Методическая разработка о рославльском монастыре
проект

Синельникова Ирина Дмитриевна

Методическая исследовательская разработка о Рославльском Спасо-Преображенском мужском монастыре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roslavlskie_monastyri_razrabotka.doc905.5 КБ

Предварительный просмотр:

История

Скорее всего, Спасский монастырь был основан выходцами из Киево-Печерского монастыря.

Подвижники

Отец Рафаил оставался верным Церкви, готов был пойти на смерть ради нее.

Монастырь и мир

19 августа 1996года при Спасо – Преображенском мужском монастыре была открыта и освящена Православная гимназия

                                                                                                                                                        СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ

Долгий путь

ПОДВИЖНИКИ

Архимандрит Рафаил

СВЯТЫНИ

Тихвинская икона Божией Матери

МОНАСТЫРЬ И МИР

Православная гимназия

Паломничество

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Энциклопедия СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Том 2 СГПУ, 2003
  2. Иеромонах Рафаил (Ивочкин) Рославльская земля: православные храмы Смоленск, 2004
  3. Иеромонах Рафаил (Ивочкин) Святыни земли Рославльской. – Смоленск: Свиток, 2004
  4. Иеромонах Рафаил (Ивочкин) Крестный путь архимандрита Рафаила, Смоленск, 2002
  5. Краеведческий альманах РОСТИСЛАВЛЬ. – Рославль, 2004, 2005, 2006.
  6. Краеведческий альманах РОСТИСЛАВЛЬ. – Смоленск,  2006, 2007, 2009
  7. Спасо – Преображенский мужской монастырь, г. Рославль. – Смоленск: Свиток, 2005
  8. Вас приглашает Смоленщина. Туристический справочник – Смоленск, 2004.
  9. Православные монастыри. Путешествие по святым местам, Еженедельное издание, - ООО «Де Агостини», Россия, 2009, №№ 1 - 20
  10. Рославль. Портрет провинциального города. Издание 2 – е, дополненное. – Администрация муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области
  11. Акафистник – Издание Сретенского монастыря, Москва, 2002
  12. Смоленские епархиальные ведомости, журнал Смоленско – Калининградской епархии, Смоленск, 2007, №3
  13. Журнал «Русский дом», Москва, 2005, №6
  14. Газета «Смоленск православный», Смоленск,  2009, №6
  15. Воскресная газета «Покров», Москва, 2006, №31 – 32
  16. Газета «Рославльская правда», Рославль, 2006, №№ 54, 75

 

В Смоленской области, в городе Рославле, расположен Спасо-Преображенский мужской монастырь.

 

Некогда уединенный, а ныне в черте города, монастырь являлся и является хранителем духовности населения города среди внешних, иногда бурных, течений шумного мира.

Рославльский мужской монастырь расположен на левом высоком берегу реки Становой, или Становки. Эта река отделяет монастырь от города.

В настоящее время монастырь окружен домами рославльчан. До революции 1917 г. эти поселения именовались слободой Лобыревкой.

Точная дата основания монастыря неизвестна, но есть сведения о том, что обитель существовала до 1560 г. Сохранились две версии появления монастыря.

Спасо – Преображенский мужскрй монастырь – духовная жемчужина Рославля

ХРОНОЛОГИЯ

1560

1611

1632

1764

1774 – 1781

1811

1819

1845

1848

1872

1893

1918

1929

1942 – 1943

1995

28 декабря 1996

19 августа 1996

2002

10 ноября 2003

Первое     упоминание об обители

Поляки полностью разграбили и сожгли монастырь

Монастырь

Восстановлен после разорения в царствование Михаила Федоровича

Монастырь владеет не только землями, но и крепостными крестьянами

Игумен Илларион (Летяга) составляет описания монастыря

Преосвященный Серафим (Глаголевский) подписывает грамоту на построение каменного храма с двумя приделами

Освящение каменного храма

Открытие духовного училища

П.Н. Ракочевский на свои средства начинает строить стену вокруг монастыря

Освящение церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского

Открыта церковно-приходская школа

Все монастырские здания переданы городу

Монастырь закрыт и передан под музей, затем-зернохранилище

Открыт монастырь, ставший Преображенским приходом

Возвращены почти все здания, находящиеся на территории, прилегающей к храму

Преобразование прихода в Спасо-Преображенский мужской монастырь

Открыта и освящена Православная гимназия

Владыка Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) совершает в монастыре пасхальные богослужения

Перезахоронение останков приснопоминаемого отца архимандрита Рафаила

Рославль. Вид на Спасо – Преображенский монастырь. 1850г.

