Проблемы формирования музыкальных навыков и эстетических чувств у обучающихся с синдромом Дауна на уроках музыки и пения.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_1.docx | 17.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемы формирования музыкальных навыков и эстетических чувств у обучающихся с синдромом Дауна на уроках музыки и пения.
Учитель музыки Горина Р.Р.
ГБОУ школы-интерната № 115.
Уроки музыки и пения являются самыми приятными для детей способами обучения. Именно, занятия музыкой формируют эстетические чувства, музыкальные навыки, развивают и закрепляют навыки счета и письма, навыки импрессивной и экспрессивной речи сочетая в себе и удовольствие, и обучение. Такой метод обучения полезен для всех детей, вне зависимости от их способностей и является одним из важнейших средств в обучении детей с особыми образовательными потребностями, а именно обучающихся с синдромом Дауна.
Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами. что необходимо для всех детей и особенно важно для детей с синдромом Дауна.
Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать обучающиеся младшей школы еще не овладевшие или не имеющими возможности овладеть навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Так как обучающиеся, которых труднее обучать, овладевают навыками чтения в течение более длительного периода, чем их нормально развивающиеся сверстники, то заучивание песенок наизусть как средство развития речевой деятельности у них принимает более серьезный характер.
Для детей, испытывающих трудности в обучении, например, для обучающихся с синдромом Дауна, пение является наиболее существенным способом обучения. Заучивание куплетов и песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и обучающегося.
Даже если обучающиеся уже могут бегло читать, процесс рифмовки дает им возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии!
В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для обучающихся с общим недоразвитием речи, особенно с синдромом Дауна.
Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь обучающимся приходится пропеть каждый слог. При пении ученики неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.
Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса обучающегося, знакомство с новыми понятиями.
В домашних условиях такой процесс не всегда возможен. Поэтому особая роль отводится урокам музыки в школе
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.
Пение может быть приятным для обучающихся с синдромом Дауна способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Песни развивают у детей с синдромом Дауна способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.
Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как обучающиеся могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию “папа берет нас в зоопарк”. В зоопарке дети могут изображать разных животных.
При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект. Пение в группах развивает способность работы в команде. Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их
слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.
Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ», а это навык, в приобретении которого обучающимся с синдромом Дауна требуется помощь. Они могут перебивать друг друга, невнимательно слушать, что говорит другой. Песни диалогического характера, где один человек или группа задает вопросы другому или другой группе, являются наиболее подходящими для развития такого навыка.
Кроме навыков музыкальной деятельности музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, то есть эстетические чувства: чувство радости печали, гордости, смеха, сострадания.
Вот почему музыкальная терапия может быть эффективным способом помощи, обучающимся с синдромом Дауна имеющими серьезные нарушения поведения или множественные проблемы развития.
Важнейшим средством реабилитации обучающихся с синдромом Дауна является раскрытие чувства ритма. Чувство ритма связано с различием в культуре, с жизненным опытом, с эмоциональным состоянием.
Так же, как и пение, музыка включает в себя слушание и реакцию на услышанное, работу в коллективе и самовыражение. Обучающиеся с синдромом Дауна «сотрудничают» на музыкальных занятиях, с удовольствием участвуют даже в простейшем музыкальном представлении, и это особенно важно для тех, у кого так мало возможностей “блеснуть” перед другими.
С помощью анализа реакции обучающихся на одну и ту же музыку учитель музыки может определить детей, у которых возникают трудности в обучении, которые не понимают из-за непонимания языка, что происходит, или которым не хватает движений и, поэтому они не могут петь или хлопать в такт.
Например, медленно обучающийся ребенок может не помнить, что делать, у ребенка с диспраксией могут возникнуть трудности с координацией (не может положить руки на голову, плечи, колени, ноги), дислектик может воспринимать все в неправильном порядке. Таким детям нужна дополнительная помощь, которая помогла бы им максимально раскрыть свой потенциал в конечном счёте сформировать музыкальные навыки, вызвать эстетические чувства.
Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем.
Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого, и особенно важны при обучении детей с синдромом Дауна, при формировании навыков пения и воспитания эстетических чувств. Музыка помогает раскрыть реабилитационный потенциал обучающегося с синдромом Дауна и помочь им учиться легко и эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.
Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока кружка «Эстрадное пение» «Формирование вокальных навыков у подростков»
Изучение нового музыкального материала...
Особенности речи детей с синдромом Дауна
В данной публикации вы найдёте ответы на вопросы:Как создать развивающую среду для ребёнка с синдромом Дауна?Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?Как сгладить особенности нежелательног...
Доклад. Тема: Формирование начальных навыков пения a cappella в младшем хоре.
В докладе разбираются приемы и упражнения работы в младшем хоре для выработки вокально-хоровых навыков, способствующих лучшему исполнению произведений a cappella....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "21 марта - День человека с синдромом Дауна""
Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна» посвещен проблемам людей с наследственными заболеваниями, в частности, с синдромом Дауна. С...
Пренатальная диагностика синдрома Дауна: медико-социальные проблемы, пути решения
В дидактическом материале рассмотрены вопросы проведения пренатальной диагностики синдрома Дауна. Проанализированы показания к применению инвазивных методов, выявлены их преимущества и недостатки. Дан...
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна»
В методической разработке открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с си...