Программа по хореографии
рабочая программа
Предварительный просмотр:
По структуре программа является ступенчатой в которой учебный материал представлен так ,чтобы каждая «ступень»была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному.
«Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива.»
Как глоссит древняя китайская пословица «Покажи мне, и я запомню . Дай мне попробовать , и я научусь»
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся ,формирование у них устойчивой мотивации к занятием хореографией и достижением ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях хореографическим коллективом.
«Инновационные и традиционные» методы работы с хореографическим коллективом и их взаимосвязь»Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирования у них устойчивой мотивации к занятиях хореографией и достижениями ими высокого творческого результата используются различные методы в работе.
Традиционные методы работы изучение танцевальной техники построение и разучивание танцевальных комбинаций ,изучение истории становления и развития хореографического искусства ,общее эстетическое развитие занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты :современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности ;методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта коллектива ;методы создания художественной среды средствами хореографии.
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному»Для развития танцевальных способностей занимающихся .
Данный способ включает: -визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, видео материал)
-теоретический компонент(объяснение правил выполнения движений)
-практический компонент разучивание и проработка элементов танцевальных комбинаций, закрепление путем повторения, тренировка мышечной памяти)
-рефлексивный компонент (обращение к видео записи .сравнение что позволяет оценить достоинства и недостатки в работе )
1.Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение .Технология обучения в сотрудничестве на занятиях хореографией включает индивидуально- групповую работу и коллективную работу.
Групповая работа (с учетом данных обучаемых, также различаются пот половому признаку ,количество от 5 до 12 человек, группа может состоять из участников какого –либо танца или этюда)
Коллективная форма (применяется для репетиций сводных, постановок танцевальных номеров)
Индивидуальная форма (работа с солистами, одаренными детьми, эта форма применяется и с обучающимися не усвоившими материал).
Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим ,ранее достигнутый органически включается в образование более высокого. Л В.Звонков разработал систему развивающего обучения ,в котором на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой в ходе их учебной деятельности .В своей работе я иду от простого к сложному последовательно и систематично ,на занятиях большое значение я придаю музыкальному сопровождению ,которое развивает художественный вкус ,общую музыкальную культур.
2.Информационные технологии: Кроме традиционных форм и методов проведения занятий ,могут быть использованы при обучении такие методы ,как:
- методика работы с интернет технологиями (путешествие по сети интернет посещение танцевальных сайтов. поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
-методика использования обучающих видео –программ (видео пособие «Азбука классического танца»и др.)
Формы организации учебных занятий :беседа ,практическое занятие ,самостоятельная работа, компьютерный практикум.
3.Технология здоровье сберегающего обучения
В своей работе я придерживаюсь девизу ,не навреди ,применяя данную технологию ,ставлю пере собой следующие задачи:
-организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
-создание условий ощущения радости у в процессе обучения;
-мотивация на здоровый образ жизни .
4.Технология проектного обучения. Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях .
Программа «Хореография» «Серпуховский колледж» представлена следующим образом:
1 часть : Стартовая (1 года обучения) ) «Азбука хореографии» «Современная хореография»
2 часть:Базовая (2год) Основы «Классического »и «Народного танца»
3 часть:Продвинутая (3-4 год)ансамбль «Талисман»
Первый уровень обучения – подпрограмма. «Азбука хореографии» «Современная хореография»
В процессе занятий ставятся задачи создания мотивации занятий хореографией,привития интереса,любви к музыкальному движению.Отсюда идет основной приток сил.
Второй уровень в данной группе занимаются ,проявившие интерес к занятиям хореографией ,отличающиеся уровнем хореографической подготовки.
Третий уровень обучения это рубеж перехода обучающихся в ансамбль «Талисман» закрепляются навыки ансамблевого исполнения ,эмоцианальная отзывчивость,формирования чистоты стиля и хорошей манеры исполнения,формирование общей культуры.
Пояснительная записка
На современном этапе российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения. Изменилось общество - изменилось и танцевальное искусство. XX век принес собой, новую более сложную технику, новые специальности и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше чем красивое зрелищное представление, на данном этапе танец раскрывает духовно- нравственный потенциал человека, способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. Танец - как и музыка, рождается из жизни, рождается, как необходимая потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку желаний энергии. Учитывая требования современного дополнительного образования, данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей.
Программа сориентирована на изучение культуры, истории искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья учащихся. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями к программам нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные области.
Настоящая программа составлена на основе учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Педагогика дополнительного образования» «Учите детей танцевать», учебного пособия для ВУЗов под редакцией Г.П. Гусева «Методика преподавания народного танца». Также в программу включены выборочные материалы из программ и пособий для образовательных и профилирующих заведений.
Программа «Хореография» имеет художественно-эстетическую направленность и является модифицированной.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому учащемуся все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса.
Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение допрофессиональных навыков. Занятия по данной программе приобщают детей к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность мобусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Также педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Цель данной программы: эстетическое развитие учащихся в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- изучение танцевальной культуры народов мира;
- изучение хореографического наследия русского народа;
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
- формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
- формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена).
Воспитательные:
- воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
- привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и общения;
- воспитание любви, уважения и бережного отношения к исконной культуре русского народа;
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям других народов;
- воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
- формирование нравственных представлений.
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умений коллективной и творческой деятельности;
- развитие выразительности и музыкальности исполнения (умение передать характер, стиль и манеру исполнения различных народных танцев);
- развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, от 15 до 20 лет. В коллектив принимаются все желающие на основании заявления от родителей и медицинской справки. Группы формируются по возрасту. Каждая группа состоит из 15-25 человек (1 год обучения) и 20-25 человек (второй и последующие года обучения и более). Продолжительность занятия для учащихся1час 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 4 года обучения. В 1 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часу, во второй и последующие года обучения - 3 раза в неделю по 3 часа. Максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 720 часов.