Первая версия такова. Монастырь был основан в XII в. благоверным князем Ростиславом Мстиславичем. Известна набожность этого князя. Именно он основал в Смоленске епархию. Святой благоверный князь Ростислав был Великим князем Киевским, и по примеру Киева он определил место для монастыря за чертой древнего Рославля, на взгорье. И храм, который был устроен в обители, как и первый киевский, был освящен в честь святого пророка Ильи. Скорее всего, Спасский монастырь был основан выходцами из Киево-Печерского монастыря. В пользу основания обители в Рославле в XII в. говорит епископский сбор - «почестье», который отчисляли священнослужители епископу за честь, им оказанную своим посещением того или иного храма или монастыря. До наших дней сохранился комплекс епископских грамот. Город Рославль там упоминается на пятом месте. Протоиерей Алексий Щукин в своих трудах подчеркивал, что в Рославле находился наместник епископа. И наместник этот, вероятно, и являлся настоятелем монастыря, расположенного на взгорье, как раз напротив древнего городища - первого Рославля.

Вторую версию основания обители приводит историк Рославля С. Ракочевский.

У одного из рославльских воевод был кухарь Илья, который завещал похоронить его на левом берегу реки Становой, на взгорье. Собранное же им имущество поделить на две части - на одну выстроить на пригорке церковь во имя святого пророка Ильи, а другую часть раздать старикам, родственникам его. Завещание кухаря воеводой было выполнено, а старики, облагодетельствованные покойным, поселились вблизи могилы своего благодетеля, где была уже выстроена деревянная церковь во имя святого пророка Ильи. И это было основанием существующего в настоящее время монастыря».

Из этого предания можно с вероятностью допустить только существование в Рославле когда-то, упоминаемого в этом предании, богача, - княжеского повара-кухаря. Но легенда об основании им монастыря звучит не совсем правдоподобно.

Спасо-Преображенский монастырь в XIX в

Вид на Спасо-Преображенский монастырь. 1870 г.

В документах XVI столетия есть записи, свидетельствующие о существовании монастыря. К сожалению,

нельзя сказать, каких размеров был монастырь, какого вида были его постройки, сколько было братии. Это остается загадкой.

Тяжкие испытания постигли Смоленскую землю в начале XVII в., в эпоху Смуты. В 1611 г. поляки полностью разграбили и сожгли рославльский Спасский монастырь, так как обитель была уже достаточно благоустроена. В это время погиб и монастырский архив.

В царствование Михаила Федоровича, в 1632 г., после заключения мира с Польшей, когда Рославль был возвращен Москве, рославльский монастырь был восстановлен после разорения. В нем была выстроена одноглавая деревянная церковь в честь Преображения Господня, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи, а сама территория обители «обнесена деревянною же оградой». С устроением монастыря к нему проявляли внимание некоторые благодетели, которые завещали монастырю часть пахотной земли. Монастырю давались также и царские жалованные грамоты, которыми за обителью закреплялись обширные пахотные угодья.

Что касается зданий монастыря, то они оставались деревянными. Сам монастырь именовался уездным, так как находился за чертой города, на берегу реки.

Монастырь постепенно клонился к упадку. Причиной была секуляризация монастырских земель, проведенная императрицей Екатериной II. Монастырь был оставлен за штатом, на своем содержании и, не имея средств к существованию, в конце XVIII в. упразднен, причем Преображенская церковь была обращена в приходскую.

В начале XIX в. по ходатайству духовного начальства Рославльский монастырь снова был восстановлен. В это время самые здания монастыря и церковь находились в печальном положении. В особенности деревянная церковь, просуществовавшая уже более 150 лет, пришла в совершенную ветхость. Граждане города выказывали желание воздвигнуть в монастыре каменный храм. В 1811 г. строитель иеромонах Порфирий и ктитор Иосиф Чепелкин приступили к построению храма. Но опустошительная для Смоленской губернии война 1812 г. с Наполеоном воспрепятствовала Рославльскому монастырю продолжать начатую постройку храма. Спустя только 7 лет после этой войны постройка каменного храма в Рославльском монастыре была окончена. Весь храм был построен из кирпича, а крыша его покрыта гонтом.

Освящение храма состоялось в 1819 г. Этот храм существует в монастыре и до настоящего времени.

С построением нового храма для монастыря предстояла еще забота и относительно благоустройства прочих монастырских зданий, которые находились в крайне ветхом виде. Благоприятным случаем для этого послужило проведение через Рославль с 1843 г. шоссейной дороги из Москвы в Варшаву, когда вообще материальное благосостояние города весьма улучшилось.

После празднования 1000-летия Крещения Руси наметился сдвиг в лучшую сторону в отношениях между Церковью и государством. Начался период церковного возрождения. В Рославле возрождение духовных традиций и духовной жизни началось с возобновления богослужений в храме Рождества Богородицы и передачи бывших монастырских зданий на баланс Спасо-Преображенского прихода. До 1995 г. верующим были возвращены почти все здания, находящиеся на территории, прилегающей к храму. Для возрождения монашеской жизни в бывшем монастыре сложились наиболее благоприятные условия.

 28 декабря 1996 г. под председательством Патриарха Алексия II проходило заседание Священного Синода Русской Православной церкви. Святейший Патриарх и Синод утвердили ходатайство митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о преобразовании прихода в городе Рославле в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Настоятелем обители стал иеромонах Сергий (Зятьков).

Стараниями настоятеля иеромонаха Сергия монастырские постройки, доведенные до аварийного состояния их прежними владельцами, стали восстанавливаться, приобретать свою былую красоту и использоваться по назначению. В 1997 г. иеромонах Сергий был возведен в сан игумена.

Настоятель монастыря игумен Сергий (Зятьков).

Архимандрит Рафаил (Баутин)

Архимандрит Рафаил (Баутин Илья Иванович) родился в 1869 г. в деревне Антипино Дунаевской волости Вельского уезда Смоленской губернии. Происходил из семьи безземельного крестьянина. Образование получил в сельской школе. В 1901 г. был отдан в солдаты, а в 1903 г. по болезни уволен из армии.

Несколько лет жил в различных монастырях. Принял монашеский постриг, рукоположен в священный сан. Затем отец Рафаил был командирован на корабль священником, где служил до 1911 г. Участвовал в обороне Порт-Артура, имел много военных и духовных наград. По увольнении из армии жил в Успенском Желтиковом монастыре Тверской епархии, где был благочинным.

В 1913 г., после смерти настоятеля Рославльского монастыря Герасима, иеромонах Рафаил был назначен настоятелем монастыря.

Время его настоятельства совпало с одним из самых сложных периодов в истории России. Он руководил всей многотрудной и многоплановой деятельностью монастыря вплоть до его закрытия и проявил себя рассудительным и благочестивым настоятелем.

Из уголовных дел, заведенных на архимандрита органами ОГПУ, можно заключить одно - отец Рафаил оставался верным Церкви, был готов пойти на смерть во имя ее.

С приходом большевиков к власти в стране началась междоусобная война. Архимандрит Рафаил, как бывший солдат, как священник, долгие годы отдавший службе в армии, передал в декабре 1918 г. от имени монастыря на нужды армии 532 рубля 32 копейки. Видимо, он понимал нужду простого солдата и стремился помочь.

