Подбор аккомпанемента на индивидуальных уроках по гармонии как форма работы, интегрирующая различные предметы музыкального и общеобразовательного циклов
статья на тему

Орел Юлия Антоновна

Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов. Декабрь 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podbor_akkompanementa.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад преподавателя музыкально-теоретических дисциплин

Орел Ю.А. на школьной конференции, посвященной интеграции предметов общеобразовательного и музыкально-теоретического циклов на тему:

Подбор аккомпанемента

на индивидуальных уроках по гармонии

как форма работы,

интегрирующая различные предметы

музыкального  и общеобразовательного циклов

Предмет Гармония преподается в школе "Тутти" в 10-11 классах. Согласно учебному плану уроки проходят в виде  групповых и индивидуальных занятий (2 часа в неделю - групповые занятия, 0,5 часа в неделю на каждого ученика - индивидуальные).

С 1 по 9 класс учащиеся изучали такие музыкально-теоретические дисциплины, как Сольфеджио и Музыкальная литература. В учебных планах старших классов к ним добавляется новый предмет - Гармония. К этому времени ученики знакомы со многими аккордами в их элементарном виде, этот материал они проходили  в курсе Сольфеджио. Задачей Гармонии является освоение закономерностей построения аккордов в четырёхголосии, изучение правил соединения аккордов друг с другом, приобретение практических навыков гармонизации мелодии и баса,  а также игры на фортепиано различных заданий в гармоническом четырёхголосии. Кроме того, в курсе Гармонии ребята анализируют примеры из музыки, обращая внимание на стилевые особенности употребления гармонии, а также на ее формообразующую роль.

Традиционные формы работы на индивидуальных занятиях по гармонии:

  • проверка гармонизации мелодии, сделанной учеником дома;
  • игра секвенций, аккордовых последовательностей;
  • гармонический анализ;
  • построение и разрешение отдельных аккордов;
  • гармонизация коротких мелодических фрагментов с листа.

Помимо этих хрестоматийных видов работы предлагается использовать инновационную форму, такую, как подбор аккомпанемента к известным классическим мелодиям. Это задание способствует повышению интереса к предмету, развитию творческих способностей учащихся, расширению их кругозора.

Для данного вида работы  мы пользуемся пособием Т.Литвиновой и М.Людько «Мелодии для гармонизации», изданным в СПб в 2007 году.  Большинство примеров в этом издании заимствовано из вокальной музыки русских и зарубежных композиторов XVIII-XIX веков и приводится с текстом. Наличие текста помогает ярче представить себе характер и образную сторону музыки.

Подбор аккомпанемента, как правило, происходит по следующему плану:

  • ученик играет мелодию, определяет тональность;
  • после настройки в тональности ученик с помощью преподавателя составляет гармонический план и выбирает аккорды, в результате образуется аккордовая последовательность (на этом этапе обращается внимание на ритм смены гармонии, который связывается с характером музыки; отметим также, что аккорды, представляющие ту или иную функцию, выбираются исходя из уровня освоения предмета – так на первых порах T, S и D представлены только трезвучиями, затем, по мере изучения, включаются другие более сложные аккорды);
  • ученик играет составленную  цифровку в хоральной, т.е. в традиционной для гармонии, фактуре;
  • преподаватель и ученик играют дуэтом: учитель – мелодию, ученик – аккомпанемент в хоральной фактуре (звучащая мелодия стимулирует ученика играть в нужном темпе и характере);
  • ученик выбирает фактуру аккомпанемента, исходя из характера музыки и литературного текста (фактурные модели могут быть предложены преподавателем, а могут быть сочинены учеником самостоятельно);
  • ученик исполняет цифровку в выбранной фактуре;
  • снова дуэт: учитель играет мелодию или поет ее с текстом, ученик исполняет сопровождение в выбранной фактуре (в итоге, цифровка превращается в художественный элемент музыкального произведения).

Подбор аккомпанемента неизменно вызывает энтузиазм  и творческий подъем у учеников. Данная форма работы не только решает важную для предмета Гармония задачу закрепления навыка игры аккордовых цифровок, но и развивает координацию, будит воображение, расширяет кругозор, вдохновляет на творчество, обостряет музыкальный слух.

В этом задании предмет Гармония интегрируется со многими  учебными дисциплинами. Связь с Музыкальной литературой прослеживается в использовании популярных классических мелодий, с Сольфеджио – в том, что подбор аккомпанемента развивает  музыкальный слух. В  обращении к стихотворной первооснове – связь с Литературой, а совместное музицирование педагога и ученика аппелирует к Камерному ансамблю. Сочинение фактурных моделей – это обращение к Композиции, наконец, ощущение музыкальной формы как процесса, возникающее при  исполнении, сродни пространственному воображению, необходимому в Геометрии.

Подбор аккомпанемента  объединяет в единое целое разрозненные учебные предметы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, эта форма работы выявляет взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивающую целостность и системность педагогического процесса.

Представляется, что подбор аккомпанемента – весьма важная и полезная часть занятий по Гармонии. Это подтверждает опыт применения ее на индивидуальных уроках по этому предмету в школе «Тутти» уже на протяжении нескольких лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

Формирование общих профессиональных компетенций при изучении дисциплин (предметов) общеобразовательного цикла

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования общих профессиональных компетенций при изучении предметов (дисциплин) общеобразовательного цикла, приведены конкретные примеры заданий профес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП 04 « Математика» общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Программа учебного предмета « Математика» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.02 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки

Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.03 НАЛОГИ и НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки

Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки

Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.05 АУДИТ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе базовой подготовки

Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...