Календарно – тематическое планирование 4-8 класс Музыка Алеев ФГОС
календарно-тематическое планирование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 42»
«Согласовано» Руководитель МО _____________/ / ФИО Протокол № 1 от 30.08.2018г.
| «Согласовано» Заместитель директора МАОУ «Центр образования № 42» ____________/ / 29.08.2018г | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2018г.
| «Утверждено» Директор МАОУ «Центр образования № 42»
______/Калистратова Е. И./ Приказ № от 30.08.2018г |
Календарно – тематическое планирование по музыке
4 - 8 класс
на 2018-2023 учебный год
Составитель: Смирнова Елена Сергеевна,
Учитель: Смирнова Елена Сергеевна,
1-й квалификационной категории
Вологда
2018 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5-8kl.docx | 59.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 42»
«Согласовано» Руководитель МО _____________/ / ФИО Протокол № 1 от 30.08.2018г. | «Согласовано» Заместитель директора МАОУ «Центр образования № 42» ____________/ / 29.08.2018г | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2018г. | «Утверждено» Директор МАОУ «Центр образования № 42»
______/Калистратова Е. И./ Приказ № от 30.08.2018г |
Календарно – тематическое планирование по музыке
4 - 8 класс
на 2018-2023 учебный год
Составитель: Смирнова Елена Сергеевна,
Учитель: Смирнова Елена Сергеевна,
1-й квалификационной категории
Вологда
2018 год
Календарно – тематическое планирование 4 класс
Тема года: «Музыкальное путешествие»
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Содержание урока | Контрольно- оценочная деятельность | |
вид | форма | ||||
1 | Россия – любимая наша страна. | 1 | Песни о Родине. Песни о России, героическом прошлом страны. Гимн – торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. Понятие – национальный гимн. Гимн России – один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом. | Входной | Устный опрос |
2 | Великое содружество русских композиторов. | 1 | «Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов. Сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х - начале 1860-х гг. (Балакиревский кружок). Состав кружка. | Текущий | Устный опрос |
3 | Тема Востока в творчестве русских композиторов. | 1 | «Шехерезада» - по своей форме и стилю симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 году по мотивам известного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита - многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Живописно-изобразительная программность произведения. Обсуждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдающихся произведений русской музыки, посвященных Востоку. | Текущий | Пение, м-р движения |
4 | Музыка Украины. | 1 | Украинская музыка берет начало со времен Киевской Руси в своем развитии охватывает практически все типы музыкального искусства – народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календарных праздниках, горе и радости. Музыка Украины - как самостоятельная ветвь восточнославянской музыки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве. | Текущий | Устный опрос |
5 | Музыка Белоруссии | 1 | Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Бульба»), отношение человека к природе («Метелица», «Чарот»), сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»). Особенности белорусских песен: Сжатый мелодический диапазон, развитая орнаментика, гибкая ритмика, богатство и разнообразие исполнительских приемов, пение с «подводкой» - верхним солирующим голосом. | Текущий | Устный опрос |
6 | Музыка Польши. Осень в Желязовой Воле. | 1 | Желязова Воля – родина знаменитых музыкантов: композитора Ф. Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский композитор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязову Волю», посвященную памяти Ф. Шопена. | Текущий | Устный опрос |
7 | Блеск и мощь полонеза. | 1 | Творчество польского композитора М. Огинского. Музыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, который преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепианную пьесу. Полонез – торжественный большой танец-шествие; музыкальный размер 3/4:; умеренный темп; имеет польское происхождение. Полонезы объединяют в себе одновременно лиричность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой. Полонезы Ф. Шопена повествуют о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. Жанр полонеза получил своеобразное развитие в операх русских композиторов: «И. Сусанин», «Евгений Онегин», «Пан-Воевода» и др. | Текущий | Устный опрос, хор пение |
8 | Музыкальное путешествие в Италию. | 1 | Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев. | Текущий | Устный опрос, хор пение |
9 | Творчество Дж. Верди. | 1 | Дж. Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы: «Риголетто», «Травиата» «Аида»), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира. | Текущий | Устный опрос, сольное пение |
10 | Венские музыкальные классики. | 1 | Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре 18- начала 19 века. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф. И. Гайдн – основоположник венской классической школы. Музыкальный гений – В. А. Моцарт. | Текущий | Устный опрос, сольное пение |
11 | Знаменитая симфония №40 В. Моцарта. | 1 | Симфония №40 соль-минор – одно из наиболее популярных сочинений В. Моцарта. Строение, состав оркестра симфонии. Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней 4 части. | Текущий | Устный опрос |
12 | Героические образы Л. Бетховена. | 1 | Биография и творческий путь Л. Бетховена. Бетховен – автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты №8 («Патетическая») и №14 «Лунная»). | Текущий | Устный опрос, сольное пение |
