СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (1 КЛАСС)
методическая разработка на тему

Никишина Наталия Викторовна
В работе представлен основной музыкальный материал, дающий возможность познакомиться учащимся первого класса с основными понятиями музыкального мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_pervom_klasse.doc483.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 16 «Дивертисмент»

городского округа Самара

443026, г. Самара, ул. Гайдара, д.9 тел. 950-44-95, 950-24-52

e-mail plie2015@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

(1 КЛАСС)

Составитель

Концертмейстер

Никишина Наталия Викторовна

«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов. С музыкой объединяются и литература, и живопись, и хореография, и актерское мастерство…

 Разве это не чудо – прекрасное и удивительное?»

Всякая музыка (хорошая, конечно) рождает у слушателей представления, ощущения, чувства, ассоциации, воспоминания и т. д. Ощущения и ассоциации, разумеется, у каждого индивидуальны. Но общие представления о тех или иных явлениях, в том числе и те, которые передаются музыкой, как бы внушаются ею, - это и есть музыкальные образы. Музыкальные потому, что создаются они чисто музыкальными средствами, хотя в их создании, как вы видели на первом примере, могут участвовать ассоциации с другими видами искусства. Можно сказать и так: музыкальный образ - это комплекс музыкальных средств, используемых композитором в сочинении и направленных на то, чтобы вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций с явлениями действительности. А содержание сочинения раскрывается путем последования и взаимодействия между собой различных музыкальных образов.

«Способы выражения музыкального образа»

                                 

   

   

 Главная задача на первом этапе раскрыть. музыкальный образ через художественное и поэтическое творчество.

Развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом ракурсе. Таким образом полноценно понять художественный образ музыки можно только в условиях взаимодействия синтеза искусств, что поможет создать оптимальное условие для раскрытия многосторонних способностей и будет способствовать формированию сотворческой деятельности.

Каждое произведение несет свой образно-выразительный смысл, свою трактовку, воплощение образов, изобретение, открытие – одним словом своя конструкция. Поэтому раскрывать образную сферу музыки каждый раз будем по разному. В основе технологии лежит теория символов и знаковых систем.

Человек имеет знаковый характер сознания, реальная действительность представляется нам через знаки-символы. Каждый образ искусства символичен, в каждом заложен определенный смысл.Задача  педагога при помощи верного истолкования раскрыть их значение. В каждом произведении органично вплетаются образы – природы( вода, огонь, воздух, земля, человек и предметы.) Все они взаимосвязаны друг с другом. Как только в голове учащегося складывается знаковая система образов, сами знаки для него приобретают выразительное значение, отдельных личностей, мир композитора и свой внутренний мир. Главная задача  в развитии понимания языка музыки, как способа познания гармонии мира.

Что значит правильно смоделировать образ – это, прежде всего, проживать его изнутри, что побуждает самостоятельно размышлять, активно включать воображение. Главная задача учителя – поставить ученика в воображаемую среду.

               «Если бы я был режиссером, какой бы я снял фильм, клип по этой музыке?»

Определить символы эпохи и построить модель этого времени.  Смоделируйте образ на бумаге. Оживите картину средствами музыки...

Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами, историками и т.п. Ученики моделируют образ: сравнивают  и сопоставляют, подбирают к нему музыкальные инструменты, преобразуют жанровые особенности и способ исполнения, раскрывают основную идею – основные символы, чувства-мысли и наконец изображают движение музыки.

Таким образом, у детей ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче образного восприятия, им свойственна творческая активность. Ученик развивает в себе эмоционально образные качества изобретательности, воображение, образность, умение вести диалог.

«Музыка – это картина, в которой живет мир».
«Давайте нарисуем образ музыки, ее движение восходящие и нисходящие линии. Что у нас получилось, какие образы мы видим».

Учащиеся рисуют мелодико-графическую схему музыки. Они видят что движение мелодии перерастают в образы музыки. Выявляют основной образ и его символы.