В годы Гражданской войны в среде духовенства произошло расслоение, появились модернистские группировки, призывающие к революционному обновлению Церкви. В такой обстановке петроградскими священниками и была осуществлена раскольническая авантюра. Они путем обмана захватили церковную власть и образовали канонически незаконное Высшее Церковное Управление (ВЦУ), отстранив от управления Патриарха Тихона.

Из документов видно резко отрицательное отношение архимандрита Рафаила к ВЦУ и его беспрекословное подчинение Патриарху Тихону.

В сентябре 1922 г. Смоленское ВЦУ отстранило отца Рафаила от управления монастырем и определило ему местом жительства город Холмогоры Архангельской губернии.

24 сентября состоялось заседание верующих и братии монастыря, на котором было принято: ВЦУ не признавать, а подчиняться Патриарху и епископу Рославльскому Вениамину (Глебову). Монашествующие, верующий народ города Рославля не дрогнули под натиском церковных авантюристов. В храмах, сохранивших верность Патриарху, за богослужениями продолжали возносить имя епископа Вениамина.

Рославльские обновленцы не могли не отомстить архимандриту Рафаилу. За ним началась слежка. Обновленцы собственными силами не могли расправиться с неугодным им человеком. С помощью ГПУ это можно было легко сделать. И полетели доносы на стол Смоленского Политического Управления.

В 20-х числах февраля 1923 г. в квартире архимандрита Рафаила ГПУ провело обыск. 27 февраля Смолгуботдел вынес распоряжение о задержании отца Рафаила. 8 марта архимандрит был арестован без предъявления каких-либо обвинений.

Постановлением от 10 марта 1923 г. Смолгуботдел ГПУ принял решение выслать Баутина Рафаила Ивановича из пределов Западного края в места, отдаленные к Сибири или на север России. 4 июня заключенный Баутин этапным порядком, под особым бдительным надзором направлен в Москву для вынесения приговора. 8 августа состоялся суд, вынесен приговор - дело относительно Баутина Рафаила Ивановича прекратить и освободить его из-под стражи.

В конце августа отец Рафаил возвратился в Рославль и начал большую работу по восстановлению мира в приходах, порушенных беспорядками. Он требовал поминовения Патриарха Тихона во всех храмах города и уезда. Постепенно верующие перестали посещать обновленческие храмы, монастырь стал оплотом Православия в Рославле.

Подобные действия не могли не раздражать живоцерковников. В органы власти один за другим летели доносы. Архимандрит Рафаил не мог не замечать слежки за ним. Он прекрасно понимал, что подобной деятельности, направленной на восстановление единой Церкви, так не оставят. И он не ошибся.

26 сентября в монастырь прибыл помощник уполномоченного ГПУ В. Норко. Его появление настоятель обители принял как должное. Еще до предъявления ордера отец Рафаил, не выказывая ни страха, ни удивления, довольно бодро сказал: «Это, очевидно, опять из ГПУ за мной». По предъявлении ордера он также без смущения стал говорить: «Я этого и ожидал, так как живоцерковники Ширяев и Красницкий определенно стараются меня изжить и поэтому они везде и всюду стараются идти против меня, а также и против Православной Церкви. Но я, пусть хоть сейчас меня повесят на горькой осине, все-таки идти по стопам живой церкви не соглашусь и никогда не пойду к ним, искажающим чувства и действительность веры Православной Церкви идеей живоцерковничества». Прощаясь с присутствующими в квартире, архимандрит сказал: «Да, я иду опять страдать, но надо помнить, что подобными страданиями и создана Православная Церковь». Это были последние слова настоятеля монастыря своей братии. После его ареста монастырь вскоре закрыли, и снова уже бывший настоятель Рафаил появился в городе в середине 1940-х гг. После ареста архимандрита Рафаила подверглись репрессиям и его верная Богу братия.

С конца 1923 г. по 1930 г. архимандрит Рафаил находился в ссылке, а с 1930 г. отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. В 1943 г. он вернулся в Рославль. Жил в Александровской церкви.

До конца жизни отец Рафаил сохранил военную выправку. По свидетельствам знавших его, ходил постоянно в рясе, с крестом на груди, четким, ровным шагом. Поражал и сам вид его - седовласый, высокий старец с развевающейся от быстрого шага седой бородой. В общении с окружающими был тактичен и держался интеллигентно.

26 февраля 1947 г. на 77-м году жизни архимандрит Рафаил умер. Он был похоронен за алтарем Вознесенского кладбищенского храма. Даже мертвому ему не разрешили вернуться в горячо любимую им Преображенскую обитель, упокоиться рядом со всеми прежними настоятелями.

                 

Братия Спасо-Преображенского мужского монастыря

СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ

В Рославльском Спасо-Преображенском мужском монастыре хранятся один из списков с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и икона святой великомученицы Варвары. Эти образа издавна почитаются братией монастыря и богомольцами.

Начало почитания чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в монастыре объясняется следующими данными. 7 января 1876 г. настоятель монастыря игумен Назарий на имя епископа Смоленского Иосифа предоставил данные о количестве братии, отчет о хозяйственной деятельности вверенной ему обители. Между прочим, он замечал о Тихвинской иконе:

«В монастыре имеется чудотворная икона Тихвинской Богоматери. Она, по преданию, принесена... неизвестным юродивым Христа ради и оставлена в обители.

После выздоровления больной гражданки Рославля на сию икону была изготовлена серебряная вызолоченная риза в 5 фунтов весу».

Но из этих данных нельзя узнать о точном времени появления иконы в монастыре. Необходимо отметить, что исследователи истории монастыря не упоминают ни о времени появления чудотворного списка в обители, ни тем более о                 Тихвинская икона Божией Матери.                                                                   

сопутствовавших этому появлению чудесах. Таким образом, упоминание об иконе в донесении епископу Иосифу является единственным письменным свидетельством о появлении иконы в монастыре.

Можно предположить, что икона эта появилась в монастыре в первой половине XIX в. В описи монастырского имущества, направленной в Синод 30 октября 1861 г., говорится об иконе, уже установленной в храме и украшенной серебряной ризой. Приводится и описание внешнего вида этой святыни монастыря.

 «По правую сторону дверей, разделяющих два придела и ведущих из трапезной церкви в настоящую, устроена при стене резная позлащенная с резными украшениями сень, увенчанная таковою же короною и опирающаяся на две витые позлащенные колонны с капителями коринфского ордера. Под этой сенью в позлащенном киоте икона Богоматери Тихвинская с изображением вокруг Ее чудес, написанная на клеенке в серебряной позлащенной ризе, с двумя таковыми же венцами, в коих весу 9 фунтов. Сверх сего на венце Божьей Матери имеется круглая звезда, составленная из крупных стразов; на груди ее три мелких бриллиантовых камня, на правом плече звезда, круг коей из мелких стразов, а середина из 7-ми хрустальных камешков в виде изумруда, на руке ее круглогранёный хрустальный камень, также в виде изумруда, обложенный вокруг мелкими стразами. В венце Спасителя над ликом круглый светло-синий камень в виде сапфира, а по сторонам мелкие гранаты, на плече стразовая звезда с топазом».

Кондак 1

збранной Воеводе, Владычице нашей Богородице благодарственная пения восписуем о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающий присно избавляются от враг видимых и невидимых. Ты же, Госпоже неба и земли, яко милосердная Мати, приими ныне малое сие моление наше и неотступну никогдаже сотвори милость Твою от нас и заступление, охраняющи от всех бед и напастей нас, зовущих Ти: Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.

Монастырское начальство считало, что икона должна находиться на более видном месте, чем то, на котором она находилась. Тихвинскую икону перенесли на новое место. В 1897 г. она была помещена за правым клиросом главного придела.

В монастырской часовне помещалась другая икона Богородицы, также список с Тихвинского образа. Этот список считался чудотворным. Две вышеназванные иконы глубоко почитались гражданами города Рославля и богомольцами окрестных поселений.

После революции 1917г. для монастыря наступили трудные дни. Произошли изъятия ценностей, арест настоятеля. В 1929 г. в стенах монастырского собора размещался музей. Весь интерьер монастырских храмов был уничтожен. Старожилы рассказывали о том, что иконы выносились во двор монастыря и сжигались. В это время и исчезла икона Богоматери, принесенная юродивым. До нас дошла икона, находившаяся в монастырской привратной часовне. После открытия Преображенского храма в 1942 г. она была помещена во вновь устроенном киоте за правым клиросом.

В 2004 г. икона помещена в позолоченный киот с такой же сенью.

Не только в день памяти чудотворной иконы (9 июля) совершаются молитвы Богоматери. Ежедневно после утреннего монашеского правила перед чтимым образом Царицы Небесной совершается молебен и читается коленопреклонно Ей молитва. Граждане Рославля служат перед иконой молебны, молясь за своих родственников. Особенное моление совершается матерями о своих больных детях. И с верой просящие помощи незамедлительно её получают. Перед святым образом горит неугасимая лампада, символизирующая собой нашу пламенную веру в заступничество Богородицы о нас перед Богом.

Наряду с почитанием Тихвинской иконы Богоматери в Спасо-Преображенском монастыре почитается святая великомученица Варвара.

Как и Тихвинская икона Богородицы, икона святой Варвары принесена в Спасский монастырь Рославля уже названным выше юродивым. О чудесах, сопутствовавших появлению этой иконы, настоятель игумен Назарий в вышеуказанном отчете на имя епископа Иосифа не упоминает. Возможное время появления - первая половина XIX в.

До революции икона почиталась богомольцами и была украшена серебряным окладом.

«По левую сторону дверей, ведущих из трапезной церкви в настоящую, в позлащенном, с резными украшениями киоте - образ великомученицы Варвары, с изображением чудес ее, вся икона в серебряной позлащенной ризе, в коей весу 5 фунтов 12 золотников».

Позднее, возможно, вместе с Тихвинской иконой, икона святой Варвары была перенесена на новое место. В 1897 г. она была установлена

               Икона святой Варвары                           за левым клиросом.

После закрытия монастыря икона святой Варвары также исчезла. Но не забыта была традиция почитания святой. Во вновь открытом Преображенском соборе была помещена за левым клиросом икона, написанная на полотне, переданная впоследствии в один из храмов Рославльского благочиния, а на её место написана новая икона святой великомученицы. В 2004 г. икона святой великомученицы Варвары помещена в позолоченный резной киот с сенью.

Празднование в честь святой великомученицы Варвары совершается в монастыре ежегодно 17 декабря. Праздник этот является торжественным днем не только для монастыря, но и для всей Рославльской земли.

Кондак 2

идящи святая Варвара себе на высоком столпе от отца поставлену, помышляше себе манием Божиим к Небеси быти возводиму. Разумная убо восхождения в сердце своем положши, теми от тьмы к Свету и от прелестных идолов ко истинному Богу умне восхождаше, поюще Ему: Аллилуиа.

Не случайно появление иконы святой великомученицы Варвары в стенах Преображенской обители. Возле монастыря проходит Московско-Варшавское шоссе, открытое в 1850 г. Путешествующие по этой дороге люди имеют возможность зайти в храм и помолиться перед чтимым образом великомученицы, прося помощи в дороге и охраны от внезапной болезни и смерти в пути. И не иссякает поток людей, прибегающих к молитвенной помощи святой, и их чистые сердца наполняются духовной радостью.

Обращение братии монастыря с молитвами к Божьей Матери и святой великомученице Варваре способствует укреплению их духовных сил в несении нелегкого монашеского подвига в XXI в.

Спасо – Преображенский храм. Иконостас. На столпах – особо почитаемые иконы: Тихвинская икона Богоматери (справа) и святой великомученицы Варвары (слева).

