ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.01.УП.01 ФОЛЬКЛОРНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Районное муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Знаменская Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
В.01.УП.01 ФОЛЬКЛОРНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
Знаменка 2013
ОДОБРЕНО Методическим советом РМБОУ ДОД «Знаменская ДШИ» « » января 2013 года | УТВЕРЖДАЮ Директор РМБОУ ДОД «Знаменская ДШИ» ___________Е. А. Касторнова « » января 2013 года |
Примерная программа учебного предмета разработана к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Разработчики: Редкозубова Ирина Геннадьевна, преподаватель хореографических дисциплин
Рецензент: Бастрыкина А.Н._______________________________________
Рецензент: _Белик К.С._____________________________________________
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой учебной литературы
- Основная литература;
- Дополнительная литература
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Наша Тамбовская земля - обладатель и хранитель не только рек, но и сложившейся веками самобытной традиционной культуры, по праву считающейся одной из древнейших ветвей культуры великорусской. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая наши традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.
Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
В патриархальном обществе дети, естественно, были включены и в трудовую жизнь, где без них не могли обходиться, и в традиционную культуру, где у них была своя роль. Характерная для прежних времен передача традиции от взрослых детям давно нарушилась. Современная система воспитания и образования выделила детей из мира взрослых, появились пространственная и психологическая разобщенность работающих родителей и детей, разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Нет ни вечерней сказки бабушки, ни колыбельной матери. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, Роду, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии со вселенной, частью которой являемся мы - человечество.
Как известно, сущность природы человека заключается в созидательном характере его деятельности. Именно эта особенность должна стать объектом постоянной заботы взрослых, ибо именно в детстве проявляется огромная естественная потребность человека в познании мира, в самостоятельном опыте. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно-обучающие возможности, каким является фольклор. Наполненные творчеством учебные занятия, органичная связь в них пения, игры, пластики и других видов художественного самовыражения, помогает ребенку ощутить момент истинного творчества, вкусить его радость, сделать творчество такой же потребностью души, какую испытывают подлинные носители народной культуры.
Изучение традиционной народной культуры является одним из приоритетных направлений работы нашей школы. Занятия на основе фольклора объединяет содержание различных школьных предметов: театральным, изобразительным искусством, музыкой. Изучая фольклор, учащиеся каждый раз могут убедиться в чистоте и мудрости нашего народа, в красоте и искренности народного танца и народной песни.
Гармоничное соединение в фольклоре пения, танца, игры на народных инструментах и драматического действия открывает большие возможности переключения внимания учащихся с одного вида творчества на другой. Тем самым, фольклор можно рассматривать как один из видов психофизической разгрузки, способствующей физическому развитию детей. Важной частью работы учащихся является изучение и воссоздание предметов крестьянского быта: домашней утвари, народной одежды, вышивки, игрушки, народных музыкальных инструментов. В работу очень широко вовлечены родители школьников. Они становятся не только сотворцами постановок ансамбля, пламенными участниками бесед и диспутов о важности нравственного, патриотического и духовного воспитания детей средствами традиционного народного искусства, но и оказывают неоценимую помощь в проведении фольклорных экспедиций, коллективного посещения концертов, в покупке и изготовлении народных музыкальных инструментов, пошиве костюмов.
Тематика и содержание программы «Фольклорная хореография» для учеников школы (32 часа в год для 1 класса, 33 часа в год для 2-8 классов) дают возможность для развития воображения и фантазии, формирования творческого мышления у детей, их эмоциональной сферы, развития эмпатии как глубоко нравственной черты человека.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей каждого года обучения. Программа построена по концентрическому принципу. Постоянное возвращение к отдельным темам, усложнение упражнений и заданий позволяет комплексно строить занятия, используя материал из разных тем. Таким образом, распределение материала по темам носит условный характер.
Программа позволяет познакомить учащихся с музыкальным фольклором, историей, устным народным русского народа, его обычаями, обрядами, праздниками. Тем самым можно говорить о создании условий для пробуждения генетической памяти детей, глубинного интереса и любви к истории и традициям своей Родины.
Более того, содержание программы поможет ребенку понять себя и определиться в этом мире, реализовать свои творческие возможности через развитие музыкальных и общих способностей, формировать художественный вкус через пение, танец, общение с произведениями народных мастеров, расширять кругозор, открывая детям целый мир звуков, движений, образов.
Изучение народных традиций способствует формированию творческой личности, развитию мышления, помогает активизации интереса школьников к истории и культуре своего народа.
Обрести свободу и получить радости творчества, возможность выразить себя через звук, движение; снять напряжение, скованность, зарядиться положительной энергией, стать физически и морально здоровым человеком - в этом главная концепция занятий по программе.
И в заключении хочется сказать, что путь к духовности и нравственности начинается с малой родины, с приобщения к истокам традиционной культуры, многовековой мудрости народа. Без них нам не выжить, не выстоять: они - наша опора и надежда, наша боль и радость.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения предмета «Фольклорная хореография» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Фольклорный танец»:
Таблица 1
Срок обучения - 8 лет
Вид учебной работы, учебной нагрузки | Год обучения (класс) |
1-8 (1-8 класс) | |
Максимальная нагрузка (в часах), в том числе: | 263 |
аудиторные занятия (в часах) | 263 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 263 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов фольклорных танцев, танцевальных композиций областей, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства.
Задачи:
- обучение основам народного танца;
- обучение областным особенностям народного танца;
- развитие танцевальной координации;
- обучение виртуозности исполнения;
- обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
- развитие физической выносливости;
- развитие умения танцевать в группе;
- развитие сценического артистизма;
- развитие дисциплинированности;
- формирование волевых качеств.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Классический
танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
- наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок освоения программы «Фольклорная хореография » - 8 лет
Распределение по годам обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Классы | 1 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 263 | |||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные) | 263 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
В учебном году предусматриваются осенние, зимние, весенние каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
2. Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение учебной терминологии;
- ознакомление с элементами и основными комбинациями фольклорного танца;
- ознакомление с рисунком фольклорного танца особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
В данной программе предложены требования по годам обучения для 8-летнего срока реализации программы «Хореографическое творчество» (1-8 классы).
Первый год обучения
Экзерсис на середине зала
1. Русский поклон:
а) простой поясной на месте (1 полугодие),
б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).
2. Основные положения и движения рук:
— ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
— руки скрещены на груди,
— одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щёку,
— положения рук в парах:
а) держась за одну руку,
б) за две,
в) под руку,
г) «воротца»,
—положения рук в круге:
а) держась за руки,
б) «корзиночка»,
в) «звёздочка»,
—движения рук:
а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,
б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),
в) взмахи с платочком,
г) хлопки в ладоши.
3. Русские ходы и элементы русского танца:
—простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,
—переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке
на 30-450, 2 полугодие - на полупальцах - этот же ход,
— переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,
— переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей
ноги на воздух через 1 позицию ног,
— тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей
стопой в пол,
— шаг с мазком каблуком и вынесением сокращённой стопы на воздух
на 30-450,
— комбинации из основных шагов.
4. «Припадание»:
— по 1 прямой позиции,
— вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие),
— 2 полугодие — по 5 позиции,
— вокруг себя и в сторону.
5. Подготовка к «веревочке»:
— без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие,
— с полупальцами, с проскальзыванием — 2 полугодие,
— «косичка» (в медленном темпе).
6. Подготовка к «молоточкам»:
— по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади,
— 2 полугодие — без задержки.
7. Подготовка к «моталочке»:
— по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади,
впереди,
— 2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.
8. «Гармошечка»:
— начальная раскладка с паузами в каждом положении — 1
полугодие,
— «лесенка»,
— «елочка»,
— исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.
9. «Ковырялочки»:
— простая, в пол — 1 полугодие,
— простая, с броском ноги на 450 и небольшим отскоком на опорной
ноге — 1 полугодие,
— «ковырялочка» на 900 с активной работой корпуса и ноги — 2
полугодие,
— в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.
10. Основы дробных выстукиваний:
— простой притоп,
— двойной притоп,
— в чередовании с приседанием и без него,
— в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой),
— подготовка к двойной дроби —1 полугодие,
— двойная дробь — 2 полугодие,
— «трилистник» —1 полугодие,
—«трилистник» с двойным и тройным притопом —2 полугодие,
—переборы каблучками ног,
—переборы каблучками ног в чередовании с притопами —2 полугодие.
11. Хлопки и хлопушки для мальчиков:
—одинарные,
—двойные,
—тройные,
—фиксирующие,
—скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).
12. Подготовка к присядкам и присядки:
—подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям),
—подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,
—«мячик» по 1 прямой и 1 позициям —2 полугодие,
—подскоки на двух ногах,
—поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,
—присядки на двух ногах,
—присядки с выносом ноги на каблук,
—присядки с выносом ноги в сторону на 450 — 2 полугодие.
13. Подготовка к вращениям на середине зала
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,
- полуповороты по четвертям круга приемам шаг-retere,
- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,
- припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое в
повороте на 450,
- подскоки по той же схеме,
- «поджатые» прыжки по той же схеме,
- подготовка к tours (мужское).
Во втором полугодии вводится поворот на 900 во всех вращениях.
Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса:
- приемом шаг-retere по схеме 2 шага - retere на месте, 2 - в повороте на 900, 5, 6, 7, 8 - шаги на месте;
- к концу полугодия: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 1800, 5, 6 – фиксация, 7, 8 – пауза;
- 2 полугодие – поворот на 4 шага - retere на 1800;
- подскоки – разучиваются по той же схеме.
На основе пройденных движений составляются этюды малых и больших форм.
Изучаемые танцы:
- Хоровод «Березка» - рисунок танца, пластичность рук.
- «Зимняя дорога» (хоровод) - работа над корпусом, шаг с носка, рисунок, который заводит первый учащийся.