                                                   

 

                                              «СКАЗКИ В МУЗЫКЕ»

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ''Алёнушка'',''Богатыри''... А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, русалку, лешего, колдуна, серого волка и т.д. Обратимся конкретно к какому - нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется "Баба - Яга". В этой пьесе изображается ворчливая Баба - Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым "колючим" взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы - Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу - Ягу называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки". Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает стаоинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги. А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король - это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе "В пещере горного короля", которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена "Пер Гюнт". Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казатся, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, кажется будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки. А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Это - Черномор из знаменитой сказки Пушкина "Руслан и Людмила". По сюжету этой сказки была написана опера "Руслан и Людмила" русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая - с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 - ая - это изображение несметных богатств, камней семицветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в "Золотом петушке" об этом сказал так: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.

   

                                                         МАРШЕВАЯ МУЗЫКА

              ( акценты в музыке, сильные и слабые доли )

Акце́нт — выделение громкостью (или другим образом) определённой ноты или доли в такте.

     

Акцент  является фундаментальным понятием в музыке, ведь именно порядок равномерного чередования акцентированных (сильных и относительно сильных) долей и неакцентированных (слабых) долей в метре определяет координатно-временную сетку, на которую накладывается ритмический рисунок любого музыкального произведения.

Знак акцента ставится там, где с его помощью необходимо нарушить естественный порядок сильных, относительно сильных и слабых долей метра.

  Ударение, которое  делается на  доле при исполнении музыки, называется акцентом. Акцент можно сделать на любой ноте, если это требуется характером мелодии. Чтобы  не путаться: сильная доля - вещь нерушимая, а акцент - всего лишь манера исполнения.

     

                                                     Сильные и слабые доли.

Первая доля такта называется сильной долей - это  устоявшийся термин. Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

Марш-(франц.)- «ходьба». В музыке так называются пьесы, написанные в четком энергичном ритме. Марш пишется в четком размере (2/4 и 4/4).

 

(  поставить акценты)...

                                         МУЗЫКАЛЬНАЯ  И  НОТНАЯ ГРАМОТА.

                                                нотный стан,скрипичный ключ

 

Ноты  записываются на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных линеек.
Ноты могут записываться на линиях и между линий, а также на добавочных линиях сверху и снизу.



Пять основных линий нотного стана считаются снизу вверх. Добавочные линии считаются по направлению от нотного стана.

 То есть, верхние добавочные снизу вверх, а нижние добавочные сверху вниз.

Изучение нотного стана можно представить в виде домика.

В нем всего пять основных этажей, пять линеечек. Но и сверху, и снизу этажи могут достраиваться.

Вот перед нами дом, и проживает в нем

Семья веселых нот, их каждый назовет:

До,ре,ми,фа,соль,ля,си,до.

Фундамент дома-нота До, она живет в пристройке.

Квартира первая ее, начало всей постройки.

На первом этаже. Смотри,

из всей большой семьи,

В квартире теплой номер три,

живет тихонько –Ми.

Второй этаж, квартира пять,

был занят нотой Соль.

А Си-решила третий взять этаж. Ну что ж, изволь!

Этаж четвертый-нота Ре.

Фа-выше всех, на пятом.

Ну, а теперь пора к игре, приступать ребятам.

Помощь в работе музыкального руководителя может оказать фланелеграф.

Фланель с изображением нотного стана (пять линеечек) натягивается на 8 демонстрационную доску.

Ноты-кружочки(с обратной стороны наклеена фланель) накладываются на какую-нибудь линейку или между линейками нотного стана. Выкладывая ноты-кружки, дети учатся правильно передавать мелодию знакомой песни: определять звуки по высоте; движение мелодии(вверх, вниз).

Ключ закрепляет за конкретной линейкой конкретную ноту. И в зависимости от этого все остальные ноты занимают свои места на нотном стане. Ключи бывают разными для инструментов разного регистра, но самые распространенные это Ключ Соль (скрипичный) и Ключ Фа (басовый).

  • Ключ соль

показывает нам на какой линейке нотоносца находится нота соль первой октавы. Показывает он нам это своим завитком, который охватывает вторую линейку. Ключ соль на второй линейке чаще всего называют скрипичным ключом.

