Технологическая карта МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. 3 курс
план-конспект урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Дисциплина | МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом | курс | 3 |
Тема урока 1.2. | Традиционные художественные промыслы России (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка, Матрешка) |
Цель: Приобщать к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой и народным музыкальным инструментам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 49.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(разработка Шериной Н. В.)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Дисциплина | МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом | курс | 3 |
Тема урока 1.2. | Традиционные художественные промыслы России (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка, Матрешка) |
Цель: Приобщать к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой и народным музыкальным инструментам.
Задачи:
Образовательная: углублять эстетическое познание с художественными промыслами России: игрушкой – дымковской, каргопольской, филимоновской, матрёшкой. Научить различать различные виды игрушек ДПИ, учитывая их художественные характеристики. Углублять познания о мире народных музыкальных инструментов.
Развивающая: развивать художественный вкус, творческое воображение и познавательную активность на уроке. Формировать интерес и желание к народным традициям, к культуре своего народа.
Воспитывающая: воспитывать эмоционально - чувственную основу восприятия образа игрушки, воспитывать чувство прекрасного через образы игрушек.
Тип урока: интегрированный урок изобразительного искусства и музыки.
Используемые методы:
Частично - поисковый, практический; метод активного обучения (игры); словесный (беседа, объяснение).
Оборудование урока: доска, ПК, проектор, мольберт.
Зрительный ряд: наглядный материал (презентация со слайдами фотографий русской народной игрушки, музыкальных инструментов), репродукции, раздаточный материал: карточки. На столах - игрушки из разных материалов, изготовленные народными мастерами различных регионов нашей страны.
Литературный ряд: 1. «Игрушки. Русская народная игрушка». http://logopeddoma.ru/news/tema_igrushki_russkaja_narodnaja_igrushka_podgotovitelnaja_gruppa/2013-10-10-440
2. «Народная игрушка в жизни…». Кладовая развлечений. http://kladraz.ru/blogs/olga-vitalevna-shkodina/konsultacija-dlja-roditelei-narodnaja-igrushka-v-zhizni-doshkolnika.html
3. «Народная игрушка. Мир игрушек. 4 класс». Разработка проекта. https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka-proekta-na-temu-narodnaya-igrushka-mir-igrushki-klass-64106.html
Музыкальный ряд: записи народной музыки, звучание отдельных народных инструментов.
Формируемые УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
|
|
|
|
Карточка 1.
Матрёшке - нашей любимой игрушке, немногим более ста лет. Родилась она благодаря фантазии известного русского художника Сергея Малютина. С тех самых пор покорила она весь мир!
Вся Россия деревянных матрёнушек с душой и любовью в свет выпускает!
Родиной русской матрёшки считается подмосковный Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в царской России. Известны матрёшки г. Семёнова, знамениты вятские матрёшки, их сёстры из села Полхов Майдан,
г. Новокузнецка, из Башкирии.
В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту.
Роспись семёновской матрёшки основана на стилизации растительных элементов и фантастических мотивов флоры. Жёлтым цветом заполняет поле платка, а красным – сарафан. Далее наносит на светлый фартук основной цветок букета, затем прорисовывается весь букет, состоящий из одного или нескольких крупных и мелких цветков, бутонов и листьев.
В орнаментальной оформление одного промысла росписи от другого матрёшки отличаются только построением растительной композиции.
Узор на фартуке может быть построен на основе симметрии или асимметричностью рисунка.
Классическая цветовая композиция куколки-матрёшки - красный цвет, который присутствует на лице в алых щёках и губах и пышным цветом цветет на фартуке; дополняют орнамент красно-синие бутоны и зелёные листья.
Каждое поколение мастеров вносило в образ матрёшки что-то своё, словно отражая в куколке вкусы и дух своего времени.
Карточка 2.
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад.
Форма игрушки монолитная и монументальная, всегда расширяется к низу. Закруглённые формы, много мелкой пластики – лепных деталей.
Образ дымковской игрушки – это женский: барышни, кормилицы, модницы, водоноски; мужской образ – кавалеры; животные – баран, медведь, олень, козёл; домашние птицы – петухи, индюк, утки.
Композиции из нескольких фигурок, среди которых люди и животные изображают русский быт городов и деревень.
При росписи игрушек использовали цвета: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.
Геометрический орнамент игрушки: круги, полоски, кольца, зигзаги, волнистые линии.
Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли. Красный — красоты, здоровья, огня. Белый — доброты, правды, честности. Чёрный — горя, зла. Голубой — цвет неба.
Карточка 3.
История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю гончарного промысла Архангельской области, в которой гончары Каргопольского уезда из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы.
Форма глиняной игрушки обобщённая, упрощённая и примитивная в лепке. Все фигурки крепко сбитые, коренастые. Отличительная особенность от других игрушек – добрый, мягкий народный юмор. Улыбающиеся медведи, у мужиков бороды клином. Руки у игрушек выполнены схематично. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека.
Элементы орнамента – упрощённый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи, круги с пятнами другого цвета или крестами внутри. Символичной была каждая деталь. Эта древняя символика узора, связанная с культом плодородия.
В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета, розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков.
Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём – одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.
Карточка 4.
Филимоновская игрушка.
Игрушка появилась 700 лет назад в деревне Филимоново под Тулой. Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности.
Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу», продолжение рода всего живого. Медведь – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.
Все игрушки можно разделить на несколько групп: люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусём; животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса; птицы – петух, наседка, павлин, утка; многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель.
Почти все филимоновские игрушки – свистульки.
Фигурки игрушек утончаются и вытягиваются, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму: упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими головками. Одно животное от другого позволяют отличить только форма головы, рога, уши. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов. У людей и части животных, как правило, стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным – рот.
Основные узоры – линии, кружки, полосы. Знаки солнца – изображаются кружками с лучами. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
НАЗВАНИЕ ИГРУШЕК. ОБРАЗЫ. | МАТЕРИАЛ ИГРУШКИ. | ОРНАМЕНТ. УЗОРЫ. | ОКРАС. ЦВЕТ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения МДК.01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности ПМ.01.«Преподавание по программам начального общего образования» и МДК.01.06...
Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр
Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...
Каталог ссылок по МДК 03.05 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения для 4 курса, специальность- Специальное дошкольное образование
В данном документе размещен электронный каталог ссылок для студентов...
Учебное пособие по МДК 01.06 «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
В учебном пособии раскрывается значение уроков технологии и изобразительного искусства в современной системе общего образования, освещаются научные подходы к содержанию и методике преподавания данной ...
Технологическая карта по предмету "Теория и методика обучения иностранному языку" для студентов 4 курса 8 семестр
Материал представляет собой технологическую карту по предмету "Теория и методика обучению иностранному языку" для студентов 4 курса (8 семестр) при изучении предмета 2 часа в неделю.В технол...
Тесты МДК01. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом».
Материалы для организации текущего контроля....
Тесты МДК01. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»
Материалы для организации текущего контроля....