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- основные положения позиций рук и ног в народном танце;
- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского танца, освоение данных элементов на середине;
- владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
- уметь ориентироваться в пространстве: на середине зала;
- знать движение в различных ракурсах и рисунках;
- уметь исполнять движения в характере русского и танца;
- первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.
Второй год обучения
Движения, изучаемые лицом к станку
1. Relevé-pliés (по 1 прямой, 1,2,5 позициям).
2. Relevé-plié (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 1 прямой
позиции).
3. «Волна».
4. Подготовка к «штопору».
5. Port de bras в сторону, назад в сочетании с движениями рук и выносом
ноги на каблук вперед и в сторону, на plié, с полурастяжками и
растяжками.
6. Подготовка к «сбивке».
7. Для мальчиков:
а) подготовка к присядкам,
б) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону,
в) мячик боком к станку,
г) с выведением ноги вперед.
8. Опускание на колено на расстоянии стопы из первой позиции, и с шага в сторону накрест опорной ноге.
9. Растяжка из первой позиции в полуприседании и в полном приседании.
10. С выходом во вторую позицию широкую на каблуки.
11. «Моталочка» по первой прямой и по 5 позициям, первое полугодие с
фиксацией на паузе после броска ноги вперед.
12. «Молоточки» по первой прямой и 5 позициям с фиксацией ноги сзади на паузе первое полугодие.
13. Прыжки:
- поджатые в сочетании с temps levé sauté,
Экзерсис на середине зала
1. Русский поклон:
а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад с мягким одинарным притопом в конце);
б) с работой рукой, платком (мягко, лирично, резко, бодро).
2. Основные положения и движения русского танца:
а) переводы рук из одного основного положения в другое:
— из подготовительного положения в первое основное,
— из первого основного положения в третье,
— из первого основного во второе,
— из третьего положения в четвертое (женское),
— из третьего положения в первое,
— из подготовительного положения в четвертое.
б) движение рук с платочком:
— взмахи в положении присогнутой руки в локтевом суставе перед
собой (в сторону, вверх, в 4 позиции),
— то же самое из положения — скрещенные руки на груди,
— работа руки из подготовительного положения в 1, 2 и 3 позиции,
— всевозможные взмахи и качания платочком,
— прищелкивания пальцами.
Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой.
3. Положения рук в парах:
— под «крендель»,
— накрест,
— для поворота в положении «окошечко»,
— правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди, так же за локоть.
4. Положение рук в рисунках танца:
— в тройках,
— в «цепочках»,
—в линиях и в колоннах,
—«воротца»,
—в диагоналях и в кругах,
—«карусель»,
—«корзиночка»,
—«прочесы».
5. Ходы русского танца:
—простой переменный ход на полупальцах,
—тройной шаг на полупальцах с приседанием и без него на опорной ноге и приведением другой ноги на щиколотку или у колена,
—шаг-удар по 1 прямой позиции (вперед и боковой приставной с ударом),
—шаг-удар с небольшим приседанием одновременно,
—шаг-мазок каблуком через 1 прямую позицию,
—то же самое с подъемом на полупальцах,
—ход с каблучка с мазком каблуком,
—ход с каблучка простой,
—ход с каблучка с проведение рабочей ноги у щиколотки, или у икры, или через положение у колена все на пружинистом полуприседании,
—«бегущий» тройной ход на полупальцах,
—простой бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,
—бег с высоким подъемом колена вперед по 1 прямой позиции,
—такой же бег с различными ритмическими акцентами,
—комбинации с использованием изученных ходов.
6. Припадания:
—припадания по 5 позиции в продвижении в сторону, вперед, с отходом назад, по диагонали,
7. «Веревочка»:
а) подготовка к «веревочке» —первое полугодие (на высоких полупальцах),
б) «косыночка»,
в) простая «веревочка» —первое полугодие,
г) двойная «веревочка» — второе полугодие,
д) двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук — второе полугодие.
8. «Молоточки» простые. Второе полугодие - по 5 позиции.
9. «Моталочка» в сочетании с движениями рук.
10. Все виды «гармошечек»:
—«лесенка»,
—«елочка» в сочетании с plié, полупальцами.
11. «Ковырялочка»:
—с отскоком и броском ноги на 300,
—с броском на 600,
—с неоднократным переводом ноги в положении носок-каблук,
—то же самое с переступаниями на опорной ноге.
12. Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции:
—простые (до щиколотки),
—простые (до уровня колена),
—с ударом по 1 прямой позиции,
—двойные (до уровня колена с ударом).
13. Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук:
—простые.
14. Дробные движения:
—двойные притопы,
—тройные притопы,
—аналогично с прыжком и наклоном корпуса вперед, в сторону,
—притопы в продвижении,
—притопы вокруг себя,
—простые переборы каблучками,
—«трилистник» с притопом,
—двойная дробь с притопом,
—двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 450,
—«горошек мелкий» — заключительный, с притопами в конце,
—«ключ» простой.