Итак: Скрипичный ключ – это один из самых основных ключей,употребляемых в нотном письме.Его называют также ключом «соль»,поскольку он указывает,что на 2-й линейке нотного стана записана нота соль 1-й октавы: начертание скрипичного ключа представляет собой искаженную с течением времени латинскую букву G (она издавна служит буквенным обозначением ноты соль).

   

                               Инструмент – фортепиано – знакомство с клавиатурой.

“Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано. 

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задать ребёнку вопросы:

- Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

- Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

- Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

- О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее попросить его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, попросить не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками  пальчиков. 

     

                                                         Изучение клавиатуры.

В музыке существует семь основных звуков: до,ре,ми,фа,соль,ля,си. Нажимая на клавишу, вы слышите один из этих звуков. Клавиша имеет такое же название, как и звук, который издает его и сразу запомнить их непросто.

Клавиши бывают черные и белые . Вначале знакомим с черными клавишами, это позволяет сразу же включить в работу зрительные, слуховые и осязательные ощущения. Обратить внимание детей на то, что клавиши расположены «подряд», что существуют разные группы: из двух черных клавиш и из трех черных клавиш.

Прошу ребенка найти « двух братиков» и «трех» сестричек. Клавиш на  фортепиано много и сразу запомнить их непросто В этом нам поможет «немая  азбука».( наклеить ее на картон и можно использовать как на занятиях, так и дома.

Знакомясь с музыкальной картинкой «Море и небо»(С.А. Барсукова « Азбука игры на фортепиано»), ребенок должен одним пальчиком пройтись по всем черным клавишам снизу вверх и сверху вниз с остановками в местах, обозначенных кружочками. На каждый слог (их всего 35) приходится одно прикосновение к клавише. Выполняя это задание,ребенок делает первые шаги в ориентировке на фортепиано, усваивает местонахождение низких и высоких

звуков, направление их движения ( кашалот-тяжелый ,плавает внизу; птички летят в вышину; кашалот опускается вниз) и в конце концов учится их отличать ,не глядя на клавиатуру.

       

                                                            Длительности нот.

Познакомить детей с целыми, половинными, четвертными, восьмыми нотами с помощью стихов (Н. Кончаловская «Нотная азбука», М. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей») и распевок (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»).

Чтобы эта тема не казалась детям скучной и сложной, мы изучаем её не только с помощью стихов и песенок, но и иллюстрированных сказок, карточек.

     Ноты бывают длинные и короткие.

Если нота белая, это нота целая.

Разделим ноту целую на половинки белые,

Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих.

В каждой ноте половинке по две черных четвертинки.

В каждой четвертушке по две восьмушки,

По две чернушки,

Палочки и точки, на палочках крючочки.

Вариант:

Это нотка белая,

Её имя - целая.

И она звучит так важно,

Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –

Получаем половинки.

Нотка половинная-

Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки

На две чёрных четвертинки.

И всего мы получили

Ноток четвертных - четыре.

Делим дальше четвертушки-

Получаем мы восьмушки.

Тоже нотки чёрные-

Быстрые, проворные.

Их крючочками отметим,

Чтоб не путать те и эти.

Сказка (длительности нот.)

В день рождения енот

Получил огромный торт.

Съесть его один хотел,

Но немного не успел (целая).

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!»

Прибежал к нему барсук.

И пришлось тогда друзьям

Торт разрезать пополам (половинные).

Только сели за тарелки-

В дверь стучат соседки - белки.

На четыре части торт

Режет для гостей енот (четвертные).

Кто ещё стучится в дверь?

- Эй, барсук, пойди, проверь!

Заяц, волк, лиса и ёжик

Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!

Всех гостей к столу мы просим! (восьмые)

Можно разыграть эту сказку с детьми в виде сценки.

                                           Целая и половинная длительности.

                                 

                                        Четвертная и восьмая длительности.

Для закрепления темы используются карточки с длительностями, игры. Например:

Игра «Дружная семья»:

По дороге бегут ребятишки,

И считают шаги шалунишки,

И выходит у них вот так:

1, и, 2 ,и, 3, и, 4, и (показывают бег восьмушками).

