Технологическая карта МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. 3 курс
план-конспект урока

Шерина Наталья Валерьевна

 

             

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Дисциплина

МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

курс

3

Тема урока 1.2.

Традиционные  художественные  промыслы  России  (Дымковская, Каргопольская,

Филимоновская игрушка, Матрешка)

 

Цель: Приобщать  к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой и народным музыкальным инструментам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта49.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

                (разработка Шериной Н. В.)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Дисциплина

МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

курс

3

Тема урока 1.2.

Традиционные  художественные  промыслы  России  (Дымковская, Каргопольская,

Филимоновская игрушка, Матрешка)

Цель: Приобщать  к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой и народным музыкальным инструментам.

Задачи: 

Образовательная:  углублять эстетическое познание  с художественными промыслами России:  игрушкой – дымковской, каргопольской,  филимоновской,  матрёшкой.  Научить различать  различные виды игрушек ДПИ, учитывая их художественные характеристики. Углублять познания о мире народных музыкальных инструментов.
Развивающая: развивать  художественный  вкус,  творческое  воображение   и познавательную активность на уроке. Формировать интерес и желание к народным традициям, к культуре своего народа.

Воспитывающая: воспитывать эмоционально - чувственную основу восприятия образа игрушки,  воспитывать чувство прекрасного через образы игрушек.

Тип урока: интегрированный урок изобразительного искусства и музыки.

Используемые методы:

Частично - поисковый, практический;  метод активного обучения (игры); словесный (беседа, объяснение).

Оборудование урока:  доска, ПК, проектор, мольберт.

Зрительный ряд: наглядный материал (презентация со слайдами  фотографий  русской народной игрушки, музыкальных инструментов), репродукции, раздаточный материал: карточки. На столах - игрушки из разных материалов, изготовленные народными мастерами различных регионов нашей страны.

Литературный ряд: 1. «Игрушки. Русская народная игрушка». http://logopeddoma.ru/news/tema_igrushki_russkaja_narodnaja_igrushka_podgotovitelnaja_gruppa/2013-10-10-440

2. «Народная игрушка в жизни…». Кладовая развлечений.  http://kladraz.ru/blogs/olga-vitalevna-shkodina/konsultacija-dlja-roditelei-narodnaja-igrushka-v-zhizni-doshkolnika.html

3. «Народная игрушка. Мир игрушек. 4 класс». Разработка проекта.  https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka-proekta-na-temu-narodnaya-igrushka-mir-igrushki-klass-64106.html

Музыкальный ряд: записи народной музыки, звучание отдельных народных инструментов.

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; результатом
  • оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и учащимися  давать оценку своей деятельности на уроке.
  • составляют речевые высказывания по алгоритму;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить сравнение, по заданным критериям,  устанавливать аналогию;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.
  • слушать и понимать речь других;
  • излагают своё мнение в диалоге;
  •  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

 

Организационный момент (1 минуты).

Подготовка оборудования и материалов к уроку (на перемене).

Приветствие!

Деление группы на 4 команды за отдельными столами (расстановка парт на перемене).  

ЭТАП 1.  МОТИВАЦИЯ  (3 минуты).       

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Презентация  (2 слайд с музыкальным инструментом - Гусли). 

(Открывается на доске)   Слово:  ЯРМАРКА.

Здравствуйте,  дорогие  мои!

Подходите! Подходите!

На товары посмотрите!

Привезли издалека

Мы не ситца, не шелка,

И не кольца, не ватрушки,

А весёлые игрушки. 

Догадались?  Чему будет посвящена тема урока? 

А чтобы точнее дать название нашей теме урока.

Необходимо принять участие в игре.  

Слушают, осмысливают цель урока.  

Открывают платки. (На столе у команд игрушки из разных материалов (или рисунки, репродукции).

Отвечают на поставленные вопросы.

ЭТАП 2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ и ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (7 минут).

Построение проекта выхода из затруднения  нового знания (цель и тема, способ, план, средство).

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Какая же ярмарка и без развлечений!

Игра называется «Собери картинку». 

Правильно собрать пазлы в одну картинку (1 минута).

Придумайте название темы урока!

Тема  урока: «Путешествие с игрушкой. Народные художественные промыслы России».

Вопрос.  А какую игрушку каждая из  команд собрала?

Знаете ли вы её название? (Каргопольская, дымковская, филимоновская, матрёшка.)  

И если вы догадались, то на столе есть игрушки, которые никакого отношение к данному виду промысла не относится!  Вот вы и стали участниками нашей чудесной  ЯРМАРКИ.  