13 | Песни и танцы Ф. Шуберта. | 1 | Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое развитие музыки. Разучивание песни. | Текущий | Устный опрос |
14 | Великий немецкий композитор И. С. Бах. | 1 | Биография и творческий путь И. Баха. Музыкальное наследие Баха включает более тысячи талантливых сочинений. Бах прославился как виртуозный исполнитель органной музыки и талантливый композитор. | Текущий | Устный опрос, сольное пение |
15 | Музыка Эдварда Грига. | 1 | Биография и творческий путь Э. Грига. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается Вторая сюита – «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «песня Сольвейг». | Текущий | Устный опрос, хор пение |
16 | Музыка Эдварда Грига. | 1 | Биография и творческий путь Э. Грига. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается Вторая сюита – «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «песня Сольвейг». | Текущий | Устный опрос, хор пение |
17 | «Так полюбил я древние дороги…» | 1 | Взаимопроникновение музыки, изобразительного искусства и литературы в колористическом, ритмическом и интонационном началах произведениях. | Текущий | Устный опрос, хор пение |
18 | «Так полюбил я древние дороги…» | 1 | Музыкальныежанры. Средства музыкальной выразительности– интонация, звукоизвлечение, звуковедеие в вокальных и хоровых | Текущий | Устный опрос, хор пение |
19 | Творчество Ф. Шопена. | 1 | Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюрны. | Текущий | Устный опрос, хор пение |
20 | Творчество Ф. Шопена. | 1 | Патриотическая музыка композитора Ф. Шопена. | Текущий | Устный опрос |
21 | Арлекин и Пьеро. | 1 | Роберт Шуман и его гениальный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала» основана на 4 нотах. Маленькие сцены на 4 ноты. Всего их было 20 сцен. Шуман – мастер музыкального портрета. | Текущий | Устный опрос |
22 | В подводном царстве. | 1 | Жанры музыки. Великие композиторы. Великие произведения. Создание сказочного образа музыкальными средствами. Музыкальная характеристика действующих лиц. | Текущий | Устный опрос |
23 | Цвет и звук: «музыка витража». | 1 | Оливье Проспер Мессиан – французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог. Орнитолог (специалист по птичкам). Биография и творчество Мессана. | Текущий | Устный опрос, хор пение |
24 | Вознесение к звездам. | 1 | В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиана « Турангалила», написанная для Бостонского оркестра. 10-тичастная, свободная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы. | Текущий | Устный опрос |
25 | Симфонический оркестр. | 1 | Симфонический оркестр состоит из смычковых. Духовых и ударных инструментов. Лучшие симфонические оркестры мира. | Текущий | Устный опрос |
26 | Поэма огня «Прометей» | 1 | Композитора А. Скрябина привлекали образы, связанные с огнем: в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т.п. В партитуру симфонической поэмы « Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры. | Текущий | Пение. Устный опрос. |
27 | Джазовый оркестр. | 1 | Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце 19-нале 20 века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Биг-бенд-классическая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920годов. | Текущий | Пение. Устный опрос. |
28 | Что такое мюзикл? | 1 | Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое действо, связывающее воедино все, причем каждый персонаж живет своей сценической жизнью. История жанра, постановки известных московских музыкальных спектаклей. Создатели и актеры мюзиклов. | Текущий | Хоровое пение |
29 | Что такое мюзикл? | 1 | Мюзикл – прекрасная сказка, подаренная нам 20 веком; загадка, феерия. Призрак, ставшая для многих людей жизнью и смертью, звездным часом и разочарованием. Музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки. Драматического, хореографического и оперного искусства. Детско-юношеский театр мюзикла. | Текущий | Пение. Устный опрос. |
30 | Под небом Парижа. | 1 | Эдит Пиаф – великая французская певица и актриса. Биография и творчество Э. Пиаф: удивительно красочная, сочная жизнь, выдержавшая становление от уличной парижской певички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа. | Текущий | Пение. Устный опрос. |
31 | Петербург. Белые ночи. | 1 | П. И. Чайковский; творчество композитора, посвященного Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы на тему Белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи» | Текущий | Устный опрос, хор пение |
32 | Песни о Москве. | 1 | П. И. Чайковский; творчество композитора, посвященного Москве. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы о Москве. Вдохновенное, эмоционально-художественное исполнение песни «Москва! Звонят колокола…..» | Текущий | Устный опрос, сольное пение |
33 | Музыка, воспевающая Россию. | 1 | Исполнение полюбившихся произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа. | Текущий | Устный опрос |
34 | Музыка, воспевающая Россию. | 1 | Концертные залы и музыкальные театры России. Характеристика народной и профессиональной национальной русской музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Композиторы, исполнители России. | Итоговый | Устный опрос |
Календарно - тематическое планирование
5 класс (34ч)
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
№ | Тема | Количество часов | Содержание урока | Контрольно- оценочная деятельность | |
вид | форма | ||||
1 | Музыка рассказывает обо всём (1ч) | 1 | Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Методы наблюдения. Сравнения, сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение). | Входной | Устный опрос |
