Статья "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания."
статья
Инновационные технологии на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии на уроках истории и обществознания.
Козина Л.С., учитель обществознания, истории;
ГБПОУ Областной многопрофильный техникум.
Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы.
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.
Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставиться во главу угла в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, обеспечивающим социализацию личности ребенка. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.
Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
Эффективное обучение – это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Моделирование урока с использованием информационных технологий (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования), несомненно, вызывает определенный интерес к уроку, что помогает активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность школьника. Нельзя не согласиться, что важнейшее умение для учащихся – отработка навыков осуществления поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах: текстах, схемах, диаграммах, аудиовизуальном ряду. Его тщательная подготовка, использование всех современных методов дают положительный результат, формируя навыки исторического анализа при критическом восприятии полученной информации.
Нельзя забывать, что одним из доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место в современном уроке, так как ученик приобретает знания не только с помощью учителя, но и в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него необходимый материал.
Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях "учитель — ученик" или "учитель — группа учащихся (аудитория)". При интерактивном обучении диалог строится также на линиях "ученик — ученик" (работа в парах), "ученик — группа учащихся" (работа в группах), "ученик - аудитория" или "группа учащихся — аудитория" (презентация работы в группах), "ученик — компьютер" и т.д.
На своих уроках использую интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Использую несколько методов интерактивного обучения, на уроках истории и обществознания: "мозговой штурм", метод синквейна, и др..
Несколько лет работала над проблемой: «Организация самостоятельной работы». Эта проблема всегда актуальна, помогает организовать активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Использую различные формы самостоятельной работы и среди них – работа с печатными источниками, составление опорных конспектов, ответы на вопросы и выполнение заданий, лабораторные и практические работы, исследовательская работа учащихся , метод проекта. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся – одна из важнейших задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности учащихся на уроках, учитывая индивидуальные качества учащихся, можно достичь определенных результатов в обучении .С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, а также экономичного использования времени на уроке помогают рабочие тетради по истории и обществознанию. В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий рисунков, памяток и других справочных материалов. Эффективное обучение на уроках истории и обществознания строится на определенных методиках, которые помогут не только приобрести знания, но также развить социальные и интеллектуальные навыки, необходимые гражданам современного демократического общества. Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры, дискуссии. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к истории и обществознанию, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков. Все методики, используемые мною на уроках истории и обществознания, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности. Вот уже несколько лет российские ученики проходят серьезные итоговые испытания в виде Единого Государственного экзамена. Такая проверка образовательных достижений позволяет контролировать знания и умения учеников выпускных классов. Введение ЕГЭ – это утвердившийся факт, никуда от этого не деться. Контрольные измерительные материалы включают в себя классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, с открытым кратким ответом, а также задания с развернутым ответом, предполагающие различные виды деятельности: анализ источника, систематизация материала, представление общей характеристики, сравнение событий, явлений, анализ версий. Поэтому, при выполнении тестов ученикам необходимы навыки творческого мышления. Используя в работе определенную систему, у детей вырабатывается позитивное отношение к тестам. Начинаю с простых заданий, которые используются на уроках, у учеников создается ситуация успешности, доброжелательный эмоциональный фон. Так как в каждом классе есть дети слабоуспевающие, то у некоторых ребят несложный тест практически единственная возможность получить хорошую оценку, что является важнейшим психологическим аспектом.
Для того чтобы работать с тестами, перед изучением каждой темы обращаю внимание учащихся на то, что необходимо знать, какие знания и умения по истории могут контролироваться такими заданиями.
1. Хронологические знания и умения.
а) Называть даты важнейших событий.
б) Соотносить год с веком, устанавливать последовательность событий.
2. Знание фактов.
а) Называть место, обстоятельства, участников, результаты.
б) Означать границы государств и представлять знания по исторической географии.
в) Знать достижения культуры и науки.
3. Умение анализировать.
а) Сопоставлять единичные исторические факты и общие явления
б) называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений
в) классифицировать исторические явления по указанному признаку
г) сравнивать исторические события и явления.
4. Знания понятий и терминов.
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
6. Знание и умение работать с историческими источниками.
а) Определять автора, время, время создания
б) находить необходимую информацию
в) сравнивать несколько источников
г) умение работать с исторической картой.
