Подбор аккомпанемента на индивидуальных уроках по гармонии как форма работы, интегрирующая различные предметы музыкального и общеобразовательного циклов
статья на тему
Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов. Декабрь 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_akkompanementa.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов на тему:
Подбор аккомпанемента
на индивидуальных уроках по гармонии
как форма работы,
интегрирующая различные предметы
музыкального и общеобразовательного циклов
Предмет Гармония преподается в школе "Тутти" в 10-11 классах. Согласно учебному плану уроки проходят в виде групповых и индивидуальных занятий (2 часа в неделю - групповые занятия, 0,5 часа в неделю на каждого ученика - индивидуальные).
С 1 по 9 класс учащиеся изучали такие музыкально-теоретические дисциплины, как Сольфеджио и Музыкальная литература. В учебных планах старших классов к ним добавляется новый предмет - Гармония. К этому времени ученики знакомы со многими аккордами в их элементарном виде, этот материал они проходили в курсе Сольфеджио. Задачей Гармонии является освоение закономерностей построения аккордов в четырёхголосии, изучение правил соединения аккордов друг с другом, приобретение практических навыков гармонизации мелодии и баса, а также игры на фортепиано различных заданий в гармоническом четырёхголосии. Кроме того, в курсе Гармонии ребята анализируют примеры из музыки, обращая внимание на стилевые особенности употребления гармонии, а также на ее формообразующую роль.
Традиционные формы работы на индивидуальных занятиях по гармонии:
- проверка гармонизации мелодии, сделанной учеником дома;
- игра секвенций, аккордовых последовательностей;
- гармонический анализ;
- построение и разрешение отдельных аккордов;
- гармонизация коротких мелодических фрагментов с листа.
Помимо этих хрестоматийных видов работы предлагается использовать инновационную форму, такую, как подбор аккомпанемента к известным классическим мелодиям. Это задание способствует повышению интереса к предмету, развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора.
Для данного вида работы мы пользуемся пособием Т.Литвиновой и М.Людько «Мелодии для гармонизации», изданным в СПб в 2007 году. Большинство примеров в этом издании заимствовано из вокальной музыки русских и зарубежных композиторов XVIII-XIX веков и приводится с текстом. Наличие текста помогает ярче представить себе характер и образную сторону музыки.
Подбор аккомпанемента, как правило, происходит по следующему плану:
- ученик играет мелодию, определяет тональность;
- после настройки в тональности ученик с помощью преподавателя составляет гармонический план и выбирает аккорды, в результате образуется аккордовая последовательность (на этом этапе обращается внимание на ритм смены гармонии, который связывается с характером музыки; отметим также, что аккорды, представляющие ту или иную функцию, выбираются исходя из уровня освоения предмета – так на первых порах T, S и D представлены только трезвучиями, затем, по мере изучения, включаются другие более сложные аккорды);
- ученик играет составленную цифровку в хоральной, т.е. в традиционной для гармонии, фактуре;
- преподаватель и ученик играют дуэтом: учитель – мелодию, ученик – аккомпанемент в хоральной фактуре (звучащая мелодия стимулирует ученика играть в нужном темпе и характере);
- ученик выбирает фактуру аккомпанемента, исходя из характера музыки и литературного текста (фактурные модели могут быть предложены преподавателем, а могут быть сочинены учеником самостоятельно);
- ученик исполняет цифровку в выбранной фактуре;
- снова дуэт: учитель играет мелодию или поет ее с текстом, ученик исполняет сопровождение в выбранной фактуре (в итоге, цифровка превращается в художественный элемент музыкального произведения).
Подбор аккомпанемента неизменно вызывает энтузиазм и творческий подъем у учеников. Данная форма работы не только решает важную для предмета Гармония задачу закрепления навыка игры аккордовых цифровок, но и развивает координацию, будит воображение, расширяет кругозор, вдохновляет на творчество, обостряет музыкальный слух.
В этом задании предмет Гармония интегрируется со многими учебными дисциплинами. Связь с Музыкальной литературой прослеживается в использовании популярных классических мелодий, с Сольфеджио – в том, что подбор аккомпанемента развивает музыкальный слух. В обращении к стихотворной первооснове – связь с Литературой, а совместное музицирование педагога и ученика аппелирует к Камерному ансамблю. Сочинение фактурных моделей – это обращение к Композиции, наконец, ощущение музыкальной формы как процесса, возникающее при исполнении, сродни пространственному воображению, необходимому в Геометрии.
Подбор аккомпанемента объединяет в единое целое разрозненные учебные предметы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, эта форма работы выявляет взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивающую целостность и системность педагогического процесса.
Представляется, что подбор аккомпанемента – весьма важная и полезная часть занятий по Гармонии. Это подтверждает опыт применения ее на индивидуальных уроках по этому предмету в школе «Тутти» уже на протяжении нескольких лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Еще в 1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском институте усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...
Формирование общих профессиональных компетенций при изучении дисциплин (предметов) общеобразовательного цикла
В статье рассматривается вопрос о возможности формирования общих профессиональных компетенций при изучении предметов (дисциплин) общеобразовательного цикла, приведены конкретные примеры заданий профес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП 04 « Математика» общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Программа учебного предмета « Математика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.02 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.03 НАЛОГИ и НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.05 АУДИТ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...