2 | Истоки (1ч) | 1 | Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. Музыкальный материал: Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка (пение); Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова. Где музыка берет начало? (пение) | Текущий | Устный опрос, хоровое пение |
3 | Искусство открывает мир (1ч) | 1 | Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Художественный материал: Музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание, пение). Литература А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц; Х.К. Андерсен. Соловей. Живопись Н.Ге. Портрет Л.Н. Толстого; И. Репин. Портрет А.Г.Рубинштейна. Песенный репертуар: Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые качели (пение). | Текущий | Устный опрос, хоровое пение |
4 | Искусства различны, тема едина (1ч) | 1 | Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений. Художественный материал: Музыка П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание). Поэзия А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад Живопись И.Левитан. Осенний день. Сокольники; И.Бродский. Опавшие листья. Песенный репертуар: И.Гайдн, русский текст П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение) | Текущий | Устный опрос, хоровое пение. |
5 | Два великих начала искусства (1ч) | 1 | Слово и музыка – могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Музыкальный материал: М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье…(слушание); Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Песенный репертуар: Веселый мельник. Американская народная песня (слушание) | Текущий | Устный опрос |
6 | «Стань музыкою слово!» (1ч) | 1 | Черты сходства между литературой и музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Музыкальный материал: В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Веснянка. Украинская народная песня (пение) | Текущий | Устный опрос, хоровое пение |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч) | 1 | Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского). Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы. Музыкальный материал: М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание). | Текущий | Устный опрос, хоровое пение. |
8 | Песня – верный спутник человека (1ч). | 1 | Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева. Художественный материал: Литература Ю.Нагибин. Книга детства. Фрагмент; В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент. Музыка В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении) | Текущий | Устный опрос, хоровое пение |
9 | Заключительный урок. Песни вологодских композиторов(1ч) | 1 | Комбинированный урок. Песни вологодских композиторов: И Белкова, Н. Берестовой. | Текущий | Устный опрос. |
10 | Мир русской песни (1ч) | 1 | О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова). Художественный материал: Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении); Вечерний звон. Стихи И.Козлова, обработка Н.Иванова (слушание); А.Александров. Уж ты зимушка – зима. Обработка Ю.Тугаринова (пение); Ю.Тугаринов. стихи Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение); Я.Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
11 | Песни народов мира (1ч) | 1 | Для чего мы изучаем народную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»). В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона). Музыкальный материал: Висла. Польская народная песня (слушание); Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание); В.Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение); Вокализ на тему «Песня без слов» № 14 Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак (слушание) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
12 | Романса трепетные звуки (1ч) | 1 | Мир образов, запечатленных в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки). Музыкальный материал: М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
13 | Мир человеческих чувств (1ч) | 1 | Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе. Музыкальный материал: С Рахманинов, стихи И.Бунина. Ночь печальна (слушание) | Текущий | Устный опрос. |
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч) | 1 | Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»). Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова). Музыкальный материал: Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание); П.Чайковский. Отче наш (слушание); Н.Римский – Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие (слушание); Д.Бортнянский. Многолетие (пение); Кант VIII века «Музы согласно» (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
15 | Что может изображать хоровая музыка(1ч) | 1 | Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова). Музыкальный материал: Г.Свиридов. Поет зима. Из поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора. | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
16 | Заключительный урок(1ч) | 1 | Урок – концерт. | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч) | 1 | Опера – синтетический вид искусства. Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»). Музыкальный материал: М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М.Глинка, стихи С.Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение) | Текущий | Устный опрос. |
18 | Из чего состоит опера (1ч) | 1 | Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского - Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Музыкальный материал: Н.Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание); Н.Римский – Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