Формы проведения занятий. Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой, анализом. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится практической репетиционной работе.
Формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- праздник, конкурс, фестиваль;
- творческая встреча;
- репетиция;
- концерт, открытый урок.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- ансамблевая.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
- музыкально -ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
- пляски: парные, народно-тематические;
- построения, перестроения;
- упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Каждое занятие строится по следующему плану:
- разминка;
- упражнения на середине зала;
- танцевальные движения;
- индивидуальные упражнения;
- упражнения на расслабление.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.
Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке.
Педагогические принципы и идеи:
- возрастные особенности обучающихся;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- научности;
- интеграции;
- осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода и воспитания личности ребенка.
Методика концептуальные основы методы и формы работы:
- материалы по хореографии;
- литература по педагогике и психологии;
- публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного подходов в педагогической практике.
Метод интеграции позволяет собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать наиболее интересный учебный материал, который способствует приобретению качественно новых знаний у обучающихся. Программа построена так, что, не смотря на ее большой объем информации, она отличается компактностью и сжатостью учебного материала, поэтому я пользуюсь внедрением более совершенных методов и материалов.
Программный материал дает возможность освоить Ритмическое развитие игровые технологии, партерный экзерсис, азы народных танцев, элементы современной хореографии. В программе использованы приоритетные формы занятий: индивидуальные, групповые, малые формы, интегрированные с элементами импровизации, используются в постановочной работе. Задача дать учащимся представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и за ее пределами, сформировать понятие о его видах и жанрах, самобытностью культуры, костюма.
С первого года обучения необходимо вырабатывать в коллективе межличностные отношения и систему ценностей. Основные часы занятий третьего и последующих лет обучения занимает постановочная работа. Предложенная программа является комплексной, разноуровневой, при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: входной, текущий, промежуточный (рубежный) и итоговый.
В начале учебного года проводится входной контроль с целью определения развитости способностей, наличия интереса к танцевальному искусству. Данный контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. В течение учебного года проводится текущий и промежуточный контроль, целью этого контроля является определение степени усвоения учащимися учебного материала. Текущий контроль проводится на каждом занятии в виде контроля правильности выполнения упражнений, промежуточный контроль – участие в мероприятиях ДДиЮ в течение учебного года. В конце учебного года проходит отчетный концерт хореографического коллектива (итоговый контроль). Участие в концертной деятельности реализуется на основе планов «Серпуховского колледжа», городских и областных мероприятий и конкурсов.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым ребенком, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это не только экскурсии, посещение выставок, театров, концертов, но и цикл бесед по этике и эстетике, основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни.
Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний в начале и конце учебного года, открытых занятий.
Организационная работа строится с учетом целей и задач, содержания и формы работы коллектива. Она заключается в составлении расписания занятий в группах (количество часов, время занятий), ведении журнала посещаемости, выборе родительского комитета, составлении тематических планов, организации групп по возрастам, заботе о чистоте и порядке в зале, сохранности станков, зеркал, музыкального инструмента, проверке внешнего вида учеников (форма, прическа, обувь), беседах с родителями о целях и задачах, перспективном плане работы коллектива, предстоящих выступлениях и конкурсах, поездках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Инструктаж по ОТ | 4 | 2 | 2 |
Беседы | 3 | 3 | - |
1. Элементы народного танца | 40 | 15 | 25 |
2. Классический танец | 115 | 45 | 70 |
3. Постановочная работа | 50 | 6 | - |
4. История искусства | 6 | 6 | - |
5.Интегрированные занятия | 6 | - | 6 |
6. Репетиционная работа | 30 | - | 30 |
7.Современный танец | 65 | 30 | 35 |
8.Индивидуальная работа | 28 | 8 | 20 |
9.Элементы бального танца | 20 | 10 | 10 |
Итого: | 360 |
Содержание программы.
1.Классический танец.
1. Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Техника исполнения demi-plies (1,2,5 позициям).
3. Техника исполнения battements tendus:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
4. Техника исполнения battement tendu jete.
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
5. Понятие направлений an dehor et an dedan.
6. Техника исполнения rond de jambe par terre an dehor et an dedan.
7. Техника исполнения releve на полупальцы в 1,2 и 5 позициях и с demi-plie
8. Техника исполнения grand-plies в 1,2,5 позициях.
9. Техника исполнения перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
2.2 Экзерсис на середине зала.
1. Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Техника исполнения 1 por de bra.
3. Техника исполнения releves ( в 1,2,5 шаги)
1. Шаги на полупальцах.
2. Шаги на с высоким поднятием колена.
3. Прыжки на двух ногах по 6 позиции.
4. Прыжки на одной ноге.
Практика
2.1 Экзерсис у станка
1. Позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Demi-plie (1,2,5 позициям).
3. Комбинации battement tendu:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
4. Комбинации battement tendu jete.
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
5. Комбинации releve на полупальцах в 1,2 и 5 позициях и с demi-plie
6. Комбинации grand-plie в 1,2,5 позициях.
7. Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
2.2 Экзерсис на середине зала.
1. Позиции ног (1,2,3,5,6).
2. 1 por de bra.
3. Releve ( в 1,2,5 позициях).
2.3 ALLEGRO
1. Комбинации шагов на полупальцах.
2. Комбинации шагов на с высоким поднятием колена.
3. Комбинации прыжков на двух ногах по 6 позиции.
4. Комбинации прыжков на одной ноге.
5. Бег .
- Элементы народного танца.
Припадания "елочка", раскрытие рук. Каблучные движения, вертушка на месте и в продвижении по диагонали. Дробные выстукивания (2 ключ, 2 дробь сверху), "ковырялочка" (на 90 градусов), "веревочка", ходы разного характера. Мужские движения: присядка с выносом ноги на 90 градусов, подсечка, "бочонок", "ползунец" по кругу, маятник, хлопушки. Движения белорусского танца.Элементы танцев народов мира.
2.Интегрированные занятия
Работа над образом, показывать танцевальные образы под выбранную музыку, умение перевоплотиться.
Требования. Знать подготовительное положение рук в народно-сценическом танце уметь правильно открыть и закрыть руку на талии. Уметь исполнять простейшие дроби русского танца, знать переменный ход, "веревочка" притопы "ключ", припадание. Умение импровизировать под музыку. Слушать и повторять за педагогом элементы танцев, с последующим самостоятельным показом. Заботливое отношение друг к другу при работе в парах.
Теория. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Умения слышать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный).
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево.
Практические занятия. Музыкально-практические упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки, шаг на месте, вокруг себя, вправо и влево. Пространственные музыкальные упражнения: повороты на месте (строевые), продвижение на углах, с прыжками (вправо и влево). Фигурная маршировка с перестроением, из колонны в шеренгу обратно, из одного круга в два и обратно, продвижение по кругу.
Танцевальные шаги (с носка на пятку). Танцевальные шаги (бытовые) в образах, например: оленя, медведя, лисы, зайца, птички, кошки. Умение выполнять и повторять ритмический рисунок.
2.Растяжка .
Гимнастические упражнения выполняются на полу, активизируется работа по коррекции строения тела, развитию осанки, выворотности ног, укреплению позвоночника, гибкости тела, и укрепление физического состояния ребенка. Используются упражнения такие как: "бабочка", "лягушка", "кошка и собачка", "березка", "мостик", "лодочка", "барашка".
3.Эстрадный танец.
- Постановочная работа.
На основе выученных движений хореографические номера . Разножанрового характера.
4. Репетиционная работа
На занятиях отрабатываются ритмические движения (комбинации),рисунок танца.
Требования к знаниям и умениям учащихся первого года обучения. К концу учебного года учащийся должен овладеть рядом знаний и навыков: правильно передать движение по музыке, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку. Иметь навыки актерской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном,номере оюластные особенности ,характер танца ,создать настроение . Выразить образ в разном эмоциональном состоянии - веселья, грустти.
ВТОРОЙ ГОЛ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Инструктаж по ОТ | 4 | 2 | 2 |
Беседы | 3 | 3 | - |
1. Элементы народного танца | 40 | 15 | 25 |
2. Классический танец | 115 | 45 | 70 |
3. Постановочная работа | 50 | 6 | - |
4. История искусства | 6 | 6 | - |
5.Интегрированные занятия | 6 | - | 6 |
6. Репетиционная работа | 30 | - | 30 |
7.Современный танец | 65 | 30 | 35 |
8.Индивидуальная работа | 28 | 8 | 20 |
9.Элементы бального танца | 20 | 10 | 10 |
Итого: | 360 |
Содержание программы
1.Классический танец. подготовительной
Теория
2.1 Экзерсис у станка
1. Техника исполнения demi-plie (1,2,5 позициям).
2. Техника исполнения grand-plie в 1,2,5 позициях.
3. Техника исполнения battements tendu:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
4. Техника исполнения battements tendu jete.
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
5. Техника исполнения rond de jambe par terre an dehor et an dedan.
6. Техника исполнения battements soutenus в сторону, вперед, назад носком в пол.
7. Техника исполнения положения ног sur le cou-de-pied («условное», обхватное)
8. Техника исполнения battements fondu в сторону, вперёд, назад носком в пол.
9. Техника исполнения battements frappes в сторону, вперёд, назад.
10. Техника исполнения grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.
11. Техника исполнения перегибания корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
2.2 Экзерсис на середине зала.
1. Техника исполнения позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Техника исполнения положения epaulement croisee (закрытое), effaccee (открытое).
3. Техника исполнения por de bras (1,2).
4. Техника исполнения releves ( в 1,2,5 позициях).
2.3 ALLEGRO
1. Техника исполнения tempe soute (по 1,2, 5 позиции).
2. Техника исполнения changement de pieds
3. Техника исполнения tour chaine.
Практика
2.1 Экзерсис у станка
1. Комбинации demi-plie (1,2,5 позициям).
2. Комбинации grand-plie в 1,2,5 позициях.
3. Комбинации battements tendu:
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
4. Комбинации battements tendu jete.
а) с 1 позиции в сторону, вперед, назад;
б) с 5 позиции в сторону, вперед, назад.
5. Комбинации rond de jambe par terre an dehor et an dedans.
6. Комбинации battements soutenus в сторону, вперед, назад носком в пол.
7. Комбинации battements fondus в сторону, вперёд, назад носком в пол.
8. Комбинации battements frappes в сторону, вперёд, назад. ( Вначале носком в пол).
9. Комбинации grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.
10. Комбинации перегибания корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
2.2 Экзерсис на середине зала.
1. Позиции ног (1,2,3,5,6).
2. Положения epaulement croisee (закрытое), effaccee (открытое).
3. Комбинации por de bras (1,2).
4. Комбинации releves ( в 1,2,5 позициях).
2.3 ALLEGRO
1. Комбинации1. Комбинации tempe soute (по 1,2, 5 позиции).
2. Комбинации changement de pieds
3. Tour chaine.
1. Элементы народно-сценического танца.
Теория: упражнения направленные на развитие гибкости корпуса, характера музыкального произведения. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие. Положения рук в паре, групповом танце.
