Рабочая программа по лепке для подготовительного класса ДХШ
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа применяется в Десногорской ДХШ.
Обновленная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lepke.docx | 57.41 КБ |
Обновлённая программа | 30.36 КБ |
obnovlennaya_programma_po_lepke.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон
Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65
E-mail: ddhs@mail.ru //Сайт:www.desdhsh.ru
Рабочая программа
по лепке
по дополнительной общеразвивающей программе
в области изобразительного искусства для детей в возрасте от 6 до 9 лет
Составлена преподавателем высшей категории Яковлевой Еленой Ольгердовной
Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Учебный предмет «Лепка» даёт возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей 7-8 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Виды учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |
полугодия | 1 | 2 | |
Аудиторные занятия | 16 | 19 | 35 |
Самостоятельная работа | 25 | 27,5 | 52,5 |
Максимальная учебная нагрузка | 45 | 47,5 | 87,5 |
Вид промежуточной аттестации | Зачёт по итогам каждого задания | Зачёт по итогам каждого задания. Отчётная выставка |
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций осуществляются в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельные.
Рекомендуемая нагрузка в часах в неделю: аудиторные – 1 час, самостоятельная работа – 1, 5 час.
Цели учебного предмета.
- Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
- Выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
- Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества,
- позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Задачи учебного предмета.
1. знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, скульптурные ножи, фактурные поверхности, глина, пластилин.
2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
3. Формирование понятий: «скульптура», «объёмность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,
пропорции, форму.
5. Формирование умения передавать массу, объём, пропорции, характерные особенности предметов.
6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
7. Формирование умения применять технические приёмы лепки рельефа и росписи.
8. Формирование навыков конструктивного и пластического способов лепки.
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
- практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений)
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы ученики могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью, подиумами, натюрмортными столиками, компьютером.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование тем и содержание занятий | Вид учебного занятия | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятеьная работа | Аудиторные занятия |
Первое полугодие. Первая четверть. 8 часов. | |||||
1. | Чем работают на занятиях по лепке? Подготовка пластилина к следующему занятию. | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
2. | «В гостях у скульптора». Выполнение рельефа «Весёлое солнышко». | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
3. | Фантазия из пластилина на пласте. | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
4. | Выполнение коллажа «Паутинка с паучком». | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
5. | Выполнение плоской композиции из шариков и жгутиков «Барашек»». | 2,5 | 1,5 | 1 | |
6. | Выполнение бус и кулона по собственному эскизу. | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
7. | Выполнение композиции “Домик для гусеницы” (лепка тыквы) | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
8. | Выполнение композиции “Натюрморт” с использованием изображений фруктов и овощей. | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
Вторая четверть. 8 часов. | |||||
9. | Выполнение рельефной композиции из жгутиков «Осеннее дерево». | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
10 | Выполнение композиции «Букашки-таракашки» | урок | 5 | 3 | 2 |
11 | Выполнение магнита «Буква моего имени» | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
12 | Выполнение рельефа «Рождественский носок». | 2,5 | 1,5 | 1 | |
13 | Изготовление новогодних игрушек из пластической массы и природных материалов. | урок | 5 | 3 | 2 |
14 | Выполнение «Новогоднего колокольчика». | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
Второе полугодие. Третья четверть. 10 часов | |||||
15 | Выполнение пластилиновой аппликации «Аквариум» | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
16 | Выполнение в материале рельефного панно «Мой город». (возможна тема «Зимний (или осенний) пейзаж») | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
17 | Выполнение рельефной композиции по мотивам печных изразцов «Цветок» | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
18 | Выполнение панно «Сказочная птица Гамаюн» | урок | 5 | 3 | 2 |
19 | Выполнение карандашницы «Башня». | урок | 5 | 3 | 2 |
20 | Морские сокровища | урок | 6,5 | 4,5 | 3 |
Четвертая четверть. 9 часов. | |||||
21 | Выполнение скульптурной композиции из природных материалов «Жил-был динозаврик» | урок | 2,5 | 1,5 | 1 |
22 | Театральная кукла | урок | 5 | 3 | 2 |
23 | Выполнение фигурки человека в движении («Лыжник») - рельеф. | урок | 5 | 3 | 2 |
24 | «К нам приехал цирк». | урок | 5 | 3 | 2 |
25 | «Домашние животные». | урок | 5 | 3 | 2 |
Итого за год 35 аудиторных часов, 52,5 часов самостоятельной работы, всего – 87,5.