19 | Единство музыки и танца (1ч) | 1 | Чем отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»). Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф Шопена, соч17 №4). Музыкальный материал: М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент (слушание); Ф.Шопен. Мазурка ля минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание); Е.Адлер, стихи Л.Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
20 | «Русские сезоны в Париже (1ч) | 1 | «Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки (на примере Вариации II из балета П.Чайковского “Щелкунчик». Музыкальный материал: Музыка И.Стравинский. Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание); П.Чайковский. Вариация II. Из балета “Щелкунчик» (слушание); Живопись Б.Кустодиев. Масленица; А.Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И.Стравинского «Петрушка»; Н.Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н.Римского – Корсакова «Золотой петушок»; Н.Сапунов. Карусель; Б.Кустодиев. Ярмарка; А.Бенуа. Эскиза костюмов Балерины и Арлекина к балету И.Стравинского «Петрушка»; Песенный репертуар: П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н.Пановой (пение, танцевальная импровизация) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
21 | Музыкальность слова (1ч) | 1 | Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя. Художественный материал: Литература А.Пушкин. Зимний вечер; Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент. Музыка М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер (пение) | Текущий | Устный опрос. |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе (1ч) | 1 | Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие. Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее». Художественный материал: Литература И.Тургенев. Певцы.Франмент; Миф об Орфее. Музыка К.В.Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
23 | Живописность искусства (1ч) | 1 | Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца», Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О.Лассо «Эхо»). Художественный материал: Поэзия А.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Фрагмент из из романа «Евгений Онегин». Живопись И.Грабарь. И ней. Восход солнца. С.Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание) Песенный репертуар: Г.Струве. Веселое эхо (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
24 | «Музыка – сестра живописи» (1ч). | 1 | «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки (на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки. Художественный материал: Живопись К.Моне. Стог сена в Живерни; Э.Дробицкого. Жизнь и смерть. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание); М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова. Я рисую море (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
25 | Может ли музыка выразить характер человека? (1ч) | 1 | Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского). Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Художественный материал: Живопись И.Репин. Протодъякон. Музыка М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание); М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Г.Гладков, стихи Ю.Энтина. Песня о картинах (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
26 | Образы природы в творчестве музыкантов (1ч) | 1 | Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»). Музыкальный материал: П.Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священна»; П.Чайковский, стихи Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение); В.Серебрянников, стихи В.Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) | 1 | Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Живопись К.Моне. Река в Аржантее; П.Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари. Музыка М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) (продолжение, 1ч) | 1 | Поэтический пейзаж в музыке; К.Дебюсси. «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Поэзия П.Верлен. Оград бесконечный ряд… Музыка К.Дебюсси, стихи П.Варлена. Оград бесконечный ряд…(слушание). Живопись Л.Вальта. Морской залив в Антеоре; К.Моне. Впечатление. Восход солнца; К.Писсарро. Красные крыши | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
29 | Волшебная сказочность музыкальных сказок (1ч) | 1 | Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание); П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание); С.Никитин, стихи Ю.Мориц. Сказка по лесу идет (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
30 | Сказочные герои в музыке (1ч) | 1 | Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба яга»). Музыкальный материал: И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание); М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Волшебник (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
31 | Тема богатырей в музыке (1ч) | 1 | Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А.Бородина и пьесе М.Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Художественный материал: Живопись И.Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник; В.Васнецов. Богатыри. Музыка А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); М.Мусоргский. Богатырские ворота. (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитече. Былинный напев сказителей Рябининых (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