У каждого своя, как мы сейчас называем, «Реклама».

Задание 1. Выбери, какая игрушка здесь лишняя и объясните почему?

Мудрой была древняя народная педагогика.  

В песнях, сказках, игрушках давалось ребенку понятие об окружающем его мире, о добре и зле, о счастье и красоте.

И мы сегодня на нашей ярмарке не обойдёмся без песен и сказок.  

Команды собирают репродукцию из пазлов.

1 команда – дымковская игрушка.

 2 команда – филимоновская игрушка.

3 команда – каргопольская игрушка.

4 команда – матрёшка.

Отвечают на вопрос.

(Возле команд стоят мольберты). Каждая команда крепит к нему название своего промысла.

Под руководством педагога учащиеся сравнивают  игрушки, анализируют и делают вывод.

ЭТАП 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  (12  минут).

Постановка учебной проблемы.

Реализация на практике индивидуальных целевых задач (учебно-познавательных, учебно-практических).

А хорошо ли вы знаете свои игрушки?

Задание 2 .  Просмотреть презентацию и заполнить таблицу словами или  рисунками (раздаточный материал для каждой команды).

Презентация (слайды 3- 19).

Название игрушек. Образы.

Материал игрушки.

Орнамент. Узоры.

Окрас. Цвет.

 Дополнительные вопросы: 1. Какой  народный  музыкальный инструмент сопровождает изображение игрушки на слайде?

(Правильные ответы  на  слайдах: 6, 9,12, 14,16, 18, 19). (За правильные ответы (слайдов в презентации:  3,4, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17) учитель  крепит на мольберт каждой команде  карточку с изображением «Пряника» или «Леденца»).  Получите сладенький подарочек!

(Название  народных музыкальных инструментов вывешиваются на доску. ГУСЛИ,  РОЖОК,  ЖАЛЕЙКА, СВИРЕЛЬ,  ЛОЖКИ,  БАЛАЛАЙКА,  БАЯН).

2.  Какая   связь между  народным промыслом  и музыкальным народным инструментом?

Задание 3. Собрать на мольберте  таблицу.

Продумать план ответа. Защита  работы.

С помощью алгоритма решают поставленную задачу. Слушают, смотрят презентацию, заполняют таблицу.  Сравнивают рисунки, обсуждают и анализируют.

Анализ  слайдов  с музыкальными народными инструментами.

Слайды:  3,4, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 17).

Составляют небольшой устный рассказ.

Этап 4. РЕЗУЛЬТАТ.  КОРРЕКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   (15  минут).

Обоснование и представление результата индивидуальной практической деятельности (защита проекта,  представление группового или индивидуального решения проблемы).

Народная мудрость гласит!

«Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего».

Так  обратимся же к истории. К  нашим  народным художественным промыслам  России.  

Загадка

Ну-ка, ключ волшебный мой,

 Сундучок скорей открой!

Раз, два, три! Отопри!

В сундучке моем подружки,

Все похожи друг на дружку:

В сарафанчиках цветных

Да в платочках расписных,

Под платочком прячут косы,

Сами разные по росту.

Помогите же отгадать, как сестричек мне назвать? Матрёшки.

Задание 4.  Работа по карточкам.  

  1. Матрёшке - нашей любимой игрушке, немногим более ста лет. Родилась она благодаря фантазии известного русского художника Сергея Малютина. С тех самых пор покорила она весь мир!  Вся Россия  деревянных  матрёнушек  с душой и любовью в свет выпускает!

Родиной русской матрёшки считается подмосковный Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в царской России. Известны матрёшки г. Семёнова, знамениты вятские матрёшки, их сёстры из села Полхов Майдан, г. Новокузнецка, из Башкирии. В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту. Роспись семёновской матрёшки основана на стилизации растительных элементов и фантастических мотивов флоры. Жёлтым цветом заполняет поле платка, а красным – сарафан. Далее наносит на светлый фартук основной цветок букета, затем прорисовывается весь букет, состоящий из одного или нескольких крупных и мелких цветков, бутонов и листьев.

В орнаментальной оформление одного промысла росписи от другого матрёшки отличаются только построением растительной композиции.  Узор на фартуке может быть построен на основе симметрии или асимметричностью рисунка.  Классическая цветовая композиция куколки-матрёшки - красный цвет, который присутствует на лице в алых щёках и губах и пышным цветом цветет на фартуке; дополняют орнамент красно-синие бутоны и зелёные листья. Каждое поколение мастеров вносило в образ матрёшки что-то своё, словно отражая в куколке вкусы и дух своего времени.