В процессе обучения детям предлагается выполнить различные тесты.
1. Базисные тесты. Этот вид тестирования проводится после завершения изучения каждого раздела. Их главная задача состоит в том, чтобы закрепить у ребят знание основных ключевых понятий и терминов, исторических фактов, дат, имен.
2. Текущие тесты. Это тесты, которые мы используем для контроля знаний и умений учащихся при изучении какой-либо отдельно взятой темы, параграфа. Такой вид работы особенно хорошо использовать для проверки текущих знаний на уроке для всего класса в целом, а возможно и для отдельно взятых учеников.
3. Итоговый тест. Такой вид работы проводится, как правило, по итогам четверти или полугодия. Особенность такого теста состоит в том, что результаты работы показывают не только уровень усвоенных учениками знаний, но и дают учителю общее представление о том, какие темы или вопросы оказались для ребят более сложными и вызвали затруднение. Таким образом имеется возможность подкорректировать поурочное планирование, доработать какие-то вопросы, возможно, уделить им больше внимания. Но главная задача состоит в том, чтобы выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала за достаточно длительный срок и по нескольким темам сразу.
Все более и более популярным в образовании становится метод проектов. Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нем основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление.
История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счете – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.
Для групповой и индивидуальной работы иногда использую прием «кластер».
Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:
- написать ключевое слово или предложение на бумаге
- записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме
- выписывать можно столько идей, сколько захочется.
На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.
Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.
В течение урока для отработки какого-либо понятия учащимся предлагаю прием «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?
Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.
Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.
Далее записываю на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.
Прием « инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» –если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-»–сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» – то, что осталось непонятным.
На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, письмо к… и так далее.
Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.
Несомненно, важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.
Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, логичность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих знаний они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. Многие согласятся, что в последние годы учебно-методический комплекс по истории существенно пополнился различными сборниками познавательных заданий. Они могут быть использованы на всех этапах обучения: в качестве контрольных и проверочных работ, при изучении нового материала, решении проблемных задач, домашних работ поискового и творческого характера, стимулируя активную познавательную деятельность, укрепляя интерес учащихся к предмету. Каждый учитель стремится к тому, чтобы его урок был интересным и запоминающимся. Поэтому так важен поиск усовершенствованной системы оценивания и отслеживания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности учащихся..
Возможность осуществлять личностный подход к учащимся позволяет использование дидактических игр. Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Она является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной, развивающей функцией. Часто использую «Суд над…», «Умники и умницы», « О ком сказано?», «Кто лишний?» и т.д.
Также использую на уроках пиктограмму, которая позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, вызвать интерес к предмету, а также снять напряженность и страх учащихся перед невозможностью воспроизвести учебный материал на всех этапах урока.
Считаю, чтосовременный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что современное общество требует от образования подготовленных учащихся , которые должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно- воспитательного
процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании.
Как учитель - предметник , я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической практике, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:
1. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом документе говорится о том, что необходимо ":создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:".
2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в которой говорится следующее: ":В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем:". ":Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего:".
3. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года". В этом документе говорится о том, что ":В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных:".
В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность.
Компьютер дает мне новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.
Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:
1. Повышение положительной мотивации к предметам
2. Использование наглядности на уроке.
3. Повышение производительности труда.
4. Установление межпредметных связей.
5. Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся.
6. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
В работе есть свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:
1. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
2. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учащихся.
Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Считаю,что не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер "зависает", электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть "план Б", "путь к отступлению" к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: обратиться к интернету, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока "С" направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто.Я заметила следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, увидела, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем. Помню всегда о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.
Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках традиционной технологии - "мел и доска", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.
Приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-356831-1385657304.jpg)
Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"
Использование компьютера на уроках истории и обществознания....
Эффективное использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.
Эффективное использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания.Сохранить и укрепить здоровье обучающихся – одна из главных задач образования на сегодняшний ден...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671601-1663917162.jpg)
Использование кластер-технологии на уроках истории и обществознания
Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления и приемом представления информации в кластерах на уроках истории и обществознания...
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Урок – основная форма организации учебного процесса. Практика работы лучших преподавателей свидетельствует, что каждый урок можно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При уче...
Инновационные технологии на уроках истории и обществознания
Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть...