности. Пение в хоре оказывает самое положительное влияние на развитие личности, выполняет важнейшую социальную функцию. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ.
РОЛЬ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ».
Январь 2023 года
Преподаватель хоровых дисциплин
МБУ ДО «Петровская ДШИ
им. А. А. Рахманинова» Костина С. А.
«Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека»
(В. Сухомлинский)
I
Хоровое пение — активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
«Голос в России — это основной музыкальный инструмент, поэтому всё музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем и каждому. У всех есть этот инструмент, не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку — у тебя всё при себе, и всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт все воспитание».
Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия, когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.
В толковом словаре Владимира Даля хор определяется как собрание певчих для согласного пения. Собрание определенного круга музыкантов для коллективной музыки. Бывает женский хор, мужской и смешанный, а также детский и любительский. Таким образом, хор – это некое собрание поющих людей, идеальная звучность которого достигается за счет ансамблевого единства с выверенным строем и художественно выработанными нюансами.
II
Хор — это особая «ячейка общества», как большая семья, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни.
Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.
Пение в хоре развивает творческие способности, жизненно необходимые каждому. Очень многие успешные люди в детстве пели в хоре. Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться. Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.
Пение в хоре — это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.
III
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании; общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу; общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере». (Георгий Александрович Струве)
Тысячу раз был прав Борис Тараканов со своим девизом: «Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным».
Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Тогда же сложили люди и свои первые песни, исполняемые одновременно с телодвижениями во время различных обрядовых действий. В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира — крики птиц, диких зверей. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение.
В эпоху Античности наиболее высокую ступень развития общества и его культуры представляло государство Древней Греции. Большое место в общественной жизни греков занимала музыка. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть общего гражданского воспитания юношества. Пение и игра на музыкальных инструментах входили в программу спортивных и художественных состязаний. Существовали даже объединения певцов, музыкантов и танцоров, называемые коллегиями. Формируются основные роды и жанры искусства. Возникли основные термины, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке: лады, гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Даже само слово «музыка» греческого происхождения.
Хоровое пение с давних времён существует в России как часть жизни. Люди пели в моменты отдыха и за работой, во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия, пели рабочие и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.
IV
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков, произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливается весь организм. Беременным женщинам рекомендуют больше слушать классическую музыку, спокойные колыбельные песни рекомендуют петь самим будущим мамам. Полезно не только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.
Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатывается эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства. При помощи пения можно привести в порядок легкие, улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.
Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом. Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот – обертонов. Тут свою роль играет близкое соседство гортани, в которой происходят колебания, и мозга. Обертоны резонируют с костями черепа и с головным мозгом, отвечающим за иммунную систему. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия. Зная о таком воздействии вибрации на организм доктора и специалисты, хормейстеры работают с глухонемыми детьми для коррекции и развития слуха.
Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению. Ученые считают, что каждый из внутренних человеческих органов имеет свою определенную частоту вибраций. При заболевании частота органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной орган, возвращая здоровую вибрацию. Дело в том, что, когда человек поёт, только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.
Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую звукотерапевтическую практику давно знали, и до сих пор используют в Индии и Китае.
Положительное действие пения на человека, использовалось нашими предками для излечения с самыми разнообразными заболеваниями. известно давно, что пение – как сольное, так и хоровое – испокон веков использовалось для лечения душевных недугов. Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных расстройств. На Тибете монахи до сих пор лечат нервные болезни пением.
В древней Греции с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В древности люди интуитивно угадывали наличие в пении большой оздоровительной силы, но не могли научно обосновать этот факт.
Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья, тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы. И когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг.
Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная ёмкость легких и добавляет организму запас прочности.
Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно, в результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Знаменитый метод Бутейко по лечению астмы основан на базе вышеупомянутого утверждения.
Таким образом, пение является отличной профилактикой простудных заболеваний. Американские ученые провели исследования среди певцов одной оперной группы. Оказалось, что пение не только хорошо развивает легкие и грудную клетку (как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), но и укрепляет сердечную мышцу, продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней. Обратите внимание – хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.