Программа по лепке. Содержание занятий.
- Тема: Чем работают на занятиях по лепке?(1 час)
Оборудование и материалы для уроков лепки. Правила поведения в мастерской на занятиях.
Знакомство с пластилином как пластическим материалом, способы его обработки. Приёмы использования инструментов.
Способы получения новых цветов.
Подготовка пластилина к следующему занятию.
Самостоятельная работа: изучение свойств пластилина, создание новых оттенков.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема: «В гостях у скульптора» (1 час).
Профессия скульптора. Материалы и инструменты для работы. Инструкция по организации рабочего места и технике безопасности. Пластилин и глина. Скульптура больших и малых форм. Виды рельефов (горельеф, барельеф, контррельеф).
Простейшие композиции на плоскости.
Приёмы работы с пластилином: разминание, раскатывание, сплющивание. Выполнение упражнений по изготовлению простых элементов: шарик, жгут, пластина.
Выполнение из цветного пластилина на цветном картоне композиции «Весёлое солнышко».
Самостоятельная работа: изучение свойств пластилина.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, прямоугольник из синего картона.
- Тема Фантазия из пластилина на пласте. (1 час)
Знакомство с пластилином как пластическим материалом. Способы и приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание.
Рельефные композиции с использованием плинтов.
Знакомство с творчеством Бернарда Палисси.
Самостоятельная работа: подготовка плинта из цветного картона в форме листочка.
Лепка простейших композиций на пласте с использованием плинтов из цветного или тонированного картона (можно использовать в качестве шаблона настоящие листья с деревьев): гусеница на листочке, осенний листопад или ветка рябины.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, кусочек картона в форме листочка.
- Тема: Выполнение коллажа «Паутинка с паучком». (1 час)
Выполнение композиции с использованием ниток, трубочек, пуговиц, лент, цветного картона, засушенных растений.
Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умения передавать пластику природных форм.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок паучков.
Материалы: цветной картон формата А4, веточки или трубочки для коктейля, пуговицы, скорлупа орехов, засушенные травинки, пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема: Выполнение плоской композиции из шариков и жгутиков «Барашек»». (1 час)
Знакомство с выразительными средствами пластилина.
Выполнение упражнений на изготовление простых элементов: жгутики, шарик, сплющенный шарик, пластина… Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок композиции.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, кусок картона формата А6.
- Тема: Выполнение бус и кулона по собственному эскизу(1 час)
Работа над кулонами, бусами, подвесками, медалями: выполнение эскизов, лепка из полимерной глины или солёного теста и роспись. Формирование понятия декоративности, гармонии, развитие художественного вкуса. Лепка простых геометрических тел: шар, цилиндр, конус, куб. Использование тиснения и гравировки для создания фактурных поверхностей. Использование острых палочек или толстой проволоки для выполнения отверстий в бусах, кулонах, медалях.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза кулона и бусин.
Выполнение бус и кулона.
Материалы: полимерная глина или солёное тесто, доска для лепки, стеки, палочка для выполнения отверстий, тряпочки для вытирания рук, краски.
- тема: Выполнение композиции “Домик для гусеницы”. (1 час)
Выработать навыки скульптурного восприятия предметов, имеющих форму простых геометрических тел, различать их пластику и пропорции.
Лепка с натуры тыквы. Передача её индивидуальных особенностей.
Материал по выбору.
Самостоятельная работа: зарисовка тыквы, гусениц или бабочек.
Выполнение композиции “Домик для гусеницы”.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, натуральная тыква. Кусочек газеты в качестве «каркаса».
- Тема «Щедрая осень». (1 час)
Закрепление умения выполнять полуобъёмную уравновешенную композицию из овощей и фруктов. Развитие наблюдательности. Развитие способности сравнивать форму предметов с простыми геометрическими телами, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности.
Закрепление умения вести работу от общего к детальному.
Материал по выбору. (В качестве плинта используется цветной картон).
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры, подготовить плинт из картона в виде круглой тарелочки диаметром около 8см.
Выполнение композиции в круге “Натюрморт”.(1 час)
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, кусочек картона в форме тарелочки диаметром около 8см.
