научная статья "«Здоровьесберегающие технологии на уроках микробиологии»
статья на тему

Традиционно считается, что основная задача образовательной организации дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся здоровью подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesber.teh_.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках микробиологии»

преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» Ломакина М.И.

Традиционно считается, что основная задача образовательной организации дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся здоровью подрастающего поколения. Здоровье даруется каждому вместе с рождением. Оно фундамент жизни человека, жизни его будущих поколений, и многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, отражаются все социальные проблемы. И мы, преподаватели, ежедневно наблюдаем, как социальная среда негативно влияет на здоровье наших обучающихся. В дополнение к социальным проблемам прибавляются факторы риска при осуществлении образовательного процесса в колледже, которые удивительно «живучи», с ними трудно справиться.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно преподаватель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Преподаватель должен работать так, чтобы обучение студентов в колледже не наносило ущерба здоровью.

Одним из путей решения данной проблемы является задача сохранения и укрепления здоровья, которая должна стать элементом национальной культуры, экологического, нравственного, патриотического воспитания. Чтобы ребенок вырос здоровым, нужно заботиться о его здоровье каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей и юношества в последнее время признана первостепенной задачей образования, каждого учителя. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. А ведь здоровье определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни. Главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сделать через создание здоровьесберегающей среды в колледже, на каждом уроке.

Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся. Игнорирование учителем психофизических особенностей обучающихся приводит к стрессогенной среде на уроке. Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Студенты с разными способностями, склонностями, из разных социальных групп, с различным уровнем здоровья потребовали от меня поиска новых приемов, средств обучения, совершенствования традиционных, направленных на активизацию познавательной деятельности, творческой активности и, в то же время, на создание эффективных форм организации урока, внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки урока и снятия утомляемости школьников. Создание здоровьесберегающей среды на уроках позволяют создать условия для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволяли бы каждому студенту проявить свою активность, творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, технология дифференцированного обучения; коллективного способа обучения; методика критического мышления, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет реализовать педагогические принципы активности и наглядности, систематичности и последовательности, постепенности, доступности и индивидуализации, учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов, оздоровительной направленности, активного обучения, формирования ответственности каждого за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:

I вид:

Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Индивидуальное развитие организма», «Наследственные болезни», «Антропогенный фактор», «Спирты и их значение», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.

II вид:

Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

· это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например:«Почему нельзя грызть ручку?»); по обучению обучающихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;

· это эвристические вопросы для обучающихся при изучении нового материала.

III вид:

Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:

· полноценно выполняет учебную программу, формируя у студента интерес к своему предмету;

· устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;

· предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;

· максимально использует индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения;

· это урок, на котором каждый студент понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.

К такому уроку разработаны требования:

· гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), — наличие мотивационной деятельности на уроке;

· количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);

· не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);

· плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;

· наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);

· оздоровительные моменты на уроке.

В  арсенал педагога — предметника, проводящего такой урок, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:

· создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в классах;

· разнообразие видов и форм уроков – удивление нестандартностью проведения;

· формирование целей урока вместе собучающимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;

· гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями группы;

· использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации студентов;

· разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;

· при появлении признаков утомления у обучающихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания студентов, например, неожиданным примером;

· использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 студента);

· подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с обучающимися;

· рефлексия;

· во избежание гиподинамии у студентов обеспечение хотя бы небольшой организованной активности;

· ежеурочные разминки в начале урока (10 – 15 секунд);

· для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;

· для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;

· для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;

· для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;

· физкультминутки на 20 – 30 –ой минутах урока на снятие:

· мышечного утомления с плечевого пояса;

· мышц спины, кистей рук;

· зрительного утомления;

· минуты релаксации;

· массаж активных точек;

· чередование поз;

· дыхательная гимнастика.

На уроке каждый студент должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная задача педагога. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:

· температуру и свежесть воздуха: на уроке можно открывать только фрамугу, время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице

· рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, на подоконнике не должно быть цветов, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение;

· исключить монотонные звуковые раздражители;

· правильно размещать столы: расстояние от доски до 1 парты – 2-2,6 м, между рядами – 0,6 м, от стены до ряда – 0,5 м, от доски до последней парты – не более 8 м.

Физиологами и психологами доказано, что обучающиеся не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью. Поэтому целесообразно проводить уроки, в которых чередуются разные виды деятельности: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Эти методики, построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, в наибольшей степени являются эффективными и сохраняющими здоровье.

Конечно, все мы понимаем, что здоровье обучающихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 
1) строгая дозировка учебной нагрузки; 
2) построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; 
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 
4) благоприятный эмоциональный настрой.

Преподаватель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья студентов в норме, повышать устойчивость нервной системы студентов в преодолении трудностей.

У студентов развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой преподавателя, поэтому с первых минут урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у студентов может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках микробиологии учебная деятельность связана с плакатами, наглядными пособиями, учебником, классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока на доске был записан план работы на уроке.  Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, студент может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует обучающегося как субъекта учебной деятельности.

Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» студент чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование студентов к использованию различных способов решения проблемы, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия студента.

Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.

Некоторым студентам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех группах дает проговаривание отдельных терминов. Часто студент, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья студентов.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Кроме физкультминуток на моих уроках проводятся минуты релаксации, которые позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Предлагая домашнее задание, нужно прокомментировать его, указать, что студенты должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися, поэтому на  уроках студенты должны иметь возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням, студент знает, какой максимальный балл он может получить за выполнение той или иной задачи, корректно направляется на выполнение посильного задания (ориентация на успех). Для слабых обучающихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы.

Только положительная мотивация процесса обучения может обеспечить включённость обучающегося в активную деятельность на уроке. Содержание микробиологии позволяет применять разнообразные виды самостоятельной работы: это самостоятельная работа со статистическими материалами, рисунками, схемами, с моделями, с учебной книгой и дополнительной литературой. Студенты учатся ставить цели урока, осуществлять самоконтроль. Важным и полезным способом обучения является введение игровых приемов на уроке, так как создается эмоциональный настрой и личная заинтересованность каждого студента в усвоении учебного материала. Большое внимание следует созданию системы практических работ, органично сочетающихся с теоретическим материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.

Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения  является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....

Статья: "Здоровьесберегающий потенциал технологии критического мышления"

Содержит опыт моей работы по внедрению этой технологии в преподавание химии в СПО...

Статья "Здоровьесберегающие условия развития певческого голоса у детей".

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/statya_zdorovesberegayushchie_usloviya.pdf - В статье раскрывается ценность певческого голоса, его возможности в образовательном процессе, в духовно-...

Научная работа. «Информационные технологии в теплоснабжении.»

Узнать необходимость внедрение и влияние информационных технологий в сферы управления и развития отраслей инженерно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства городов. Также выяснить ...

Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла

Статья посвящена проблемам современного образования, повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам. В статье рассматривается вопрос применения на уроках интерактивных технологий и приводится пр...

Статья. Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером

В статье рассматриваются вопросы о том, какой вред здоровью наносит неправильая организация работы за компьютером и как этот вред минимизировать. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #...

Статья "Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективности личного и профессионального становления"

В статье отражается важность здоровьясбережения как важного фактора для выполнения профессиональных задач...