МОНАСТЫРЬ И МИР

Со дня открытия монастыря при нем действует православная гимназия. Директором гимназии является настоятель монастыря. Значимость этого события Святейший Патриарх Кирилл, посещая рославльскую гимназию в годы управления Смоленской и Калининградской епархией, охарактеризовал так: «Освящение гимназии в Рославле – это не менее важно, чем освящение большого столичного храма. Здесь будет расти будущее России – те мальчики и девочки, которым предстоит продолжить дело по возрождению нашего великого государства». Это первая в России православная гимназия, расположенная в районном центре.

Учебный корпус № 1 некогда был общежитием Профессионального училища № 24

Наряду с обычными школьными науками в гимназии изучаются богословские, специальные и развивающие предметы. Однако гимназическая жизнь – не только учеба. Это также подготовка и проведение фестивалей, концертов, разнообразных конкурсов, благотворительных акций и других интересных и важных дел.

Гимназия видит свою главную задачу не только в качественном образовании и нахождении личностного подхода к каждому ученику, но и в православном воспитании.

Ученики 10 и 11 классов говорят о том, что их жизнь реально отличается от жизни обычных школьников. Это касается и внешнего вида – все ходят в форме (по их словам, это хорошо дисциплинирует), и внутреннего -  ребят с детства учат разбираться в том, что хорошо и что плохо, учат радоваться жизни, учат уметь многое делать своими руками и не бояться познавать окружающий мир.  

Изначально в корпусе №2

 располагалось духовное училище

В августе 2006 года гимназия отмечала свой первый юбилей. Святейший Патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, поделился с гостями праздника воспоминаниями о том, как тяжело было начинать, как приходилось пробиваться через непонимание, неверие и даже откровенное неприятие. Десять лет назад многим эта затея — создать в небольшом провинциальном городе православную гимназию, единственную в России православную гимназию, находящуюся в районном центре, — казалась авантюрой, и ей не раз предрекали развал, бесславный конец.

— Первые выпускники гимназии запомнятся мне на всю жизнь, — сказал митрополит Кирилл. — Сегодняшний выпуск — это действительно маленькое чудо, которое совершено силой Божией, силой молитвы и силами замечательных людей, которые трудятся здесь, на Рославльской земле. Сегодня еще и еще раз начинаешь понимать, какую огромную силу мы имеем, когда соединяем Небо и землю, молитву и труд, веру и надежду. Если бы мне, как правящему архиерею, предложили в том тяжелом для страны 1996 году создать гимназию в любом другом городе или даже поселке, я бы, не раздумывая, согласился. Но почему-то такая идея родилась только в Рославле, и только в Рославле нашлись люди, поверившие в свои силы и взявшиеся за это великое дело. Сегодняшний праздник меня убеждает в том, что не нужно ничего бояться, нужно идти вперед, уповая на волю Божию, и, конечно, понимать, что религиозное образование и вообще образование в нашей стране — это величайший приоритет. Этот праздник лично для меня — замечательный источник вдохновения, Это настоящий урок жизни, урок мужества и терпения, урок веры и надежды, урок того, что с Богом, укрепляя силы человеческие, мы можем решить все задачи, которые перед нами стоят...

Жизнь идет своим чередом, и подрастает очередное поколение гимназистов, которые активно участвуют   в   учебной, общественной и спортивной жизни города, района, области. Гимназия - постоянный участник ежегодного конкурса детского творчества «Душа по капле собирает свет», областного фестиваля музыки «Отечество мое православное», спортивных соревнований разного уровня, предметных олимпиад, историко-краеведческого марафона в честь Дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков и межъепархиальных православных молодежных съездов «Служение слова». Помимо этого, в самой гимназии проводятся многочисленные праздники и конкурсы, Рождественский и Пасхальный концерты, гимназическая спартакиада «России верные сыны», день открытых дверей под названием «Сретенские встречи», веселая ярмарка-распродажа домашней выпечки «Широкая масленица», все вырученные денежные средства от которой расходуются на приобретение учебников и методической литературы.