- Тема «Выполнение рельефной композиции «Осеннее дерево». (1 час)
Изображение осеннего дерева, его конструкция.
Закрепление изученных техник работы с пластилином, умения получать новые оттенки цветов путём смешивания пластилина разных цветов.
Умение располагать главного героя в центре картинной плоскости. Умение соизмерять размер изображения с форматом.
Самостоятельная работа: зарисовка дерева, его строения.
Материалы: цветной пластилин, картон синий формата А4, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема: «Букашки-таракашки» (2часа)
Закрепление умения набирать рельефную массу изображения. Формирование умения работать с использованием иллюстративного материала. Формирование умения анализировать природные формы и использовать приём обобщения и деталировки в выполнении рельефной композиции на заданную тему. Закрепление навыка композиционного выделения главного героя. Возможности использования различных материалов для создания фактурных и декоративных поверхностей. Использование разных элементов растений – семена, листочки, веточки.
Локальный цвет и его оттенки. Смешивание цветов в технике пластилиновая живопись.
- Подготовка картонного плинта в технике пластилиновая живопись на картоне формата А5.
- Выполнение композиции «Букашки-таракашки» (изображение только одного персонажа) .
Самостоятельная работа: зарисовки насекомых.
Материалы: цветной пластилин, картон формата А5, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема Выполнение магнита «Буква моего имени». (1 час)
Развитие понятия «декоративность». Формирование умения равномерно раскатывать пластическую массу (солёное тесто, глину или пластилин). Использование приёмов создания декоративных поверхностей путём использования разных фактурных материалов. Создание орнамента из одинаковых элементов. Использование штампиков.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза буквы.
Материалы: цветной пластилин или тесто, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, различные колпачки от ручек, фломастеров, детали игрушек в качестве штампиков, картон в форме буквы.
- Тема Выполнение рельефа «Рождественский носок». (1 час)
Закрепление умений создавать орнаментальные поверхности с помощью различных приспособлений и материалов. Формирование умения использовать различные природные элементы (семечки, зёрна) для выполнения орнаментальных полос.
Закрепление умения создавать различные цвета путём смешивания разного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза носка, его орнаментального решения. Подготовка картонной формы.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, форма носка из картона, стеки, тряпочки для вытирания рук, разнообразные зёрна и семечки.
- Тема: Изготовление новогодних игрушек из пластической массы и природных материалов. (2часа)
Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии, применение пластилина как соединительного материала. Использование красок, паеток, лент, серпантина для изготовления новогоднего сувенира или игрушки на ёлку.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза игрушки, продумывание вариантов использования природных форм (шишек, желудей).
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, краски, пайетки, ленты, серпантин, шишки, бусины.
- Тема «Новогодний колокольчик». (1 час)
Беседа о традициях встречи Нового года. Приёмы лепки колокольчиков из пласта глины с помощью картонного или бумажного шаблона. Выполнение декоративных элементов разными способами: лепные украшения «налепы», рельефный рисунок, гравировка.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза колокольчика.
Выполнение из глины или солёного теста «Новогоднего колокольчика».
Вариант лепки колокольчика из пластилина:1. Подготовить бумажный шаблон: на плотную бумагу нанести слой пластилина и размазать.
- Соединить шаблон в виде конуса.
- Украсить колокольчик налепами, гравировкой (её лучше нанести до сборки) или другим способом.
Материалы для лепки из глины: глина, доска для лепки, скалка, тряпочка, шаблон колокольчика, стеки, штампики.
Материалы для лепки из пластилина: цветной пластилин, доска для лепки, скалка, картон формата А5, шаблон колокольчика, стеки, ножницы, тряпочки для вытирания рук.
- Тема «Выполнение пластилиновой аппликации «Аквариум» (1 час)
Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из пласта фигурки. Закрепление умений создавать фон средствами пластилиновой живописи. Закрепление умений использовать жгутики, шарики, лепёшки из пластилина.
Самостоятельная работа: зарисовки рыбок.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, скалка, картон формата А5, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема: рельефное панно «Мой город» (возможна коллективная работа): (1 час)
Использование выразительных возможностей силуэта, декоративное преобразование объектов, фактурное решение композиции на плоскости, рельефная обработка. Подготовка фона в технике пластилиновая живопись.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок родного города, подбор фотографий.