Мамы с папами их услыхали,

И шаги свои вмиг сосчитали:

1 и, 2 и, 3 и, 4 и (шагают под четверти).

Ну, а бабушки, чтоб не отстать,

Тоже стали шаги считать:

1 и 2 и, 3 и 4 и (медленно идут – половинками).

Тут прабабушка тихо сказала:

-«А я тоже шаги сосчитала»

1 и 2 и 3 и 4 и (очень медленно идет целыми).

Гуляли они, гуляли,

Считать шаги устали,

И пошли домой отдыхать,

Значит, сказку пора кончать.

Музыкально - ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и упражнениями.

Вместо счета некоторые педагоги предлагают использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий слогом «ти». Чтобы лучше разобраться в том, как складывается ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных шагов:

равные шагу - (четверти),

равные двум шагам - (половинные),

равные четырем шагам - (целые),

Шаг можно заменить слогом «та». Получается:

та та та та - за четыре шага - 4 слога «та»

та-а та-а - за четыре шага - 2 слога «та»

та- а - а - а - за четыре шага -1 длинный слог «та»

Более мелкие длительности звуков, например, когда на один шаг приходится две длительности, обозначаются слогами «ти-ки».

Ти-ки, ти-ки, ти-ки, ти-ки - за четыре шага - 8 коротких слогов.

                                                        Паузы.

Познакомить детей с целыми, половинными, четвертными, восьмыми паузами используя стихи (Н. Кончаловская «Нотная азбука»), распевку (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»), стихи и наглядный материал (карточки).

В музыке, друзья, бывает,

Что все ноты замолкают.

Это паузой зовут,

Нотам отдыхать дают.

Перерыв среди движения

Люди паузой зовут,

И её изображение

Помещаем мы вот тут!

В такте есть такой значок,

Значит, целый такт молчок.

                                                                Паузы.                  

                     

 

Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.

                                             Народное музыкальное творчество.

     

Народное музыкальное творчество – уникальное явление художественной культуры социума.  Оно отражает национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа,  в нем закрепляются эстетические ценности народа. Психологические черты нации находят отражение в метроритмической, методической и гармонической основе народного мелоса. Народная музыкальная культура является первоосновой музыкальной культуры общества,

именно на основе народной музыки формируется профессиональная музыкальная школа.

 

ПЕСНЯ — наиболее распространенный жанр вокальной музыки, соединяющий музыкальный образ с поэтическим. Различают песню народную и профессиональную, сочиненную композитором совместно с поэтом. Песни принято классифицировать по жанрам (обрядовые, бытовые, лирические, революционные), по сфере бытования (городские, крестьянские, солдатские, детские), по складу (одноголосные и многоголосные), по форме исполнения (сольные, хоровые, ансамблевые, с сопровождением, а капелла) и т. д. Термин «песня» в Германии (Lied), Англии (song), Франции (chanson) применяется и к романсу. Мелодия песни является обобщенным выражением содержания текста. Мелодия и текст в песне подобны по структуре, состоят из равных построений (строф и куплетов). Песни Древней Греции — простые одноголосные мелодии (пэан, дифирамб, эпиталама). В творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров сложились многочисленные песенные формы: рондо, серенада, канцона и др. В XVI—XVII вв. получили развитие многоголосные жанры: вилланелла, фроттола, канцонетта. Во 2-й пол. XVIII в. песенные формы занимают видное место в западно-европейской опере. Песни и песенные циклы создаются Л. Бетховеном, Ф. Шубертом, Р. Шуманом. В России наряду с крестьянской песней с XVIII в. развивалась городская. 1-я пол. XIX в.— время расцвета бытовой песни-романса в творчестве А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева и др. В конце XIX — начале XX вв. получает развитие жанр рабочей революционной песни («Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу»), послужившей одним из истоков советской массовой песни. Советская песня — патриотическая, лирическая, детская — достигла значительных вершин в творчестве И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева-Седого, А. Г. Новикова, М. И. Блантера, А. И. Островского, А. Н. Пахмутовой и др.