15. Полуприсядки:
—простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,
—с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,
—с выносом ноги на 450,
—с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену,
—с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,
—с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,
—с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад,
—аналогично с поворотом корпуса.
16. Даются танцевальные этюды на материале выше указанных движений.
Изучаемые танцы
Хоровод «Сударушка»
Хоровод «Таня-Танюша»
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- работать в паре и танцевальными группами;
- основные движения русского танца;
- манеру исполнения упражнений и характер русского танца;
- технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
Третий год обучения
Упражнения лицом к станку
1. Подъем на полупальцы по всем позициям с работой рук.
2. Подготовка к «качалочке» и «качалочка».
3. Port de bras в определенном характере, по всем направлениям, с работой рук.
4. «Качалочка» простая, в раскладке.
5. «Качалочка» с акцентом.
6. «Качалочка» в усложненных ритмических рисунках.
7. «Качалочка с выведением ноги на каблук.
8. Прыжковые «голубцы»:
—с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция),
—тот же прыжок с двойным ударом во время прыжка.
9. Подготовка к «сбивке», «сбивка».
10. Подготовка к прыжку attitude назад.
11. Подготовка к «моталочке» с отскоком.
12. Раскладка движения «ножницы» (спиной к станку и лицом) на 300, на 900 —второе полугодие.
13. Присядка с выносом ноги на воздух на 450 и на 900.
14. Присядка с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 450 и 900.
15. Подготовка к revoltade. Исходное положение — нога сзади в 4 позиции на носке.
Отработка прыжка «бедуинский».
Экзерсис на середине зала
1. Поклон праздничный (хороводный), женский и мужской в раскладке с
паузами после каждого движения.
2. Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского
танца: в ходы, припадания, «молоточки», «моталочки», «веревочки»,
дроби. Усложняются манипуляции с платочком:
—платочек натянутый за кончики, исполняются круговые движения,
—полуокружности перед собой вправо и влево,
—взмахи на вращениях из первой в третью позицию,
—используется большая шаль, выстраиваются рисунки танца из развернутой, из свернутой пополам и вчетверо, треугольником шали,
—движения с шалью и платком обыгрываются в дуэтном танце, переплясе, кадрили, хороводах,
—изучаются основные положения рук в танце «Русская плясовая», «Кадриль», «Лирический хоровод».
3. Виды русских ходов и поворотов:
—простой бытовой с поворотом, с использованием «ковырялочки», «мазков», припаданий,
—«боярский», с использованием приставных шагов на носок или на каблук, с отходом в сторону и выведением ноги на каблук через переступания, аналогично назад,
—широкий шаг-«мазок» на 450 и 900 с сокращенным подъемом, с plié и на plié
—боковой приставной на pliéс выведением через подмену ноги на 450 и 900 в сторону,
—хороводный на полупальцах, мелкий, во всех возможных направлениях,
—переменный на всей стопе и на полупальцах, с поочередным притопом, резким или мягким в зависимости от характера танца,
—ходы с каблучков:
а) простые, на вытянутых ногах,
б) акцентированные, под себя в plié
в) с выносом на каблук вперед,
—боковые припадания по 5 и 1 прямой позициям с продвижением вперед, с работой платком,
—боковые припадания с поворотами,
—припадания по линии круга с работой рук,
—бег на переменной смене ног и на полупальцах, с наклоненным корпусом,
—бег с соскоком в первую прямую позицию и тройным ускоренным бегом,
—повороты на беге, вправо, влево, в парах, с использованием притопов и вынесением ноги на каблук,
—повороты с выносом ноги на каблук, приемом shainé приемом перескок (высокий),
—тройные боковые переступания (с ударом, с выносом ноги на каблук),
—повороты с «ковырялочкой»,
—повороты с «молоточками»,
—повороты приемом «каблучки», «поджатые»,
—повороты на тройном беге, с использованием «молоточков», «моталочек».
4. «Веревочки»:
—простая в повороте,
—двойная в повороте,
—с выносом на каблук и переступаниями неоднократными с продвижением и с «ковырялочкой» без закрытия в позицию,
—всевозможные ритмические рисунки в движении, с использованием «косичек», «закладок», боковых: вперед и назад от опорной ноги, как на всей стопе, так и на полупальцах, с отскоком и перескоками.
5. «Ковырялочки»:
—простые,
—с отскоком и продвижением вперед,
—в сочетании с различными движениями русского танца,
—воздушные на 300, 450, 900,
—в поворотах, на вращениях трюкового характера с чередованием мелких и средних по амплитуде движений русского танца.
6. «Моталочки»:
—простая,
—простая в повороте по четвертям круга,
—с остановкой в 5 позицию на полупальцах,
—в трюковых диагональных вращениях.
7. «Гармошечки»:
—простая на вытянутых ногах и на demi plié с работой рук через вторую, третью позицию плавно и резко,
—в повороте, в диагональном рисунке с руками,
—в различных ритмических рисунках с выносом ноги на каблук вперед назад в диагональное направление.
8. Припадания:
—боковые с двойным ударом спереди,
—вокруг себя по два, по четыре припадания, по четвертям круга.