Выполнение в материале рельефного панно «Мой город».
(возможна тема «Зимний (или осенний) пейзаж»)
Материалы: цветной пластилин, солёное тесто или полимерная масса, доска для лепки, скалка, картон формата А5, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема «Мы – мастера изразцов: Выполнение из цветного пластилина панно «Цветок»». (1 час)
Формирование умения анализировать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления.
Беседа о керамических изразцах, истории их создания. Изразцы - часть большой орнаментальной композиции, но часто каждый из них в отдельности воспринимается как самостоятельное произведение.
Рельефное изображение геометрических и растительных орнаментов. Виды ленточного орнамента и его построение.
Выполнение из цветного пластилина панно «Цветок» на прямоугольном плинте из цветного картона с помощью жгутов, шариков. Использование стеков для создания фактурных поверхностей. Работа над композицией изделия: расположение элементов на плинте с использованием оси симметрии.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок растений и эскиза в цвете панно «Цветок», выполнение рисунка в натуральную величину (А6).
Материалы: картон формата А6 с переведённым на него рисунком цветка, цветной пластилин, доска для лепки, стеки, штампики, тряпочки для вытирания рук.
- Тема «Мы – мастера изразцов: Выполнение панно «Сказочная птица Гамаюн». (2часа)
Сказочность сюжетов изразцов: часто на рельефах изображались герои былин, сказок, реальные и фантастические животные (чаще всего изображались птицы Алконост (радости) и Сирин (печаль)).
Работы М. Врубеля и С. Малютина в Абрамцеве и Талашкине. Способ выполнения рельефа с использованием предварительного рисунка в натуральную величину.
- Знакомство с конструкцией тела птицы. Выполнение зарисовки птицы. Рассматривание красивых пёрышек птиц. Декоративное изменение рисунка.
Материалы: бумага А6 для эскиза , карандаш.
- Выполнение панно «Сказочная птица Гамаюн» из цветного пластилина, полимерной массы или солёного теста на картонном плинте.
Формирование умения набирать массу изображения способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на плинт с нанесённым контуром изображения. Украшение налепами и тиснением.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок птиц и эскиза в цвете панно, выполнение рисунка в натуральную величину (А5).
Материалы: цветной пластилин, картон формата А6 с переведённым на него рисунком, доска для лепки, стеки, штампики, тряпочки для вытирания рук.
- Тема: Выполнение карандашницы из глины «Башня». (2часа)
Беседа о ритме и симметрии, закрепление понятия орнамент.
Знакомство с изделиями Скопинской керамики. Линейный и фактурный ритмы и их сочетания в украшении керамических сосудов.
Правила построения тела сосуда. Названия его частей. Различные виды керамических сосудов и зависимость их формы от назначения.
Изготовление декоративных сосудов на основе полученных знаний с помощью жгутов и пластов с использованием круглых «болванок» (банок, флаконов от шампуня…) с последующим извлечением их из изделия. Использование различных материалов (семечек, круп и т.п.) для декора. Закрепление знаний по теме орнамент. Использование орнамента на объёмной форме.
Вариант задания 1: Выполнение карандашницы из глины «Башня». Жгуты из глины последовательно навиваются на болванку. Затем их рельеф можно сгладить или обыграть как фактуру камней. На следующем занятии расписывается гуашью.
Вариант задания 2: – изготовление карандашницы из флакона от шампуня путём обмазывания пластилином.
Жгуты из пластилина наносятся на форму и прочно примазываются к ней. Можно наносить цветные жгуты в определённом орнаментальном порядке. На следующем занятии из зёрен или др. материалов выполняется орнаментальный декор.
Самостоятельная работа: Эскизы сосуда и построение его декора на основе линейного и фактурного ритма.
Материалы для первого варианта задания: цветной пластилин, глина, или полимерная масса, баночки цилиндрической формы в качестве болванок, кусок пищевой плёнки для обёртывания «болванок», семечки, зёрна, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
Материалы для второго варианта задания: цветной пластилин, пустой флакон, семечки, зёрна, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема «Морские сокровища». (3часа)
Формирование умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение, развитие фантазии, способности передавать выразительность изображаемых фигур.
Использование природных материалов, кусочков ткани, бумаги, цветного пластилина. ниток, бусин, лент, верёвок.