                               

 

                             

 

            Куплетная форма – самая распространенная форма вокальной музыки.

 

                                                            РИТМ  И  МЕТР.

       

 Ритм и метр – понятия, которые определяют характер музыки. Ритм относится к одному из средств музыкальной выразительности.

Очень важно развить у детей музыкально-ритмическое чувство - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Восприятие музыкального ритма – активный процесс, поэтому восприятие музыки вызывает у детей неосознанную двигательную реакцию. В работе над метроритмом удобно использовать ритмослоги (восьмые «ти-ки», четвертные – «та»), карточки, игры с хлопками и притопами, хождение под песню, подражательные движения. Одно условие – без отклонений от темпа. Необходимо научить детей отхлопывать, узнавать и выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песенок и попевок.

Ритм – основа музыкального движения, порядок сочетания во времени всех элементов музыкальной речи: мелодии,гармонии и т.д.

   

               

       

     

Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей.

        Размер:2/4,3/4,4/4

 

       

Разме́р — число, обозначающая ёмкость такта, то есть максимальное количество долей между сильными долями, которое он способен содержать. Тактовый размер часто принимается за дробь. Такое расхожее заблуждение связано с тем, что в нотном письме он указывается одним числом, записанным над другим. При этом верхняя цифра (числитель этой "дроби") указывает на количество долей, составляющих такт для данного музыкального размера, а нижняя (знаменатель) — на длительности нот, на которых базируется разметка этого такта.

           

Размер такта выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера.

Размер 2/4 - «две четверти» - это такой размер, в котором каждая доля равна одной четвертной ноте. Счет ведется: «раз-и,два-и». Значит в каждом такте помещаются по две четвертные ноты. Но эти четвертные ноты можно «набрать» разными длительностями.

 

  (пример)....

 

Размер 3/4-  «три четверти» - в нем три доли и каждая равна одной четвертой ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей можно набрать разными способами.

(пример)...

                     

 

Размер  4/4 - «четыре четверти» - содержит четыре доли, и длительность каждой доли равна одной четвертой доле.Этот размер сложился из суммы двух простых размеров 2/4, а значит в нем два акцента – на первой  и на третьей долях. Первая доля – сильная, третья – относительно-сильная.

(пример)..

                                                             

                                                        Такт,затакт.

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

Такт определяется количеством и типом его метрических единиц — долей — обозначаемые размером. В нотной записи размер указывается после ключа в начале музыкального произведения (или такта, начиная с которого он изменился), условно, в виде обыкновенной дроби (например, «3/2», «2/4», «6/8», «4/4» и т. п.) или её условного обозначения ( эквивалентен 4/4,  эквивалентен 2/2). В числителе указывается количество долей, а в знаменателе — их относительная длительность.

   

                                                      Тактовая черта.

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана, которая называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной доле.

 

     

                                                                      Затакт.           

Если произведение начинается со слабой доли, то в начале образуется неполный такт,который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед его любой частью. По традиции, произведения, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим затакт. Даже когда для завершения не остается нотного материала, затакт часто дописывается  паузами.

 

                       

 

                       

                       

         

                                                                        Штрихи.

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.

Штрихи в зависимости от исполняющего инструмента:

  • . Штрихи связаны с типом движения смычка — исполнение звуков поочерёдно движением смычка вверх и вниз (деташе), исполнение ряда звуков непрерывным движением смычка (легато), ведение смычка у подставки (суль понтичелло) и др.
  • Струнные смычковые 
  • Духовые. Штрихи — «исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструменте звука с совокупностью этих фаз».

        .  Фортепиано 

                                   

 

                                 

   

   

                                                 Простые ритмические рисунки.

 

                                   

 

                                       

 

 

   

 

 

       

                                                                                                                                                                                                             

                           СРЕДСТВА    МУЗЫКАЛЬНОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

                                   Мелодия – основной элемент музыкальной речи.

                         

Мелодия - осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада(греческое melodia – пение,напев).Мелодическое на-чало составляет основу как народного музыкального творчества, так и произведений профессиональной музыки. Мелодия - «...главная прелесть,главное очарование искусства зву-ков, без нее все бледно,мертво...»( А.Серов).