Практические занятия: русский танец позиции рук - 1,2,3 на пояс, позиции ног "ковырялочка", "елочка", "хлопки", "притопы". Учить детей опускать и поднимать голову, шею, плечи, корпус, наклоняясь вперед, назад, в сторону "Полька". Основная позиция танца (в паре). Боковой галоп с тремя притопами в конце. Слышать конец музыкальной фразы. Притопами передавать ритмический рисунок. Движения "до-за-до" (обход друг друга на восемью шагах).
1. Элементы народно-сценического танца.
Теория: основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца, настроение и характер. Практические занятия.
Движения выполняются одной рукой за опору:
- Маленькие и большие приседания (русский характер хоровод).
- "Батман тандю" (итальянский танец).
- "Батман жете" (Венгрия, Польша).
- "Круг ногой по полу" (Молдавия).
- Каблучные упражнения (русский танец).
- "Веревочка" (русский танец).
- "Большие броски" (Украина).
- Растяжка Середина.
Припадания "елочка", раскрытие рук. Каблучные движения, вертушка на месте и в продвижении по диагонали. Дробные выстукивания (2 ключ, 2 дробь сверху), "ковырялочка" (на 90 градусов), "веревочка", ходы разного характера. Мужские движения: присядка с выносом ноги на 90 градусов, подсечка, "бочонок", "ползунец" по кругу, маятник, хлопушки. Движения белорусского танца.
2. Элементы танцев народов мира.
Работа над образом, показывать танцевальные образы под выбранную музыку, умение перевоплотиться.
Требования к знаниям и умениям учащихся 2 года обучения. Знать подготовительное положение рук в народно-сценическом танце уметь правильно открыть и закрыть руку на талии. Уметь исполнять простейшие дроби русского танца, знать переменный ход, "веревочка" притопы "ключ", припадание. Умение импровизировать под музыку. Слушать и повторять за педагогом элементы танцев, с последующим самостоятельным показом. Заботливое отношение друг к другу при работе в парах.
3.Эстрадный танец.
1. Техника исполнения упражнений для разогрева стоп и коленных суставов.
2. Техника исполнения упражнений для головы и шейных позвонков.
3. Техника исполнения перегибов и наклонов торса.
4. Техника исполнения Releve по 1, 2 позициям ног.
5 . Техника исполнения Demi-plies в эстрадно-джазовом исполнении.
6. Техника исполнения Grand-plies в эстрадно-джазовом исполнении.
7. Техника исполнения Battements tendus в эстрадно-джазовом исполнении.
8. Техника исполнения Battements tendus jetes в эстрадно-джазовом исполнении.
9. Техника исполнения Rond de jambe par terre an dehors et an dedans с растяжкой в эстрадно-джазовом исполнении.
10. Упражнения для позвоночника.
11. Техника исполнения упражнений стретч-характера для ног
12. Техника исполнения Grand battements jetes в эстрадно - джазовом исполнении
ТРЕТИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ГОЛ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Инструктаж по ОТ | 4 | 2 | 2 |
Беседы | 3 | 3 | - |
1. Элементы народного танца | 40 | 15 | 25 |
2. Классический танец | 115 | 45 | 70 |
3. Постановочная работа | 50 | 6 | - |
4. История искусства | 6 | 6 | - |
5.Интегрированные занятия | 6 | - | 6 |
6. Репетиционная работа | 30 | - | 30 |
7.Современный танец | 65 | 30 | 35 |
8.Индивидуальная работа | 28 | 8 | 20 |
9.Элементы бального танца | 20 | 10 | 10 |
Итого: | 360 |
Содержание программы
1. Элементы народно-сценического танца.
Теория: разновидность стилей русского танца, украинский танец, белорусский танец, молдавский танец, финский танец, знакомство с самобытностью костюмов, народных инструментов, характера и манеры исполнения.
Практические занятия. Повторяются все пройденные элементы с более усложненными комбинациями в быстром темпе; упражнения на середине. Педагог может создавать комбинацию на 16, 32 такта. Дополнительно изучаются танцы народов.
1. Маленькие и большие приседания (белорусский танец).
2. "Батман тандю" (итальянский танец).
3. "Батман жете" (польский танец).
4. "Круг ногой по полу" (испанский танец).
5. "Тартье" (татарский танец).
6. Каблучные движения (русский характер).
7. Веревочка (русский танец).
8. "Флик-фляк" (матросский танец).
9. Дробные выстукивания (русский характер).
10. Адажио (молдавский танец).
11. Большие броски (молдавский танец).
Растяжка Середина.
Комбинации с движением рук, ходы. Дробные дорожки и комбинации русского танца. Вертушка с ударом, круговая, с "моталочкой", дробью. Украинский танец "веревочка" ходы "бегунец", "тынок", "голубец". Вращения по диагонали и по кругу.
Положения рук в парных и массовых танцах, ходы и основные движения: основной женский ход, "кучеру"- боковой ход, "брамма"- боковой ход, "змейка", вращение, "веревочка в комбинации", "молоточки", "моталочка".
2.Классический танец.
1. Техника исполнения demi-plie (1,2,5 позициям с работой рук).
2. Техника исполнения grand-plie в 1,2,5 позициях с работой рук.
3. Техника исполнения battement tendu.
4. Техника исполнения battement tendus jete.
5. Понятие pique/
6. Техника исполнения rond de jambe par terre an dehor et an dedan с растяжкой.
7. Техника исполнения battement soutenu в сторону, вперед, назад носком в пол на 45 градусов.
8. Техника исполнения battements fondus в сторону, вперёд, назад носком в пол, на 45 градусов.
9. Техника исполнения battements frappes в сторону, вперёд, назад. ( Вначале носком в пол на 45 градусов).
10. Техника исполнения battements releves lents на 90 градусов
11. Техника исполнения battements developes.
12. Техника исполнения grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.
13. Техника исполнения перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
2.2 Экзерсис на середине зала.
1. Техника исполненияТехника исполнения demi-plies (1,2,5 позициям).
2. Техника исполнения grand-plies в 1,2,5 позициях.
3. Техника исполнения battements tendus.
4. Техника исполнения battements tendus jetes.
5. Техника исполнения rond de jambe par terre an dehors et an dedans с растяжкой.
6. Техника исполнения battements frappes в сторону, вперёд, назад. ( Вначале носком в пол на 45 градусов).
7. Техника исполнения battements releves lents на 90 градусов
8. Техника исполнения grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.
9. Техника исполнения por de bras (1,2,3).
2.3 ALLEGRO
1. Техника исполнения tempe soute (по 1,2, 5 позиции).
2. Техника исполнения changement de pieds
3. Техника исполнения pas echappe.
4. Техника исполнения pas assemble вперед и назад en face, позднее на croisee et efface.
5. Техника исполнения tour chaine.
Практика
1. Комбинации demi-plie (1,2,5 позициям с работой рук).
2. Комбинации grand-plie в 1,2,5 позициях с работой рук.
3. Комбинации battement tendu.
4. Комбинации battement tendus jete.
5. Комбинации rond de jambe par terre an dehor et an dedan с растяжкой.
6. Комбинации battement soutenu в сторону, вперед, назад носком в пол на 45 градусов.
7. Комбинации battement fondu в сторону, вперёд, назад носком в пол, на 45 градусов.
8. Комбинации battement frappe в сторону, вперёд, назад. (Вначале носком в пол на 45 градусов).
9. Комбинации battements releves lents на 90 градусов
10. Комбинации battements developes.
11. Комбинации grand battements jetes с 1 и 5 позиций вперед, в сторону, назад.
12. Комбинации перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к статанку)
3. Элементы джаз - модерн танца разделы урока:
- Разогрев (всех мышц).
- Изоляция (определенная группа мышц).
- Упражнения для позвоночника.
- Передвижения в пространстве.
Импровизация (танцевальные комбинации). модерн танец – динамично развивающая система, органично соединяющая технику джазового танца, танца – модерн и классического балета. Развиваясь в последние 30 лет эта техника танца сформировала свой лексический модуль, в форму урока и методика преподавания. Особенности лексического модуля, то есть движенческого словаря джаз – модерн танца, состоит в том, что в единой целой (комбинацию урока, сценическую композицию и т.д.) органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем - антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический танец и классический балет. Однако именно эта «всеядноть» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движения, характерный именно для джаз – модерна танца.
Курс «Основы джаз – модерн танца» предполагает три уровня обучения – подготовительный, базовый, продвинутый.
VII. Основы актерского мастерства.
Современная хореография – это искусство театра. Театральный танец – это непросто компонент, зримо воссоздающий содержание музыки, это самостоятельный вид искусства, имеющий собственные средства выражения, с помощью которых раскрывается смысл сценического действия.
Каким же послушным, гибким, отзывчивым и тонким должно быть искусство танцовщика, если оно призвано, верно отображать и раскрывать смысл хореографической постановки. Уметь творчески вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки – значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства.
Современная хореография неразрывно связана с освоением выразительных средств, на которые опирается мастерство артиста. И чем прочнее изучена техника транса, тем ближе танцовщик подходит к познанию выразительно жеста.
Курс «Основы актерского мастерства» предполагает определенный минимум знаний, навыков без которых нельзя быть артистом. Этот курс рассчитан на три этапа.
VIII. Постановочная работа.
Любой творческий коллектив обращает особое внимание на репертуар, выходя на сцену, артист несет с собой людям целый мир мыслей, образов, чувств. Работа над постановками влияет на воспитание и развитие самого артиста, на формирование его художественного вкуса.
IХ. Концертная деятельность.
- Концерты и конкурсы один из важных видов деятельности в процессе, которого происходит
3. Репетиционная работа.
На занятиях отрабатываются сложные элементы танцевальных комбинаций. Сольные и групповые комбинации. Рисунок танца, характер. Стиль его особенности.
Требования к знаниям и умениям учащихся 3-4 год обучения.
- К концу учебного года учащийся должен знать "экзерсис", исполняемый у опоры и состоящий из упражнений разнопланового характера: Венгрия, Украина, Татария, Испания, Италия, Греция, Белоруссия, Италия, Молдавия, Латвия, Русский народный танец.
- Выполнять дробные комбинации вращения, «моталочки», «молоточки».
- Уметь выражать характер танцевальных этюдов. Импровизировать.
- Во время постановочных репетиций, соблюдать творческую дисциплину.
- Иметь разнообразный танцевальный репертуар.
Теория: основные технические навыки. Открытие и закрытие положения ног. Особенности русского танца, хоровод, пластика, основной ход полу пальцы. Белорусский танец - шаги, положения рук. Украинский танец - характер манера исполнения.
Практические занятия.
Движения выполняются одной рукой за опору:
1. Маленькие и большие приседания (русский характер хоровод).
2. "Батман тандю" (итальянский танец) 11 ."Батман жете" (Венгрия, Польша).
3. "Круг ногой по полу" (Молдавия).
4. Каблучные упражнения (русский танец).
5. "Веревочка" (русский танец).
6. "Большие броски" (Украина)
7. Растяжка
Середина.
Комбинации с движениями рук. Дробные выстукивания, "веревочка", "моталочка", "гармошка", вертушка, прыжки с поджатыми ногами. Изучение украинских движений "бегунец", припадания, "тычок", "выхилясник". Белорусский танец - ходы, подбивки, положения рук.
- Импровизация (танцевальные комбинации).
3. Репетиционная работа.
Отрабатываются элементы танцевальных композиций. Рисунок танца.
4. Постановачная работа.
Практические занятия. Повторяются все пройденные элементы с более усложненными комбинациями в быстром темпе; упражнения на середине. Педагог может создавать комбинацию на 16, 32 такта. Дополнительно изучаются танцы народов.
1. Маленькие и большие приседания (белорусский танец).
2. "Батман тандю" (итальянский танец).
3. "Батман жете" (польский танец).
4. "Круг ногой по полу" (испанский танец).
5. "Тартье" (татарский танец).
6. Каблучные движения (русский характер).
7. Веревочка (русский танец).
8. "Флик-фляк" (матросский танец).
9. Дробные выстукивания (русский характер).
10. Адажио (молдавский танец).
11. Большие броски (молдавский танец).
Растяжка Середина.
Комбинации с движением рук, ходы. Дробные дорожки и комбинации русского танца. Вертушка с ударом, круговая, с "моталочкой", дробью. Украинский танец "веревочка" ходы "бегунец", "тынок", "голубец". Вращения по диагонали и по кругу.
Положения рук в парных и массовых танцах, ходы и основные движения: основной женский ход, "кучеру"- боковой ход, "брамма"- боковой ход, "змейка", вращение, "веревочка в комбинации", "молоточки", "моталочка".
2. Элементы джаз - модерн танца разделы урока:
- Разогрев (всех мышц).
- Изоляция (определенная группа мышц).
- Упражнения для позвоночника.
- Передвижения в пространстве.
Импровизация (танцевальные комбинации). модерн танец – динамично развивающая система, органично соединяющая технику джазового танца, танца – модерн и классического балета. Развиваясь в последние 30 лет эта техника танца сформировала свой лексический модуль, в форму урока и методика преподавания. Особенности лексического модуля, то есть движенческого словаря джаз – модерн танца, состоит в том, что в единой целой (комбинацию урока, сценическую композицию и т.д.) органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем - антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический танец и классический балет. Однако именно эта «всеядноть» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движения, характерный именно для джаз – модерна танца.
Курс «Основы джаз – модерн танца» предполагает три уровня обучения – подготовительный, базовый, продвинутый.
VII. Основы актерского мастерства.
Современная хореография – это искусство театра. Театральный танец – это непросто компонент, зримо воссоздающий содержание музыки, это самостоятельный вид искусства, имеющий собственные средства выражения, с помощью которых раскрывается смысл сценического действия.
Каким же послушным, гибким, отзывчивым и тонким должно быть искусство танцовщика, если оно призвано, верно отображать и раскрывать смысл хореографической постановки. Уметь творчески вдохновенно и виртуозно «танцевать» содержание музыки – значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства.
Современная хореография неразрывно связана с освоением выразительных средств, на которые опирается мастерство артиста. И чем прочнее изучена техника транса, тем ближе танцовщик подходит к познанию выразительно жеста.
Курс «Основы актерского мастерства» предполагает определенный минимум знаний, навыков без которых нельзя быть артистом. Этот курс рассчитан на три этапа.
VIII. Постановочная работа.
Любой творческий коллектив обращает особое внимание на репертуар, выходя на сцену, артист несет с собой людям целый мир мыслей, образов, чувств. Работа над постановками влияет на воспитание и развитие самого артиста, на формирование его художественного вкуса.
IХ. Концертная деятельность.
- Концерты и конкурсы один из важных видов деятельности в процессе, которого происходит
3. Репетиционная работа.
На занятиях отрабатываются сложные элементы танцевальных комбинаций. Сольные и групповые комбинации. Рисунок танца, характер. Стиль его особенности.
4. Постановочная работа.
На основе движений изучаются по программе поставить следующие танцы: "Француженки" - эстрадный танец, белорусский танец "Бульба", "Финская полька", "Канарейка" на основе движений, "Выйду на улицу" русский танец, "Цыганки", Украинский танец - "Гопак".
Требования к знаниям и умениям учащихся 7 года обучения.
- К концу учебного года учащийся должен знать "экзерсис", исполняемый у опоры и состоящий из упражнений разнопланового характера: Венгрия, Украина, Татария, Испания, Италия, Греция, Белоруссия, Италия, Молдавия, Латвия, Русский народный танец.
- Выполнять дробные комбинации вращения, «моталочки», «молоточки».
- Уметь выражать характер танцевальных этюдов. Импровизировать.
- Во время постановочных репетиций, соблюдать творческую дисциплину.
- Иметь разнообразный танцевальный репертуар.
Методическое обеспечение программы
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
На первых годах обучения преобладает подражательный характер усвоения программы, тогда как на третьем и четвёртом годах ‒ поисковый, коммуникативный.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре).
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели ‒ показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.
Учащимся предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, способствуя развитию творческой активности.
Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности, выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского мастерства используется просмотр видеоматериала занятий и концертов с последующим их анализом и обсуждением с участниками объединения.
Вся работа, по индивидуализации процесса обучения, строится в тесной взаимосвязи с родителями, т.к. многое в характере того или иного обучающегося открывается в беседах с членами семьи ребёнка, в период совместной творческой деятельности с коллективом педагогов коллектива по созданию концертных номеров, разработке костюмов, организации и участии в концертных программах, конкурсах и различных праздниках.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений учащимися по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или обучающимися, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.
Занятия проводятся по группам, и в зависимость от цели и задач занятия обучение проводится совместно или раздельно ‒ мальчики и девочки. Группы формируются по годам обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Коллективная форма проведения занятий и разно уровневые возрастные группы дают возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и учащимися.
Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики занятий хореографией.
Это творческие ситуации, творческие и проблемные задания, игровые приёмы (индивидуальные и коллективные).
Материально-техническое оснащение
Для реализации образовательной программы необходимо:
- музыкальная аппаратура, аудио записи;
- видео материалы;
- DVD диски (с аудио и видео материалами);
- DVD диски с обучающими материалами;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- сменная обувь;
- костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы).
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей.
Для успешной реализации программы нужна помощь концертмейстера и балетмейстера.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в кабинете (актовом или спортивном зале), соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет (зал) должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. Для занятий хореографического коллектива имеется просторное помещение со специально оборудованными станками и зеркалами, с деревянным неокрашенным полом. Станок представляет собой хорошо отполированную круглую палку диаметром 5см, которая прикрепляется к стене кронштейнами на расстоянии примерно 80-100см от пола и 30см от стены. Форму и обувь ученики приобретают сами по указанию педагога.
В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Дидактическое обеспечение
В процессе работы по настоящей Программе используются информационно-методические материалы:
- подборка информационной и справочной литературы;
- наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);
- диагностические методики для определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей;
- новые педагогические технологии в образовательном процессе (сотрудничество педагога с обучающимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого проекта).
Литература
для педагога
- Сборник программ общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением./Научный руководитель Н.М.Лаврухина./Под ред. О.А.Петрашевича. - Мн. - Национальный институт образования, 2005.
- Богданов Г. Урок Русского народного танца. - М., 1995.
- Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. - М., 1959.
- Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. - М., 1984.
- Барышникова Т.К. Азбука хореографии. - СПб, 1996.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.
- Гусев Г.П. Этюды. - М., 2004.
- Звездочкин В.А. Классический танец. - М., 2003.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2004.
- Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - М., 1989.
- Никитин В.Ю. Модерн-джаз. - М., 2005.
для учащихся и родителей
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца упражнения у станка
- Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.
- Климов А. Основы русского народного танца.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К. Народно-сценический танец.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца этюды.
- Пуртова Т.В., Белекова А.Н. Учите детей танцевать.
- Барышникова Т. Азбука хореографии.
- Никитен В.Ю. Модерн-джаз.
- Михайлов М.Н., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
- Ю.Мнрзлякова С.И. Воспитание и дополнительное образование детей.
11. Суворова М. Работа балетмейстера. ‒ Москва, Я вхожу в мир искусств.
12. Чибрикова-Луговская А.Е. Музыкальное и физическое развитие на занятиях ритмикой.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА «ХОРЕОГРАФИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | теория | практика |
3 | 4 | |||
1 год обучения | ||||
1 полугодие | ||||
Инструктаж по ОТ. Вводное занятие. | Инструктаж по охране труда. Знакомство с программой. Ритмическое развитие. Партерный экзерсис. | 2 | 1 | 1 |
Танцы народов мира (народно- сценический танец) | Основные технические навыки постановка корпуса, экзерсис у станка и на середине. Танцы народов мира: Цыганский танец. Особенности восточного танца. Характерные особенности русского танца. | 20 | 4 | 16 |
Элементы детского,сюжетного танца, игра. | Игровые технологии «Я умею так» «Замри» «Я умею так»» Веселые ладошки» развитие ритма, Подражаем животным- работа над образом, подари улыбку(повышение позитивного настроения) | 15 | 3 | 12 |
Постановочная работа | 10 | 10 | ||
Интегрированные занятия | Импровизация, вспомогательные моменты для создания образов» | 4 | 1 | 3 |
Репетиционная работа. | Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения ,отработку сложных движений ,изучение рисунка танцевальной композиции подготовка репертуара ,к публичным выступлениям. | 18 | 18 | |
Итоговое занятие | Концерт «Новогоднее представление». | 2 | 2 | |
Беседа | «Сокровища из старого сундука» | 1 | 1 | |
2 полугодие | ||||
Инструктаж по охране труда. | 2 | 1 | 1 | |
Индивидуальная работа | Работа с солистами | 4 | 4 | |
Танец как вид искусства. | История искусства. Теория : динамические оттенки в музыке. Основные правила работы у станка и на середине экзерсис .Понятие «ан де он» и «ан де дан» равновесие в позах ,позиции рук и ног .постановка корпуса. Работа в паре. | 20 | 6 | 14 |
Народный танец | Повторение Экзерсис у станка,работа на середине и по диагонали ,изучение элементов белорусского и украинского танца .Вертушки ,крутка (девочки )дробные выстукивания .Мальчики «хлопушки» | 20 | 6 | 14 |
Детский игровой танец | Работа над образом , | 10 | 2 | 8 |
Репетиционная работа | Повторение пройденного , | 14 | 14 | |
Итоговое занятие | Отчетный концерт. | 2 | 2 |
2 год обучения | ||||
1 полугодие | ||||
Инструктаж по ОТ. Вводное занятие. | По технике безопасности. . Основы современной хореографии. | 9 | 1 | 8 |
Танцы народов мира (народно- сценический танец) | Источник яркости и живости украинских танцев. Костюмы, народные инструменты, сопровождающие праздники танцы. Татарские танцы, карельские и финские танцы. Повторение всех пройденных элементов с более усложненными комбинациями в быстром темпе. Дополнительно - большие «батманы жете» с падением на работающую ногу, вперед и в сторону. Упражнения на середине. Дополнительно изучение танцев народов мира: восточный танец, русский народный танец. | 38 | 10 | 28 |
Современный танец | Тренаж на середине. Растяжка, изоляция. Постановочная работа. | 15 | 5 | 10 |
Постановочная работа | «Финская полька» «Кудряш» «Заинька» « Вейся капуста» «Вальс» «Конфета» | 30 | 30 | |
Интегрированные занятия | Занятие по созданию образа. Прослушивание новинок музыки, просмотр видео-, DVD-фильмов по хореографии. | 10 | 4 | 6 |
Репетиционная работа | Работа с солистами,отрабатывание элементов и рисунков танца,работа с отстающими детьми | 20 | 6 | 14 |