Формирование умения вести работу над композицией поэтапно.
- Выполнение из цветного пластилина «Морских камешков». Приёмы смешивания пластилина для создания «мраморных» фактур. Использование камешков для оформления коллажа на цветном картоне «Морские сокровища».
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- «Морские чудеса»
Развитие наблюдательности, умения использовать в работе натурные зарисовки и фотографии. Развитие фантазии. Закрепление умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение. Развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур, умение сохранять цельность композиции при обработке её отдельных элементов. Использование техники «пластилиновая живопись» для выполнения фона «Морские сокровища». Использование приёмов выполнения различных фактур и текстур с помощью оттисков различных поверхностей (мятая фольга, кора дерева, ткани с рельефным рисунком, пуговицы и т.п.).
Выполнение фона для композиции «Морские сокровища».
Материалы: цветной пластилин, картон формата А3, различные материалы для создания фактур (мятая фольга, кора дерева, ткани с рельефным рисунком, пуговицы и т.п.), доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Выполнение образа морского обитателя.
Развитие умения передавать выразительность изображаемой фигуры, способности сохранять цельность композиции при обработке её отдельных элементов.
Самостоятельная работа: зарисовки и подготовка отдельных элементов композиции, работа с иллюстративным материалом.
Материалы: цветной пластилин, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук, фон в технике пластилиновая живопись на картоне формата А3.
- Тема «Скульптурная композиция «Жил-был динозаврик»». (1 час)
Приобретение навыков изготовления фигурки животного из природных материалов. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Интерпретация природных фактур. Соединение природных форм и пластилиновых деталей.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза динозавра по представлению.
Выполнение скульптурной композиции «Жил-был динозаврик».
Материалы: цветной пластилин, шишки, семечки, зёрна, проволока, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема «Театральная кукла».(2часа)
1 урок - Формирование умения лепить образ куклы - персонажа сказки для пальчикового театра. Использование тканей, лент, пуговиц…
Материалы: солёное тесто или цветной пластилин, кусок пищевой плёнки, нитки для волос, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
2 урок – создание костюма из различных материалов.
Материалы: кусок ткани около 20 \12, нитки, клей, тесёмки, ножницы.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей куклы.
- Тема «Выполнение фигурки лыжника в движении» (рельеф). (1 час)
Знакомство с основными пропорциями фигуры человека. Передача движения.
Выполнение фигурки лыжника в движении (рельеф).
Для изготовления фигурки используются модульные палочки (кусочки веточки, карандаша и т.п.). Скрепляются в узлах пластилином.
Самостоятельная работа: подбор палочек, одинаковых по длине и размеру, фотографирование фигуры человека в движении.
Материалы: цветной пластилин, картон А5, счётные палочки или веточки одинакового размера, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема «К нам приехал цирк». (2часа)
Развитие наблюдательности, умения подмечать характерные и выразительные движения и позы артистов в цирке. Развитие пространственного мышления.
Знакомство с каркасом. Технические особенности изготовления объёмной фигуры с каркасом.
Развитие фантазии, пространственного мышления. Приобретение навыков изготовления проволочного каркаса по представленной фигуре циркача. Пластическое решение композиции с учётом кругового обзора. Использование различных материалов для создания образа (пластилин – цветной или скульптурный, цветная бумага, нитки, краски…)
Развитие навыков самостоятельного завершения начатой в классе работы.
Выполнение фигуры циркача в характерном движении. (возможно изображение животного).
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала,
Материалы: цветной пластилин, цветная бумага, нитки, проволока, краски, доска для лепки, стеки, тряпочки для вытирания рук.
- Тема: Объёмная лепка на тему: «Домашние животные». (2 час)
Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы животных. Выполнение пластического решения с учётом кругового объёма.
Самостоятельная работа: выполнение фотографий домашних животных, каркаса. Подбор иллюстративного материала. Выполнение каркаса из проволоки.
Материалы: скульптурный пластилин, подставка для лепки с каркасом, стеки, тряпочки для вытирания рук.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Знание понятий «скульптура», «объёмность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции, форму.
4. Умение передавать массу, объём, пропорции, форму характерные особенности.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приёмы лепки, знание конструктивного и пластического способов лепки.
Формы и методы контроля, система оценок.