                                             

 

 

                                     

 

                                            Пение детских песен  с аккомпанементом.

Пение с аккомпанементом способствует точной, ритмичной, выразительной интонации, обогащает гармонический слух, содействует сближению класса сольфеджио с практическими формами музицирования. Интонируя вокальные произведения с аккомпанементом, учащиеся должны стремиться к осознанной фразировке, тщательному исполнению цезур и пауз; особое внимание следует уделять четкому, осмысленному произнесению словесного текста. Педагог должен обращать внимание учащегося на выразительное значение ярких красочных гармоний и на отдельные интересные частности голосоведения.

Пение -  вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов…

 

                                     

                                         

 

               

 

                                           

                           

                                                                                                                                                                                                                         

     

           

                   

 

 

динамические оттенки – это указания,касающиеся различной степени громкости звучания  

при исполнении музыки. Общий уровень динамики,т.е. Сила звучания (по-гречески dynamis-

-сила), обычно взаимосвязан с образно-художественным содержанием музыкального произведения. Так,колыбельная песня исполняется piano ( тихо), торжественный марш – forte

(громко) и т.д.

 

                                                Лад, мажор и минор, тональность.   

                                             

                                               

                                                      Сказка про Мажор и Минор.                                              

 

 Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а

Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, за-

дорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор,потому что я Минор». Несмотря на

разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились

они в лес по грибы и ягоды и заблудились.Минор плачет: «Ох,пропадем, в яму упадем!»А

Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. На глаза братьев стали наворачиваться слезы, и еще труднее стало им искать дорогу.

« Нет, братец, так не годится!» - сказал Мажор и стал  напевать веселую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слезы и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с веселой песней, и вышли они на дорогу, ведущую к дому.

Грусть да печаль в беде  плохие помощники.

 

                                             

     

 

 

Тональность – это лад ( музыкальный строй), привязанный к определенной высоте и построен на основе выбранного звука.

                                     

                               

 

        МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ, ЦЕЗУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.

                                      Вступление в музыке, preparation в хореографии.

Вступление - это  начальный эпизод музыкального произведения или части цикла, подготавливающий появление основного тематического материала.

Вступление в музыке — вид музыкальной секции, начальный раздел, непосредственно вводящий в какое-либо вокальное или инструментальное произведение, пьесу, картину или музыкально-театральное представление[1]. Вступление включает мелодический, гармонический и/или ритмический материалы, связанный с основой строения, присутствующей в каждой части.

Увертюра – вступление в театре к первому акту.

Интрада – вступление, в качестве которого используется небольшая пьеса, для музыкального

произведения.

Прелюдия – вступление,в качестве которого используется короткое произведение импровизационного характера, предшевствующее основному.

Preparation( препарасьон  в хореографии – приготовление) подготовительное движение.

                                             

 

                                                         Мотив, фраза, предложение.

Мотив, фраза, предложение – это элементы музыкальной речи.

Мотив – основа музыкального произведения.

Мотив в системе музыкального синтаксиса - это мельчайшая единица, деление которое дальше невозможно без потери музыкального смысла.

Моти́в —  наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение.

Фраза в музыке - относительно завершенная часть мелодии, темы. Это построение, среднее между мотивом и предложением. Обычно состоит из 2 мотивов и образует половину предложения. Может быть и целостной структуры, не членящейся на мотивы.

  1. Фразировка в музыке
  1. Законченная музыкальная фраза

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.

Также и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики (усиление или ослабление громкости звучания)и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.

       

     

                                                     

Фраза – это группа мотивов,объедененная в одно музыкальное построение.

 

                                                         Предложение в музыке.

Сыграйте и послушайте эту мелодию. Сразу слышно, и даже видно глазами, что она делится на две почти одинаковых половинки. Они чуть-чуть отличаются только окончаниями — кадансами. А соединённые вместе, они составляют музыкальную мысль — мелодию. Такая форма мелодии из двух половинок называется в музыке периодом. А половинки — это предложения: первое и второе. Обратите внимание: в обычном языке высказанная до точки мысль называлась бы предложением. А здесь предложениями называются половинки. А всё вместе — период.

