Рабочая программа кружка "Мел Не"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА с. АКСАРКА
структурное подразделение-интернат
Утвержден
протокол заседания ШМО
№ _____от «____»__________2017г.
Руководитель____________/_____________/
Рабочая программа кружка дополнительного
образования - «Мел не»-«Мастерица»
Автор работы:
Шарифова Наталья Петровна
п. Аксарка, 2017г.
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. В нашем интернате воспитываются дети коренной национальности, приезжающие из тундры, где их родители работают оленеводами и рыбаками. Необходимость проживания в школьном интернате прерывает целостность процесса формирования семейной преемственности, поэтому особое значение приобретает воспитание и обучение детей традиционным видам национального художественного ремесла в условиях школы-интерната, способствующее вместе с тем развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов. Одной из форм организации деятельности детей в данном направлении являются их групповые занятия по программе дополнительного образования «Мел не»- «Мастерица». Дети занимаются ручным шитьѐм (ткань, сукно, мех, кожа), бисероплетением. Основой для украшения используем орнаментальную основу народов Севера как этнически близкую и доступную детям северных народов. В ходе занятий воспитатель развивает умение видеть, понимать и оценивать красоту произведений декоративного творчества, воспринимать содержание орнамента, особенности его изобразительно-выразительных средств. У детей формируется чувство ритма, симметрии, гармонии, совершенствуется умение передавать соотношения между элементами по форме, цвету, композиции, что является показателем развития способностей каждого ребёнка, посещающего кружок. Воспитанники, знакомясь с изделиями старых мастеров, создают более современные, интересные изделия из бисера, меха, сукна, ткани и кожи. Система заданий для работы по программе «Мастерица» учитывает особенности развития детей, возраст, стартовый уровень сформированных умений и возможностей. Младшие девочки занимаются выполнением работ с использованием несложной техники (например, плетение цветов и цепочек из бисера на проволочной основе). Постепенно усложняя элементы, дети осваивают технику плетения и шитья с использованием орнаментов. Наиболее удачные работы детей будут направляться для участия в конкурсах декоративно - прикладного искусства различного уровня.
Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:
∙ создание благоприятного климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, взаимным доверием;
∙ проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
∙ обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;
∙ предоставление возможности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
Цель программы:
Способствовать развитию творческих способностей детей при помощи занятий шитья из ткани, сукна, меха, бисероплетением, формирование у воспитанников духовно-нравственного отношения к традиционным ремеслам путём приобщения их к истокам национальной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные: - научить технике шитья, плетения и основным приёмам работы с бисером в соответствии с программой;
- учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу;
- обучить качественно, выполнять работу, рационально используя материал и время;
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память);
- способствовать развитию моторных навыков, глазомера и точности;
- способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные: - содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца; - воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь;
Возраст детей: 8 – 16 лет.
Сроки реализации: 2 года. (За год 68 часов , 2 часа в неделю.)
Количество детей– 12 человек.
Режим работы:
Вторник с 17.00- 18.00, Воскресенье- 15.00-16.00
Формы занятий: - объяснительно-иллюстративный (демонстрация поделок, презентаций, иллюстраций); - репродуктивный (работа по образцам); - частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); - проектный (разработка эскизов, творческих проектов); - выставки, ярмарки детских творческих работ. Формы организации– групповые, индивидуальные. Индивидуальная форма работы предполагает выполнение упражнений по копированию с образцов, разработку эскиза и творческого проекта, плетения изделия, учитывая индивидуальные способности ребенка. Ожидаемые результаты: Воспитанники должны: Знать:
∙ Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, красками и кистями.
- Декоративно-прикладное искусство родного края;
- Раскрой ткани, шитьё, рукоделие.
- Виды и свойства нитей, тканей.
- Виды традиционных народных промыслов.
- Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона, а так же различные художественные материалы и их использование, разнообразие нитей, бисера).
- Название и назначение ручных инструментов (иголки, наперсток, ножницы, линейка, кисточка для клея и красок, и т.д.)
- Технику плетения и названия.
- Знать законы композиции.
- Приспособления и инструменты, необходимые для занятия бисером, мехом, кожей, сукном, тканей;
Уметь:
∙ Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
∙ Экономно размечать материал с помощью шаблонов. Уметь правильно подготовить бисер к работе. Уметь экономично использовать любые материалы. Бережно относиться к инструментам. ∙ Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы. Пользоваться крючком для вязания и иглами для шитья. Плести бисером с леской, проволокой.
∙ Уметь выполнять следующие операции: - разметка контура по шаблону; - зарисовывать схему изделия; - разметка по линейке; - умение сравнивать с образцом;
∙ Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий. Схемами для орнаментов, плести полотно с орнаментом по схеме;
∙ Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий из меха, кожи, сукна, ткани (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы.