Программа предусматривает текущий контроль на занятиях и промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация проводится во 2-й и 4-й четверти в виде: во второй – в виде просмотра, в четвертой в виде просмотра и отчётной выставки. На просмотрах ученикам выставляется оценка за полугодие.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учеников программой применяются такие методы:
- объяснительно-иллюстративные: демонстрация методических пособий, иллюстраций.
- частично-поисковые: выполнение вариативных заданий.
- творческие: участие в конкурсах
- исследовательские: изучение свойств различных материалов и работы приспособлений и инструментов.
- игровые: занятие – сказка, путешествие, проведение праздников.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится после объяснения теоретического материала. С целью создания творческой атмосферы на занятии дети знакомятся с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Коллективные задания позволят объединить детский коллектив.
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено веление самостоятельной работы. Она проходит в виде закрепления изученного в классе материала, упражнений различного рода, выполнения эскизов, подготовка иллюстративного материала завершения некоторых этапов творческого задания.
Средства обучения.
-материальные: учебные аудитории должны быть оборудованы мебелью, скульптурными столами
- наглядные: методические наглядные пособия, фонд работ учеников, магнитные доски, компьютер.
- демонстрационные: достаточный фонд муляжей, чучел птиц и животных, гербарии, натюрмортный фонд.
- аудиовизуальные: учебные видеофильмы, аудиозаписи.
Список рекомендуемой учебной и методической литературы.
- Бабанский Ю.А. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей в
учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: 2004. с.66-74
- Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
- Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. – М.: Искусство, 1977
- М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. -
М.: «Владос», 2002. с.6-15
- Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. - 1-я часть: с. 28-30, 2-я часть
- Моделирование фигуры человека. Анатомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980
- Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
- Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999.
- Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985
- Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979
- Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно глина? Глина – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Глина в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из глины - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Глина– материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
В основе данной программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Цели:
1) образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
- регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование представлений о народных промыслах
- ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
- овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины.
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
- активное участие в выставках
- стремление к поиску, самостоятельности
- понимание необходимости качественного выполнения образа
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
- приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности,
Установленное количество учебных часов: 33.
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Расписание работы: один час в неделю.
Тематическое планирование на год
№ | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | |||
1 | «Яблоки». | Исследовать глину как материал, лепить базовую форму «шар», | 1 |
2 | «Лесные грибочки». | лепить базовую форму «лепешка» (пласт) | 1 |
3 | «Цветной лужок». | лепить базовую форму «колбаски» (жгуты), делать оттиски природных форм в глиняном пласте, составлять простейшую композицию | 1 |
4 | «Красивая тарелочка» | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, уметь вырезать из пласта круг по шаблону, уметь создать правильный орнамент с помощью «штампиков» | 1 |
Октябрь | |||
5 | «Солнышко». | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, использование шаблона и «штампиков» Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию. | 1 |
6 | «Осенняя корзинка» | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и фактурных тряпочек, | 1 |
7 | «Осенняя корзинка» | лепить морковку, огурец и помидор, закрепить умение различать овощи | 1 |
8 | «Запасливый Ёжик» | лепить объемные фигуры. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. | 1 |
Ноябрь | |||
9 | Краски для глины | Расписывать с помощью глазури глиняные изделия: работу «Осенняя корзинка» или «Запасливый Ёжик» | 1 |