V
Занятия вокалом совершенствуют речевую функцию организма. Те люди, которые страдают заиканием, очень полезно начать заниматься пением. Особенно это касается детей. Чем раньше заикающийся ребенок начнет заниматься пением, тем больше у него есть шансов избавиться от этого недостатка. Одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове. В пении одно слово перетекает в другое и как бы льется вместе с музыкой. Ребенок слушает, как поют другие, и старается попадать в такт. При этом происходит сглаживание акцента.
Уже доказано, что легкая степень заикания может устраниться полностью, если человек занимается пением регулярно. Во всем мире с помощью хорового пения детей успешно лечат от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия. Для людей, страдающих средней или сильной степенью заикания, пение, к сожалению, не может помочь.
VI
Психологи утверждают, что лучший способ повысить качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Умело подобранная музыка оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Даже простое прослушивание музыки изменяет настроение человека. Одни произведения успокаивают и умиротворяют, другие поднимают настроение.
Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывает успокаивающее действие. Часто стали использовать музыку для лечения врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.
Пение – отличный способ снятия стрессов, эмоциональной стабильности. Поющий человек всегда находится в позитиве, и если у него даже произошло горе, то во время пения испытывает значительное облегчение.
Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка, работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение — это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью.
Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания поисков каких-либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.
Тренированный детский голос охватывает диапазон частот примерно от 70 до 3000 колебаний в секунду. Эти вибрации пронизывают весь организм поющего ученика, улучшают кровообращение, способствуют очищению клеток. Широкий диапазон частот колебаний человеческого голоса улучшает кровообращение сосудов любого диаметра. Высокие частоты способствуют микроциркуляции крови в капиллярах, а низкие – кровотоку в венах и артериях.
VII
В период становления личности подростков происходят некоторые преобразования. Так на практических занятиях хора они сталкиваются с необходимостью осознания ответственности не только за себя, но и за других.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни и занимает большое место в его общем культурном развитии.
Музыка — по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум.
Многие композиторы и музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это — фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов.
Музыкальное искусство — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.
Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания, музыка перестаёт быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства.
Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не явилось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и исполнение произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Музыкальные впечатления, полученные в детстве, «…никогда не изглаживаются в памяти ребёнка и поселяют в нём на всю жизнь. Любовь и вкус к музыке и пению, облегчают для него впоследствии само их изучение».
Алексей Острогорский, педагог и публицист, первым в отечественной педагогике столь определённо поставил вопрос об эстетическом, музыкальном воспитании подрастающего поколения, выдвинул, обосновал идею, показал пути раннего приобщения детей к музыке, поставил вопрос о необходимости непрерывного музыкального образования (дошкольного и школьного), указал на ценность не только уроков хорового пения, но и других форм музыкального образования и просвещения учащихся.
В наше время вокальное воспитание детей осуществляется в детской музыкальной школе, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе (на уроках музыки), в центрах эстетического воспитания.
Определяя роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка выявились основные задачи музыкального воспитания: развивать в процессе музыкальной деятельности художественный вкус; сформировывать начало музыкальной культуры; способствовать формированию общей культуры.
Пение оказывает положительное влияние на развитие личности. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память.
Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.
На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителям и выступающим на празднике или на концерте. Помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.
Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умении и навыках пения, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса. Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию.
Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально — эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образом занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.
Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью.
Таким образом: именно формирование личности ребёнка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности.
Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена только всесторонним изучением своеобразия личности каждого ребёнка: его темперамента, характера, круга интересов, уровня интеллектуального развития, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и характера художественных потребностей, специфики способов общения, условий быта ребёнка, его семьи и т.д.
Адекватное представление учителя о каждом ребёнке, его духовном мире, переживаниях и устремлениях даёт возможность построить работу в коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством.
Такой подход позволяет переосмыслить иерархическую позицию: «учитель — ученик», с присущей ей определённым диктатом учителя, в позицию диалога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.
Ключевое значение в работе с детским коллективом приобретает реализация потребности в общении, в процессе которого формируется личность ребёнка. Если для учащегося младшего школьного возраста, у которого меняется стиль мышления (от монолога — к диалогу), общение со взрослыми — социальная потребность, то подросток ставит себя в ситуации взрослого, и с этой точки зрения формируются его жизненные ценности, происходит активное формирование «я-концепции», рефлексии.
Хоровой коллектив в школе искусств предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет.
Внутри хора общение организовано на разных уровнях: шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над новенькими; общие хоровые праздники; сохранение традиций коллектива.
Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка, способствуют высокой самооценки. Уже само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет ему осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности.
Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.
Хор — идеальное место для развития детей.
Именно из учащихся, которые успешно сочетали учёбу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.
В любой профессиональной деятельности вне зависимости от специальности важно владеть искусством общения — друг с другом и с руководством, — особенно в условиях рыночной экономики. Уметь слушать, уметь спорить, убеждать, поощрять, уступать, давать отпор, не задевая достоинство оппонента. Хор — прекрасное место для выработки всех этих навыков.
Если ребёнок поёт в хоре, то есть надежда на то, что он вырастет умным, интеллектуально и духовно развитым человеком.
Дети, лишённые возможности петь в хоре, несут потери не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном развитии.
На ребёнка воздействует и творческая атмосфера в хоре — атмосфера совместного преодоления трудностей, товарищества, добра, открытости, стремления к красоте.
Работа в хоре — это постоянная интеллектуальная и физическая тренировка. Занимаясь пением, ребёнок погружается в купель комплексного и многоступенчатого преобразования своей внешности и внутреннего мира. Многие осознают всё, что с ними происходило в детстве, только став взрослыми, и начинают ценить, хотя и с опозданием.
Работа в художественном коллективе, где ставятся интересные и трудные, но выполняемые задачи, несомненно, способствует воспитанию трудолюбия. Направленность, интерес, поисковая активность и стремление к достижению отдалённых, не сиюминутных, результатов формируют и тренируют волю, доведению начатого до конца.
Именно хор — самый массовый, демократичный, доступный и материально малозатратный из всех художественных жанров. В итоге идёт успешная социализация личности на уровне художественного коллектива, которая способна со временем помочь социализации и оздоровлению нашего общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, активно влияющей на развитие как личностных качеств, так и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:
— участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;
— работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
— хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
— в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него, и для остальных участников коллектива;
— в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает познавательные влияния и нейтрализует отрицательные;
— в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с её лидером.
— в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; кстати, участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.
Особенности развития современного российского общества показывают, что самосознанию нового поколения присущи ценности, не имеющие внутреннего смыслового единства. В свою очередь, неопределенность ценностей рождает в юных душах путаницу, нигилизм и цинизм. Растущее пренебрежение к культуре и культурным традициям лишает молодых людей необходимой духовно-нравственной основы для эффективного самоопределения, позитивного самоутверждения.
Общение с высоким искусством способно ориентировать молодежь на высокие художественные ценности, облагораживает душу, совершенствует систему ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют опыт отечественного эстетического воспитания и исследования ученых в нашей стране и за рубежом.
Как форма духовной культуры и специфический вид художественной деятельности человека хоровое искусство обладает большим социокультурным потенциалом, определяющим его значение в жизнедеятельности современного общества, влияя на все стороны сознания и деятельности человека, улучшая, совершенствуя и облагораживая его внутренний духовный мир.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
- Буланов В.Г. «Как пение способствует развитию различных и
весьма полезных качеств личности» Екатеринбург. 2003г.
3. Струве Г.А. Школьный хор Москва, Просвещение,1981г.
4. Litterref.ru Влияние музыки на развитие духовного мира
личности на примере хорового пения.