9. Перескоки и «подбивки»:
—перескоки в повороте,
—перескоки с ноги на ногу с одинарным и двойным ударом (второе полугодие в повороте),
—поочередное выбрасывание ног на каблук вперед, на месте, второе полугодие вокруг себя по четвертям круга, с отходом назад,
—подбивка «голубец», на месте и с переступанием (второе полугодие).
10. Дробные выстукивания:
—двойная дробь с подскоком на рабочей ноге и мазком другой ногой,
—синкопированные проскальзывания с приведением ноги на reteréу колена невыворотно,
—соскоки вправо, влево по первой прямой позиции на месте на две ноги одновременно,
—соскоки с ударом рабочей ногой в невыворотное и выворотное положение перед опорной ногой:
а) неоднократные удары,
б) с притопом и сменой левой и правой ног,
—двойная дробь с «ускорением»,
—двойная дробь с притопами и разворотами корпуса,
—«ключ» с использованием двойной дроби.
11. Присядки:
—присядка с «ковырялочкой»,
—присядка с ударом по голенищу, по ступне спереди и сзади,
—подскоки по 1 позиции из стороны в сторону с хлопками перед собой,
—«гусиный шаг»,
—«ползунок» вперед и в сторону на пол.
12. Прыжки:
—прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте,
—прыжок с согнутыми от колена ногами и ударами по голенищам,
—прыжок с ударами по голенищу спереди,
—«лягушка».
Изучаемые танцы:
Русская кадриль
Обрядовый танец «Масленица»
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
- передавать в движении сложные ритмические рисунки русского танца;
- усвоение и дальнейшее развитие ансамблевого исполнения;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточки, веночки, платочки, шапки, корзинки, бубны и т.д.;
- продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений.
Четвертый год обучения
Экзерсис на середине зала
1. «Глубокий поклон»:
а) ниже пояса;
б) все разновидности русского поклона в сочетании с ходами и движениями рук.
2. Простые шаги (направление вперед и назад в сочетании с движениями рук).
3. Хороводный ход в различных направлениях с работой рук.
4. Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.
5. Простой шаг с сочетанием шага на ребро каблука, в продвижении вперед и
включением работы рук и корпуса.
6. Шаг на ребро каблука с притопом на месте, с продвижением вперед и работой рук.
7. Шаг на ребро каблука с разворотами корпуса, наклонами, со сменой ракурсов на притопе.
8. Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед.
9. Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.
10. Шаг с «приступкой» (с приставкой).
11. Шаг с продвижением вперед (медленный, плавный). Для девушки с платочком в руке.
12. Шаг с переступанием («переступка», с продвижением вперед).
13. Шаг с переступанием с постепенным поворотом корпуса то вправо, то влево.
14. Перекрещивающийся шаг (с перекрещивающимися ногами, с продвижением вперед).
15. Ознакомление с ходами танца «Смоленский гусачок».
16. «Веревочка» с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.
17. «Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в повороте.
18. «Ковырялочка» с отскоками.
19. «Маятник» - «Моталочка» в поперечном движении.
20. Дробные выстукивания:
а) «ключ» дробный, сложный;
б) «Ключ» дробный, сложный в повороте;
в) «Ключ» хлопушечный;
г) три дробные дорожки с заключительным ударом;
д) поочередное выбрасывание ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу;
е) дробь в продвижении с двойной «отбивкой» правой ногой и кругом с окончанием сзади, аналогично с левой ноги.
21. Хлопушки мужские:
а) поочередные удары по голенищу спереди и сзади на подскоках;
б) удары двумя руками по голенищу одной ноги;
в) удар по голенищу вытянутой ноги;
г) хлопушки на поворотах;
д) «ключ» с хлопушкой.
26. Трюковые элементы (мужские):
а) «разножка» в воздухе;
б) «щучка» с согнутыми ногами;
в) «крокодильчик»;
г) «коза»;
д) «бочонок».
Вращения на середине зала
Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, а также в характере областных особенностей (plie- каблучки, plie-releve, plie-retere, шаг-retere, подскоки, припадания, pirouettes).
1. Приемом plie-releve (два на месте, третий –plie-подготовка, четвертый
–вращение) –1 полугодие –двойное вращение за 4-м разом.
2. Приемом plie-retere (аналогичная схема изучения).
3. Приемом plie-каблучки (аналогичная схема изучения).
4. Приемом pirouettes (аналогичная схема изучения).
5. Разучивается «вкручивающаяся» на месте концовка вращений с выходом на полупальцы в финале.
6. Припадания мелкие, быстрые.
7. Вращения на одной ноге, вторая на щиколотке невыворотно, с приходом во 2 позицию (невыворотно), без пауз, но в медленном темпе –1 полугодие.
8. То же самое вращение в нормальном темпе –2 полугодие.
9. Разучивается «вкручивающаяся» концовка приемом вращения на одной ноге через retere невыворотно, уходит в позицию. Концовка в plie или в полупальцы –2 полугодие.
10. «Обертас» по 1 прямой позиции –1 полугодие.
11. «Обертас» по 1 прямой позиции с ударом –2 полугодие.
12. «Обертас» с rond на 450 –1 полугодие, на 900 - конец 2 полугодия.
13. Разучивается окончание вращения приемом двойного shaine.
14. Вращения для мальчиков:
а) tours,
б) pirouettes.
15. Поджатые прыжки в чередовании с другими приемами вращений на
месте.
Вращения по диагонали класса
1. Tour-pique в раскладке, с рукой с платочком в русском характере.
2. Бег по 1 прямой позиции (повотор за два бега) –1 полугодие, поворот за один бег –2 полугодие.
3. Большие «блинчики» в сочетании с бегом в различных ритмических рисунках –2 полугодие.
4. Большие «блинчики» в чередовании с маленькими «блинчиками», различных ритмических рисунках.
5. Большой «блинчик» в сочетании с shaine.
6. Маленький «блинчик» в сочетании с вращением шаг на «каблучок».
7. Мужские вращения с использованием пройденного материала.
Вращения по кругу
1. Приемом шаг-retere, вращение за один шаг.
2. Подскоки, вращение за один шаг.
3. Маленькие «блинчики», поворот за один шаг.
4. Большие «блинчики», аналогично.
5. Бег по 1 прямой позиции.
6. Бег с выбрасыванием ноги вперед.
7. «Шаг-каблучок», вращение за один шаг.
8. Tour-pique в раскладке с платочком (русское) в 3 позицию.
9. Двойная дробь в повороте с переступаниями через «ковырялочку».
Мужские трюковые вращения.
Изучаемые танцы:
Обрядовый танец «Проводы весны»
Пляска «Барыня»
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и
уметь:
- исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис на середине зала;
- передавать национальный характер русского танца, танцев народов Поволжья;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби - для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для мальчиков;
- правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.
Пятый год обучения
Экзерсис на середине зала
1. «Праздничный поклон».
2. Припадания накрест (быстрое).
3. Ускоренная «гармошечка» ( без plie) вокруг себя;
4. Простая и двойная с поворотом на 3600 в приседании на полупальцах и на вытянутых ногах;
5. «Моталочка» с поворотом.
6. Шаг-бег с наклоном в корпусе; бег с отбрасыванием ног назад с акцентированным исполнением; бег с поднятием согнутых ног вперед, как на месте, так и в продвижении; тот же бег в различом ритмическом рисунк
7. Основные ходы танца «Матаня» Тамбовской области и сопуствующие им движения рук.
9. Дробные выстукивания в характере танца «Матаня» и «хлопушки».
10. Трюки мужского характера:
- «кольцо»;
- «пистолет»;
- «экскаватор»;
- «циркуль»;
- «Склепка»;
- «голубцы» с поджатыми ногами с переходом на полупальцы.
- «ползунок» (ноги вперед, в сторону и на воздух).
Вращения на середине зала
1. Отскоки по 1 прямой позиции в повороте с выносом правой ноги на каблук.
2. Поворот plie-retere с переступанием на полупальцах.
3. Вращение по 2 позиции невыворотно, стремительно.
4. Бег на месте с скоком в 1 прямую позицию на сильную музыкальную долю.
5. Вращения мужского характера в сочетании с изученными движениями народного танца.
Вращения по диагонали зала
1. Shaine:
- Shaine в сочетании с вращением на мелких переступаниях в demi plie;
- Shaine в сочетании с вращением на каблучок;
- То же с двойным вращением –2 полугодие;
2. Маленькие «блинчики» в сочетании с воздушной прокруткой и grand rond приемом «обертас» с высотой на 450 –1 полугодие и 900 –2 полугодие.
3. Вращение на перескоках с ударами по 1 прямой позиции (стремительное).
4. Вращения мужские с использованием трюковых элементов.
Вращения по кругу зала
Отработка концовок во вращениях соответственно пройденным приемам вращений на середине зала.
Вращения в различных сочетаниях и в различных музыкальных ритмах.
Вращения в характере изученных национальностей
Изучаемые танцы:
Хоровод «Русская коса»
Танец «Плясуха»
Пляска «Красны сновать», исполняется во время рубки капусты, прополки льна, удобрения полей.
По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
- передавать национальный характер русского, калмыцкого, испанского, венгерского и болгарского танцев;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби - для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» - для мальчиков;
- правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.
Шестой год обучения
Экзерсис на середине зала
1. Поклон тамбовской области .
2. Ускоренная «гармошечка» (без plie) в сочитании с degaje.
3. «Веревочки»:
— простая, с подскоком на одной ноге, другая – на щиколотке впереди, исполняются развороты бедра;
— двойная, аналогично исполнению простой –2 полугодие;
— три веревочки и подскок с поджатыми ногами;
— в сочетании со всевозможными приемами поворотов;
— на основе национального тамбовского характера.
4. «Моталочка» - «маятник» с акцентированным отскоком и задержкой рабочей ноги на месте и в повороте.