32 | Что такое музыкальность в живописи (1ч) | 1 | Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Художественный материал: Живопись Караваджо. Лютнист; А.Аппиани. Парнас; Т.Ромбо. Песня; Э.Дега. Оркестр оперы; М.Пепейн. Придворный бал. Музыка Ф.Торрес. Danza Alta (слушание); В.Семенов. Звездная река (пение) | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч) | 1 | Проявление музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. Художественный материал: Э.Делакруа.Портрет Шопена; И.Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Мусоргского; И.Репин. Портрет композитора Модеста Петровича; И.Репин. Портрет А,П.Бородина; В.Серов. Портрет актрисы М.Е.Ермоловой; М.Нестеров, Портрет скульптора В.И.Мухиной; И.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент | Текущий | Устный опрос. Хоровое пение. |
34 | Подводим итоги (1ч) | 1 | Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Песенный репертуар: В.Высоцкий. Песня о друге (пение); Б.Окуджава. Пожелание друзьям (пение) | Итоговый | Устный опрос. Хоровое пение. |
Календарно - тематическое планирование
6 класс (34ч)
Тема года: «В чём сила музыки»
№ урока | Тема | Количество час | Содержание урока | Контрольно- оценочная деятельность | |
вид | форма | ||||
1 | «Музыка души» | 1 | Постановка проблемы связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. | Входной | Устный опрос, анализ музык. произведения |
2 | Наш вечный спутник | 1 | Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки ( соотнесение материального и духовного в жизни человека.) | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения, взаимоопрос |
3 | Искусст-во и фантазия. | 1 | Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере вальса – фантазия М. Глинки) | Текущий | Устный опрос , анализ музык. произведения, синквейн |
4 | Искусст-во–память человече-ства | 1 | Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский). Важнейшие эпохи в истории культуры. | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения, рисунок, творческое задание |
5 | В чем сила му-зыки | 1 | Характер все-общего воз-действия музыки (на при-мере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера) | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения |
6 | Волшеб-ная сила музыки | 1 | Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К.Дебюсси | Текущий | Взаимоопрос, хоровой зачет |
7 | Музыка объеди-няетлю-дей | 1 | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве г. Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). | Текущий | Тест |
8 | Музыка объединяет людей | 1 | Идея человечества и человечности в симфонии №9 Л.Бетховена. Музыкальная картина современного мира. | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения |
9 | Заключи-тельный урок по теме «Тысяча миров музыки» | 1 | Взаимосвязь музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина. | Текущий | Взаимоопрос |
10 | Единство музыкального произведения | 1 | В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера). | Текущий | Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица |
11 | Вначале был ритм | 1 | Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Венского леса»). | Текущий | Самостоятельная работа |
12 | О чём рассказы-вает музыкальный ритм | 1 | Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена). | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения |
13 | О чём рассказывает музыкальный ритм | 1 | Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля. | Текущий | Дн. муз. размышлений стр.9, взаимоопрос |
14 | Диалог метра и ритма | 1 | Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна. | Текущий | Эссе на тему: «Ритм» |
15 | От адажио к престо | 1 | Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные и величественные темпы, как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»). Зажигательный народный танец Италии –тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини) | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения, таблица «Дневник музыкальных размышлений», стр. 11 |
16 | От адажио к престо | 1 | Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридова) | Текущий | Тест |
17 | «Мелодия – душа музыки» | 1 | Мелодия –важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия, как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шу-берта . | Текущий | Устный опрос, анализ музык.произведения |
18 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 1 | Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В.А. Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта). | Текущий | Музыкальная викторина |
19 | Мелодия «угадывает» нас самих | 1 | Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Сила чувства, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»). | Текущий | Хоровой зачет |
20 | Что такое гармония в музыке | 1 | Многозначность понятия гармонии. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома «хорошо темперированного клавира» И.С. Баха | Текущий | Таблица «Дневник музыкальных размышлений», стр. 14 , Устный опрос |
21 | Два начала гармонии | 1 | Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии №40 В.А. Моцарта. | Текущий | Анализ музык .произведения, творческое задание (рисунок, стихотворение) |
22 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии | 1 | Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. | Текущий | |
23 | Красочность музыкальной гармонии | 1 | Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины её возникновения. | Текущий | |
24 | Мир образов полифонической музыки | 1 | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием «имитация». | Текущий | |
25 | Философия фуги | 1 | Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. | Текущий | |
26 | Какой бывает музыкальная фактура | 1 | Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения. Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождением. «Фактурный узор»: зри-тельное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. | Текущий | Хоровой зачет, синквейн |