  1. Дымковская игрушка.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад. Форма игрушки монолитная и монументальная, всегда расширяется к низу. Закруглённые  формы, много мелкой пластики – лепных деталей.  Образ дымковской игрушки – это  женский: барышни, кормилицы, модницы, водоноски; мужской образ – кавалеры; животные – баран, медведь, олень, козёл; домашние птицы – петухи, индюк, утки. Композиции из нескольких фигурок, среди которых люди и животные изображают русский быт городов и деревень.  При росписи игрушек использовали цвета: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный. Геометрический орнамент игрушки: круги, полоски, кольца, зигзаги, волнистые линии. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.

  1. Каргопольская игрушка.

История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю гончарного промысла Архангельской области, в которой гончары Каргопольского уезда  из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы. Форма глиняной игрушки обобщённая, упрощённая и примитивная в лепке. Все фигурки крепко сбитые, коренастые. Отличительная особенность от других игрушек – добрый, мягкий народный юмор. Улыбающиеся медведи, у мужиков бороды клином. Руки у игрушек  выполнены схематично. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека. Элементы орнамента – упрощённый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи, круги с пятнами другого цвета или крестами внутри. Символичной была каждая деталь.  Эта древняя символикаузора, связанная с культом плодородия. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета, розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём  –  одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.  

4) Филимоновская игрушка.

Игрушка появилась 700 лет назад в деревне Филимоново под Тулой. Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу», продолжение рода всего живого. Медведь – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.
Все игрушки можно разделить на несколько групп: люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусём; животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса; птицы – петух, наседка, павлин, утка;  многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель. 
Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки. Фигурки  игрушек утончаются и вытягиваются, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную  форму: упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими головками. Одно животное от другого позволяют отличить только форма головы, рога, уши. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет.  Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже  синих и фиолетовых цветов. У людей и части животных, как правило, стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным – рот. Основные узоры – линии, кружки, полосы.
Знаки солнца – изображаются кружками с лучами. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
(За правильные ответы в таблицах, команды получают «бонусы» - карточки).

Дополнительный вопрос:  2.  Какая   связь между  народным промыслом  и музыкальным народным инструментом?

Ответ: Реализовать связь музыки и ИЗО сможем на 2 уроке, где  декоративная роспись   украсит  узором  шаблон балалайки. Эту связь, украшения узорами, мы можем наблюдать не только на музыкальных инструментах, а и на различных бытовых предметах, даже на транспорте, что является на сегодняшний день дизайнерским брендом любого изделия. Тем самым,  делая нашу жизнь ярче!

Подводим итоги. Результаты команд. Количество набранных баллов. Победители двух первых команд получают оценку «5», остальные – «4».

Команды – соперники, зачитывают с карточек информацию о промыслах.  

А  другие команды, анализируют  и  проверяют свои ответы в таблицах.

Дают ответ на поставленный вопрос.

Этап 5 РЕФЛЕКСИЯ  (7  минут).

Согласование индивидуальной цели и достигнутого результата

Вопросы:   1. Какую задачу  мы поставили на нашем уроке? Мы справились с ней?

  1. Какие трудности вы испытывали на уроке?

А  в заключении,  наша   ЯРМАРКА  закрывается!  

Прошу   ваше внимание на слайд (20). Презентация.   

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Учащиеся анализируют, контролируют и оценивают свою работу и общий результат, обсуждают итоговую работу.

Рефлексия  свои действия. 

Карточка 1.

Матрёшке - нашей любимой игрушке, немногим более ста лет. Родилась она благодаря фантазии известного русского художника Сергея Малютина. С тех самых пор покорила она весь мир!  

Вся Россия   деревянных  матрёнушек  с душой и любовью в свет выпускает!

Родиной русской матрёшки считается подмосковный Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в царской России. Известны матрёшки г. Семёнова, знамениты вятские матрёшки, их сёстры из села Полхов Майдан,

г. Новокузнецка, из Башкирии.

В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту.

Роспись семёновской матрёшки основана на стилизации растительных элементов и фантастических мотивов флоры. Жёлтым цветом заполняет поле платка, а красным – сарафан.  Далее наносит на светлый фартук основной цветок букета, затем прорисовывается весь букет, состоящий из одного или нескольких крупных и мелких цветков, бутонов и листьев.

В орнаментальной оформление одного промысла росписи от другого матрёшки отличаются только построением растительной композиции.  