 

                                                                   Реприза.

Реприза (в музыке) — Реприза (франц. reprisc, от reprendre ≈ брать обратно, возобновлять) в музыке, повторение какого либо раздела произведения..

Реприза указывает на необходимость повтора части произведения,либо всего произведения.

                                             

     

 

                                            ТЕМП В МУЗЫКЕ И ХОРЕОГРАФИИ.

                                                     

 

                               

Темп – от латинского tempus – время,скорость музыки.

                                               Основные обозначения.

1.Медленные темпы:

largo – широко;

adagio – спокойно,медленно;

lento – медленно;

2.Умеренные темпы:

andante – умеренно;

maestoso – величественно,торжественно;

3.Быстрые темпы:

allegro – быстро;

vivace – живо;                              

presto – очень быстро;                                                  

Метроном – прибор,отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.( В музыке используется как точный  ориентир  темпа.  

                                                         

                                                   ЗНАКОМСТВО С ОРКЕСТРОМ.

                                         История возникновения и развития оркестра.

                                   

 

                                           

                                                                                             

                                                                                 

Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхео» означал - «танцую», а орхестрой греки называли полукруглую площадку театра, на которой, совершая ритмичные движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - сам ансамбль музыкальных инструментов и исполнителей на них.

Совместная игра на различных музыкальных инструментах была распространена во все эпохи. Со времен глубокой древности литература и изобразительные искусства, исторические хроники и мемуары сохранили для нас немало интереснейших сведений о музыкальных ансамблях старины. Музыкальные ансамбли древности порой достигали
колоссальных размеров, порой были миниатюрны. Придворные ансамбли в древнем Египте включали певцов, музыкантов-инструменталистов, а в некоторых случаях и танцоров. Иногда в них бывало до 500 участников.

Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала быть только непременным участником религиозных церемоний и веселых пиров, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом, с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец XVI века.

История оркестра складывалась из многих элементов. Силы, движущие ее, лежат и в самом музыкальном искусстве, и вместе с тем в общественных и исторических условиях каждой эпохи. История оркестра - это прежде всего развитие самой музыкальной мысли, музыкального языка. Ведь оркестровые тембры наряду с мелодией, гармонией, ритмом -одно из средств для выражения идей и настроений композитора.

Каждый композитор имеет свою манеру говорить языком оркестра, свой оркестровый стиль, подсказанный содержанием его творчества.

Переход к современному пониманию оркестра был обусловлен медленными и постепенными изменениями в самом стиле музыки, в музыкальном мышлении композиторов. На смену многоголосию (полифонии) шел новый стиль - гомофонный, с господствующей мелодией и подчиненным ей сопровождением. Этот процесс в середине XVIII века привел к появлению новых музыкальных жанров - симфонии и сольного концерта.

В России придворный оркестр был официально утвержден в 1729 году, а Екатерина II, не желая отстать от Запада, создала еще два: для бальной и для камерной музыки.

                                     

Симфони́ческий орке́стр  - большой коллектив музыкантов для исполнения  академической

музыки.

.Орке́стр (от греч. ορχήστρα) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

                         

                                                          Оркестровые группы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная образовательная программа учебной дисциплины Слушание музыки

Примерная образовательная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».Пр...

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...

Открытый урок по слушанию музыки «А.К. Лядов « Кикимора» (методическая разработка)

Цель: формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок. Задачи: • раскрыть термин «лейтмотив», и его роль в произведении; • познакомить со сказочной картиной А.К. Лядова «Кики...

Тестирование по музыкальной литературе и слушанию музыки

Данные тесты используются для контроля знаний обучающихся в конце учебного года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНаЯ ГРАМОТА

       Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных  требований к дополн...

"Детская музыка" С.С. Прокофьева. Методическая разработка по слушанию музыки для детей 6-10 лет.

Презентация составлена для педагогов, которые могут провести как урок, занятие, так и использовать как дополнительный материал по слушанию и обогащению впечатлений детей.Пьесы можно рассмативать выбор...