27 | Пространство фактуры | 1 | Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. | Текущий | Устный опрос, анализ музыкального произведения |
28 | Тембры – музыкальные краски | 1 | Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки; виолончели; флейты. | Текущий | Дневник музыкальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык. произведения |
29 | Соло и тутти | 1 | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. | Текущий | Анализ музык. Произведения, взаимоопрос |
30 | Соло и тутти | Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний. | Текущий | ||
31 | Гром-кость и тишина в музыке | 1 | Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена. | Текущий | Анализ музыкального произведения |
32 | Тонкая палитра оттенков | 1 | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образов лунной ночи. Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей. | Текущий | тест |
33 | По законам красоты | 1 | Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии. Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». . | Текущий | Устный опрос определений. Слушание произведения, его восприятия и анализ. Вокально-хоровая работа, разучивание новой песни. Интонирование. |
34 | Вологодские кружева | 1 | Исследовательский проект «Композиторы Вологды». «Таланты и поклоники». | Текущий | Просмотр исследовательского проекта о композиторе А. Зельцере. Вокально-хоровая деятельность. Разучивание песни «Над Уралом зори»… |
35 | Заключи-тельный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала» | 1 | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?» | Итоговый | Исполнение песен по выбору учащихся. |
Учебно-тематическое планирование 7 класс (17 часов)
№ | Тема урока
| Количество час | Содержание урока | Контрольно- оценочная деятельность | |
вид | форма | ||||
1 | Магическая единственность музыкального произведения | 1 | История создания сонаты, биография Бетховена. | Входной | Устный опрос, анализ музык. произведения |
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 | Обобщение – важнейшее свойство муз.содержания | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения, взаимоопрос |
3,4 | Что такое музыкальное содержание? | 1 | Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве. | Текущий | Устный опрос , анализ музык. произведения, синквейн |
5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | 1 | Каким бывает муз. содержание. Воплощение содержания в произвед. программной музыки. Программность обобщающего характера. | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения, рисунок, творческое задание |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | 1 | Свойство программности – расширять и углублять муз.содержание. Соотнесение образов поэтического и муз.произведений | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения |
7 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» | 1 | Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях. | Текущий | Взаимоопрос, хоровой зачет |
8 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 | Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина. | Текущий | Тест |
9 | Заключитель ный урок | 1 | Обобщение пройденного материала за 1 четверть. | Текущий | Устный опрос, анализ музык. произведения |
10 | Лирические образы в музыке. | 1 | Воплощение содержания в худ. произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ. произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры. Особенности лирического образа. | Текущий | Взаимоопрос |
11 | Драматические образы в музыке. | 1 | Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ. выразительности в музыке драматического характера. | Текущий | Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица |
12 | Эпические образы в музыке. | 1 | Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ. произведения. Особенности экспонирования эпических образов в муз. искуссве. Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ». Информационный Модуль ФЦИОР по теме | Текущий | Самостоятельная работа |
13 | «Память жанра». | 1 | «Память жанра». Способность муз. жанров вызывать определенные Образные представления. Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания. | . | Устный опрос, анализ музык. произведения |
14,15,16. | Такие разные песни, танцы, марши. | 1 | Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз. жанров. Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского. | Дн. муз. размышлений взаимоопрос | |
17 | Заключительный урок. | 1 | Итоговое занятие. Обобщение темы. | итоговый | Исполнение песен по выбору учащихся. |
8 КЛАСС Тема года «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ» (17ч)
№ | Тема урока | Содержание урока | Контрольно-оценочная деятельность | |||
вид | форма | |||||
1 | Музыка «старая» и «новая» (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Главная тема года — «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений. Музыкальный материал: А. Островский, стихи О. Острового. Песня остается с человеком (пение) | Входной | Беседа пение | ||
2 | Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч) Урок - беседа | Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена). Музыкальный материал: Х. Родриго. Пастораль (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);Т. Хренников, стихи М.Матусовского. Московские окна (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