Узор на фартуке может быть построен на основе симметрии или асимметричностью рисунка.  

Классическая цветовая композиция куколки-матрёшки  -  красный цвет, который присутствует на лице в алых щёках и губах и пышным цветом цветет на фартуке; дополняют орнамент красно-синие бутоны и зелёные листья.

Каждое поколение мастеров вносило в образ матрёшки что-то своё, словно отражая в куколке вкусы и дух своего времени.

Карточка 2.

Дымковская игрушка  является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад.

Форма игрушки монолитная и монументальная, всегда расширяется к низу. Закруглённые  формы, много мелкой пластики – лепных деталей.  

Образ дымковской игрушки – это  женский: барышни, кормилицы, модницы, водоноски;  мужской образ – кавалеры;  животные  – баран, медведь, олень, козёл;   домашние птицы – петухи, индюк, утки.

Композиции из нескольких фигурок, среди которых люди и животные изображают русский быт городов и деревень.  

При росписи игрушек использовали цвета: синий,  зеленый, красный, малиновый, оранжевый,  голубой,  изумрудный, коричневый, черный.

Геометрический орнамент игрушки: круги, полоски, кольца, зигзаги, волнистые линии.

Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли.  Красный — красоты,  здоровья, огня.  Белый — доброты, правды, честности.   Чёрный —  горя,  зла.  Голубой — цвет неба.

Карточка 3.

История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю гончарного промысла  Архангельской области, в которой  гончары  Каргопольского  уезда  из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. В круге сюжетов  каргопольской  игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы.

Форма глиняной игрушки обобщённая, упрощённая и примитивная в лепке. Все фигурки крепко сбитые, коренастые. Отличительная особенность от других игрушек – добрый, мягкий народный юмор. Улыбающиеся медведи, у мужиков бороды клином. Руки у игрушек  выполнены схематично. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека.

Элементы орнамента – упрощённый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи, круги с пятнами другого цвета или крестами внутри. Символичной была каждая деталь.  Эта древняя символика узора, связанная с культом плодородия.

В цветовой  гамме глиняной игрушки  Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета, розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков.

Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём  –  одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.  

Карточка 4.

Филимоновская игрушка.

Игрушка появилась 700 лет назад в деревне Филимоново под Тулой. Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу», продолжение рода всего живого.  Медведь – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.  Олень – изображал  удачный  брак,  тепло  и  плодородие.  Конь – это время, свет, богатырская сила.  Птицы – знак  воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.  Корова  символизировала  бодрую  силу, плодородие и могущество.
Все игрушки можно разделить на несколько групп:  люди –  солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусём;  животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса;  птицы – петух, наседка, павлин, утка;  многофигурные  композиции – чаепитие, тройка, карусель. 

Почти все филимоновские игрушки – свистульки.  

Фигурки  игрушек  утончаются  и  вытягиваются,  приобретая  непропорциональную,  но удивительно  изящную  форму: упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими головками. Одно животное от другого позволяют отличить только форма головы, рога, уши.   После  обжига  изделия  из такой глины приобретают ровный белый цвет.  Расписывают свистульки  прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже  синих и фиолетовых цветов. У  людей и части животных, как правило, стоящих  на  двух  лапах,  кофточки  расписывают  красным. Лица  людей  оставляют  белыми.  Зелёным  выделяют  глаза,  красным – рот.  

Основные узоры – линии, кружки, полосы.  Знаки  солнца –  изображаются кружками с лучами.    Знак воды – полосы в виде треугольников.   Дождь обозначается прерывистыми линиями.

НАЗВАНИЕ ИГРУШЕК. ОБРАЗЫ.

МАТЕРИАЛ ИГРУШКИ.

ОРНАМЕНТ. УЗОРЫ.

ОКРАС. ЦВЕТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения МДК.01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»

Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности ПМ.01.«Преподавание по программам начального общего образования» и МДК.01.06...

Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр

Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации  продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...

Учебное пособие по МДК 01.06 «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»

В учебном пособии раскрывается значение уроков технологии и изобразительного искусства в современной системе общего образования, освещаются научные подходы к содержанию и методике преподавания данной ...

Технологическая карта по предмету "Теория и методика обучения иностранному языку" для студентов 4 курса 8 семестр

Материал представляет собой технологическую карту по предмету "Теория и методика обучению иностранному языку" для студентов 4 курса (8 семестр) при изучении предмета 2 часа в неделю.В технол...