10 | «Аквариум» | Создать рельеф лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, вырезать из пласта форму аквариума, создавать различные по форме водоросли с помощью оттисков. | 1 |
11 | «Аквариум» | Научатся проявлять фантазию при лепке камешков, лепить улиток из глиняных жгутов. | 1 |
12 | «Аквариум» | Лепить из глины рыбку, использовать штампики для декора | 1 |
Декабрь | |||
13 | «Снеговик». | лепить снеговика из базовой формы «шар». | 1 |
14 | «Шарики-фонарики». | лепить украшения с орнаментальными узорами для елки. | 1 |
15 | «Елочка» | Лепить колокольчик в виде ёлочки с использованием «болванки» | 1 |
16 | «Новогодние чудеса» | Расписывать работы месяца с помощью темперы и глазури | 1 |
Январь | |||
17 | «Зайкина избушка» | лепить базовую форму из пласта с помощью скалки и тряпочек в виде прямоугольника, использовать «колбаски» для создания фактуры бревенчатой избы | 1 |
18 | «Зайчишка» | Лепить зайчика из базовой формы шар | 1 |
19 | «Лисичка-сестричка» | Лепить лисичку из сказки в сарафане из базовой формы конус | 1 |
Февраль | |||
20 | «Михаил Потапыч» | Лепить фигурку сидящего медведя | 1 |
21 | «Петя-петушок» | лепить петушка из базовых конусов и жгутов | 1 |
22 | «Русский богатырь» | Лепить фигурку богатыря из конуса и шара | 1 |
23 | Цветы для мамы. | Лепить шкатулку из базовой формы шар. | 1 |
Март | |||
24 | Цветы для мамы. | Украсить шкатулку листочками и цветами | 1 |
25 | «Волчек- серый бочок» | Лепить фигурку волка из пласта (или собачку) | 1 |
26 | «В космос» | Лепить объемную композицию. «Ракета на Луне». Лепить из базовой формы конус ракету и полушар - поверхность Луны. | 1 |
27 | «В космос» | Добавить к композиции фигуру Космонавта. | 1 |
Апрель | |||
28 | «Красивая посуда. Ажурная тарелочка» | Лепить из жгутов на болванке блюдце. | 1 |
29 | «Красивая посуда. Кружечка». | Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета. Лепить форму на «болванке», украсить налепами. | 1 |
30 | «Красивая посуда. Солонка» | Лепить из базовой формы шар с использованием бумажной болванки полой формы в виде цыпленка | 1 |
31 | «Марш победителей» | Декоративная плитка с рельефным изображением военной техники. | 1 |
Май | |||
32 | Глиняная картина «Майский лужок» | Подготовка плинта для рельефа. Выполнение рамы с орнаментом. | 1 |
33 | «Майский лужок» | Лепить на плинте различные цветы, насекомых, передавая характерные особенности их строения. Роспись картины ангобами | 1 |
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В КОНЦЕ ГОДА:
- отделять от большого куска небольшие комочки
- раскатывать комок глины прямыми движениями;
- раскатывать комок глины круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединять концы;
- сплющивать между ладонями комок глины;
- соединять 2-3 знакомые формы;
- защипывание краев формы кончиками пальцев. оттягивание части от основной формы;
- использовать приёмы: присоединение части; прижимание; примазывание; сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки
- использовать для украшения изделия мелкие налепы;
- придание устойчивости изделию;
- понимать, что такое рельеф;
- выполнять роспись кистью;
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Обучение проводится по подгруппам.
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
- столы и стулья
- подготовленная глина
- подкладные доски
- стеки и «штампики»
- тряпочки 40\40см
- полотенца для вытирания рук
- фартуки
- оборудование для демонстрации (компьютер и камера)
ЛИТЕРАТУРА.
Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.,
Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г.
И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно глина? Глина – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Глина в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из глины - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Глина– материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
В основе данной программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
Цели:
1) образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
- регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование представлений о народных промыслах
- ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
- овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины.
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
- активное участие в выставках
- стремление к поиску, самостоятельности
- понимание необходимости качественного выполнения образа
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
- приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности,
Установленное количество учебных часов: 33.
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Расписание работы: один час в неделю.