∙ Уметь составить композицию (лист А4).
Выставка детских работ.
Краткое содержание занятий
Первый год обучения
Тема 1. Введение Беседа педагога с девочками. Краткая характеристика, цель и задачи программы (работы в кружке). Техника безопасности в работе. Правила пожарной безопасности. Подготовка к работе в кружке (сбор материалов, подготовка эскизов, рисунков, трафаретов).
Тема 2. Узорная письменность. Беседа. «Применение орнаментов в быту народов Севера».
« Узорная письменность». Разновидность одежды (домашняя, праздничная).
Просмотр презентации - «Ненецкие орнаменты» Техника безопасности при работе с ножницами и иголками.
Практическая работа: - плетение бисерных украшений для ненецкой сумки, пояса, косметички; - шитьё орнаментов на суконной основе для ненецкой сумочки и современных вещей. Материалы и инструменты: мех, сукно, цветной бисер, бусины, стеклярус, ножницы, иголки.
Тема 3. Игры и игрушки девочек. Беседа. «Традиционная ненецкая игрушка», «Нухуко-ненецкая колыбель», Практическая работа: - изготовление «Туци» - мешочек для куклы; - изготовление сувенирной игрушки «Нухуко». Для работы по изготовлению мешочка для куклы необходимо: мех, сукно, бисер. Для работы по созданию сувенирной игрушки «Нухуко» необходимо: - клюв птицы (дети приносят из дома); - изготовление шаблона туловища для куклы из картона и выкраивание из цветной ткани; - оформление выкройки туловища полосками цветной ткани или бисером - изготовление косы; - сборка куклы: пришить платье к основанию клюва, прикрепить косу к внутренней части клюва - оформление головы куклы серьгами.
Подведение итогов. Материалы и инструменты: сукно, бисер (мелкий, крупный), ножницы, иголки.
Тема 4 Детская одежда. (Летняя Ягушка) Организация рабочего места. (материалы и инструменты) Инструктаж по технике безопасности. Работа с сукном. Беседа: «Детская одежда народов Севера».
Практическая работа. Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона.
Вырезание и наложение орнамента из сукна.
Изготовление выкройки на детскую ягушку. Раскрой детской ягушки.
Пошив детской ягушки. (Соединение деталей и обработка низ ягушки)
Материалы и инструменты: сукно цветное, мех, картон, ножницы, иголка, наперсток.
Тема 5. Детская одежда. (Зимняя Ягушка)
Организация рабочего места. (материалы и инструменты) Инструктаж по технике безопасности. Работа с мехом.
Беседа: «Зимняя детская одежда народов Севера».
Практическая работа. Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона.
Вырезание и наложение орнамента из сукна.
Изготовление выкройки на детскую ягушку. Раскрой детской ягушки.
Пошив детской ягушки. (Соединение деталей и обработка низ ягушки)
Материалы и инструменты: мех из оленьей шкуры, сукно цветное, картон, ножницы, иголка, наперсток.
Тема 6. Мужская одежда (Мужской Гусь).
Техника безопасности при работе с ножницами, иголками.
Снятие мерок для построения чертежа.
Подготовки ткани выкроек для раскроя. Раскрой изделия.
Вырезание и наложение орнамента на сукно.
Пошив изделия. «Савак»- мужской гусь.
Материалы и инструменты: сукно цветное, нитки, ножницы, иголка, швейная машинка.
Тема 7. Женская одежда. (Платье)
Техника безопасности при работе со швейной машинкой.
Знакомство со швейной машинкой.
Заправка верхней и нижней ниток.
Технология выполнения машинных швов.
Влажно-тепловая обработка.
Практическая часть:
Подготовка к пошиву изделия. Платья. Снятие мерок. Прибавки. Изготовление выкройки. Моделирование.
Выбор ткани. Отделочные детали, тесьмы к платье.
Раскрой платья. Вырезание деталей. Подготовка платья к примерке.
Примерка и внесение изменения. Пошив платья. (Обработка низа платья. Отделка. Утюжка. Чистка)
Материалы и инструменты: ткань, тесьма, швейная машина, иголка, ножницы, нитки.
Тема 8. Природа тундры, еѐ цвет - основа художественной выразительности.
Беседа. Цвета тундры. Сочетание цветов в природе.
Аппликация. Композиция.
Практическая работа: - творческие работы собственного замысла с применением меха искусственного, бисера, сукна. - изготовление панно из цветной ткани «Я и мой олененок»; - панно «Тундра-мой край»
Ход работы: - композиционное решение сюжета к панно (нарисовать); - изготовление шаблонов и выкраивание из ткани или меха деталей для картины; - сборка по сюжету и оформление панно.