Скептики и недоброжелатели приходили и уходили, а гимназия жила и развивалась. Как справедливо заметил митрополит Кирилл, десятилетний юбилей Рославльской православной гимназии — это событие, без преувеличения, общероссийского масштаба, поскольку то, что подобное учебное заведение выжило и прочно встало на ноги, свидетельствует о многом: и о необратимости духовно-нравственного становления нашего народа, и о возрождении в стране меценатства, и о многих других положительных сдвигах в России, в жизни ее больших и малых городов, в жизни всего российского народа.

     

Здание Православной гимназии №2,

Паломничество

Древняя рославльская земля — овеяна она многими старинными преданиями. Святая рославльская земля — освящена она белокаменными храмами, осенена чудотворными иконами и омыта водой святых источников. Многострадальная рославльская земля — утратила она народные традиции, стерто с ее лица жемчужное ожерелье храмов, сожжены охранители — иконы, и помутились светлые ее очи — ключевые источники. Нам, детям этой земли, предстоит возродить былую святость своей родины, порушенной в годы разорения. А иначе как мы будем называться рославльчанами, да и россиянами?

Последнее время все чаще и чаще мы стали обращаться к своим духовным корням, изучать прошлое своей малой родины. Краеведение всегда рассматривалось важнейшим компонентом исторической науки, но, обращаясь к истории своего края, мы порой ограничивались изучением географии, этнографии, родословных семей, фольклора и т. д. Но о религии, к сожалению, долгое время предпочитали не говорить. Теперь же, в связи с процессом переосмысления духовных ценностей, мы, россияне, можем и обязаны знать историю религии, в первую очередь — Православия.

Сегодня необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, возрождение Церкви, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному прошлому Рославля, имеющего свой неповторимый облик и внесшего значительный вклад в историю Смоленской области, в историю Русской Православной Церкви.

В колледже  уже стали традиционными паломнические экскурсии по святым местам города. Для многих студентов это становится первым открытием церкви для себя. Вот как они сами говорят об этом в своих сочинениях: «Мне казалось, что я знаю свой город, но, увы. Я открыл для себя много нового. Я знал, что у нас есть мужской монастырь, но я там не был, мне казалось, что это неинтересно.» (Латышев Павел)  или   «Раньше я была внутри храма, но никогда не обращала внимания на его архитектуру и красоту.» (Василенко Любовь)

Очень познавательными, наполненными каким – то особенным душевным теплом становятся для наших студентов беседы с монахами монастыря. Детей поражает не только сам рассказ о монастыре, его истории, обычаях, но и то, как говорят с ними, с каким уважением и пониманием относятся к ним эти, казалось бы, совсем незнакомые люди.

По - разному воспринимают студенты услышанное и  увиденное. Кто-то видит для себя  какую – то подсказку, руководство к действию, например: «В храме много икон, и у каждой своя история, например, я запомнила, что, чтобы удачно выйти замуж, нужно ставить свечи и молиться у иконы Святой Варвары.» (Калошина Лиана), а кто- то действительно прочувствовал, поверил в то, что ему необходимо приобщиться к церкви, укрепиться в своей вере: «После экскурсии я опять вернулся в монастырь, поставил свечи, отстоял вечернюю службу, понаблюдал за прихожанами. Рассматривая иконы, я и не заметил, как пролетело время. Из храма я вышел в хорошем настроении.» (Зорин Петр).

Поражает то, с каким интересом слушают дети служителей церкви, задают вопросы, подчас совсем недетские, ведь не секрет, что многие из них уже успели пройти суровую “школу жизни”.

Монастырь на Руси всегда был центром молитвенной, богослужебной жизни. Был он и центром культуры и просвещения. Всякий, посещавший монастыри, находил в них отрадное отдохновение для своей души, обуреваемой житейскими проблемами, и после долго хранил в сердце память о времени, проведенном в стенах монастырских.

Приятно видеть, что и студенты нашего колледжа выходят из Спасо-Преображенского мужского монастыря одухотворенными, с просветленными лицами. Становится понятно, что посещение монастыря затрагивает самые сокровенные струны души, что – то меняет в мировоззрении подростков, возможно, помогает им разобраться в своих личных переживаниях и вопросах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...