"Эстетическое воспитание учащихся и новые формы внеклассной работы"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Доклад: "Эстетическое воспитание учащихся и новые формы внеклассной работы
Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. ( М. Горький )
Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного, составляют фундамент эстетического развития личности. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Для реализации эстетического воспитания вне уроков классный руководитель продумывает ряд внеклассных мероприятий. Форма внеклассного мероприятия зависит от эстетических целей, поставленных классным руководителем. Например, ближе познакомиться с живописью поможет посещение картинной галереи, без чего изучение основ живописи, биографий известных художников, а также основных течений в живописи будет неполным и теоретическим, не связанным с жизнью. Необходимо отметить, что перед посещением галереи вместе со школьниками кл. руководитель посещает её сам, внимательно изучает картины, чтобы впоследствии составить план посещения, задания, что в целом помогает школьникам сосредоточить внимание и делает восприятие более осознанным.
Ни для кого не секрет, что многие школьники любят смотреть кинофильмы, но совсем не ходят в театр. Задача кл. руководителя заключается в том, чтобы помочь школьникам увидеть красоту этого вида искусства, научить смотреть театральную постановку. Перед посещением театра необходимо подготовить школьников к нему, рассказать о том, как себя вести в театре, на что обратить внимание. Не будет лишним дать задание по сюжету спектакля: по средствам выражения эмоций и переживаний героев.
В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке и др. В последние годы, в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический приём, как побуждение учащихся к выражению своего отношения к изучаемому художественному произведению. Также одной из форм внеклассного мероприятия, направленного на развитие творческих способностей, являются различные конкурсы. Например, конкурс на лучшее стихотворение на заданную тему, на лучший рассказ, на лучший рисунок. Подобные формы внеклассных мероприятий активизируют умственные способности школьников и помогают раскрыть их творческий потенциал.
Одним из видов внеклассного мероприятия является прогулка, экскурсия или поход, главной целью которых является близкий контакт с природой. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного, который, не являясь носителем общественной морали, учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок и звуков. Общаясь с природой, дети начинают понимать, что добро в отношении к природе заключается в приумножении ее богатства, а зло - в нанесении ей ущерба. Она даёт богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Понимая гармонию линий, красок природы, ребенок хочет и свой мир строить по этим законам красоты. Недаром люди искусства черпают вдохновение в природе. Так много стихов, в которых воспета красота родной земли, рассказов описывающих весенний, зимний лес, музыкальных произведений, в которых по иному изображен тот же прекрасный мир природы.
Ушинский К.Д. называл природу одним из лучших воспитателей: "Ах воля, простор, природа...А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями? Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..." Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски, и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Так например он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задорный ритм; что в картине, передающей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т.д.
Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, её отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Прослушав песню, сказку, посмотрев на картину, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.
В заключение хочется подчеркнуть, что успехи школы в эстетическом воспитании детей во многом зависят от сотрудничества педагогов и родителей. В результате их совместной работы эстетическое переживание ребёнка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус, который помогает ему лучше воспринимать и переживать прекрасное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРЕФЕРАТ ТЕМА: Значение фитбола в физическом и эстетическом воспитании учащихся.
Материал автореферата посвящен проблеме использования фитбола в средних специальных учреждениях....
Открытый классный час по эстетическому воспитанию учащихся. Сценарий литературно-музыкального вечера о Бетховене.
Бетховен… Величайший музыкальный гений! Это непоколебимый титан в искусстве. Немало людей восславило его величие как художника. Но он больше, несравненно больше, чем один из самых первых по значению м...
«Совершенствование форм внеклассной работы по воспитанию культуры поведения обучающихся»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ...
Статья "Педагогическая роль в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"
Музыкальное искусство как эстетическое явление наполнено личными смыслами.Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и появляется при его восприятии....
Новые формы профориентационной работы, реализованные в рамках проекта "Моя профессия - моя опора"
Новые формы профориентационной работы, реализованные в рамках проекта "Моя профессия - моя опора"...
Способы активации учащихся на занятиях и внеклассной работе по инженерной графике
Способы активации учащихся на занятиях и внеклассной работе по инженерной графике...
Эстетическое воспитание учащихся на уроках математики
Эстетическое воспитание в современной школе пока еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы учащихся. Стройное здание эстетического воспитания должно опираться на фундамент иск...