5. Все разновидности простых сценических ходов в сочетании с другими движениями и движениями рук в характере тамбовского народа.
6. Разновидности хороводных ходов в сочетании с другими движениями и движениями рук в характере тамбовской области.
7. Основные ходы в танцах тамбовской области:
- Акцентирующий шаг
- Подскок с переступанием
- Шаг с перескоком
- Переступания с приседанием на одну ногу
- Простой шаг
8. Ход на ребро каблука с подбивкой и продвижением вперед.
9. Шаг-бег с наклоном в корпусе.
- Бег с хлопками в ладоши
10. Тот же ход с отскоком на одну ногу в начале движения и наклоном корпуса (руки присогнуты и движутся вдоль корпуса).
11. Основные ходы регионального танца и сопутствующие им движения рук (в сценическом варианте)
- Шаг с упаданием на одну ногу
- Перекрёстный боковой шаг
12. «Хлопушки» и «закладки»:
- «закладка» на месте;
- «закладка» в продвижении;
- «хлопушки» в характере танцев тамбовской области.
- Соскок с хлопушкой по голенищу
- Хлопушка с открыванием рук в стороны и их покачиванием
13. Трюки мужского характера:
- «экскаватор»;
- «циркуль»;
- «склепка»;
- «голубцы» с поджатыми ногами с переходом на полупальцы.
- «ползунок» (ноги вперед, в сторону и на воздух).
Вращения на середине зала
1. Сочетания вращений plie-retere с вращением plie-каблучки (с выходом на двойное вращение на каблучках).
2. Двойное и тройное («скоростное») shaine в качестве концовки того или иного вращения.
3. Вращение на одной ноге с открытой в сторону другой на 450, подъем сокращен –1 полугодие, на 900 –второе полугодие.
4. Вращения с использованием движений из национальных танцев.
5. Вращения мужского характера в сочетании с изученными движениями народного танца.
Вращения по диагонали зала
1. Shaine:
- Shaine в сочетании с шагом на полупалец рабочей ноги и вращением на plie на одной ноге, вторая согнута в колене невыворотно;
- То же, с двойным вращением –2 полугодие;
- Мелкие переборы каблучками («триоли») в повороте.
2. Маленькие «блинчики» в сочетании с воздушной прокруткой и grand rond приемом «обертас» с высотой на 450 –1 полугодие и 900 –2 полугодие.
3. Вращение на переборах с ударами по 1 прямой позиции (стремительное).
4. Вращения комбинированные с использованием «молоточков», «моталочек», воздушных и par terre «ковырялочек», «подбивочек», переборов, отскоков, отведением ноги в сторону и назад.
5. Вращения мужские с использованием трюковых элементов.
Вращения по кругу зала
Отработка концовок во вращениях соответственно пройденным приемам вращений на середине зала, с остановками в различные позы, соответствующие изучаемым народностям, используя предметы атрибутики
данного танца.
Вращения в различных сочетаниях и в различных музыкальных ритмах с активной работой рук и резкой сменой направления вращения характерным тамбовской области.
Изучаемые танцы:
Пляска «Рассыпуха»
Пляска «Русская»
Танец в сопровождении песни «Курушка ряба», «Садик по садику».
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
- выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного исполнения, экзерсис на середине зала, в соответствии с программными требованиями и характера тамбовской области;
- предельно достоверно и образно передавать национальный характер танцев тамбовской области, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;
- используя технически сложные движения народно танца, не теряя артистического исполнения, достоверно и грамотно передавать национальный колорит изучаемого хореографического материала;
- учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала, правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, продолжать развивать физическую выносливость.
Седьмой год обучения
Подразумевает под собой повторение и отработку всех изученных элементов народного и фольклорного танцев, также изученные элементы могут изменятся, варьироваться с необходимыми для этого условиями.
Данный год обязывает руководителя предоставлять ученикам самим экспериментировать в постановке этюдных работ и их отработке.
Изучаемые танцы:
Пляска «Растащиха»
Танец в сопровождении песни «Суббота»
Танец-игра «А мы просо сеяли»
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
- выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного исполнения, экзерсис на середине зала, в соответствии с программными требованиями и характера тамбовской области;
- предельно достоверно и образно передавать национальный характер танцев тамбовской области, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;
- используя технически сложные движения народно танца, не теряя артистического исполнения, достоверно и грамотно передавать национальный колорит изучаемого хореографического материала;
- учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала, правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, продолжать развивать физическую выносливость.
Восьмой год обучения
Подразумевает под собой повторение и отработку всех изученных элементов народного и фольклорного танцев, также изученные элементы могут изменятся, варьироваться с необходимыми для этого условиями.
Данный год обязывает руководителя предоставлять ученикам самим экспериментировать в постановке этюдных работ и их отработке.
Изучаемые танцы:
Танцы с частушками «Досада», «Страдания»
Хоровод «Калинушка», отражающий семейно бытовую жизнь
Хоровод «Сударушка»
Хоровод «На горе снежок»
Хоровод «Игумен»
Обрядовый танец «Встреча солнца»
Пляска «Тарарайка»
Полька «Трам-блям»
Пляска «Матаня»
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
- выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного исполнения, экзерсис на середине зала, в соответствии с программными требованиями и характера тамбовской области;
- предельно достоверно и образно передавать национальный характер танцев тамбовской области, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;
- используя технически сложные движения народно танца, не теряя артистического исполнения, достоверно и грамотно передавать национальный колорит изучаемого хореографического материала;
- учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала, правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, продолжать развивать физическую выносливость.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фольклорный танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание рисунка народно танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций народно танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене различные виды фольклорного танца, произведения учебного хореографического репертуара;
- умение исполнять народные танцы на разных сценических площадках;
- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов фольклорных танцев;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении фольклорного танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить текст фольклорных танцев;
- навыки музыкально-пластического интонирования;
а также:
- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и области;
- знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений фольклорного танца в соответствии с учебной программой;
- владение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Фольклорный танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и
т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков |
4 («хорошо») | возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и вращательной техникой |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается
следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных танцев, изучаемых в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
Урок по фольклорному танцу состоит из трех частей:
1. Экзерсис на середине класса.
2. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца.
3.Работа над этюдами, построенными на материале фольклорного танца.
Преподавание фольклорного танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники фольклорного танца, практической работой на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
VI. Список рекомендуемой учебной литературы
Основная литература
1. Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел, Труд, 2003г.
2. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. –Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004г.
3. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976г.
4. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 2004г.
5. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967г.
6. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974г.
Дополнительная литература
- Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский композитор, 1988.
- Аникин В.П. Детский фольклор. - Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.
- Василенко В.А. Детский фольклор. Русское поэтическое творчество. М.: Педагогика, 1969.
- Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн.1.- Иркутск, 1930.
- Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский балет, 1990: № 1
- Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 1987.
- Детские фольклорные школы. Проблемы, опыт, перспективы". - М., 1999.
- Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5
- Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки/ Сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980.
- Эстетическое развитие и воспитание молодежи. - М.: Изд. Моск. Инта, 1978
Репертуарные сборники
1. Архивные записи Московской консерватории им. Чайковского.
2. Архивные записи ТОДНТ.
3. Веретёнце: русские народные песни Вологодской обл. Всероссийское хоровое общество. - М., 1985.
4. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Кн.l. - Иркутск, 1930.
5. Гори, гори ясно. Для детских и юношеских ансамблей / Составитель Т.Новикова; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1989.
6. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Составитель Науменко Г. - М.: Советский композитор,1977.
7. Жаворонушки: - Вып.2. - 1981.
8. Жаворонушки. - Вып.3 - 1984.
9. Жаворонушки. - Вып.4 - 1986.
10. Заплетися, плетень: Русские народные песни и хороводы / Сост. В.А.Агафонников. - М.: Музыка, 1987.
11. Золотые ворота: Игры. Новосибирск - 2002.
12. Заинька во садочке. Сост. Л.В.Суровян. Новосибирск пижица - 2002. 13. Зимние святки. / Сост. Л.К.Королева, И.Н.Некрасова. Тверь, 1997.
14. Как на нашей сторонке. В.М.О. №1, 2000. .
15. Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991.
16. Материалы фольклорных экспедиций ТМУ им. М.П.Мусоргского.
17. Материалы фольклорных экспедиций МГУК курс Антиповой, Сорокина П.А.
18. Медведева. Духовные стихи русского народа. - М., 1998.
19. Музыкальный фольклор и дети / Сост. Щербакова. - М., 1997.
20. Науменко Г.М. Народные праздники. - М., 2001. .
21. Не Тёсан терем. Муз.-просветительский альманах № 1, 2001.
22. Песенные узоры. Вып. 4. - М.: Музыка, 1990. .
23. Плыла лебедь. Для детских народно-хоровых коллективов / Сост. П.А.Сорокин; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1987.
24. Росынька: Песни и игры для фольклорных ансамблей / Сост. Т.Белоконева; Всероссийское хоровое общество. - М., 1982.
25. Руднева А.В. Курские танки и карогоды. - М.: Советский композитор,1975.
26. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Сост. М.Забылин. - М.: Книга Принтшоп, 1990.
27. Русские народные песни для детей. - Санкт-Петербург, 1999. 28. Устинова Т. Танцы Тверской земли. - Тверь, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИСКУССТВО ТЕАТРА» ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.01.ТАНЕЦ
учебная программа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...
Программа по учебному предмету "Хоровой класс" предпрофессиональная программа 2020г
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкальногоискусства "фортепиано", "струнные инструменты", " духовые и ударные инструменты", ...
Программа по учебному предмету "сольфеджио" предпрофессиональная программа 2020г
Дополнительная образовательная предпрофессиональная программа в области музыкальногоискусства по предмету сольфеджио 5-8 лет обучения. Предметная область теория и история музыки. 2020г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУП.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных предметов
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Цел...