Тематическое планирование на год
№ | Тема | Цель | Кол-во часов |
Сентябрь | |||
1 | «Яблоки». | Исследовать глину как материал, лепить базовую форму «шар», | 1 |
2 | «Лесные грибочки». | лепить базовую форму «лепешка» (пласт) | 1 |
3 | «Цветной лужок». | лепить базовую форму «колбаски» (жгуты), делать оттиски природных форм в глиняном пласте, составлять простейшую композицию | 1 |
4 | «Красивая тарелочка» | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, уметь вырезать из пласта круг по шаблону, уметь создать правильный орнамент с помощью «штампиков» | 1 |
Октябрь | |||
5 | «Солнышко». | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, использование шаблона и «штампиков» Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию. | 1 |
6 | «Осенняя корзинка» | лепить базовую форму пласт с помощью скалки и фактурных тряпочек, | 1 |
7 | «Осенняя корзинка» | лепить морковку, огурец и помидор, закрепить умение различать овощи | 1 |
8 | «Запасливый Ёжик» | лепить объемные фигуры. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. | 1 |
Ноябрь | |||
9 | Краски для глины | Расписывать с помощью глазури глиняные изделия: работу «Осенняя корзинка» или «Запасливый Ёжик» | 1 |
10 | «Аквариум» | Создать рельеф лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, вырезать из пласта форму аквариума, создавать различные по форме водоросли с помощью оттисков. | 1 |
11 | «Аквариум» | Научатся проявлять фантазию при лепке камешков, лепить улиток из глиняных жгутов. | 1 |
12 | «Аквариум» | Лепить из глины рыбку, использовать штампики для декора | 1 |
Декабрь | |||
13 | «Снеговик». | лепить снеговика из базовой формы «шар». | 1 |
14 | «Шарики-фонарики». | лепить украшения с орнаментальными узорами для елки. | 1 |
15 | «Елочка» | Лепить колокольчик в виде ёлочки с использованием «болванки» | 1 |
16 | «Новогодние чудеса» | Расписывать работы месяца с помощью темперы и глазури | 1 |
Январь | |||
17 | «Зайкина избушка» | лепить базовую форму из пласта с помощью скалки и тряпочек в виде прямоугольника, использовать «колбаски» для создания фактуры бревенчатой избы | 1 |
18 | «Зайчишка» | Лепить зайчика из базовой формы шар | 1 |
19 | «Лисичка-сестричка» | Лепить лисичку из сказки в сарафане из базовой формы конус | 1 |
Февраль | |||
20 | «Михаил Потапыч» | Лепить фигурку сидящего медведя | 1 |
21 | «Петя-петушок» | лепить петушка из базовых конусов и жгутов | 1 |
22 | «Русский богатырь» | Лепить фигурку богатыря из конуса и шара | 1 |
23 | Цветы для мамы. | Лепить шкатулку из базовой формы шар. | 1 |
Март | |||
24 | Цветы для мамы. | Украсить шкатулку листочками и цветами | 1 |
25 | «Волчек- серый бочок» | Лепить фигурку волка из пласта (или собачку) | 1 |
26 | «В космос» | Лепить объемную композицию. «Ракета на Луне». Лепить из базовой формы конус ракету и полушар - поверхность Луны. | 1 |
27 | «В космос» | Добавить к композиции фигуру Космонавта. | 1 |
Апрель | |||
28 | «Красивая посуда. Ажурная тарелочка» | Лепить из жгутов на болванке блюдце. | 1 |
29 | «Красивая посуда. Кружечка». | Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета. Лепить форму на «болванке», украсить налепами. | 1 |
30 | «Красивая посуда. Солонка» | Лепить из базовой формы шар с использованием бумажной болванки полой формы в виде цыпленка | 1 |
31 | «Марш победителей» | Декоративная плитка с рельефным изображением военной техники. | 1 |
Май | |||
32 | Глиняная картина «Майский лужок» | Подготовка плинта для рельефа. Выполнение рамы с орнаментом. | 1 |
33 | «Майский лужок» | Лепить на плинте различные цветы, насекомых, передавая характерные особенности их строения. Роспись картины ангобами | 1 |
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В КОНЦЕ ГОДА:
- отделять от большого куска небольшие комочки
- раскатывать комок глины прямыми движениями;
- раскатывать комок глины круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединять концы;
- сплющивать между ладонями комок глины;
- соединять 2-3 знакомые формы;
- защипывание краев формы кончиками пальцев. оттягивание части от основной формы;
- использовать приёмы: присоединение части; прижимание; примазывание; сглаживание поверхности формы;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки
- использовать для украшения изделия мелкие налепы;
- придание устойчивости изделию;
- понимать, что такое рельеф;
- выполнять роспись кистью;
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Обучение проводится по подгруппам.
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:
- столы и стулья
- подготовленная глина
- подкладные доски
- стеки и «штампики»
- тряпочки 40\40см
- полотенца для вытирания рук
- фартуки
- оборудование для демонстрации (компьютер и камера)
ЛИТЕРАТУРА.
Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.,
Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г.
И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
рабочие программы по перспективной школе 2 класс
литературное чтение...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 9 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011)...
Рабочая программа кружка Лепка из соленого теста "Тили-тили-тесто"
Цель программы кружка заключается в развитии мелкой моторики пальцев посредством тестопластики....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения подготовительных к школе групп
Программа психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной к школе группы составлена на основе программа в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федераль...