5. Пожигайло П. «Я считаю, что хоровое пение в стране – это
основа её безопасности…» // Губернские новости хорового
общества. 2013г. – №1. – С.1. – URL.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Мичуринская детская школа искусств»
Методическая разработка мастер-класса по вокалу
на тему: «Певческое дыхание. Постановка голоса. Работа над созданием музыкального образа в исполняемом произведении.»
преподавателя дополнительного образования
I квалификационной категории
Костиной Светланы Алексеевны.
Цель: улучшение качества вокального звучания путем систематической работы над постановкой голосового аппарата и музыкального образа.
Задачи:
- Обеспечить формирование знания об особенностях работы голосового аппарата;
- Создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;
- Научить присутствующих бережно относиться к своему голосу и голосу обучающихся;
- Познакомить присутствующих с формами работы, которые можно использовать в профессиональной деятельности;
- Повышение уровня самооценки, стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации.
Г. Мичуринск, 2022 год.
Пояснительная записка
Обучение вокалу в объединениях учреждений дополнительного образования, в школах искусств обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование универсальных учебных действий у учащихся. Обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально-значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях региона.
Наилучшим образом это умение развивается на индивидуальных занятиях по вокалу, где начинающий вокалист посредством кропотливой практической работы овладевает не только специальными приёмами правильного певческого дыхания, вокально-интонационными и артикуляционными навыками, но также решает важнейшие исполнительские задачи, связанные с выразительным и эмоциональным раскрытием образного содержания произведений, с пониманием стилевых особенностей вокального творчества композиторов разных эпох.
Данный мастер–класс знакомит участников с важнейшими методами и приёмами постановки дыхания; вокальными упражнениями, распевками, которые не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в исполнении и создании музыкального образа в произведениях.
Прогнозируемый результат «мастер – класса»:
- Участники «мастер- класса» получат знания о формировании универсальных навыков на занятиях вокала;
- Преподаватели будут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на «мастер – классе».
Оборудование :
Музыкальный инструмент( пианино),музыкальная аппаратура: ПК, колонки, наушники, студийный микрофон, микшерный пульт. Методический материал по теме занятия.
Новизна «мастер – класса» в том, что в нем представлены современные формы работы с вокалом.
Продолжительность проведения –30мин.
«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это время не учатся сами». Так сказал учёный̆, мыслитель, миротворец Али Апшерон.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Этот мастер-класс будет о певческом дыхании, о постановке голоса и создании музыкального образа в песне. Общаясь друг с другом в повседневной жизни, мы не задумываемся во время разговора, как мы дышим, сколько мы вдыхаем воздуха, сколько выдыхаем…певческое дыхание отличается от разговорного тем, что это более активная работа дыхательных мышц. Певческое дыхание является основой вокальной техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука.
Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильную певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе потому, что он не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой корпус (прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея) его грудная клетка уже принимает положение вдоха и сам вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения.
Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.
Различают следующие типы дыхания:
Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Разновидностью грудного дыхания является ключичное, или верхнее грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.
Смешанное, грудобрюшное дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
Брюшное или диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости.
Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание, т. е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти не подвижна. Активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
Нижне-рёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. В осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха и сама диафрагма.
Когда мышца диафрагма натренирована систематическими упражнениями, как у спортсменов, мы говорим, что звучание имеет хорошую опору, голос поставлен.
Для начала выполнять некоторые упражнения лучше около большого зеркала. Следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты, дышите легко и свободно, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались, бесшумный вдох через нос, выдох долгий и эластичный.
Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох.
Упражнения:
«Цветок». Представьте, что вы носом вдыхаете аромат прекрасного цветка: медленно, глубоко, с наслаждением…А теперь и ртом и носом вдыхаем.
«Свеча». Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Целенаправленно, в определенную точку. Работу межреберных мышц нужно контролировать ладонями рук, но только первое время).
«Шарик» (Звук «С») Представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Прокалываем его тонкой иголочкой и очень медленно со звуком
«С» выдыхаем воздух. Долго спускает шар. А затем хлопком, резкий выдох – лопнул моментально.
Все вокалисты знают и пользуются в работе с дыханием гимнастикой, разработанной оперной певицей Александрой Стрельниковой.
Эта гимнастика полезна не только вокалистам, но и всем людям, страдающим заболеваниями органов дыхания (при бронхите, гайморите).
У самой певицы с детства было больное сердце. Постепенно недуг дал осложнения на дыхательную систему девушки, сначала она начала задыхаться, а потом и вовсе потеряла голос.
Мама и дочь решили не сдаваться и во что бы то ни стало вернуть Саше её способность петь. Они начали работу с дыханием и, как говорит сама Стрельникова: “Так постепенно и родился комплекс голосовой гимнастики на основе правильного дыхания”. Опираясь на него, Александре удалось вернуть себе голос и она проработала оперной певицей до глубокой старости, подарив россиянам ещё и эту прекрасную технику.
Особенностью гимнастики является короткий и резкий вдох, который производится в то время, как грудная клетка сжимается. Это абсолютно уникальная по своей эффективности методика, не имеющая аналогов по всему миру.
Элементы системы движений по Стрельниковой активно задействуют практически все части тела:
- руки
- ноги
- бёдра
- пресс
- плечевой пояс
Упражнения следует выполнять под руководством профессиональных специалистов, чтобы исключить неправильное выполнение движений, что может нанести вред организму.
Мы сделаем 3 базовых упражнения.
«Ладошки»
Вдох делается носом. Он должен быть резким, коротким и глубоким. Выдох через рот должен быть пассивным.
Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом на слог «ха».
«Насос»
Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца.
«Обними плечи»
В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки.
Мы немного поработали с диафрагмой. Привели ее в тонус. Работу необходимо постепенно довести до автоматизма, т к певец не должен думать о том, что он вдыхает, поёт и выдыхает, опуская ребра, процесс пения для него быстро закончится. Всё должно происходить естественно.
«Задержка дыхания»
Встать максимально свободно, но ровно, ощутите опору в ногах. После того, как вы вдохнули, задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, оставьте ее в « замороженном состоянии». Подайте воздух наверх, уприте воздух в связки. Что это значит? Представьте, что вы начали говорить и остановились на полуслове – воздух уперся в связки. После этого можно издавать звук, лучше гласный и коротко. И весь процесс повторяем несколько раз, нарабатываем мышечную память.
Описываю долго, хотя этот процесс нескольких секунд.
Дыхание-мышцы-голос
Наступило время рассказать о волшебных струнах, что находятся в нашей гортани. В середине гортань сужается, в самом узком месте расположены две складочки - связки. Отверстие между ними называется голосовая щель. Над голосовыми складками располагаются желудочки гортани, над ними желудочковые складки с железами, которые обеспечивают увлажнение голосовых складок. В период мутации увлажнение минимальное, поэтому ощущается сухость, першение, несмыкание связок. Это же возможно при испуге. Поэтому вокалисту необходимо пить воду.
Звонкость голоса зависит от частоты вибраций, длины, толщины и тонуса голосовых связок.
Свойства голосовых связок обуславливается полом и возрастом человека. Но наши эмоции напрямую влияют на работу голосовых связок. Поэтому я ставлю первую задачу в работе с учащимися: «страху-нет!». При страхе возникают зажимы по всему телу, спеть не получится. Вокал это 90% психология человека, и 10% - тренинги и упражнения. Чтобы петь без зажимов, необходимо иметь свободное, творческое, эмоциональное состояние, быть хозяином своего тела. И не нужно бояться казаться нелепым, выполняя упражнения на раскрепощение, снятие мышечных зажимов, свободное звукоизвлечение.
Упражнения:
«Позеваем»
- сначала с закрытым ртом, а затем от души, открыв рот;
«Стон»
- «МММ….» (словно болит горло);
Необходимо найти приемлемый тон – центр голоса, на котором голос звучит ровно (примарный тон), затем добавляем гласные фонемы: ам, ом, ум и т д. От того, как голосовые связки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса.