3 | 3. Живая сила традиции (1 ч) комбинированный | Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». Художественный материал: Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент. Ж и в о п и с ь И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». М у з ы к а М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание); Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
4 | Искусство начинается с мифа (1 ч) Урок-беседа | Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Песня о земной красоте (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно мифологической темы на музыкальный язык оперы. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
6 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма). Музыкальный материал: И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная» (слушание); Л. Квинт, стихи В. Кострова. Здравствуй, мир (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
7 | «Благословляю вас, леса...» (2 ч) 1-й ч Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества. Музыкальный материал: К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание); П. Чайковский, стихи А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание); В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма «Москва — Кассиопея» (пение) В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
8 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч) Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся | итоговый | тест | ||
9 | «Благословляю вас, леса...» (2 ч) продолжение | К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества. Музыкальный материал: К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание); П. Чайковский, стихи А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание); В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма «Москва — Кассиопея» (пение) В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)
| текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
10 | Образы радости в музыке (1 ч) комбинированный | Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко» (слушание); В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
11 | «Мелодией одной звучат печаль радость» (2 ч) 1 час Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта. Музыкальный материал: В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание); Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
12 | «Мелодией одной звучат печаль радость» (2 ч) 2час | Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере романса С.Рахманинова «Здесь хорошо»). Особенности истории создания романса, его содержания и средств выразительности (лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями). Выразительность воплощения образов радости и скорби в вокальной пьесе Д.Шостаковича «Бессмертие». Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи Г.Галиной. Здесь хорошо (слушание); Д.Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти. Бессмертие. Из сюиты для баса и фортепиано (слушание) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
13 | «Слезы людские, о слезы людские...» (1 ч) комбинированный | Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). Музыкальный материал: П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); В. Высоцкий. Братские могилы (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
14 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1 ч) урок-исследование | Чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души». Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
15 | Два пушкинских образа в музыке (2 ч) 1 час комбинированный | Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Музыкальный материал: П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание); А. Макаревич. Пока горит свеча (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
16 | Два пушкинских образа в музыке (2 ч) 1 час комбинированный | Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского. Музыкальный материал: М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание); Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском парке (пение) | Текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. | ||
17 | Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» (1 ч) комбинированный | Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь- ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. Музыкальный материал: П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение) | текущий | Слушание, Музыкально-творческое задание, Беседа, Пение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2 класса (УМК "Звездный английский")
Рабочая программа с указанием критериев оценки основных видов речевой деятельности и календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности учащихся для 2 класса (УМК "Звез...
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия» (углубленный уровень) -10 класс 6 часов в неделю ФГОС
Календарно-тематическое планирование по математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия в 10 - А классе составлено на основании ра...
Календарно-тематическое планирование. Технология 5 класс.
Календарно-тематическое планирование. Технология 5 класс....
Календарно-тематическое планирование. Технология 6 класс.
Календарно-тематическое планирование. Технология 6 класс....
Календарно-тематическое планирование Spotlight 7 класс
Учебно-методический комплект: Spotlight 7(Английский в фокусе. 7 класс). Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др....
Календарно-тематическое планирование 5 " а" класс ( особый ребенок)
планы 5"А" класс ( особый ребенок)...
Календарно-тематическое планирование в 7 классе (ФГОС) по учебнику И.Н. Пономаревой
Данное календарно тематическое планирование может оказаться для вас опорным конспектом в своей работе, в том числе с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ)....