Материалы и инструменты: картон, мех, сукно, цветной бисер, бусины, стеклярус, ножницы, иголки, клей ПВА, краски акварельные. Подведение итогов.
Тема 9. Итоги. Подготовка к выставке работ воспитанников за учебный год.
Календарно-тематический план
Месяц | № | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки |
Сентябрь Вводная часть. | 1. | Вводное занятие: Знакомством с планом работы. Организация рабочего места. (материалы и инструменты) - Инструктаж по технике безопасности. | 2ч. | |
2. | Подготовка: Показ презентации «Одежда и быт народов севера»; Просмотр презентации «Декоративно-прикладное искусство Ямала» | 1ч. 1ч. | ||
3. | Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона. | 2ч. | ||
4. | Аппликация. Выбор эскиза. Основные понятия об аппликации, композиции. | 2ч. | ||
Октябрь Узорная письменность. | 5. | Беседа:
| 1 ч. | |
6. | Просмотр презентации - «Ненецкие орнаменты» | 1ч. | ||
7. | Практическая работа: - вышивание бисером орнамента на суконной основе для ненецкой сумки, косметички; | 2ч. | ||
8. | - шитьё орнаментов на суконной основе для ненецкой сумочки и современных вещей. | 4 ч. | ||
9. | ||||
Ноябрь. Игры и игрушки девочек. Декабрь. Детская одежда. (Летняя ягушка) | 10. | Беседа: Традиционная ненецкая игрушка: - Нухуко - Ненецкая колыбель | 1ч. | |
11. | Практические занятия: - изготовления «Туци»-женская сумочка | 3ч | ||
12 | - изготовление сувенирной игрушки «Нухуко». | 4 ч. | ||
13 | Организация рабочего места. (материалы и инструменты) - Инструктаж по технике безопасности. Работа с сукном. - Беседа: «Летняя детская одежда народов Севера» | 1 ч. | ||
14 | - Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона. - Вырезание и наложение орнамента из сукна. | 1 ч. | ||
15 | - Изготовление выкройки на детскую ягушку. - Раскрой детской ягушки. | 2ч. | ||
16 | - Шитье орнамента на ягушку. | 2ч. | ||
17 | - Пошив детской ягушки. | 2ч. | ||
Январь. (Зимняя ягушка) | 18. | Организация рабочего места. (материалы и инструменты) - Инструктаж по технике безопасности. Работа с мехом - Беседа: «Зимняя детская одежда народов Севера» | 1ч. | |
19. | - Изготовление выкройки на детскую ягушку. - Раскрой детской ягушки. | 1ч | ||
20. | - Шитье орнамента на ягушку. | 2ч | ||
21 | - Пошив детской ягушки из меха | 3ч. | ||
Февраль Мужская одежда | 22 | - Снятие мерок для построения чертежа. - Подготовки ткани выкроек для раскроя. – Раскрой | 1 ч. | |
23 | - Вырезание и наложение орнамента на сукно. - Шитье орнамента на сукно | 1ч. 2 ч. | ||
24 | Пошив изделия. «Савак»- Мужской Гусь | 4ч. | ||
Март. Женская одежда. | 25 | Знакомство со швейной машинкой. Заправка верхней и нижней ниток. -Технология выполнения машинных швов. | 1 ч. | |
26 | Влажно-тепловая обработка. Практическая часть. -Подготовка к пошиву изделия. Платья. Снятие мерок. Прибавки. | 3 ч. | ||
27 | - Изготовление выкройки. Моделирование. – Выбор ткани. Отделочные детали, тесьмы к платье. - Раскрой платья. Вырезание деталей. - Подготовка платья к примерке. Примерка и внесение изменения. - Пошив платья. (Обработка низа платья. Отделка. Утюжка. Чистка) | 4ч. | ||
Апрель. Природа тундры | 28 | Основа художественной выразительности Беседа: «Цвета тундры. Сочетание цветов в природе»; - Аппликация. Композиция. | 2ч. | |
29 | Практические занятия: - творческие работы собственного замысла с применением меха искусственного, бисера, сукна. - изготовление панно из цветной ткани «Я и мой олененок»; - панно «Тундра-мой край» | 4ч. | ||
Май. Итоги | 30 | Подготовка к выставке работ воспитанников за учебный год. | 2ч. |
Список воспитанников
- Вэненго Марина Олеговна 2 «а»
- Салиндер Нина 7 кл.
- Климова Виталина 4 кл.
- Негачи Соня 3 кл.
- Негачи Юля 4 кл.
- Атаман Наташа 5 кл.
- Ного Галя 8 кл.
- Ного Люба 7 кл.
- Салиндер Юля 4 кл.
- Тайшина Марина 1 кл.
- Климова Зоя 2 кл.
- Тайбери Ксюша 2 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...