- «Ах, как рад! Ах, как я рад,
Что я не торт, не шоколад!»
Состояние внутреннего покоя и уверенности, обычно, приходит с большим опытом, если дерзать и ничего не бояться!
Есть несколько советов, которые помогут избежать потери голоса от страха:
-сохранять самообладание («Воспитанный человек – это человек, способный перенести отсутствие воспитания у других»);
- научиться чувствовать внутреннюю свободу, в общении с людьми находить общий язык;
- стараться не повышать голос;
-научитесь следить за своим дыханием.
Необходимо рассказывать и показывать строение всего голосового аппарата: глотка, нёбо, маленький язычок (картинка).
Работа над постановкой голоса очень долгая и планомерная. Ошибочно считать, что теоретически, зная все вокальные правила, можно моментально научиться петь. Нет такой волшебной таблетки, которую выпил и сразу научился красиво петь.
Занятия должны проходить систематически, под руководством педагога, чтобы не причинить физический вред здоровью.
После работы с дыханием начинается работа над:
-звукообразованием (отдельно с каждым гласным звуком);
-дикцией (скороговорки, подражательные звуки);
-пением на посыл, подача звука, атака звука (« Яхта»);
-звуковедением (легато, стаккато);
-интонацией (простейшая нотная грамота, звуковысотность);
-развитием диапазона (переходные ноты, смешение регистров);
-созданием образа;
-работа с микрофоном.
Работа над созданием образа в песне начинается после работы с мелодией и текстом. Необходимо выучить текст наизусть. При разучивании песен всегда прошу ученика придумывать предысторию и послесловие. Понять идею автора, но исполнитель всегда должен осмыслить ее по-своему и подать слушателю от себя, пропусти через свою душу, через свое эмоциональное состояние.
Мы рисуем с учениками картины (с младшими учащимися мы освоили технику «кляксография», которая решает сразу несколько вокальных задач – правильное дыхание и раскрытие эмоционального состояния ребенка).
Представляем и разговариваем о воображаемых запахах. И, если у Алисы в одной и той же песне это запах Рождества и апельсинов, то у Вероники – свежие испеченные ванильные булочки…
При более экспрессивном репертуаре помогает тактильность предметов, игрушки, бижутерия и многое другое…
Отдельное внимание уделяю внешнему виду исполнителя, а также опрятности. Костюм играет очень важную роль в создании образа. Одежду для выступления необходимо подготовить заранее.
Танцевальные движения разучиваем соответственно стилю и темпу музыки.
При необходимости песня может сопровождаться дополнительными техническими средствами: видеорядом, световыми эффектами и т д. Поэтому при разучивании песни всегда необходимо понять, какое эмоциональное состояние она в себе несет? И только после этого решаем, какими техническими средствами вокала будем его передавать слушателю.
Помним о своем слушателе! Зачем люди приходят на концерт?
Можно забыть слова, сфальшивить, не иметь достаточного диапазона…
Но! Если вы способны мощно, ярко и убедительно передать ваше состояние слушателю, ваше личное отношение к исполняемому произведению, вы сможете стать успешным, востребованным вокалистом. Человеку, пришедшему на концерт, безжизненное пение не нужно. Технику наработать всегда возможно. А зрителю нужны эмоции и настроение.
Список литературы:
- Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.
- Ахмедова Н. 100 уроков для вокала. Дневник преподавателя. Часть 1-я. – Баку, 2015
- Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972.
- Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965
- Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
- Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
- Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
- Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.
- Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание музыкально- пропагандистских навыков у учащихся Детской школы искусств
Именно в процессе музыкальной пропагандистской деятельности решаются многие задачи учебно- воспитательного процесса: изучение в достаточно большом объёме произведений разных жанров, умение мыслить...
Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.
Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...
Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"
Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....
Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств
С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...
Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"
Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...
Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)
Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)...