Итоговое занятие | Новогодний концерт. | 2 | 2 | |
Беседа | «Народная одежда как исторический источник», | 1 | ||
2 полугодие | ||||
Инструктаж по охране труда | 1 | 1 | ||
Эстрадный танец | Элементы джаз-модерна | 19 | 9 | 10 |
Индивидуальная работа | Работа с солистами | 10 | 10 | |
Народный танец | Повторение и закрепление материала у станка и на середине зала. Работа по диагонали .Работа в паре. | 30 | 10 | 20 |
Постановочная работа | Работа над номерами. | 20 | ||
Репетиционная работа | Повторение танцевальных номеров из репертуара коллектив. Подготовка к отчетному концерту. | 20 |
4 год обучения | ||||
1 полугодие | ||||
Инструктаж по ОТ. Вводное занятие. | Инструктаж по охране труда. Повторение пройденного. Обсуждение танцевальных номеров и дальнейших постановок. | 2 | 2 | |
Эстрадный танец | Культура движений рук: выразительность, техника - форс в прыжках и вращения, эстетика рисунка и закономерности переходов из одного положения в другое. Закономерность правильной и быстрой смены поворотов корпуса в различные ракурсы. Законы общей координации движений тела, ног, корпуса, головы и рук, законы равновесия - эстетика и техника. | 16 | 6 | 10 |
Танцы народов мира (народно- сценический танец) | Экзерсис у станка и на середине. Комбинация с движением рук, ходы, дробные дорожки и комбинации русского танца. Вертушка с ударом, круговая , с «моталочкой», дробью. Вертушка на полупальцах и пятках. Белорусский танец, украинский танец. Вращение по диагонали по кругу. Положения рук. Положения рук в парных и массовых танца. | 20 | 6 | 14 |
Репетиционная работа | Отрабатывание сложных элементов танца,рисунок танца.,сольных элементов | 10 | 10 | |
Постановочная работа | «Рок-н-ролл» «Трава» «Перышко» «Матрешки» «Испанские ритмы» | 10 | 10 | |
Интегрированные занятия | Стили. Стилизация. Поиск в этих направлениях. Малые формы. | 4 | 1 | 3 |
Индивидуальная работа | «Когда мы были на войне».эстрадный номер «шторм» | 10 | 10 | |
Итоговое занятие | Новогоднее представление». | 2 | 2 | |
Беседа | «Сохранение культуры и самобытности в наше время». | 1 | ||
2 полугодие | ||||
Инструктаж по охране труда. Повторение пройденного. | 2 | 1 | 1 | |
Элементы эстрадного танца | Работа с солистами ». | 10 | 10 | |
Постановочная работа | 18 | 18 | ||
Народный танец | Повторение пройденного | 10 | 10 | |
Репетиционная работа | Повторение танцевальных номеров из репертуара коллектива. | 10 | 10 | |
Итоговое занятие | «Отчетный концерт». ». Конкурс «Таланты -Московии». Юбилей Дома Детства и юношества. Праздник 9 мая .Отчетный концерт | 10 | ||
ИТОГО | 135 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ КРУЖКА
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
3 год обучения | |
Умения: | |
Воспринимать движения как символ прекрасного, свободного способа самовыражения | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность |
Соединять движения в хореографическую композицию | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность |
грамотно исполнять движения экзерсиса по народному танцу | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность |
Определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность |
Знания: | |
знать названия движений экзерсиса | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность |
Значение слов «легато», «стаккато», «ритм», «акцент», «темп» | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность |
3 год обучения | |
Умения: | |
Выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение |
Контролировать и координировать свое тело | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение |
Сопереживать и чувствовать музыку | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение |
Знания: | |
Экзерсис по народному танцу | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической |
деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение | |
Владеть азами современного танца | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение |
Новые направления и виды хореографии и музыки | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение |
Жанры музыкальных произведений | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение |
Танцевальные термины | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение |
4 год обучения | |
Умения: | |
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
Выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, изобразительного искусства | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
Сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
Владеть экзерсисом по народному танцу. | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
Разбираться в жанрах современной хореографии | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
Знания: | |
Виды и жанры хореографии | Руководитель с помощью метода наблюдения |
и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка | |
Истрию создания танцев народов мира | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
Танцевальные термины | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
Историю русского костюма | Руководитель с помощью метода наблюдения и самовыражения детей в хореографической деятельности, конкурсы, фестивали, концертная деятельность, индивидуальное самовыражение, самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.01.УП.01 ФОЛЬКЛОРНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
учебная программа...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы хореографии"
Программа художественно-эстетической направленности. Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет...
Рабочая программа "Ритмика и основы хореографии" для студентов отделения "Музыкальное образование"
Аннотация к рабочей программе по учебной дисциплине «Ритмика и основы хореографии»Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...
Рабочая программа по хореографии "По следам Терпсихоры"
Настоящая программа представляет собой комплекс учебно-методических, педагогических и художественно-творческих технологий, объединенных единой целью – воспитание в учениках эстетической направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография
Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...
ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ
ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ...
Рабочая программа учебной дисциплины Хореография
Рабочая программа учебной дисциплины МДК 01.01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области хореографии составлена на основе Федерального государственного образовательног...